Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 188.37 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации03.03.2014
Размер188.37 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Структурная перестройка и инвестиционная политика России

Министерство образования Российской Федерации Новосибирская государственная академия экономики и управления Институт экономики учета и статистики Кафедра экономической теории Структурная перестройка экономики России и инвестиционная политика Курсовая работа по теме № 34 Выполнила: студентка группы 2092 института очного обучения, специальности «прикладная информатика в экономике» на базе среднего общего образования Черненкая Е.С. Зачетная книжка № 021934 Руководитель: Буслаева А.Н. Новосибирск 2003 Содержание: Введение_________________________________________________3 Глава 1. Структурная перестройка российской экономики. 1. Проблемы структурной перестройки российской экономики4 2. Основные направления______________________________7 Глава 2. Инвестиционная политика России в переходный период___11 Заключение______________________________________________19 Список используемой литературы ___________________________21 Приложение_____________________________________________22 Введение Россия - одно из крупнейших постсоциалистических государств,осуществляющих в своей стране переход к рыночной экономике. ЭкономикаРоссии не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная -это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризиснымиявлениями. Переходному периоду России присущи как общие закономерностистран с переходной экономикой, так и свои особенности. Проблема переходности экономики превратилась по многим параметрам вглобальную. В настоящее время к странам с переходной экономикой, помеждународной классификации, отнесено свыше 25 государств. Потребность восмыслении проблем переходной экономики России обусловливает необходимостьучета действия общемировых закономерностей и опыта в этой области, а такжеконкретно-исторического своеобразия нашей страны. Попытки совершенствования хозяйственного механизма в СССР,заключавшиеся в расширении рыночных отношений в экономике. были предпринятыв годы «перестройки» (1985-1991 гг.). Однако они закончились усилениемразбалансированности экономики страны, нарастанием кризисных явлений. После распада СССР в России в 1992 г. началась радикальнаяэкономическая реформа, основанная на монетаризме и так называемой «шоковойтерапии». Эта реформа, с одной стороны, способствовала нарастанию рыночныхэлементов в экономике России, а с другой, привела к обострению многихсоциально-экономических проблем. Целью данной работы является анализ общих экономическихзакономерностей, присущих нашей стране, места России в мировой экономике вусловиях ее глобализации. При этом ставится задача изучить особенностипроявления структурной перестройки в России и исследовать социально-экономические последствия проводимой в нашей стране реформы, попытатьсявыявить перспективы ее развития. Глава 1. Структурная перестройка российской экономики 1. Проблемы структурной перестройки российской экономики Отраслевая структура во многом определяет общую эффективностьэкономики, социально-экономические и стратегические цели общества,жизненный уровень населения и роль страны в международном разделении труда.Структурная политика сыграла немалую роль в упрочении позиций промышленноразвитых стран и бурном экономическом росте ряда государств с переходнойэкономикой (например, государств Восточной и Юго-Восточной Азии). В середине 80-х гг. насущной задачей, стоявшей перед советскойэкономикой, была перестройка структуры народного хозяйства страны, т.е.изменение соотношения между отраслями, производящими средства производства,оборонную продукцию, предметы потребления, сферой услуг; между добывающимии обрабатывающими отраслями; между промышленностью и сельским хозяйством идр. У страны появились непомерно большие военные расходы, была раздутатяжелая промышленность, непомерно растянут фронт капитальногостроительства. Необходим был сброс излишнего бремени, долгосрочныйструктурный маневр в пользу сельского хозяйства и легкой промышленности, ноправительство Горбачева выдвинуло прямо противоположную задачу - ускоритьсоциально-экономическое развитие страны на базе более полного использованиядостижений научно-технического прогресса и опережающего развитиямашиностроения. По-прежнему закреплялся курс на опережающее развитиеотраслей, производящих средства производства в условиях дефицита товаровнародного потребления, продукции сельского хозяйства и сферы услуг. Не былапоставлена задача устранения наиболее острых диспропорций в народномхозяйстве. Это усилило несбалансированность экономики. Более того, в ходе перестройки было объявлено о том, что 1/3-2/3советской экономики являются неконкурентоспособными. а потому требуютликвидации. В особую немилость попал военно-промышленный комплекс (ВПК),который должен был быть подвержен «кардинальной конверсии», т. е. переводуею на нужды гражданской экономики. Интересно при этом отметить, что 80-90%таких товаров народного потребления - как холодильники, телевизоры,магнитофоны, фотоаппараты и т. п., производились именно на предприятияхВПК. Советское правительство проводило конверсию беспланово и на практикевоенные предприятия стали уничтожаться на основе хаотическихволюнтаристских директивных указаний. Непродуманная конверсия ВПК привела кего обвальному падению и потянула за собой другие отрасли, в которых егоподразделения составляли солидную долю. В 90-е гг. либеральные реформы усугубили несбалансированность экономикистраны. Во-первых, это было связано с распадом СССР, который нарушил весьпорядок прежнего разделения труда и механизм хозяйственных связей, а такжеизменил сами масштабы хозяйства России, являвшегося до распада несамостоятельной национальной экономикой, а элементом союзногонароднохозяйственного комплекса. Во-вторых, радикальные сдвиги в системе ценообразования (отпуск цен.отказ от их государственного регулирования, повышение их уровня) усилиликризис в экономике ряда отраслей. В-третьих, произошло резкое снижение производства в отраслях ВПК. Ксередине 90-х гг. общий уровень ассигновании на оборону снизился посравнению с концом 80-х гг. в 33 раза, в результате чего производствовоенной продукции упало в 1996 г. до 5,5% от ранее существовавшего и почтинаполовину сократился отечественный выпуск продукции гражданскогоназначения. В-четвертых, разрешение частного предпринимательства внеслопринципиальные изменения в цели хозяйственной деятельности. В первуюочередь, полностью обесценилась прежняя модель производства радипроизводства и милитаризованной экономики. В-пятых, отечественные производители потеряли внутренний рынок сбыта.Заниженный курс доллара по отношению к рублю стимулировал массовый притокиностранных товаров в Россию, которые заполнили большую часть внутреннегорынка страны. В-шестых, в экономической политике по отношению к отечественномупроизводителю господствует подход, присущий «дикому рынку» - пусть выживеттот, у кого есть для этого финансовые ресурсы. Государство должно изменитьтакой подход - иначе Россия очень быстро потеряет наиболеевысокотехнологичные виды производства и превратится в сырьевой придатокЗапада с ярко выраженными чертами экономики колониального типа. Индекс промышленного производства по России в 1997 г. составил 47,5% отуровня 1991 г., в том числе: в добывающих отраслях - 69%, в обрабатывающих- 44%, в машиностроении и металлообработке - 37%, в легкой промышленности -14%, в пищевой - 47%, а в сельском хозяйстве - 62% (см. Приложение). Спад в высокотехнологичных отраслях оказался намного больше, чем вцелом по промышленности. При этом фактически наблюдалась аномальнаятенденция: темпы спада возрастали с повышением технического уровня отрасли.Так, снижение производства в высокотехнологичных отраслях машиностроениясоставило 80-90%. Доля расходов па научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП сократилась более, чем в 5 раз исоставляет всего лишь 0,7% от ВВП. При нормальном течении структурногокризиса, как это бывает, например, в странах Запада, сокращениеэкономической активности обычно не приводит к свертыванию прогрессивныхпроизводств, имеющих хорошие перспективы роста на рынке и способных статьлокомотивами будущего экономического развития страны. Отрасли сырьевого и топливно-энергетического комплекса в связи свостребованностью их продукции для экспорта подверглись меньшему спаду. Врезультате структура российской промышленности все более и болееприобретает черты экономики колониального типа, характеризующейся вывозомиз страны сырья и ввозом готовой продукции. При этом Россия ввозит восновном потребительские товары при резком сокращении импортапроизводственного оборудования. К тому же, не вкладываются средства ввосстановление сырьевой базы экспортных отраслей, что грозит России через 7-10 лет резким снижением добычи многих видов полезных ископаемых, и преждевсего нефти, никеля, меди, свинца, апатитов, калийных солей и др. В постоянное время в России наблюдается процесс структурной деградациипромышленности, выразившийся в трансформации структуры в сторону первичных,неквалифицированных. менее сложных в технологическом отношении производств,что, безусловно, влечет за собой как усиление зависимости национальнойэкономики от мирового рынка, так и последующую деградацию научно-технического потенциала страны. 1.2. Основные направления Правительство России неоднократно ставило вопрос о серьезнойструктурной перестройке экономики, но дальше этого не пошло. И дело нетолько в отсутствии инвестиций. Для проведения эффективной структурнойполитики нужна четко обозначенная концепция развития экономики: принципысоциально-экономического устройства и желаемый тип хозяйства, определениеместа нашей страны в международном разделении труда, определение источникови факторов экономического роста. Эти моменты пока четко не определены. Па модернизацию структуры экономики предполагалось использоватьсредства от приватизации, но, как было уже показано ранее, этих средствоказалось в несколько десятков, а то и в сотни раз меньше, чем ожидалось.Экономисты сегодня говорят о том, что приватизацию следовало проводитьпоэтапно, начиная с отраслей с быстрым оборотом капитала (пищевая, легкаяпромышленность, торговля). Отрасли тяжелой промышленности, у которых болеесильная технологическая взаимозависимость, замедленный оборот капитала,высокая капиталоемкость должны были приватизироваться позднее, в период,когда общеэкономическая обстановка в стране стабилизируется. Приватизациявсех отраслей при бесконтрольном росте цен поставила машиностроение,химическую и легкую промышленность на грань катастрофы. За годы реформы шла стихийная реструктуризация экономики -переориентация с развития тяжелой промышленности как самоцели па рыночныйспрос и с особым прицелом на конечное потребление населения. Оказаласьфактически разваленной сама материально-техническая база производственногои внешнеэкономического потенциала страны. России необходима новая промышленная политика. До настоящего времени оней много говорилось, но на практике она не осуществлялась в силу следующихпричин: во-первых, в силу фетишизации монетаризма предполагалось, чтофинансовая стабилизация приоритетнее проблемы экономического роста; во-вторых, сознательно принижалась роль государства в регулированиихозяйственных процессов при переходе к рыночной экономике. В 1999 г. в России наблюдалось оживление экономики. Это выразилось втом, что ВВП страны за год вырос на 3,2%, а объем промышленногопроизводства - на 8,1% (см. табл. 2). Рост произошел в основном за счетобрабатывающих отраслей: машиностроения, пищевой и легкой промышленности,которые понесли наибольший урон от трансформационного кризиса. Капитальныевложения в национальное производство впервые за годы кризиса не снизились,а в импортозамещающих отраслях возросли. Основными причинами этого ростаявились следующие. Во-первых, произошла четырехкратная девальвация рубля, которая привелак резкому сокращению импорта. Снижение конкуренции со стороны импортаявилось главным фактором начавшегося оживления реальной экономики.Стимулируя экспорт товаров, девальвация ослабляет мотивы к экспортукапитала, и, напротив, затрудняя импорт товаров, обусловливает притоккапитала. Во-вторых, возросли стимулы к росту предпринимательской активности заэтот период. Это заключалось в первую очередь в снижении издержекпроизводства в долларовом исчислении и, главным образом, оплаты труда.После августовского кризиса 1998 г. заработная плата в нашей стране сталамизерной. По оценочным данным Министерства труда и социального развитияРоссии, доля заработной платы в себестоимости продукции составляет всреднем в мировой экономике 55-60%, в России — только 25% и имеет постоянную тенденцию к снижению. На начало 2000 г. минимальнаяпочасовая зарплата составила 5 руб. в час[1]. В-третьих, из-за августовского кризиса 1998 г. внутренние цены натопливо и сырье упали вдвое в долларовом исчислении. Они остаются нижемировых, а это ведет к относительному снижению издержек производства. Врублевом исчислении эти цены выросли, и это сыграло на руку производителям,так как позволило им покрыть издержки. В-четвертых, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура (рост цен намировом рынке на нефть) позволила получить дополнительные средства отэкспорта нефти. Однако есть мнение, что тенденции оживления носят неустойчивыйхарактер, что «девальвационный импульс» себя уже исчерпал[2], поэтомунеобходимы более устойчивые факторы экономического роста. Можно выделитьследующие направления, способствующие экономическому росту в нашей стране:стимулирование внутреннего спроса на отечественную продукцию; укреплениетенденции импортозамещения; облегчение налогового бремени длятоваропроизводителей; снижение уровня банковского процента, удешевлениекредита; расширение государственных закупок; поддержка государствомпредприятий, фирм, производящих конкурентоспособные экспортные товары;повышение степени монетизации экономики; ужесточение контроля за ценами напродукцию естественных монополий (топливо, энергия, транспортные услуги);проведение политики активной защиты российских товаропроизводителей отиностранной конкуренции; наращивание инвестиций (как внутренних, так ивнешних) в экономику страны; увеличение доли накопления в ВВП по меньшеймере в 2,5 раза. Но самое главное - необходима новая модель развитияэкономики России, ориентированная прежде всего на производствовысокотехнологичной и наукоемкой продукции. Сегодня в глобальной экономической конкуренции выигрывают тегосударства, которые обеспечивают благоприятный климат для научно-технического прогресса. В развитых странах в настоящее время 70-85%прироста ВНП (ВВП) происходит именно за счет этого фактора. В России же загоды реформ ассигнования на научные исследования и разработки сократилисьболее, чем в 10 раз, они оказались в 12 раз ниже, чем расходы на содержаниегосаппарата. Глава 2. Инвестиционная политика России в переходный период Реформирование экономики любой страны включает три этана: этап I -разрушение старой экономической системы; этап II -макроэкономическаянестабильность; этап III - экономический рост. Сегодня экономика Россиинаходится на этапе II и охвачена мощным экономическим кризисом. При этомтемпы падения капиталовложений в два раза опережают темпы падения ВВП инационального дохода. Инвестиции в основной капитал за 90-е гг. снизились в шесть раз, ауровень этих инвестиций составляет примерно 10% ВВП и уступает развитым ибыстро развивающимся странам, где этот показатель достигает 30% и выше. Приэтом следует учесть, что сам ВВП в нашей стране за годы реформы сократилсяв 2 раза и является очень низким. Это не обеспечивает даже простоевоспроизводство в России. Внутренний рынок России продолжает сжиматься. Убольшинства предприятий нет оборотных средств и израсходованы основныефонды. Доля оплаты труда в ВВП, как было уже сказано, снижается. В конце1999 г. каждого третьего человека, а не четвертого, как в 1998 г., можноназвать неимущим (их доходы ниже прожиточного минимума). 40% всех капиталовложений страны направляются в нефтяную и газовуюотрасль, 12% - в электроэнергетику, а в таких отраслях, как машиностроение,химическая, легкая промышленность, станкостроение, судостроение, инвестицииснизились в ходе реформы более, чем в 6 раз и сегодня составляют лишь 15% куровню 1990 г., т.е. можно говорить о сырьевой направленности развитияэкономики страны. Капитальные вложения в промышленно-производственные фондысократились сегодня в 15-20 раз против объемов 80-х гг. Наибольший спадкапиталовложений произошел в инновационных отраслях. В целом нынешнийуровень всех инвестиций в экономику сравним с уровнем инвестиций конца 60-хгг. Более 50% промышленного оборудования России нуждается в срочной замене,обновления основных фондов не происходит. Для воспроизводства оборудованияв отраслях топливно-энергетического комплекса необходимы 36 лет, аграрно-промышленного комплекса - 50 лет, металлургии - 56 лет, легкойпромышленности - 140 лет. По уровню индустриального развития Россияпереместилась из первого десятка в шестой десяток государств. Экономистысчитают, что если не обеспечить приток инвестиции в экономику, то через 3-4года страна столкнется с массовым выходом из строя устаревшихпроизводственных фондов. Это все свидетельствует о глубоком кризисе винвестиционной сфере экономики страны. К причинам инвестиционного кризиса в России можно отнести следующие: во-первых, негативные тенденции, сложившиеся в 70-80-е гг. в экономике нашейстраны; во-вторых, просчеты в государственной экономической политике 90-хгг., приведшие к полной потере управляемости народным хозяйством; в-третьих, реформы привели к децентрализации управления инвестициями,демонтажу системы планирования, переходу к управлению на базе рыночныхотношений; в-четвертых, в ходе приватизации был нанесен тяжелый удар покрупным и сверхкрупным предприятиям (ПО и НПО), на базе которых былосоздано множество карликовых предприятий, что привело к резкому ограничениюинвестиций на них; в-пятых, резкое снижение производства в отраслях,поставляющих продукцию инвестиционного назначения; в-шестых, мощный оттоккапиталов за рубеж, большой объем бартера во всех рыночных сделках (до 54%всех сделок в стране), низкий уровень инвестиций в реальный сектор и сферууслуг. Состояние инвестиционного климата - важнейший индикатор макроэкономикии перспектив ее развития. В то же самое время инвестиционный климатформируется под воздействием различных фактopoв: экономических, структурно-циклических, социальных, исторических, законотворческих и других.Недостаток инвестиций — главная причина затруднения выхода экономики страныиз затянувшегося экономического кризиса. Для структурной перестройки экономики необходимы инвестиции.Государство, отдав в частные руки свою собственность, потеряло прежниефункции распределителя материальных и денежных ресурсов внутри страны. Упредприятий реального сектора экономики нет средств и заинтересованностивкладывать капиталы в производство (высокие налоги на прибыль). Переход к рыночной системе ведения хозяйства в России сопряжен сформированием новой модели инвестиционного процесса. Благоприятныйинвестиционный климат стимулирует рост совокупных объемов инвестиций изразличных источников: государственных, частных, иностранных. Известно, что научно-технический потенциал является важнейшимкомпонентом экономического роста для любой страны. В то же самое времязатраты на НИОКР в 1999 г. составляли 0,7% ВВП, что в 2,5 раза меньше, чемв 1991 г. В развитых странах на науку расходуется 2-3% ВВП. Доля России намировом рынке наукоемкой продукции составляет 0,3%, в то время как в нейпроживает 13% ученых мира. Необходимо интенсивно наращивать инвестиции винновационную сферу, которая в России за годы кризиса претерпела особосильный спад. В нашей стране наблюдается слабое развитие постиндустриальныхтехнологий. Вместе с тем, в 1995-1998 гг. в промышленности задержанареализация 1896 инновационных проектов, приостановлены или прекращены 1098проектов, а 1447 проектов не начаты и главная причина этого: нехватка упредприятий собственных денежных средств, слабая финансовая поддержка состороны государства, высокая стоимость нововведений. Сегодня в мирецентрами притяжения капитала являются страны, успевшие создать заделы вформировании производственно-технологических систем нового технологическогоуклада. Чтобы России выйти на устойчивую траекторию экономического роста,потребуется более динамичное наращивание инновационно-технологическогообновления физически изношенного и обесцененного кризисом производственногоаппарата. Таким образом, можно будет повысить конкурентоспособностьотечественных товаропроизводителей. А для этого необходима стабильнаяфинансовая база расширенного воспроизводства, максимальное вовлечение винвестиционную сферу национальных сбережений. Прогнозы показывают, чтовыход на траекторию устойчивого экономического роста в России потребуетувеличения масштаба накоплений в ВВП в 1,6-2 раза. России сегодня нужна модель развития, ориентированная прежде всего напроизводство высокотехнологичной и наукоемкой продукции. Это позволитдобиться полной интеграции отечественной экономики в мировое хозяйство,повысить ее конкурентоспособность, обеспечить равноправное сотрудничествоРоссии с развитыми странами. Можно выделить ряд потенциальных источников инвестиций в российскуюэкономику. а) Доходы предприятий, заблокированные в неплатежах. При этом толькопросроченные кредиторские долги составляли на начало 2000 г. 1,3 трлн.руб.,что в 3 раза превышает объем всей денежной массы в стране. б) Для оживления жилищного строительства необходимо активно развиватьипотечное кредитование. Можно расширить создание кредитных союзов,кредитных потребительских кооперативов граждан, товариществ взаимногофинансирования на вере. в) Денежные сбережения населения являются основным источникоминвестиций в нормальной рыночной экономике. Они материализуются в средствахпроизводства, а также трансформируются посредством финансовойинфраструктуры во вклады, акции. облигации и другие активы. Однако, если всоветский период до 70% финансовых активов населения приходилось на вкладыв сбербанках и от 20% и более в наличных деньгах, то в 1997 г. в структурефинансовых активов населения иностранная валюта стала составлять от 58 до61%, вклады (включая валютные) - 22-24%; денежная наличность - 13-14%,ценные бумаги - 4%[3]. В 1999 г. сбережения населения составляли 15% от ВВП, что уступаетаналогичным показателям промышленно развитых стран. В то же самое время наруках у населения, по экспертным оценкам, находится 80-100 млрд. долл. Государство должно стимулировать рост сбережений во всех секторахэкономики и их скорейшую трансформацию в инвестиции на производство. Рядэкспертов считает, что именно в этом направлении можно изыскать примерно3/4 средств для возрождения отечественной экономики. г) «Сбежавший» за границу капитал, составивший по экспертным оценкам150-300 млрд. долл. Получается парадокс: Россия, для возрождения экономикикоторой так необходимы капиталы, кредитует весь мир. Можно использоватьопыт латиноамериканских стран (Бразилии, Аргентины) по возвращению вэкономику страны «сбежавших» капиталов, предоставляя им государственныегарантии и режим наибольшего благоприятствования при инвестировании. Нодаже полная и безоговорочная амнистия «сбежавших» капиталов и их владельцевне даст ровным счетом ничего, если в России будет сохранен сегодняшнийуpoвень инвестиционных рисков. Правительство должно оздоровить национальныйфондовый рынок и превратить его в надежный инструмент привлечениявнутренних и внешних капиталов в реальный сектор. д) Источником капиталовложений могут служить иностранные инвестиции, нодля них слишком высок инвестиционный риск. Этот источник еще слабоиспользуется у нас в стране. е) Следует шире привлекать банковские кредиты в производственную сферуи прежде всего в инновации. Но российские банки в основном представляютсобой центры краткосрочного инвестирования. Необходима реформа банковскойсистемы, которая позволила бы превратить их в инвестиционные банки,способные финансировать реальный сектор экономики. Только у некоторыхроссийских банков капитальная база отвечает международным стандартам, акрупные инвестиции могут делать лишь крупные банки. ж) Финансово-промышленные группы (ФПГ), представляющие собой слияниепредприятий, фирм, инвестиционных фондов, торговых предприятий, банков идр., становятся субъектами долгосрочной инвестиционной деятельности. з) Источником дополнительных валютных доходов могут служить поступленияот российского военного экспорта. По оценкам специалистов, Россия можетпоставлять на экспорт до 40% своей военной продукции, получая ежегоднодоходы от 20-до 30 млрд. долл., как это было в советские времена. Внастоящее время они составляют ежегодно около 5 млрд. долл. и) Государство может взять на себя лишь частичную поддержкуинвестиционных проектов (как правило, в виде государственных гарантий).Цель поддержки - дать стартовый импульс высокоэффективным инвестициям,привлечь дополнительные коммерческие капиталы. Государство должноподдерживать так называемые «точки роста» в экономике: быстроокупаемыепроекты в агропромышленном комплексе (АПК), легкой и медицинскойпромышленности и некоторые другие. Оно должно оказывать поддержкуэкспортной ориентации высокотехнологичных производств, несырьевым отраслям,работающим на удовлетворение внутреннего спроса, отраслям-лидерам НТП.Однако на Всероссийском Совещании по проблемам топливно-энергетическогокомплекса (ТЭК) В.В.Путин заявил, что в последующие 10 лет ТЭК должен статьосновным фактором роста отечественной экономики[4]. Это противоречиттенденциям постиндустриальных экономик. Нужно помнить, что инновациистановятся ключевым фактором рыночной конкуренции и повышения эффективностипроизводства И сегодня это единственно возможный выбор для нашей страны. По экспертным оценкам, для модернизации российской экономики нужныинвестиции в объеме 2-2,5 трлн. долл. США в течение 10-25 лет, т. е. по 100млрд. долл. в год. В то же самое время бюджет 2000 г., как и всепредыдущие, имеет ярко выраженный приоритет потребительских расходов надинвестициями. А это сдерживает экономический рост. Заключение Россия находится на этапе переходной экономики, которому присущ рядобщих закономерностей стран с переходной экономикой: изменениеэкономической роли государства, приватизация, структурная перестройкаэкономики, смена инвестиционной стратегии: формирование новых рыночныхсубъектов экономики, рынка капитала и рынка труда; спецификаценообразования; изменение положения страны в мировой экономике. Несмотря на противоречивость происходящих процессов, в качествеположительного момента в рыночных преобразованиях экономики России можноотметить следующее: подорван монополизм государственной собственности,начался, хотя и противоречиво, процесс формирования многоукладнойэкономики; сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения; складывается инфраструктура рыночнойэкономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере; достигнуторавновесие на потребительском рынке; появился и расширяется слойпредпринимателей новой волны, ориентированный на рыночные модели поведения. Однако указанные сдвиги не являются результатом оздоровления экономикиРоссии, не носят долговременных тенденций и оплачены неоправданно высокойценой. За годы реформ в России (1991-1997 гг.) прямые потери национальногобогатства нашей страны составили 1,2 трлн. долл. США (а в период ВеликойОтечественной войны - 420 млрд. долл.). За последние семь лет остановилосьболее 70 тыс. заводов и фабрик. Численность занятых за 1992-1998 гг.снизилась на 9,5 млн. чел. По сравнению с РСФСР 1985 г. объем производствав нынешней России снизился в 5 раз, розничного товарооборота - втрое,валовой продукции сельского хозяйства - на 72%. Идет незаконный вывоз изРоссии за границу валюты и валютных резервов. Занимая первое место в мирепо объему национального богатства, Россия находится во втором десятке пообъему ВВП. Российская экономика характеризуется тенденцией сужающегосявоспроизводства в реальном секторе, ускоренным развитием торговли,финансово-банковских секторов, снижением эффективности использованияресурсов. Россия уже не может обеспечить себя продовольствием, товараминародного потребления, средствами производства. Страна живет только за счетсвоих природных ресурсов и стремительно превращается в сырьевой придатокразвитых стран. Обвальное падение объемов производства и еще большее приэтом падение объемов капиталовложений обусловливает дальнейшее падениеуровня жизни. Важнейший критерий реформ - рост качества жизни. В стране сокращаетсязанятость, расширяются зоны бедности, уменьшается платежеспособный спрос и,как итог всех процессов, снижение уровня и качества жизни большинстванаселения (1/3 граждан живет за чертой бедности). В 1998 г, безработица вРоссии составила 9,7 млн. чел. (13,3% экономически активного населениястраны); предполагается, что к 2001 г. она достигнет 14,4 млн. чел., что на8% больше нынешнего уровня. Низкий уровень жизни россиян - наглядное подтверждение того. чтопроводимый курс реформ сдерживает колоссальные возможности развития нашейстраны. Сам по себе переход к рынку не может быть целью экономическойреформы ни в одной стране. Реформы должны быть социально ориентированы.Пренебрежение интересами человека, возможно, является одной из коренныхпричин несостоятельности российских реформ. Люди должны быть уверены, чтоэкономические преобразования в стране приведут к улучшению качества ихжизни, тогда они будут заинтересованы в проведении реформы. Список литературы: 1. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. –М., 1999. 2. Основы теории переходной экономики (вводный курс): Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Киселевой, М.П. Чепурина. Киров, 1996. 3. Россия в цифрах: Крат. статист. сб. -М., 1999. 4. Россия и страны мира: Статист, сб. -М., 1999. 5. Рязанов В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX-XX вв. СПб., 1998. 6. Теория переходной экономики. Микроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Герасименко, М., 1997. 7. Улюкаев А.В. В ожидании кризиса. Ход и противоречия экономических реформ в России. -М., 1999. 8. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина. -М., 1995. Приложение Индексы фактического объема продукции по отраслям, %, (1990 г. - 100%) [pic]----------------------- [1] Экономика и жизнь. 2000. № 12. С.1. [2] Вопросы экономики. 2000. № 4. С.159. [3] Кашин Ю. И. Россия в мировом сберегательном процессе (драмастановления). М., 1999. С.123. [4] Экономика и жизнь. 2000. № 10. С.2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<