Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга




НазваниеУправление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга
страница1/8
Дата публикации25.02.2013
Размер0.78 Mb.
ТипАвтореферат
uchebilka.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


На правах рукописи

Кучерова Нина Владимировна

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО МАРКЕТИНГА

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями,

комплексами сферы услуг; маркетинг)


Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Уфа - 2011

Работа выполнена на кафедре «Финансовый менеджмент» Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный аграрный университет» (ФГОУ ВПО ОГАУ).


Научный консультант

доктор экономических наук,

профессор

Медведева Татьяна Павловна


Официальные оппоненты

доктор экономических наук,

профессор

Солодилова Наталья Зиновьевна
доктор экономических наук,

профессор

Юлдашева Оксана Урняковна
доктор экономических наук,

профессор

Иваненко Лариса Викторовна


Ведущая организация

ГОУ ВПО «Ульяновский

государственный университет»


Защита состоится «28» июня 2011 г. в 1000 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.290.01 при ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса» по адресу: 450078, г. Уфа, ул. Чернышевского, 145, ауд. 703.
С диссертационной работой можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса».
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уфимская государственная академия экономики и сервиса». Электронная версия автореферата размещена на сайтах ВАК Минобрнауки России http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан «___» _____ 2011 г.

Ученый секретарь


диссертационного совета

А.И. Хисаева



^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современное экономическое развитие включает в себя прогрессивные изменения в структуре экономики: меняется соотношение и характер связей между тремя основными секторами экономики - сельским хозяйством, промышленностью и сектором услуг. Именно сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %).

Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдается в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг.

Сфера страховых услуг является одним из секторов сферы услуг в целом. Сегодня сфера страховых услуг занимает серьезное место в российской экономике. Так, по показателю страховых взносов выплаты страхователям и застрахованным составили около 450 млрд руб. Страховой бизнес вырастает в серьезного институционального инвестора: совокупный уставный капитал страховых организаций составляет 200 млрд рублей, а страховые резервы приближаются к 400 млрд. Страховая отрасль сегодня стала одним из крупнейших работодателей. Среди не менее чем 200 тыс. занятых в страховой сфере, не считая совместителей, много высококвалифицированных специалистов. Уровень значимости института страхования в российской экономике находит отражение в доле страховых взносов в ВВП: в 2009 г. значение данного показателя составило 3,4 %. (среднемировое значение было равно 7,5%). Кроме того, российский страховой рынок существенно отстает от мирового еще по одному важному показателю – объему собранной страховой премии на душу населения.

В ближайшие годы необходимо решать актуальные задачи российской экономики и общества в целом, которые особенно ярко проявились в связи с негативными природными явлениями и катастрофами 2010 года:

-сокращать нагрузку на бюджеты всех уровней за счет компенсации вреда, причиняемого стихийными бедствиями, техногенными авариями и пр.;

-наращивать финансовую емкость сферы страховых услуг для компенсации крупных ущербов;

-активнее решать социальные задачи путем перевода ОМС на страховые принципы;

-развивать инвестиционную функцию страховой отрасли прежде всего путем развития долгосрочного накопительного страхования жизни.

Таким образом, сфера страховых услуг требует своего развития прежде всего с позиций формирования новых подходов к управлению этой сферой с учетом появления современных концепций управления.

^ Степень разработанности проблемы. Общеметодологические проблемы функционирования услуг применительно к трансформации экономики стали значимыми для отечественных ученых сравнительно недавно. Многие проблемы данной теории являются дискуссионными и неоднозначными.

Теория услуг не является новой для мировой экономической мысли, ибо новые идеи теории услуг разрабатывались в трудах Дж. Бастина, Е. Бем-Баверка, А. Маршалла, К. Маркса, Д.Рикардо, А. Смита, Ж-Б. Сэя.

В институциональных теориях индустриального и постиндустриального общества услуги занимают существенное место. Дж.К.Гэлбрейт, Д.Белл, О.Тоффлер создали основы теории перехода от экономики производства товаров к производству услуг, теорию нового образа жизни, где услуги являются категорией преобладающего значения.

В контексте концепции функционирования благ А.Пигу, В.Парето, Р.Масгрейв, А.Бергсон, П.Самуэльсон, Э.Линдаль, К. Викселль, Х.Р. Вэриан определили специфичность функционирования услуг.

В отечественной науке значительный вклад в теорию услуг внесли В.Е.Козак, С.Г. Струмилин, М.В. Солодков, Е.А. Громов, С.М. Загладина, определяя услуги как быстро возрастающий ингредиент народного хозяйства. Труды зарубежных ученых (С.А.Брю, К.Р.Макконелл, П.Самуэльсон) нашли свое отражение в научных теориях: теория непроизводственной сферы, теория общественных благ.

Э.М. Агабабьян, В.А. Медведев, Г.П. Журавлева, Н.Д. Колесов,
В.А. Жамин, Ю.И. Правдин, и др. определили деятельность в сфере услуг как самостоятельную область в структуре общественного производства.

Проблемы развития сферы услуг отражены в трудах Т.Д. Бурменко, Н.И. Вульфсона, Р.Ф. Гатауллина, М.В. Виноградовой, В.Д. Грибова,
Е.Н. Жильцова, Л.И. Ерохиной, И.И. Ополченова, Н.А. Платоновой и др.

Интерес исследователей к подсистеме услуг значительно возрос в трансформационной экономике при решении проблемы экономического роста национальной экономики. Соотношение производства услуг и товаров и влияние данного соотношения на развитие экономики России анализируют в научных трудах А.Ф. Бакиров, В.Л. Иноземцев, Л.М. Кликич,
Н.З. Солодилова, В.Т. Смирнов, В.К. Фальцман, Ю. В. Яременко.

Необходимость теоретически обоснованной и соотнесенной с практикой трансформационной экономики России концепции и специфики отрасли услуг предопределили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Одна из составляющих сферы услуг – сфера страховых услуг – достаточно проработана как в теоретическом, так и в методологическом смысле. Наиболее адекватной методологической основой анализа проблем формирования национального страхового рынка как формы организации сферы страховых услуг в современных условиях выступают фундаментальные системные исследования страховых отношений, либерализации национального страхового рынка. В российской науке общие характеристики такого подхода представлены в работах Е.С. Акоповой, Л.Ю. Андреевой, Э.С. Гребенщикова, А.Ю. Лайкова, Л.А. Орланюк-Малицкой, Ю.А. Сплетухова, Т.А. Федоровой, Ю.Ю. Финогеновой, И.Ю. Юргенса.

Маркетинговые подходы к разработке технологий освоения рынка в системе формирования экономических агентов нашли отражение в работах
Г. Арметронга, Э.Б. Аткинсона, Дж. Бернета, В. Вонга, Е.Н. Голубковой,
Ф. Котлера, Н.К. Соисеевой, А.П. Пакрухина, М.Ю. Рюмина, М.В. Слушаенко, Дж. Сондерса, Р.А. Фатхутдинова, А.В. Фисуна, Н.М. Яшиной.

Проблемы страхового маркетинга, его инструменты и область применения на современном страховом рынке рассмотрены в работах российских и зарубежных ученых Н.Ф. Галагузы, А.Н. Зубца, Ж.Ж. Ламбена, Л.Р. Ластеда, О.В. Машниковой, Р.М. Симонова, Д.Б. Триаса,
Ю.Б. Фогельсона, Д. Харрира, Д.Б. Хаустона, С.Холленсона.

В монографиях и статьях А.А. Белова, Ж.К. Жилкиной, А.В. Кидалова, В.Г. Медведева, А.С. Миллермана, А.Н. Нестеренко, В.М. Полтеровича, М.М. Сухорукова, А.Г. Таранова, И.А. Храброва, Р.Т. Юлдашева, Е.Г. Ясина исследован социально-ориентированный маркетинг страховщика, выявлен механизм воздействия страховых инструментов на трансформацию социально-экономических отношений.

Теоретические аспекты развития региональных рынков рассмотрены в работах В.И. Бутова, В.Г. Игнатова, Н.П. Кетовой, Т.П. Медведевой и других. Закономерности и тенденции развития отраслей сферы услуг в условиях рынка исследовали в своих работах Б. Бреев, В.А. Галецкий, П.С. Добрин,
Е.Н. Жильцов, И.В. Мишурова, В.Н. Овчиников и др.

Достаточно широко рассмотрены проблемы страховой области и формирования рынка страховых услуг в трудах В.В. Аленичева,
А.П. Архипова, А.Ф Бакирова, Ю.С. Бугаева, А.Г. Воблого, Л.А. Орланюк-Малицкой, А.П. Плешкова, Л.И. Рейтмана, А.В. Рыжова, Ю.Н. Тронина,
В.А, Сухова, К.Е. Трубиной, А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина, В.В. Шахова, Н.А. Левант, Р.Т. Юлдашева. Вопросам конкурентоспособности в сфере услуг посвящены работы К. Аммистеда, Э. Гуммесона, Дж. Окланда, Б. Эдварсона и других. Проблемы менеджмента и маркетинга в сфере услуг исследовали в своих работах В.Д. Маркова, М.С. Мотышина, Д.Б. Намсаров,
Н.Е. Николайчук.

Отечественные и зарубежные авторы внесли существенный вклад в развитие теории и практики становления сферы страховых услуг. Однако многие проблемы до сих пор остаются «белым пятном» в отечественной науке и практике. Кроме того, дополнительные задачи выдвигают реалии сегодняшнего дня. На наш взгляд, целый ряд вопросов нуждается в теоретическом и методологическом осмыслении, в частности:

- определение нового места и роли сферы страховых услуг в современной системе экономических отношений, в отличие от сегодняшнего устаревшего подхода, в рамках которого данная отрасль рассматривается в качестве вторичного элемента, части финансовой сферы;

- формирование актуальной парадигмы развития сферы страховых услуг, в которой «во главу угла» будут поставлены интересы и запросы потребителя страховых услуг;

- разработка концепции управления развитием отрасли в отличие от распространенных взглядов, касающихся управления ее функционированием;

- формулировка новых целей, принципов, задач и методов управления развитием сферы страховых услуг;

- адаптация современных маркетинговых методов, инструментов и средств применительно к страховому рынку.

^ Целью диссертационной работы является развитие теоретико-методологических положений и разработка практических рекомендаций по управлению развитием сферы страховых услуг в рыночных условиях хозяйствования.

Область исследования. Исследование проведено в рамках п.п. 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка»; 9.1 «Теоретические основы и современные направления развития рыночной политики компаний на основе концепции маркетинга» специальности 08.00.05: 1. Экономика и управление народным хозяйством: (1.6. – Сфера услуг; 9 – Маркетинг) паспортов специальностей ВАК (экономические науки).

Задачи диссертационного исследования:

- расширить и обновить теоретическую и методологическую базу сферы услуг;

- представить мультиатрибутивную модель услуги как товара на рынке;

- выделить и систематизировать особенности и характеристики сферы страховых услуг;

- сформировать перспективные направления развития сферы страховых услуг на современном этапе;

- разработать концепцию управления развитием сферой страховых услуг: представить новые цели, задачи, принципы и методы управления;

- разработать программу управления развитием сферы страховых услуг на региональном уровне и институциональную схему для ее реализации;

- определить содержание, принципы и основные элементы системы интегрированного маркетинга для предприятий сферы страховых услуг;

- разработать основные элементы интегрированного маркетинга для предприятий сферы страховых услуг: товарную и ценовую политику, политику распределения и продвижения на рынке страховых услуг;

- сформировать модель маркетингового управления предприятиями сферы страховых услуг, базирующуюся на коммуникативных связях с рынком.

^ Объектом исследования является сфера страховых услуг РФ и Оренбургской области как ее составляющей подсистемы.

Предметом исследования выступает система управленческих и связанных с ними социально-экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в процессе управления развитием сферы страховых услуг.

^ Теоретической и методологической базой исследования являются фундаментальные положения общественных наук. Многогранные исследования экономической науки (экономической теории, национальной экономики, региональной экономики и управления, теории региона) раскрывают понятия услуги как экономической категории, описывают ее характеристики и классификацию, позволяют использовать эти методологические положения в дальнейших аналитических разработках.

Многочисленные исследования в области страхового дела позволили обосновать целый ряд выводов, касающихся развития сферы страховых услуг. Использование категорий управленческих дисциплин (теории управления, менеджмента, инновационного менеджмента, стратегического менеджмента, маркетинга) предоставило возможность обоснования подходов к формированию и совершенствованию системы управления развитием сферы страховых услуг как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основой используемой методологии, обеспечивающей логическую стройность научного поиска, является системный анализ как научный метод изучения процесса формирования и реализации механизма управления развитием сферы страховых услуг, выбора направлений этого развития в формировании новой концепции управления развитием данной сферы в новых рыночных условиях.

В диссертационном исследовании использовались общенаучные и специальные методы познания – экономического анализа, классификации и моделирования; логико-структурные методы исследования сложных систем, ситуационного анализа; технологии обоснования управленческих решений; экономико-математические методы.

Применение экономико-математических методов, математической статистики, теории рисков обеспечило обоснование критериев для выбора приоритетных направлений развития сферы страховых услуг в регионе, вариантов управленческих решений. Методологической базой исследования явилось использование диалектического подхода, который позволяет формировать научное представление об устойчивом развитии сферы страховых услуг в рыночной экономике.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили научные работы отечественных и зарубежных авторов, монографии, статьи, материалы научных конференций по проблемам развития сферы страховых услуг, развития региональной и муниципальной экономики по проблемам обеспечения устойчивого развития регионов, инновационного, стратегического менеджмента и муниципального менеджмента.

В процессе исследования использовались материалы Росгосстраха РФ, статистические данные субъектов РФ, статистические данные по Оренбургской области, положения правительственной стратегии и концепции развития страхового рынка и региональных программ.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconМаркетинг инноваций на рынке страховых услуг
В статье рассмотрены положения маркетинга инноваций на страховом рынке в контексте позиционирования новых страховых услуг с учетом...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconСодержание 1 1 Особенности понятия маркетинга страховых услуг 2
Западные страховые компании стали широко применять его в начале б0-х годов, однако понятие "маркетинг" на рынке страховых услуг стало...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconОсновные положения маркетинга Сущность и развитие маркетинга в России...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга icon1 управление бизнесом – управление стоимостью компании
Оценка процесс определения рыночной стоимости заданного объекта на рынке товаров и услуг на основе использования определенных экономических...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconБизнес-интеллект: crm” – современные концепции управления на основе сэд
Показать, как с помощью сэд и прикладных решений, основанных на управлении документами, реализуются современные концепции управления,...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconУправление маркетинговой и рекламной деятельности
Разработка стратегических моделей маркетинга вуза на основе анализа поведения потребителей на рынке высшего образования

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconЮ. М. Петрушенко, И. С. Мареха 1
В статье раскрывается содержание креатив-маркетинга как инновационной концепции. Выделены этапы создания креативного продукта в рамках...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconЛогистизация как основа конкурентоспособности сферы услуг
Современная экономика Украины характеризуется значительным расширением сферы услуг, что неизбежно ведёт к усилению конкуренции. Поэтому...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconО порядке выдачи субъектам хозяйствования Карт размещения объектов...
Положение определяет процедуру регистрации объектов торговли и сферы услуг и предоставления документов субъектами хозяйствования...

Управление развитием сферы страховых услуг на основе концепции интегрированного маркетинга iconМаркетинг – теория и практика управления предприятием, в рамках которой...
Концепции управления предприятием. Возникновение маркетинга в процессе развития рыночных отношений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<