Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 219.25 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации02.03.2014
Размер219.25 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Экономические реформы в СССР 1930-1960 гг.

На рубеже 1920-30 гг. разразился самый крупный в истории мировойэкономический кризис. Он оказал заметное влияние на экономическую политикуСССР (хотя данное обстоятельство в нынешних исследованиях явнонедооценивается) и одновременно вызвал усиление антирыночных настроений.Мировой кризис укреплял в руководстве страны и в общественном мненииантирыночные позиции и являлся серьезным аргументом в пользу ликвидациисуществовавшего в то время НЭПа. Наступала общемировая длинная волнаусиления государственного вмешательства и ограничения рыночных отношений. Втакой внешней среде трудно рассчитывать на возможность закрепления рыночнойтенденции внутри отдельных стран, тем более в России, у которой чрезвычайносильно и объективно действуют антирыночные факторы и такого же типатрадиции. Также наступление мирового кризиса создавало для СССР весьмаблагоприятные возможности для приобретения на внешних рынках передовойтехники и технологии по более низким ценам. И таким шансом не преминуливоспользоваться. В 1929-1933 гг. основные фонды промышленности, которые кэтому времени находились в состоянии катастрофического износа, удалосьобновить на 71,3% и не менее 2/3 – за счет импорта. Масштабное обновлениепроизводственной базы стало крупным фактором экономического роста в этотпериод (по официальным данным он удвоился). В результате оказалось, что мировой кризис подтолкнул к усилению ролигосударства не только в странах ему подверженных, но и СССР через каналыкосвенного влияния. Во-первых, он побуждал Советский Союз к мобилизации экспортныхвозможностей, чтобы накопить валюту для массовой закупки оборудования.Возникшей благоприятной ситуацией на мировых рынках нельзя было невоспользоваться. Тем более речь шла не только о более низких ценах, но и опреодолении фактической экономической блокады, в которой находилась страна. Во-вторых, он обусловил целесообразность концентрации ресурсов вруках государства в целях проведения ускоренной индустриализации. Причемтакой экономический курс, имеющий объективные основания, как никакой другойспособствовал утверждению социалистической идеологии, настроенной насоздание «новой экономики» как пострыночной, а фактически максимальногосударственной. Он и стал определяющим для периода с конца 20-х до конца40-х гг. XX в. Но даже такая общая антирыночная линия в экономике,наследовавшая определенные дореволюционные традиции, не прерваламодернизационные процессы, если иметь в виду один из важных их компонентов– смену технико-технологической базы производства. В 30-40-е гг.завершается индустриализация страны, начатая в дореволюционный период, иСССР превращается в преимущественно индустриальное по типу общество сосвоей особой структурой, отличной от индустриально-капиталистических стран. Характерной для 30-х годов в СССР стала налоговая реформа 1930 года.Вместо 63 различных налогов и платежей в бюджет, которые регулировалипроизводственную деятельность предприятий, было введено 2 основных вида:налог с оборота и отчисления от прибыли (для колхозов устанавливался одинвид – подоходный налог). Но поскольку предприятия функционировали на основеобязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли своюрегулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственнойказны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их простоликвидировали. На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночнымиметодами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставлениеподлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованнымфинансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями,отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит длягосударственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратноефинансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитованиесохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации.Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На ихсчетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственныхпредприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальныхвложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгомсоответствии с планом. В эти же 30-е годы был принят ряд законов, направленных на укреплениетрудовой дисциплины. Прежде всего, директора предприятий получили большиеполномочия по управлению всеми сторонами производственной деятельности. Онимогли единолично уволить рабочих, не согласовывая это, как раньше, спрофсоюзными комитетами. За прогулы, т.е. самовольный невыход на работу,рабочего могли уволить или отдать под суд. 7 августа 1932 года был принят самый жестокий закон того времени: «Обохране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации иукреплении общественной социалистической собственности». В соответствии сэтим законом в качестве судебной репрессии применялась высшая меранаказания – расстрел с конфискацией имущества. При смягчающихобстоятельствах расстрел мог заменяться лишением свободы на срок не менее10 лет также с конфискацией имущества. После Второй мировой войны период с конца 40-х-начала 50-х гг.ознаменовался новым циклическим проявлением тенденции рыночного развития вСССР с последующими серьезными изменениями в политической системе,созданной Сталиным. Стартовым этапом этой волны в экономике можно считатьпроведение денежной реформы в декабре 1947 г. В постановлении Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря1947 г. в качестве цели проведения денежной реформы было определено: «...ликвидировать последствия второй мировой войны в области денежногообращения, восстановить полноценный советский рубль и обеспечить переход кторговле по единым ценам без карточек. И это было успешно решено в короткиесроки. Денежная реформа и одновременная отмена карточной системы проводилисьс учетом опыта реформы 1922-1924 гг. Тщательная подготовка к ней началасьуже в 1943 г., когда Сталин поставил эту задачу перед тогдашним министромфинансов. (Министром финансов в тот период был А. Г. Зверев, которыйисполнял эту должность с небольшими перерывами с 1938-го по 1960 г. Вфеврале-декабре 1948 г. ее занимал А. Н. Косыгин). Денежная реформастроилась на следующих основаниях: старые неполноценные деньги, находившиеся в обращении, обменивалисьна новые полноценные образца 1947 г. Все наличные деньги, имевшиеся унаселения, государственных, кооперативных и общественных предприятий,организаций и учреждений, колхозов обменивались из расчета 10 р. старыхденег на 1 р. новых. Разменная монета обмену не подлежала и оставалась вобращении по номиналу. В сберегательных кассах была произведена переоценкавкладов и текущих счетов населения на день выпуска новых денег по такомупринципу: вклады в размере до 3 тыс. р. оставались без изменения вноминальной сумме, т. е. переоценивались рубль за рубль; по вкладам,превышавшим указанную сумму, во вклад зачислялись: первые 3 тыс. р.;следующая сумма, не превышающая 10 тыс. р., определялась из расчета за 3 р.старых денег— 2 р. новых, а остальная сумма вклада, превышающая 10 тыс. р.,была переоценена в соотношении 2 р. старых денег на 1 р. новых.Переоценивались и денежные средства, находившиеся на расчетных и текущихсчетах кооперативных предприятий и организаций, колхозов. Их средстваопределялись из расчета: за 5 р. старых денег — 4р. новых. Выделим несколько существенных особенностей денежной реформы 1947 г.Во-первых, она отменила параллельное существование двух систем цен:твердых, гарантированных государством и реализуемых по карточкам, ирыночных, зависящих от соотношений спроса и предложения. Вообще следуетобратить внимание на то, что для экономик переходного типа, так же как длявосстановительных периодов, такая параллельность является достаточнораспространенным приемом. С этой стороны параллельное действие двух системцен принципиально не отличается от параллельного хождения старых и новыхденег при нэпе (совзнаков и червонцев). Во-вторых, денежная реформа по характеру проведения была нацелена назащиту экономических интересов низкодоходной части населения, наносяодновременно удар по спекулянтам и «теневой экономике». Отметим и такуюлюбопытную деталь. То, что от ее проведения в наибольшем выигрыше оказалисьдержатели вкладов в государственные сберегательные кассы, надолго заложилопривычку у основной массы населения хранить свои денежные накопления всберегательных вкладах. Этим был создан устойчивый и постоянный источникинвестиционной активности государства. Главным долгосрочным результатом реформы стало то, что фактически на15 лет (до конца 50-х гг.) удалось сохранять товарно-денежнуюсбалансированность и в целом обеспечить стабильность цен. Денежная реформаопять выступает как предваряющий этап в проведении рыночных по своему духупреобразований в режиме сохранения устойчивого и высокого экономическогороста. Как свидетельствуют официальные статистические данные и современныеальтернативные оценки, 50-е гг. — особенно их вторая половина — оказалисьнаиболее успешными в послереволюционном периоде хозяйственного развитияСССР. Так, согласно официальным данным, промышленное производство в 1951-1955 и в 1956-1960 гг. увеличивалось ежегодно в среднем на 13.1 и 10.3%.Альтернативные расчеты дают хотя и меньшие, но также вполне впечатляющиецифры—8.7 и 8.3% соответственно. В 60-е гг. усиливается действие затуханиятемпов экономического развития, подводя к кризисным явлениям конца 80-х гг.Причем экономический рост в 50-е гг. примерно в равной степениобеспечивался за счет экстенсивных и интенсивных факторов, и этот периодхарактеризовался наиболее интенсивным типом нашего послереволюционногоразвития. Периодом внедрения различных хозяйственных нововведений, в содержаниикоторых нарастала рыночная ориентация, также стали 50 - 60-е гг. Выделим вих проведении несколько этапов и характерных черт. Начальная попытка реформирования была связана с ослаблениемцентрализованного управления народным хозяйством, что объяснялось отказомот преимущественно принудительных методов хозяйствования с опорой нанасилие и репрессии, который произошел после смерти Сталина и сменыполитического курса в стране в 1953-1955 гг. Инициатором первого этапахозяйственных преобразований был Г. М. Маленков. Он предложил пересмотретьсоотношение в темпах развития тяжелой и легкой промышленности, выдвинулзадачу развивать массовое жилищное строительство. При нем были осуществленымеры по изменению аграрной политики, прежде всего связанные с ослаблениемналогового пресса. Сельскохозяйственный налог был снижен с 9.5 млрд. р. в1952 г. до 4.1 млрд. р. в 1954 г. Поэтому не случайно имя Маленкова сталоочень популярным в деревне. Да и результаты развития сельского хозяйства в1954-1958 гг. оказались самыми впечатляющими. Объем производства увеличилсяболее чем на 1/3 и в основном за счет повышения производительности труда наличных подсобных участках. В эти же годы осуществлялся первый этапдецентрализации управления народным хозяйством с передачей функций текущегоруководства хозяйственной деятельностью министерствам и самим предприятиям.Естественно, что отказ от таких рычагов экономического развития, какпринуждение, репрессии и идеологическое воздействие, которые образовывалиостов сталинской модели хозяйствования, поставил вопрос в более широкойплоскости: на что сделать ставку в изменившихся политических иидеологических условиях? Выбор был сделан в пользу усиления экономическойсамостоятельности производственных единиц, хозрасчета и экономическогостимулирования работников и коллективов. И в дальнейшем такой курс, пусть инепоследовательно, но проводился, возрождая рыночную тенденцию общественно-экономического развития России. Серьезная попытка изменения механизма управления произошла в 1957 г.уже при Н. С. Хрущеве, и она связана с переходом от отраслевого ктерриториальному принципу управления народным хозяйством. В этом году былиликвидированы все общесоюзные, союзно-республиканские и республиканскиеминистерства хозяйственного профиля и вместо них сформировано 105экономических районов, управление промышленностью и строительством которыхвозлагалось на Советы народного хозяйства. Экономическое положение внутри страны на рубеже 50-60-х гг.оставалось достаточно напряженным. Стала более заметной инфляция.Правительство сделало попытку поправить положение дел за счет трудящихся.Первым шагом в этом направлении была денежная реформа. С 1 января 1961 годав обращение вводились новые купюры. Обмен старых денег производился впропорции 10:1, в той же пропорции менялись цены и заработная плата.Фактически была проведена деноминация, т.е. укрупнение денежной единицыстраны. Но покупательная способность денег при этом продолжала снижаться. Следующим шагом можно считать решение правительства о всеобщемснижении тарифных расценок в промышленности примерно на 30 %. Это быловызвано тем, что динамика роста в производительности труда по странеоказалась ниже запланированной. ЦК партии решил организовать кампанию засокращение производственных издержек, что означало скрытое понижениезарплаты рабочих. В то же время было опубликовано постановлениеправительства о повышении с 1 июня 1962 года цен на мясо и мясные изделияна 30%, на масло – на 25%. Эти решения вызвали недовольство и привели к стихийным выступлениямрабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске, где власти вывелипротив рабочих танки и применили оружие. Десятки человек погибли, 9 человекбыли приговорены к смертной казни, множество людей приговорены к различнымсрокам заключения. Уместно отметить, что это событие в Новочеркасскевсячески замалчивалось, и подробности расстрела были опубликованы в газетахуже в конце 80-х годов. Наконец, в 1964-1965 гг. началась хозяйственная реформа в СССР,главным вдохновителем которой был А. Н. Косыгин и которая должна былаобеспечить существенный сдвиг экономической системы в переходе к рыночномумеханизму хозяйствования за счет расширения хозяйственной самостоятельностии ответственности, ориентации производственных единиц на получение прибылии создание экономической заинтересованности в улучшении производственныхрезультатов. Экономическая ситуация в стране в то время была следующей: Проект Директив по восьмому пятилетнему плану развития народногохозяйства СССР (1966—1970) разрабатывался с большим трудом. Уже в самыйразгар работы (1963—1964) стало ясно, что цифры, заложенные в Программепартии, в том числе и на 1970 год, едва ли выполнимы. Вся партийнаяпропаганда повторяла, как заклинание, лозунг: «Нынешнее поколение советскихлюдей будет жить при коммунизме», а экономисты — ученые и практики — билисьнад тем, как рассчитать пятилетку в соответствии с провозглашеннымизаданиями, ведь недаром их уже на октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПССназвали волюнтаристскими. Возникла идея разработать еще один семилетний план на 1966 — 1972годы, чтобы как-то замаскировать невозможность выхода на рубежи,определенные XXII съездом партии, и чтобы к 1972 году хотя бы немногопревзойти план 1970 года. Но к концу 1964 года решили все же отказаться отэтого и снова вернулись к восьмой пятилетке, в течение которойпланировалось увеличить производительность труда в промышленности на 33-35%, прибыль — более чем в два раза. Также намечалось 80% приростапродукции обеспечить за счет увеличения производительности труда (против62% в седьмой и 72% в шестой пятилетке, по официальным данным)'. Было предусмотрено развитие территориально-производственныхкомплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Южно-Таджикского,Тимано-Печерского, Южно-Якутского, Оренбургского и др. Предполагалосьуделить первостепенное внимание развитию сельского хозяйства, производствупотребительских товаров, росту реальных доходов населения. Однако осуществить задуманное было невозможно без кардинальныхизменений в экономике, а потому остро встала проблема ее реформирования. Всентябре 1965 года на Пленуме ЦК было принято постановление «Об улучшенииуправления промышленностью, совершенствовании планирования и усиленииэкономического стимулирования промышленного производства», в соответствии скоторым в стране началась новая экономическая реформа. Было решеноупразднить совнархозы и вернуться к отраслевому принципу управления. Быливновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства поотраслям промышленности. Следующим важным направлением данной реформы стало изменение всейсистемы планирования и экономического стимулирования. Было признанонеобходимым устранить излишнюю регламентацию хозяйственной деятельностипредприятий. Для этого сократили число плановых показателей,устанавливаемых сверху. В отличие от прежней системы, сориентированной нарост производства валовой продукции, теперь главным показателем становилсярост объемов реализованной продукции предприятия. Предусматривалосьоценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли(рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейшихвидов продукции. Среди обязательных показателей устанавливались еще и такие: основная номенклатура продукции, фонд заработной платы, платежи вбюджет и ассигнования из бюджета, показатели по объему централизованныхкапиталовложений и вводу в действие производственных мощностей и основныхфондов, задания по внедрению новой техники и материально-техническомуснабжению. Все остальные показатели хозяйственной деятельности предстоялоустанавливать предприятиям и организациям самостоятельно, без утверждения вминистерствах и ведомствах. В соответствии с постановлением было решено расширять экономическиеправа предприятий, развивать прямые связи между производителями ипотребителями на принципах взаимной материальной ответственности изаинтересованности. Предлагалось внедрять в практику отношения, основанныена хозяйственных договорах между предприятиями. Для повышения роли экономического стимулирования была сделана попыткаусовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельныхпроизводств. Дело в том, что в советской экономике наряду свысокоприбыльными заводами и фабриками всегда существовало множествоубыточных предприятий (например, вся угольная промышленность). Зачастую нанекоторых высокоприбыльных предприятиях имелись участки, выпускавшиенеобходимую для населения, но убыточную продукцию. Поэтому предприятия самине хотели выпускать эти изделия и всячески старались от них избавиться. Всвязи с этим усиливалось значение таких инструментов, как цена, прибыль,премия, кредит, которым возвращали их исходное значение. Предполагалось улучшить систему оплаты труда, увязать ее не только сцентрализованным повышением тарифных ставок, но и с материальнымстимулированием работников за счет использования части доходов предприятия,увязать оплату труда с общими итогами работы. На предприятиях за счет прибыли разрешалось создавать (поопределенным нормативам) фонды экономического стимулирования: материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищногостроительства и фонд развития производства. За счет этих фондов можно былопремировать работников в соответствии с трудовыми показателями, строитьжилье и учреждения культурно-бытового назначения, расширять производство.Все это называлось хозяйственным расчетом. Это означало, что предприятиям предоставлялась оперативно-хозяйственная самостоятельность (в установленных пределах), что они должныработать на принципах окупаемости, рентабельности, материальнойзаинтересованности и материальной ответственности за достигнутыерезультаты, в условиях денежного контроля со стороны государства заиспользованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Считалось, что новые принципы планирования и экономическогостимулирования должны создавать у коллективов предприятийзаинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, более полногоиспользования факторов производства, достижений научно-техническогопрогресса, повышения качества продукции. Хозяйственная реформа началась очень активно. Уже в январе 1966 годана новые условия работы переведены первые 43 предприятия в 17 отрасляхпромышленности. В октябре 1965 года было утверждено Положение осоциалистическом государственном предприятии, в котором закреплялись егоправа в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства икапитального ремонта, в области материально-технического снабжения,финансов, труда и заработной платы, а также круг обязанностей и степеньответственности за их нарушения. Заметно изменились отношения между предприятием и государством. Былавведена плата за производственные фонды, за земельные и водные ресурсы.Разрешалось реализовывать излишнее оборудование другим предприятиям.Устанавливалась зависимость между размерами производственных фондовпредприятия и его взносами в государственный бюджет, чтобы заинтересоватьпредприятие в лучшем использовании этих фондов. Произошли заметные изменения и в системе ценообразования: оптовые цены стали более объективно отражать реальныепроизводственные затраты и предприятия уже могли получать прибыль отреализации своей продукции. Из этой прибыли предприятия должны были вноситьв бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи,а также могли образовывать свои поощрительные фонды. Для предприятий, переведенных на новую систему хозяйствования, былустановлен государственный Знак качества для важнейшей серийной и массовойпродукции. Этот Знак подтверждал стабильность качества данного изделия,высокую культуру производства и др. В 1967 году на новые хозяйственныеусловия стали переводить целые отрасли промышленности, и к концу годаработало по-новому уже 15% предприятий, на долю которых приходилось 37%промышленной продукции. Вскоре на новый порядок планирования иэкономического стимулирования стали переходить предприятия строительства иторговли. В рамках хозяйственной реформы были сделаны конкретные шаги поповышению производительности труда и материальной заинтересованностиколлективов предприятий в результатах своей работы. Так, в 1967 году возникЩекинский эксперимент, по которому химкомбинату в г. Щекино Тульскойобласти определили стабильный фонд заработной платы на 1967—1970 годы. Всяэкономия этого фонда, полученная за счет роста производительности труда исокращения работавших на комбинате людей, поступала в распоряжениетрудового коллектива. В первые два года работы по новой схеме заметно увеличилась выработкана каждого работника, выросла заработная плата. Высвобождаемые людипереводились на новые мощности. Всего за два года было высвобождено 870чел. За счет прибыли комбината в городе было построено жилье, предприятиякультурно-бытового назначения. Щекинский опыт стали распространять по стране, но процесс этот шелмедленно. Через два года на этот метод перешло лишь 200 предприятий.Постепенно эксперимент стал глохнуть. На самом комбинате стали увольнять нетолько работников второстепенных профессий, но и ведущих специалистов. Всебольше средств из прибыли изымалось в вышестоящие организации, комбинатустало просто невыгодно работать на полную мощность, и через несколько летэксперимент закончился. И дело здесь не во всеобщем консерватизме инепонимании новшества, а в том, что все это не вписывалось в суть команднойэкономики. Наряду с хозяйственными нововведениями в этот период начинаютсянаучные дискуссии по проблемам товарно-денежных отношений и законастоимости в социалистической экономике. В ходе их проведения укрепиласьнаучная школа «товарников», которая выработала теоретическое обоснованиевывода об объективных причинах сохранения товарно-денежных отношений вусловиях общественной собственности с приобретением ими специфическисоциалистического качества, а по существу с ограничением сферы их действия.В практической области эти дискуссии подготовили теоретическую базу подрекомендации о необходимости активного использования товарно-денежныхотношений в хозяйственной деятельности, с чем связывалась опора наэкономические интересы непосредственных производителей. Это выглядело ввиде лозунга: «То, что выгодно обществу, должно быть выгодно каждому предприятию». Оценивая происходившие в 50-60-е гг. научные дискуссии с позициисегодняшнего дня, следует согласиться с тем, что их главное назначение былосвязано с выработкой концептуальных основ теории рыночного социализма.Однако выполнить эту задачу в полной мере экономическая наука не смогла.Фактически все дело ограничилось констатацией самого наличия товарно-денежных отношений, выявлением объективных причин их сохранения присоциализме и выводом об их использовании в хозяйственной практике. Тем неменее конкурирующая экономическая школа — «школа антитоварников» — отрицалаи эти исходные позиции. Научным разработкам того периода недоставалопродуманных и осмысленных оценок, прогнозов по поводу возможных последствийразвития рыночных отношений в будущем. В немалой степени это произошло из-за слишком узкого творческого горизонта самой экономической науки, которыйс трудом раздвигался в условиях сохраняющегося идеологического прессинга. Какие же результаты были получены в ходе проведения экономическихреформ в СССР в 50-60-е гг.? Эти результаты, так же как и в предшествующих волнах экономическихреформ, оказались неоднозначными. Нельзя не учитывать, что благодаря имудалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советскойэкономики. При этом улучшились показатели эффективности производства(снижение материа-лоемкости, рост фондоотдачи), быстро возрасталпроизводственный потенциал. Именно в указанный период завершилосьоформление нового современного комплекса отраслей, охватывающего рядавангардных направлений научно-технического прогресса (в первую очередь —освоение космоса, разработку и выпуск сложной оборонной техники). ЭкономикаСССР в этих областях, так же как и в некоторых других, не уступала мировомууровню, а в ряде случаев завоевала приоритетные позиции. Достаточновспомнить первый запуск спутника и пилотируемого космического корабля,первую в мире АЭС, установки непрерывной разливки стали и многие другиенаучно-технические достижения. Еще одним важным позитивным результатом экономического развитиярассматриваемого периода, подтверждающим происшедший структурный сдвиг вхозяйственной системе и указывающим на появление новых ориентиров в егофункционировании, стало обеспечение длительного устойчивого ростажизненного уровня населения. Среднемесячная заработная плата в народномхозяйстве СССР с 1950 по 1970 г. увеличилась в 2 раза (с 64 до 122 р.),выплаты и льготы из ОФП — почти в 2.5 раза. В итоге реальные доходы на душунаселения только в 60-е гг. возросли на 59%, а в 1970 г. они составили поотношению к 1940 г. 398 %.60 В эти годы были фактически заново созданыотрасли, нацеленные на удовлетворение массового потребительского спросанаселения (электробытовая техника, массовое жилищное строительство,автомобилестроение и т. п.). За этим стояли не только назревшие изменения вструктуре народного хозяйства, но и практическая реализация курса наэкономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов. Оказалось, чтозамена системы принуждения и морально-идеологического воздействия системойэкономического стимулирования в условиях поддержания объективнообоснованной сбалансированности товарной и денежной массы выступает мощнымрычагом хозяйственного подъема, имеющим больший потенциал. В существующих вто время условиях это был фундаментальный урок, закрепляющий позицииреформизма в нашем обществе. Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системыхозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношенийстолкнулось с непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями ииздержками. В первую очередь приходится отметить, что положительный эффектот хозяйственных нововведений получился краткосрочным, не затронув всенеобходимые пласты сложившегося общественно-экономического устройства. Этонашло подтверждение в неумолимом снижении динамического потенциаласоветской экономики (затухании темпов), а также в неуклонном сниженииэффективности производства, что выступало еще более тревожным фактом.Реформируемая экономика СССР, столкнувшись с новой для себя ситуацией —проблемой ограничения ресурсов — так и не смогла обеспечить переход отпреимущественно экстенсивных к преимущественно интенсивным факторамхозяйственного развития. Хозяйственный механизм отторгал достижения НТП,фактически не создавал экономических стимулов интенсификации производства,экономии ресурсов. В значительной мере такие недостатки хозяйственной системы быливызваны объективными противоречиями, рожденными в процессе развертываниятоварно-денежных отношений. Как совместить экономическую заинтересованностьпроизводственных коллективов в получении прибыли с полноценной ихэкономической ответственностью в условиях государственной собственности?Есть ли эффективный экономический механизм преодоления негативныхпроявлений усиления рыночной ориентации экономики (инфляции, дефицитности,сокрытия внутренних резервов и т. п.)? Убедительных ответов на эти и другиеподобные вопросы в теории и в хозяйственной практике не было найдено. Следует учитывать и внешнее влияние на реформационные процессы вСССР. Пражская весна (1968) показала, что экономическое оживление и ростблагосостояния далеко не гарантируют политической стабильности в обществе.При определенных условиях на их базе возникают требования политическихперемен. К такому развороту событий, как показала реальная жизнь, правящий слойсоветского общества не был готов. Появились и другие факторы, значение которых со временем могловозрастать. И здесь на первое место надо поставить втягивание нашей страныв гонку вооружений, которая выкачивала из экономики огромные ресурсы,тормозя одновременно рыночное движение народного хозяйства. На военныенужды в СССР, по оценкам, использовалось до 15-20% ВНП (в США—5-10%). Еслив США чрезмерная военная нагрузка на экономику привела к замедлению ростапроизводительности труда и ослаблению ее конкурентных позиций на мировыхрынках, то для СССР последствия оказались несравнимо более тяжелыми. Вовсяком случае, гонка вооружений послужила причиной замедления уровня жизнинаселения, он был как минимум в полтора раза меньше, чем мог быть с учетомэкономического потенциала страны и имеющихся у нее ресурсов. Все это в совокупности с действием других многочисленных факторовпривело к возобладанию механизма торможения и прекращению рыночногопреобразования экономики СССР. В таком «полуреформированном» состоянииэкономика страны находилась с конца 60-х-начала 70-х гг. до начала 80-х гг.И этот период можно рассматривать как преобладание контрреформаторскойтенденции в развитии экономики и общества СССР, выступающей в новыхусловиях в виде ограничения действия рыночных отношений и попытокусовершенствования централизованной системы управления и планирования. Какхарактерный пример можно привести по-пытку проведения реформыцентрализованного управления народным хозяйством в 1979 г., имеющей цельюповышение его эффективности и приспособление к задачам интенсификациипроизводства. Однако она не смогла переломить нарастающее воздей-ствиенеблагоприятных тенденций в экономике и показала неиз-бежностьвосстановления рыночного курса. ХРОНОЛОГИЯ1930 г. – создание системы ГУЛАГ1930 г. – налоговая реформа1930 – 1932 гг. – переход от кредитной системы к централизованномуфинансированию народного хозяйства1931 г. – закрытие биржи труда1932 – 1933 гг. – голод на Украине и в других регионах страны1932 г. – введение паспортной системы1932 г., 7 августа – Закон «Об охране имущества государственныхпредприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественнойсоциалистической собственности»1933 - 1937 гг. – второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР1935 г., 30 августа – установление А. Стахановым рекорда по добыче угля1936 г., 5 декабря – принятие Конституции СССР1939 г., январь - Всесоюзная перепись населения1938-1942гг. – третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР1939 г., 23 августа - заключение между СССР и Германией пакта о ненападениии дополнительных секретных протоколов к нему («пакт Молотова —Риббентропа»)1939г., 1 сентября - нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны1939 г., сентябрь - заключение советско-германского договора о дружбе игранице1939 г., ноябрь — 1940 г., август - включение в состав СССР ЗападнойУкраины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины, Латвии, Литвы,Эстонии1941 г., 22 июня - нападение фашистской Германии на Советский Союз.Начало Великой Отечественной войны1941 г., 30 июня - образование Государственного комитета обороны (ГКО)1945 г., февраль - Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР,США, Великобритании1945г., июль — август - Потсдамская конференция глав правительств СССР,США, Великобритании1946-1950 гг. - четвертый пятилетний план развития народного хозяйства СССР1946 г., март - преобразование наркоматов в министерства1947г., 14 декабря - постановление правительства «О проведении денежнойреформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары»1948г. - «Сталинский план преобразования природы»1949 г., январь - создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)1949 г., сентябрь - сообщение об испытании в СССР атомной бомбы1951-1955 гг. — пятый пятилетний план развития народного хозяйства СССР1953 г., август — сообщение об испытании в СССР первой в мире водороднойбомбы1953 г., сентябрь — постановление Пленума ЦК КПСС «О мерах дальнейшегоразвития сельского хозяйства СССР»1953-1956 гг. — упразднение системы ГУЛАГ1954 г., март — начало освоения целинных и залежных земель1954г. — пуск в СССР первой в мире атомной электростанции1955 г., май — подписание Варшавского договора о дружбе, сотрудничестве ивзаимной помощи стран социалистического лагеря1956 г., февраль — XX съезд КПСС1956 г., июль — Закон о пенсионном обеспечении1957 г., май — перестройка управления в промышленности потерриториальному признаку (создание совнархозов)1957 г., 4 октября — запуск в СССР первого в мире искусственного спутникаЗемли1958г. — ликвидация МТС1959-1965 гг. — семилетний план развития народного хозяйства СССР1961 г., 1 января — денежная реформа1961 г., 12 апреля – первый в истории полет космического корабля «Восток»с Юрием Гагариным на борту1961 г., октябрь - принятие на XXII съезде КПСС третьей Программы партии1963г. - начало массовых закупок хлеба за границей1963г. - программа химизации земледелия1963 г., август - подписание в Москве договора о запрещении испытанияядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой междуСССР, США и Великобританией1965 г., март - постановление Пленума ЦК КПСС «О неотложных мерах подальнейшему развитию сельского хозяйства СССР»1965 г., сентябрь – постановление Пленума ЦК КПСС «Об улучшении управленияпромышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономическогостимулирования промышленного производства»1966 – 1970 гг. – восьмой пятилетний план развития народного хозяйства СССР1967 г. – начало Щекинского эксперимента1967 – 1970 гг. – строительство Волжского автомобильного завода (ВАЗ) СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНООЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Гусейнов Р. История экономики России. – М., 19992. Лившиц А.Я. Экономическая реформа в России и ее цена. – М., 19943. Очерки экономических реформ / Под ред. Ю.Ф. Воробьева. – М., 19934. Пособие по истории России для поступающих в ВУЗы. – М., 19935. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. – СПб., 19996. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 19987. Ханин Г.И. Динамика экономического развития СССР. – Новосибирск, 19918. Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<