Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело»




Скачать 120.35 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело»
Дата публикации18.02.2014
Размер120.35 Kb.
ТипМетодическая разработка
uchebilka.ru > Экономика > Методическая разработка
ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра госпитальной педиатрии № 2 и неонатологии

Методическая разработка

для студентов VI курса иностранного факультета

к практическому занятию по госпитальной педиатрии

(специальность «лечебное дело»)


Модуль 1. Педиатрия.

Содержательный модуль 5. Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми в условиях поликлиники. Неотложная помощь при основных неотложных состояниях.

Тема 13. Интегрированное ведение болезней детского возраста.


Автор: ассистент О.Н. Таран

Методическая разработка утверждена

на заседании кафедры

«____ » __________2011 г.

Протокол № _________

Зав. кафедрой _________ Ю.К. Больбот

Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____

Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____

Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____

Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____

Переутверждена «_____» ______________________201 г. Протокол № _____

2011 г.

^ 1. Тема: Интегрированное ведение болезней детского возраста.

Стратегия интегрированного ведения болезней детского возраста и ее цель. Общие признаки тяжелого состояния ребенка. Оценка, классификация, лечение, консультация и последующее наблюдение при кашле, осложненном дыхании, диарее, болях в горле, лихорадке, нарушениях пищеварения и анемии; при наличии Вич-инфекции у детей от 2-х месяцев до 5 лет. Оценка, классификация, лечение, консультация и последующее наблюдение детей в возрасте 2-х месяцев с желтухой, диареей, проблемами вскармливания и сниженной массой тела, крайне тяжелым заболеванием и местной бактериальной инфекцией.

^ 2. Место проведения: учебный класс, отделение детей раннего возраста, отделение выхаживания новорожденных, инфекционное отделение, поликлиническое отделение.

3. Цель: Уметь определить симптомы безопасности и необходимость в стационарном лечении ребенка. Уметь определять общие признаки тяжелых состояний ребенка. Уметь осматривать детей и наблюдать за основными симптомами заболевания у них в возрасте 2-х месяцев; а также – у детей в возрасте от 2-х месяцев до 5 лет.
^ 4. Профессиональная ориентация студентов: Статистические данные показывают, что ежегодно в развивающихся странах около 12 млн. детей умирает, не доживая до 5-летнего возраста, при этом, большая часть на первом году жизни. Семь из десяти детей умирают от острых респираторных инфекций (преимущественно от пневмоний), диареи, кори, малярии, нарушениях вскармливания, а также от комбинаций этих причин. Проведенный в 1996 году анализ заболеваний говорит о том, что перечисленные заболевания останутся основными причинами детской смертности до 2020 года, если для борьбы с ними не будут приняты значительные меры. Всемирной организацией охраны здоровья в сотрудничестве с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ и многими другими организациями и институтами для решения этой задачи была разработана стратегия, названная «Integrated Management of Childhood Illness» - «Интегрированное ведение болезней детского возраста» (ИВХДВ), главным направлением которой является первичная медико-санитарная помощь. Целью стратегии ИВХДВ является снижение частоты и тяжести заболеваний, инвалидности и смертности. Таким образом, интегрированный подход по ведению больных детей становится необходимым по мере того, как деятельность программ по охране здоровья детей выходит за рамки одного заболевания и занимается здоровьем ребенка в целом.
^ 5. Базовый уровень знаний и умений:

/п

Дисциплина

Знать

Уметь

1.

Фармакология

Механизм действия основных групп фармакологических препаратов

Рассчитать дозу лекарственного препарата у детей

2.

Пропедевтика детских болезней

Анатомо-физиологиче-ские особенности детского организма. Семиотику за-болеваний детского воз-раста. Основные принципы рационального питания детей различного возраста. Основные показатели фи-зического и психо-мотор-ного розвития ребенка. Календарь проведения при-вивок ребенка, принципы проведения прививок по индивидуальному графику.

Уметь собрать анамнез, провести объективное обследование боль-ного ребенка, определить ведущие патологические симптомы и синд-ромы. Уметь оценить результаты лабораторных и инструментальных методов дополнительного обсле-дования. Уметь оценить рацио-нальность питания ребенка, показатели его физического и психомоторного развития. Уметь оценить статус прививки ребенка.

3.

Факультетская педиатрия

Основные клинические проявления заболеваний детского возраста, принци-пы курации больных, факторы риска хронизации и прогрессирование забо-левания.

Оценивать тяжесть состояния ребенка, выбрать наиболее адекватные методы лабораторного и инструментального обследования, дать клиническую интерпретацию полученных результатов обследо-вания, назначить рациональное лечение. Разработать схемы диспансерного наблюдения за детьми различных категорий.


^ 6. Технологическая карта практического занятия:




Этапы

Время

Оснащение

Место проведения

1.

Проверка присутствую-щих и начального уровня знаний

100 мин

Набор тематических структурированных клинических задач

Учебная комната

2.

2 Самостоятельная работа

2.1 Курация больных

2.2 Розбор тематических больных


45 мин

60 мин

Протоколы, таблицы, графологические структуры, алгоритмы

Отделение: детей раннего возраста, инфекционное, выхаживание новорожденных детей.

Учебная комната

3.

Анализ и коррекция самомтоятельной работы

40 мин




Учебная комната

4.

Проверка усвоения темы и решение тематических задач

30 мин

Вопрос, задачи

Учебная комната

5.

Итоговый тестовый контроль

20 мин

Тесты

Учебная комната

6.

Подведение итогов занятий

30 мин




Учебная комната


^ 7. Перечень теоретических вопросов, которые рассматриваются на занятии:

1. Принципы предоставления медицинской помощи детям в Украине;

2. Профилактическое направление педиатрии и формы медицинского обслуживания детского населения Украины;

3. Постоянное наблюдение за детьми в поликлинике в системе патронажа, его задачи и цель. Сроки обязательных осмотров здоровых детей специалистами.

4. Формы санитарно-просветительной работы в поликлинике. Кабинет здорового ребенка.

^ 8. Методика проведения занятия: До начала занятия староста группы подает преподавателю список отсутствующих студентов с указанием причины отсутствия.

На начальном этапе осуществляется проверка и обсуждение домашней структурированной клинической задачи по теме занятия, что позволяет оценить степень подготовки к занятию. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 35% (максимальная оценка - 3 балла).

На основном этапе практического занятия оценивается практическая работа студентов возле кровати больного ребенка. Определение клинических вариантов и осложнений наиболее распространенных заболеваний сердца, определение тактики ведения больного, планирование обследования больного ребенка и интерпретация полученных результатов, проведение дифференциальной диагностики и постановки предварительного клинического диагноза, ведение медицинской документации, оказание экстренной помощи при основных неотложных состояниях в клинике детских болезней, а также решение ситуационных задач, которые включают практические навыки по оценке данных лабораторных и инструментальных исследований, алгоритмов оказания неотложной помощи, отработки манипуляций на муляжах. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 50% от оценки работы во время практического занятия. Максимальная оценка - 4 балла.

В конце занятия проводится тестовый контроль знаний. Результаты тестового контроля оцениваются положительно, если студент дал не менее 75% правильных ответов. При меньшем количестве правильных ответов студент не получает очков. В общей оценке текущей учебной деятельности этот этап составляет 15% от оценки во время работы на занятии, то есть 1 балл.

В зависимости от особенностей работы профильных отделений порядок этапов может варьироваться.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить на занятии - 8 баллов, что соответствует традиционной оценке "5". При получении 6-7 баллов выставляется традиционная оценка "4", 1-5 баллов - "3", 0 баллов - "2".

^ Составляющие текущей учебной деятельности студента:

Вид деятельности

Баллы


Выполнения домашней ситуационной задачи

3

2

1

0

Практическая работа около постели больного

4

3

2

0

Тестовый контроль

1

0








^ 9. Формы и методы самоконтроля:

Задания для проверки исходного уровня знаний - см. Приложение ( набор тематических тестовых заданий из банка КРОК-2).

Для контроля усвоения перечисленных вопросов предлагается решение ситуационных структурированных задач (см. учебно-методическое пособие "Ситуационные задачи к модулю "Детские болезни").

^ 10. Технические мероприятия и материальное обеспечение занятия:

  • Пособие по «Интегрированному ведению болезней детского возраста»;

  • Дополнение к «Интегрированному ведению болезней детского возраста»;

  • Оказание стационарной помощи детям. Карманный справочник. Оригинальное издание: Pocket book of Hospital care for children. Geneva, WHO, 2005. - Всемирная Организация Здравоохранения, 2006, 378 с.

  • Приказы МОЗ Украины «Об усовершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детям в Украине», «Об усовершенствовании организации медпомощи детям подросткового возраста».

Стратегия ИВБДВ:

1.Рассматриваются основные проблемы здоровья детей, основные причины детской смертности и заболеваемости.

2.Оказывает содействие как лечению, так и профилактике. Но в центре внимания стратегии ИВБДВ - лечение. Данная стратегия дает возможность и подчеркивает важность основных превентивных вмешательств, таких как иммунизация и улучшение питания грудных детей, а также грудное вскармливание.

3.Экономически удобная - Мировой Банк оценил ИВБДВ как одно из наиболее экономически эффективных вмешательств в странах с малым и средним уровнем доходов на душу населения.

4.Оказывает содействие экономии средств - ненадлежащее ведение болезней детского возраста вводит в ненужные расходы дефицитных ресурсов. Хотя обучение и реорганизация нуждаются в начальных вкладываниях средств, результатом введения стратегии ИВБДВ является экономия средств.

5.Оказывает содействие равенству - почти все дети в развитых странах имеют доступ к простому и доступному превентивному и лечебному уходу, который защищает их от смерти в результате острых респираторных заболеваний, диареи, кори, малярии, нарушений питания.

^ ПРИНЦИПЫ ПОСОБИЙ

ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ВЕДЕНИЮ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В основе клинического пособия ИВБДВ лежат следующие принципы:

- Все больные дети в возрасте до 5 лет должны рассматриваться на предмет признаков опасности, а все дети раннего возраста – на на предмет очень тяжелого заболевания. Наличие этих симптомов указывает на необходимость немедленного направления ребенка в стационар.

- После этого больные дети и дети раннего возраста осматриваются на предмет наличия основных симптомов. Для более старших детей к основным симптомам относится кашель, осложненное дыхание, диарея, лихорадка и ушная инфекция. У детей раннего возраста к основным симптомам относятся: местная бактериальная инфекция, диарея, желтуха. Кроме того, всех больных детей необходимо осматривать на предмет статуса питания и иммунизации, а также других потенциальных проблем.

- Используется лишь ограниченное количество клинических симптомов, которые избраны на основании их чувствительности и специфичности для выявленного заболевания. По комбинации отдельных симптомов заболевания ребенка классифицируют в одну или больше групп симптомов, а не выставляют диагноз. Классификация симптомов базируется на системе тройного цветного кодирования: "розовый" обозначает, что ребенка необходимо срочно направить в стационар, "желтый" указывает на необходимость начала специфического амбулаторного лечения, а "зеленый" указывает на необходимость поддерживаемого ухода на дому.

- В процессе ведения заболеваний по ИВБДВ используется ограниченное количество базовых врачебных препаратов и поощряется активное участие родителей или лиц, которые присматривают за ребенком во время лечения. Консультирование лиц, которые присматривают за ребенком, по вопросам кормления и употребление жидкости, а также при необходимости немедленного обращения за медпомощью или за переосвидетельствованием, является важным компонентом стратегии ИВБДВ.

Графологические структуры темы:

«Интегрированное ведение болезней детского возраста»



^ 11. Источника информации:

  1. Майданник В.Г. Педиатрия. Учебник ( 2-е издание, испр. и доп.). - Харьков: Фолио, 2002. - 1125 с.

  2. Педиатрия. Под ред. Тяжелой О.В. - Винница. - 3 вид. - „Нова книга”, 2009. - 1136 с.

  1. Волосовец А.П., Кривопустов С.П., Манолова Э.Г., Ершова И.Б., Бойченко П.К. Лабораторные исследования в практической педиатрии - Луганск, 2003.-131с.

  2. Волосовец А.П., Кривопустов С.П. Интегрированное ведение болезней детского возраста как современная стратегия первичной медико-санитарной помощи детям. - Здоровье ребенка. - № 1 (10). - 2008. - с. 91-94.

  3. Волосовец О.П., Нагорная Н.В., Кривопустов С.П., Острополець С.С., Бордюгова О.В. Диагностика и лечение неотложных состояний у детей. Учебное пособие для студентов ВМНЗ IV уровня аккредитации, врачей-интернов, врачей-курсантов последипломного образования. - Донецк: Донецкий государственный медицинский университет им. Г.Горького., 2007. - 112 с.

  4. Майданник В.Г., Митин Ю.В. Диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний дыхательных путей у детей - К.: ООО «ИЦ Медпроминфор», 2006.- 288 с.

  5. Приказы МОЗ Украины «Об усовершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детям в Украине», «Об усовершенствовании организации медпомощи детям подросткового возраста», и по протоколам за специальностями «педиатрия» и др. МОЗ Украины. - Киев, 2005 г. - 414 с.

  6. Неотложные состояния в педиатрии: Учебн. пособие. / Под редакцией проф. О.П.Волосовца и Ю.В.Марушка - Х.: Флаг. - 2008. - 200 с.

  7. Неотложные состояния в педиатрии. Под ред. В.М.Сидельникова. К.: Здоровье, 1994. - 601 с.

  8. Оказание стационарной помощи детям. Карманный справочник. Оригинальное издание: Pocket book of Hospital care for children. Geneva, WHO, 2005. - Всемирная Организация Здравоохранения, 2006, 378 с.

  9. Педиатрия. Под ред. Дж.Грефа. М.: Практика, 1997. - 911 с.

  10. Петрушина А.Д. и др. Неотложные состояния в детей. - М.: «Медицинская книга», 2002. - 176 с.

  11. Пособие ИВБДВ (Интегрированное Ведение Болезней Детского Возраста), Всемирная Организация Здравоохранения, Департамент Здоровья и Развития, Ребенка и Подростка (САН), 2000, 202 с.

  12. Смиян И.С. Педиатрия (цикл лекций). - Тернополь: Укрмедкнига, 1999. - 712 с.


^ 12. Программа самоподготовки студента: После усвоения необходимых базисных знаний необходимо уметь определить «общие признаки опасности», которые указывают на необходимость срочного направления или приема ребенка в стационар; оценить больного по главным симптомам (для детей в возрасте от 2-х месяцев до 5 лет: кашель, осложненное дыхание, диарея, проблема с ухом, боль в горле, лихорадка; для грудных детей в возрасте от 1 недели до 2 месяцев: бактериальные инфекции, диарея); уметь оценить статус питания и прививки ребенка, проблемы вскармливания и другие вероятные проблемы; уметь классифицировать заболевание по системе тройного цветного кодирования и определить тактику предоставления медпомощи; уметь назначить базовые лекарственные препараты в ограниченном количестве; уметь консультировать людей, которые присматривают за больным ребенком дома по вопросам кормления, приема жидкости, приема лекарства и лечения местной инфекции, а также срока повторного обращения в медицинское учреждение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по...
...

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию Курс...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для преподавателей к практическому занятию...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для преподавателей к практическому занятию...
Факультет: Медицинский (специальность «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело»)

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного...
Методическая разработка по практическому занятию для студентов лечебного факультета

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодическая разработка для студентов к практическому занятию по госпитальной педиатрии
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний органов пищеварения у детей. Неотложная...

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная...

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная...

Методическая разработка для студентов VI курса иностранного факультета к практическому занятию по госпитальной педиатрии специальность «лечебное дело» iconМетодические рекомендации для студентов к практическому занятию по...
Содержательный модуль Дифференциальная диагностика наиболее распространенных заболеваний системы кровообращения у детей. Неотложная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<