Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование»




Скачать 269.57 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование»
Дата публикации19.03.2014
Размер269.57 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Программно - целевое планирование

Московский городской институт управления Правительства Москвы Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно – целевое планирование» Подготовила студентка V курса Евдокимова Е. Д. Преподаватель – Никулина С. А. Москва 2003 Содержание Введение…………………………………………………………………..3 1.Понятие программно – целевого планирования………………….4 1.1.Определение программно-целевого планирования……….4 1.2.Процедура программно-целевого планирования…………..5 1.3.Недостатки программно-целевого планирования………….7 2.Методология программно-целевого планирования……………...9 3.Применение программно-целевого планирования на разныхуровнях…………………………………………………………………………..11 3.1.Программно-целевое планирование в организациях…….12 3.2.Государственное программно-целевое планирование…..14 4.Программно-целевое планирование на примере целевой программыМосковской области «Социальная гарантия»………………….18 4.1.Общие положения………………………………………………18 4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальнаягарантия»………………………………………………………22 4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальнаягарантия»………………………………………………………………………….30 Заключение………………………………………………………………31 Список использованной литературы………………………………..32 Введение Планирование и прогнозирование как наука возникли давно, но ихактивное развитие на западе началось в середине XX века. Это былообусловлено повышением деловой активности, возникновением большогоколичества новых коммерческих предприятий и другими подобными факторами.Вместе с тем возникла и необходимость более существенного вмешательствагосударства в экономику с целью регулирования рынка. Таким образомпоявилось планирование на микро- и макроурованях. В течение нескольких десятилетий теория планирования и прогнозированиябурно развивалась, в результате чего возникли различные способы и методыпланирования. Некоторые из них специфичны, другие универсальны. К последнимотносится и метод программно-целевого планирования, рассмотренный в даннойработе. Этот метод зарекомендовал себя в развитых странах как один из самыхточных и надежных. Он широко применяется на Западе на всех уровняхпланирования и управления. Однако в России в связи с историческими обстоятельствами теорияпланирования и управления развивалась в иных направлениях, чем на Западе. Врезультате возникла ситуация почти полного отсутствия отечественных научныхразработок в этой области при переходе к рыночной экономике. Припланировании приходилось использовать западные модели, которые не всегдаподходят к российским условиям. Актуальность данной темы, таким образом, связана с необходимостьюболее детального изучения теории планирования в России и созданиясобственных разработок для оптимизации внутрифирменного и государственногоуправления. 1.Понятие программно – целевого планирования 1.1.Определение программно-целевого планирования Изучение любого объекта, особенно такого сложного и неоднозначного,как планирование, следует начинать с его точного определения. Итак, дадимопределение программно – целевого планирования, которому посвящена даннаяработа. Программно – целевое планирование - это один из видов планирования, воснове которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленныхцелей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либоконкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планированиялежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути ихдостижения. Т. е. программно-целевое планирование построено по логической схеме"цели - пути – способы - средства". Сначала определяются цели, которыедолжны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем –более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив передсобой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по ихдостижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планированияявляется не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составлениеконкретной программы достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдатьситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его отбольшинства других методов. Особенностью программного планирования является также способ влиянияна планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, еесоставные элементы и сложившаяся организационная структура, а управлениеэлементами программы, программными действиями. Из положений, рассмотренных выше, следует, что ключевым понятиемпрограммно-целевого планирования является программа. Программа — этокомплекс мероприятий по реализации стратегий. В свою очередь, системастратегий и целей, достигаемых с их помощью, - не что иное, как план. Такимобразом, подтверждается двойственность программно-целевого планирования, аименно объединение планирования и фактического влияния на экономическиепоказатели. 1.2.Процедура программно-целевого планирования Как уже было сказано, первым этапом программно-целевого планированияявляется постановка целей; на последующих этапах разрабатываются пути иконкретные способы их достижения. Рассмотрим эту процедуру подробнее. Постановка целей при программно-целевом методе планированияпредставляет собой формирование "древа целей ". Затем в соответствии с нимопределяется система мероприятий по реализации целей, называемая целевойкомплексной программой. Для ее выполнения строится специальная системауправления, которая доводит задания программы до конкретных исполнителей иконтролирует их выполнение. Организационная структура этой системыопределяется, таким образом, "деревом целей ", составом исполнителей исодержанием программы. Таким образом, мы выделили еще один элемент программно-целевогопланирования – систему управления. Ее построение – это, по сути, и естьоснование, на котором базируется выполнение программы. Т. е. планированиерешения какой-либо проблемы при программно-целевом методе во многомсводится к планированию системы управления. Рассмотрим его основные стадии. 1. Формирование общей структурной схемы системы и её главных характеристик (стадия композиции). 2. Разработка состава подразделений и основных связей между ними (стадия структуризации). 3. Разработка количественных характеристик аппарата управления, установление порядка его деятельности (стадия регламентации). При этом первая стадия имеет принципиальное значение, поскольку онаопределяет структуру системы управления (организации). На ней определяютсясистема целей и задач организации, её тип и правовой статус, степеньсамостоятельности, границы деятельности, состав функций. На второй итретьей стадиях устанавливаются более детальные параметры системы. Теория планирования и построения систем управления для решения новыхпроблем должна основываться на анализе практики создания и функционированиясуществующих систем. Основная сложность состоит в том, чтобы средимножества единичных фактов и наблюдений различных специалистов выявитькакие-то ключевые положения, закономерности, общие для планирования ипостроения всех систем управления. Среди них можно выделить следующие: 1. Формирование системы управления - это многоэтапный процесс. 2. Необходимым условием для начала планирования, а затем исоздания рассматриваемой системы является наличие определённой общественнойпотребности, т. е. проблемы, требующей решения. Однако одной потребностинедостаточно, нужны ещё определённые условия и гарантии: экономические,юридические, социальные, технические и другие, чтобы обеспечить системенеобходимую устойчивость. 3. Решение вновь возникающих проблем не обязательно требует созданияновых систем управления. Многие проблемы могут успешно решаться в рамкахсуществующих систем. Обычно для этого разрабатывается специальный комплексмероприятий (программа) и готовятся постановления или приказы, обязывающиесоответствующие системы выполнять предписанные им новые функции. Контрольза реализацией такой программы осуществляется организацией, назначаемойголовной по данной проблеме. Необходимость в планировании и построении новых систем управлениявозникает обычно, когда становится очевидным, что существующиеорганизационные структуры не справляются с решением проблемы и требуетсясоздать новые. 4. Для выбора способа решения проблем предварительно проводится ихисследование. При решении рассматриваемых в данной работе проблемнаибольшее распространение получили программно-целевые методы, наиболееестественно связывающие проблему со средствами её решения. Решение сложной проблемы обычно начинают с построения "дерева целей ",которых требуется достичь путём организации и проведения определённогокомплекса мероприятий. Задача заключается в том, чтобы найти этот комплекс,указать конкретных исполнителей и сроки выполнения мероприятий. Для этого"дерево" как бы "накладывается" на реальную среду, в результате чегонаходится необходимая информация и составляется конкретная программа работ. 1.3.Недостатки программно-целевого планирования Программно-целевой метод планирования выглядит довольнопривлекательным, т. к. позволяет в значительной степени влиять наисследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков,которые рассмотрены ниже. 1. Методическая незавершенность. К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений поширокому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексныхпрограмм, отсутствует единая точка зрения исследователей наосновополагающие понятия программно-целевого планирования и управления,соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходитсяадаптировать программные методы к уже существующим методам планирования иуправления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно-целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученныхпроблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме"цель - система мероприятий – система управления". 2. Программно-целевое планирование используется, в основном, для совершенствования действующих систем управления, а не для решения новых проблем. Эта ситуация также связана с недостаточностью научной базы по данномувопросу. Руководители программ при создании новых систем управленияпредпочитают действовать старыми проверенными методами, чтобы уменьшитьриск. Однако это не всегда является оптимальным подходом, что не идет напользу создаваемой программе. 3. «Забывчивость» систем управления. Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развитиясистемы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решениякоторых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связьпервоначально не была учтена в полной мере при создании системы,определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, частонаблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимостипроблемы, что не способствует ее успешному решению. 4. Отсутствие адекватных методик расчёта экономической эффективности программ. В результате невозможно объективно обосновать необходимость созданияпрограммы и соответствующей системы управления для решения какой-либоконкретной проблемы. 5. Недостаточная оперативность. Иногда с момента появления проблемы до момента реализации программы поее решению проходят многие годы, в течение которых обществу наноситсяневосполнимый ущерб от игнорирования проблемы. Например, десятилетиямизамалчивалась проблема охраны окружающей среды, пока наконец не былисозданы специальные программы. Рано или поздно проблемы всё равно"всплывают на поверхность", однако очевидно, что чем раньше та или инаяпроблема будет обнаружена и решена, тем больший ущерб удастсяпредотвратить. Таким образом, все недостатки программно-целевого планирования связаныс недостаточностью научной базы по данному вопросу. Следовательно, дляоптимизации процесса программно-целевого планирования необходимы дальнейшиеи более глубокие научные разработки в этой области. 2.Методология программно-целевого планирования Во всех областях науки важную роль играет методология, т. е.совокупность методов, используемых при изучении и исследовании каких-либообъектов. В планировании и прогнозировании роль методологии еще больше, чемв других дисциплинах. Это связано с тем, что проблемы в данной области впоследние годы стали особенно сложными вследствие быстрых изменений вэкономике. Для их решения необходимо развивать научную базу планирования ипрогнозирования и, в первую очередь, методологию. Применительно к планированию и прогнозированию методология – это наукао методах прогнозирования и планирования, общие научные основы этихметодов. Существует множество различных методов планирования ипрогнозирования. Рассмотрим те из них, которые применяются в процессепрограммно-целевого планирования. I. Методы прогнозирования 1. Эвристические методы. Методы этой группы субъективны и неотделимы от лица, делающего прогноз. Это, прежде всего, методы социологических исследований и экспертные методы. При программно-целевом планировании методы социологическихисследований могут применяться для определения текущего положения в странеили на рынке определенных товаров, а экспертные методы – для более точногопостроения прогноза. Однако эвристические методы при программно-целевомпланировании используются лишь как дополнение к другим методам, т. к. ихточность относительно невысока. 2. Экономико-математические методы. При применении методов этой группы активно используются объективное наблюдение и измерение показателей. Затем с помощью расчетов и математического моделирования делается прогноз. Особое место в этой группе занимают статистические методы. Онииспользуются во всех способах планирования и прогнозирования, в том числе ипри программно-целевом планировании. Эти методы позволяют с высокойстепенью достоверности определить различные состояния исследуемой системы вбудущем. Все методы прогнозирования обладают своими достоинствами инедостатками. Поэтому для достижения эффективного результата рекомендуетсякомбинировать их друг с другом. II. Методы планирования Методы планирования – более узкое понятие, чем методы прогнозирования.Это методы подготовки одного или нескольких вариантов плана для утверждениялицом или органом, принимающим решение. Также к ним можно отнести и методыреализации планов. Рассмотрим каждую из этих групп. 1. Методы подготовки планов – как и методы прогнозирования, включают в себя эвристические и математические методы. Среди математических методов подготовки планов особое место занимают методы оптимального планирования. При их применении используется решение задач математического программирования, к которым относятся: - задачи об оптимальном плане производства, сущность которых состоит в определении наилучшего по объему реализации или прибыли плана производства при ограниченных ресурсах; - транспортные задачи, которые позволяют выбрать план перевозок, обеспечивающий минимум транспортных расходов при выполнении заданных объемов поставок потребителям и другие задачи. Кроме математического программирования, при подготовке планов частоиспользуют теорию игр, которая позволяет принимать решения в условияхнеопределенности. 2. Методы реализации планов можно разделить на две группы: - Формирование планов, предназначенных для безусловного исполнения (директивных планов). Такие планы должны быть однозначными и соответствующими возможностям объекта. - Формирование планов – ориентиров экономического развития (индикативных планов). Они не являются обязательными для исполнения и могут варьироваться в зависимости от условий. При программно-целевом планировании эти методы обычно сочетаются. Т.е. разрабатываются как директивные планы для достижения каких-либоконкретных целей, так и индикативные, которые служат ориентиром приреализации программы. 3.Применение программно-целевого планирования на разных уровнях Программно-целевое планирование может применяться на различныхорганизационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельнойорганизации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом.В каждом из этих случаев существует своя специфика применениярассматриваемого метода планирования. 3.1.Программно-целевое планирование в организациях В мировой практике менеджмента и маркетинга программно-целевоепланирование в организациях применяется с начала 60-х годов и за это времяуспело зарекомендовать себя как самый надежный метод планирования. Однако внастоящее время в России этот метод почти не применяется во внутрифирменномпланировании. Это, вероятнее всего, связано с тем, что в нашей стране напротяжении нескольких десятков лет отсутствовали какие-либо исследования вобласти менеджмента. В результате руководители организаций не имеютдостаточно глубоких знаний о внутрифирменном планировании и избегаютдолгосрочного планирования вообще и программно-целевого планирования вчастности. При программно-целевом подходе к внутрифирменному планированию основойуправления организацией является так называемая целевая программапредприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по ихдостижению. Т.к. условия внешней среды постоянно изменяются, то программупредполагается периодически корректировать и приводить в соответствие стекущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмыявляются конкретизацией и продолжением целевой программы предприятия. Проведение мероприятий по изменению целей фирмы и программы действий –это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходитпоэтапно. При этом выделяются следующие этапы. 1. Разработка общих целей. 2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5,10 лет). 3. Определение путей и средств их достижения. 4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими. Кроме того, различают несколько видов управленческой деятельности, которые играют важную роль при внутрифирменном программно- целевом планировании. К ним относятся: 1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт; 2. адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением). Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям (совершенствование производственных систем, взаимодействие с правительством и обществом в целом и т.д.); 3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для выявления сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективности внутренних операций); 4. осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте). На практике доказано, что применение программно-целевого планированияв организациях позволяет повысить точность прогнозов и приблизить плановыепоказатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешномуразвитию компании. Но в России, как уже было сказано, программно-целевое планирование нафирмах применяется редко. Гораздо чаще этот метод используется пригосударственном планировании и регулировании экономики. 3.2.Государственное программно-целевое планирование Программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных иэффективных методов государственного регулирования экономики, применяемых вбольшинстве развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходяиз целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективныхпутей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят и более конкретныезадачи, такие как непосредственное влияние на размещение новых предприятий,миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований(освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешениеострых эколого-экономических ситуаций и т.д.). Все методы государственного воздействия на экономику можно разделитьна несколько взаимосвязанных групп. 1. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (налоговая политика, кредитная политика, таможенная политика). 2. Прямое государственное финансовое регулирование (предоставление дотаций, субсидий, субвенций). 3. Методы регулирования материальных потоков и производственной деятельности (заказы на поставки продукции, квотирование, лицензирование). 4. Программно-целевой метод планирования и управления (включает в себя разработку и реализацию государственных программ развития приоритетных сфер экономики и решения первоочередных социально- экономических проблем). При этом последний из методов при своей реализации использует всеостальные перечисленные методы, что ставит его в особое положение и делаетболее эффективным, чем остальные. Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основныхцелей социального, экономического и научно-технического развития,разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные срокипри сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитиипроизводства. Программно-целевой метод планирования и управления предполагаетопределенную документальную базу. Основным документом, характеризующимсоциально-экономические процессы в России с точки зрения планирования иопределяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходитза рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения повоздействию на экономику страны. Более конкретными плановыми документами являются комплексные целевыепрограммы. Целевая комплексная программа – это документ, в которомотражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских,организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий,направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем иувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. По содержанию целевые комплексные программы можно разделить нанесколько видов. 1. Социально-экономические программы - предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения. 2. Научно-технические программы - направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект. Перечень научно- технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики. 3. Производственно-экономические программы - предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств. 4. Территориальные программы - направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах. 5. Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий природоохранного характера. 6. Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой. Целевые комплексные программы различаются также по своей временнойпродолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на периодсвыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет. Целевые комплексные программы, хотя и разрабатываются государством,могут быть реализованы на различных уровнях. Эти уровни таковы: 1) народнохозяйственные (общегосударственные), направленные на решение проблем, оказывающих влияние на всю национальную экономику; 2) межотраслевые, охватывающие группу однородных, технологически связанных между собой отраслей; 3) общеотраслевые, реализация которых имеет принципиальное значение для технического развития той или иной отрасли народного хозяйства; 4) подотраслевые, цели и ресурсы которых ограничиваются рамками отдельных отраслей, подотраслей. Разработка ЦКП с использованием программно-целевого методаосуществляется в определенной последовательности. 1. Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация. 2. Выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам. Генеральная цель разбивается на подцели. 3. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения. 4. Расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. 5. Заключительный этап. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы. Очевидно, что процедура программно-целевого планирования нагосударственном уровне разработана намного лучше, чем на уровне отдельныхорганизаций. Поэтому государственное программно-целевое планирование внастоящее время значительно эффективнее, чем внутрифирменное. Следовательно, наиболее наглядным и показательным будет применениепрограммно-целевого планирования на уровне государства. Рассмотрим его вследующем разделе на примере целевой программы Московской области«Социальная гарантия». 4.Программно-целевое планирование на примере целевой программы Московской области «Социальная гарантия» 4.1.Общие положения Данная программа утверждена законом Московской области от 12 ноября2002 г. № 122/2002-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальная гарантия"на 2003-2004 годы". Рассмотрим основные положения этой программы. В течение нескольких последних лет в Московской области проводитсяпоследовательная работа по созданию "прозрачной" и жесткорегламентированной системы финансирования из бюджетов различных уровнейвыплат социальной помощи отдельным категориям граждан, имеющих всоответствии с законодательством право на льготы, компенсационных выплат, атакже выплат заработной платы работникам бюджетных учреждений игосударственным служащим Московской области. Частью такой работы сталосоздание рассматриваемой программы. В программно-целевом планировании центральным понятием является цельмероприятий. Итак, целью программы «Социальная гарантия» является созданиеэффективной автоматизированной системы по обеспечению социальных гарантийнаселению Московской области, сущность которой состоит во внедрении врегионе системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт.Основная цель программы разбивается на следующие подцели: 1. Введение единого порядка регистрации льгот, предоставляемых жителям Московской области. 2. Создание и ведение регистра граждан, имеющих право на льготы. 3. Отработка на «пилотном» проекте системы предоставления льгот с использованием пластиковых карт жителям Московской области. 4. Создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Социальная гарантия» по централизованному учету льгот, предоставленных гражданам, и контролю за использованием бюджетных средств на оказание гражданам адресной социальной помощи. 5. Создание информационного обеспечения анализа и прогноза использования бюджетных средств на оказание гражданам адресной социальной помощи. 6. Создание развитой технологической инфраструктуры, необходимой для функционирования системы безналичных расчетов. 7. Введение пластиковых карт для безналичных расчетов при получении адресной социальной помощи гражданами Московской области. Цели и подцели программы существуют не сами по себе – онинепосредственно связаны с результатом, которого необходимо достичь. Вданном случае ожидаемые результаты от реализации программы должныобеспечить два эффекта: 1.Социальный: улучшение качества обслуживания населения, обеспечениесвоевременной выплаты заработной платы работникам учреждений бюджетнойсферы, совершенствование взаимодействия органов государственной власти,местного самоуправления и организаций по оказанию социальной помощи жителямМосковской области. 2.Экономический: экономия бюджетных средств (от 7 до 40 млн. руб.) засчет исключения случаев неправомерного назначения гражданам льгот. У любой государственной целевой программы есть заказчик в лице какого-либо органа власти. Заказчиком программы «Социальная гарантия» являетсяМинистерство экономики Московской области. В реализации программы принимаютучастие ее исполнители. Ими в данном случае являются: 1) головной исполнитель программы - организация, определяемая по конкурсу; 2) Министерство экономики Московской области; 3) Министерство финансов Московской области; 4) Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области; 5) Министерство здравоохранения Московской области; 6) Министерство по делам печати и информации Московской области; 7) Комитет социальной защиты населения Московской области; 8) Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию); 9) Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области (по согласованию), администрации муниципальных образований Московской области (по согласованию). Т. е. исполнителями данной программы являются учреждения, которыенепосредственно оказывают социальные услуги населению или финансовообеспечивают их оказание. Таким образом, программа обеспечивает единствосферы социальных услуг и материальной основы ее функционирования. Управление программой «Социальная гарантия» в общих чертахосуществляется по следующей схеме. Государственный заказчик программыявляется главным распорядителем выделенных на реализацию средств, в данномслучае средств областного бюджета. Он обеспечивает их использование всоответствии с утвержденными программными мероприятиями, а также организуетвзаимодействие между исполнителями различных мероприятий программы. Эти мероприятия выполняются в соответствии с договорами, заключаемымиголовным исполнителем программы с ее государственным заказчиком и сисполнителями отдельных мероприятий. В приемке выполненных работ дляконтроля их выполнения обязательно участвует государственный заказчик. С исполнителями отдельных мероприятий программы согласовываютсятехническое задание и технический проект на разработку АИС "Социальнаягарантия", они также вправе участвовать в приемке результатов выполнениялюбых мероприятий программы и в работе конкурсной комиссии по определениюее головного исполнителя. При расходовании бюджетных средств очень важно правильно и своевременноорганизовать контроль за их использованием. Поэтому контроль являетсянеотъемлемой частью организации государственных целевых программ. В данномслучае система контроля выглядит следующим образом. Контроль за исполнением программы «Социальная гарантия» осуществляетсяее государственным заказчиком, Правительством Московской области иМосковской областной Думой. Исполнители программы представляют отчетыгосударственному заказчику в соответствии со своими календарными планамиработ. Губернатор Московской области ежегодно представляет отчет ореализации программы в отчетном финансовом году в Московскую областнуюДуму. Он должен содержать данные об общем объеме фактически произведенныхрасходов (всего и по отдельным мероприятиям); перечень завершенных втечение года мероприятий; перечень не завершенных в течение годамероприятий, процент их выполнения и анализ причин несвоевременноговыполнения указанных мероприятий; предложения о привлечении дополнительныхисточников финансирования и иных способов достижения программных целей. Итоговый отчет о реализации программы «Социальная гарантия» в целомтакже представляется Губернатором Московской области в Московскую областнуюДуму на утверждение. Он должен содержать данные о финансировании программыв целом и по отдельным мероприятиям с разбивкой по годам реализации,процент реализации программы, оценку результатов ее реализации, уровеньдостижения программных целей. Финансирование любых мероприятий, в том числе и целевых программ, сиспользованием бюджетных средств всегда четко планируется заранее.Рассмотрим структуру финансирования программы «Социальная гарантия». 4.2.Анализ структуры финансирования целевой программы «Социальная гарантия» Следует отметить, что далеко не все мероприятия, предусмотренныепрограммой, финансируются из областного бюджета. Например, проведениеконкурса на определение головного исполнителя программы, организацияинформационной кампании и многие другие мероприятия предполагаетсяосуществлять за счет других источников. В данном контексте важно именногосударственное финансирование, поэтому будем рассматривать только темероприятия, которые финансируются из областного бюджета. Перечень и объем финансирования таких мероприятий приведены в таблице.Причем мероприятия в ней объединены в группы, а их финансирование даетсякак в общем объеме, так и с разбивкой по годам. Это позволяетпроанализировать структуру финансирования программы «Социальная гарантия». Таблица Перечень мероприятий целевой программы "Социальная гарантия"|№ |Наименование мероприятия |Срок |Объем финансирования, тыс.||п/п | |исполнени|руб. || | |я | || | | |Всего |в том числе || | | | |2003 |2004 ||1 |Организационные мероприятия по|2003 - |300 |100 |200 || |реализации программы, а именно|2004 | | | || |обучение практическим навыкам | | | | || |работы с АИС «Социальная | | | | || |гарантия» | | | | ||2 |Нормативно-правовое и | |350 |350 | || |методическое обеспечение, в | | | | || |том числе: | | | | ||2.1 |Разработка методических |2003 |50 |50 | || |материалов по рациональному | | | | || |размещению среди компьютеров | | | | || |АИС «Социальная гарантия» | | | | || |данных единого регистра | | | | || |граждан, имеющих право на | | | | || |льготы | | | | ||2.2 |Разработка кодификатора |2003 |250 |250 | || |предоставляемых гражданам | | | | || |льгот | | | | ||2.3 |Разработка основных положений |2003 |50 |50 | || |АИС адресной защиты населения | | | | || |Московской области | | | | ||3 |Создание и внедрение АИС | |9350 |7400 |1950 || |«Социальная гарантия», в том | | | | || |числе: | | | | ||3.1 |Решение технических вопросов |2003 |50 |50 | || |по информационному | | | | || |взаимодействию с фондами | | | | || |обязательного медицинского и | | | | || |пенсионного страхования | | | | ||3.2 |Разработка технического |2003 |1000 |750 |250 || |проекта (документация) АИС | | | | || |«Социальная гарантия» | | | | ||3.3 |Разработка программного |2003 |750 |750 | || |обеспечения по информационной | | | | || |защите АИС «Социальная | | | | || |гарантия» от | | | | || |несанкционированного доступа | | | | ||3.4 |Разработка типового |2003 |900 |900 | || |программного обеспечения по | | | | || |регистрации граждан, имеющих | | | | || |право на льготы | | | | ||3.5 |Разработка типового |2003 |2500 |2000 |500 || |программного обеспечения по | | | | || |расчету услуг в сфере ЖКХ и | | | | || |здравоохранения | | | | ||Продолжение ||3.6 |Разработка типового |2003 |2000 |1800 |200 || |программного обеспечения для | | | | || |органов социальной защиты | | | | || |населения в Московской области| | | | ||3.7 |Разработка типового |2003 |700 |700 | || |программного обеспечения по | | | | || |расчету бюджетных средств, | | | | || |направляемых организациям, | | | | || |оказывающим услуги | | | | || |гражданам-льготникам | | | | ||3.8 |Разработка программного |2003 |500 |450 |50 || |обеспечения других | | | | || |системообразующих компонент | | | | || |АИС «Социальная гарантия» | | | | ||3.9 |Внедрение АИС «Социальная |2004 |950 | |950 || |гарантия» | | | | || |Итого | |10000 |7850 |2150 | Для удобства и наглядности проведения анализа данные таблицы оструктуре финансирования программы по направлениям и по годам представленысоответственно на рисунках 1 и 2. Рассмотрим структуру финансирования программы «Социальная гарантия» понаправлениям. Абсолютный максимум затрат – 93% - приходится на собственносоздание и внедрение АИС «Социальная гарантия», в первую очередь, этозатраты на разработку различных видов программного обеспечения. Остальныезатраты, к которым относятся расходы на организационные мероприятия пореализации программы и нормативно-правовое и методическое обеспечение,составляют незначительные доли. Такое положение дел вполне закономерно. Естественно, что большинствовыделенных из бюджета средств тратится именно на непосредственнуюреализацию программы, а на вспомогательные и организационные мероприятияприходится незначительная часть расходов. Таким образом, структуру расходов на осуществление программы«Социальная гарантия» можно признать закономерной и логичной. Однако вданном конкретном случае у нее могут быть свои недостатки. Например, квспомогательным мероприятиям было отнесено обучение практическим навыкамработы с АИС «Социальная гарантия». На долю этой статьи приходится всего 3%расходов, или 300 тыс. руб. Очевидно, что этих средств явно недостаточнодля глубокого и комплексного изучения новой операционной системы. Врезультате может существенно снизится эффективность использования системы. Такую ситуацию можно объяснить лишь недостаточностью средств бюджета.Однако имеющиеся средства распределены рационально, так чтобы обеспечитьреализацию программы с максимальной эффективностью. [pic] Обратимся теперь к рисунку 2, на котором представлена структурафинансирования программы «Социальная гарантия» по годам ее реализации.Первый столбец диаграммы показывает объем финансирования в 2003 году,второй – в 2004. На 2003 год приходится значительно больший объем финансирования, чемна 2004. Это связано с тем, что данная целевая программа рассчитана всегона два года. Причем задачей на втором году является в большей степенивнедрение АИС «Социальная гарантия», чем ее разработка. Основной комплексмероприятий по разработке системы приходится на 2003 год. Очевидно, чтозатраты на подготовку и разработку системы значительно превышают затраты наее внедрение (9050 и 950 тыс. руб. соответственно). Хотя на 2004 год ипереносится некоторая часть расходов на разработку АИС, большая их доляосуществляется в 2003 году. Такая ситуация характерна для всех целевых программ, рассчитанных насравнительно недолгий срок (1 – 2 года). При более мелкой разбивкемероприятий по срокам наблюдается следующая тенденция. Сначала объемфинансирования сравнительно невелик, затем он начинает возрастать и к концупервого года достигает своего максимума. Во втором году объемфинансирования резко снижается, что связано с переходом от разработкисистемы к ее внедрению. Этот процесс представлен на графике на рисунке 3. Таким образом, были рассмотрены плановые данные о реализацииобластной целевой программы «Социальная гарантия». К сожалению, срокреализации данной программы еще не закончился, и поэтому нельзя провестианализ ее выполнения. Однако уже на этом этапе можно сделать определенныевыводы о рациональности составления программы и сделать прогноз еевыполнения. Рассмотрим эти вопросы в следующем подразделе. [pic] [pic] 4.3.Прогноз выполнения целевой программы «Социальная гарантия» При отсутствии фактических данных о реализации программы прогноз еевыполнения можно сделать, лишь применив существующие научные разработки кисходным данным программы. Итак, как показывает практика, при разработке и реализации целевыхпрограмм недостаточно проработан вопрос об их финансовом обеспечении.Имеется в виду и недостаток средств, рассмотренный выше, и трудности,возникающие при объединении средств, поступающих из различных источников.Во многом это связано с тем, что администрации регионов и муниципалитетовне имеют достаточных правовых и экономических рычагов для воздействия напредприятия, участвующие в финансировании целевой программы. Перенесем эти сведения на программу «Социальная гарантия». Как ужебыло отмечено, объем финансирования этой программы из областного бюджетаочень невелик, его даже можно считать недостаточным. Необходимо привлечениесредств из других источников, которое, исходя из указанных выше положений,тоже вряд ли будет достаточным. Таким образом, несмотря на рационально разработанную системумероприятий, финансирование программы «Социальная гарантия», скорее всего,будет недостаточным. В итоге результаты реализации программы окажутсянесколько хуже запланированных. Так, хотя и будет наблюдаться экономическийэффект, экономия бюджетных средств окажется меньше предусмотренной. Работас новой информационной системой в первое время также будет малоэффективнойвследствие недостаточно качественного обучения персонала. Однако через некоторое время, когда пользование АИС «Социальнаягарантия» станет привычным, она будет приносить предусмотренный ееразработчиками эффект. Таким образом, несмотря на недостатки программы, еереализация оправдывает себя. Тем не менее, процесс осуществления целевыхпрограмм требует своей дальнейшей разработки. Заключение Итак, в данной работе были рассмотрены теоретические аспектыпрограммно-целевого планирования на разных уровнях с приведением в качествепримера реальной комплексной целевой программы. Проанализировав этотматериал, можно сделать определенные выводы. 1. На Западе существует множество разработок на тему программно- целевого планирования. Они успешно применяются на практике как на макро-, так и на микроуровне. 2. В России программно-целевое планирование существует и используется в основном при планировании государственных и местных целевых программ. Однако научные разработки в этой области явно недостаточны. 3. В результате эффективность реализуемых целевых программ снижается, хотя и достигается определенный положительный эффект. Таким образом, для успешного развития этой области планированиятребуется в ближайшем будущем осуществить следующие мероприятия: 1. Создать более обширную научную базу по этому вопросу, соответствующему специфике российской экономики. 2. Усовершенствовать нормативно-правовую базу реализации целевых программ с целью усиления влияния органов власти на организации – их участников и повышения эффективности финансирования программ. Таким образом можно добиться более эффективных результатов реализациигосударственных и региональных целевых комплексных программ. Список использованной литературы 1. Закон Московской области от 12 ноября 2002 г. N 122/2002-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальная гарантия" на 2003-2004 годы" 2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. – М.: Финансы и статистика, 1997 3. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003 4. Борисевич В.И, Кандаурова Г.А. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000 5. Поляк Г. Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003 6. Черныш Е.А., Салтанова Т. А., Молчанов Н. П., Новикова. А.Д. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: ПРИОР, 1999

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по дисциплине “Планирование на предприятии” Тема: «Планирование маркетинга»

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по дисциплине “Планирование на предприятии” Тема:...

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconТемы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике»...
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в современных условиях обусловлена в след

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по дисциплине «Внутрифирменное планирование»

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconЛекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование
Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу...

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconВылкова Е. С. Налоговое планирование: Учебное пособие. П. 2004, -634с
Грабовецкий Б. А. Экономическое прогнозирование и планирование. К.: Цул. 2003, -288с

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по менеджменту на тему «Планирование деятельности...

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по финансам организаций на тему: «Планирование выручки...

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа по теме : “Экономическая эффективность инвестиционного проекта”
На курсовую работу по дисциплине “Организация, планирование производства. Управление предприятием”

Курсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на тему «Программно целевое планирование» iconКурсовая работа на тему «ориентирующая роль маркетинга в экономике»
Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. / Анализ, планирование, внедрение и контроль. – Спб., 2004

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<