Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку»




Скачать 361.7 Kb.
НазваниеКурсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку»
Дата публикации19.02.2014
Размер361.7 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку

Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина Кафедра «Финансы и кредит» Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» Выполнила: студентка 3-го курса заочного отделения экономического факультета группы «Финансы» Бойко Н.С. Руководитель: Бакуто Л.Д. Харьков 2002 Содержание:Введение ……………...…………………………………………… 31. Страхование как экономическая категория ……………… 3-7 1.1 Страхование в экономике рыночного типа ……………. 3 1.2 Функции страхования …………………………………… 62. Классификация страхования ………………………………. 7-9 2.1 Общая характеристика ………………………………….. 7 2.2 Классификация страхования по форме организации … 8 2.3 Отрасли страхования …………………………………….. 93. Особенности развития страхового рынка Украины …….. 104. Условия обеспечения платежеспособности страховщиков…145. Проблема развития страхового рынка Украины ………… 166. Конкуренция на украинском страховом рынке ………….. 207. Как усовершенствовать страховой рынок в Украине …... 26Заключение ……………………………………………………… 27Список литературы ……………………………………………. 28 Введение: В рыночной экономике отрасль страховых услуг играет важную роль длявсего общества. Ситуация в странах переходящих к рыночной экономикеявляется уникальной: застойная, монополистическая система со временемуступает место динамичной, конкурирующей рыночной экономике. Поскольку,страховая деятельность в новой среде сопровождается значительнойнеуверенностью и большим количеством бизнес-рисков, повышение эффективностистраховой деятельности возможно лишь путем проведения эффективнойгосударственной политики, направленной на регулирование страхового рынка вУкраине. Страховой рынок должен отображать конкретные условия конкретной страны, аименно, уровень развития социально-экономической сферы. Украина тольконедавно начала создание собственного страхового рынка. Из-за того, чтоУкраина находится на переходном этапе развития, структура страхового рынкаможет конкретно отличаться от зарубежных стран в плане отношений междуотдельными видами страхования, да и сам механизм украинского страхованияпока не совершенен. В этой работе я попыталась рассмотреть, какую роль страхование играет вэкономике рыночного типа, особенности и проблемы страхового рынка Украины ипредложения по их разрешению. 1. Страхование как экономическая категория 1.1 Страхование в экономике рыночного типа Страховые отношения известны, по крайней мере, с эпохи позднегосредневековья. Тогда, в результате великих географических открытий, заметнорасширились горизонты международной торговли и предпринимателямпотребовались крупные суммы капитала, чтобы использовать новые возможности.Рост богатства общества и степень удовлетворения его потребностей врешающей мере зависели от страхования. Первый из известных в мировой практике договоров страхования был оформленв Генуе в 1347. Первый письменный договор страхования жизни, дошедший донаших дней, был заключен в Англии в XVI в. Страхование возникло иразвивалось, имея своим конечным назначением удовлетворение потребностейчеловека, его осознанных запросов в страховой защите от различныхслучайностей. В страховании реализовались определенные экономическиеотношения, складывающиеся между людьми в процессе производства,распределения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляловсем хозяйственным субъектам гарантии в возмещении ущерба. Тесно связаны между собой страхование и предпринимательство. Как типхозяйственного поведения предпринимательство нуждается в страховании. Дляпредпринимательства характерно организационно- хозяйственное новаторство,нахождение новых, более эффективных способов использования ресурсов,гибкость, постоянная самообновляемость, готовность идти на риск. Возникаютстраховые интересы как форма выражения материальных потребностей. Этистраховые интересы ориентируют предпринимательство на овладениеперспективными факторами развития, на поиск новых сфер приложения капитала. Как экономическая категория страхование представляет системуэкономических отношений, включающую совокупность форм и методовформирования целевых фондов денежных средств и их использования навозмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях, атак же на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий вих жизни. Переход к рыночной экономике обеспечивает существенноевозрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительнорасширяет сферу страховых услуг. При командно-административной системеуправления народным хозяйством, доминирующей роли государственнойсобственности и слабой экономической ответственности руководителей итрудовых коллективов за ее сохранность страхование не могло получитьподобающего ему места в экономике. Развертывание рыночных отношений, когда каждый товаропроизводительначинает действовать на свой страх и риск, повышает роль и значениестрахования. При этом, наряду с традиционным назначением- обеспечениемзащиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.),случайных событий технического и технологического характера (пожара,аварии, взрыва и др.), объектом страхования все больше становятся убытки отразличных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угонтранспортных средств и др.). Предприятия и организации различных формсобственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребностьв возмещении не только ущерба, выражающегося в гибели или поврежденииосновных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученнойприбыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятия(неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей). Изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхованияграждан, что непосредственно связано с экономическими интересами населения.Соотношение долгосрочных и краткосрочных договоров страхования, сочетаниерисковых и сберегательных условий страхования, уровень банковского процентана резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций иосуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономикенеизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложениестраховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка.Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенныхсферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например,медицинских расходов военнослужащих от несчастных случаев и др.) В экономике рыночного типа страхование выступает, с одной стороны,средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой - коммерческойдеятельностью, приносящей прибыль. Источниками прибыли страховщикавыступают доходы от собственно страховой деятельности, от инвестицийвременно свободных денежных средств в объекты материального производства,непроизводственной сферы, акции предприятий, банковские депозиты и т.д. Страхование служит важным фактором стимулирования хозяйственнойактивности в условиях рыночной экономики, создает для всех участниковрыночных отношений равные права, дает сильные психологические мотивацииэкономической деятельности, стремление получить выгоду, желание рискнуть,«проверить себя». Страхование также предусматривает замкнутое перераспределение ущерба спомощью специализированного денежного страхового фонда, образуемого за счетстраховых взносов. При страховании возникают перераспределительныеотношения по формированию и использованию этого фонда, что приближаетстрахование к финансам, но одновременно и подчеркивает особенности.Движение денежной формы стоимости в страховании подчинено степенивероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая. Есть одна особенность страхования, которая приближает его к категориикредита,- это возвратность средств страхового фонда. Известно, что именно кредит обеспечивает возвратность полученной денежнойссуды. Однако, отмечая такую возвратность страховых платежей какхарактерную черту страхования, следует иметь в виду, что она относится,прежде всего, к страхованию жизни. Действительно, большая часть взносов(нетто-платежи) возвращается при наступлении страхового случая (дожитиезастрахованного до определенного срока или в случае его смерти). Этодействительно возврат взносов, и он имеет обязательный характер. Но приимущественном страховании от несчастных случаев и при многих прочих видахстрахования выплаты страхового возмещения или иным рисковым видам теряетсяадресность этих сумм. Экономическое содержание этих выплат отлично отвозврата страховых платежей. Таким образом, выступая в денежной форме, закрепляя эти отношенияюридическими документами, страхование имеет черты, соединяющие его скатегориями «финансы» и «кредит», и в то же время как экономическаякатегория имеет характерные только для нее функции, выполняет присущуютолько ей роль. Функции страхования и его содержание как экономической категорииорганически связаны. В качестве функций экономической категории страхованияможно выделить следующие: 1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств. 2. Возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. 3. Предупреждение и минимизация ущерба. 1.2 Функции страхования Первая функция – это формирование специализированного страхового фондаденежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственностьстраховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, таки в добровольном порядке. Государство исходя из экономической и социальнойобстановки регулирует развитие страхового дела в стране. Функция формирования специализированного страхового фонда реализуетсяв системе запасных и резервных фондов, обеспечивающих стабильностьстрахования, гарантию выплат и возмещений. Если в коммерческих банкахаккумулирование средств населения с целью, например, денежных накоплений,имеет место только сберегательное начало, то страхование через функциюформирования специализированного страхового фонда несет сберегательно-рисковое начало. В моральном плане каждый участник страхового процесса,например при страховании жизни, уверен в получении материальногообеспечения на случай несчастного события и при завершении срока действиядоговора. При имущественном страховании через функцию формированияспециализированного страхового фонда не только решается проблема возмещениястоимости пострадавшего имущества в пределах страховых сумм и условий,оговоренных договором страхования, но и создаются условия для материальноговозмещения части или полной стоимости пострадавшего имущества. Через функцию формирования специализированного страхового фондарешаются проблемы инвестиций временно свободных средств в банковские идругие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость,приобретение ценных бумаг и т.д. С развитием рынка в страховании неизменнобудет совершенствоваться, и расширяться механизм использования временносвободных средств. Значение функции страхования как формированиеспециальных страховых фондов будет возрастать. Вторая функция страхования – возмещение ущерба и личное материальноеобеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют толькофизические и юридические лица, которые являются участниками формированиястрахового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляетсяфизическим и юридическим лицам в рамках имеющихся договоров имущественногострахования. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями,исходя из условий договоров страхования, и регулируется государством(лицензирование страховой деятельности). Третья функция страховании – предупреждение и минимизация ущерба –предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятийпо недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев,стихийных бедствий. Сюда же относиться правовое воздействие, настрахователя закрепленное в условиях заключенного договора страхования иориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу. Мерыстраховщика по предупреждению страхового случая и минимизация ущерба носятназвание превенции. В целях реализации этой функции страховщик образуетособый денежный фонд предупредительных мероприятий. В интересах страховщика израсходовать какие-то денежные средства напредупреждение ущерба (например, финансирование противопожарныхмероприятий: приобретение огнетушителей, размещение специальных датчиковконтроля за тепловым излучением и т.д.), которые помогут сохранитьзастрахованное имущество в первоначальном состоянии. Расходы страховщика напредупредительные мероприятия целесообразны, так как позволяют добитьсясущественной экономии денежных средств на выплату страхового возмещения,предотвращая пожар или какой-либо другой страховой случай. Источникомформирования фонда превентивных мероприятий служат отчисления от страховыхплатежей. 2. Классификация страхования 2.1 Общая характеристика Многообразие объектов подлежащих страхованию, различие в объеместраховой ответственности и категориях страхователей предопределяютнеобходимость классификации, т.е. систематизированной группировкивзаимосвязанных, соподчиненных, однородных понятий в области страхования.Или звеньев классификации. Эти звенья располагаются, как правило, так, чтокаждое последующее звено является частью предыдущего. В зависимости откритерия, лежащего в основе классификации, и различают классификацию пообъектам страхования и по объему страховой ответственности. Страхование в своей деятельности опирается на теоретический иэмпирический методы познания и базируется на результатах ряда наук –экономики, статистики, теории вероятности. Имея дело с массовыми явлениями,в отношении которых организуется страховая защита, страхование вынужденособирать, группировать, классифицировать, обобщать информацию с цельювыработки оптимальной стратегии эффективной деятельности. Страхование как система экономических отношений охватывает различныеобъекты и субъекты страховой ответственности, формы организации идеятельности в силу определений юридических норм и законов. Чтобыупорядочить разнообразие экономических отношений и создать единую ивзаимосвязанную систему, необходима классификация страхования. Классификация страхования представляет собой научную систему делениястрахования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли и виды, звеньякоторых располагаются так, что каждое последующее звено является частьюпредыдущего. В основу классификации страхования положены два критерия:различия в объектах страховании и различия в объеме страховойответственности. В соответствии с этим делением применяться системыклассификации: по объектам страхования и по опасности. В более широком иконкретном смысле классификация страхования представляет собой формувыражения различий в страховщиках и сферах их деятельности, объектахстрахования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности иформе проведения страхования.Обязательное страхование – выражает гражданско-правовые отношения,связанные с использованием ресурсов страхового фонда в силу закона.Добровольное страхование – отличается от обязательного тем, что указанныегражданско-праввые отношения возникают в силу волеизъявления сторонстраховщика (страховой компании) и страхователя (физ. или юр. лица),которое закреплено в заключенном между ними письменном договоре. Вудостоверение заключенного договора страхователю вручается «страховойполис». 2.2 Классификация страхования по форме организации По форме организации страхование выступает как:Государственное страхование – представляет собой организационную форму, гдев качестве страховщика выступает государство в лице специальноуполномоченных на это страхование организаций в круг интересов, которыхвходит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования(определяется законом о статусе страховой деятельности).Акционерное страхование – негосударственная организационная форма, где вкачестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерногообщества, уставной фонд которого формируется из акций (облигаций) и другихценных бумаг, принадлежащих юр. и физ. лицам, что позволяет присравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работустраховой компании.Взаимное страхование -- негосударственная организационная форма, котораявыражает договоренность между группой физ. и юр. лиц о возмещении другдругу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятымусловиям. Реализуется через общество взаимного страхования, котороеявляется страховой организацией некоммерческого типа, т.е. не преследуетцелей извлечения прибылей из созданного страхового предприятия.Кооперативное страхование – негосударственная организационная формазаключается в проведении страховых операций кооперативами.Медицинское страхование – особая организационная форма страховойдеятельности, цель которой – гарантировать гражданам при возникновениистрахового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств(в том числе в государственных и муниципальных системах здравоохранения) ифинансирование профилактических мероприятий (деспонсиризация, вакцинация ит.д.).Противопожарное страхование – во многих странах, (но пока еще не в Украине)предусмотрено обязательное и добровольное противопожарное страхование. Вкачестве объектов страхования выступают имущественные интересыстрахователя, связанные с владением, пользованием, и распоряжениемимущества на случай его повреждения или уничтожения в результате пожара, втом числе действий по его тушению. Пока в Украине нет такого видастрахования, но разговоры на эту тему ведутся. 2.3 Отрасли страхования В рыночной экономике, в стадии её формирования, исходя из характеристикиобъектов страхования, целесообразно выделить 4 основные отраслистрахования: 1. Личное страхование – трактуется как отрасль страхования. Где в качестве объектов страхования выступают: жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяться на: а) Страхование жизни (это не только социальная защита граждан, но и дополнительные инвестиции в экономику Украины) б) Страхование от несчастных случаев 2. Имущественное страхование – это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений является имущество в различных видах. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении. 3. Страхование ответственности -- отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед физ. или юр. лицами, которым может быть причинен ущерб, вред вследствие какого-то действия или бездействия страхователя. Например: страхование задолженности, страхование на случай возмещения вреда. 3. Особенности развития страхового рынка Украины В Украине вплоть до 1988 года существовала государственная монополия всфере страхования, которую представляла система Госстраха. Деятельностьпоследнего регулировалась и контролировалась страной полностью. Госстрахбыл придатком к бюджетной системе: все страховые премии перечислялись вбюджет, из которого осуществлялись и страховые компенсации. Расходыстраховых организаций так же выплачивались бюджетом по принципу бюджетногофинансирования без получения прибыли. Зарождение и развитие страхового рынка в Украине тесно связано спереходом страны в начале 90-х годов к рыночной экономике. Для ееобслуживания возникла потребность в создании отвечающей рыночной системеинфраструктуры. Наряду с банками, биржами, торговыми корпорациям,инвестиционными компаниями и другими финансовыми учреждениями появилисьальтернативные Госстраху страховые коммерческие структуры. Начиная 1988года на страховом рынке Украины, возникли первые кооперативы, а с 1990 года– первые страховые компании, количество которых интенсивно увеличивалось.Только за 1990-93 годы их количество выросло от 35 до 455 структур. Большинство страховых компаний на начальном периоде функционировалосогласно принципу финансовых пирамид, а условия внутреннего экономическогорынка способствовали расширению теневой экономики. В 1995 году началсяпроцесс банкротства и ликвидации многих страховых компаний. Наибольшееколичество официально действующих компаний составляло 798, но в 1994-95годах были отозваны лицензии, на право заниматься страховой деятельностью у280 организаций, а в 1996 году лицензий лишились еще 150 компаний. Это быловызвано потребностью усиления надежности страховой защиты рыночныхсубъектов хозяйствования и ликвидацией проявления мошенничества в страховомбизнесе. Новый этап развития страхового рынка в Украине начался после принятияв 1996 году Закона «О страховании», согласно с которым в стране началсяпроцесс упорядочивания, регламентации и государственного надзора застраховой деятельностью. Законодательно были выделены вот такие положения:общие положения страхования; объекты и субъекты страховых отношений; видыобязательного страхования; специфические признаки договора о страховании;порядок и условия выплаты страховых платежей и страховых компенсаций;условия обеспечения платежеспособности страховщиков; порядок формированиястраховых резервов; компетенции и функции Комитета по делам надзора застраховой деятельностью (Укрстрахнагляд); условия лицензирования страховыхкомпаний. Согласно Указу Президента Украины от 15 декабря 1999 года № 1573 «Прозміни в структурі центральних органів виконавчої влади» Укрстрахнагляд былликвидирован, а его функции переданы Министерству финансов Украины. По состоянию на начало 2000 года на страховом рынке Украиныфункционирует 268 страховых компаний. Тем не менее, их действенностьнеодинаковая: успешно функционируют только 50 компаний. На эти компаниивыпадает 82,8% собранных премий, 95,4% страховых выплат, 69,9% уставногокапитала и 83,4% резервных средств. Благодаря исследованиям «Статистического ежегодника Украины» за 2000год можно проследить, каким образом в период с 1995 по 1999 год развиваласьфинансовая деятельность страховых компаний Украины в пересчете на тыс.гривен (табл.1): Таблица 1. Финансовая деятельность страховых организаций в Украине (тыс. грн.)|Показатели |1995 |1996 |1997 |1999 ||Доходы |218490 |284161 |393892 |808369 ||Поступление страховых платежей |168946 |203460 |330018 |649807 ||в т.ч. от добровольного личного |67608 |47999 |66153 |71623 ||страхования | | | | ||от добровольного имущественного |41407 |70482 |162225 |389650 ||страхования | | | | ||от обязательного страхования |33422 |53203 |67357 |72796 ||Поступления от перестрахования |3192 |8970 |17417 |95571 ||Расходы |191551 |242416 |297661 |585641 ||в т.ч. выплаты страховых |116535 |100189 |107925 |169282 ||компенсаций | | | | ||выплаты за перестрахование |5464 |27776 |50527 |223500 ||затраты на содержание аппарата |23569 |34016 |57403 |46237 ||управления | | | | ||затраты на ведение дел |25067 |38497 |41539 |73638 ||Платежи в бюджеты разных уровней |10493 |14797 |21769 |36923 ||Резервирование средств |38597 |69130 |119994 |246413 ||Балансовая прибыль |13763 |22377 |85052 |17394 ||в т.ч. относительно к расходам, % |7,1 |9,2 |28,5 |29,7 |Как видно из представленных в таблице данных, объем доходов страховыхорганизаций в Украине увеличился в 3,7 раза, а затраты в 3 раза; уровеньрентабельности деятельности вырос в 4 раза. Особенно высокими темпами идетрост поступлений от добровольного имущественного страхования, что в 1998году в структуре общей суммы поступлений составляло 60%.Работа страховых компаний в 1999 году характеризуется такими показателями.Объем страховых платежей по сравнению с 98 годом увеличился на 47,5% идостиг 1164 млн. грн. Общие страховые выплаты страховых компаний выросли в2 раза и составили 360,9 млн. грн. Объем страховых резервов составил 537,04млн. грн. по сравнению с 1998 годом они увеличились в 1,2 раза. Объемзатрат страховых компаний составил 212,3 млн. грн по сравнению с 1998 годомони увеличились в 1,3 раза. Балансовая прибыль страховых компанийувеличилась на 30% и достигла 234,03 млн. грн. При этом прибыль отстраховой деятельности равнялась 192,2 млн. грн., что составило 90,5% отвсей прибыли страховых компаний, а от остальных видов деятельности и, впервую очередь, от размещения страховых резервов – 9,5%. Объем оплаченных уставных фондов страховых компаний в 1993 году былравен 327,87 млн. грн. При этом две трети страховщиков имеют уставныйкапитал меньше минимального размера (1 млн. грн.), определенного Законом «Остраховании». За последние 5 лет на страховом рынке Украины лидирует группакомпаний, которые по итогам 1999 года имеют такие показатели (табл.2) Таблица 2. Лидеры страховых компаний Украины по объему собранных платежей|№№ |Название страховой |Город |Страховые |Доля в общем || |компании | |платежи |объеме || | | | |платежей, % ||1 |«Оранта» |Киев |96056 |8,2 ||2 |АКВ «Гарант» |Киев |85786 |7,4 ||3 |«Гарант – АВТО» |Киев |42283 |3,6 ||4 |«Теком» |Одесса |42130 |3,6 ||5 |«Запад-Резерв» |Ивано-Франковска|41630 |3,6 || | |я обл | | ||6 |«Остра – Киев» |Киев |39763 |3,4 ||7 |«Росток» |Киев |39207 |3,4 ||8 |«АСКА» |Донецк |38769 |3,3 ||9 |Украинская |Кременец |38620 |3,3 || |нефтегазовая | | | || |страховая компания | | | ||10 |«Лемма» |Харьков |38129 |3,3 |Как видно из таблицы 2, лидирующие место среди страховых компаний Украиныпо объему сборов страховых платежей в 1999 году занимали национальнаяакционерная страховая компания «Оранта» (г. Киев) и АКВ «Гарант» (г. Киев),которые значительно опережали других страховщиков.По объему страховых выплат в 1999 году лидирование страховых компанийхарактеризуется показателями, выведенными в таблице 3.В 1999 году лидером по сумме страховых выплат была компания «ДАСК» (г.Днепропетровск), что обусловлено значительными страховыми компенсациями покосмическим программам, которые являются для этой компании приоритетными. Таблица 3. Лидеры страховых компаний Украины по объему страховых выплат (тыс. грн.)|№№ |Название страховой |Город |Выплаты |Доля в общем || |компании | |компании за |объеме затрат,|| | | |1999 год |% ||1 |«ДАСК» |Днепропетровск |111891 |31,0 ||2 |«Оранта» |Киев |44795 |12,4 ||3 |«Росток» |Киев |38478 |10,7 ||4 |«Поступ» |Киев |27924 |7,7 ||5 |«АСКА» |Донецк |15853 |4,4 ||6 |«Гарант—Авто» |Киев |9521 |2,6 ||7 |«Скиф» |Запорожье |8332 |2,3 ||8 |«Оранта—Донбас» |Донецк |7685 |2,1 ||9 |«Алькона» |Киев |6905 |1,9 ||10 |«Остра—Киев» |Киев |6660 |1,8 |По данным лиги страховых организаций Европы, на страховой рынок Украинывыпадает только 0,05% общего объема страховых услуг, которые предлагаютсяна нашем континенте. В целом, уровень развития отечественного страховогорынка охватывает не больше 10% рисков, которые есть в Украине, в то времякак в развитых странах этот показатель достигает 90 – 95%. Особенностью отечественного страхового рынка является отсутствиетранснациональных страховых компаний или их филиалов. Украинскоезаконодательство не дает согласие на их образование, что обусловленозащитой нашей страховой системы от конкуренции со стороны иностранныхстраховых компаний и использованием свободных средств страховщиков дляинвестиций в собственную экономику. В тоже время, иностранные страховыекомпании активно проникают в Украину, используя перестраховательные схемы,и имеют с этого неплохую прибыль. В 1999 году доля перестраховательныхпремий, выплаченных заграницу, составляла 277,3 млн. грн., или 23,8% отсуммы поступлений по всем видам страхования, а из страхования особнерезидентов выплачено 11,2 млн. грн. или 4,7%; от имущественногостраховании – соответственно 310,4 млн. грн. или 54,8%; от добровольногострахования ответственности – 98,9 млн. грн. или 86,4 %; от обязательногострахования – 30,3 млн. грн. или 53,5 %; от страхования жизни – 0,386 млн.жизни или 100%. Особенностью современного страхового рынка Украины является то, чтоуже осуществлена гармонизация видов страхования с принятыми в миретрадициями. Адаптировано 17 стандартных условий, принятых в Евросоюзе;проведена структуризация страхового рынка, осуществляется интеграцияУкраины с европейским страховым рынком. Кроме того, Украина присоединиласьк международному страхованию гражданской ответственности автовладельцев всистеме «Зеленая карта», в которую входят 42 страны, осуществляетсявхождение Украины во Всемирную организацию торговли – Генерального договорапо торговле услугами. Т.к. страховые услуги по страхованию торговыхтоваропотоков занимают первое место среди всех видов финансовых услуг. Итак, страховая система Украины приобретает целиком цивилизованныйвид, и становиться одним из решающих факторов финансовой стабилизации иразвития национальной экономики. 4. Условия обеспечения платежеспособности страховщиков Платежеспособность – это финансовая категория, которая характеризуетуровень надежности, стойкости страховой организации, ее способностьвыполнять взятые обязательства, поэтому ее количественная характеристикаопределяется как отношения обязательств и ресурсов, которые могут бытьиспользованы на их выполнение. Французские страховщики обозначили резервплатежеспособности, как «сумму личного капитала, которым должна владетькомпания для защиты от эксплуатационных, непредвиденных действий». Проблема платежеспособности актуальна для экономики Украины в целом,именно поэтому методика ее расчета определена в нормативных документах,согласно которой коэффициент платежеспособности рассчитывается какотношения между активами компании и ее обязанностями. Особенностикругооборота средств страховщиков, в основе которого лежит категория риска,требует особого подхода к обозначению понятий их платежеспособности. ПоЗакону Украины «О страховании», страховые компании обязаны придерживатьсяследующих условий обеспечения собственной платежеспособности: 1. наличие уплаченного уставного фонда и гарантийного фонда страховщика 2. создание страховых резервов, достаточных для будущих выплат страховых суммДля оценки платежеспособности компании особое значение имеет источник еефинансирования – собственный капитал или заем. Структура собственногокапитала страховщика аналогична структуре любого акционерного общества.Особое внимание уделяется формированию уставного капитала, как основыгарантии платежеспособности. Установленная государством минимальная суммауставного капитала (100 тыс. ЕВРО., что в десятки раз больше чемминимальный уставной капитал любого АО), по мнению кандидата экономическихнаук Г. Ивашина, не очень большая. Поэтому она приводит к тому, чтостраховые компании иногда не могут отвечать по серьезным сделкам ивыплачивать убытки. Например, на 1 января 200 года в Украине действовало263 страховые компании, объем уплаченных уставных фондов, которых составлял327873 тыс. грн. или в среднем 1 млн. 500 тыс. грн. на каждую страховуюкомпанию. В тоже время почти 2 страховых компаний создали уставнойкапитал ниже необходимого размера, и только 71 компания имела уставнойкапитал более 1 млн. грн. Страховая компания имеет право оставить насобственной ответственности отдельный риск, величина которого не должнапревышать 124 тыс. грн., но стоимость производственных объектов,автотранспорта в нынешних условиях превышает указанную величину, поэтомувозникает необходимость передать часть ответственности в соцстрахование. Нонедостаточная квалификация кадров, недоверие со стороны потенциальныхпартнеров доводят до того, что многочисленные компании нарушаютустановленный норматив. Кроме того, реальная платежеспособность обозначается не только общимобъемом собственных средств, но и состоянием, в котором они существуют вопределенный период времени. Поэтому введена форма, по которой не менее 60%уставного капитала в активах баланса должна быть представлена деньгами.Последнее и есть наиболее ликвидным видом активов, поэтому такой порядокспособствует обеспечению выполнения страховых обязательств. Причем, припрохождении процедуры лицензирования, страховщикам необходимо предоставитьдоказательства полностью уплаченного уставного капитала. Проведение такогоконтроля способствует обозначению оценки финансового положения претендентапри получении лицензии, что не позволяет допускать на страховой рынокорганизации, которые не владеют средствами достаточными, чтобы обеспечиватьисполнение обязательств. В состав собственного капитала входит гарантийный фонд, средствакоторого складываются из сумм специальных и резервных фондов. Эти фондысоздаются из поступившей прибыли. При оценке платежеспособности нужно учитывать еще и свободные активы,создание которых за счет прибыли обусловлено законодательством Украины. Свободные резервы-- это часть собственных средств страховщика, которыерезервируются им с целью дополнительного обеспечения платежеспособности. Носпециалисты не имеют общего мнения по поводу оценки свободных средств. Этоприводит к невозможности определиться с этим понятием. Необходимость правильной оценки обязанностей обусловливает особенновысокий уровень требований по поводу методики их формирования.Регламентация этого порядка является неотъемлемой частью страховогозаконодательства всех стран мира. В том числе и Украины. Согласно статье №30 упомянутого Закона, страховые резервы распределяются на технические ирезервы страхования жизни. К техническим резервам относятся: 1. резерв незаработанных премий, который является частью поступлений страховых платежей 2. резерв убытков – это зарезервированные неуплаченные суммы страхового возмещения Величину резерва незаработанной премии обозначают на отчетную дату отобщей суммы страховых платежей (брутто – премия). Суммы поступленийстраховых премий множат в этом квартале на 0,25%, во втором на 0,5%, втретьем на 0,75%. Величину резервов убытков обозначают как итог требованийстрахователей, на основе представленных заявлений про убытки, по которым непринято решение про полную или частичную выплату убытков. По мнению Г. Ивашина, указанный порядок формирования технических резервовне отображает реальных обязанностей страховщика, потому что он не берет врасчет много важных моментов: вид страхования, срока действия договора,массовости проведения страхования, равномерности распределения рисков ит.д. Следующей из законодательно закрепленных условий обеспеченияплатежеспособности, является превышение ее фактического запаса надрасчетными нормативами. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что использованиепоказателей с целью оценки платежеспособности страховых компаний позволяетболее полно рассчитывать специфику деятельности страховщиков и на основеэтого делать более точную оценку их финансового положения. 5. Проблема развития страхового рынка Украины Без эффективного функционирования рынка страховых услуг невозможноподдержать социальную стабильность в обществе и экономическую безопасностьв стране. Воспользоваться преимуществами страхования для стабильного развитияэкономики возможно только при условии интенсивного развития национальногострахового рынка. Для этого необходимо определить его место и роль вэкономическом развитии страны. На начало 2000 года в Украине действовало 263 страховые компании.Поступления платежей за 1999 год выросло на 47,5 % по сравнению с 1998годом. На 1 января 2000 года со всех видов страхования страховщики получили1 164 126 тыс. грн., в том числе со страхования жизни 7 646,7 тыс. грн. За1999 год объем выплат страховых сумм и страховых компенсаций вырос посравнению с прошлым годом вдвое и составил 360 919 тыс. грн. балансоваяприбыль за 1999 год по сравнению с 1998 годом выросла на 30% и составила234 034 тыс. грн. Объем оплаченных уставных фондов удвоился и составил327 872 тыс. грн. Средний оплаченный уставный фонд на 1 января 2000 годасоставил 1247 тыс. грн. Страховщики сформировали страховые резервы наначало 2000 года на сумму 537 041 тыс. грн., по сравнению с 1998 годом онивыросли в 1.2 раза. Страховой рынок Украины в 1999 году характеризовался более активнойдеятельностью компаний по оказанию страховых услуг. Однако на сегодняшнийдень состояние развития страхового рынка не удовлетворяет ни страну, нистраховщиков. Малые размеры уставных фондов страховых организаций и то, чтонет независимо сформированных резервов, поставили многих страховщиков накрай банкротства. А это ни что иное, как подрыв доверия к страхованию вцелом. В ближайшем будущем ожидается формирование резервов в размере 1 млн.евро, с последующим переведением в золото. И, потому, тем страховымкомпаниям, которые не будут иметь солидного страхового и инвестиционногопортфеля, единственной возможностью ля существования, станет переход кинфраструктуре страхового рынка. Они смогут стать брокерами, т.е. взять насебя функции посредников. На сегодня позиции страхования в общей структуре валового продукта ещенезначительные. Они гораздо ниже не только показателей развитых стран мира,но и ниже показателей наших ближайших соседей – России и Польши. Поэтому,если эти страны собирают страховых премий по миллиарду долларов. То мы – до200 млн. долларов. Сегодня в Украине осуществляется менее 0,5% объема страховых услуг,которые осуществляются в Европе, а в Украине живет больше 7% населенияэтого континента. Страховой рынок в Украине характеризуется недостаточным развитием,несовершенством структуры, с тенденцией к подписанию краткосрочныхдоговоров страхования, слабым развитием перестрахования, нестабильностьюфинансового положения многих страховых компаний, что приводит кнесвоевременному исполнению обязанностей перед страхователями. Рост страхового рынка возможен лишь при условии расширенияплатежеспособного спроса. По одиночке страховщики расширить его не могут.Прежде всего это связано с макроэкономическими показателями. Реальный ростстрахового рынка возможен только со сменой макроэкономической ситуации.Стабилизация экономики и замедление темпов падения ВВП дают возможностьроста страхового рынка. Страховой рынок сегодня – это все-таки мощная финансово-кредитнаясистема, которая ни в чем не может и не имеет право уступать банковскойсфере или другим институтам финансовой деятельности. Развитию страхового рынка Украины способствуют действия Управленияконтроля финансовых рынков, лицензирование и надзор Департамента финансовыхучреждений и рынков Министерства финансов Украины. На это направлена идеятельность Лиги страховых организаций Украины, Моторного (транспортного)страхового бюро Украины, Ассоциации «Українське медичне страхове бюро» идругих объединений. Основной целью деятельности названных организаций являетсяспособствование образованию и дальнейшему развитию в Украинецивилизованного рынка страховых услуг, решению законодательных заданий,связанных с формированием и развитием инфраструктуры страхового рынка,представление интересов своих членов в органах государственной власти иуправление, защита прав и интересов страховщиков. В настоящее время по инициативе Лиги страховых организацийзаканчивается работа над государственной программой развития страховогодела в Украине до 2005 года и с перспективой на 2010. Это будет прекрасныйплан развития национального страхового рынка на базе усовершенствованиястрахового законодательства и усиление совместной работы с иностраннымистраховщиками. Некоторые вопросы страховой защиты до сих пор не решаются из-занесовершенства законодательного обеспечения. Это особенно относиться кобязательному страхованию гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, страхованию агропромышленного комплекса,долгосрочному страхованию жизни. Для того чтобы сделать страхование действующим механизмом и способомзащиты украинского общества и национальной экономики необходимо правовоерегулирование и законодательное обеспечение отрасли страхования, котороеосуществляется путем принятия законов и нормативных актов, которые, в своюочередь, регулируют этот вид услуг. Неотложным являться вопрос о разработке Страхового кодекса. Сейчасдепутаты все еще обсуждают отдельные законы об обязательном страховании, нок самому кодексу так и не подобрались. А принятие этого кодекса дало бывозможность определить ответственность за фиктивное банкротство. Так женеобходимо обеспечить улучшение правового регулирования деятельностистраховых посредников, а именно брокеров, на основе международных условий,которые предусматривают установление всеобщих требований к ихпрофессиональной подготовке и регламентируют порядок регистрации страховыхпосредников. В последние годы из-за того, что нет механизма сохранения средств отинфляционных процессов и из-за несовершенства системы налогообложения,развитие долгосрочного страхования жизни сведено на нет. Доля страхованияжизни, которая является основным источником инвестиционных возможностейстрахового комплекса, составляет всего лишь 1,6% от общих поступлений. Задержка с законодательным урегулированием долгосрочного страхованияжизни является причиной потери страной десятков миллиардов гривен.Противодействием этому явлению может стать механизм, согласно с которымстраховщики Украины, которые имеют лицензии на осуществление страхованияжизни, должны принимать платежи и создавать резервы будущих выплат в СКВ. Вслучае если платежи принимаются в национальной валюте, с целью недопущенияобесценивания резервов будущих выплат, следует дать право страховымкомпаниям конвертировать и резервировать их в СКВ. Созданные таким образомрезервы будущих выплат могли бы стать мощным источником инвестиций вразвитие национальной экономики. Вследствие этого отпала бы необходимостьперекачивать деньги за рубеж. Как известно, Закон Украины «О страховании» ограничиваетинвестиционную деятельность страховых компаний. Они могут инвестироватьвременно свободные средства только в акции, банковские депозиты, облигациивнутреннего государственного займа. Свободные средства резервов изстрахования жизни могут быть использованы для выдачи долгосрочныхинвестиционных кредитов. По мнению доцента Татьяны Гарматий, более эффективному развитиюстрахования жизни могло бы способствовать исключение из Закона «Остраховании» нормы, согласно которой страховщики, которые получили лицензиюна определенный вид страхования, не имеют права заниматься другими еговидами. Это ограничение вредит как страховщикам, так и страхователям. Резервы страхования жизни, как долгосрочные финансовые ресурсы, должныформироваться за счет повышения доходов и уменьшения налогообложенияфизических лиц. Привлекательность страхования жизни, заметно вырастет приосвобождении от налогов и сборов физических лиц, которые вложили деньги вэтот вид личного страхования. Экономически правильным было бы освобождение от налога той частидоходов страховщика, которую он получает от инвестиционной деятельности, икоторую он направляет на выплату страхователям.На страховом рынке Украины одной из проблем является нехватка единойинформационной сети его участников. Несовершенна и информационная базаданных про развитие отдельных видов имущественного и личного страхования, атакже страхования ответственности. Для характеристики развития страховой деятельности используютограниченное количество абсолютных показателей, к которым относятсястраховые платежи, страховые премии, страховые выплаты, количестводействующих договоров страхования. Названные показатели публикуются вразрезе добровольного, имущественного и личного страхования и страхованияответственности. Это подтверждает, что практически невозможно обобщить показателиразвития отдельных видов имущественного страхования (страхованиятранспортных средств, грузов, домашнего имущества граждан и т.д.).Практически нет обобщенных показателей развития по Украине страхованиягражданской ответственности владельцев транспортных средств.Такое положение информационной базы данных не способствует проведениюкачественного анализа тенденций развития страхового рынка Украины. Рассмотренные меры должны повлиять на более эффективное развитиестрахового рынка нашей страны, и, таким образом, усовершенствоватьэкономические отношения рыночного направления. 6. Конкуренция на украинском страховом рынке В условиях рыночной трансформации экономики Украины происходитстановление страхового рынка, который является организационной средойстраховой деятельности. В этих условиях набирает обороты конкуренция междустраховыми организациями, что заставляет их разрабатывать новые видыстрахования, совершенствовать старые, а так же работать над расширениемспектра услуг, ориентируясь на удовлетворение интересов конкретныхсоциальных групп и юридических лиц. Во время проведения страхования,конкуренция видна в более выгодных расценках на услуги, оперативномреагировании на изменения условий рыночной коньюктуры, более гибкойтарифной политике. Жесткая конкуренция на рыке подталкивает компании к поиску новых формдеятельности. В разных странах страховые компании, решая проблемыукрепления позиций на рынке, используют механизм интеграции. При помощиприсоединений и союзов страховые компании хотят повысить уровеньреспектабельности, обеспечить эффективность управления резервами иувеличить свою часть на рыке. В Украине главным фактором, который заставляет страховые организациииспользовать различные способы сохранения и укрепления позиций на рынке,выступает законодательство. Так, например, Законом Украины «О страховании» с целью защиты интересов страхователей и с целью обеспечения финансамистраховщиков, установлен минимальный размер уставного фонда страховщика всумме эквивалентной 100 тыс. евро. Минимальная сумма уставного фондастраховщиков, созданного при участии зарубежных юридических лиц илифизических лиц должна составлять 500 тыс. евро. Эти, и другие условиязаставляют страховщиков искать направления к объединению капитала. Однако,действующий Закон Украины «О страховании» устанавливает условие, покоторому часть страховщика в уставном фонде другого страховщика не должнапревышать 5%. Вместе с тем, проект закона Украины «Про внесення змін тадоповнень до Закону України «О страховании» снимает такие ограничения. Результатом процессов реорганизации в большинстве случаев становитсяуменьшение количества самостоятельных субъектов рынка. Кроме того, похожиерезультаты могут иметь действия участников рынка в случае установления имифактического контроля над другими субъектами (очень часто без потерь такимисубъектами организационной и хозяйственной самостоятельности). В этом планеантимонопольное законодательство вводит контроль, суть которого изложена встатье №1 Закона Украины «Про обмеження монополізму та недопущеннянедобросовісної конкуренції у підприємницькій діяльності» Контроль является решающим условием влияния юридического или физическоголица на хозяйственную деятельность, который может происходить благодаря: 1. праву владения или использования всеми активами или значительной их частью; 2. праву, которое обеспечивает решающее влияние на формирование и решение органов управления субъекта хозяйствования; 3. благодаря договоренностям, которые дают возможность обозначить условия хозяйственной деятельности субъекта; 4. удержанию больше половины должностей членов правления совета по надзору, управления или других исполнительных органов субъекта хозяйствования особами, которые уже занимают одну или несколько из названных должностей в другом субъекте хозяйствования. 5. в случае совмещения должности руководителя, заместителя руководителя совета по надзору или правления, а так же другого исполнительного органа, которые уже занимают одну или несколько из названных должностей в другом субъекте хозяйствования. Антимонопольным законодательством Украины единым субъектом хозяйствования определяется группа субъектов хозяйствования, если один или несколько из них совершают контроль над другими. При этом надо отметить, что все действия, которые ведут или могут привести к изменению или перераспределению сфер деятельности субъектов хозяйствования на рынке, подводятся под понятие об экономической концентрации. Экономическая концентрация рассматривается как: 1. создание, реорганизация (объединение) субъектов хозяйствования; 2. вступление одного или нескольких субъектов в объединение; 3. непосредственная или опосредствованная покупка, получение в управление (пользование) частей (акций, паев), а так же активов (имущества) в виде целостных имущественных комплексов субъектов хозяйствования или их подразделений; 4. аренда целостных имущественных комплексов субъектов хозяйствования или их подразделений; 5. ликвидация субъектов хозяйствования; 6. утверждение субъектами хозяйствования, органами государственной власти или другими уставних документов, на основе которых создаются хозяйственные товарищества, ассоциации, корпорации, концерны и т.д.; 7. создание финансово-промышленных групп. Однако наиболее негативное влияние на конкуренцию на страховом рынкемогут иметь горизонтальные объединения, когда происходит объединениестраховых компаний. Фактическим объединением есть создание страховых групп,альянсов и т.д. Действия относительно экономической концентрации нуждаются в согласииантимонопольного комитета в случаях, которые определены в постановленииКабинета Министров Украины от 26 мая 1997 года № 499 и постановленииКабинета министров от 22 ноября 1999 года № 2121. Создание, объединение, присоединение, ликвидация хозяйственных субъектов,приобретение, получение в управление (пользование) паев, акций, частей,активов, аренда целостных имущественных комплексов проводятся с согласияАнтимонопольного комитета или его органов в случае: > создание субъекта хозяйствования двумя или больше субъектами хозяйствования, которые не связаны отношениями контроля, если суммарная стоимость активов или объем реализации товаров, работ, услуг основателей по подсчетам последнего финансового года превышает сумму в валюте Украины, которая эквивалентна 12 млн. долларов США, и при этом не меньше, чем 1 млн. долларов США на каждого субъекта. Ведя разговор про типы объединений страхователей, надо назвать, в первуюочередь, страховые группы. Страховая группа – это объединение двух илинескольких страховых компаний без создания нового юридического лица,которые поставили себе целью развить собственный бизнес, благодаряиспользованию широкого спектра возможностей участников группы. Страховая группа может функционировать как целостное добровольноеобъединение, если ее участники придерживаются таких принципов: 1. добровольность, когда любой из участников самостоятельно решает вопрос вхождения или выхода из группы; 2. равноправие, когда любой из участников имеет равные права со всеми; 3. обязательность, когда каждый из участников будет придерживаться принятых обязательств; 4. корпоративность интересов, когда каждый из участников отдает предпочтение интересам других участников или группе в целом; 5. доверие, когда каждый из участников поставляет или использует разную информацию исключительно в интересах развития ее участников или группе в целом; 6. общность целей, когда каждый из участников постоянно согласовывает свои интересы с интересами партнеров; 7. отсутствие внутригрупповой конкуренции, когда каждый из участников не конкурирует с соседом. Характерным в этом плане является опыт России. По данным Госкомстата этойстраны, в 1997 году на ее территории было зарегистрировано 1893 страховыекомпании, которые имели 5062 филиала. Этот показатель равняется общемуколичеству страховых компаний Великобритании, Франции и Германии. Однако,общая финансовая мощь российских страховщиков не сравнима с мощностьюколлег вышеперечисленных стран.Ощутимым фактором, который еще больше снизил финансовый потенциалстраховщиков России, стал кризис 1998 года. Во-первых, потому что былизаблокированы денежные средства, вложенные в государственные казначейскиеобязательства. Во-вторых, недоступной стала большая часть банковскихдепозитов, которые использовались компаниями для размещения резервов.Однако главной потерей стало резкое снижение реальных денежных доходовнаселения и финансовых возможностей предприятий – потенциальныхстрахователей. Этот кризис оказал влияние и на украинский страховой рынок. По даннымЛиги страховых организаций Украины, на начало 1999 года из 245 страховыхкомпаний только в 92 уставной фонд превысил необходимые 100 тыс. евро.Однако Верховная Рада приостановила практику ежегодного контроля за суммойуставных фондов страховых компаний. Вернемся к России. Реакцией на вышеперечисленные процессы сталдальнейший рост концентрации страхового рынка. Лидирующие позиции на рынкеудерживают страховые группы. Наибольше концентрированным сегментом рынкаявляется страхование жизни. Так, например, страховые компании: «Спасскиеворота», «Спасские ворота-Л» и Промышленно-страховая компания собираютболее 37% всех премий, полученных российскими компаниями за страхованиежизни. Вместе с тем в России созданы основы законодательства, которыерегулируют отношения, влияющие на конкуренцию на страховом рынке. В первуюочередь следует назвать Закон «О защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг». Упомянутый правовой акт определяет конкуренцию на рынке, каксоперничество между финансовыми организациями (в том числе страховымиорганизациями), при котором их действие эффективно ограничивают возможностькаждой из них в одностороннем порядке влиять на общие условияпредоставления финансовых услуг. Необходимо отметить, что конкуренция страхового рынка можетпроистекать не только благодаря укрупнению компаний, но и путемформирования страховых групп. Формирование групп страховых компаний имеетбольшие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что участникигруппы самостоятельно осваивают новые рынки, что обеспечивает снижениеобщего риска группы. Во время развития сети филиалов риск главной компанииочень высок, поскольку в случае возникновения финансовых трудностей,вследствие реализации регионального проекта, все убытки берет на себя общийбаланс компании. В то же время надо отметить, что механизмы объединения взаконодательстве Украины практически отсутствуют. Однако, без решенияпроблем касающихся возможности создания страхового холдинга, консорциумаили других объединений, разрешить вопрос конкурентоспособностиотечественных страхователей будет нелегко. В Украине имеет место высокий уровень концентрации рисков в мощныхстраховых компаниях. Таким образом, первые 20 компаний получают около 56%всех страховых премий собранных в Украине. Кроме того, имеет местомонополизация отдельными компаниями некоторых видов страхования и, в первуюочередь, обязательных его видов. Речь идет о страховании пассажиров отнесчастных случаев на железнодорожном транспорте, страхованиеответственности перевозчиков, страхование ответственности импортеровфармацевтических препаратов. Что же касается нарушений антимонопольного законодательствастраховщиками, можно выделить, что наиболее типичными примерами являютсяслучаю предоставления соответствующими органами государственной властиправа страховщикам проводить те или другие виды страхования. Так, например,органы одесской и киевской исполнительной городской власти принималирешение про проведение конкурса на лучшего страховщика, который имеет правопроводить обязательное страхование коммунального имущества города. Такиедействия не благоприятствуют развитию конкуренции на страховом рынке. Усиление интеграционных процессов в мировом экономическом простореприводит к появлению иностранного капитала в страховом секторе национальнойэкономики. Однако, учитывая финансовую мощь иностранных страховых компаний,существование наработанных на протяжении многих лет схем и механизмов,многие представители страхового бизнеса, а так же ученые, уверены, что ихдеятельность на страховом рынке нужно каким-то образом ограничить и,особенно, на тех сегментах рынка, где государство считает нежелательнымпродвижение страховых продуктов иностранных компаний и стремиться кусилению позиций отечественных страховщиков. Существует несколько мнений относительно дальнейшего развития ситуациина отечественном страховом рынке. Одно из них заключается в том. Что послеофициального разрешения на деятельность иностранных страховщиков в Украинупридут передовые страховые технологии и страховые продукты. По другомумнению не следует ожидать бурного появления иностранных компаний наотечественном рынке в ближайшем будущем, поскольку мощные страховщики покачто только внимательно следят за всеми изменениями, которые происходят настраховом рынке Украины, не спеша при этом открывать свои представительстваили основывать компании. Учитывая то, что такие виды страхования, какстрахование жизни и пенсионное страхование предполагает заключениедоговоров на длительный срок, ожидать прибыли в течение ближайшего временипросто нереально. Учитывая это, отечественным страховщикам нет основанийдля ожидания серьезной конкуренции со стороны иностранных страховщиков вближайшем будущем. Среди опасений по поводу прямого присутствия иностранных страховщиковна отечественном рынке, которые высказываются специалистами, следуетназвать возможность основания определенной страховой компанией страны-членаЕС на территории Украины компании, проведение рекламных акций иневыполнение взятых на себя обязательств. Это может привести кокончательной потери доверия клиентов к страховому рынку. Высказывается также и мысль. Которую среди других выражают и представители зарубежныхстраховых компаний, согласно которой маловероятным является то, чтозападные страховщики будут вкладывать в развитие своих компаний в Украинесуммы до 1 млн. долларов. Для завоевания независимых позиций следуетвложить не меньше 5 млн. долларов, а реальная прибыль появиться толькочерез 6-7 лет. Самыми привлекательными сегментами страхового рынка, которыепотенциально могут стать полем деятельности иностранных страховщиков,являются страхование жизни, пенсионное и медицинское страхование.Общеизвестно, что через отлаженную систему финансовых консультантовиностранные компании работают на украинском рынке уже на протяжениинескольких лет. При этом страховые платежи собираются в твердой валюте ипокидают пределы Украины. Что же касается непосредственного присутствия иностранного капитала нарынке Украины, то следует отметить, что в стране работает 23 страховыхкомпании с иностранным капиталом, в том числе 6 имеют 49 % такого капитала,14 – от 19 до 21 %, 2 компании – 25% и одна компания 36%. После 16 августа1999 года, когда должны были быть юридически отменены ограничения надеятельность иностранных страховщиков согласно соглашению о

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине «Финансы и кредит» тема «Организация...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа ||по курсу «Финансы предприятий» || ||на тему «Финансово-инвестиционная...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по курсу: Финансы предприятия на тему: «Взаимоотношения...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа По дисциплине «Маркетинг» На тему: «Организация рекламной...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconНалоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку
В своей курсовой работе я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты...

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по предмету: "Финансы" на тему: «Социально-экономическая сущность бюджета»

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКурсовая работа по дисциплине Финансы и Кредит на тему «Центральный Банк РФ и его функции»

Курсовая работа по курсу «Финансы» на тему: «Организация страхования в Украине в условиях перехода к рынку» iconКафедра "Финансы и кредит" Курсовая работа
Для того, чтобы разобраться с таким, строго формализованным инструментом, каким является вексель, со всеми его перегибами в российских...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<