Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка»




Скачать 352.43 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка»
Дата публикации19.02.2014
Размер352.43 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Налоговая система и ее роль в регулировании рынка

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Белгородская государственная технологическая академия строительных материалов кафедра экономики организации предпринимательства КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» Студент: Пашнев Владислав Александрович Группа: 1ЭК - 121 Факультет: ФЭМ Руководитель: доцент, к.э.н. Кузнецова Ирина Анатольевна (- Белгород 1997 г. - [pic] Содержание.Введение.1. Структура налоговой системы Российской Федерации и её функции.2. Виды, роль и функции налогов. 3. Сущность налогов и их классификация. 4. Функции налогов и регулирование рынка. 5. Кривая Лаффера.6. Основные принципы налогообложения.7. Контроль за уплатой налоговых платежей.8. Необходимость оптимизации налоговой системы.Заключение. ВВЕДЕНИЕ. В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговойсистемы Российской Федерации". На его основе строится налоговая системаРоссийской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную системуналогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, ихправа и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоговая система и налоговая политика, проводимая с ее помощьюправительством, оказывают огромное влияние на развитие экономики страны.Существует либеральная и социально ориентированная виды налоговых систем.Первая основывается на незначительном вмешательстве государства в социально-экономическую жизнь страны, вторая отличается большей степеньюгосударственного регулирования экономики. Соответственно в первой,хозяйственные субъекты платят меньше налогов, во второй больше. Вмешательство государства в экономику преследует определенныефункции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которыеприсущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не всостоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себяответственность за создание равных условий для соперничествапредпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение властимонополий. Оно также заботится о производстве достаточного количестваобщественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состояниидолжным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, чторынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода.Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Емутакже принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимопотому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорогои, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок негарантирует право на труд, государству приходится регулировать рыноктруда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвуетв формировании макроэкономических рыночных процессов. В одной из книг под редакцией Д.Г. Черника я встретил следующее: "...если государство исходит из минимизации вмешательства в социально-экономические процессы, то в таком "рыночном" бюджете потребность вфинансировании социально-культурных мероприятий станет незначительной иосновная тяжесть их оплаты будет переложена на население...". Меняинтересует, а на ком же тогда лежит тяжесть их оплаты в противном случае?Говоря, что последняя будет переложена на кого-то не мешало бы указать ского она будет переложена. Понятно, что население платит налоги, аправительство с помощью функций налоговой системы их распределяет по"расходным статьям", которые содержат в себе расходы на социальные нуждыобщества. Так разве не население страны финансирует своими налоговымиотчислениями социальные программы? И такого рода противоречия в экономической литературе встречаютсянередко. Это обусловлено отчасти, может быть, тем, что условия протеканияэкономических процессов постоянно изменяются. И то, что было приемлемосделать пять, двадцать пять лет назад, теперь может быть абсолютнобесполезным и даже вредным. Иногда происходит путаница в терминах, и чтобыэтого не происходило многие авторы стараются как можно точнее определить ихзначение, и эта курсовая работа не исключение. 1. СТРУКТУРА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И ЕЁ ФУКНЦИИ. В конце 1991 года в России был принят Закон РФ "Об основах налоговойсистемы Российской Федерации" от 28.12.91 (введен с 01.01.1992). С тоговремени в этот Закон было внесено очень много изменений, что является однойиз отрицательных характерных черт отечественной налоговой системы.Налоговая система - представляет собой совокупность взимаемых в государственалогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм, методов ихпроведения и принципы построения. В России создана организационная структура системы взимания налогов -Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и ПравительствуРФ. Она состоит из государственных налоговых инспекций в республиках,краях, областях, автономных областях, городах, районах. Налоговая система России базируется на следующих основных принципах: . полное равенство существующих форм собственности; . учёт всех видов получаемых юридическими и физическими лицами доходов, независимо от вида и характера деятельности; . единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок; . однократность налогообложения; . обеспечение учёта специфики объектов налогообложения. Система управления налогообложением в РФ представляет собой единуюцентральную систему, построенную по принципу многоуровневой иерархическойорганизации: республиканского, областного и районного уровней. Каждыйуровень имеет свои уровни и специфику. Органом (субъектом) управления системой налогообложения в РФ являетсяГосударственная налоговая служба РФ, состоящая из подразделений,осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложениемпо видам (отраслям) налогов. К областному уровню относятся государственные налоговые инспекции,входящих в состав РФ республик, краёв, областей, городов республиканскогоподчинения. Районный уровень охватывает государственные налоговые инспекции городовкраевого, областного подчинения, сельских районов, районов в городахреспубликанского и областного подчинения. Главной задачей налоговых служб РФ является контроль за соблюдениемзаконодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогови других платежей, установленных законодательством РФ и республик в еёсоставе, органами государственной власти краёв, областей, автономныхобразований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, городов, районов в городахв пределах их компетенции. Низовые налоговые службы осуществляют непосредственное взаимодействие сналогоплательщиками. Нужно отметить, что существуют такие два вида налоговой системы, какшедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход,получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая изэтих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут бытьустановлены различные ставки, льготы и другие элементы налога,перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лицоблагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощаетпланирование финансового результата для предпринимателей. Глобальнаяналоговая система широко применяется в Западных государствах. С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система.Основные принципы её построения определил закон об "Основах налоговойсистемы в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает переченьидущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей,определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права иобязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, атакже льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательнойвласти и в соответствии с вышеуказанным законом. В новом налоговом законодательстве много нововведений,соответствующих современной рыночной экономике. Впервые юридические ифизические лица, перепродающие автомобили, вычислительную технику иперсональные компьютеры будут платить налоги. Взимается сбор со сделок,производимых на товарных биржах и при продаже и скупке валюты. Суммы сделкиместными органами власти устанавливаются путём приобретения разового талонаили временного платежа и полностью зачисляются в местный бюджет. Ещё одинважный налог - на рекламу. Его должны платить юридические и физическиелица, рекламирующие свою продукцию и услуги. Законом установлено, что система налогообложения действует безизменения вплоть до принятия специального решения налоговой реформы обизменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания. 2. ВИДЫ, РОЛЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 1. Сущность налогов и их классификация. Что такое налог ? Налог - это то, что мы привыкли платить за всё. Завсё, что потребляем, получаем или чем пользуемся. Например, только длятого чтобы заработать деньги на буханку хлеба и купить её, мы уже платимналоги при начислении нам зарплаты, косвенные налоги, входящие в стоимостьтовара - хлеб и др. И с учётом налогов, установленных государством выходит,что мы фактически должны заработать в 2 и более раз больше потребительнойстоимости хлеба. Налог, а также сбор, пошлина - это обязательные взносы в бюджетсоответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыеплательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательнымиактами. Налоги возникли вместе товарным производством, разделением общества наклассы и появлением государства, которому требовались средства насодержание армии, флота, чиновников и других нужд. «В налогах воплощено экономически выраженное существованиегосударства», - справедливо подчёркивал К. Маркс.[1] Изъятие государством в свою пользу определённой части валовоговнутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущностьналога. Основные элементы налога: 1. кто платит. (работник предприятия, население и т.д.) 2. что облагается налогом. (доход, имущество, товар, деятельность) 3. источник уплаты налога. (з/п, прибыль, %) 4. Ед. измерения объекта налогообложения. (ден. сумма, гект. земли, лошад. сила) 5. Величина налоговой ставки. (доля на единицу налогообложения) 6. Налоговые льготы. Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случаеналогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последнийравен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами. Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и наусловиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: . необлагаемый минимум объекта налога; . изъятие из обложения определённых элементов объекта налога; . освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; . понижение налоговых ставок; . вычет из налоговой базы (налоговый вычет); . налоговый кредит ( отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину). Налоговой ставкой называется размер установленного государством размерналога на единицу обложения. Существуют минимальные, максимальные и средниеналоговые ставки. В основу классификации налогов положены следующие признаки и видыналогов: 1. По объекту обложения: . налоги с дохода (прибыли); . с имущества; . при совершении сделок с ценными бумагами, на биржах и т.п.; . при экспорте и импорте товаров. 17. По субъекту обложения: . с юридических лиц; . с физических лиц. 20. По механизму формирования: . прямые, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество; . косвенные, взимаются в сфере реализации или потребления и включаются в виде добавки в цену товаров, работ, услуг, т.е. в конечном счете оплачиваются потребителем. 23. По источникам обложения: . с заработанных доходов (зарплата, гонорар, доход или прибыль предприятий); . с дивидендов и процентов по вкладам; . ресурсные платежи (на землю, недра и т.п.) 27. По характеру и моменту обложения: . в момент выплаты или получения дохода; . после получения дохода; . при расходовании доходов; . по кадастру, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. . таможенные пошлины: а) фискальные; б) протекционные, целью которых является защита отечественных предпринимателей от иностранных; в) антидемпинговые, целью которых является вытеснение заграничных конкурентов с отечественного рынка; г) преференциальные, т.е. - льготные (льготы на товары, интересующие государство). 33. По органам взимания: . федеральные (общегосударственные); . региональные (областные, краевые и т.п.); . муниципальные (местные - городские, районные). 37. По использованию: . общего назначения; . целевого назначения (в специализированные внебюджетные фонды). В Российской Федерации взимаются: . Федеральные налоги; . Налоги субъектов федерации; . Местные налоги. К Федеральным относятся следующие налоги:. Подоходный налог с физических лиц. Платежи за пользование природными ресурсами. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Налог на добавленную стоимость. Налог на прибыль предприятий. Акцизы на отдельные группы и виды товаров. Налог на операции с ценными бумагами. Таможенная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация».... Сбор за перекачку, перевалку и налив нефти. Сбор за отпускаемую электроэнергию предприятиям материального пр-ва. Сбор за регистрацию банков и их филиалов. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Транспортный налог. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Государственная пошлина. Гербовый сбор. Платежи во внебюджетные фонды РФ К налогам Субъектов Федерации относятся:. Налог на имущество предприятий. Сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц. Сбор за регистрацию предприятий. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Лесной доход К местным налогам, установленным Федеральным законодательством (ставки которых определяются региональными и местными органами власти), относятся:. Налог на имущество физических лиц. Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Земельный налог К местным налогам, которые могут вводиться органами власти курортной зоны относятся:. Курортный сбор. Налог на промышленной строительство в курортной зоне К местным налогам, которые могут вводиться местными органами власти относятся:. Налог на рекламу (до 5 %). Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров (до 10 %). Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор за открытие игорного бизнеса. Сбор за участие в бегах. Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (до 10 % стоимости товаров). Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство, нужды образования и др.. Сбор с владельцев собак (до 1/7 от размера мин. зарплаты). Сбор за уборку территории. Сбор за выдачу ордера на квартиру (3/4 от размера мин. зарплаты). Сбор с биржевых сделок ( до 0,1 %). Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (до 1,5 %). Сбор за право торговли. Сбор за право использования местной символики (0,5 %). Сбор за выигрыш на бегах ( до 5 %). Сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме (до 5 %). Сбор за проведение кино- и телесъёмок. Сбор за парковку автотранспорта. Гостиничный сбор Налоги на доходы и имущество. Эти налоги называются прямыми, потомучто они взимаются с конкретного юридического или физического лица, это:подоходный налог с граждан; налог на прибыль корпораций (фирм); налог насоциальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (такназываемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, втом числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. В развитых странах доля( роль) прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возрослаи составляла в 1987 году: США - 91,1%, Япония - 71,2%, Англия - 54,3%, ФРГ- 4,4%. В СССР их доля в 1987 году составляла 37,7% в доходе госбюджета, ивозросла до 43,5% в 1994 году в России. Налоги на товары и услуги. Эти налоги называются косвенными, потомучто они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги, это:налог с оборота, который в большинстве развитых стран в настоящее времязаменён налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемыев цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью иценными бумагами и др. Таблица 2.1 Особенности прямых и косвенных налогов.|№ |Объект |Прямые налоги |Косвенные налоги ||1 |Объект обложения |Доход и имущество |Потребительские товары ||2 |Адресный характер |Да |Нет ||3 |Путь изымания |Часть дохода или стоимости |Включение в цену товара || | |имущества | ||4 |Учитывается ли | | || |величина дохода и |Да |Нет || |семейное положение| | ||Прямые налоги бывают: |Косвенные налоги бывают: ||Реальные налоги |Акцизы ||(поземельный, промысловый, на ц/б) |(на товары и услуги частных || |предприятий) и НДС ||Личные налоги |Фискальные и монопольные ||(подоходный, на прибыль, с наследства |(на товары массового потребления ||и др.) |производимые государством) | Ещё налоги можно классифицировать по принципу их взимания. Так например,налоги бывают прогрессивными, пропорциональными, регрессивными идигрессивными. Прогрессивный налог - чем выше доход, тем непропорционально большуючасть его составляет налог, т.е. прирост нормы налогообложения в одинаковойпрогрессии. Пропорциональный налог - взимается пропорционально полученному доходуи не зависит от его величины. Регрессивный налог - обратный прогрессивному, т.е. при увеличениидохода взимаемый налог составляет непропорционально меньшую его часть. Дигрессивный налог - при увеличении дохода норма взимаемого налогарастёт в убывающей прогрессии. Пример.|№ |Доход|Прогрессивный |Пропорциональный |Регрессивный |Дигрессивный || | |Норма |Прирост|Норма |Прирост|Норма |Прирост |Норма |Прирост||1 |50 |2 % |- |2 % |- |4 % |- |2 % |- ||2 |100 |4 % |2 % |2 % |0 |3,5 % |- 0,5 % |3 % |1 % ||3 |200 |6 % |2 % |2 % |0 |3,2 % |- 0,3 % |3,5 % |0,5 % | За счёт налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах (социальногострахования, пенсионный фонд, фонд занятости населения, фонд обязательногомедицинского страхования). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаетсяпреобразованием налоговой системы. В настоящее время налоги - основнаяформа доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используетсядля экономического воздействия государства на различного рода рынки,которые отражают общественное производство, его динамику и структуру, наразвитие научно-технического прогресса.Таблица 2.2Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разныхуровней [2]|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты || |разных уровней ( в процентах) || |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет || | |Российской Федерации | || |бюджет | | ||Н Д С |30 |20 |5 ||Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 ||ликероводочные изделия | | | ||Акцизы на минеральные виды| | | ||сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- ||импортные подакцизные | | | ||товары | | | ||Акцизы на остальные виды |- |60 |10 ||подакцизных товаров | | | ||Налог на прибыль |10 |15 |5 ||предприятий (по ставке) | | | ||Подоходный налог с |10 |30 |5 ||физических лиц | | | ||Ресурсные налоги |30 |30 |5 ||Экологические налоги |30 |30 |10 ||Федеральные лицензионные |100 |- |- ||сборы | | | ||Сбор за использование |100 |- |- ||государственной символики | | | ||РФ | | | ||Налог на землю (с учётом |100 |20 |30 ||централизации) | | | ||Налог а имущество |10 |40 |40 ||предприятий и организаций | | | ||Транспортный налог |- |10 |40 | 2. Функции налогов и регулирование рынка. В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль,что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четкодействующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественногопроизводства, эффективная рыночная экономика невозможна. Что такое рыночная экономика? Под "рыночной экономикой" понимаетсясистема организации хозяйства, основанная на товарно-денежных отношениях,многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренцииграждан и хозяйственных субъектов в сфере производства и реализации товарови услуг. Дадим понятие рынка - того, на что оказывает влияние с помощьюналоговой системы правительство. Существуют много определений рынка,например - это система саморегулирования экономики, стимулирующая развитиепроизводства с учетом качественных и количественных его параметров, или -это многомерное понятие, состоящее из экономических, политических,социальных, морально-этических подсистем, а связующим звеном всех этихподсистем является свобода и другие гарантированные права личности. В болееже узком смысле слова рынок можно понимать как механизм, сводящий вместепродавцов ( производителей) и покупателей товаров и услуг. Различают три основных видов рынков, это: рынок товаров и услуг, рыноктруда и рынок финансовых ресурсов. На рынке товаров и услуг проявляются экономические отношения междупроизводителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительскихсвойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема,структуры и качества необходимой продукции с другой. Особые экономические отношения складываются на рынке труда по поводузанятости трудоспособного населения в качестве наемных рабочих и в связи спотребностью работодателей в рабочей силе определенного количества икачества. На рынке производственных ресурсов проявляются экономическиеотношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством поповоду мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целейи инвестирования. Все эти рынки находятся в постоянном взаимодействии,выполняя специфические функции рыночной системы. С помощью налоговой политики государство влияет на структуру идинамику развития каждого из этих рынков, сглаживая последствияинфляционных и др. негативных процессов. В чем же конкретно состоит рольналогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственноммеханизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогампринадлежит решающая роль в формировании доходной частигосударственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное дляхарактеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать ибез них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следуетпоставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - РЕГУЛИРУЮЩАЯ(вообще, функция налога - это проявление его сущности в действии, способвыражения его свойств.) Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемаяэкономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику всовременном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, какговорят, возможны варианты, например либеральная (США, Англия, Франция) исоциально ориентированная (Германия, Норвегия, Швеция, Австрия и др.)модели. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самойсистеме регулирования принадлежит налогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основныхнаправлениях: . регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; . регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении. В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимумуметоды административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезаетсамо понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлятьдеятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Нонеобходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания ихличных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать,заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия напредпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - системаэкономического принуждения в сочетании с материальнойзаинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег.В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди неполучают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и тосвое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентнымиставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ ит.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимаютналоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,изменению соотношения на рынке предложение-спрос, способствует решениюактуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй,более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решениепродовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерацииосвобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы, другие сельскохозяйственные продукции. Налицо стимулирование предложениятоваров на рынках сельхозпродукции и спроса рабочей силы в той же области.Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе илисовхозе менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %,то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общемпорядке. Приведенные положения могут служить примером использованиягосударством возможностей налоговой системы для воздействия на различногорода и уровня рынки, развитие экономики в необходимом обществунаправлении. Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующуюрыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупныепредприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, стакими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены кконкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерноподдерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование ихдеятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия маломубизнесу - особые льготные условия налогообложения. В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовыхформ, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности истроительстве до 100 чел., в науке и научном обслуживании - до 50 чел., в других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отрасляхнепроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установленыдве очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, чтоприбыль, направляемая малыми предприятиями на строительство,реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоениеновой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учетодновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и родадеятельности: освобождая от налога на прибыль в первые два года работыпредприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-строительные и по производству строительных материалов при условии, чтовыручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей суммевыручки от реализации продукции (работ, услуг) государство повышаетпоказатели занятости населения, увеличивает предложение товаровсоответствующих отраслей и создает благоприятные условия для вкладываниякапиталов в различные инвестиционные проекты. В отличие от первой льготы,предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени:предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации.Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиямокрепнуть, стать, как говорится, на ноги. Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот исанкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числарабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется преждевсего в том, что сумма прибыли, направленная на техническоеперевооружение, реконструкцию, расширение производства товаровнародного потребления, оборудование для производства продуктов питания иряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогахэтой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, нонепоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются отналогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанныезатраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматическиосвобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью иличастично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная нормабыла предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемаяприбыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведениенаyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было быцелесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых отналога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ иОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство. Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства,стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает всенаше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложениидоходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банкасоставляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам,имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственнуюдеятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходыустанавливается на треть ниже общей - 20 %. Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиями фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряетчасть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения. Все более строгие нормативы и большие штрафы вводятся поэкологической безопасности. Предприятия, загрязняющие экологическую средуплатят соответственно большие налоги, чем экологически чистые. Но ксожалению, в настоящее время человечество не может обойтись без вредныхпредприятий, но имеет возможность снизить уровень загрязнения окружающейсреды. Посредством увеличивающих коэффициентов налоговая системастимулирует стремление предприятий к установлению дополнительных фильтров,отстойников для выбрасываемых отходов и т.д. Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,перераспределительная. Главная задача экономики любой страны состоит в том,чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшейполезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие видытоваров требуется производить; распределит ресурсы между производителями;после производства товаров нужно их наиболее целесообразным образомраспределить между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-налоговой политики. Посредством налогов в государственном бюджетеконцентрируются средства, направляемые затем на решениенароднохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибылипредприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции икапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемостизатрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции идр. В современных условиях значительные средства из бюджета должны бытьнаправлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставаниекоторого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики ижизни населения. Легко, например, проследить процесс регулированиягосударством рынка с/х продукции. Оно может увеличить некоторые налоги внес/х сфере и ввести дополнительные льготы и дотации в с/х сфере.Заинтересованность производителей в увеличении объема производстваочевидна, и как следствие - увеличение объема предложения на с/х рынке, авозможно и создание новых вакансий в сфере производства с/х продукции. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер. Соответствующим образом построеннаяналоговая система позволяет придать рыночной экономике социальнуюнаправленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,направления значительной части бюджета средств на социальные нуждынаселения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,нуждающихся в социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие частидоходов предприятий и граждан для содержания государственногоаппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечениядолжного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многиеучебные заведения и т.п. Дискреционная фискальная политика - этосознательное манипулирование налогами и правительственными расходами сцелью изменения реального объема национального производства и занятости,контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условныйхарактер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 3. Кривая Лаффера. В специальной экономической литературе часто упоминается о кривойЛаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностьюналогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лафферсделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует наинвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именнозаинтересованность хозяйственных агентов является движущей силойпроцветающей экономики. БДБДmax Нормальная Запретная зона зона 0 Нст* 100 Нст, %рис. 2.1. Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.[3] Где: БД - это доходы бюджета;Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимальновозможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которойдоходы бюджета достигают максимального значения. Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь доопределенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет,подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерноравной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налоговзамедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идетлибо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Этоможно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенногоуровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы красширению производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, ккоторому применяется налогообложение, и как следствие часть "честных"налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики,т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честныхналогоплательщиков. Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговыйпресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательнохозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернутьрентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентацияна производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. Инаоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условиядля расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и врегулировании трех основных рынков. Изменением налоговых ставок наразличные отрасли или отдельные продукты, как правило, ведет кколичественным изменениям на рынках. Примером действия данной зависимости вроссийской практике может служить повышение в 1993 году акцизного налога наводку до 90%, в результате чего производство ликероводочных изделийсократилось на 80%, а бюджет недополучил 1 трлн. руб. налогов. Такимобразом вместо увеличения налоговых поступлений получился их недобор ирезко сократилось предложение на рынке товаров и услуг ликероводочнойпродукции, а на рынке рабочей силы увеличилось предложение рабочей силы.[pic] Влияние изменения уровня налогообложения на экономическую активность иналогооблагаемую базу Лаффер воплотил в кривой на рис.2.2. Где НБ - этобаза для исчисления налога; Нст - налоговая ставка; линия А - доходы,подлежащие налогообложению; линия В - реально облагаемые доходы;заштрихованная область - это доходы скрываемые от налогообложения.Т.е. по сути, эти кривые Лаффера отражают одну и ту же истину: чем большеналоговая ставка, тем больше доходов хозяйственные субъекты скрывают отуплаты налогов, тем больше их переходит в теневую экономику, тем меньшестановится база для налогообложения и (с определенной Нст) меньше налоговыхотчислений поступает в бюджет. Кстати, по данным директора департаментаналоговой полиции РФ, более 40% товарно-денежного оборота страны приходитсяна криминальные структуры, которые вообще не платят налогов. Еслипосмотреть на рис. 2.2., то мы увидим где сейчас находится уровень Нст РФ. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимостьопределённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществоюридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимостьпроизведённых товаров и услуг и другие объекты, установленныезаконодательными актами. На протяжении всей истории человечества ни одно государство не моглосуществовать без налогов. Налоговый опыт и подсказал главный принципналогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бывелики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых инемыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованностьналогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Современные принципы налогообложения: 1) Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учётом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. А так как возможности разных физических и юридических лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным (см. ниже, по мнению некоторых экономистов). Согласно этому принципу те, кто получает большие доходы, должен платить и большие налоги, а те, кто получает меньшие доходы, должен платить и меньшие налоги. Применение этого принципа аргументируют законом Энгеля, согласно которому, чем меньше доход, тем большая доля расходов на предметы первой необходимости, в основном на питание, а чем больше доход, тем меньшая его доля тратиться на продукты питания и предметы первой необходимости и большая доля затрачивается на предметы роскоши. Из этого следует, что налогообложение групп населения с высокими доходами лишает их возможности купить ряд предметов роскоши, в то время как на бедные слои уменьшают их возможность купить предметы первой необходимости. Но данный закон н учитывает то, что обычно больший доход получают те, кто больше работает и чья квалификация выше, и если стремиться к уравниванию их дохода посредством увеличения налогового пресса, то стимулы к такого рода у последних пропадут. Это означает, что сильно увеличится доля людей с низкими заработками, что в свою очередь повлечет за собой очень негативные последствия в экономике страны. 2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз ( в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС. 3) Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. 4) Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. 5) Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям. 6) Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения. Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налоговогобремени в экономике как принцип получения благ и концепцияплатежеспособности. ПРИНЦИП ПОЛУЧЕНИЯ БЛАГ. Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров иуслуг, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров иуслуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом наоснове принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычнопредназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те,кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Темне менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, товозникнут следующие проблемы: 1) Как определить количество получаемых благ, которые отдельные предприниматели или хозяйства получают от системы образования, национальной безопасности, милицейской, пожарной и др. служб и т.д. 2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным. КОНЦЕПЦИЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ. Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налоговдолжна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного доходаи уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с болеевысокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как вабсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет болеескромные доходы. Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительнаяденежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечьза собой всё меньшее и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит всилу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученногодохода в любой период времени будут потрачены на товары первойнеобходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, акаждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги.Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будетиметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом.Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены всоответствии с получаемым доходом. Но сразу видны некоторые трудности этого принципа. В частности - восколько именно раз большую возможность платить налоги имеет первое лицо посравнению со вторым ? Должен ли более богатый человек выплачивать в виденалогов ту же долю своего более большего дохода или большую ? Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерениичьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится тольколишь на предположениях и догадках. ПРИНЦИП ПОЛУЧАЮЩИХ ПРЕИМУЩЕСТВА. Этот принцип означает, что те, кто выигрывает от даннойправительственной программы должны платить за их осуществление. Данныйпринцип прекрасно работает когда дело касается оплаты пользованияавтодорогой, пляжем, строительства моста и т.п. Но его применение имеетсвои границы. «Например, разве честно предлагать семьям с низкими доходамиили инвалидам самим оплачивать стоимость программ правительственной помощинеимущим?» Но цивилизованное общество обязано поддерживать такие семьи. 4. КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ На уровне страны. Для борьбы с налоговыми преступлениями в Российской Федерации созданаспециальная служба - Департамент налоговой полиции, действующая наосновании Закон РФ от 24.06.93 г. «О федеральных органах налоговойполиции». Задачей налоговой полиции является выявление , предупреждение ипресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечениебезопасности деятельности государственных налоговых инспекций и защита ихсотрудников. Налоговая полиция наделена очень широким объёмом прав: . проводить оперативно-розыскные мероприятия и дознание; . исполнять принятые судами решения; . налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении налоговогозаконодательства, привлекаются как к административной, так и к уголовной идисциплинарной ответственности. Например, согласно статьи 162-2 Уголовного Кодекса РФ за сокрытиеполученных доходов (прибыли) в особо крупных размерах (если налог ссокрытых объектов превышает 1000-кратный размер минимальной оплаты труда)виновный может быть наказан лишением свободы до 5 лет и конфискациейимущества либо штрафом от 300 до 500 размеров минимальной оплаты труда. На уровне предприятия. Чтобы не попадать под штрафы и др. меры наказания необходимо правильновести бухгалтерский учет на предприятиях. Так, например, если бухгалтерошибся в уплате налогов или неправильно оформил соответствующие документы,то предприятия платит штраф и платит сокрытую сумму. В журнале "Налоги иплатежи" № 1 за 1997 год есть статья о правильном ведении рациональнойучетной политики на предприятии. Здесь разъясняется как правильноопределить выручку, учесть затраты на производство продукции, оценитьимеющиеся производственные запасы, какие предметы могут быть отнесены косновным средствам и к малоценным и быстроизнашивающимся предметам ( далееМБП) и др. Главная идея которой состоит примерно в том, что еслирентабельность предприятия невелика, то нецелесообразно его расширять,чтобы получить большую прибыль, а необходимо качественно перестроитьведение учетной политики предприятия. Нужно уметь пользоваться льготами, недопускать ошибок в расчетах и т.п. О технических ошибках в налоговых расчетах говорится в № 4 того жежурнала. Для их недопущения предлагается использовать технологиивнутреннего самоконтроля налоговых расчетов. Здесь описаны наиболее частыеошибки и пути к их избежанию, основанные, главным образом, на недопущениивлияния на результаты отдельных личностей. Для обеспечения этогопредлагается внедрить технологии внутреннего самоконтроля налоговыхрасчетов, что требует создания четырех трупп сотрудников: 1. Исполнители. Они отвечают за выполнение планов-графиков, заполнение технологических карт и т.п. 2. Контролеры. Эта группа проверяет работу исполнителей. 3. Эксперты, которые должны обосновывать налоговые решения. 4. Руководители. Эта группа назначает экспертов, контролеров и исполнителей, ставит перед ними задачи, разрешает возникающие разногласия и т.д. Что примечательно, каждая группа, за исключением экспертов, можетсостоять из одного человека ( экспертов ( 2). Один человек может совмещатьнесколько функций, кроме контролера и исполнителя. Таким образом,минимальное число людей, необходимое для внедрения технологий внутреннегоконтроля налоговых расчетов составляет 2 человека, максимальное количествоне ограничено. Более документально это предложение раскрыто в № 5 того же журнала.Здесь проявлены функции и механизм работы экспертной комиссии, приведеныбланки документов, необходимых для организации и функционированиятехнологий внутреннего контроля. Очень полезный совет об организации формального контроля первичныхдокументов, к которым относятся не только (по мнению некоторых людей) счета-фактуры, накладные, авансовые отчеты и т.п., но и договоры, акты сдачи-приемки, гарантийные письма и пр. дается в № 6 "Налоги и платежи", 1997 г.В этой статье приводятся практичные рекомендации по организации ифункционировании контроля первичных документов, по созданию памяток иинструкций, а также приведены бланки необходимых для этого документов. 5. НЕОБХОДИМОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чемстабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себяпредприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать,каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - врагпредпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана сриском, но степень риска по крайней мере удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговойсистемы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а вусловиях нашей печальной памяти перестройки и самих принциповналогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения впредстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемойприбыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда."Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая системаналогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономикистраны, устойчивость социально-политической ситуации, степень довериянаселения к правительству - и все это на момент ее введения в действие. Помере изменения указанных и иных условий налоговая система перестаетотвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие собъективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим вналоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т.п.)вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системыдостигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключениемустранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение несколькихлет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетнимпланам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определитьпреимущества наших пятилеток перед французскими, например,четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принятьравным 5 годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаютсянеизменными основные принципы налогообложения, состав налоговойсистемы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этомставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы замесяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета наочередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могутопределить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимостьповышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такиечастные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, авместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательскойдеятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течениеряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболеезначимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей ипредприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге наприбыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменениемэкономической ситуации в стране и в общественном производстве. Например, налог на перепродажу вычислительной техники иперсональных компьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" вобласти реализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятсяк мировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почтитри десятка налогов и сборов, не считая различных пошлин. Не все из нихвыдержат испытание временем, но в целом нынешняя система налогообложениянаиболее близка к принятой на Западе, учитывая, что и там имеютсясущественные различия по странам, и налоговая система Швеции отличаетсяот действующей в Германии, а налоги в Англии заметно отличаются от принятыхв Дании и т.п. Правда, в странах ЕЭС налоговая система унифицировалась и с1 января 1993 года остались лишь несущественные различия. Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе ивыполняемых ею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Еслиэкономическое положение страны, решаемые в данном периоде задачи требуютвнесения определенных изменений в налоговую систему, то они, естественно,должны быть внесены, но по возможности - с нового хозяйственного года. За последние годы система взаимоотношений предприятий сгосударственным бюджетом претерпевала неоднократные серьезные изменения.Хотя эти изменения были различными по своему характеру, но можноутверждать, что они отличались определенной внутренней логикой. Этоутверждение базируется на том факте, что каждое последующее изменение былошагом вперед по пути предоставления предприятиям широкой хозяйственнойсамостоятельности. Началось это движение с экономической реформы 1965-1966гг., когда впервые в нашей хозяйственной практике предприятиям былоразрешено создавать за счет своей прибыли фонды экономическогостимулирования: фонд развития производства, фонд социально-кyльтyрныхмероприятий и жилищного строительства, фонд материального поощрения. Посравнению с прежним порядком, когда предприятия были совершенно бесправны враспоряжении своей прибылью, это был принципиально важный шаг, впервыеподводивший под юридически провозглашенные лозунги самостоятельностипредприятий реальную экономическую базу. Реальную, но явно недостаточную,так как отчисления от прибыли в государственный бюджет не ограничивалисьустановленными нормативами, в него отчислялся "свободный остаток прибыли",то есть часть прибыли, оставшаяся после отчислений в бюджет, вышестоящиморганам и в фонды э

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по курсу «Экономическая теория» на тему: «Налоговая...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория» Тема: «Налоговая...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: “Налоговая система...
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономические циклы и кризисы»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая география» На тему «Территориальная...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа курс экономическая теория На тему: «Система показателей национальной экономики»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теорияпредприятия» на тему: «Налоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка» iconКурсовая работа По дисциплине: «Общая экономическая теория» На тему:...
Денежная система России и особенности ее функционирования в современных условиях

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<