Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации»




НазваниеМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации»
страница1/5
Дата публикации03.02.2014
Размер0.64 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5
УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)в г.Чернигове

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет

им.В.С.Черномырдина»

Кафедра менеджмента

Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и

индивидуальной работы по дисциплине
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
для студентов специальности «Менеджмент организации»

«Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»


Составители: Дорош М.С. к.т.н.,доцент

Басенко К.А. преподаватель

Горшенина А.Л. преподаватель

Чернигов -2011

^ УКРАИНСКО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)в г.Чернигове

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Московский государственный открытый университет

им.В.С.Черномырдина»

Кафедра менеджмента

Методические указания

для проведения практических занятий, самостоятельной и

индивидуальной работы по дисциплине
^ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
для студентов специальности «Менеджмент организации»

«Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»
Утверждено

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № 2

от 26.09.2011г.

Составители: Дорош М.С. к.т.н.,доцент

Басенко К.А. преподаватель

Горшенина А.Л. преподаватель
Чернигов 2011
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг.

Целью преподавания дисциплины “Управление качеством” является формирование у будущих специалистов научно-методических и организационно-технических основ и принципов управления качеством и сертификации систем качества, что в настоящее время становится важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, а также гарантий социальной, экономической и экологической безопасности.

Основные задачи курса :

  • формирование понятия качества как экономической категории и объекта управления

  • изучение теоретических и практических аспектов управления качеством, с учетом требований международных стандартов менеджмента качества серии ISO 9000 - 2000;

  • изучение методов, инструментов и экономики системы управления качеством продукции;

  • формирование навыков проведения аудита в процессах усовершенствования систем управления качества.

  • развитие практических навыков для применения полученных теоретических знаний в практической деятельности на предприятиях отрасли

курс “Управление качеством” является специальной дисциплиной.
Междисциплинарные связи: после изучения дисциплин: „Экономика предприятия”, „Экономика отрасли”, „Менеджмент”, „Логистика ”, „Маркетинг”.

Программа дисциплины предусматривает обучение в форме лекций, практических занятий, консультаций у преподавателей и самостоятельной работы студентов.

Практические занятия должны стать связующим звеном между лекционными занятиями, в пределах которых студенты получат теоретические основы знаний из курса, и самостоятельной работой. В процессе практических занятий должна быть выявлена степень усвоения студентами основных направлений предмета, а также умение комплексно раскрыть тему, анализировать и обобщать ключевые вопросы курса.

Практические занятия - это форма аудиторной работы, которая предусматривает:

- рассмотрение и обсуждение теоретического материала по перечню контрольных вопросов по соответствующим темам лекционных занятий;

- рассмотрение и обсуждение теоретического материала по перечню вопросов для самостоятельной обработки (на базе нормативно-законодательных актов, периодических изданий и литературных источников, рекомендованных для изучения дисциплины);

- проведение семинаров с публичными выступлениями, подготовленными студентами самостоятельно по рекомендованной тематике;

- решение тестов соответственно тематике практической задачи;

- решение задач аналитического характера;

- проведение модульного контроля по усвоению теоретического материала;

- проверка практических задач, выполненных студентами во время индивидуальной работы;

- проведение консультаций по дисциплине.

Практическая работа №1
^ ВАРИАЦИЯ ПРИЗНАКОВ КАЧЕСТВА И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Цель: ознакомится с основными методами статистического контроля качества, научится практически определять качество процессов, при помощи оценки основных статистических характеристик.
Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «статистические методы и инструменты»?

2. Каковы области применения статистических методов в управлении качеством продукции?

3. Какие статистические методы контроля и анализа вы знаете?

6. Расскажите об основных этапах сбора данных при заполнении контрольного листка.

7. Какие символы используют при заполнении контрольных листков?
Темы докладов:

1. Основные этапы развития методов статистического контроля качества.

2. Ведущие специалисты в области управления качеством в Украине.

3. Основные теории в области управления качеством за рубежом.
Вопросы для самостоятельной работы:

1. Дайте основные определения понятий «качество» и «управление качеством».

2. Затраты на качество.

3. Методы определения затрат на оценку и управление качеством.

4. Статистические методы при оценке качества продукции.

4. Что такое контрольный листок и для чего он предназначен?

5. Какие виды контрольных листков вы знаете?
Теоретические данные
Чрезвычайно важной характеристикой любого явления или процесса является его вариация. Вариация это природное рассеивание индивидуальных значений признака. Вариация существует во всех явлениях и процессах. Она возникает из-за действия многочисленных причин, которые либо усиливают, либо уменьшают вариацию, от нее невозможно избавиться, поскольку вариабельность является внутренней составляющей всего существующего, но ее возможно оценивать и контролировать путем осуществления определенных действий. Вариация находит •свое проявление лишь в массовых явлениях, и поэтому изучается статистикой, как наукою о массовых явлениях и процессах. В статистике существует ряд показателей, посредством которых возможно предоставить количественное выражение меры вариации определенного признака. Эти показатели обобщают отклонение индивидуальных значений от среднего значения исследуемой характеристики, то есть являются средними из индивидуальных отклонений.

Самым простым показателем, который характеризует вариацию признаков имеется размах вариации (R), который представляет собой разницу между максимальным и минимальным значением признака:


Он показывает, в каких границах варьирует признак. Но как мера вариации этот показатель не всегда надежен, поскольку зависит от случайных колебаний крайних значений признака.

Более точную характеристику меры вариации может давать показатель который учитывает все индивидуальные отклонения . Поскольку , при расчете среднего отклонения необходимо избавиться от знаков отклонения. Для этого необходимо взять либо абсолютные (без учета знаков) отклонения, либо возвести отклонение в квадрат.

Средняя из абсолютных отклонений называется средним линейным отклонением (d), которое, аналогично средним величинам, бывает простым и взвешенным. Простое среднее линейное отклонение используется в тех случаях, когда расчет ведется по не- сгруппирированным данным:

(1)

где f - частота повторяемости признака.

Среднее линейное отклонение взвешенное используется в тех случаях, когда данные, по которым ведется расчет, сгруппированные:
(2)
Средняя из квадратов отклонений называется дисперсией () и рассчитывается по следующей формуле:
простая:

(3)

взвешенная:

………….(4)

Для того, чтобы дать характеристику вариации в тех же единицах измерения, что и исследуемый признак, нужно из дисперсии добыть квадратный корень. Полученный в результате показатель имеет название средне­го квадратичного отклонения и рассчитывается как:

Среднее квадратичное отклонение (взвешенное):
(5)
Среднее квадратичное отклонение еще имеет название стандартное отклонение и показывает, на сколько единиц в среднем индивидуальные значения признаки отклоняются от среднего значения.

Если нужно определить меру вариации не в единицах измерения признака качества, а в процентах к среднему значению, тогда используем показатель, который имеет название коэффициент вариации, и который определяется по формуле:

(6)

или:

(7)

Коэффициент вариации показывает, на сколько процентов в среднем индивидуальные значения признака отличаются от среднего значения признака.

Для альтернативного признака, когда р - часть элементов с определенным признаком в совокупности, дисперсия определяется как:

(8)

Действительно, если примем р = 1, а , - частота, которая отвечает части р, тогда средняя альтернативного признака будет равняться:
(9)
Средний квадрат отклонений определяется по обычной формуле:

(10)
Пример 1. Производитель батарей формата АА исследует время работы батарей. Проведено 10 измерений длительности работы, результаты которых приведено ниже (таблица1)(в часах):
Таблица 1

Результаты измерений длительности работы батареек



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Время работы

25,5

26,8

24,2

25,0

27,3

26,1

23,2

28,4

27,8

25,7



Руководству нужно знать вариацию времени работы батарей.
Решение: По этим данным размах вариации составляет:



Для нахождения среднего квадратичного отклонения сначала нужно определить среднее время работы:


Дальше определяем среднее квадратичное отклонение (таблица2):
Таблица 2

Расчеты для определения вариации длительности работы батарей

№ з/п







1

25,5

-0,50

0,25

2

26,8

0,80

0,64

3

24,2

-1,80

3,24

4

25,0

-1,00

1,00

5

27,3

1,30

1,69

6

26,1

0,10

0,01

7

23,2

-2,80

7,84

8

28,4

2,40

5,76

9

27,8

1,80

3,24

10

25,7

-0,30

0,09

Всего

-

23,76


Подставив сумму квадратов отклонений индивидуальных значений признака от средней величины в формулу среднего квадратичного отклонения, получим:


Следовательно, в среднем время работы батареи отличается от среднего времени работы в 26 часов на 1,54 часа.
Пример 2. На предприятии было проведено исследование содержания определенного вещества в конечном продукте в зависимости от температурных режимов обработки. Нужно определить, при каком температурном ре­жиме содержание вещества в продукте является более стойким. Результаты наблюдений приведены в табл. 3.
Таблица 3

Содержание вещества (%) при разных температурных режимах

Температурный режим (град.)

Наблюдения

1

2

3

4

5

6

125

2,7

2,6

4,6

3,2

3,0

3,8

160

4,6

4,9

5,0

4,2

3,6

4,2

200

4,6

2,9

3,4

3,5

4,1

5,1


Содержание вещества в продукте будет более стойким для того темпера­турного режима, у которого среднее квадратичное отклонение или коэффициент вариации является наименьшим, поскольку стабильность, то есть отсутствие, отклонений это понятие противоположное вариабельности.

Следовательно, нам нужно определить коэффициенты вариации для каждого температурного режима обработки и осуществить их сравнение. Средние значения будут следующие:

Дальше для каждого температурного режима найдем соответствующее среднеквадратическое отклонение. Для большего удобства расчеты лучше выполнять в таблицах, а в формулу подставлять лишь суммы (таблицы 4-6)..

Следовательно, имеем следующее:
Таблица 4

Расчет показателей при t=125o

Исходные данные

Расчетные показатели

№ исследования

Состав вещества %





1

2,7

-0,62

0,3844

2

2,6

-0,72

0,5184

3

4,6

1,28

1,6384

4

3,2

-0,12

0,0144

5

3,0

-0,32

0,1024

6

3,8

0,48

0,2304

Всего

-

-

2,8884



Таблица 5

Расчет показателей при t=160o

№ исследования

Состав вещества %





1

4,6

0,18

0,03

2

4,9

0,48

0,23

3

5

0,58

0,34

4

4,22

-0,22

0,05

5

3,6

-0,82

0,67

6

4,2

-0,22

0,05

Всего

26,52

-

1,37




Таблица 6

Расчет показателей при t=200o

№ исследования

Состав вещества %





1

4,6

0,67

0,44

2

2,9

-1,03

1,07

3

3,4

-0,53

0,28

4

3,5

-0,43

0,19

5

4,1

0,17

0,03

6

5,1

1,17

1,36

Всего

23,6

-

3,37





Следовательно, наибольшее среднее квадратичное отклонение имеет температурный режим в 200 градусов, а менее всего - у 160.

Таким образом, именно при этом режиме содержание вещества является наиболее стойким.

Пример 3. По результатам проверки изготовленных деталей на предприятии получены следующие результаты (таблица 7):
Таблица 7

Результаты наблюдений размера изготовленных деталей

№ исследования

Размер изделия, мм.

Количество деталей, шт.

1

10,000 – 10,004

8

2

10,005-10,009

12

3

10,010 -10,014

7

4

10,015 – 10,020

3


Нужно определить среднее квадратичное отклонение размера деталей.

Решение. Поскольку каждая варианта представлена в виде интервалов, определим серединные варианты. Каждая варианта встречается определенное число раз, поэтому используем взвешенную формулу для определения среднего квадратичного отклонения:

Таблица 8

Расчет основных показателей

Исходные данные

Расчетные показатели

№ исследования

Размер изделий, мм.

Количество деталей, шт.







1

10,002

8

-0,00583

0,000034

0,000272

2

10,007

12

-0,00083

0,000001

0,000008

3

10,012

7

0,004167

0,000017

0,000122

4

10,017

3

0,009167

0,00084

0,000252

Всего

30




0,000136

0,000654



Используя результаты расчетов приведенные в таблице 8 имеем:


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине: «Инновационный...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
Методические указания для выполнения и защиты курсовых работ по дисциплине «Антикризисное управление» для студентов специальности...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Антикризисное управление» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Косач И. А.,Дорош М. С., Миргородская...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Инновационный менеджмент» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Полякова О. В., Басенко К. А., Горшенина...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Основы менеджмента» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» / Сост.: Дорош М. С., Свириденко А. И., Волошин...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Бухгалтерский учет» для студентов специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление на предприятии электроэнергетики»,...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий, самостоятельной...
«Мировая экономика», 080502 «Экономика и управление на предприятиях электроэнергетики»

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика»
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине «Логистика» (для студентов и слушателей заочной формы обучения...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине...
Методические указания и задания для проведения практических занятий по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» для студентов специальности...

Методические указания для проведения практических занятий, самостоятельной и индивидуальной работы по дисциплине управление качеством для студентов специальности «Менеджмент организации» iconТема Загальна характеристика бухгалтерського обліку, його предмет І метод
Андреева Л. Ф., Гевлич Л. Л., Тесленко Ю. В. Бухгалтерский учет: Методические указания и задания для проведения практических занятий...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<