Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений»




Скачать 97.26 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений»
Дата публикации21.03.2014
Размер97.26 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Предмет и методы истории экономических учений

Омский Государственный технический университет Факультет автоматизации Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» Выполнил: студент гр. № ЗИЭУ-410 Жованик Е. В. Проверил: преподаватель Суржикова Т. Б. Омск 2001г. Содержание: 1. Введение ……………………………………………….………….. 2 2. Исторический контекст развития экономической мысли ……… 3 3. Первые научные школы ……………………………….…………. 5 4. Начало современных экономических учений ………………...… 7 5. Русская мысль досоветского периода ………………………...…. 8 6. От Кейнса до наших дней ………………………………….……. 10 7. Заключение …………………………………………………….…. 12 8. Библиография ………………………………………………..…… 13 Введение. Современная экономическая наука – это результат напластований разныхисторических эпох, каждая из которых привносила свои наблюдения, предлагаласвои темы, формулировала свои понятия и теории. Обращаясь к науке, мывсякий раз соотносим её возможности со своими текущими проблемами. Изистории экономических знаний мы выделяем то, что считаем важным, оставляявсе прочее в стороне. С течением времени многие знания тускнеют изабываются, их подлинный смысл утрачивается. В результате мы не замечаемсложности в тех явлениях, которые нам примелькались и потому кажутсяпростыми и банальными. И наоборот, придаем универсальный характер фактам изависимостям, по природе своей частным и случайным. Задача историиэкономических учений – восстановить утраченные смыслы наших знаний. Вопрекираспространенному мнению история науки – нечто большее, чем память озаблуждениях былых времен. Это способ полнее и глубже овладеть тем, чтонакоплено в современной науке. Исторический контекст развития экономической мысли. Чтобы восстановить подлинный смысл научной идеи, важно понять условия,вызвавшие её, уяснить исторический контекст, в котором она возникла иполучила общественный отклик. Экономические учения принадлежат одновременнотрем разным сферам человеческой деятельности: миру экономики, миру науки имиру идеологии. И каждый из этих миров задает свой особый историческийконтекст, дает свои направления к развитию экономических идей. Мир экономики служит объектом экономического познания, определяет, чтоподлежит осмыслению и исследованию. Так экономика XX века как объектизучения разительно отличается от хозяйства античного общества. С этимсвязана важная особенность экономической науки, которая отличает её отбольшинства областей естествознания. Мир экономики – это необратимоизменчивый историко-хозяйственный контекст развития экономической мысли. Мир науки диктует с помощью каких инструментов и методовосуществляется процесс познания. Каждая эпоха вырабатывает свои особыепредставления о том, какие знания следует считать научно обоснованными,какие методы – эффективными. В Новое время решающее влияние на такиепредставления оказывали науки-лидеры – в разное время ими были математика,астрономия, физика. Практика этих наук становится нормой, эталономнаучности, и общественный авторитет других отраслей знания нередко зависелот их способности следовать принятому эталону. У наук-лидеровзаимствовались методы анализа, способы аргументации и стиль изложениянаучных трактатов. Мир науки вбирает в себя «дух эпохи» и служит историко-культурным контекстом эволюции экономической мысли. Мир идеологии и политики определяет, каким целям должно служитьпознание, какими установками и критериями следует руководствоваться приотборе конкретной тематике исследований. Многообразие и сложностьокружающего нас мира таковы, что предметная область практически любойотрасли науки неисчерпаема, а процесс её познания – бесконечен. И напротив,каждое конкретное исследование, деятельность отдельного ученого неизбежноконечны – по тематике, решаемым задачам. Это означает, что в науке всегдадействуют механизмы отбора тематики исследований. Естественно, что такиемеханизмы не могут не отражать представленные в обществе экономические иполитические интересы, социальные идеалы. Сочетание этих контекстов образует среду, в которой действую люди,авторы новых экономических наблюдений, новых идей, теорий. Какие изконтекстов более важны, какие – менее каждый из них определяет по-своему, взависимости от обстоятельств жизни, личных убеждений и пристрастий. Именноздесь источник субъективного, непредсказуемого начала в историиэкономической мысли. С выделением экономики в отдельную отрасль в дело вступает факторнаучного сообщества. Развитие науки перестает быть делом энтузиастов. Врамках научного сообщества более регулярным становится профессиональноеобщение, быстрее распространяются новые идеи и данные о результатахисследований, усиливается нацеленность научного поиска на получение новыхзнаний. Складывается ещё один контекст развития экономической мысли –внутренаучный, требующий, чтобы новые идеи в споре с ранее доказаннымиистинами проходили испытание на новизну, оригинальность и значимость. Первые научные школы. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль былачастью морально-философских представлений традиционного общества. Онаскладывалась под влиянием религиозных пророков, древних философов, а позже– средневековых богословов, пытавшихся совместить ценности такого обществас неуклонным развитием в его недрах товарно-денежного обмена. Мощным импульсом к развитию экономических знаний стала международнаяторговля. В XVI-XVII веках её проблемы пробудили внимание общественностимногих стран к вопросам экономической политики. Это вело к формированиюобщественного самосознания вокруг национально-государственных экономическихинтересов. В спорах об экономической политике создавались базовыеэкономические понятия, и рождалось понимание того, что в экономике, как вестественной науке, действуют объективные законы, без познания и учетакоторых никакой политик не может рассчитывать на успех своих начинаний. К началу XVIII века отрывочные знания о взаимосвязях и закономерностяхв экономических отношениях стали складываться в первые теоретическиесистемы. Пионерами новой науки – политической экономии стали автор первогоразвернутого теоретического трактата ирландец Ричард Кантильон, лидерпервой научной школы «экономистов» француз Франсуа Кенэ и, наконец,шотландец Адам Смит – первый классик экономической науки, мыслитель,благодаря которому политическая экономия заняла достойное место в системенаук. Следующий этап в развитии экономической мысли начался в середине XIXвека, когда после нескольких десятилетий неоспоримого лидерстваклассической политэкономии многие её постулаты и выводы стали подвергатьсясомнению. Вся последующая эволюция экономической науки происходила уже вусловиях сосуществования и параллельного развития конкурирующих научныхшкол. Первыми оппонентами классической политэкономии стали экономическаятеория Карла Маркса и немецкая историческая школа. Начало современных экономических учений. С точки зрения современных исследований 1870-е годы образуютестественный рубеж в развитии экономических учений. Именно в это времяполучили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодическивозникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующиедесятилетия. «Маржиналистская революция», как её впоследствии назвали,изменила облик экономической теории, её метод и даже предмет.Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения иравновесной (оптимальной для участников) ситуации дали возможностьприменить в экономической науке математические методы анализа.Первоначально использованный в теории ценности аппарат предельных величинвскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающимразличные проблемы, найти «общий язык». В разных версиях – австрийской,лозанской, англо-американской – маржинализм имел свои особенности,впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию. Так возникли лозанскаятеория общего равновесия, австрийская трактовка проблем неопределенности.Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценностей надругие области являются теория благосостояния и теория распределениядохода, а примером проблемы, плохо поддающейся маржиналистскомуравновесному подходу, служит теория предпринимательства и прибыли.Несколько особняком в этот период выступила денежная теория. Начиная с 1890-х годов маржиналистская (неоклассическая) теория вмаршаллианском и вальрасианском вариантах стала в большинстве странгосподствующей ортодоксией. Пожалуй, наиболее сильную оппозицию ей вначалесоставил американский институционализм, продолживший традиции историческойшколы и отчасти маркизма. Русская мысль досоветского периода. Период с XVII века до 20-х годов XX века включительно представляетпрактически все наиболее значимые направления в русской экономическоймысли. Большие временные рамки и многообразие проблем, точек зрения иподходов, безусловно, затрудняют восприятие данного периода как целого.Однако национальная школа экономической мысли, несмотря на существующее вней многообразие, обладает некоторой общей спецификой. Специфика русской экономической мысли заключается в том, что она вомногом была, хотя и самобытным, но откликом на процессы, происходящие вевропейской науке, а её самобытность проявлялась в выраженной практическойи социальной направленности. Важнейшим вопросом, который в различной еготрактовке русские экономисты обсуждали в течение многих десятилетий вдореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве общества ив связи с этим о судьбе капитализма в России, который в изменившихсяполитических условиях трансформировался в вопрос о социализме как ореальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальномпереустройстве и судьбе капитализма никогда не укладывались в рамкирасхождений между школами экономической науки, а затрагивали областисоциальной философии, истории, религии и в то же время существенным образомповлияли на собственно экономические исследования. Уже в спорах междурусскими меркантилистами и физиократами можно увидеть истоки будущихрасхождений по данному вопросу, а противостояние славянофилов и народников,с одной стороны, и народников и марксистов – с другой, задало сложнуюпалитру экономического дискурса во второй половине XIX – начале XX века. НЕслучайно лишь очень не многие русские экономисты обратили внимание намаржинализм и увидели в нем положительное явление, ещё меньше тех, ктовоспринимал его как целостную теорию вне связи с марксистскимипредставлениями о ценности или образом будущей социалистической экономики.Сказанное не означает, что русские экономисты не высказывали оригинальныхидей и не предлагали интересных концепций. Достаточно вспомнить «всеобщуюорганизационную науку», теорию длинных волн или кнцептуальные разработки врамках организационно-производственной школы. Хронологическая граница данного периода определена не 1917 годом, арубежом 20 – 30-х годов. Это обстоятельство отражает представление о том,что развитие экономической мысли в 20-е годы, будучи во многом определеноспецификой проблем формирующейся плановой экономики и подверженоидеологическим воздействиям, тем не менее, может рассматриваться каксвязанное с дореволюционным развитием экономических идей в России, а взначительной степени и с новейшими достижениями западной науки. От Кейнса до наших дней. Серьезные испытания ожидали экономическую теорию в 1930-е годы. Опытвеликой депрессии поставил под сомнение правомерность рассмотрения рыночнойэкономики как гармоничной саморегулирующейся системы, уравнивающей величиныспроса и предложения на всех возможных ранках. Стало очевидным, что, еслидаже индивидуальные экономические агенты ведут себя рационально, совокупныйрезультат вовсе не обязательно получается оптимальным. У макросистемы своизаконы, не описываемые теорией общего равновесия. Создателем новоймакроэкономической теории, объяснившей реально существовавшие депрессию ибезработицу и предполагавшей необходимость активного государственноговмешательства для борьбы с ними, по праву считается Джон Мейнард Кейнс.Труд Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» фактически положиланачало современной макроэкономике, оперирующей агрегатными показателямипотребления, сбережения, инвестиций и т. д. Распространение этого подходана проблемы долгосрочной экономической динамики лежало в основе современнойтеории экономического роста. Что касается инфляции и влияния на экономикуденежной политики, то здесь проявились оппозиционные кейнсианству кактеоретически, так и практически макроэкономические взгляды монетаристскойшколы. В области макроэкономики 30-е годы стали «годами высокой теории».Именно в этот период построение математических моделей стало выдвигаться напервый план в развитии экономической науки. Так, благодаря Дж. Р. Хиксутеория потребительского выбора очистилась от осколков психологизма,связанных с понятием предельной полезности, и стала оперировать предельныминормами замещения. По пути нарастающей формализации пошла вальрасианскаятеория общего равновесия. До середины 1970-х годов основным течением экономической теории былнеоклассический синтез, соединявший неоклассическую микроэкономику скейнсианской макротеорией. Системный кризис, поразивший западную экономикув 70-е годы, затронул и экономическую теорию. Из основного течения выпалокейнсианство, место которого заняла новая классическая экономика,активизировались альтернативные исследовательские подходы, оживилисьдискуссии по методологическим проблемам. Заключение. В экономической теории с давних пор наблюдалась борьба «ортодоксии» и«ересей». «Богатство народов» Смита было вызовом меркантилизму, немецкаяисторическая школа возникла как протест против английской классическойполитэкономии. Оппозиционным течением не только к господствующейэкономической теории, но и к господствующему общественному строю былмарксизм. Важнейшим этапом в развитии экономической науки было оформлениенаучного сообщества ученых-экономистов, становление экономическогообразования, профессиональных ассоциаций и журналов. Всё это в областиэкономической теории сложилось примерно в конце 1980-х годов, после тогокак была закреплена победа маржиналистской революции. С тех поргосподствующей ортодоксией в мировой экономической мысли являетсямаржиналистская (неоклассическая) теория, основанная на моделирационального (максимизирующего) человека в равновесном мире. Современная экономическая теория отличается от других общественныхнаук (социологии, психологии) значительно большей однородностью, единствомподхода. В ней господствует «основное течение», ядром которого являетсянеоклассический подход. Критерии принадлежности той или иной теории косновному течению скорее интуитивны. Границы его постоянно изменяются,включая новые достижения экономического анализа: игровые модели, теориюпоиска, гипотезу рациональных ожиданий и др. При этом сохраняются общиеметодологические принципы, характеризующие неоклассический подход. Библиография. 1. В. С. Автомонов, О. И. Ананьин и др. История экономических учений: Учебное пособие. – Москва. 2000 г. 2. Т. Негиши. История экономической теории. – Москва. 1995 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconЗакон рынков Ж. Б. Сея. Концепция Т. Р. Мальтуса. Принципы политической экономии Дж. С. Милля
Предмет истории экономических учений, как исторический процесс возникновения, развития экономических идей, концепций и парадигм....

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconКурс лекций по истории экономических учений
История экономических учений лишь часть, хоть и важнейшая, истории экономической мысли

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconУчебно-тематический план занятий по дисциплине «История экономических учений»
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государствен­ным образовательным...

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconКурс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов...
Дисциплина «История экономики и экономических учений» состоит из двух блоков: «История экономики» и «История экономических учений»....

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconКраткий курс лекций по курсу “История экономических учений” Составил:...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconКраткий курс лекций по курса “История экономических учений” в лекционном...
История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных...

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconЭкзаменационные вопросы и билеты по истории экономических учений...
Экзаменационные вопросы и билеты по истории экономических учений за осенний семестр 2000 года

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconКраткий курс лекций по курс “история экономических учений” Составила:...
История экономических учений является составной частью духовной культуры общества. В ней сконцентрирован познавательный опыт прошлых...

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconРеферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Доктор Кенэ и его секта»

Реферат по дисциплине «История экономических учений» на тему: «Предмет и методы истории экономических учений» iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<