Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности»




Скачать 258.96 Kb.
НазваниеКурсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности»
Дата публикации22.02.2014
Размер258.96 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КОММЕРЦИИ Кафедра мировой экономики КУРСОВАЯ РАБОТА по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности». Москва 2002г. СодержаниеСодержание 2Введение. 3Российская Федерация в международной торговле. 5Структура внешней торговли России 10 1.1. Структура экспорта. 10 1.2. Структура импорта. 19Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 24Повышение эффективности внешней торговли России. 28Заключение. 33Список использованной литературы 35 Введение. Экономические реформы в России и их неотъемлемый компонент -либерализация внешней торговли - определили глобальные изменения торгово-экономического взаимодействия с зарубежными странами и их группировками наперспективу. В ходе осуществления преобразований Россия вырабатывалаприоритеты своей торговой политики на основе объективных и общепринятыхкритериев, а их выбор носил свободный, непредвзятый и экономическиобусловленный характер. Россия на протяжении длительного времени была не только активнымучастником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером поотдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв. Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когдаРоссия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленнойпродукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. Вусловиях динамичного движения России по цивилизованному пути западныепромышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношенияс ней. В начале XX в. (1904 - 1906 гг.) экспорт России, составлявший в сумме994 млн. рублей, занимал третье место в общеевропейском торговом рейтингепосле Германии (2340 млн. рублей) и США (2040 млн. рублей); на четвертомместе была Великобритания (950 млн. рублей). Приведенные цифры подтверждаютвозросший экономический потенциал царской России. Поступавшие изевропейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российскойобрабатывающей промышленности. В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения,например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимаютважное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и ввосточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительныеполитико-экономические преобразования, направленность которых неизбежноповлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики, в том числеликвидацию СЭВ с его специфическими и во многом идеологизированнымимеханизмами сотрудничества. Достижение поставленных целей тесно увязывалось с созданием новогоимиджа России как государства, покончившего с идеологизацией своихвзаимоотношений и нацеленного на укрепление сотрудничества с другимистранами в самых различных сферах на основе общепризнанных международныхнорм и правил. Российская Федерация в международной торговле. На протяжении последних лет Россия сохраняет курс на более теснуюинтеграцию в мировое экономическое сообщество. Вместе с тем доля России вмировой торговле остается незначительной, начиная с 1992 г. и по настоящеевремя она находится на уровне 1,3-1,4%. С 1992 по 1996 гг. удельный вес России в мировой торговле возрос с1,36 до 1,41%, доля российского экспорта в мировом увеличилась с 1,41 до1,69%, а доля импорта снизилась с 1,31 до 1,14%. Основные торговые партнеры России в 1994-1998гг.|1994 |1998 ||Экспорт |% |Импорт |% |Экспорт |% |Импорт |% ||Украина |10,6|Украина |9,1 |Германия |8,0 |Германия |12,6||Германия | |Германия |7,9 |Украина |7,7 |Беларусь | ||Швейцария |8,6 |США |5,5 |США |7,1 |США |10,4||Великобри- |5,9 |Швейцария |4,5 |Беларусь |6,5 |Украина | ||тания |5,8 | | | | | |9,5 ||США | |Италия |4,3 |Нидерланды |5,6 |Казахстан |7,5 ||Беларусь |5,3 |Китай |4,3 |Италия |4,5 |Италия | ||Китай |4,9 |Нидерланды |4,1 |Китай |4,4 |Франция |4,3 ||Италия |4,5 |Япония |4,1, |Швейцария |4,4 |Финляндия |4,2 ||Нидерланды |4,4 |Великобри-т|3,9 |Великобри-т|4,2 |Великобри-та|3,7 || |3,7 |ания | |ания | |ния |3,3 ||Япония | |Беларусь |3,8 |Япония |3,1 |Польша |2,8 || |3,6 | | | | | | || | | | | | | |2,8 | В 1994-1996 гг. внешнеэкономическая отрасль оставалась одной изнемногих динамично развивающихся секторов российской экономики. Однако в1997 г. внешнеторговая активность России начала снижаться. По даннымГоскомстата РФ, внешнеторговый оборот за минувший год составил 155,0 млрд.долларов и увеличился лишь на 2,4%, причем российский экспорт уменьшился на2%. Произошедшие в 1997 г. негативные изменения в динамикевнешнеторгового оборота повлияли на ухудшение позиций России в мировойторговле. По итогам девяти месяцев 1997 г. доля России в мировой торговлепонизилась практически до уровня 1994 г. - 1,38%, доля в мировом экспортеуменьшилась до 1,57%, доля в мировом импорте составила 1,19%. В период 1992-1996 гг. изменение объемов российского внешнеторговогооборота практически совпадало с тенденциями, которые были характерны длямировой торговли в целом. Вместе с тем темпы роста торгового оборота Россиипревышали средние темпы роста мировой торговли, и были наиболее близки ктемпам роста внешнеторгового оборота динамично развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона В 1992 - 1996 гг. происходило постепенное сжатие внутреннего рынка,что вынудило производителей конкурентоспособных на внешнем рынке товаровпереориентироваться на мировые рынки. Не последнюю роль сыграли такжерастущие неплатежи за товары, которые поставлялись на внутренний рынок. В 1997 г., несмотря на некоторое оживление внутреннего спроса,сохранился высокий уровень ориентации ведущих отраслей промышленности навнешний рынок, причем доля экспортных поставок в объеме добываемой ипроизводимой энергетической в основном увеличилась, неэнергетической -преимущественно сократилась. По итогам 1997 г. относительно объемов производства или добычи наэкспорт поставлялось 11% легковых автомобилей, 17% железной руды, 31%лесоматериалов, 37% природного газа и аммиака, 43% нефти, 44%нефтепродуктов, 47% синтетического каучука, 52% метанола, 66% клеенойфанеры, 70% газетной бумаги и минеральных удобрений, 84% целлюлозы. В период реформирования российской экономики по многим видамэкспортной продукции были утрачены конкурентные преимущества,базировавшиеся на разнице внутренних цен и цен мирового рынка. В декабре 1997 г. на российском рынке цены приобретения в пересчетепо официальному курсу ЦБ РФ были выше среднего уровня мировых цен побензину - на 80%, по дизельному топливу - на 92%, по мазуту - на 19%, поважнейшим видам цветных металлов - алюминию, меди и никелю - на 13, 22 и19% соответственно. Цена природного газа составляла 56% от мировой, нефти -66%. Хотя в 1997 г. отмечались определенные позитивные сдвиги врегулировании деятельности естественных монополий, которые способствовалиболее низким относительно инфляции темпам роста затрат на производство иэкспорт отдельных видов продукции, этих мер оказалось недостаточно, чтобыпредотвратить негативную динамику конкурентоспособности товаров российскогопроизводства на внешних рынках из-за сложившейся преимущественнонеблагоприятной мировой конъюнктуры. Одним из важнейших факторов, позволяющих проанализировать причиныскладывающейся ситуации с торговым балансом России, а также спрогнозироватьдальнейшее развитие событий, является конъюнктура мировых товарных рынков. Следует также отметить, что в последние годы, кроме низкойконкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, большую рольстали играть субъективные факторы. В частности, к ним можно отнестидискриминационные ограничения стран - членов ЕС, США, Канады и другихгосударств на товары российского производства. Причем эти мерыраспространяются преимущественно на не сырьевые товары. Под антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС подпадаетзначительное количество товаров металлургической, химической, легкой идругих отраслей промышленности. США и Канада устанавливали антидемпинговыепошлины и ограничения на поставки отдельных видов черных металлов. С 1997г. российские нефтепродукты, ввозимые в страны ЕС, стали облагатьсяпошлинами, хотя и в льготном режиме. Кроме того, многие европейские страны,стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются напоставщиков энергоносителей из других стран. Российский экспорт характеризуется высоким уровнем концентрации порынкам сбыта, что также является одним из факторов, ограничивающим егорасширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на одну страну- Нидерланды, 60% поставок алюминия осуществляется в две страны - Японию иСША, около 70% лесоматериалов вывозится в Финляндию и Японию, более 40%природного газа поставляется на Украину и в Германию. В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, атакже снижения конкурентоспособности отечественной продукции как навнешних, так и на внутренних рынках, конъюнктура мировых товарных рынковоказывает непосредственное воздействие на результаты внешнеторгового, атакже реального секторов экономики. Особенности российского экспорта со странами Персидского залива можнопроиллюстрировать следующим образом: К региону Персидского залива (официальное название в арабских странах- Арабский залив) относятся шесть монархических государств: эмиратыБахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и КоролевствоСаудовская Аравия, а также Республика Ирак и Исламская Республика Иран.Совокупный рынок этих стран представляет большой интерес для экспортероввсего мира, включая российских поставщиков, в силу ряда обстоятельств. Во всех названных странах с разной интенсивностью и направленностьюидет индустриализация, диверсифицируется экономика, развиваетсяинфраструктура. Велика потребность стран региона и в промышленныхпотребительских товарах, продовольствии, услугах - от проектирования исооружения объектов до подготовки специалистов разных уровней, получениятехнологической документации и консультаций. Страны залива и Иран входят вгруппу крупных импортеров оружия и военно-технических товаров и услуг.Регион полностью или почти полностью удовлетворяет за счет импорта своипотребности во многих видах сырья и полуфабрикатов, в частности в древесинеи пиломатериалах, прокате черных и цветных металлов, в некоторых видахминеральных удобрений. Трудно дать количественную характеристику емкости рынка восьми странрегиона с точки зрения их импортных возможностей, так как экономика Ирака,Ирана и Кувейта еще не полностью восстановлена, внешняя торговля Иракаподвергнута серьезным ограничениям в соответствии с решением ООН, а наторговлю с Ираном США объявили в начале 1995 г. эмбарго. Тем не менееданные по шести монархическим государствам зоны Персидского заливапозволяют представить размеры их платежеспособного спроса на мировом рынке. Товары из России известны на Среднем Востоке. В течение многих летони поставлялись в Иран, Ирак и Кувейт. В Иране и Ираке в 70-80-е годы спомощью бывшего СССР сооружены десятки промышленных объектов, былиподготовлены тысячи специалистов из арабских государств и Ирана, они знаютнашу технику и русский язык. Структура внешней торговли России 1 Структура экспорта. В последние годы более ѕ общей стоимости экспорта РФ (с учетомторговли со странами-членами СНГ) приходится на сырьевые товары. Так, в1999 г. в совокупном экспорте России доля товаров группы «Минеральныепродукты», т.е. в основном топливно-энергетические товары, составила 44,0%;на руды, металлы, драгоценные камни и изделия из них приходилось 26,3%; нахимические товары – 8,4%; на древесину и целлюлозно-бумажные изделия –4,0%, а на машины, оборудование и транспортные средства – 10,5%. Более полная характеристика товарной структуры экспорта РоссийскойФедерации представлена в таблице 1. Таблица 1 .Товарная структура экспорта РФ в 1990-1999 гг., в % к итогу (без учета неорганизованной торговли).| Товарные группы| | | | | | | | | | || |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||Продовольствие и| | | | | | | | | | ||с/х сырье (кроме| | | | | | | | | | ||текстильного) |2,1 |2,6 |3,9 |3,8 |4,2 |3,3 |3,7 |2,8 |3,0 |3,0 ||Минеральные |45,4 |51,7 |52,1 |46,7 |45,1 |42,0 |47,3 |47,8 |42,3 |44,0 ||продукты | | | | | | | | | | ||Металлы, | | | | | | | | | | ||драгоценные |12,9 |14,3 |16,4 |23,2 |26,4 |26,1 |23,5 |24,0 |27,5 |26,3 ||камни и изделия | | | | | | | | | | ||из них | | | | | | | | | | ||Продукты хим. | | | | | | | | | | ||промышл-сти, |4,6 |6,6 |6,1 |6,0 |8,2 |9,9 |8,5 |9,3 |8,5 |8,4 ||каучук | | | | | | | | | | | Продолжение таблицы 1.|Древесина и | | | | | | | | | | ||целлюлозно-бумаж|4,4 |4,7 |3,7 |4,2 |3,9 |5,6 |4,2 |4,3 |4,8 |5,3 ||ные изделия | | | | | | | | | | ||Текстиль и | | | | | | | | | | ||текстильные |1,0 |0,9 |0,6 |0,4 |2,0 |1,5 |1,1 |1,1 |1,2 |1,1 ||изделия, обувь | | | | | | | | | | ||Машины, | | | | | | | | | | ||оборудование и |17,6 |10,2 |8,9 |6,5 |8,3 |9,9 |9,8 |10,3 |11,3 |10,8 ||транспортные | | | | | | | | | | ||средства | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | ||Другие товары |11,8 |8,7 |8,1 |9,0 |1,9 |1,7 |1,9 |1,4 |1,4 |1,1 | Драматические структурные изменения, произошедшие в российскойэкономике за годы перестройки, отразились на структуре внешней торговлестраны. Доля машиностроительной продукции во внутреннем машиностроительномпроизводстве сократились с 30 до 17%, легокой промышленности – с 12 до 2%,тогда как доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11до примерно 33%. В связи с этими процессами в товарной структуре экспорта страны долясырья и полуфабрикатов увеличилась с 84% в 1992 г. до почти 90% в 1999 г.,а доля готовых изделий сократилась с 16 до 10%, что было обусловлено преждевсего неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий,предлагаемых на экспорт, а также тяжелым финансовым положением российскихпредприятий. Существенные изменения произошли в объемах поставок и структуреэкспорта такой важной товарной группы, как машины, оборудование итранспортные средства. В 70-е годы доля этой продукции в структуреэкспорта Советского Союза превышала 20%, хотя и тогда этот показатель несоответствовал структуре внутреннего производства и был существенно нижеобщемирового уровня (около 30%). Российский экспорт машин, оборудования и транспортных средств в1999г. составил 7,8 млрд. долл., что на 6% меньше уровня 1997 г., причемосновное сокращение пришлось только на страны-члены СНГ. Сокращениестоимостных показателей российских поставок машинотехнической продукцииглавным образом было обусловлено снижением (впервые с 1958г.) мировых ценна готовые изделия, что было связано со снижением международнойинвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а такжесопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье. Положение с экспортом отечественного комплектного оборудования ипроектно-монтажных услуг в последние годы не совсем благоприятно, хотя в1997г. России удалось выиграть два тендера на строительствокрупномасштабных энергетических объектов в Индии и Китае. Объем российского экспорта комплектного оборудования в настоящеевремя не превышает 1 млрд. долл., что составляет менее 20% объемовтехнического содействия СССР в 80-е годы. Основными причинами такогоположения является фактический уход России с рынков комплектногооборудования стран Восточной Европы – бывших партнеров по СЭВ, а также срынков большинства развивающихся стран, что, в свою очередь, обусловленорезким сокращением объемов государственного финансирования этой формысотрудничества. В целом поставки по линии военно-технического сотрудничества вроссийском экспорте машинотехнической продукции занимают важное место: наих долю приходится 40-50% всего российского экспорта этой продукции и 50-60% совокупных поставок машин и оборудования в страны дальнего зарубежья.Другими словами, в настоящее время на мировых рынках машинотехническойпродукции Россия является поставщиком узкой номенклатуры специализированныхизделий, а именно военной техники и некоторых видов энергетическогооборудования. В российском экспорте, как и ранее, доминируют энергоносители: нефть,нефтепродукты, природный газ, каменный уголь. Они являются определяющейпозицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1996-1997гг. на ихдолю приходилось почти 48% товарной структуры экспорта, а в 1998-1999гг. из-за резкого снижения мировых цен эта доля несколько сократилась и составилаоколо 42,3% и 44% соответственно. В 1999г. было экспортировано (включаяпоставки в страны-члены СНГ) 27,7 млн. тонн каменного угля, 135 млн. тонннефти, почти 51 млн. тонн нефтепродуктов, более 205 млрд. м природного газаи т.д. Все это предопределяет сохранение острой зависимости ряда отраслейроссийского производства от внешних рынков сбыта. В 1999г. на внешнем рынкебыло реализовано 44,2% совокупной добычи российской нефти, 36,5% природногогаза, 30,0% нефтепродуктов и др. ( таблица 2). Таблица 2 . Доля экспорта в национальном производстве важнейших российских товаров в 1992-1999гг., %.|Товары |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||Нефть сырая |35,4 |34,7 |40,2 |41,0 |43,0 |42,7 |46,6 |44,2 ||Нефтепродукты |14,8 |20,3 |25,4 |26,1 |32,4 |34,0 |32,8 |30,033||Газ природный |30,2 |27,6 |30,4 |32,3 |33,0 |36,9 |35,6 |6,5 ||Минеральные |69,3 |72,0 |70,4 |74,0 |75,0 |72,0 |72,8 |80,6 ||удобрения | | | | | | | | || |6,8 |8,8 |11,9 |15,9 |17,6 |22,5 |26,6 |35,6 ||Пиловочник |6,6 |11,2 |20,5 |17,2 |13,3 |17,2 |17,0 |… ||Пиломатериалы |40,8 |66,4 |79,1 |78,5 |88,5 |84,5 |75,8 |78,1 ||Целлюлоза | | | | | | | | | Объемы поставок энергоносителей на внешний рынок становятся стользначительными, что это начинает негативно сказываться на нормальномобеспечении данной продукцией внутренних потребностей страны, посколькуувеличение объемов экспорта энергоносителей происходит на фонепрогрессирующего сокращения их добычи. Если в 1989г. добыча нефти в стране570 млн. тонн, то в 1999г. – менее 305 млн. тонн, т.е. сократилась почти в2 раза и продолжает снижаться в связи с истощением действующихместорождений. Выходом из строя большого количества эксплуатируемых скважини хронической нехваткой капиталовложений. За последние годы заметно сократилась добыча практически всех видовэнергоносителей. Даже по сравнению с не самым 1991г. добыча нефти внастоящее время составляет около 60%, каменного угля – около 70%, априродного газа – не более 90% от объема добычи в указанном году. Поставкиэнергоносителей в основных объемах направляются в страны дальнего зарубежья(таблица 3). Таблица 3. Экспорт энергоносителей в страны дальнего зарубежья в 1991-1999гг.|Энергоно-си| | | | | | | | | ||тели |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||Нефть, млн.|56,5 |66,2 |79,9 |88,9 |95,2 |105,3|109,8|117,9|115,8||т | | | | | | | | | ||Газ |89,6 |87,9 |95,9 |109,0|122,0| | | | ||природный, | | | | | |128,0|120,9|125,0|131,1||млрд м |17,4 |18,1 |19,7 | | | | | | || | | | |17,4 |21,2 | | | | ||Уголь | | | | | |20,9 |19,7 |18,2 |22,0 ||каменный, | | | | | | | | | ||млн. тонн | | | | | | | | | | Важной статьей российского экспорта является также продукция черной ицветной металлургии. Снижение платежеспособного спроса переживающей кризисроссийской промышленности обусловил рост экспорта металлургическойпродукции. Так, во второй половине 90-х годов было экспортировано около 60%произведенного проката черных металлов, 70% рафинированной меди, 80% никеляи алюминия. Россия вышла на второе место в мире (после Японии) по экспортупродукции черной металлургии. Несколько улучшилась структура экспорта этой группы товаров: если в1992г. на готовый прокат черных металлов приходилось 57,8%, то в конце 90-хгодов – уже более 84% стоимости экспортируемой металлургической продукции. Главными покупателями продукции черной металлургии являются страныАзии: Китай, Тайвань, Таиланд, а из европейских стран – страны-члены ЕС,Швейцария. Крупным покупателем российских металлов являются и США. С 1996по 1998г. объемы поставок в эту страну только горячекатаного металлавыросли в три раза, достигнув в 1998г. 3,5 млн тонн. Острая конкуренция на мировых рынках черных металлов обусловливаетустановление правительствами западноевропейских стран и США для российскогоэкспорта металлов жестких дискриминационных барьеров: квотирование ивысокие антидемпинговые пошлины, что оборачивается для нашей странывалютными потерями в сумме 2-3 млрд. долл. ежегодно. В последние годы заметное место в российском экспорте стали заниматьдрагоценные металлы, а также необработанные алмазы, основным покупателемкоторых является фирма “Де Бирс”. Доля драгоценных камней, драгоценныхметаллов и изделий из них составила в экспорте России более 5%. Древесина и целлюлозно-бумажные изделия являются традиционными видамитоваров российского экспорта, однако доля этой товарной группы в структуреэкспорта невелика – в 1999г. она составила немногим более 5%. Повышениеэкономической эффективности экспорта данной группы товаров может бытьдостигнуто путем увеличения доли поставок изделий более глубокойпереработки. В противоположность западным экспортерам Россия поставляетглавным образом круглый лес и пиломатериалы (около 60% стоимостногообъема), в то время как в экспорте, например, Финляндии на них приходитсяоколо 16%, Швеции – около 17%, остальной же объем занимают фанера,древесные плиты, целлюлоза, бумага и другие готовые изделия. Доля экспортав общем объеме производства продукции лесной промышленности России в 1999г.велика и составляет по круглому лесу более 35%, по целлюлозе – почти 80%,по фанере и газетной бумаге – около 70%. По определенным товарным позициям российские поставки во многомопределяют состояние международного торгового обмена. Так Россия занимаетпервое место в мире по экспорту природного газа, платины, необработанныхалмазов, никеля, азотных удобрений и алюминия; второе место – по поставкамобычных вооружений; третье-четвертое место в мировом экспорте нефти инефтепродуктов, электроэнергии, проката черных металлов и калийныхудобрений. 1.2. Структура импорта. Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решениимногих жизненно важных задач социально-экономического развития страны иобеспечения как производственной сферы, так и населения теми видамипродукции, которые внутри страны не производятся или производятся внедостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны в годы первыхпятилеток, реконструкция народного хозяйства в послевоенные годы,исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров внеурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенациональногомасштаба решались в большой степени с помощью импорта. Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти летдостаточно стабильна, несмотря на существенное сокращение стоимостныхпараметров импорта (таблица 4). Таблица 4. Товарная структура импорта СССР и РФ в 1990-1999гг., в % к итогу[1].|Товарные группы |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 ||Продовольствие и |20,8 |27,9 |26,0 |22,2 |27,7 |28,2 |25,2 |25,1 |26,3 |27,0 ||с/х сырье | | | | | | | | | | ||Минеральные |2,9 |2,9 |2,7 |4,0 |6,5 |6,4 |6,4 |5,7 |5,1 |5,2 ||продукты | | | | | | | | | | ||Металлы, |5,4 |6,2 |3,3 |3,5 |6,7 |8,4 |9,8 |7,1 |6,6 |7,8 ||драгоценные камни и| | | | | | | | | | ||изделия из них | | | | | | | | | | ||Продукция |10,9 |12,4 |9,3 |6,2 |10,0 |10,9 |14,4 |14,9 |14,9 |15,9 ||химической | | | | | | | | | | ||промышленности, | | | | | | | | | | ||каучук | | | | | | | | | | ||Древесина и |1,1 |1,1 |1,2 |0,5 |1,5 |2,4 |3,3 |3,6 |3,4 |3,1 ||целлюлозно-бумажные| | | | | | | | | | ||изделия | | | | | | | | | | ||Текстиль, |9,3 |9,9 |12,2 |13,9 |7,9 |5,5 |4,8 |4,5 |5,0 |4,9 ||текстильные | | | | | | | | | | ||изделия, обувь | | | | | | | | | | ||Машины, |44,3 |35,6 |37,7 |38,0 |35,2 |33,7 |32,0 |34,7 |35,4 |32,1 ||оборудование, | | | | | | | | | | ||транспортные | | | | | | | | | | ||средства | | | | | | | | | | || | | | | | | | | | | ||Другие товары |5,3 |4,0 |7,6 |11,7 |4,5 |4,5 |4,1 |4,4 |3,3 |4,4 | Наиболее масштабной позицией российского импорта является «Машины,оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте Россиисоставила в 1999г. более 32%. Вместе с тем стоимостные объемы российскогоимпорта этой группы товаров значительно сократились – к 1999г. почти в 5раз, что обусловлено резким сокращением объемов капиталовложений в стране. В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров исельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме другихпричин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственнойпродукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объемавнутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансеМосквы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько этоявление негативно, можно видеть из следующего. В международной практике существует четкое понимание того, чтогосударство, у которого в общем балансе внутреннего потребленияпродовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится награни потери своей экономической безопасности и независимости. Из этогоследует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импортафуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочнойпродукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя темсамым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран исодействуя дальнейшему развалу российского национального сельскогохозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввозрастительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которыхвполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политическойточек зрения. В российском импорте заметное место занимают товары народногопотребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая частьэтого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так какосуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованнаяторговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукцииприходится на импортные товары, что также неоправданно и существенноослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы состранами - членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, котораянаносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаютсяпоступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейшихстатей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической имедицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формыэкономического сотрудничества между странами - осуществляется в той илииной мере государством в зависимости от ставящихся экономических,социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления иразвития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояниянарода. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своейстране показала себя успешной. Это модель с очень совершеннойинфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие нанее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модельвнешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли. С 1992г. стал функционировать экспортный таможенный тариф. В первыедва года его действия вывозные пошлины охватывали около ѕ российскогоэкспорта: экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленныхполуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.Ввоз товаров в Россию был свободен от квотирования, лицензированию подлежалввоз ограниченного круга изделий, к которым относились химические средствазащиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенныев перечень, определяемый Правительством и Президентом (вооружение,боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни,наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойноеназначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными иналоговыми мерами. Важнейшие сдвиги в области государственного регулированиявнешнеторговой деятельности произошли в 1995г.: либерализация нефтяногоэкспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение областиприменения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторымиисключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозныхтаможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин поосновным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены 1апреля 1996г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсатус 1 июля 1996г. Августовский кризис 1998г. внес некоторые коррективы в системувнешнеторгового регулирования. С 15 августа 1998г. по 30 апреля 1999г.взималась дополнительная импортная пошлина в размере 3% на все ввозимыетовары, кроме товаров из стран Таможенного союза. В 1999г. увеличена с 50до 75% доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в начале1999г. установлены вывозные пошлины на некоторые нефтепродукты, цветныеметаллы и их отходы, лесоматериалы из ценных пород дерева, необработанныешкуры и кожи, масличные семена и соевые бобы, этиловый спирт и крепкиеспиртные напитки, рыбу и морепродукты. Вывозные таможенные пошлиныприменяются только к товарам, вывозимым за пределы стран СНГ, а такжеиспользуется механизм корректировки вывозной пошлины в зависимости отизменения мировой конъюнктуры. Кроме того, вывозные пошлины устанавливаютсятолько на срок 6 месяцев, после окончания которого либо утверждается новыйэкспортный тариф, либо продлевается действие существующих ставок, либопошлины отменяются. Последствия августовского кризиса несколько замедлилипроцесс либерализации внешнеторгового регулирования, например, до конца1999г. (вместо конца 1998г.) был продлен график снижения таможенных пошлинна ряд товаров. На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранныеторговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими изРоссии), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанноуйти вовремя. В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных исельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций иакционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности инепосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами иорганизациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны. В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующихгосударственных структур были созданы и до недавнего времени существовалиболее 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке,притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в однойстране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти недопускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений вбюджет государства и нанесло урон отрасли. Таможенная служба является частью системы федеральных органовисполнительной власти и становится важным фактором обеспеченияэкономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база итаможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач,поставленных перед таможенными органами Президентом и ПравительствомРоссии. Роль российской таможенной системы возросла в последние годы всвязи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мереразвития интеграционных процессов усиливается. Таможенная граница является первым местом оценки соответствиястоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюдаактуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной(товароведческой) экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемыхотечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должностремиться государство. Участники внешнеэкономической деятельности нередко используютманипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплатытаможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставоктаможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая заменапроизошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постояннозанижались. Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России онаимеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующимигосударственными органами по созданию надежного заслона от проникновения вовнешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающейкриминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешнейторговли должно стать главнейшей задачей государства. Повышение эффективности внешней торговли России. Несмотря на переживаемые в настоящее время социально-экономическиетрудности, Российская Федерация имеет все возможности для существеннойактивизации своего участия в МРТ. Основными предпосылками для этогоявляются: - огромные природные богатства, обеспечивающие сравнительно низкие издержки производства множества видов промышленного сырья и материалов; - еще сохраняющийся высокий научно-технический потенциал; - значительные трудовые ресурсы всех уровней; - относительно низкая стоимость труда всех уровней (практически на порядок ниже, чем в передовых западных странах). Вместе с тем современная политическая ситуация в странехарактеризуется также и наличием целого ряда факторов, негативно влияющихна дальнейшую стабилизацию и развитие ВЭС: - политическая нестабильность; - практически полный отказ государства от финансирования производственной сферы даже путем обеспечения оборотных средств; - общий экономический спад, обусловленный первыми двумя факторами, а также резким сокращением платежеспособного спроса как населения, так и производственной сферы; - развал СЭВ и потеря многих сегментов рынков стран, ранее входивших в это содружество; - уход с рынков большинства развивающихся государств в связи с сокращением объемов государственного кредитования экспортных поставок машин и оборудования; - фактический отказ государства от контроля за за внутренними ценами продукции естественных монополий: энергоносителей, транспортных тарифов и др., что обусловливает их произвольный рост и, как результат, необоснованно высокий уровень; - низкая конкурентоспособность большого числа российских товаров и, главным образом, машин и оборудования; - рост внешнего долга, составившего на начало 2000г. более 140 млрд. долл., и перевод России в группу наименее надежных заемщиков. Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить восновном производственно-инвестиционный характер и основываться навсемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ ислабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие: - крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение; - наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей; - многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой; - крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах. Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономикестраны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупныхфинансовых и иных затрат, нельзя. А именно: - преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах); - колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления; - слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость; - резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними; - ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте; - большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности; - разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры. В конкретных условиях начала переходного периода сравнительныепреимущества российской экономики либо использовались ограничено ималоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, чтоимевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Былиотмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, оттокза рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов изсферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда вмонополизированных отраслях и соответствующее снижение международнойконкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондовпромышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию илиаварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынковзарубежья. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России всистему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать винтересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняямодель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни еепотенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Очень большая конкуренция у России в области торговли оружием.Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью,а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлятьпоставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это, потенциалэкспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговлявооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влияниювнешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочиедостоинства российского оружия. Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и СреднегоВостока, это регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия.В 1996 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., чтосоставило 40% мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн.долл. Москва не получила обещанных грандиозных многомиллиардныхконтрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии,Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию, которые обеспечиваютбезопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательныеофсетные программы. Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшиепо региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейти ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу восвобождение Кувейта. Альтернативой аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия,нуждающиеся в модернизации армий и традиционно ориентирующиеся на закупкисоветского оружия. Но поставки туда оружия запрещены международнымисанкциями. Продажи в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США.Пороговый уровень российских поставок Тегерану, за которым могутпоследовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для«недестабилизирующих» систем вооружения. Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, нопотенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров.При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россияможет экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл.Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка. Более благоприятны перспективы наращивания российского экспортавооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены двакрупнейших покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россияэкспортирует в каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что можно получить от Пекина и Дели. Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назадсвязывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупокстраны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Нофинансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных контрактов сИндонезией и Филиппинами. Заключение. Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразованиякоренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих переменважно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерациив Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а вконечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления иразвития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояниянарода. Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить восновном производственно-инвестиционный характер и основываться навсемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ ислабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России всистему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать винтересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняямодель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни еепотенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам. Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным.Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться откомпании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новыхтехнологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенногокачества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающиеопределенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природныхресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров илиуслуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которыепредоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретаютконкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, какправило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговлидозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторовпротекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новымусловиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительнобезболезненно. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальныхпроизводителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость Россииот экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительнымзвеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой. Список использованной литературы:1. «Мировая экономика»,И.П.Николаева, М., 2000г.2. “Мировая экономика», А.К. Корольчук, 2000г.3. Е.Ф. Авдокушкин “Международные экономические отношения” – М., 1998.4. К.А. Семенов “Международные экономические отношения” – М., 1998.5. “Внешняя торговля Российской Федерации”, В.Н. Бурмистров, М., 2001г.6. ”Международная торговля”, В.И. Фомичев, М., 2000г.7. «Внешняя торговля», журнал № 4, 1998 г. А.М. Манько «Россия на мировых рынках - взгляд в прошлое»8. «Экономист» №8, 1998 г. Г. Куркаев, В. Волков «Российская экономика»-----------------------[1] Статистический сборник по внешней торговле СССР за 1990, 1991гг.,данные Госкомстата и ГТК России; Внешнеэкономический комплекс России. М.,1998, 1999гг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по экономической географии на тему:«География морского...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа: «Основы экономической теории» Тема : «Особая роль...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по дисциплине «внешнеэкономическая деятельность»По...
Роль иностранных инвестиций в экономике России и Приморского края: проблемы и перспективы развития

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по экономической теории тема : «Мелкий бизнес в рыночной...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»
Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и формгосударственного регулирования экономики, а так же роль государства...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Акционерное общество в рыночной экономике»

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по экономике сельского хозяйства на тему: «Основные...
Целью данной работы является оценка наличия, движения, уровняобеспеченности, а также оценка уровня экономической эффективностииспользования...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКурсовая работа по Управлению Внешней Экономической Деятельностью...

Курсовая работа по теме: «Роль внешней торговли в экономике России: пути повышения ее экономической эффективности» iconКонтрольная работа по экономической теории №2 Тема: «Акционерные общества и их роль в экономике»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<