Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу




Скачать 313.39 Kb.
НазваниеКурсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу
Дата публикации19.02.2014
Размер313.39 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Внешняя среда организации, ее характеристика

Северо-Кавказская академия государственной службы Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу выполнил Студент ____ курса гр. _____ __________________________ Научный руководитель ______________________ ______________________ 1998 Содержание: Введение. Определение факторов внешней среды и степени их воздействия наорганизацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течениесеми десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу,предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавляласькоммунистической идеологией. Вообще в годы СССР этого и не надо было делать, так как наша странаявлялась почти закрытой системой. Все предприятия работали только погосплану, который «сбрасывался» сверху. Но сейчас эта тема более чем актуальна, так как после перехода Россиик рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий.И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, котораянаблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной инеопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращатьвнимание и считаться с всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам ируководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. Аобъясняется это тем, что история современного предпринимательства ипереходного периода российской экономики по сравнению со стабильнойситуацией в других странах ( например – США) наиболее короткая. В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживанияорганизаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешнейсреды, Ещё одна проблема – это нехватка научных трудов для менеджеров,направленных непосредственно на российскую экономику с её особенностями. Ипоэтому нашим менеджерам приходится обращаться к трудам иностранных коллег. Глава I. Понятие среды организации и её структура. 1.1. Внутренняя среда организации. Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте подсредой организации понимается наличие условий и факторов, которыевоздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческихрешений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в томслучае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешнейсреды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно. Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы,включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Внутренняя средаорганизации является источником её жизненной силы. Она заключает в себе тотпотенциал, который даёт возможность организации функционировать, аследовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени.Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальнаяструктура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы,финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие вфирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняясреда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в томслучае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации. 1.2. Внешняя среда организации. Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы,возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретнойфирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на еёфункционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственнуюдеятельность различны, причём не только у авторов научных публикаций повопросам менеджмента, но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессеуправления сама определяет, какие факторы и в какой степени могутвоздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и набудущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событийсопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятиясоответствующих управленческих решений. Причём прежде всего выявляются иучитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояниевнутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней средыфирмы. Внешняя среда организации является источником, питающим организациюресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала надолжном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена свнешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Норесурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другиеорганизации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существуетвозможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы извнешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многимнегативным для организации последствиям. Задача стратегического управлениясостоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, котороепозволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом длядостижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать вдолгосрочной перспективе. И так для того, чтобы определить стратегию поведения организации ипровести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённоепредставление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденцииразвития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемомв ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружениеизучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобывскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать приих достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночныхотношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение ианализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся насистематической основе с применением методов системного анализа икомпьютерной техники. Глава II. Сущность внешней среды. В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения инеобходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилосьв конце 50-х годов. Это стало одним из важных вкладов системного подхода внауку управления, поскольку подчёркивалась необходимость для руководителярассматривать свою организацию как целостность, состоящую извзаимосвязанных частей, в свою очередь опубликованных связями с внешниммиром. Ситуационный подход позволил расширить теорию систем за счётразработки концепции, согласно которой наиболее подходящий в даннойситуации метод определяется конкретными внутренними и внешними факторами,характеризующими организацию и влияющими на неё соответствующим образом. Системный и ситуационный взгляды на вещи привлекли внимание какреакция на изменения, в возрастающей мере влияния на успешность действийорганизации. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить навнешнюю среду ещё большее внимание, чем когда-либо. Как пишет ЭльварЭльбинг: «Внешнее окружение организации всё больше становится источникомпроблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самыхважных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных– под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточитьвнимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннеестроение организации».[1] Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям всёравно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытаясистема зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии,кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживаниеорганизации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы вокружении, которые повлияют не его организацию. Более того он долженпредложить подходящие способы, регулирования на внешнее воздействия. В этом отношении организации подобны биологическим организмам.Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выживалипотому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своейсреде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобывыжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должениспользовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений,где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числеисчезнувших. Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. Штейнер иМайнер указывают: «В прошлом руководители концентрировали внимание наэкономических и технических обстоятельствах. Однако частные измененияустановок людей социальных ценностей, политических сил и сферы юридическойответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учётавнешних воздействий».[2] Отсюда следует, что между факторами внешней среды существует некаявзаимосвязанность. Эта взаимосвязанность определяется как уровень силы, скоторой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Также ,как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других,изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других.Например, в 70-е годы снижение поставок нефти, прежде всего в силуполитической структуры и целей других стран, оказало сильное воздействие наобщее состояние экономики США. Рост цен на продукты нефтепереработки повлёкза собой общее повышение цен почти на всё. Это же изменение сталокатализатором серии правительственных акций, например, попытокрегулирования температуры в общественных местах распределения топлива,установления нормативов на эффективность использования топлива, введенияналогов на сверхприбыль нефтяных компаний, учреждения крупного федеральногопроекта по преодолению энергетической зависимости от других стран. До того, как произошло резкое падение цен на бензин, среда прямоговоздействия многих организаций также была под ударом, поскольку профсоюзытребовали компенсации в связи со скачками цен на потребительскую продукцию.Некоторые фирмы, например, выпускавшие автомобили для загородныхпутешествий и крупные модели, а также занимавшиеся автомобильным туризмом,пострадали из-за оттока потребителей. Но в некоторых случаях эффектоказался положительным. Пошли в гору дела у ряда фирм, производящихтеплоизоляционные материалы, разрабатывающих синтетические топлива ивыпускающих электромобили и устройства работающие от солнечной энергии. Втоже время в этих секторах возросла конкуренция, поскольку многие фирмырешили добиваться своей доли в развивающихся отраслях производства. Взаимосвязанность различных факторов внешней среды, как считают Эмерии Трист, должна была превратить среду современных организаций в бурноизменяющуюся.[3] Они приводят в пример провал одной английской фирмы попроизводству пищевых консервов, которая «так и не сумела осознать, что рядвнешних событий становится настолько взаимоувязанным, что это ведёт кнеобратимым общим изменениям».[4] Как они указывают далее, «выживаниестановится решающим образом связанным с уровнем знаний организации о еёокружении».[5] Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешнейсреды понимается число факторов, на которые организация обязанареагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Если брать вовнимание число внешних факторов, на которые организация вынужденареагировать, то если на неё давят государственные постановления, частоеперезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных группвлияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения,можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении,чем, например, организация, озабоченная действиями всего несколькихпоставщиков, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии.Подобным образом, когда речь идёт о разнообразии факторов, организация,использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов иведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должен считатьусловия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой этипараметры иные. По показателю разнообразия факторов в более сложныхусловиях будет находиться организация, использующая многообразные и разныетехнологии, претерпевшие более быстрое развитие, чем организация, чеморганизация, которой всё это не касается. Наравне с ранее перечисленными характеристиками, внешняя среда такжеобладает подвижностью. Подвижность среды – это скорость с которой происходят изменения вокружении организации. Многие исследователи указывают, что окружениесовременных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации,вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболеебыстрые изменения во внешней среде затрагивают прежде всего такие отрасли,как фармацевтическая, химическая, электронная, авиационно-космическая,производство компьютеров, биотехнологии, а также телекоммуникации. Здесьоказывают воздействие прежде всего такие факторы, как изменения технологиии методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней средепроисходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, вкондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочныхматериалов, пищевых консервов. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для однихподразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фирмахотдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды,поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения. С другойстороны, производственный отдел может быть погружен в относительно медленноизменяющуюся среду, характеризующуюся стабильным движением материалов итрудовых ресурсов. В тоже время, если производственные мощности разбросаныпо разным странам мира или исходные ресурсы поступают из-за границы, топроизводственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной среды.Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды,организация или её подразделения должны опираться на более разнообразнуюинформацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своихвнутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом. Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировомхозяйстве в целом, непосредственным образом сказывается на хозяйственнойдеятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы иметоды приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны,что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степениориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешнейсреды, основанный на многовариантных расчётах рентабельности иэффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы вцелом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путёмприменения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиятьнепосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт. Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следуетвыделить– это её неопределённость. Неопределённость внешней среды являетсяфункцией количества информации, которой располагает организация (или лицо)по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этойинформации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, средастановится более неопределённой, чем в ситуации, когда имеется адекватнаяинформация и есть основания считать её высоконадёжной. Поскольку бизнес всёболее становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации,но уверенность в её точности снижается. Таким образом, чем неопределённеевнешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения. Глава III. Факторы внешней среды. При рассмотрении внешнего окружения на организацию важно понимать, чтохарактеристики среды отличны, но в то же время связаны с её факторами.Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределённостиописывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразиядовольно различна и в её основу могут быть положены различные принципы. Нов менеджменте принята, и большинство придерживаются её, классификацияфакторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямоговоздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственныеорганы, потребители и конкуренты. 3.1. Поставщики. С точки зрения системного подхода организация – это механизмпреобразования входов и выходов. Основные разновидности входов – этоматериалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость междуорганизацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов,-один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на организацию иуспешность деятельности организации. Получение ресурсов из других странможет быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, ноодновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, какколебания обменных курсов или политическая нестабильность. В некоторых случаях все организации определённого региона ведут дела содним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают вравную зависимость от действий поставщика. Хороший пример – обеспечениеэнергией. Все организации получают энергию по ценам, установленнымгосударством, и редко могут найти альтернативного поставщика, даже еслиорганизация считает, что текущее энергосбережение неадекватно или слишкомдорого обходится. Такие изменения, как повышение цен поставщикомсодействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.Например, резкое повышение цен на бензин, значительно ощутимее отражаетсяна фирмах, зависящих от бензина, в частности, занимающимися автомобильнымии воздушными грузоперевозками и пассажироперевозками. 3.2. Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов.Примеры: машиностроительные фирмы; фирмы, распространяющие товары(дистрибьюторы); и магазины розничной торговли. Невозможность обеспечитьпоставки в нужных объёмах может создать большие трудности для такихорганизаций. Например, во что обошлось бы отсутствие хотя бы одной детали,которая устанавливается в определённой точке сборочного конвейера,например, фирме «Дженирол Моторс». Аналогичным образом, если магазинлишается какого-то популярного продукта, потребители скорее всего уйдут кконкуренту. Японцев считают создателями методов ограничения запасов. Фирмы, длякоторых материалы – входы, считают, что то, что необходимо для следующегоэтапа производственного процесса должно доставляться по принципу «точно всрок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителяс в высшей степени взаимосвязанными поставщиками. В других странах можетпонадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительногообъёма запасов. Крупные производители пива, например, заключают контракты снесколькими бумагопроизводителями на картон стандартного размера – подшесть банок пива и обеспечивают тем самым постоянный приток упаковочногоматериала, расходуемого в больших количествах. Таким путём производителипива обеспечивают свою безопасность на случай забастовки илипроизводственных трудностей, которые в ситуации одного поставщика картонапомешали бы выпуску пива в популярных шестибаночных упаковках. Однакозапасы связывают деньги, которые приходится расходовать на материалы ихранение, а не на другие нужды. Эта взаимозависимость между деньгами ипоставщиками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанностьпеременных. 3.3. Капитал. Для роста и процветания фирме нужны не только поставщики материалов,но и капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программыфедеральных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица,акцептующие векселя компании или покупающие её облигации. Как правило, чемлучше дела у компании, тем выше её возможности договорится с поставщикамина благоприятных условиях и получить нужный обмен средств. Получениенеобходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильноефункционирование. Каждая фирма обязательно анализирует своё финансовое положение иопределяет источники финансирования, а именно: . Распределение капитала в целом на собственный и заёмный в зависимости от его рентабельности; . Потребности в долгосрочных займах и краткосрочных кредитах по видам, странам, условиям получения и погашения; . Источники получения займов и кредитов; . Расчёт стоимости кредитов с учётом нормы учётного процента и сроков погашения кредитов; . Получение доходов от хранения собственных средств в банках. 3.4. Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей иквалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижениемпоставленных целей, т.е. для эффективности организации как таковой. Безлюдей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал иматериалы, всё перечисленное имеет мало проку. Развитие ряда отраслей внастоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером служитпрактически каждый сектор компьютерной промышленности, и особенно этоотносится к фирмам, нуждающимся в высококвалифицированных техниках, опытныхпрограммистах и разработчиках систем. Основной заботой современной организации стали отбор и поддержкаталантливых менеджеров. Джорд Стебнер в своём исследовании попросилруководителей ряда фирм проран жировать по степени важности для них 71фактор применительно к последним пяти годам. В число факторов вошли: общееруководство, финансы, маркетинг, материалы, производство и готоваяпродукция. По трудовым ресурсам выше других котировались два фактора:привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления иобучение способных руководителей внутри фирмы.[6] То, что повышениеквалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль,обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явныйпризнак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию.Поддержка талантливых управляющих – это зачастую проблема переговоров сглазу на глаз с кандидатами на должность, которым предполагаются достаточновысокая заработная плата и льготы. По большей части организации стараютсятакже решить проблемы обеспечения нужными трудовыми ресурсами путёмобучения и поддержки собственных сотрудников. Подписывая договор с профсоюзом, фирма по сути дела, договаривается споставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов – ещё одноподтверждение необходимости принимать в расчёт внешние факторы при решениивнутренних вопросов. Несколько десятилетий назад существовало всегонесколько профсоюзов, как правило, слабых. Однако после принятия в 1935 г.Закона о трудовых отношениях нанимателям пришлось признать профсоюзы,предпочитаемые большинством работников, и именно с ними вести переговоры. Внастоящее время профсоюзы в США представляют интересы примерно 17% всехамериканских трудящихся. Если вначале профсоюзы объединяли только рабочих,то в настоящее время их ряды расширились за счёт служащих в системерозничной торговли, государственных служащих, учителей и даже некоторыхпрофессоров из колледжей. Крупная организация типа «Дженерал Моторс» или«Американ Телегрф энд Телефон» может оказаться вынужденной вести переговорысо многими профсоюзами и рассматривать трудовые ресурсы как сложнуюпеременную. Закон о трудовых отношениях, Закон Тафта Хартли от 1947 г., которыйпотребовал от профсоюзов честного ведения переговоров с нанимателями,другие законодательные акты, а также бесчисленные контракты; ставшиерезультатом переговоров между конкретными профсоюзами и нанимателями,непосредственно отражаются на некоторых аспектах внутренней деятельностиорганизаций. Среди прочего, этими документами определяется, кто может иобязан выполнять определённые задачи, кто может поддерживать, кто можетбыть уволен, понижен в должности, переведён на другую работу, какиенормативы производительности труда следует устанавливать, какого родаобучение следует обеспечивать, какие виды стимулирования вправе предлагатьруководство. 3.5. Законы и государственные органы. Как описано выше трудовое законодательство отразилось на управлении.Многие другие законы и государственные учреждения также влияют наорганизации. В преимущественно частной экономике, взаимодействие междупокупателями и продавцами каждого вводимого ресурса и каждогорезультатирующего продукта подпадает под действие многочисленных правовыхограничений. Каждая организация имеет определённый правовой статус, являясьединоличным владельцем, компанией, корпорацией или некоммерческойкорпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои делаи какие налоги должна платить. Например, в 1983 г. поворотное, имеющееюридическую силу, решение дало возможность компании «Американ Телегрф эндТелефон» производить и продавать компьютеры и радиообразное оборудование иуслуги для систем телесвязи. До этого организация имела правофункционировать только как компания телефонной связи. Число и сложностьзаконов, непосредственно посвящённых бизнесу, в XX веке резко возросли. Какбы ни относилось руководство к этим законам, ему приходится придерживатьсяих или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или дажеполного прекращения бизнеса. Состояние законодательства частохарактеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даженеопределё1нностью. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы,но и требования органов государственного регулирования. Эти органыобеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферахсвоей компетенции, а так же вводят собственные требования, зачастую такжеимеющие силу закона. Каждый вид деятельности регулируется определённымиорганами. Неопределённость сегодняшнего правового поля проистекает из тогофакта, что требования одних учреждений вступают в противоречие стребованиями других, и в то же время за каждым стоит авторитет федеральногоправительства, позволяющий принудительно обеспечивать выполнение такихтребований. Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления местныхорганов власти, число которых также множится. Почти все местные сообществатребуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможностивыбора места для ведения дела, обладают предприятия налогами, а если речьидёт об энергетике, системах телефонной связи на месте и страховании, то иустанавливает цены. Некоторые местные законы модифицируют или усиливаютфедеральные нормы. 3.6. Потребители. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлениюПитера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создаватьпотребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправданиесуществования организации зависит от её способности находить потребителярезультатов её деятельности и удовлетворять его запросы. Анализ потребителей, как компоненты непосредственного окруженияорганизации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех,кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателейпозволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей меребудет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитыватьорганизация, в какой мере покупатели привержены продукту именно даннойорганизации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, чтоожидает продукт в будущем и многое другое. Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: . Географическое месторасположение покупателя; . Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности; . Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки; . Отношение покупателя к продукту, отражающие то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт. Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны егопозиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупательимеет ограниченную возможность в выборе продавца нужного ему товара, то егосила торговаться существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавецдолжен искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньшевозможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например,также от того насколько существенно для него качество покупаемой продукции.Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя,которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализапотребителя. К числу таких факторов относятся следующие: . Соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; . Объём закупок, осуществляемых покупателями; . Уровень информированности покупателя; . Наличие замещаемых продуктов; . Стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; . Чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определённую марку, наличие определённых требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о покупке. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себесоответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневныхсоприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее в периодвыборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит яснымуказанием на то, что кандидаты, будущие хозяева кабинетов рассматриваютграждан как потребителей, которых нужно «купить». Потребители, решая, какие товары и услуги для них желательны и покакой цене, определяют для организации почти всё, относящееся к результатамеё деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностейпокупателей влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалови трудовых ресурсов. Воздействие потребителей на внутренние переменныеструктуры зачастую оказывается значительным. 3.7. Конкуренты. Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможнооспаривать. Руководство каждого предприятия чётко понимает, что если неудовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делаютконкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаяхне потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результатыдеятельности можно продать и какую цену можно запросить. Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходитсябороться за ресурсы, которые она стремиться получить из внешней среды,чтобы обеспечить своё существование, занимает особое и очень важное место встратегическом управлении. Данное изучение направленно на то, чтобы выявитьслабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегиюконкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутри отраслевымиконкурентами, производящими аналогичную продукцию и рекламирующими её наодном и том же рынке. Субъектами Конкурентной среды являются также и тефирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентнуюсреду организации оказывают заметное влияние её покупатели и поставщики,которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организациина поле конкуренции. Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны«пришельцев» и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно вновьпришедшим на их рынок. Например, фирма «Уорнер комьюникейшинз» не смоглаточно оценить уровень конкуренции на таком подвижном рынке, как рынокдомашних видео игр, которым занималось её подразделение фирма «Атари». Врезультате она потеряла 283,4 млн.$. Подобным образом фирма «Харлей-Девидион», которой принадлежало почти 70% рынка мотоциклов сохранила засобой лишь 37%. На роли премьеров этой сцены вышли японские фирмы «Хонда»,«Ямаха», «Судзуки» и «Кавасаки». То, что казалось фирме «Харлей-Девидион»зрелой отраслью, новички трансформировали в нечто иное, перепроектировавмотоциклы и высоко эффективно использовав маркетинг, чтобы создать врезультате новые имиджи и новые рынки. Если некогда мощное предприятие ещёмогло справиться с конкурентами, используя против них нечестныеграбительские методы, то сегодня руководители вынуждены реагировать нанововведения по иному – превращая свою организацию в ещё более новаторскуюи эффективную, чем все прочие в данной области. И так, очень важно помнить о возможной угрозе со стороны конкурентов издесь заранее надо создавать барьеры на путь вхождения потенциальных«пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация впроизводстве продукта, низкие издержки за счёт экономии от большого объёмапроизводства, контроль над каналами распределения, использование локальныхособенностей, дающих преимущество в конкуренции. Однако любая из этих мероказывается действенной только тогда, когда она является реальным барьеромдля «пришельца». Поэтому очень важно хорошо знать то, какие барьеры могутостановить или помешать потенциальному «пришельцу» выйти на рынок, ивоздвигать именно эти барьеры. Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающейпродукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлениемзамещающего продукта состоит в том, что если им «убит» рынок старогопродукта, то он уже обычно не поддаётся восстановлению. Поэтому для того,чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящихзамещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал,чтобы перейти к созданию продукта нового типа. Важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничестваорганизаций. Последние также могут вести конкурентную борьбу за трудовыересурсы, материалы капитал и право использовать определённые технологиинововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы,как условия работы, оплаты труда и характер отношений руководителей сподчинёнными. Но иногда взаимоотношения с конкурентами приобретают неожиданныйхарактер. Например, фирма «Дженерал Моторс» согласилась дать несколько сотмиллионов $ взаймы своему традиционному сопернику, корпорации, «Крайслер».Вероятно «Дженерал Моторс» хотела помочь «Крайслеру» помешать иностраннымавтомобилестроителям добиваться всё больших успехов на американском рынке.Если бы фирма «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная фирма моглабы взять под контроль её развитую дилерскую сеть и тем самым обеспечитьсебе ускоренное развитие. Как было показано ранее, внешняя среда имеет факторы косвенноговоздействия. Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют наоперации организаций также заметно, как факторы среды прямого воздействия.Тем не менее, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямоговоздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения отакой среде, основываясь на не полной информации, в попыткахспрогнозировать возможные последствия для организации. К факторам сферыкосвенного воздействия относятся технология, состояние экономики,социокультурные и политические факторы, а также взаимоотношения с местнымисообществами. 3.8. Технология. Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть тевозможности, которые развитие науки и техники открывает для производствановой продукции, для усовершенствования производимой продукции и длямодернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки итехники несёт в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы дляфирмы. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новыеперспективы, так как технические возможности для осуществления коренныхизменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой онифункционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынку, чтоможет привести к крайне негативным последствиям для них. Технологияявляется одновременно внутренней переменной и внешним фактором большогозначения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которойпродукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта,на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также нато, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Скорость изменения технологий в последние десятилетия очень высокая иисследователи утверждают, что данная тенденция сохраниться. Одна из причинэтого явления состоит в том, что в наше время на земле живёт больше учёных,чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологическиенововведения которые глубоко затрагивали организации о общество, этокомпьютерная, ядерная, микроволновая, полупроводниковая технология,интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомнаяэнергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, геннаяинженерия. Дениел Белл, знаменитый социолог, считает, что будущие поколениясмогут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации.[7]Сегодняшние новшества типа точечных микроэлементов и памяти нацилиндрических магнитных доменах делают возможным хранение на гибком дискетакого объёма информации, под которой прежде требовалось здание смногочисленными картотечными блоками базы данных. Полу проводники имикропроцессоры сделали легко доступными небольшие компьютеры. Они изменилитакже характер многих изделий (например, электронные часы заменилимеханические) и обусловили внедрение машин и приборов новых типов в новыеобласти. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологиейвысокого уровня, наукоёмкие предприятия, должны быть в состоянии быстрореагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однакосейчас, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынужденыидти в ногу , по крайней мере, с теми разработками, от которых зависитэффективность их деятельности. 3.9. Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операцияхорганизации общие изменения состояния экономики. Состояние экономики влияетна стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупатьопределённые товары и услуги если, например, прогнозируется инфляцияруководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемыхорганизации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированнойоплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Онотакже может решить сделать займ поскольку при наступлении сроков платежейденьги будут стоять дешевле и тем самым будут частично скомпенсированыпотери от выплаты процентов. Если же прогнозируются экономический спад,организация может предпочесть путь уменьшения запасов готовой продукции,поскольку могут появиться трудности её сбыта, сократить часть работниковили отложить до лучших времён планы расширения производства. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности полученияорганизацией капитала для своих нужд. Это, в основном, обусловлено тем, чтофедеральное правительство часто пытается сгладить последствия ухудшенияэкономической обстановки, регулируя налоги денежную массу и ставкупроцента, устанавливаемую главным государственным банком. Если этот банкужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента,коммерческие банки должны сделать тоже самое, чтобы не оказаться вне игры.В результате становиться труднее получить займы, и обходятся ониорганизации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массуденег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, темсамым, способствовать стимулированию бизнеса. Важно понимать, что то или иное конкретное изменение состоянияэкономики может оказать положительное воздействие на одни и отрицательноена другие организации. Если при экономическом спаде магазины,расположенные, например, в богатых пригородах, вероятно, вообще ничего непочувствуют в отличии от магазинов розничной торговли. Организации, ведущиедела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложными важным для себя аспектом. Колебания курса отечественной валютыотносительно валют других стран становились причиной мгновенного обретенияили потери крупными фирмами миллионов. 3.10. Социокультурные факторы. Любая организация функционирует по меньшей мере в одной культурнойсреде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладаютустановки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Дачавзятки для получения выгодного контракта или политических выгод, фаворитизмвместо поддержки компетентности, распространение порочащих конкурентовслухов считается действиями неэтичными и аморальными, даже когда ихневозможно считать, по сути противозаконными. В некоторых странах подобнаяситуация считается нормальной и принята на вооружение предприятиями,поскольку социальнокультурная среда здесь иная. Ещё один пример социальнокультурного влияния на деловую практику –традиционный и злопопутный стереотип, согласно которому женщины не склоннырисковать и некомпетентны в качестве руководителей. Такая установкареализуется в дискриминационной практике найма служебного продвиженияженщин, и, хотя она противозаконна, избавиться от подобного отношениятрудно. Исследованиями доказано, что установки рабочих изменяются. В целом,сравнительно молодым рабочим не по душе традиционные партикалистскиеотношения, они хотят иметь больше независимости и социальноговзаимодействия на работе. Другие исследователи показывают, что многиерабочие и служащие стремятся к работе, которая требует большей гибкости,создавая «вызовы», обладает большей содержательностью, не ущемляет свободуи пробуждает в человеке самоуважение. Такое изменение установокнепосредственно влияет на то, что работники считают честной практикойорганизации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеровприменительно к их существенной функции – мотивация людей с учётом целейорганизации. Социальнокультурные факторы влияют также на продукцию или услуги,являющиеся результатом деятельности компании. Хорошим примером служитпроизводство одежды. Люди зачастую готовы платить за предмет туалета, накотором стоит имя престижного модельера, поскольку, как им кажется, этопридаёт им дополнительный вес в обществе. От социальных факторов зависит и способы ведения своих делорганизации. От представлений потребителей о качественном обслуживаниизависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. 3.11. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют дляруководителей особое значение. Один из них – настроение администрации,законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно увязанные ссоциокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроениявлияют на такие действия правительства, как налогообложение доходовкорпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин,требования в отношении практики найма и продвижение представителейнациональных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандартына чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д. Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов илоббисты. Некоторые лоббистские группы выражают интересы и ценности неорганизаций, а объединение людей. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынкисбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политическиеизменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцевили установлению специальных пошлин на импорт. С другой стороны, политикаможет измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникаетпотребность в притоке капитала из-за рубежа. 3.12. Отношения с местным населением. Почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местнойобщины, в которой та или иная организация функционирует, имеетпервостепенное значение как фактор косвенного воздействия, если не говоритьо факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуютконкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, гдеможно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города,к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающихпромышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются всуде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. Многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержанияхороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могутвыражаться в форме финансирования местных школ, благотворительнойдеятельности или поддержке молодых дарований в управлении вместо подношенийсообществу наличными. Глава IV. Особенности внешней среды в современных коммерческих организациях России. В связи с переходом России к рыночным отношениям, внешняя средаорганизаций нашей страны резко изменилась. Поэтому она имеет своиособенности в отличии от других стран, где эти отношения развиваются напротяжении многих десятилетий и здесь научились противостоять воздействиямфакторов внешней среды. Особенности среды внешнего окружения заключаются в её сложности иподвижности, сюда также можно включить и неопределённость. Очень большоеколичество факторов приходится учитывать менеджерам. Здесь можно выделитьнесколько факторов, которые стоят выше других, таковыми являются: высокиеналоги, правительственное регулирование и бюрократия, трудности в поискахисточников финансирования и нахождения хороших работников. И этодействительно очень важные факторы, так как именно они являются основнымипрепятствиями и проблемами. Если их рассматривать подробно, то это станетявно. Налоговое законодательство и вообще законодательство и вообщезаконодательство у нас в России настолько не идеально, что организации немогут как следует реагировать на его изменения. Законы в РФ изменяются чутьли не каждую неделю. Штат бюрократического аппарата в России настолько вырос и преобладаниевертикальных связей в государственном аппарате настолько велико, чтонекоторые люди не могут открыть своё дело, а организации должныотчитываться не перед одним, а несколькими чиновниками. И в последнее времявсё больше проявляется коррупция в органах государственной власти. Трудности в поисках источников финансирования не менее важнаяпроблема. Особенно остро эта проблема стоит сейчас, когда в странепроисходит и экономический и политический кризис. В данный момент, когдакурс рубля падает, организациям не выгодно брать кредиты в банках, так какпроценты, под которые выдаётся кредит очень высоки. Но особо важной проблемой является нахождение хороших работников,особенно менеджеров. У нас в России единицы менеджеров-профессионалов. Этообъясняется тем, что в связи с переходом от плановой экономики к рыночнымотношениям, не было специально подготовленных людей, которые бы моглиуправлять в условиях рыночной экономики. Только сейчас, понимая этупроблему, осуществляют подготовку профессионалов-управленцев. Но не только отечественные организации сталкиваются с этими факторами,но и зарубежные предприниматели. И они, предполагающие начать своюдеятельность в России, должны быть готовы столкнуться с проблемами ипрепятствиями, которые в сходной степени не существуют у них в стране. Этифакторы могут включать надёжность деловых партнёров и поставщиков,банковское обслуживание, валютно-финансовые операции, преступность противбизнеса, этические проблемы. Они также должны быть готовы к тому, что ихроссийские патриоты могут придавать меньшее значение проблемам, которыечасто являются важными с точки зрения иностранных коллег, таким, какуправление персоналом, реклама, несправедливая конкуренция, повышениеквалификации работников, а также их обучение. Заключение. Анализ внешней среды – это очень важный для выработки стратегииорганизации и очень сложный процесс требующий влиятельного отслеживания всреде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами итеми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами,которые заключены во внешней среде. Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильноговзаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому,что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализдолжны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не толькособственно изменения одного фактора, но и с условием того, как ониизменения скажутся на других факторах. Также степень воздействия отдельных факторов на различные организацииразлична. В частности, степень влияния проявляется по разному в зависимостиот размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организациядолжна составить список тех внешних факторов которые являютсяпотенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметьсписок тех внешних факторов, изменения в которых могут открытьдополнительные возможности для организации. Для того чтобы организация могла результативно изучать состояниефакторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешнейсреды. Данная система должна осуществлять как проведение специальныхнаблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведениерегулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешнихфакторов. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.Однако она не плывёт в окружении, как лодка, не имеющая руля, вёсел ипаруса. Организация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешноепродвижение к своим целям. Российская развивающая рыночная экономика слишком часто следует методу«проб и ошибок», в связи с чем особенно важно сотрудничество с другимистранами в стремлении ускорить усвоение знаний и опыта. Список использованной литературы:-----------------------[1] Alvar O.Elbing “On the Applicability of Envizonmental Models”, inJ.W.Mc Guire, ed.. Contemporary Managment (Englwood Cliffs, N.J.Prentice-Hall), p 283.[2] George A.Steiner and John B.Mine??????????????????????????????????????????????????????????????????r, Menedgment Policy and Strategy (New York:Macmillan, 1977) pp. 41-42[3] F.W.Emery and E.L.Trist, «The Causal Texture of OrganizationalEnvisonments”, Human Relations, vol. 18 (1963), pp. 20-26.[4] Emery and Trist, op. Cit, p. 29.[5] Ibid., p. 24.[6] George A.Steiner Strategic Factors in Bussiness Sucess (New York:Financical Executives Resenrch Foundation, 1969).[7] Daniel Bell, The Coming of Post-Industrial Socicty (New York: BasicBooks, 1973).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconСамостоятельная работа По “Менеджменту” Тема: “Макросфера. Внешняя среда организации.”

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по дисциплине «Стратегическому менеджменту» на тему:...

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по стратегическому менеджменту на тему: «жизненный цикл продукта»

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по менеджменту на тему «Планирование деятельности...

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа на тему: «Характеристика международных расчётов и...
На тему: «Характеристика международных расчётов и международные финансовые организации»

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по Финансовому менеджменту на тему: «Финансовый менеджер...

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Внешняя среда фирм глава IV «внешняя среда фирм»

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по информатике на тему: «Характеристика Microsoft Excel»

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента» на тему «Характеристика менеджера»

Курсовая работа по менеджменту на тему: «Внешняя среда организации, её характеристика». Работу iconКурсовая работа на тему спрос и его эластичность. Работу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<