Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории»




Скачать 332.98 Kb.
НазваниеКурсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории»
Дата публикации25.02.2014
Размер332.98 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Возникновение и развитие экономической теории

Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» Выполнил: студент гр.8216К Минин Александр Александрович Принял преподаватель: Былынь Вячеслав Романович Санкт-Петербург, 2003г. ОГЛАВЛЕНИЕВведение 3История возникновения экономических знаний 5Проблемы современного этапа развития экономической теории 13Заключение 17Приложение: «Адам Смит – Биографические изыскания» 18Список использованных источников 27 Введение. Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами,проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономическийпотенциал общества, производятся различные блага для удовлетворенияфизиологических и духовных потребностей людей. Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящегостолетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерамиявляются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука ипризвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс,находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов снаибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, чтоформирует потребность в самом театре. Экономическая наука как и медицина, технические науки или любая другаяобласть исследования жизни, не дает все же полного понимания всех техявлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченностьпонимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном нане экспериментальные данные, а также разнообразием и подчаснепредсказуемостью человеческого поведения. Для многих поколений советских людей основным источником экономическихзнаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализмаи социализма. Случилось так, что экономическая теория была подмененатрадиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативнымиположениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли какнесостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все болеевозрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходятво всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс"писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию,подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. Понимание событий, происходящих в России, требует умения оперироватьбольшими пространственными и временными масштабами. Многое, хотя и не все,происходящее можно лучше понять, если принимать во внимание экономическиеаспекты мировой истории и современной жизни. Поэтому важно изучение истории возникновения экономических знаний ипроблематику их развития. В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновенияэкономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрюпроблематику современного развития экономической теории. История возникновения экономических знаний. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества.Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формымышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным,кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают ипапирусы Древнего Египта и, законы царя Хамурапи, и древнеиндийский трактат«Артхашастра». Так или иначе, истоки экономической науки следует искать в ученияхмыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбелимировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическоеустройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. дон.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в ученииАристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своемтрактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятиеремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый,который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара,рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и всмысле меновой стоимости. Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономическихвзглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвелгосударству функцию разрешения противоречия между многообразиемпотребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона,частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политическойдеятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы,ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи недолжны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарногопроизводства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеетместо приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных иразнообразных товаров. Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своиманализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли.Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворенияпотребностей. Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем,начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечностиделения общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремилисьсохранить феодальный строй. Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительнопозже - в период зарождения капиталистического строя, формированиянационального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в тупору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия",родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" -общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего,в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVIIв.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)-заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теориибогатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота исеребра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритетотдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, посколькуон способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся ещеэкономической наукой. Его основные положения - результат не теоретическогоанализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти ихклассификация. По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взглядыидеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политическойэкономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономическиевоззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистическихотношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат оналогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное оденьгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У.Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своемисследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждойстраны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле,которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров иведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота,серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другиевиды производства и торговли". Отдавая дань меркантилизму, он заложилосновы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец иактивнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним извариантов его учения об источнике стоимости. Представителями классической буржуазной политической экономии во Франциив XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесливопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферупроизводства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством,считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому этонаправление в развитии экономической мысли получило название школыфизиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть"). Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историюкак "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считатьто, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическомподлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея вучении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государствав экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен,складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведениеего жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776)оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, поСмиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли исознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследованияобразует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество"эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхожденияи употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, вучение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капиталеи воспроизводстве, об экономической политике государства. Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии былД.Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов,которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место вучении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы иприбыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П.Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевуюфигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического,неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут своюродословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах". Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основнымобъектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимоот его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиесяпредставители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий,представляющих собой научное отражение многих экономических процессов. Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степениэкономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда наарену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось.Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло ксовременной посткейсианской магистральной экономике. Другое направлениевышло из "Капитала" Маркса. В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарскаяэкономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф.Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение оприбавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведшийавторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной сменесоциалистическим строем. Таким образом, учение английских классиков по-новому продолжил К.Маркс(1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал» над которым он работал 40лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости итеорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма вАнглии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересоврабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научнойобъективности ряда высказанных им положений. В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировалаопределенную ограниченность классического направления политэкономии. Во-первых, это не соответствовало историческим особенностям Англиипериода 17-19вв. (господство единоличной формы капитала, свободнойконкуренции и невмешательства государства в экономику.) На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).Во-вторых - при разработке учения о рыночной цене английские классики иК.Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, отпредложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Небыло в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену. Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф.Энгельса в областиэкономической теории явился В. И.Ленин (1870-1924 гг). В многочисленныхтрудах он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новойисторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что вкапиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелкихсобственников на богатых и бедных и др. вопросы. С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономическойнауке и в течение длительного времени ее различные направления так илииначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теориистоимости и теории предельной полезности. В последней трети 19 в. В Австрии, США, Англии произошел подлинныйпереворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. неос -новый) направление. Основу неоклассической теории составили разработки 3-хнаучных школ: австрийской - К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер;кембриджской - А. Маршалл и лозаннской - Л. Вальрас. Оно возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Учениегосподствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпохусвободного предпринимательства. Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков(Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворениепотребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилийс теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спросаи предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. ПоМаршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темпнарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждойновой долей снижается. Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяетсядвумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) ииздержками производства (со стороны продавца). Принципы предельной полезности послужили основанием для разработкиобширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годовпоказала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалосьсерьезное вмешательство государства в ход экономической жизни. Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современнойзападной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория вотличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различныхтечений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечнымивыводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствиеединства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки,а отражение многообразия экономической действительности, еепротиворечивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научноезнание может постичь истину лишь с известной степенью приближения иучитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет илиотбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам. На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, котораяпредложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение напрактике, стала составной частью экономической политики многих государств.Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Егоидея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулированиясовокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самымвоздействовать на расширение производства и предложение товаров.Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулированияуровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы.Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособногоспроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующийрыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесиянеобходимо вмешательство извне. В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономикустало тормозить развитие общественного производства, снова становитсяактуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время.Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма. Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующуюроль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной небезработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляцияпри одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценкаценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ отметодов активного государственного регулирования. Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается вдетальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарныймир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролюгосударства над денежной массой, эмиссией денег, к достижениюсбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этогонаправления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.). Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практикеуправления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаиваютприоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частноепредпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечитьее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечиватьусловия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним изосновоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фонХайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своихработах он отстаивает принцип максимальной свободы человека. Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.)рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующимиобъектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономическихфакторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительноезначение придается трансформации современного общества под воздействиемнаучно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальныхпротиворечий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост исупериндустриальному (теория конвергенции). Таковы в общем плане основные направления в современной экономическоймысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств,возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств изкризиса, придерживаясь того или иного направления. Проблемы современного этапа развития экономической теории. Реальная экономика слишком сложна, чтобы размышлять о ней логически вовсех деталях: слишком много различных товаров и услуг фирм, работников ипотребителей необходимо для этого отслеживать. Чтобы построить понятныеописания реальности, которые можно использовать для ответов на вопросы«что, если», мы должны ее усиленно упростить. Но из этого следует, что всеэкономические теории являются, строго говоря, ложными, поскольку оставляютв стороне некоторые аспекты реальности. Окончательная проверка моделей илитеории отвечают на вопрос не о том, обеспечивает ли она в полной меререалистичное описание действительности (она и не должна этого делать), а отом, насколько эта модель является полезной. Дает ли она в целом верныеответы на интересующие вопросы? Или говоря иначе, прогнозы экономическихмоделей должны согласовываться с имеющимися фактами. Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучениюявлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция,безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятсямежду собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военныхрасходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, итолько от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованиютенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона,через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наукаполучает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориямприходили другие: теория народного, демократического капитализма;индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщегоблагоденствия; теория конвергенции. В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческихценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни,из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальнойсредой, с природой. Изменяется и наше представление о предметеэкономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей.Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое онможет уделить тому или иному занятию, средства достижения цели.Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жесткимусловием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможностироста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсовзаключается в принципиальной невозможности одновременного и полногоудовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и передотдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способовиспользования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методырешения этой задачи и составляют предмет экономической науки. Еще одной проблемой современного этапа экономической теории, являетсяпереосмысление положения прав человека в экономической теории, социальныхгарантий. Таким образом, в современной экономической теории правам человекаотводится большее значение. Происходит переосмысление экономической мысли в постсоциалистическихстранах. Некоторые страны избирают путь американской и западнойэкономической мысли, однако практика показывает, что большее значение дляэтих стран играют свои наработки в экономической теории. "Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике"Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсовлюди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия,избирают для производства различных товаров и распределения их в целяхпотребления в настоящем и будущем между различными людьми и группамиобщества". Экономическая мысль в странах СНГ и в России в частности, как ихозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большимтрудом. В последние годы распространилось мнение о необходимости буквальногокопирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущихуниверситетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценноститаких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: онипостроены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов,поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копированиеневозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходятв нашей экономике, мало, что имеют общего с экономическим устройствомразвитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основэкономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее,что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальныепроцессы, происходящие в нашей экономике. Поэтому одной из проблем современной экономической теории в России,является выработка своей экономической теории. Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркиваетамериканский профессор Пол Хейне, кто учит студентов, грешим в том, чторассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать. Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономическихконцепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно вшироком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализапозволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице. Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижностьнауки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребилтермин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право насвое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическаянаука именуется как политическая экономия (в ряде университетов наэкономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторыотождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различиямежду предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаяхрассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами. "Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первойполовины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций,применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорееметодом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления". Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер взабое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечнуюактивность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории всвоем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость.Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его длянакопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами ипроблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, какпрожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабоченнедостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам илиправительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработатьдополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставокза кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д. Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематическиизучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализсостояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если онане опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, ккризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значениенауки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, апредвидение - к действию. Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируетсяопределенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширнуюи важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теорияпытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяетпредвидеть направленность в экономическом поведении людей. В современной России большой вклад в преодоление вышеназванной проблемы:выработка своей «переходной» экономической теории, сделал Институтэкономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институтэкономики переходного периода ежемесячно подготавливает обзоры по состояниюРоссийской рынка и экономики в целом. В трудах и обзорах института,рассматриваются перспективы развития экономики России, причиныразразившихся кризисов и их варианты их преодоления. Заключение. Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое,а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методамианализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходитиз того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения,уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новымвыводам. В современной экономической теории возникают все новые вопросы,появляются новые проблемы. Так, перед экономической теорией встал вопросглобальных экономических проблем. И это объяснимо. Глобальные экономическиепроблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.Так, например, современная экономическая наука считает глобальными тепроблемы, которые: а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинствастран; б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей,в развитии производительных сил; в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных искоординированных усилий мирового сообщества. Однако перед экономической теорией начала 20 века еще не стояло такихпроблем. Это говорит о том, что экономические знания претерпевают изменениявместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этогообщества. И в заключение нужно еще раз отметить, что познание становленияэкономической теории, этапов становления различных теорий, а также ихразвитие необходимо для осмысления современной экономическойдействительности и дальнейшего развития экономически знаний. Важно подчеркнуть, что знакомство со всем многообразием концепцийэкономической теории является абсолютно необходимым условием формированияэкономического профессионализма. Приложение: « Адам Смит – Биографические изыскания». Исторические условия формирования идей Смита. Своего высшего развития классическая буржуазная политическаяэкономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита и Давида Рикардо,поскольку Великобритания была в тот период самой передовой в экономическомотношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельскимхозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнююторговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие:здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс,буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализекапиталистического способа производства. Таким образом, во второй половинеXVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлетаэкономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста ифилософа А. Смита. Жизнь.[1] 5 июня 1723 г. в Керколди близ Эдинбурга был крещен младенец АдамСмит (дата рождения неизвестна). Отец его, Адам Смит старший, инспекторгородской таможни, умер скоропостижно до рождения сына. Маргарет Смит,урожденная Дуглас из Стретентри, одна растила сына и посвятила ему всюжизнь. Мальчик рано обнаруживает склонность к чтению книг и уединенномуразмышлению. В Хай скул (Керколди) его обучают латыни, истории и географии.С четырнадцати лет - Смит в Глазговском университете. Среди двенадцатипрофессоров тогдашнего колледжа выделяется Френсис Хатчесон, у которогоСмит слушает курс нравственной философии. Наряду с этим он посещает такжелекции по натуральной философии (включая математику) и знакомится с трудамиНьютона. Здесь же он приобретает знание греческого и берет частные урокифранцузского языка. С 1740 года - Смит в Оксфорде. Атмосфера в колледже была явнонетворческая. «Большинство профессоров в Оксфорде многие годы вовсеуклонялись даже от видимости преподавания». Но великолепная библиотекаоткрывала доступ к обширной английской и французской литературе (поэзия,история, философия): здесь Смит впервые читает Вольтера и Монтескье - своихстарших современников. В это же время он бывает на ферме Джетро Талла, гдезнакомится с методами интенсивного земледелия. В 1746 году Смит возвращается в Керколди без определенных планов ипродолжает самообразование. Во время наездов в Эдинбург он посещаетлитературный кружок Генри Хьюма (лорда Кеймса). Последний, а также ДжеймсОсвальд - друг детства Адама - организовали в Эдинбурге серию публичныхлекций Смита. «Лекции по риторике и изящной словесности» имели успех и былипродлены на несколько сезонов. В 1751 году профессора Глазговского университета единогласноизбирают Смита своим коллегой (кафедра логики, с 1752 года - кафедранравственной философии). Лекционный курс Смита содержал четыре части:естественная теология, этика, государство и право, «целесообразность» (т.е.экономика). Первый раздел до сих пор не обнаружен. Второй явился основой «Теории нравственных чувств», из четвертого впоследствии выросло «Богатствонародов». В 1759 публикуется первая серьезная работа Смита «Теориянравственных чувств». В это время Юм писал Смиту: « ... я теперь имеюсообщить Вам печальную весть, что Вашей книге выпала самая несчастливаясудьба: публика, кажется, готова аплодировать ей до невозможности». Большойуспех книги обусловил прижизненные переиздания 1761, 1767, 1781 и 1790 гг. В 1764 году в жизни А.Смита произошло, можно сказать, переломноесобытие: он принял предложение сопровождать во время заграничногопутешествия молодого лорда, пасынка видного политического деятеля - герцогаБаклю. Не последнюю роль в согласии Смита сыграла финансовая сторонапредложения: 800 фунтов стерлингов ежемесячно до конца жизни! Такое решениезаставило Смита оставить кафедру. Путешествие длилось с 1974 по 1766 год, т.е. более двух лет, изкоторых полтора года он провел в Тулузе, два месяца в Женеве, где емудовелось встретиться с Вольтером, и девять месяцев в Париже. Тесноезнакомство за время поездки с французскими философами д` Аламбером,Гельвецием, Гольбахом, а также с физиократами, в том числе с Ф.Кенэ иА.Тюрго, отразились впоследствии в его главном труде «Исследование оприроде и причинах богатства народов», к которому он приступил еще вТулузе... «Исследование о природе и причинах богатства народов» На создание этого произведения экономической мысли у Адама Смитаушло порядка девяти лет. Весной 1767 года (по возвращении в Шотландию из двухгодичноговояжа) Смит уединился в Керколди и прожил там почти безвылазно шесть лет,которые посвятил работе над книгой. К сожалению, это не прошло бесследнодля здоровья: монотонный образ жизни и чрезмерная концентрация мысли наодном предмете изрядно его пошатнули. Именно по этому (как бы жутко это незвучало), но, дабы не быть застигнутым врасплох смертью, уезжая в 1773году в Лондон, Смит счел нужным формально передать Юму права на своелитературное наследие. Именно в Лондоне Адам Смит потратил еще три года надоработку «дела всей его жизни» Итак, в 1776 году в Лондоне «Исследование о природе и причинахбогатства народов» впервые предстало вниманию широкой публики. Но тогдадаже сам Смит не знал, какое грандиозное будущее ждет его книгу, и, чтодаже в последнем веке второго тысячелетия его работа будет вызыватьнеподдельный интерес. Разделение труда. «Величайшее развитие производительной силы труда и преобладающаячасть мастерства, ловкости и сообразительности, с какими он где-либоприлагается или применяется, по-видимому, явились результатом разделениятруда» Смит начинает свою книгу с разделения труда, изображая его какглавный фактор роста производительности общественного труда. Ведь, чтотакое «богатство» общества? По Смиту это объем производства и потребленияпродуктов, который зависит от двух факторов: 1) доли населения, занятогопроизводительным трудом, и 2) производительности труда. Причем, несравненнобольшее значение, по мнению автора «Богатства народов», имеет второйфактор, который напрямую связан с разделением труда: во времена мануфактур,когда машины были редкостью, и преобладал ручной труд, именно разделениетруда было главным фактором роста его (труда) производительности. Разделение труда можно представить в двух видах. Рабочие, занятыена одной мануфактуре, специализируются на разных операциях, но, в конечномитоге, все вместе производят один продукт. Это разделение труда в рамкаходной мануфактуры. Совершенно иное разделение труда в масштабах всегообщества, между отдельными предприятиями и отраслями. Скотовод выращиваетскот и продает его на бойню, мясник забивает скот и продает шкурукожевнику, тот выделывает кожу и продает ее сапожнику... В воображении Смита общество рисовалось огромной мануфактурой изчего можно сделать простой вывод: ни о какой классификации разделения трудаСмит даже и не думал, он смешивал оба этих вида не видя принципиальногоразличия между ними. Однако, воспевая и расхваливая разделение труда в начале книги,Смит позднее все же признает, что это явление имеет и побочные эффекты: «Сразвитием разделения труда занятие подавляющего большинства тех, кто живетсвоим трудом, т.е. главной массы народа, сводится к очень небольшому числупростых операций, чаще всего к одной или двум..." Достаточно вспомнить ккаким последствиям привела монотонная работа Смита над своим детищем, чтобыпонять к чему эта же монотонность, рожденная разделением труда, можетпривести целое общество... Дело в том, что Смит чувствует здесь опаснуютенденцию капитализма: если предоставить все естественному ходу дел, товозникает угроза вырождения значительной части населения. Он не видитдругой силы, кроме государства, которая могла бы воспрепятствовать этому,хотя более чем странно слышать такое из уст сторонника leissez faire. Таково смитовское разделение труда. На мой взгляд, основнаясуть этого понятия изложена, осталось только отметить, что Смит ещеупоминал о принципе, порождающем разделение труда: «...последствиеопределенной особенности человеческого естества, а именно, склонностименяться, выменивать, обменивать один предмет на другой» и о том, чторазделение труда ограничивается размерами рынка: «Когда рынок незначителен,ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либоодному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продуктасвоего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты трудадругих людей». Теория стоимости. Смит положил в основу своих взглядов теорию трудовой стоимости:определение стоимости товара трудом, затраченным на его (товара)производство и обмен товаров соответственно заключенному в них количествутруда. Смит определил и разграничил потребительную и меновую стоимоститовара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда, каксоздателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, чтостоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара, в егоколичественном соотношении с другими товарами, а при достаточно развитомтоварном производстве - в деньгах. Смит не исследовал труд как субстанцию стоимости, не различалпроцессы труда как процессы создания и перенесения стоимости, поскольку всеего внимание было устремлено на меновую стоимость, на количественную мерустоимости, на то, как она проявляется в обменных соотношениях и, в конечномсчете - в ценах. Смит понимал, что величина стоимости определяется нефактическими затратами труда отдельного товаропроизводителя, а темизатратами, которые в среднем необходимы на производство данного товара приданном состоянии общества. Он отмечал также, что квалифицированный исложный труд создает в единицу времени больше стоимости, чемнеквалифицированный и простой, и может быть сведен к нему посредством каких-то коэффициентов. Плодотворной была концепция Смита о естественной и рыночной ценетоваров. Под естественной ценой он понимал денежное выражение меновойстоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные ценыстремятся к ней как к некоему центру колебаний. Она ”как бы представляетсобой центральную цену, к которой постоянно тяготеют цены всех товаров.Различные случайные обстоятельства могут иногда держать их на значительноболее высоком уровне и иногда несколько понижать их по сравнению с нею. Нокаковы бы ни были препятствия, которые отклоняют цены от этого устойчивогоцентра, они постоянно тяготеют к нему”[2]. При уравновешивании спроса ипредложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают сестественными. Смит положил также начало анализу факторов, способныхвызывать длительные отклонения цен от стоимости; важнейшим из них он считалмонополию. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса ипредложения как факторов ценообразования, а также роль разного родамонополий в этой области. Помимо основного определения стоимости заключенным в товареколичеством труда Смит ввел второе понятие, где стоимость определяетсяколичеством труда, которое можно купить за данный товар. В условияхпростого товарного производства, когда не было наемного труда, ипроизводители товаров работали на принадлежащих им средствах производства,вводить второе определение бессмысленно, поскольку оно идентично с первым.Ткач, например, обменивал кусок сделанного им сукна на сапоги. Можносказать, что кусок сукна стоит пары сапог или что он стоит труда сапожниказа то время, пока он изготовлял сапоги. Но, по существу, это далеко не однои то же, что становится ясно в условиях капиталистического производства.Если сапожник работает по найму у капиталиста, то стоимость произведенныхим сапог и ”стоимость его труда”, то есть то, что он получает за свой труд- совершенно разные вещи. Кусок сукна по-прежнему стоит пары сапог, но онстоит больше, чем труд сапожника, так как в стоимости сапог теперьзаключена прибавочная стоимость, присваиваемая капиталистом. Смит натолкнулся на противоречие, состоящее в том, что в отношенияхмежду капиталистом и рабочим (при найме рабочей силы) закон стоимости,закон обмена эквивалентов вроде бы нарушается. Капиталист оплачиваетрабочему в виде заработной платы лишь часть стоимости, которую создает трудрабочего и получает капиталист. Смит не мог объяснить это противоречие врамках теории трудовой стоимости и делал вывод, что стоимость определяласьтрудом только в ”первоначальном состоянии общества”, когда не былокапиталистов и наемных рабочих, т. е. при простом товарном производстве.Для условий капитализма он сконструировал другую теорию - ”теорию издержекпроизводства”, согласно которой стоимость товара образуется путем сложениязаработной платы, прибыли и ренты, приходящихся на единицу товара. Длятоваров, в производстве которых не участвует арендованная земля, ценаслагается из заработной платы и прибыли. Он писал: ”Заработная плата,прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода,равно как и всякой меновой стоимости”[3]. Он включал в слагаемую такимобразом стоимость не просто прибыль, а естественную, среднюю норму прибылина капитал. Для него было очевидно, что при отсутствии препятствий дляперелива капитала, норма прибыли в различных отраслях и при различныхприложениях капитала должна уравниваться. Классы и доходы. Смит исходил из того, что в обществе существуют три основных класса.В руках землевладельцев находится главное средство производства - земля.Они получают доход в виде земельной ренты, которая выступаетнепосредственно как арендная плата за землю, сдаваемую в арендукапиталистическим фермерам. Капиталисты владеют другими видами средствпроизводства (промышленные здания, оборудование, корабли, фермы, запасысырья), нанимают рабочих и получают доход в виде прибыли. Если они арендуютземлю, то часть прибыли они вынуждены отдавать в виде земельной ренты. Этоможет также касаться капиталистов, занятых в горнодобывающей промышленностии арендующих рудники. Смит не делал принципиального различия междукапиталистами, занятыми в промышленности и в сельском хозяйстве. Однакосреди капиталистов он особо выделял ссудных капиталистов, ссужающихпромышленных капиталистов. Их доход - ссудный процент - в обычных условияхсоставляет часть промышленной прибыли, которую им отдают капиталисты-заемщики. Наконец, самый многочисленный и самый бедный класс составляютнаемные рабочие, не располагающие никакой собственностью и вынужденныепродавать свой труд за заработную плату. Смит видел, что реальное общество состоит не только из этих трехклассов, но также включает различные промежуточные группы и слои. Ноосновные классы отличаются тем, что их доходы являются первичными, тогдакак доходы всех других групп - вторичными, перераспределенными. Они имеютконечный источник либо в прибыли, либо в ренте, либо в заработной плате. Заработная плата. Смит говорил, что, работая со своими собственными средствамипроизводства и на своей земле, производитель товаров получает полныйпродукт своего труда. Но с тех пор как средства производства и землянаходятся в собственности капиталистов и помещиков, а независимыйпроизводитель превратился в наемного рабочего, последний не получает в видезаработной платы стоимость всего продукта своего труда. Смит отмечалтенденцию к исчезновению независимости мелкого производства, к всеобщемураспространению наемного труда. Смит писал: ”Человек всегда должен иметь возможность существоватьсвоим трудом, и его заработная плата должна, по меньшей мере, бытьдостаточной для его существования”[4]. Он считал, что в основе величинызаработной платы лежит стоимость средств существования, необходимых дляжизни рабочего и воспитания детей, которые сменят его на рынке труда. Онотмечал, что ее низшей границей является физический минимум. Если стоимостьрабочей силы (нормальная заработная плата) наемных рабочих опускается нижеэтого минимума, это грозит вымиранием ”расы этих рабочих”. Это возможнолишь в обществе, полагал Смит, где идет экономический регресс: в качествепримера такой страны он называл территории в Индии, находившиеся подгосподством английской Ост-Индской компании, и Китай, где заработная платалишь немногим превышала прожиточный минимум, а экономика находилась всостоянии застоя. Однако в странах, где шло умеренное и тем более быстроеразвитие хозяйства, заработная плата включала помимо физического минимумаопределенный избыток, размеры которого определялись сложившимися нормамипотребления, традициями, культурным уровнем. Смит отмечал, что, например, вАмерике заработная плата выше, чем в Англии, поскольку экономика первойразвивалась особенно бурно. Он считал, что стихийный рыночный механизм удерживает естественную(среднюю, нормальную) заработную плату на определенном уровне, ограничиваяотклонения фактической заработной платы от этого уровня. Значительноеповышение заработной платы вызывает рост рождаемости в семьях рабочих,выживание большего числа детей и вследствие этого увеличение предложениярабочей силы и конкуренции между рабочими. Под влиянием этих факторовнормальный уровень заработной платы снижается, что может вызвать обратнуютенденцию: падение рождаемости, увеличение детской смертности, сокращениепредложения рабочей силы и усиление конкуренции между предпринимателями. Врезультате заработная плата может повыситься. Такое пониманиесоответствовало общему представлению Смита о роли свободного рынка вустановлении определенного экономического равновесия. Одной из главных причин низкой заработной платы, ее близости кфизическому минимуму, Смит видел в слабых позициях рабочих по отношению ккапиталистам. Большую роль в установлении конкретного уровня заработнойплаты Смит отводил борьбе рабочих и соотношению сил между ними икапиталистами-нанимателями. Разбирая вопрос об оплате по профессиям, Смит очень хорошообосновывал необходимость повышенной оплаты тех видов труда, которыетребуют специальной подготовки. Более высоко, доказывал он, должны такжеоплачиваться труд тяжелый, неприятный, те виды труда, к которым обществоотносится с презрением. С его точки зрения вполне естественно, что трудпочетных профессий оплачивается сравнительно низко. Смит с большой энергией выступал за высокую заработную плату, таккак он считал, что это лучше всего соответствует условиям поступательногоэкономического роста. Относительно высокая заработная плата (особенно”поштучная”) является важнейшим стимулом роста производительности труда.Это, в свою очередь, усиливает накопление капитала и повышает спрос натруд. Он категорически отрицал распространенное мнение, что высокаязаработная плата делает рабочих ленивыми и уменьшает стимулы к труду. Крометого, он призывал предпринимателей не опасаться роста заработной платы, таккак стихийный механизм все равно ограничит этот рост. Теория прибыли. Смит писал: ”Лишь только в руках частных лиц начинают накапливатьсякапиталы. Некоторые из них, естественно, стремятся использовать их длятого, чтобы занять работой трудолюбивых людей, которых они снабжаютматериалами и средствами существования в расчете получить выгоду на продажепродуктов их труда или на том, что эти работники прибавили к стоимостиобрабатываемых материалов”[5]. В этом положении четко выражен историческийпроцесс возникновения капитализма. Смит говорил, что из созданной трудом иопределяемой количеством этого труда стоимости товара, рабочему достается ввиде заработной платы лишь некоторая часть. Остальная часть добавленнойтрудом стоимости представляет собой прибыль капиталиста-предпринимателя. Внекоторых случаях часть ее он должен отдать в виде земельной ренты, часть -в виде ссудного процента, если использовал заемный капитал. Смит называл прибылью всю разницу между добавленной трудомстоимостью и заработной платой и в этих случаях имел в виду прибавочнуюстоимость. В других случаях Смит понимал под прибылью остаток после уплатыренты, а также процента, и тогда прибылью называл, предпринимательскийдоход капиталиста. Он решительно отвергал мнение, что прибыль - это просто другой видзаработной платы, которая возмещает труд по надзору и управлениюпредприятием, и приводил в обоснование своего взгляда убедительныеаргументы. Размеры прибыли определялись, по его мнению, не количеством,тяжестью или сложностью этого предполагаемого труда по надзору иуправлению, а размерами употребленного в дело капитала. Кроме того, намногих крупных предприятиях функции надзора и управления передаютсянаемному управляющему. Смит считал прибыль закономерным результатомпроизводительности капитала и вознаграждением капиталистов за ихдеятельность, труд и риск. Смит отмечал тенденцию нормы прибыли к понижению, указывал, чтоприбыль более низка в развитых капиталистических странах. Прямое исчислениенормы прибыли он считал практически невозможным, но предлагал заменитьсравнение нормы прибыли во времени и пространстве сравнением ставокссудного процента. В Англии, писал он, обычно считается, что процент можетсоставлять около половины прибыли. Смит дает следующее объяснение тенденциипонижения процента и нормы прибыли: в богатых странах и с ходомэкономического развития образуется избыток капитала, который вызывает ростконкуренции капиталов и снижение доходности. Низкий уровень процента инормы прибыли Смит рассматривал как проявление экономической развитости издоровья нации. Земельная рента. Смит отвергал представление, согласно которому рента есть законнаяплата, своего рода процент на капитал, когда-то вложенный землевладельцамив улучшение земли. ”Как только земля становится частной собственностью,землевладелец требует долю почти со всякого продукта, который работникможет взрастить на этой земле или собрать с нее. Его рента составляетпервый вычет из продукта труда, затраченного на обработку земли”[6].Землевладелец требует ренту и за землю, никогда не подвергавшуюсяулучшению, и за природные объекты, которые вообще не могут быть улучшены, идаже требует увеличения ренты в том случае, когда улучшение землипроизведено арендатором за свой счет. Смит отмечал, что участки землиотличаются как по плодородию, так и по местоположению, и оба различия могутбыть причиной образования дифференциальной ренты. Смит характеризовал ренту, наряду с прибылью, как нетрудовой доход,как вычет в пользу землевладельца из стоимости товара. Землевладельцы,указывал Смит, хотят пожинать там, где они не сеяли. Они присваивают то,что произведено чужим трудом. Он определял ренту как излишек стоимости над заработной платойрабочих и средней прибылью капиталистического фермера. Смит утверждал, чтонаряду с заработной платой и прибылью она формирует стоимость товара. Умер Адам Смит в Эдинбурге в июле 1790 года на 68-м году жизни... Список использованных источников. • "История экономического анализа" Й. Шумпетер // Истоки: Вопр.народ.хоз-ва и экон.мысли. М.: Экономика, 1989. Вып.1.; 1990. Вып.2. (главы из книги). • "Основания политической экономии" К. Менгера // Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика, 1992; • "Трактат о налогах и сборах" Петти У. // Антология экономической классики: в 2-х т., Т.1. М.: Эконов, 1993; • Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие. Новосибирск:, 1994. • Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996 • Курс экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 1997. • Курс экономической теории: учебник. - 4-е доп. и перераб. изд./Под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров.: АСА, 1999. • Ноув А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода. // "Вопросы экономики". 1993. № 11. С. 16-23. • П.Г. Ермишин Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 1998. • Р. Строуп, Дж. Гвартни «Азбука экономики». М., 1997. • Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. Введение. с.14-20. • Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему, М.: РОССПЭН, 1996. • Экономика. Ecomomics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 1993. • Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 1993. • Хейне П. Экономический образ мышления. Пер. с англ. М.: 1991. • Самуэльсон П. А. Экономика. Пер. с англ. Т.1 Гл.1, 19. М.: 1993. • Аникин А. Адам Смит. М.: 1968. • Маршалл А. Принципы экономической науки. Пер. с англ. Т.1. М.: 1997. • Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. Пер. с англ. М.: 1995.-----------------------[1] Основные свидетельства о жизни А.Смита взяты из книги А.В.Аникина «АдамСмит»[2] А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», Москва,1962 г., с.58[3] А.Смит «исследование о природе и причинах богатства народов», с. 53[4] А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», с. 63[5] А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», с. 50-51[6] А.Смит «Исследование о природе и причинах богатства народов», с. 61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине “основы экономической теории” тема:...
Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Рынок труда: занятость и безработица»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Ценообразование. Ценовая политика фирм»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Акционерное общество в рыночной экономике»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Особенности экономического кризиса в России»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Особенности экономического кризиса в России»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему: «Конкуренция и монополия»

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа По экономической теории На тему: «Рынок, его структура и инфраструктура»
Рынок, его структура и инфраструктура. Курсовая работа по экономической теории

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКонтрольная работа по курсу "Основы экономической теории"Задание...

Курсовая работа по экономической теории на тему: «Возникновение и развитие экономической теории» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<