Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий




Скачать 366.87 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема Налогообложение предприятий
Дата публикации08.03.2014
Размер366.87 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Налогообложение предприятий

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского Курсовая работа Тема 7. Налогообложение предприятий Выполнил: г. Н. Новгород, 1999 г. Содержание Введение. 3 I. Строение налоговой системы РФ 4 1. Налоговый кодекс РФ как основной законодательный акт российского налогообложения 4 2. «Вводный закон» 5 3. Общие определения 7 4. Функции налогов 9 5. Структура налогов и сборов в России 11 II. Прямые налоги. 15 1. Налог на прибыль 15 2. Единый налог на вмененный доход 19 III. Косвенные налоги 24 1.Налог на добавленную стоимость 24 2.Акцизы 28 Заключение 32 Литература 33Введение. Становление введенной с 1992 года принципиально новой дляРоссии налоговой системы проходило в жестких условияхполитических, экономических и структурных преобразований при отсутствиипреемственности в области налогового права. За годы функционированияналоговой системы было внесено значительное количество различныхизменений в налоговое законодательство с целью его приведения всоответствие с протекающими в жизни общества процессами. Происходящие в России изменения в области политики иэкономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями иветвями власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую,требуют проведения адекватной налоговой политики и построенияэффективной, справедливой и стабильной налоговой системы. Необходимость изменения действующего налогового законодательства диктуется и егокрайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствииединой законодательной и нормативной базы налогообложения,многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законови подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а такжезаконов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовыхпробелов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участниковналоговых отношений. Изменений требуют и чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, применяемые сегодня при отсутствии ясного законодательства, предупредительных процедур инечеткости формулирования составов налоговых нарушений. Как инструмент реализации основных задач в областиналоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодексРоссийской Федерации - систематизированный законодательный акт,призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблемналогового права. В Налоговом кодексе Российской Федерации действующиенормы и положения, регулирующие процесс налогообложения,перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениямиразвития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую,логически цельную и согласованную систему. I. Строение налоговой системы РФ 1. Налоговый кодекс РФ как основной законодательный акт российского налогообложения История российского Налогового кодекса тянется с 1994 года, когда былорешено готовить кодифицированный законодательный акт взамен действующейзапутанной и противоречивой системы. Проект готовился правительством РФ под руководством С. Шаталова, в товремя - заместителя Министра Финансов РФ, а ныне - руководителядепартамента Price Waterhouse Russia. В 1997 году проект был внесен в Государственную Думу и даже принят впервом чтении, однако к ноябрю стало ясно, что дальнейшее рассмотрениепроекта полностью остановит работу над бюджетом 1998 года. Президент РФ,следуя договоренности с руководителями обеих палат Федерального Собрания,отозвал проект Налогового кодекса на доработку. Доработкаправительственного варианта Кодекса велась под руководством новогозаместителя Министра Финансов М. Моторина. В январе 1998г. Правительственный проект вновь был представлен вГосударственную Думу. Одновременно с ним рассматривались и альтернативныепроекты, представленные депутатскими фракциями (КПРФ, ЛДПР), общественнымиобъединениями ("Налоги России", Ассоциация "Черноземье"), отдельнымидепутатами (И. Грачев, В. Машинский). В результате 23 апреля в первомчтении был все же принят правительственный вариант. Работа над проектомпродолжалась в специально созданной комиссии Государственной Думы, котораярекомендовала разделить рассмотрение его двух частей: Первой (общей) части,которая описывает принципы налогообложения и устанавливает основывзаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, и Второй(специальной) части, посвященной отдельным налогам. Первая часть Кодекса была существенно переработана в Бюджетномкомитете Государственной Думы и принята во втором чтении 23 июня. 16 июлясостоялось третье, последнее чтение законопроекта, и 31 июля он былподписан Президентом. Первая часть Кодекса введена в действие с 1 января1999 года. Вторая часть Кодекса продолжает обсуждаться в Государственной Думеспециально созданными рабочими группами по отдельным налогам с участиемпредставителей Правительства и независимых экспертов. Учитывая, чтоизменения в налоговое законодательство на 1999 год должны быть внесены непозднее 30 ноября, принятие Второй части кодекса в полном объеме до концаноября маловероятно. В настоящее время рассматривается два вариантаразвития событий: либо, как и прежде, будет проводиться корректировкадействующих в настоящее время налоговых законов, либо отдельные положениявторой части Налогового кодекса будут вводиться в действие самостоятельнымизаконами. 2. «Вводный закон»[1] Принятие крупных законодательных актов, к которым относится и частьпервая Налогового кодекса, требует издания отдельных законов, регулирующихособенности порядка введения их в действие. Так принятие Федеральногозакона от 31.07.98 N 146-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (частьпервая)" (далее часть первая Кодекса) потребовало издания такжеФедерального закона от 31.06.98 N 147-ФЗ "О введении в действие частипервой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее Вводный закон). РольВводного закона заключается в решении четырех вопросов: во-первых, имустанавливается общая дата введения в действие части первой Кодекса, во-вторых, для отдельных положений определяются иные даты вступления их всилу, в-третьих, Вводный закон определяет круг актов и отдельных норм,отменяемых в связи с введением части первой Кодекса, и в-четвертых,содержит разъяснения по отдельным вопросам, которые неизбежно должнывозникнуть в связи с введением части первой Кодекса. Вводному закону надо уделить особое внимание, поскольку в дальнейшемюристам, бухгалтерам, аудиторам придется постоянно обращаться к даннымположениям с тем чтобы правильно определить какие нормы распространяются наотношения, возникшие в то или иное время. I. В соответствии со ст.1 Вводного закона часть первая Кодексавводится в действие с 01.01.1999 г. II. Одновременно из вышеназванного общего правила предусмотрен рядисключений, то есть для некоторых норм части первой Кодекса установленыиные сроки введения их в действие. 1) Отдельные положения вступают в силу только с момента введения вдействие части второй Налогового кодекса, например статьи 12,13,14,15 частипервой Кодекса, устанавливающие систему налогов и сборов в РоссийскойФедерации, это связано тем, что основные элементы налогов и сборов будутоконкретизированы только во второй части Кодекса. 2) Абзац 2 п.1 ст.47 вводится в действие с 01.01.2000 года. В даннойнорме содержится положение о том, что взыскание налога за счет имуществаосуществляется путем направления соответствующего постановления налоговогооргана судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном ФЗ от21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Столь поздняя датавступления в силу данной нормы обусловлена тем, что в настоящее времяслужба судебных приставов находится еще в процессе формирования. III. В соответствии с Вводным законом утрачивают силу полностью или вчасти с 01.01.1999 г. следующие нормативные акты: 1) Закон РФ от 20.12.91 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите"вместе с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 20.12.1991 о порядке еговведения в действие. Это связано с тем, что в гл.9 части первой Кодекса"Изменение срока уплаты налогов и сборов" в ст.ст. 66 и 67 вводятся новыенормы, регулирующие предоставление инвестиционного налогового кредита.Более подробно о новеллах, предусмотренных частью первой Кодекса Вы узнаетеиз последующих наших комментариев. 2) Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы вРоссийской й Федерации", за исключением п.2 ст.18 и ст.ст. 19,20,21. Вданных статьях Закона РФ N 2118-1 установлен перечень федеральных налогов(ст.19), налогов субъектов Федерации (ст.20), местных налогов (ст.21).Оставление в силе данных статей вызвано тем, что аналогичные нормы частипервой Кодекса (ст.ст. 12,13,14,15), устанавливающие систему налогов исборов в РФ, будут введены в действие не с 01.01.99, а только с моментавведения в действие части второй Кодекса (ст.3 Вводного закона), поэтому дотого времени руководствоваться надлежит положениями Закона РФ "Об основахналоговой системы в РФ". Также установлено, что до введения в действиест.ст. 13,14 и 15 части первой Кодекса, налоги, сборы, пошлины и другиеплатежи, не установленные в ст.ст. 19,20,21 Закона РФ "Об основах налоговойсистемы в РФ", не взимаются. 3) Абзацы 3-9 п.1 ст.4 Закона РФ от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге надобавленную стоимость". Данные положения, содержащие правила о порядкеопределения налогооблагаемого оборота по НДС при реализации продукции(работ, услуг) по цене не выше фактической себестоимости, с 01.01.99утратили силу. Поскольку для целей налогообложения цена товара будетопределяться теперь вне зависимости от его фактической себестоимости(термин "себестоимость" вообще не употребляется в части первой Кодекса), атолько исходя из цены, указанной в сделке. 4) Пункт 5 ст.2 Закона РФ от 21.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыльпредприятий и организаций". В этом пункте также содержаться положения,определяющие налогооблагаемую базу при реализации продукции (работ, услуг)по цене не выше фактической себестоимости, но применительно к налогу наприбыль предприятий и организаций. Данные положения также прекращают своедействие с 01.01.99. Дополнительные разъяснения: а) Все другие нормативные акты, не вошедшие в перечень утратившихсилу, должны быть приведены в соответствие с частью первой Кодекса, а дотех пор действуют в части не противоречащей ей. Можно привести следующий пример. Как известно в соответствии с п.9ст.7 Закона РСФСР от 21.03.91 N 943-1 (ред.16.11.97) "О государственнойналоговой службе РСФСР" налоговые органы вправе взыскивать в бесспорномпорядке с предприятий и организаций недоимки по налогам. На основанииданной нормы в настоящее время сложилась практика взыскания налоговымиорганами в бесспорном порядке недоимок по налогам в результате такназываемой бесспорной квалификации сделок. Что бы была более понятна сутьпроблемы приведу пример. Между налогоплательщиком и третьим лицом (физическим лицом) заключендоговор купли-продажи. Естественно такой договор не порождает обязанностиуплаты взносов в Пенсионный фонд РФ с доходов физических лиц. Но если врезультате проверки налоговые органы сочтут, что в действительности подвидом договора купли-продажи был заключен договор подряда (заказчик долженперечислить в Пенсионный фонд РФ страховые взносы с суммы, уплаченнойфизическому лицу (подрядчику) по такому договору), то они вправепереквалифицировать данную сделку и произвести бесспорное взысканиенедоимки. В соответствии же с п.1 ст.45 части первой Кодекса взыскание налога сорганизации не может быть произведено в бесспорном порядке, еслиобязательство об уплате налога основано на изменении налоговым органомюридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиками с третьимилицами. Таким образом с момента введения в действие части первой Кодексаположения п.9 ст.7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР"будут применяться в части, не противоречащей п.1 ст.45 Налогового кодекса,до приведения их в соответствие. б) В тех случаях, когда частью первой Кодекса предусматривается, чтотот или иной вопрос должен регулироваться только федеральным законом, то доего принятия действуют изданные до введения в действие части первой Кодексанормативные акты Президента и Правительства РФ. в) Некоторые положения части первой Кодекса содержат ссылки на главыеще не принятой второй части Налогового кодекса. Так п.14 ст.40 отсылает ктакой главе второй части Кодекса, как "Налог на прибыль (доход)организаций". Статьи 41 и 42 части первой Кодекса содержат ссылки к главам- "Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход)организаций", "Налог на доходы от капитала". В соответствии со ст.4Вводного закона до принятия второй части Кодекса, которая будет содержатьуказанные главы, данные ссылки приравниваются к ссылкам на действующиезаконы о конкретных налогах. г) В соответствии со ст.9 Вводного закона, те филиалы ипредставительства российских юридических лиц, которые являютсяналогоплательщиками некоторых видов налогов, самостоятельно перечисляютналоги и сборы, подлежащие уплате на 01.01.1999. Если же у филиала илипредставительства российского юридического лица на 01.01.1999 останетсянеисполненные обязанности по налоговым платежам, то они с 01.01.1999переходят к юридическим лицам, создавшим их. И наконец-то в части первой Кодекса четко определено, что следуетсчитать моментом уплаты налога - момент предъявления в банк поручения науплату соответствующего налога (п.2 ст.45). До настоящего времени сложиласьпрактика, по которой моментом исполнения обязанности по уплате налогаявлялся момент поступления средств в бюджет. Какие это причиняло неудобстваналогоплательщикам, особенно при трудностях с расчетами через банки,объяснять не надо. 3. Общие определения Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемыеналогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственныевнебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актахзаконодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решениюорганом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательныхплатежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методовустановления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актахгосударства, которыми устанавливаются конкретные методы построения ивзимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся: а) субъект налога или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. Однако через механизм цен налоговое бремя может перекладываться на другое лицо поэтому рассматривают и б) носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог; в) объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, ценные бумаги, прибыль, недвижимое имущество, товары и т.д.); г) источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог; д) ставка налога - важный элемент налога, который определяет величину налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара и т.д.). Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивныеналоговые ставки. 1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицуобложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти илигаза). 2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении кобъекту налога без учета дифференциации его величины (например,действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере13 %) . 3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается помере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложенияналогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, нои большую его долю. 4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается помере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютнуюсумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога приувеличении доходов. В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремякоторых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивныеналоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам,обладающим незначительными доходами. По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные. Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог снаселения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налогив фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональныплатежеспособности. Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги.Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов:налог на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции),акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров),таможенные пошлины. Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когдаобъект налога дифференцирован на группы по определенному признаку.Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой методхарактерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортныхсредств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортногосредства, не зависимо от того, используется это транспортное средство илипростаивает. 2) на основе декларации Декларация - документ, в которомплательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характернойчертой такого метода является то, что выплата налога производится послеполучения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налогна прибыль. 3) у источника Этот налог вносится лицом выплачивающим доход.Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получательдохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например подоходныйналог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием илиорганизацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты,например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется вбюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемыйналогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частейоблагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установленыразличные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше. В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридическихлиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов иупрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах. 4. Функции налогов Регулирующая. Государственное регулирование осуществляется в двухосновных направлениях: - регулирование рыночных, товарно-денежныхотношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", тоесть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношениядействующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей инаемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкциигосударственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей,продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, атакже бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведенияаукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направлениегосударственного регулирования рынка непосредственно с налогами несвязано; - регулирование развития народного хозяйства, общественногопроизводства в условиях, когда основным объективным экономическимзаконом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речьидет главным образом о финансово-экономических методах воздействиягосударства на интересы людей, предпринимателей с целью направления ихдеятельности в нужном, выгодном обществу направлении. Таким образом,развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрированияссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджетакапитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществлениянароднохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексеэкономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками,льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей и производств, способствует решению актуальных дляобщества проблем. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государствостимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест,капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулированиетехнического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том,что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,оборудование для производства продуктов питания и ряда другихосвобождается от налогообложения. Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредствомналогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемыезатем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так исоциальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевыхпрограмм - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налоговгосударство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей,доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальнойинфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли сдлительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады,добывающие отрасли, электростанции и др. Перераспределительнаяфункция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер.соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придатьрыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии,Швеции, многих других странах. Это достигается путем установленияпрогрессивных ставок налогообложения, направления значительной частибюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичногоосвобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие частидоходов предприятий и граждан для содержания государственногоаппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечениядолжного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многиеучебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы носитусловный характер, так как все они переплетаются и осуществляютсяодновременно. 5. Структура налогов и сборов в России Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимостьопределенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков,операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществоюридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимостьпродукции, работ и услуг и другие объекты. Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогомодного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения. По налогам могут в законодательном порядке устанавливатьсяопределенные льготы. К их числу относятся: • необлагаемый минимум объекта налога; • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорийплательщиков; • понижение налоговых ставок; • вычет из налогового платежа за расчетный период; • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочкувзимания налогов); • прочие налоговые льготы. Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российскимзаконодательством возлагается на налогоплательщика. В этих целяхналогоплательщик обязан[2]: 1) уплачивать законно установленные налоги; 2) встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом; 3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах; 4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; 6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги; 9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели -помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи,обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытиисчетов - в пятидневный срок; обо всех случаях участия в российских ииностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня началатакого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных натерритории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дняих создания, реорганизации или ликвидации; о прекращении своейдеятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации илиреорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;об изменении своего места нахождения - в срок не позднее десяти дней со дняпринятия такого решения. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы, атакже нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах исборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на негообязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации. Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство РоссийскойФедерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, сдругими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, атакже заключает международные налоговые соглашения об избежании(устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией этихсоглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международнымидоговорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила,чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации поналогообложению, то применяются правила международного договора. Налоговым кодексом Российской Федерации введена трехуровневая системаналогообложения предприятий, организаций и физических лиц. Онарегламентируется статьей 12 ч. I НК РФ.[3] • Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют натерритории всей страны и регулируются общероссийским законодательством,формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку этонаиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансоваястабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.1. К федеральным налогам и сборам относятся[4]:1) налог на добавленную стоимость;2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;3) налог на прибыль (доход) организаций;4) налог на доходы от капитала;5) подоходный налог с физических лиц;6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;7) государственная пошлина;8) таможенная пошлина и таможенные сборы;9) налог на пользование недрами;10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;13) лесной налог;14) водный налог;15) экологический налог;16) федеральные лицензионные сборы. • Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации иналоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Длякраткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами.Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектовФедерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональныхналогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случаерегиональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах,налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам и сборам относятся[5]:1) налог на имущество организаций;2) налог на недвижимость[6];3) дорожный налог;4) транспортный налог;5) налог с продаж;6) налог на игорный бизнес;7) региональные лицензионные сборы. • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов,поселков и т.д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит районвнутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы иСанкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так иместных налогов. К местным налогам и сборам относятся[7]:1) земельный налог;2) налог на имущество физических лиц;3) налог на рекламу;4) налог на наследование или дарение;5) местные лицензионные сборы. Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваютсяв федеральном бюджете. К числу федеральных относятся: налог на добавленнуюстоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, подоходныйналог с физических лиц, таможенные пошлины. Перечисленные пять налоговсоздают основу финансовой базы государства. Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на недвижимостьюридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с тойразницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом наимущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц. Чаще всегоэто один налог, хотя в некоторых странах имеется и такая практика, как вРоссии. Очень сильно поддерживает финансовую базу региональных бюджетовцелевой налог на нужды учреждений народного образования. Именно он даетнеобходимые средства для развития на региональном уровне этой отрасли. Среди местных налогов крупные поступления обеспечивают: налог наимущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу, налог насодержание жилищного фонда и социально-культурной сферы и далее — большаягруппа прочих местных налогов.II. Прямые налоги. 1. Налог на прибыль Одним из главных доходных источников федерального бюджета, а такжерегиональных и местных бюджетов служит налог на прибыль предприятий иорганизаций. За пять с половиной лет роль и значение его несколькоменялись, но независимо от этого он входил и продолжает быть одним из двухосновных налогов. До введения с действие части второй Налогового Кодекса РоссийскойФедерации налог регламентируется Законом РФ "О налоге на прибыльпредприятий и организаций" от 1 января 1992 г. Налог является прямым, егосумма зависит от конечного финансового результата предприятия-налогоплательщика. А плательщики — все предприятия и организации, в томчисле и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ,включая предприятия с иностранными инвестициями, международные объединенияи организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, филиалы идругие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетныйсчет, иностранные фирмы, осуществляющие предпринимательскую деятельность натерритории России. С 1994 г. плательщиками налога на прибыль стали коммерческие банки ииные кредитные учреждения, на деятельность которых два предыдущих годараспространялся Закон РФ "О налоге на доходы банков". Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная (илиувеличенная) в соответствии с положениями Закона "О налоге на прибыльпредприятий и организаций". Валовая прибыль представляет собой суммуприбыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов,иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализациипродукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой без налогана добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство иреализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Перечень затрат,включаемых в себестоимость, установлен Положением о составе затрат попроизводству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли[8]. В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются: • затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ,услуг), обусловленные технологией производства; • затраты, связанные с использованием природного сырья, земель,древесины, воды и т. д.; • затраты на подготовку и освоение производства; • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованиемтехнологии и организации производства, с улучшением качества продукции; • затраты на проведение опытно-экспериментальных работ,изобретательскую и рационализаторскую работу; • затраты по обслуживанию производственного процесса. Сюда входят расходы по обеспечению производства сырьем, материалами,топливом, энергией, инструментами и пр., по поддержанию в рабочем состоянииосновных производственных фондов — технический осмотр, ремонт, пообеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, нормальныхусловий труда и техники безопасности; • текущие затраты, связанные с эксплуатацией фондов природоохранногоназначения: очистных сооружений, фильтров, золоуловителей, расходы поочистке сточных вод, хранению и уничтожению экологически опасных отходов,другие виды текущих природоохранных затрат. Особо надо сказать о платежахза выбросы или сбросы загрязняющих веществ в природную среду. За предельнодопустимые выбросы платежи осуществляются за счет себестоимости продукции,а за их превышение — за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов; • затраты, связанные с управлением производством. Сюда относитсясодержание аппарата управления, включая материально-техническое итранспортное обслуживание его деятельности, а также содержание иобслуживание технических средств управления; вычислительных центров, узловсвязи, средств сигнализации и т. д., расходы на командировки, оплатаинформационных, консультационных и аудиторских услуг, услуг стороннихорганизаций по управлению производством, если штатным расписанием непредусмотрены какие-либо функциональные службы, представительские расходы.В состав себестоимости из числа расходов на управление нельзя включатьзатраты, связанные с ревизией финансово-хозяйственной и коммерческойдеятельности предприятия, проводимой по инициативе одного из участников илисобственников этого предприятия. Не включаются также затраты по созданию исовершенствованию систем и средств управления, это ложится на собственнуюприбыль; • затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; • затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно внаправлениях, где отсутствует транспорт общего пользования; • выплаты, предусмотренные законодательством о труде; • отчисления на государственное социальное страхование, пенсионноеобеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательногомедицинского страхования, в специальные отраслевые и межотраслевыевнебюджетные фонды; • платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленнойзаконодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся нафинансовые результаты; • оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработнойплаты, осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций; • затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение,погрузка, транспортировка, реклама в пределах установленных норм, участие ввыставках, ярмарках и т. д.; • затраты на воспроизводство основных производственных фондов,включаемые в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений наполное восстановление; • износ по нематериальным активам; • налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления,производимые в соответствии с установленным законодательством порядком. Помимо некоторых видов затрат, отмеченных выше, не подлежат включениюв себестоимость продукции (работ, услуг) расходы, не связанныенепосредственно с производством продукции. Это работы по благоустройствутерритории, оказанию помощи сельскому хозяйству, строительству,оборудованию и содержанию культурно-бытовых объектов, оказанию помощи илиучастию в деятельности других предприятий и организаций. За пять лет ставка налога на прибыль предприятий и организацийнесколько раз претерпевала изменения. Первоначально при принятиисоответствующего Закона она была установлена в размере 32%, а дляпосреднической деятельности — 45%. Так она функционировала в 1992—1993 гг.Напомню, что кредитные учреждения платили вместо налога на прибыль налог надоходы банков. В 1994 г. и ставки, и механизм взимания налога на прибыльподверглись переменам. Налог на доходы банков был отменен и кредитныеучреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как быраздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Былоустановлено, что 13% прибыли любого предприятия независимо от формысобственности и подчиненности поступает в федеральный бюджет. Региональныевласти могут установить налог еще в пределах 25%. Если они не примутрешения, то налог на прибыль в региональные и местные бюджеты взимается поставке 22%. Таким образом для предприятия данный налог повысился с 32% в1993 г. до 35—38% в 1994 г. В следующем году произошли новые уточнения.Теперь законодательные органы субъектов Федерации могут устанавливатьставку налога на прибыль не выше 22%. Практически повсеместно в РоссийскойФедерации общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (13+22).Более высокие ставки применяются к банкам, биржам, брокерским конторам иприбыли от посреднической деятельности. Для них ставка регионального налогаможет быть установлена до 30%, а общая ставка —до 43%. Часть втораяНалогового Кодекса РФ предусматривает ставку налога на прибыль в размере30%: «Налоговая ставка устанавливается, если иное не предусмотрено другимичастями настоящей статьи, в размере 30 процентов, в том числе ставка налогана прибыль (доход), зачисляемого в федеральный бюджет составляет 11процентов, а в бюджеты субъектов Российской Федерации - не свыше 19процентов. По доходам иностранных организаций: 1) от источников в Российской Федерации, если такие доходы не связаны с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, к которым применяется часть первая настоящей статьи, кроме доходов от фрахта, налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. Положения настоящей части не распространяются на доходы в виде процентов или дивидендов (статья 60 настоящего Кодекса), подлежащие налогообложению в порядке, предусмотренном главой 31 настоящего Кодекса; 2) от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.»[9] Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаютсяособо. Так, прибыль от дивидендов, полученных по акциям, облигациям и инымценным бумагам, выпущенным в Российской Федерации, облагается по ставке15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого участия в другихпредприятиях, созданных на территории Российской Федерации. Доходы от игорного бизнеса, включая игровые автоматы, облагаются поставке 90%, прибыль видео салонов — 70%. Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусматриваетбольшое количество налоговых льгот. Это подвергается нападкам, частичносправедливым, со стороны авторов проекта Налогового Кодекса РФ. Мырассмотрим здесь только льготы, установленные федеральнымзаконодательством. Но представительные органы субъектов Федерации могутвводить свои налоговые льготы в части, поступающей в их бюджеты. Льготы немогут предоставляться отдельным конкретным налогоплательщикам. Их можноприменить только к категориям предприятий исходя из приоритетовэкономического и социального развития регионов. В этом отношении российскоезаконодательство переняло, хотя и не сразу, американский опыт. Итак, пока в соответствии с требованиями части второй НалоговогоКодекса льготы не отменены, облагаемая прибыль уменьшается на суммы: • направленные на финансирование капитальных вложенийпроизводственного назначения в отраслях материального производства и вжилищное строительство во всех отраслях; • в размере 30% от капитальных вложений на природоохранныемероприятия; • затрат предприятий на содержание находящихся на их балансеучреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта,детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых иинвалидов, жилищного фонда, а также затрат при долевом участии в содержанииданных объектов. Следует иметь в виду, что затраты принимаются — не полностью пофактическим расходам, а в соответствии с нормативами, утвержденнымиместными органами государственной власти: • взносов на благотворительные цели в пределах 5% облагаемой налогомприбыли; • направленные государственными предприятиями на погашениегосударственного целевого кредита. Кроме этого, льготируется основная деятельность государственныхпредприятий связи и образовательных учреждений. Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятииинвалиды и пенсионеры составляют не менее 70% среднесписочной численности. Для предприятий, находящихся в собственности общественных организацийи объединений, творческих союзов, благотворительных фондов,налогооблагаемая прибыль снижается на сумму, направленную на осуществлениеих уставной деятельности. Эта льгота не относится к политическим партиям идвижениям, профессиональным союзам. С 1996 г. освобождается от налога прибыль средств массовой информацийза исключением прибыли, полученной от публикации рекламы и эротическойпродукции. Если предприятие по данным годового бухгалтерского отчета получилоубыток, то освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная наего покрытие в течение последующих пяти лет при условии полногоиспользования на эти цели средств резервного фонда. Но при этом не учитываются убытки, возникшие в результате сокрытия илизанижения прибыли, а также убытки, полученные до 1 января 1996 г. врезультате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению сих нормируемой величиной, убытки, полученные от превышения норм инормативов, установленных законодательством РФ по учету затрат, включаемыхв себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при расчетеналогооблагаемой прибыли. С 1997 г. предоставлена налоговая льгота товариществам — собственникамжилья, жилищно-строительным кооперативам по уменьшению налогооблагаемойприбыли на суммы, направленные на обслуживание и ремонт жилья и нежилыхпомещений, инженерное оборудование жилых домов. Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются маломубизнесу. При введении в действие Закона "О налоге на прибыль предприятий иорганизаций" было предусмотрено, что помимо общих льгот в первые два годапосле регистрации не уплачивают налог малые предприятия по производству ипереработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народногопотребления, строительные, ремонтно-строительные и по производствустроительных материалов при условии, если выручка от указанных видовдеятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции(работ, услуг). С 1994 г. малые предприятия освобождены от обязанности вноситьавансовые платежи. Они рассчитываются с бюджетом по фактическим квартальнымрезультатам, что в условиях инфляции является заметной налоговой льготой.2. Единый налог на вмененный доход В основе одного из базовых принципов, заложенных в основе инициативПравительства России по структурной перестройке налоговой системы, сталаидея о снижении налогового бремени на реальный сектор экономики и егоперераспределение в сторону сферы потребления. Реализация этого принципа на практике подразумевает (в числе прочихмероприятий) усиление налогового администрирования и расширениеналогооблагаемой базы в первую очередь за счет распространения зоныналогового контроля на тысячи субъектов хозяйственного оборота, которыесегодня осуществляют предпринимательскую деятельность в тех сферах, гдепроисходит оборот "живых" денег, налоговый контроль затруднён и где врамках классического налогообложения не удаётся обеспечить высокогокоэффициента собираемости. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 № 148-ФЗ "О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" организациии индивидуальные предприниматели, занимающиеся бизнесом в сфере розничнойторговли, общественного питания, транспортного и бытового обслуживаниянаселения переводятся на уплату единого налога на вмененный доход дляопределенных видов деятельности. Нормы федерального законодательства оедином налоге на вменённый доход являются рамочными. Единый налог на вмененный доход относится к компенсирующим налоговыммерам (причем, в первую очередь, для формирования местных бюджетов), онвводится в действие нормативными актами законодательных (представительных)органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Этиминормативными актами определяются конкретные виды деятельности, результатыот занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода,базовая доходность физических показателей и иные показатели, необходимыедля определения размера единого налога, налоговые льготы, порядок и срокиуплаты единого налога. Значимость единого налога не ограничивается его ролью толькокомпенсационного механизма. По прогнозам Министерства РФ по налогам и сборам поступления вбюджетную систему от единого налога на вменённый доход составят 12,5 млрд.рублей (в том числе от организаций 10,9 млрд. рублей и от индивидуальныхпредпринимателей – 1,6 млрд. рублей). Налог на вменённый доход должен составить почти 2 % от всехпоступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. В том числе втерриториальные бюджеты более 3 %. В частности в бюджет города Москвыпланируется поступление от этого налога более 1 млрд. рублей, в бюджетгорода Санкт-Петербург – почти 500 млн. рублей. Помимо компенсирующей функции налог на вмененный доход должен статьдейственным средством для усиления налогового администрирования, посколькупредусматривает систему свидетельств и механизм предварительной уплаты. Сегодня законы о едином налоге на вменённый доход приняты в 35субъектах Российской Федерации. В 17 из них налог введён с 1 января, в 14 –должен вступить в действие с 1 апреля. В 2 субъектах налог должен вступитьс 1 июля, а ещё в 2 с 1 января 2000 года. В остальных субъектахзаконопроекты по единому налогу на вменённый доход находятся нарассмотрении законодательных (представительных) органов власти. С 01.01.99 года введен единый налог в Тульской, Томской, Тамбовской,Калужской, Свердловской, Ростовской, Пензенской, Оренбургской,Владимирской, Воронежской, Астраханской областях, Хабаровском,Ставропольском, Краснодарском краях, Республиках Марий-Эл, Мордовия и Коми,городу и космодрому Байконур. С 1 апреля 1999 года федеральный закон о едином налоге введен вдействие в Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской, Рязанской,Смоленской и ряде других областей. С 1 января 2000 года предусмотрено введение единого налога натерритории Костромской и Нижегородской областей. В остальных субъектах Федерации законопроекты находятся нарассмотрении в законодательных (представительных) органах власти. На налог на вмененный доход возлагаются большие надежды, причем впервую очередь, в части формирования местных бюджетов. Министерство РФ по налогам и сборам ведёт большую работу по обобщениюи анализу запросов и откликов, поступающих из регионов на введение данногоналога, в том числе путем проведения "кустовых" совещаний по регионам.Первое из них было состоялось в г. Обнинске Калужской области. В марте 1999года было проведено 4 подобных совещания в Ростове, Хабаровске, НижнемНовгороде, Екатеринбург. Плательщиками единого налога с вмененного дохода, согласно статье 3Федерального закона, являются юридические лица, занимающиеся оказаниембытовых услуг населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив иремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт бытовой техники ипредметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий,ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийногооборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иныебытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, заисключением проката кинофильмов), оказанием парикмахерских услуг, а такжезанятые в сфере общественного питания ( с численностью до 50 человек),розничной торговли (с численностью до 30 человек), розничной торговлигорюче-смазочными материалами, оказание услуг по предоставлению автостояноки гаражей. Субъекты малого предпринимательства с численностью работающих до 100человек, занятые в сфере оказания транспортных услуг, также могут бытьпереведены на уплату единого налога с вмененного дохода; При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Вышеуказанные юридические лица признаются налогоплательщиками налога,если они осуществляют предпринимательскую деятельность, переводимую науплату единого налога на территории субъекта Российской Федерации, накоторой действует соответствующий закон, не зависимо от места ихгосударственной регистрации либо осуществления иной предпринимательскойдеятельности. Комитетом по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной ДумыРоссийской Федерации во втором чтении была одобрена предложеннаяМинистерством поправка о выделении в самостоятельный вид деятельности,подлежащий налогообложению единым налогом, розничную продажу горюче-смазочных материалов через АЗС. Кроме того, учитывая социальные аспекты, атакже некоторые особенности состава работников, характерных для сферприменения единого налога было предложено ввести дополнительный понижающийкоэффициент расчета сумм налога в зависимости от среднесписочного числаинвалидов налогоплательщика. Объектом обложения единым налогом с вмененного дохода являетсявмененный доход на очередной календарный месяц, а налоговый периодустанавливается в один квартал. Сроки уплаты единого налога устанавливаются законодательными актамисубъектов Российской Федерации. Но в любом случае уплата месячного платежапроизводится авансом. Порядок уплаты налога также устанавливается органами власти субъектовФедерации. Принятый названными органами законодательный акт должен бытьопубликован не позднее чем за месяц до наступления очередного налоговогопериода (квартала). Ставка единого налога установлена федеральным законом в размере 20процентов от вмененного дохода и изменению законодательными органамисубъектов Российской Федерации не подлежит. Сумма уплаченного единого налога распределяются между федеральнымбюджетом, государственными социальными внебюджетными фондами и бюджетамисубъектов Российской Федерации. Организации и индивидуальные предприниматели, переводимые на уплатуединого налога с вмененного дохода в месячный срок со дня опубликованиязаконодательного акта обязаны представить в налоговый орган по местуналогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в налоговомпериоде. Если у организации или предпринимателя несколько торговых точекили иных мест осуществления деятельности, расчет суммы налогапредставляется по каждому такому месту. Если помимо видов деятельности, с доходов от занятия которыминалогоплательщики уплачивают единый налог, они занимаются и другими видамидеятельности, то они обязаны уплачивать налоги по этим видам деятельности вобщеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение бухгалтерскогоучета результатов хозяйственной деятельности. Расчет суммы единого налога на вмененный доход производится всоответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход дляопределенных видов деятельности» и основывается на определении значениябазовой доходности определенного вида деятельности, физических показателейи повышающих (понижающих) коэффициентов, отражающих степень влиянияразличных факторов на результат предпринимательской деятельности. При выборе физических показателей, характеризующих определенные видыдеятельности, следует исходить из того, что валовой доход организации(предпринимателя) и прогнозируемый на его основе вмененный доход должензависеть от выбранного физического показателя и от количества его единиц.Выбор этих физических показателей может быть осуществлен либо исходя изэкспертной оценки результатов предпринимательской деятельности, либо наосновании анализа статистических данных. Рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога на вмененныйдоход[10] M = C x N x D x E x F x J V=M x 0,2 M – сумма вмененного дохода V – сумма единого налога на вмененный доход C – базовая доходность на единицу физического показателя N – количество единиц физического показателя D, F, J, E – повышающие (понижающие) коэффициенты 0,2- ставка единого налога на вмененный доход При определении суммы единого налога для организаций(предпринимателей) рекомендуется использовать следующие повышающие(понижающие) коэффициенты: D – учитывающий особенности подвидов деятельности[11]. E – учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности вразличных группах регионов. F – учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности взависимости от типа населенного пункта. J - учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности взависимости от дислокации предприятия. Для исчисления единого налога на вмененный доход могут бытьиспользованы следующие методы расчета. Метод А – основан на обработке существующей статистической информациио результатах хозяйственной деятельности организации (предпринимателей),осуществляющих определенный Законом[12] виды деятельности. Метод Б – основан на обработке информации налоговых органов офактически поступивших суммах налоговых платежей от организации(предпринимателей), осуществляющих определенные Законом виды деятельности. Метод В – основан на использовании рекомендуемых показателей базовойдоходности единицы физического параметра и повышающих (понижающих)коэффициентов.III. Косвенные налоги 1.Налог на добавленную стоимость С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов сталналог на добавленную стоимость (НДС). Налог представляет собой формуизъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства и обращения и определяемой как разница между стоимостьюреализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат,отнесенных на издержки производства и обращения. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров(работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в нихналога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммыденежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары(работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специальногоназначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых ииных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров иливыполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядкечастичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары. При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичнойоплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимостиоблагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных сучетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельномууровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственногопроизводства, затраты по которым не относятся на издержки производства иобращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимостьэтих или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при ихотсутствии — из фактической себестоимости. При изготовлении товаров издавальческого сырья и материалов облагаемым оборотом является стоимость ихобработки. У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализациитоваров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, покоторым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога надобавленную стоимость. Аналогично определяется облагаемый оборот приаукционной продаже товаров. Для строительных, строительно-монтажных иремонтных организаций облагаемым оборотом является стоимость выполненныхработ, принятых заказчиком. Исчисление налога на добавленную стоимость по данным видам работпроизводится исходя из сумм, учитываемых по счетам реализации. В налогооблагаемую базу по импортируемым товарам включаются таможеннаястоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и суммаакциза. Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитаетсястоимость закупок у поставщиков. Сумма налога определяется как разницамежду суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию(товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальныересурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства.Подобная база обложения достаточно стабильна. Как видим, НДС является косвенным налогом на потребление. Налогвзимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор,пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. Врезультате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства иобращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога.Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступлениеналога в бюджет. От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услугипассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции,патентно-лицензионные операции, продукция собственного производстваотдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживаетсоциальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские иопытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учрежденийкультуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственныхпредприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народныххудожественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территориюРоссийской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельность

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКурсовая работа Тема: «Налогообложение унитарных и муниципальных предприятий»

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКонтрольная работа по дисциплине «Налогообложение предприятий». На...

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКурсовая работа по дисциплине «Налоги и налогообложение» на тему:...

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconТема Теоретические и организационные основы налогообложения Тема...
Особенности налогообложения прибыли при осуществлении деятельности, подлежащей и не подлежащей патентованию

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКурсовая работа по курсу “Налогообложение” на тему “Расчеты с внебюджетными фондами”
При этом, в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта используется финансово-кредитный и ценовой механизмы

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКонтрольная работа по курсу «Налоги и налогообложение» по теме «Государственные...

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconМетодические рекомендации к выполнению контрольной работы по курсу "Налогообложение предприятий"
«Учет и аудит», 050107 «Экономика предприятий», 050201 «Менеджмент организаций» факультета последипломного образования

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономика предприятий общественного питания.»

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconЭкономический факультет Кафедра менеджмента Курсовая работа по дисциплине...
Методы изучения сфер инвестиционной деятельности для выбора объекта инвестиций 12

Курсовая работа Тема Налогообложение предприятий iconКурсовая работа ||по курсу «Финансы предприятий» || ||на тему «Финансово-инвестиционная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<