Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории»




Скачать 254.88 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории»
Дата публикации13.02.2014
Размер254.88 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Трактовка эффективности в рамках экономической теории

Министерство образования РФ Омский Государственный Аграрный Университет Кафедра общей экономической теории Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» Исполнитель: Коновалова О.А.,эконом-24 Руководитель: Эджибия Т.Л. Омск,2001Введение 3I. Экономическая эффективность. 41. Понятие экономической эффективности 42. Эффективность на микро - и макроуровне. 43. Эффективность потребительского выбора 54. Производственная деятельность фирмы 85. Оптимум производителя. Подходы к его определению. 106. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективность.11II. Внешние эффекты. 121. Отрицательные и положительные внешние эффекты. 122. Корректирующие налоги и субсидии 153. Теорема Коуза 154. Правовые нормы ответственности и судебные иски. 165. Новый подход к ликвидации отрицательных внешних эффектов. 176. Оптимальное для общества сокращение внешних эффектов. 17Заключение. 20Список использованной литературы: 21Введение Несмотря на то, что слова «эффект» и «эффективность» относятся сейчас кчислу наиболее распространенных (как в научном обиходе, так и вповседневной жизни) слов, в различных источниках эти понятия трактуются по-разному. Слово «эффект» латинского происхождения (effectus), одно из значенийкоторого – «результат действия». Понятие «эффективность» в широком смысле слова означает действенность,результативность, производительность и т.д. В настоящее время вобщеметодологическом аспекте эффективность становится общенаучным понятием,так как его активно как в естественных, так и в общественных науках. Так,например, в физике, существуют понятия эффективной массы, эффективной силытока; в математике – эффективной функции и эффективного доказательства; вуправлении – эффективности организации и др. [1] В самом общем смысле эффективность – это соотношение результатов изатрат. Какой же смысл вкладывают экономисты в понятие «эффективность».Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты - выпуск». Онараскрывает связь между количеством единиц редких ресурсов, которыеприменяются в процессе производства, и результатом этого производства: чембольше количество продукта производится в единицу времени, тем вышеэффективность экономики Экономика исследует проблему такого использования или применения редкихресурсов, при котором достигается наибольшее или максимальноеудовлетворение безграничных потребностей общества. Поскольку потребностипрактически безграничны, а ресурсы редки, постольку экономика не всостоянии удовлетворить эти потребности. Экономика – это наука обэффективности использования редких ресурсов. Целью моей курсовой работы является раскрытие смысла понятия«эффективности» с точки зрения экономической теории. Рассматриваяэкономическое поведение таких хозяйствующих субъектов, как потребитель ипроизводитель (коммерческая фирма), необходимо обратить внимание на подходык определению эффективности каждой из этих сторон, а также экономики вцелом. На данном этапе развития общества и экономических взаимоотношений в нем,все большее внимание привлекают проблемы, связанные с отрицательнымвоздействием внешних эффектов на его социально-экономическую жизнь. Попыткирешения данного вопроса предпринимались экономистами с середины XIX века.Но наиболее популярными стали взгляды А.С. Пигу и Р. Коуза. Именно на ихработы я обратила особое внимание. Таким образом, достижение эффективности является одной из основныхпроблем, подлежащих решению, потому что она затрагивает все сферы жизниобщества. Экономическая эффективность.1. Понятие экономической эффективностиМы определимся со значением понятий экономикс и экономическаяэффективность, которые являются ключевыми в рассмотрении данной темы «Основу экономикс составляет два фундаментальных факта:1) Материальные потребности общества, то есть материальные потребностисоставляющих его индивидов и институтов, буквально безграничны и неутолимы.2)Экономические ресурсы, то есть средства производства товаров и услуг,ограниченны, или редки «Экономикс – это наука об эффективности использования редких ресурсов.Общество стремится использовать свои ограниченные ресурсы эффективно, тоесть оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услугиз доступных ему ресурсов. Экономикс – это общественная наука, исследующая проблему такогоиспользования или применения редких ресурсов (средств производства), прикотором достигается наибольшее, или максимальное, удовлетворениебезграничных потребностей общества (цель производства). В данном пп. Мыопределимся со значением понятий экономикс и экономическая эффективность,которые являются ключевыми в рассмотрении данной темы «Экономическая эффективность – это получение максимума возможных благот имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага)и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональноеповедение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятсяк наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируютзатраты.» [3, стр 24-26] «Экономическая эффективность – результативность экономическойдеятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемаяотношением полученного экономического эффекта, результата к затратамфакторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижениенаибольшего объема производства с применением ресурсов определеннойстоимости» [4, стр 842]2. Эффективность на микро - и макроуровне.Подходы к измерению эффективности на микро - и макроуровне различаются. Фирма считает только те затраты, которые она понесла в процессепроизводства блага, а покупатель обычно соотносит покупаемое благо срыночной стоимостью благ от которых ему пришлось отказаться, чтобы получитьболее значимое для него. Однако при этом оба не учитывают те затраты, которые несет все общество,но которые не всегда входят в затраты фирмы на производство блага исоответственно в его рыночную стоимость. Примером может служить выделение государством субсидий (Субсидия – выплата правительством, фирмой или домохозяйством денег (илитоваров или услуг), в обмен на которые они не получают товары и услуги;когда такая выплата производится правительством, она представляет собойправительственный трансфертный платеж [3, стр. С-32]) из государственногобюджета на изготовление дешевых товаров для стариков или детей.Субсидирование занижает издержки производства предприятия, и величинуальтернативной стоимости для потребителя. В результате производство ипотребление этих благ и для потребителя и для производителя будетэффективнее, чем при отсутствии субсидии. Но посмотрев на ситуацию с другой стороны, нетрудно заметить, чтозатраты в этом случае несет все общество, только представлены они в видесубсидии, предоставляемой из государственного бюджета, пополняющегося засчет налогов, собираемых со всего общества. То есть если рассматривать этизатраты, то эффективность на макроэкономическом уровне(народнохозяйственная эффективность) будет ниже чем на микроэкономическомуровне (фирменная эффективность).3. Эффективность потребительского выбора Центральной проблемой экономического поведения потребителя являетсятакое распределение дохода между альтернативными товарными наборами,которое бы при заданных ценах, максимизировало его благосостояние. Решение этой проблемы осуществляется с помощью двух подходов: 1) кардиналистского (количественного) и 2) ординалистского (порядкового) Согласно количественного подхода, процесс потребительского выбораописывается понятием полезности, измеряемой в ютилях. Ютиль – это вымышленная единица измерения полезности, позволяющаяперевести рассуждения о поведении потребителя в количественную плоскость. Степень удовлетворения потребностей в рамках этого подходахарактеризуется принципом убывающей предельной полезности. В основе этогопринципа лежит различение понятий: общая и предельная полезность. Общая полезность (U) – удовлетворение, которое потребитель получает отвсего набора товаров и услуг. Предельная полезность (MU) – это полезность, извлекаемая потребителем изкаждой дополнительной единицы товара. Общая и предельная полезность изменяются в противоположных направлениях,то есть с ростом количества товара в наборе общая полезность растет, апредельная – уменьшается. Уменьшение предельной полезности по мере увеличения блага называютпринципом убывающей предельной полезности. Сформулируем теперь проблему потребительского выбора с точки зренияколичественного подхода: Каждый потребитель, располагая определенным доходом, стремитсясформировать такой набор товаров и услуг, который бы повысил(максимизировал) его общую полезность. Ситуацию максимизации общейполезности потребителя называют потребительским равновесием или оптимумомпотребителя. Оптимум потребителя достигается тогда, когда предельная полезность,получаемая в расчете на каждый рубль цены одного товара, становится равнойпредельной полезности, получаемой в расчете на каждый рубль цены другоготовара. Математическая интерпретация: [pic] правило максимизации При кардиналистском подходе оптимальным потребительским выбором считаетсявыбор, максимизирующий общую полезность. Согласно порядкового подхода процесс потребительского выбора описываетсяпосредством потребительских предпочтений, то есть вместо понятияполезность здесь используется понятие «потребительские предпочтения». Вэтой связи цель потребительского выбора – максимизация полезности, здесьтрансформируется, то есть превращается в цель выбора наиболеепредпочтительного товарного набора. Потребительские предпочтения в рамкахэтого подхода характеризуются с помощью кривых безразличия. Кривая безразличия – это геометрическое место точек, характеризующихсочетания товаров, имеющих для потребителя одинаковую ценность. Совокупность кривых безразличия, отражающих наборы товаров с разнойстепенью предпочтительности, называют картой кривых безразличия. Перечислим некоторые свойства кривых безразличия: 1) Как правило, кривые безразличия имеют отрицательный наклон (нисходящий вид). Это объясняется тем, что между товарами, формирующими товарный набор, существует обратная связь, то есть увеличение в наборе количества одного товара сопровождается сокращением другого.2) Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой безразличия, отражает набор товаров более предпочтительный для данного потребителя. 3) Кривые безразличия никогда не пересекаются, так как потребительские предпочтения транзитивны. Транзитивность потребительских предпочтений означает, что если набор А, предпочтительнее набора Б, а набор Б, предпочтительнее набора В, то набор А предпочтительнее набора В. Замечание: в отличие от непересекающихся прямых, которые параллельны, кривые безразличия не пересекаются и будучи непараллельными. Кривые безразличия могут быть параллельными (гомотетичными) – это означает, что предпочтение потребителя при переходе от одной кривой к другой остаются теми же самыми, меняется только количество товаров, входящих в набор. Непараллельные кривые безразличия называются квазилинейными (квази - почти). Эти кривые сближаются или расходятся под разными углами, но никогда не пересекаются. Они свидетельствуют об изменении системы предпочтений потребителя.4) Кривые безразличия преимущественно выпуклы к началу координат. Это объясняется принципом диверсификации. Сущность этого принципа определяется так:При прочих равных условиях разнообразие потребления обеспечиваетсяготовностью потребителя замещать один товар другим. Степень готовностихарактеризуется с помощью показателя предельной нормы замещения.Предельная норма замещения (MRS) – количество одного товара, от которогоотказывается потребитель ради приобретения другого товара. MRS рассчитывается по формуле: [pic], где[pic] - изменение товара X[pic] изменение товара Y;MRS может принимать следующие значения:1. Значение, равное 0. Это случай абсолютной взаимодополняемости. Кривыебезразличия при этом принимают вид двух, взаимоперпендикулярных отрезков: Y X2. Значение, равное counst., причем если MRS=1, то это случай абсолютнойвзаимодополняемости ресурсов. Кривые безразличия имеют вид косых линий:Y X В случае, когда для потребителя товар не представляет никакой пользы,кривые безразличия принимают вид горизонтальных и вертикальных прямых.Причем, если бесполезен товар Y, то прямые – вертикальны, а если X, тогоризонтальны. Наиболее частым случаем является случай частичной взаимозаменяемости иличастичной взаимодополняемости. В этом случае MRS убывает, а криваябезразличия принимает вид гиперболы, выпуклой к началу координат. MRS=1/2Y XКривые безразличия отражают только желания потребителя, но предпочтения ихзависят и от возможностей. Возможности потребителя графически изображаются бюджетной линией: - это кривая, отражающая сочетание товаров, доступных потребителю при данном уровне дохода и цен.P[pic] P[pic]Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен. Для определенияоптимального потребительского набора ординалисты совмещают в одной системекоординат кривую безразличия и бюджетную линию. Оптимальный потребительскийнабор отражает точка касания этих линий. В точке касания наклон бюджетнойлинии равен наклону кривой безразличия.При ординалистском подходе основным условием равновесия потребителя служитравенство: [pic],Это равенство вытекает из того, что наклон бюджетной линии определяетсясоотношением цен [pic], а наклон кривой безразличия определяется предельнойнормой замещения MRS.Излишек потребителя. Когда потребитель покупает продукт по данной цене, он платит одинаковуюсумму за каждую единицу продукта. А так как, в связи с действием принципаубывающей предельной полезности, первые купленные единицы продукта ценятсяпотребителем дороже, нежели последующие, то разность между тем, чтопотребители фактически платят за единицу продукта и тем максимумом, которыйони готовы заплатить за эту единицу, называют потребительским излишком.Графически излишек потребителя изображается, как площадь фигуры,ограниченная сверху – кривой спроса, а снизу – линией цены.P Q То есть, эффективность в теории потребительского выбора рассматривается сточки зрения двух подходов: кардиналистского и ординалистского, с точкизрения первого эффективность достигается4. Производственная деятельность фирмы Термин фирма имеет двойное значение: В узком смысле слова – это имя, под которым юридически полноправнопредприниматели ведут свои дела. В широком смысле – это основная хозяйствующая единица, преследующаякоммерческие цели. Исходной посылкой теории производства является посылка о том, чтопроизводственная деятельность должна быть эффективной, иначе нет смысла еюзаниматься. Если в самом общем виде эффективность представляет собой соотношениерезультатов и затрат, то применительно к производству эффективность – этосоотношение между объемом выпуска и количеством затраченных ресурсов. Каждая фирма располагает определенными ресурсами, необходимыми длявыпуска продукции. Отношение же между любым набором факторов производства имаксимально возможным объемом продукции, производимым из этого наборафакторов, описывается производственной функцией. Теория производства традиционно использует двухфакторную производственнуюфункцию Кобба-Дугласа: [pic], где Q – максимальный объем выпуска K,L - определенная количественная комбинация двух ресурсов (L – труда, K - капитала) Производственная функция – это фунгкция, которая описывает максимальныйвыпуск продукции для каждой определенной комбинации ресурсов (например:производственная функция фермеров – получение максимального урожая приопределенном сочетании рабочей силы и техники). Так как производственнаяфункция отражает максимальный выпуск продукции, она тем самым предполагает,что производственная деятельность эффективна. Однако в этом случае речьидет о сугубо технической эффективности, поскольку максимальный выпускобусловлен только способом соединения ресурсов. Понятие «техническаяэффективность» характеризует физические объемы производства. Техническая эффективность измеряется с помощью таких показателей, какобщий, средний и предельный продукт. Общий продукт (TP) – это вся продукция, произведенная за определенныйпериод времени. Средний продукт (АР) – это количество продукции, произведенной на единицуресурса. [pic]; [pic] Предельный продукт (МР) – дополнительный продукт, который фирма получаетв результате применения дополнительной единицы ресурса. [pic]; [pic]. Понятие экономическая эффективность увязывает затраты ресурсов состоимостью конечной продукции. Графическим изображением производственной функции является изокванта. Изокванта – это кривая, которая показывает все сочетания ресурсов, дающиеодинаковый выпуск продукции. K а 1 L 3точка А показывает, что надо нанять 3 единицы труда и 1 единицу капитала. Производственная функция может быть представлена картой изоквант –этонабор изоквант, соответствующий различным уровням производства. Пропорция, в которой ресурсы могут комбинироваться, зависит от степенивзаимозаменяемости. Взаимозаменяемость ресурса означает, что нехватка одного ресурса можетбыть возмещена дополнительным количеством другого. Степень взаимозаменяемости ресурсов характеризуется предельной нормойтехнологической замены (MRTS). Это величина сокращения одного ресурса засчет использования дополнительной единицы другого ресурса при фиксированномобъеме выпуска.5. Оптимум производителя. Подходы к его определению. Поскольку производитель на приобретение может выделить ограниченную суммуденег, по аналогии с бюджетной линией потребителя, для производителястроится изокоста. Изокоста – это прямая, каждая точка которой дает такоесочетание двух ресурсов, которое производитель может приобрести при данномуровне цен на ресурсы и располагаемом бюджете. Наклон изокосты определяетсясоотношением цен ресурсов. k 10 20. L C – бюджет производителя (500 д.е), [pic] Оптимум – равновесие производителя – комбинация ресурсов, которая даетмаксимальный выпуск продукции при их полном использовании. Существуют триподхода к определению оптимума: 1. Согласно первого подхода, оптимум производителя достигается в случае равенства предельной нормы технологической замены и соотношения цен [pic]*[pic] Предельная норма замещения характеризует норму, по которой фирма можетзамещать один ресурс другим в производстве, то есть речь идет отехнологической взаимозаменяемости ресурсов. Соотношение цен ресурсовхарактеризует норму, по которой фирма может заменить один ресурс другим,покупая их на рынке, то есть, речь идет об экономической взаимозаменяемостиресурсов. Так как предельная норма технологической замены капитала трудомравна соотношению предельных продуктов, можно утверждать, что оптимумпроизводителя будет достигаться при равенстве соотношения предельныхпродуктов и соотношения цен, причем:1) если соотношение предельных продуктов будет превышать соотношение цен, то это значит, что выпуск может быть увеличен при тех же затратах путем замещения капитала – трудом.2) если соотношение предельных продуктов будет меньше соотношения цен, это значит, что выпуск может быть увеличен при тех же затратах, путем замещения капиталом – труда.3) если соотношение предельных продуктов равно соотношению цен, то любое изменение сочетаний ресурсов не улучшит положение фирмы.2. Согласно второго подхода, оптимум производителя достигается приравенстве относительных предельных производительностей (-это предельныйпродукт в расчете на затраченный рубль). Равенство относительных предельных производительностей записывается так: [pic]. Из этого равенства следует, что оптимум производителя достигается вслучае, когда последняя денежная единица, израсходованная на труд, дает тотже прирост выпуска, что и последняя денежная единица, истраченная накапитал.3. Согласно третьего подхода, оптимум производителя определяется графически точкой касания изокванты и изокосты.K LПереход с низкой изокванты на более высокую, свидетельствует о расширениипроизводства (увеличении выпуска продукции).6. Общее равновесие и экономическая эффективность. Парето-эффективность. «Общее равновесие – это равновесие, возникающее в результатевзаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одномрынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках». [1, стр.353].Достижение общего равновесия – результат воздействия изменения на одномрынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началосьдвижение.Взаимосвязь товарных рынков можно записать с помощью системы уравнений,которую предложил швейцарский экономист Леон Вальрас: [pic] [pic] функция спроса на данный товар [pic]запас наличных денег [pic] показатель реальных активов, отражающий богатство страны [pic]- цены n-товаров и услуг Если известны А и М, то число уравнений равно числу неизвестных. Этоозначает принципиальную возможность решения системы (т.е. достижение общегоравновесия) и во-вторых, единственность такого решения. Данная система называется системой общего равновесия. Л. Вальрасрассматривал путь к равновесию как постепенный процесс («нащупывание»)верных пропорций обмена. Л. Вальрас говорил: «система общего равновесияустойчива, и, будучи выведена из этого состояния, стремится к нему вновьчерез механизм относительных цен». Модель Вальраса несколько идеализировала действительность, так как в нейпредусматривалось, что потребитель знает свои функции спроса и предложения,технические коэффициенты и др. Модель общего равновесия исходит изсовершенной конкуренции, предполагающей идеальную мобильность всехресурсов, полную информированность всех участников, абсолютизируетсостояние равновесия, тогда как в реальной действительности гораздо чащевстречаются диспропорции и дисбалансы. Более того, Л. Вальрас шел отмодели, к реальной действительности, а не наоборот. Однако эту модель можноупрощать и усложнять путем включения новых переменных. Модель Л. Вальраса универсальна настолько, что в известных пределахпригодна для описания любой экономической системы. Как известно, продукты распределяются между потребителями. Распределениепродуктов эффективно, когда весь объем произведенной продукциираспределяется между потребителями так, что нельзя улучшить положениеодного, не ухудшив положение другого. Чтобы найти все множество возможныхэффективных вариантов распределения двух благ между потребителями, нужноопределить все точки взаимного касания их кривых безразличия (см. I.6).Соединив их мы получим кривую контрактов (договорную кривую). Кривая контрактов – это множество возможных эффективных вариантовраспределения двух экономических благ между потребителями или множествоточек, соответствующих распределениям благ, после которых взаимовыгодныйобмен теряет смысл, так как невозможны дальнейшие взаимовыгодные сделки.Множество таких распределений называют Парето - эффективными (Парето-оптимумом) по имени итальянского экономиста Вильфреда Парето, предложившегоэтот критерий эффективности. Распределение называется Парето – эффективным,если товары нельзя перераспределить так, что чтобы улучшить чье – тоположение, не ухудшив положения других. Действительно для достижения эффективности по Парето необходимо устранитьлюбые дополнительные выгоды от обмена. А это и предполагает равенствопредельных норм замещения одного товара, другим у всех потребителей,участвующих в обмене. Касание кривых безразличия означает равенствопредельных норм замещения. В общем виде, это означает, что соотношение ценобмениваемых товаров равны для всех участников сделки. Подобное определение эффективности часто применяется не только вэкономике, но и в математике и в других науках.II. Внешние эффекты. 1. Отрицательные и положительные внешние эффекты. Для раскрытия этого вопроса в полной мере необходимо определиться созначением ряда понятий, используемых в пп.1: Издержки внешние – денежные платежи собственникам факторов производства ипромежуточных изделий. [2, стр. 383] Издержки внутренние – альтернативные издержки использования ресурсов,принадлежащих владельцам производства; они равны доходу, который мог бытьполучен от использования ресурсов при наилучшем способе их применения удругого производителя. [2, стр. 383] Издержки предельные – дополнительные или добавочные издержки, связанные спроизводством еще одной единицы продукта. [2, стр. 384] Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда при данной цене спросравен предложению. [2, стр. 391] Внешние эффекты, экстерналии (externalities), - это издержки или выгодыот рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются«внешними», так как касаются не только участвующих в данной операцииэкономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате какпроизводства, так и потребления товаров и услуг.[1, стр. 423] Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательныеэффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц.Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальнымииздержками (выгодами) и частными издержками (выгодами). MSC = MPC + MEC, Где MSC – предельные общественные издержки; MPC – предельные частные издержки; MEC – предельные внешние издержки. [1] Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельностьодного экономического агента вызывает издержки других.[1, стр. 424] Покажем это на примере: Допустим, целлюлозно – бумажный комбинат производит сброс в рекунедостаточно хорошо очищенной воды в объеме, пропорциональном объемупроизводства. Это значит, что по мере роста производства, растетзагрязнение окружающей среды. Поскольку комбинат недостаточно очищает воду,то его предельные частные издержки оказываются ниже общественных издержек,так как не включаются расходы на совершенствование системы очистки воды. Рассмотрим и проанализируем график: P A[pic] E[pic] P[pic] MEC P[pic] Q[pic] Q[pic] Комбинат будет выпускать количество продукции Q[pic]и продавать по ценеP[pic][pic]при отсутствии достаточного количества очистных сооружений.Рыночное равновесие устанавливается в точке Е[pic], в которой предложение(равное предельным частным издержкам MPC) пересекается с кривой спроса(равной предельным общественным выгодам MSB), то есть MPC = MSB. Так как предельные социальные издержки равны сумме предельных частных ипредельных внешних издержек, то, следовательно, если бы удалосьпревратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпускасократился бы до Q[pic] при росте цены до Р[pic],в точке E[pic] предельныеобщественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам (MSB =MSC). Замечание: Заметим, что в точке Е[pic] последствия загрязнения окружающей средыполностью не устраняются (так как в нашем случае объем сточных водпропорционален объему производства, а объем производства комбината в точкеQ[pic] отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения значительноуменьшается. Площадь треугольника АЕ[pic]Е[pic] показывает потериэффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказалисьниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличииотрицательного внешнего эффекта, экономическое благо продается и покупаетсяв большем, по сравнению с эффективным, объеме. То есть имеет местоперепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одногоэкономического агента приносит выгоду другим. MSB = MPB + MEB, где MSB – предельные общественные выгоды; MPB – предельные частные выгоды; MEB – предельные внешние выгоды. [1, стр. 425] Развитие образования - пример достижения положительного внешнегоэффекта: каждый из нас, получая высшее образование, не осознает тех выгод, которыеобщество от этого получает, так как каждый член общества выигрывает оттого, что сограждане получают хорошее образование. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты и выгоды,связанные с получением образования. Обратимся к графику: P P [pic] MEB P[pic] Q[pic] Q[pic] Q Рыночное равновесие достигается в точке E[pic]- точка пересеченияпредельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB = MSC. Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод навеличину предельных внешних выгод, поэтому эффективное для обществаравновесие достигается в точке пересечения предельных социальных выгод ииздержек, то есть в точке Е[pic]. Эффективность увеличивается на площадитреугольника АЕ[pic]Е[pic]. То есть при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благопродается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме. Значит,имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешнимиэффектами. Для сокращения перепроизводства и восполнения недопроизводства товаров иуслуг необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние. Этатрансформация может быть достигнута путем приближения предельных частныхиздержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам(выгодам). Подходы к решению этой проблемы выдвигались многими учеными, нонаиболее известным из них является подход А.С. Пигу, предложившегоиспользовать корректирующие налоги и субсидии.2. Корректирующие налоги и субсидии Прежде всего, необходимо дать определение корректирующих налогов исубсидий: Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ,характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышаетпредельные частные издержки до уровня предельных общественных.[1, стр. 426] В рассмотренном выше примере с целлюлозно-бумажным комбинатом введениекорректирующего налога могло бы приблизить рыночное равновесие кэффективному (MSB=MSC). Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителямэкономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами,которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельнымобщественным.[1, стр. 426] В нашем примере с обучением, корректирующая субсидия, предоставленнаястудентам и равная предельным внешним выгодам, повысила бы их спрос науслуги образовательных учреждений так, что MSB=MSC. Но, помимо видимых преимуществ, существует и ряд отрицательных моментов,присущих этому подходу: Во-первых, на практике достаточно сложно вычислить величину предельныхиздержек и выгод; Во-вторых, не гарантирована точность в определении размера нанесенногоущерба, так как он определяется весьма приблизительно в ходе юридическихдискуссий; В-третьих, не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующиеналоги, которые платят производители благ отнюдь не всегда используются попрямому назначению. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий ипопытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы.3. Теорема Коуза Эта теорема была названа по имени ее автора Рональда Коуза, он считал,что в некоторых ситуациях внешние эффекты могут преодолеваться безвмешательства государства. Коуз выделил ряд ситуаций, в которыхположительные и отрицательные эффекты могут преодолеваться с помощьюиндивидуальных соглашений: 1) Когда четко определены права собственности; 2) Когда вовлечено небольшое число людей; 3) Когда стоимость сделки слишком мала. По мнению Коуза в этих обстоятельствах роль государства должна состоятьлишь в поощрении соглашения между заинтересованными сторонами, так как этосоглашение дает возможность найти приемлемое решение проблемы побочныхрезультатов путем переговоров. Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб ототрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такойответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взглядвыводу о том, что если участники могут договориться сами и издержки такихпереговоров ничтожно малы, то в обоих случаях в условиях совершеннойконкуренции достигается максимально возможный результат, максимизирующийценность производства. Р. Коуз приводит такой пример: По соседству располагаются земледельческая ферма и скотоводческое ранчо:землевладелец выращивает пшеницу, а скотовод выращивает скот, который времяот времени стравливает посевы на соседних землях. На лицо экстернальныйэффект. Однако, как показывает Р. Коуз, эта проблема может быть успешнорешена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб, возможны два варианта:«Либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли чуть больше, чем платитсам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будеттем же и будет означать максимизацию ценности производства». Если нет ответственности за ущерб, размещение ресурсов оказывается такимже, как и раньше. Различие состоит лишь в том, что теперь платежи будетосуществлять фермер. Однако «конечный результат (который максимизируетценность производства) не зависит от правовой позиции, если предполагается,что новая ценовая система работает без издержек». При нулевыхтрансакционных издержках и у фермера, и у скотовода будут экономическиестимулы увеличения ценности производства, так как каждый из них получитсвою долю в приросте дохода. Однако при учете трансакционных издержекжелаемый эффект может быть и не достигнут. Дело в том, что высокаястоимость получения информации, ведения переговоров и судебных дел можетпревысить возможные выгоды от заключения сделки. К тому же при оценкеущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений(например один оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой).Чтобы учесть эти различия, в формулировку теоремы Коуза была введенаоговорка, относительно эффекта дохода. Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна дляограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастаниичисленности участников резко увеличиваются трансакционные издержки ипредпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной. Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционныхиздержек от «противного». В реальной действительноси они играют огромнуюроль.4. Правовые нормы ответственности и судебные иски. К сожалению, большинство негативных эффектов затрагивают значительноечисло заинтересованных сторон и связаны с крупными сделками, поэтомутеорема Коуза не применима в данных условиях, так как невозможно полагать,что большое число сторон самостоятельно примет решение, устраивающее всех. Ясно сформулированные права собственности могут помочь в отношении того,что та сторона, которая несет побочные издержки, имеет право подать иск всуд и таким образом снизить или возместить полученный ущерб. Этойминимизации или возмещения можно достичь как прямым, так и косвеннымпутем: «прямой путь» заключается в непосредственном принуждении виновного коплате иска в установленном размере, а «косвенный путь» заключается в«запугивании» виновных судебным преследованием и таким образомобеспечивается соблюдение норм и правил, установленных законодательством. Но и судебные иски имеют свои недостатки, так как они дороги и отнимаютмного времени, и, к сожалению, исход дела не определен, что снижаетэффективность такого подхода. Еще одной отрицательной стороной служит то,что при подаче судебного иска частным лицом против крупного промышленногопредприятия, фабрики и так далее, частное лицо не в силах будет обеспечитьсебя квалифицированной защитой из-за недостатка денежных средств - это, во-первых. Во-вторых, рассматривая нашу Российскую действительность, зачастуюисход дела может решаться даже до начала его рассмотрения далеко не впользу частного лица, получившего, к примеру, увечье, травму или какое-либозаболевание по вине этого предприятия. И это еще малая часть из всехнедостатков, присущих данному виду контроля над последствиями внешнихэффектов.5. Новый подход к ликвидации отрицательных внешних эффектов. Суть этого подхода заключается в формировании рынка прав на внешниеэффекты. Этот подход включает ограниченное вмешательство государства.Рассмотрим его на примере проблемы загрязнения окружающей среды (хотя такойподход применим и к другим внешним эффектам), так как это самый серьезныйнегативный внешний эффект, с которым сталкивается индустриальное общество. Все, что нас окружает: воздух, реки, озера, океаны, парки, улицы и т.д. –все это является объектом загрязнения, поскольку права на использованиеэтих ресурсов принадлежат всему обществу в целом. В результате, ни уорганизаций, ни у частных лиц не возникает потребности ограничитьиспользование этих ресурсов, так как со школьной скамьи нам известно, чтовода, воздух, земля - это неограниченные природные ресурсы, вот и возникломнение, что их не надо беречь, сохранять их чистоту или высокое качество,именно поэтому они «чрезмерно потребляются» и тем самым загрязняются.Возникает вопрос: а использовались ли бы эти ресурсы в такой же мере, еслибы за загрязнение надо было платить, то есть существовал бы рынок прав назагрязнение? Согласно данному подходу, «загрязнение окружающей среды должноконтролироваться государственным органом, устанавливающим количествозагрязнителей, которое, безусловно, может переработать воздух или водоем ипродающим это ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающуюсреду. Цель этой меры – превратить окружающую среду в редкий ресурс,имеющий определенную цену. Через некоторое время с развитием экономики иростом населения спрос на права возрастет, что приведет к повышению цен наних, а не к увеличению загрязнения»[3, стр. 663].6. Оптимальное для общества сокращение внешних эффектов. Отрицательные эффекты, такие как загрязнение окружающей среды, приносятэкономический вред, поэтому с точки зрения общества целесообразно было быликвидировать их. Но ведь уменьшение негативного эффекта имеет свою «цену»,и, говоря о ликвидации экономического вреда, необходимо учитывать то, чтодаже если бы это было технически возможно, полностью ликвидироватьзагрязнение нежелательно. Это объясняется законом убывающей отдачи - « ситуация, когда последовательные равные приросты переменного ресурсадобавляются к постоянным ресурсам сверх какого-то определенного уровня ихиспользования, а предельный продукт переменного продукта сокращается [3,стр. С-9]» Рассмотрим пример: По закону убывающей отдачи очистка последних 10 % выбросов из трубпромышленных предприятий обычно стоит гораздо дороже, чем предыдущих 10 % .Таким образом, по мере уменьшения загрязнения, фирма и общество тольковыигрывает, но до определенного момента времени. Когда предельные издержкиподнимутся выше, чем предельные выгоды общества, дополнительные меры поуменьшению загрязнения будут приводить к снижению уровня благосостоянияобщества, так как общие издержки превысят общие выгоды. Рассмотрим рисунок, чтобы определиться с той гранью, выше которойобщество будет нести убытки: P MC MB Q[pic] Q График показывает, что оптимальное уменьшение внешнего эффектадостигается в точке пересечения кривых предельных выгод и предельныхиздержек (точка Q[pic],) . Уменьшение загрязнения ниже уровня Q[pic],приведет к сокращению экономической эффективности из-за перерасходаресурсов, необходимых для контроля над загрязнением. Сокращениеэкономической эффективности означает в данном примере, что в случае, когдапредельные издержки превышают предельные выгоды, более выгодно использоватьресурсы для других целей, чем для дальнейшего снижения уровня загрязненияокружающей среды. Интересно, что некоторая доля загрязнения может оказаться полезной дляобщества. Дело конечно не в том, что загрязнение желательно, а в том, чтопереход определенной грани, может привести к снижению «чистого»благосостояния общества Замечание: Положение кривых предельных выгод и предельных издержек (см. рис---)может меняться с течением времени. На их смещение влияет ряд факторов.Рассмотрим пример: при модернизации оборудования осуществляющего контрольнад загрязнением окружающей среды происходит снижение затрат на уменьшениезагрязнения. Таким образом, следует ожидать, что кривая предельных издержекобщества сместится вправо, а оптимальный уровень уменьшения загрязненияповысится.Заключение.Достижение абсолютной эффективности, с моей точки зрения, невозможно, нокаждая система должна стремится к достижению того оптимума, при которомэффективность будет по возможности максимальной. Так как, известно, чтопотребности безграничны, а ресурсы ограничены, необходимо использовать ихэффективно и рационально.Проблема внешних эффектов становится все актуальнее. Как известно каждыйпроизводитель стремится к обогащению (и потребности его безграничны), ноограничивая его свободу до определенного предела государство и обществодолжно позаботится о том, чтобы деятельность, которой он занимается невлекла за собой нежелательных последствий. Так как мы живем в обществе,необходимо регулировать взаимоотношения, но каждый «тянет одеяло на себя»,и поэтому необходимо создавать государственные органы, которые будутиспользовать инструменты власти для нахождения компромисса.Список использованной литературы:1. Р.М. Нуреев «Курс микроэкономики» М.: Издательство Норма 2001 г., глава 11, 132. Под ред. И.П. Николаевой «Экономическая теория» М. Финстатинформ 1997 г. глава 6,8,133. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю «Экономикс» М.: Инфра - М 1999 год часть 7, глава 304. Л.И. Абалкин «Экономическая энциклопедия» М.1999 г5. «Эффективность экономического производства» М. 1984 г.6. В.Д. Камаев «Экономическая теория»7. Б.А. Райзберг «Курс экономики» , стр.77-85;8. Под ред. Чепуриной М.Н. и Киселевой Е.А. «Курс экономической теории» Киров, «АСА», 1999 г, глава 6,10.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория на тему: Теория...
Кроме этого современные экономисты сосредоточены на изучении теории стоимости и дальнейших ее перспективах

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconМинистерсво общего и профессионального образования российской федерации...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория» тема: «инфляция»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Фондовый...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Налоговая...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория» Тема: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Занятость и безработица:...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Трактовка эффективности в рамках экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории»
Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<