Скачать 120.35 Kb.
|
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра госпитальной педиатрии № 2 и неонатологии Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии (специальность «лечебное дело») Модуль 1. Педиатрия. Содержательный модуль 5. Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях. Тема 13. Интегрированное ведение болезней детского возраста. Автор: ассистент О.Н. Таран Методическая разработка утверждена на заседании кафедры «____ » __________2011 г. Протокол № _________ Зав. кафедрой _________ Ю.К. Больбот Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____ Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____ Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____ Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____ Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____ 2011 г. ^ Стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста и ее цель. Общие признаки тяжелого состояния ребенка. Оценка, классификация, лечение, консультация и последующее наблюдение при кашле, осложненном дыхании, диарее, болях в горле, лихорадке, нарушениях пищеварения и анемии; при наличии Вич-инфекции у детей от 2-х месяцев до 5 лет. Оценка, классификация, лечение, консультация и последующее наблюдение детей в возрасте 2-х месяцев с желтухой, диареей, проблемами вскармливания и сниженной массой тела, крайне тяжелым заболеванием и местной бактериальной инфекцией. ^ учебный класс, отделение детей раннего возраста, отделение выхаживания новорожденных, инфекционное отделение, поликлиническое отделение. 3. Цель: Уметь определить симптомы безопасности и необходимость в стационарном лечении ребенка. Уметь определять общие признаки тяжелых состояний ребенка. Уметь осматривать детей и наблюдать за основными симптомами заболевания у них в возрасте 2-х месяцев; а также – у детей в возрасте от 2-х месяцев до 5 лет. ^ Статистические данные показывают, что ежегодно в развивающихся странах около 12 млн. детей умирает, не доживая до 5-летнего возраста, при этом, большая часть на первом году жизни. Семь из десяти детей умирают от острых респираторных инфекций (преимущественно от пневмоний), диареи, кори, малярии, нарушениях вскармливания, а также от комбинаций этих причин. Проведенный в 1996 году анализ заболеваний говорит о том, что перечисленные заболевания останутся основными причинами детской смертности до 2020 года, если для борьбы с ними не будут приняты значительные меры. Всемирной организацией охраны здоровья в сотрудничестве с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ и многими другими организациями и институтами для решения этой задачи была разработана стратегия, названная «Integrated Management of Childhood Illness» - «Интегрированное ведение болезней детского возраста» (ИВХДВ), главным направлением которой является первичная медико-санитарная помощь. Целью стратегии ИВХДВ является снижение частоты и тяжести заболеваний, инвалидности и смертности. Таким образом, интегрированный подход по ведению больных детей становится необходимым по мере того, как деятельность программ по охране здоровья детей выходит за рамки одного заболевания и занимается здоровьем ребенка в целом. ^
^
^ 1. Принципы предоставления медицинской помощи детям в Украине; 2. Профилактическое направление педиатрии и формы медицинского обслуживания детского населения Украины; 3. Постоянное наблюдение за детьми в поликлинике в системе патронажа, его задачи и цель. Сроки обязательных осмотров здоровых детей специалистами. 4. Формы санитарно-просветительной работы в поликлинике. Кабинет здорового ребенка. ^ До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия. На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла). На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов возле кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла. В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл. В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться. Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2". ^ :
^ Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2). Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни"). ^
Стратегия ИВБДВ: 1.Рассматриваются основные проблемы здоровья детей, основные причины детской смертности и заболеваемости. 2.Оказывает содействие как лечению, так и профилактике. Но в центре внимания стратегии ИВБДВ - лечение. Данная стратегия дает возможность и подчеркивает важность основных превентивных вмешательств, таких как иммунизация и улучшение питания грудных детей, а также грудное вскармливание. 3.Экономически удобная - Мировой Банк оценил ИВБДВ как одно из наиболее экономически эффективных вмешательств в странах с малым и средним уровнем доходов на душу населения. 4.Оказывает содействие экономии средств - ненадлежащее ведение болезней детского возраста вводит в ненужные расходы дефицитных ресурсов. Хотя обучение и реорганизация нуждаются в начальных вкладываниях средств, результатом введения стратегии ИВБДВ является экономия средств. 5.Оказывает содействие равенству - почти все дети в развитых странах имеют доступ к простому и доступному превентивному и лечебному уходу, который защищает их от смерти в результате острых респираторных заболеваний, диареи, кори, малярии, нарушений питания. ^ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ВЕДЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ В основе клинического пособия ИВБДВ лежат следующие принципы: - Все больные дети в возрасте до 5 лет должны рассматриваться на предмет признаков опасности, а все дети раннего возраста – на на предмет очень тяжелого заболевания. Наличие этих симптомов указывает на необходимость немедленного направления ребенка в стационар. - После этого больные дети и дети раннего возраста осматриваются на предмет наличия основных симптомов. Для более старших детей к основным симптомам относится кашель, осложненное дыхание, диарея, лихорадка и ушная инфекция. У детей раннего возраста к основным симптомам относятся: местная бактериальная инфекция, диарея, желтуха. Кроме того, всех больных детей необходимо осматривать на предмет статуса питания и иммунизации, а также других потенциальных проблем. - Используется лишь ограниченное количество клинических симптомов, которые избраны на основании их чувствительности и специфичности для выявленного заболевания. По комбинации отдельных симптомов заболевания ребенка классифицируют в одну или больше групп симптомов, а не выставляют диагноз. Классификация симптомов базируется на системе тройного цветного кодирования: "розовый" обозначает, что ребенка необходимо срочно направить в стационар, "желтый" указывает на необходимость начала специфического амбулаторного лечения, а "зеленый" указывает на необходимость поддерживаемого ухода на дому. - В процессе ведения заболеваний по ИВБДВ используется ограниченное количество базовых врачебных препаратов и поощряется активное участие родителей или лиц, которые присматривают за ребенком во время лечения. Консультирование лиц, которые присматривают за ребенком, по вопросам кормления и употребление жидкости, а также при необходимости немедленного обращения за медпомощью или за переосвидетельствованием, является важным компонентом стратегии ИВБДВ. Графологические структуры темы: «Интегрированное ведение болезней детского возраста» ![]() ![]() ^
^ После усвоения необходимых базисных знаний необходимо уметь определить «общие признаки опасности», которые указывают на необходимость срочного направления или приема ребенка в стационар; оценить больного по главным симптомам (для детей в возрасте от 2-х месяцев до 5 лет: кашель, осложненное дыхание, диарея, проблема с ухом, боль в горле, лихорадка; для грудных детей в возрасте от 1 недели до 2 месяцев: бактериальные инфекции, диарея); уметь оценить статус питания и прививки ребенка, проблемы вскармливания и другие вероятные проблемы; уметь классифицировать заболевание по системе тройного цветного кодирования и определить тактику предоставления медпомощи; уметь назначить базовые лекарственные препараты в ограниченном количестве; уметь консультировать людей, которые присматривают за больным ребенком дома по вопросам кормления, приема жидкости, приема лекарства и лечения местной инфекции, а также срока повторного обращения в медицинское учреждение. |
![]() | ... | ![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») |
![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») | ![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») |
![]() | Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело») | ![]() | Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета |
![]() | Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у детей. Неотложная... | ![]() | Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная... |
![]() | Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная... | ![]() | Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная... |