Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования»




Скачать 381.9 Kb.
НазваниеРефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования»
Дата публикации23.03.2014
Размер381.9 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Современный этап развития инженерной деятельности и проектирования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования». Выполнила студентка финансово- учетного факультета специальности «Финансы» группы Ф-41-99 Левшук Наталья Проверила Сафонова Е.В. Симферополь 2003 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ В жизни современного общества инженерная деятельность играет всевозрастающую роль. Проблемы практического использования научных знаний,повышения эффективности научных исследований и разработок выдвигают сегодняинженерную деятельность на передний край всей экономики и современнойкультуры. В настоящее время великое множество технических вузов готовитцелую армию инженеров различного профиля для самых разных областейнародного хозяйства. Развитие профессионального сознания инженеровпредполагает осознание возможностей, границ и сущности своей специальностине только в узком смысле этого слова, но и в смысле осознания инженернойдеятельности вообще, ее целей и задач, а также изменений ее ориентаций вкультуре ХХ века. Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большейориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономическихфакторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивныхпараметров будущего изделия. Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний(т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для созданияискусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов,машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности,которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтомуне следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностьюинженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда инаучную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно длясоздания какой-либо конкретной технической системы). В то же время естьмногочисленные примеры, когда крупные ученые обращались к изобретательству,конструированию, проектированию, т.е., по сути дела, осуществляли какое-товремя, параллельно с научной, инженерную деятельность. Поэтому инженернуюдеятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем онареализуется (специально для этого подготовленными профессионалами, ученымиили просто самоучками). Современный этап развития инженерной деятельности характеризуетсясистемным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращениемко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и техническихдисциплин. Однако был этап, который можно назвать классическим, когдаинженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде: сначала лишь какизобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторскаядеятельность и организация производства. Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризисутрадиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной ипроектной культуры, появлению новых системных и методологическихориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоениедействительности. В соответствии с вышеизложенным рассмотрим последовательно три основныеэтапа развития инженерной деятельности и проектирования: 1) классическая инженерная деятельность; 2) системотехническая деятельность; 3) социотехническое проектирование. Классическая инженерная деятельность Становление инженерной профессии Возникновение инженерной деятельности как одного из важнейших видовтрудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинногопроизводства. В средние века еще не существовала инженерная деятельность всовременном понимании, а была, скорее, техническая деятельность,органически связанная с ремесленной организацией производства. Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применениемнаучных знаний в технической практике. Она формируется, начиная с эпохиВозрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности ещетесно связаны с ценностями ремесленной технической практики (например,непосредственный контакт с потребителем, ученичество в процессеосуществления самой этой деятельности и т.п.). В эту эпоху ориентация наприменение науки, хотя и выдвигается на первый план в явном виде, новыступает пока лишь как предельная установка. Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения.Они формируются в среде ученых, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке. Решая технические задачи, первые инженерыи изобретатели обратились за помощью к математике и механике, из которыхони заимствовали знания и методы для проведения инженерных расчетов. Первыеинженеры - это одновременно художники-архитекторы, консультанты-инженеры пофортификационным сооружениям, артиллерии и гражданскому строительству,алхимики и врачи, математики, естествоиспытатели и изобретатели. Таковы,например, Леон Батиста Альберти, Леонард да Винчи, Никколо Тарталья,Джироламо Кардано, Джон Непер и др. Знание в это время рассматривалось как вполне реальная сила, а инженер -как обладатель этого знания. Насколько высоко ценилось такое знание виднона примере истории жизни рядового флорентийского инженера Чеки. Выходец изремесленной среды (цеха столяров, изготовлявших для архитекторов деревянныемодели сооружений, строительные леса и подъемные сооружения), он был взятфлорентийской коммуной на постоянный оклад в качестве городского инженера.В мирное время он ремонтировал крепости, занимался изобретениемприспособлений для развлекательных аппаратов. В военное время он помогустроить искусный подкоп, с помощью которого была взята вражеская крепость.Во время выполнения одной из инженерных работ Чеки был убит из арбалета:для врага его изобретения были страшнее, чем наступление целого войска. Онбыл характерной фигурой для того времени, хотя и не был выдающимсяинженером. В этот период инженеры были, как писал известный историк науки М.А.Гуковский, "выходцами из цехового ремесла, но все тянулись к науке,ощущая абсолютную необходимость ее для надлежащей постановки своихтехнических работ". Можно сказать, что они уже ориентировались на научнуюкартину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей повседневнойпрактике. "Вместо анонимных ремесленников все в большем количествепоявляются техники-профессионалы, крупные технические индивидуальности,знаменитые далеко за пределами непосредственного места своей деятельности.Но быстрое и принципиально новое развитие техники требует и коренногоизменения ее структуры. Техника доходит до состояния, в котором дальнейшеепродвижение ее оказывается невозможным без насыщения ее наукой. Повсеместноначинает ощущаться потребность в создании новой технической теории, вкодификации технических знаний и в подведении под них некоего общеготеоретического базиса. Техника требует привлечения науки". Именно такая двойственная ориентация инженера - с одной стороны, нанаучные исследования естественных, природных явлений, а с другой, - напроизводство, или воспроизведение, своего замысла целенаправленнойдеятельностью человека-творца - заставляет его взглянуть на свое изделиеиначе, чем это делают и ремесленник, и ученый-естествоиспытатель. Если цельтехнической деятельности - непосредственно задать и организоватьизготовление системы, то цель инженерной деятельности - сначала определитьматериальные условия и искусственные средства, влияющие на природу в нужномнаправлении, заставляющие ее функционировать так, как это нужно длячеловека, и лишь потом на основе полученных знаний задать требования к этимусловиям и средствам, а также указать способы и последовательность ихобеспечения и изготовления. Инженер, таким образом, как и ученый-экспериментатор, оперирует с идеализированными представлениями о природныхобъектах. Однако первый из них использует эти знания и представления длясоздания технических систем, а второй создает экспериментальные устройствадля обоснования и подтверждения данных представлений. С развитием экспериментального естествознания, превращением инженернойпрофессии в массовую в XVIIIXIX веках возникает необходимость исистематического научного образования инженеров. Именно появление высшихтехнических школ знаменует следующий важный этап в развитии инженернойдеятельности. Одной из первых таких школ, как уже говорилось в предущихглавах этой книги, была Парижская политехническая школа, основанная в 1794г., где сознательно ставился вопрос систематической научной подготовкибудущих инженеров. Она стала образцом для организации высших техническихучебных заведений, в том числе и в России. С самого начала эти учрежденияначали выполнять не только учебные, но и исследовательские функции в сфереинженерной деятельности, чем способствовали развитию технических наук.Инженерное образование с тех пор стало играть существенную роль в развитиитехники. К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложныйкомплекс различных видов деятельности (изобретательская, конструкторская,проектировочная, технологическая и т.п.), и она обслуживает разнообразныесферы техники (машиностроение, электротехнику, химическую технологию ит.д.). Сегодня один человек просто не сможет выполнить все разнообразныеработы, необходимые для выпуска какого-либо сложного изделия, как этоделал, например, в начале XIX века на одном из первых машиностроительныхзаводов его владелец Генри Модсли. Сам он был механиком-самоучкой,одновременно и изобретателем. Он изобрел, в частности, суппорт токарногостанка, причем сам же разрабатывал новую конструкцию изделия, итехнологическое оборудование, и технологию его изготовления. В концепрошлого века в Лейпциге еще существовал завод, на котором все инженерныеработы (от замысла до рабочих чертежей) выполнял один человек - еговладелец Р. Зак. Там не было ни технического бюро, ни чертежников. Уже в тевремена его "многосторонняя" деятельность представлялась курьезом. Для современной инженерной деятельности характерна глубокаядифференциация по различным отраслям и функциям, которая привела кразделению ее на целый ряд взаимосвязанных видов деятельности и выполняющихих кооперантов. Такая дифференциация стала возможной, однако, далеко несразу. Сложная кооперация различных видов инженерной деятельностискладывалась постепенно. На первых этапах своего профессионального развитияинженерная деятельность была ориентирована на применение знанийестественных наук (главным образом, физики), а также математики, и включалав себя изобретательство, конструирование опытного образца и разработкутехнологии изготовления новой технической системы. Инженерная деятельность,первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами,тесно связана с технической деятельностью (ее выполняют на производстветехники, мастера и рабочие), которая становится исполнительской поотношению к инженерной деятельности. Связь между этими двумя видамидеятельности осуществляется с помощью чертежей. Изготовлявшие их чертежникиназывались в России "учеными рисовальщиками". Для подготовки этихспециалистов для заводов и предназначалось основанное в 1825 г."Строгановское училище технического рисования". Однако с течением времени структура инженерной деятельности усложняется.Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство,конструирование и организацию изготовления (производства) техническихсистем, а также инженерные исследования и проектирование. Изобретательская деятельность Путем изобретательской деятельности на основании научных знаний итехнических изобретений заново создаются новые принципы действия, способыреализации этих принципов, конструкции технических систем или отдельных ихкомпонентов. Сложности в изготовлении, конструировании и техническомобслуживании, а также необходимость создания технических систем, все илинекоторые компоненты которых принципиально отличны от существующих,стимулируют производство особого продукта, объективированного в видепатентов, авторских свидетельств, изобретений и т.д. Последние имеют, какправило, широкую сферу применения, выходящую за пределы единичного актаинженерной деятельности и используются в качестве исходного материала приконструировании и изготовлении технических систем. Образцы такого рода деятельности продемонстрировали многие ученые-естествоиспытатели, совершенствуя конструкцию экспериментальной техники,разрабатывая и проводя новые эксперименты. Например, Гук изобрел микроскоп,Герц - новую аппаратуру для регистрации и получения электромагнитных волн.Гюйгенс придумал конструкцию часов, которая осуществила движение центратяжести маятника по циклоиде - так, чтобы время его качания не зависело отвеличины размаха. Ньютон изобрел телескоп совершенно новой конструкции. "Нона пути создания отражательного телескопа возникли трудности техническогопорядкаѕ... Ньютон придумал способ полировки металлической поверхности,занялся поисками подходящих сплавов для зеркала и добился успеха". Эйнштейнвсю свою жизнь уделял большое внимание конструкторско-изобретательскомутворчеству. Его можно считать одним из изобретателей магнитодинамическогонасоса для перекачки жидких металлов, холодильных машин, гигроскопическихкомпасов, автоматической фотокамеры, электрометров, слухового аппарата ит.п. "На счету у Эйнштейна было около двадцати оригинальных патентов, вкоторых нашла свое отражение его способность умело комбинировать известныеметоды или физические эффекты для разрешения конкретных задач, выдвигаемыхзапросами промышленности или повседневной жизни, проявились остроумие иизящество - эти неотъемлемые составляющие недюжинного изобретательскоготаланта". Однако для многих инженеров-практиков изобретательство было непобочной, а основной или даже единственной деятельностью. Лишь на первых этапах становления инженерной деятельностиизобретательство опирается на эмпирический уровень знания. В условиях жеразвитой технической науки всякое изобретение основывается на тщательныхинженерных исследованиях и сопровождается ими. С развитием массового производства для того, чтобы изобретение попало впромышленность, возникает необходимость его специальной проектно-конструкторской подготовки. Конструирование представляет собой разработкуконструкции технической системы, которая затем материализуется в процессеего изготовления на производстве. Конструкция технической системыпредставляет собой определенным образом связанные стандартные элементы,выпускаемые промышленностью или изобретенные заново, и является общей дляцелого класса изделий производства. Исходным материалом деятельности изготовления являются материальныересурсы, из которых создается изделие. Эта деятельность связана с монтажомуже готовых элементов конструкции и с параллельным изготовлением новыхэлементов. Функции инженера в данном случае заключаются в организациипроизводства конкретного класса изделий (например, организация оптической,радиотехнической и электротехнической промышленности, строительствожелезных дорог, массового производства электроизмерительных приборов ит.д.) и разработке технологии изготовления определенной конструкциитехнической системы. Часто крупные инженеры одновременно сочетают в себе и изобретателя, иконструктора, и организатора производства. Однако современное разделениетруда в области инженерной деятельности неизбежно ведет к специализацииинженеров, работающих преимущественно в сфере либо инженерногоисследования, либо конструирования, либо организации производства итехнологии изготовления технических систем. Инженерные исследования Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований втехнических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность,осуществляются в сравнительно короткие сроки и включают в себяпредпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализвозможности использования уже полученных научных данных для конкретныхинженерных расчетов, характеристику эффективности разработки, анализнеобходимости проведения недостающих научных исследований и т.д. Инженерныеисследования проводятся в сфере инженерной практики и направлены наконкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определеннойинженерной задаче. Результаты этих исследований находят свое применениепрежде всего в сфере инженерного проектирования. Именно такого родаинженерные исследования осуществляются крупными специалистами в областиконкретных технических наук, когда они выступают в качестве экспертов приразработке сложных технических проектов. В процессе функционирования и развития инженерной деятельности в нейпроисходит накопление конструктивно-технических и технологических знаний,которые представляют собой эвристические методы и приемы, разработанные всамой инженерной практике. В процессе дальнейшего прогрессивного развитияинженерной деятельности эти знания становятся предметом обобщения в науке.Первоначально вся инженерная деятельность была ориентирована наиспользование лишь естественнонаучных знаний, и в ее осуществлениипринимали деятельное участие многие ученые-естествоиспытатели, конструируяэкспериментальное оборудование и даже технические устройства. Поэтомуименно в естественных науках формируются постепенно особые разделы,специально ориентированные на обслуживание инженерной практики. Помимоученых-теоретиков и ученых-экспериментаторов, появляются специалисты вобласти прикладных исследований и технических наук, задача которых -обслуживание инженерной деятельности. В настоящее время существует множество областей технической науки,относящихся к различным сферам инженерной деятельности. Однако областитехнической науки и соответствующие им сферы инженерной деятельности нетождественны. Например, электротехнику как сферу инженерной деятельности иотрасль промышленности не следует путать с теоретической электротехникой,которая представляет собой область технической науки. Последняя имеет внастоящее время достаточно разработанный теоретический уровень (скажем,теорию электрических цепей) и не может рассматриваться как исследование,направленное лишь на приложение знаний естественнонаучных дисциплин. Втехнических науках развиты особые теоретические принципы, построеныспецифические идеальные объекты, введены новые научные законы, разработаноригинальный математический и понятийный аппарат. Технические наукиудовлетворяют сегодня всем основным критериям выделения научной дисциплины.В то же время следует помнить, что технические науки достаточно четкоориентированы на решение инженерных задач и имеют вполне определеннуюспецифику. Конечно, в них доказываются теоремы и строятся теоретическиесистемы. Однако, наряду с этим, важное место занимают описания расчетов иприборов и различные методические рекомендации. Главная цель техническихнаук - выработка практико-методических рекомендаций по применению научныхзнаний, полученных теоретическим путем (в сфере технической науки -технической теории) в инженерной практике. Специфика технической наукиопределяется необходимостью использования ее результатов не столько дляобъяснения естественных процессов, сколько для конструирования техническихсистем. Эти результаты опосредованы, как правило, инженернымиисследованиями, проводимыми в рамках того или иного вида конкретнойинженерной деятельности. С появлением и развитием технических наук изменилась и сама инженернаядеятельность. В ней постепенно выделились новые направления, тесносвязанные с научной деятельностью (но не сводимые к ней), с проработкойобщей идеи, замысла создаваемой системы, изделия, сооружения, устройства ипрежде всего - проектирование. Проектирование Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется вначале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,необходимостью особого (точного) графического изображения замысла инженерадля его передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно этадеятельность связывается с научно-техническимси расчетами на чертежеосновных параметров будущей технической системы, ее предварительнымисследованием. В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"проектирование. Первое связано с созданием рабочих чертежей (технического ирабочего проектов), которые служат основными документами для изготовлениятехнической системы на производстве; второе - направлено на проработкуобщей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических средств,разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование необходимо отличать от конструирования. Дляпроектировочной деятельности исходным является социальный заказ, т.е.потребность в создании определенных объектов, вызванная либо "разрывами" впрактике их изготовления, либо конкуренцией, либо потребностямиразвивающейся социальной практики (например, необходимостью упорядочениядвижения транспорта в связи с ростом городов) и т.п. Продуктпроектировочной деятельности в отличие от конструкторской выражается вособой знаковой форме - в виде текстов, чертежей, графиков, расчетов,моделей в памяти ЭВМ и т.д. Результат конструкторской деятельности долженбыть обязательно материализован в виде опытного образца, с помощью которогоуточняются расчеты, приводимые в проекте, и конструктивно-техническиехарактеристики проектируемой технической системы. Возрастание специализации различных видов инженерной деятельности привелов последнее время к необходимости ее теоретического описания: во-первых, вцелях обучения и передачи опыта и, во-вторых, для осуществленияавтоматизации самого процесса проектирования и конструирования техническихсистем. Выделение же проектирования в сфере инженерной деятельности и егообособление в самостоятельную область деятельности во второй половине ХХвека привело к кризису традиционного инженерного мышления, ориентированногона приложение знаний лишь естественных и технических наук и созданиюотносительно простых технических систем. Результатом этого кризиса былоформирование системотехнической деятельности, направленной на созданиесложных технических систем. Системотехническая деятельность Во второй половине ХХ века изменяется не только объект инженернойдеятельности (вместо отдельного технического устройства, механизма, машиныи т.п. объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система), но изменяется и сама инженерная деятельность, котораястала весьма сложной, требующей организации и управления. Другими словами,наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности поразличным ее отраслям и видам, нарастает процесс ее интеграции. А дляосуществления такой интеграции требуются особые специалисты - инженеры-системотехники. Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна ивключает в себя различные виды инженерных разработок и научныхисследований. В нее оказываются вовлеченными многие отраслевые иакадемические институты; над одними и теми же проектами трудятсяспециалисты самых различных областей науки и техники. В силу этогокоординация всех аспектов системотехнической деятельности оказываетсянетривиальной научной, инженерной и организационной задачей. Системотехническая деятельность осуществляется различными группамиспециалистов, занимающихся разработкой отдельных подсистем. Расчленениесложной технической системы на подсистемы идет по разным признакам: всоответствии со специализацией, существующей в технических науках; пообласти изготовления относительно проектировочных и инженерных групп; всоответствии со сложившимися организационными подразделениями. Каждойподсистеме соответствует позиция определенного специалиста (имеется в видунеобязательно отдельный индивид, но и группа индивидов и даже целыйинститут). Эти специалисты связаны между собой благодаря существующимформам разделения труда, последовательности этапов работы, общим целям ит.д. Кроме того для реализации системотехнической деятельности требуетсягруппа особых специалистов (скорее, их следует назвать универсалистами) -координаторов (главный конструктор, руководитель темы, главный специалистпроекта или службы научной координации, руководитель научно-тематическогоотдела). Эти специалисты осуществляют координацию, равно как и научно-тематическое руководство и в плане объединения различных подсистем, и вплане объединения отдельных операций системотехнической деятельности вединое целое. Подготовка таких универсалистов требует не только ихзнакомства со знаниями координируемых ими специалистов, но и развернутогопредставления о методах описания самой системотехнической деятельности.Среди имеющихся способов такого описания рассмотрим три основных: членениесистемотехнической деятельности по объекту (этапы разработки системы);описание последовательности фаз и операций системотехнической деятельности;анализ ее с точки зрения кооперации работ и специалистов. Этапы разработки системы Этапы разработки системы выделяются в соответствии с членениемсистемотехнической деятельности по объекту. В ходе проектированияпредставление о сложной технической системе изменяется. Происходитпоследовательная конкретизация моделей этой системы. Рассмотрим этот способ описания системотехнической деятельности напримере работы У. Гослинга "Проектирование технических систем". В нейпредставлены общие процедурные правила создания систем на различнойматериальной основе. Системотехническая деятельность рассматривается какпроцесс синтеза функциональной модели системы и затем ее преобразования вструктурную модель (или ее реализации). Каждый этап связывается сопределенными средствами символического и графического представлениясистемы. Функциональная модель воспроизводит протекание в реальной системесубстанции (вещества, энергии или информации), т.е. преобразует входнуюсубстанцию в выходную адекватно функционированию реальной техническойсистемы. Гослинг назвал такую модель поточной системой. Здесь могутвводиться определенные промежуточные преобразования, т.е. описыватьсяоперации, которые выполняет каждый элемент системы по отношению квнутреннему потоку. В качестве функциональных моделей могут бытьиспользованы, например, алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма протекания субстанции показывает последовательностьопераций (более детально, чем это дано в функциональной модели, где строгаяпоследовательность может и не соблюдаться) и дает минимум информации оплане построения системы: идентификацию элементов и схему связей. В блок-схеме даны форма субстанции на входах одного и выходах другого элемента.Для этой цели используются особые элементы - трансдьюссеры -преобразователи формы субстанции. Функциональные модели могут быть получены тремя способами. В первом и вовтором случаях предварительно существует прототип системы. В первом случаеон дан в виде блок-схемы, а во втором - в виде последовательностиинструкций. На блок-схеме может быть получена диаграмма протеканиясубстанции, а из нее - функциональная модель. Из последовательностиинструкций сначала строятся поточные диаграммы для различных группинструкций, которые затем собираются в единую функциональную модель. Втретьем случае такого прототипа системы нет. Функциональная модель можетбыть получена либо с помощью аналогий, либо задача сводится к подсистемам,либо модель составляется с помощью модификации некоторых элементовдоступной системы. Наконец, возможно изменение проблемы, еслифункциональная модель не может быть получена ни одним из указанных вышеспособов. На этапе реализации функциональная модель представляется в видепоточной диаграммы. С помощью перестановки блоков, замены нескольких блоководним, разделением одного блока на несколько блоков, эквивалентнымизменением связей между блоками и т.п. из функциональной модели получаетсямножество поточных диаграмм. Чтобы реализовать некоторые поточныедиаграммы, проектировщику необходим каталог элементов, из котороговыбираются системные элементы, имеющие свойства, как можно более близкие ксвойствам идеализированных элементов поточных диаграмм. В результатеполучается блок-схема, соответствующая техническим условиям,сформулированным в техническом задании. Важно подчеркнуть, что для созданиясистемы недостаточно какого-либо одного описания, необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной модели. В процессепроектирования они постоянно корректируются и подгоняются друг к другу засчет возвращения на предыдущие стадии. В результате получается некотороецелостное описание системы, составляющие которого взаимно дополняют другдруга. Членение системотехнической деятельности по объекту во многом зависит оттого, каким образом представляется инженером-системотехником сама сложнаятехническая система. Такое членение определяется не только объектнымихарактеристиками, но и возможностями проектирования, изучения, изготовленияэтой системы. Оно используется для организации функционирования подсистем иобъединения их в единую систему. При членении системотехническойдеятельности в соответствии со структурой технической системы обычновыделяются следующие ее этапы: макропроектирование (или, иными словами,внешнее проектирование), микропроектирование (или внутреннеепроектирование), а также проектирование окружающей среды, которое связано сформулировкой целей системы; разбивка системы на подсистемы (т.е.разделение и распределение функций); проектирование подсистем; изучение ихвзаимодействия и интеграция системы. Фазы и операции системотехнической деятельности Второй способ описания системотехнической деятельности заключается ввыделении в ней последовательности фаз, а в самих этих фазах - цепидействий, или обобщенных операций. Описание системотехнической деятельностикак последовательности фаз и операций соответствуют ее разбивке с точкизрения временной организации работ, параллельной и последовательной связимежду ними, возможности выделения фрагментов деятельности и т.д. Этопредставление системотехнической деятельности используется главным образомдля синхронной организации и установления последовательности операций(алгоритма разработки системы). Оно также служит средством решения задачиавтоматизации проектирования сложных технических систем. Обычно системотехническая деятельность распадается на следующие шестьфаз: подготовка технического задания (иначе аванпроекта) - предпроектнаястадия, разработка эскизного проекта, изготовление и внедрение,эксплуатация и оценка. Иногда добавляется еще одна фаза - "ликвидация", или"уничтожение" системы, что в современных условиях зачастую является весьмасложной задачей из-за возможных экологических последствий этого процесса.На каждой фазе системотехнической деятельности выполняется одна и та жепоследовательность обобщенных операций. Эта последовательность включает всебя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку и выборальтернатив, моделирование, корректировку и реализацию решения. Системотехническая деятельность как последовательность фаз, шагов и задачнаиболее развернуто представлена в книге М. Азимова "Введение впроектирование". В ней подробно рассмотрены три фазы: изучениеосуществимости, предварительное проектирование и детальное проектирование.Дается следующая хронологическая структура этих фаз. Первая фаза. Изучение осуществимости начинается с анализа потребностей(первый шаг). Цель данной фазы - множество пригодных решений проектнойпроблемы. Начальной точкой системотехнической деятельности являетсягипотетическая потребность, существующая в определенной социально-экономической сфере. Анализ потребностей должен продемонстрировать,действительно ли существует первоначальная потребность, имеет ли онаширокое распространение или является скрытой. Потребность появляется тогда,когда становится возможной ее экономическая реализация. Она предполагаетопределенное техническое исполнение, определенную техническую систему,которая делает ее удовлетворение возможным. На втором шаге исследуетсяпорожденная потребностью проектная проблема. Прежде чем пытаться найтивозможные ее решения, проектная проблема должна быть определена исформулирована. Эта задача осуществляется на основе информации, которую мыполучаем от предыдущего шага (спецификация желаемых выходов) и релевантнойтехнической информации об окружающей среде, ресурсах и общем инженерномпринципе системы. В инженерной формулировке проблемы, являющейсярезультатом "идентификации системы", определяются параметры системы,ограничительные условия и главные проектные критерии. Проектируемая системарассматривается здесь как "черный ящик", содержание которого неизвестно.Третий шаг изучения осуществимости представляет собой синтез возможныхрешений. Синтез заключается в "прилаживании" друг к другу частей илиотдельных идей проекта с целью получения интегрированного целого. Изполученных в результате синтеза множества внушающих доверие альтернативныхрешений должны быть выбраны потенциально пригодные решения проблемы. Каждоеиз них является абстракцией, идеализацией, которая учитывает тольконекоторые главные факторы, но опускает многие второстепенные факторы.Последние могут, однако, иметь решающее значение при выяснении возможностиили невозможности данного решения. Поэтому четвертый шаг заключается вопределении физической реализуемости решений проблемы. На пятом шаге изреализуемых решений выбираются экономически рентабельные решения. Однакоможет оказаться, что даже экономически рентабельные решения проектнойпроблемы не могут быть реализованы, если этого не позволяют имеющиесяфинансовые ресурсы. В результате определения финансовой осуществимости(шестой шаг) остается множество пригодных решений, которые и являютсярезультатом первой фазы. Вторая фаза. Предварительное проектирование имеет целью установить, какаяиз предложенных на предыдущей фазе альтернатив является наилучшей проектнойидеей. Результатом этой фазы является общая идея системы, которая будетслужить руководством для детального проектирования. Первый шаг заключаетсяв выборе из проектных идей. В множестве пригодных решений, разработанныхпри изучении осуществимости, должно быть определено наиболее перспективноерешение как предварительная идея проекта. Второй шаг состоит в формулировкематематических моделей как прототипов проектируемой системы. В результатеанализа чувствительности системы (третий шаг) за счет экспериментирования сее входами и выходами определяются критические проектные параметры, точныепределы чувствительности системы на внешние воздействия. Определяется,какие минимальные воздействия на входы (независимые переменные) ведут кизменениям выходов (зависимые переменные). На четвертом шаге - это анализсовместимости - система должна быть представлена как объект, сам являющийсякомбинацией объектов на нижележащем уровне сложности, которые представляютсобой подсистемы и могут быть комбинацией компонентов, в свою очередьсостоящих из более мелких частей, имеющий иерархическую структуру. Точныепроектные параметры, которые выявлены при анализе чувствительности, должныбыть откорректированы с точки зрения приспособления друг к другу подсистеми компонентов, увеличения их взаимной совместимости. В результате этогошага получаются "пригнанные параметры". Поскольку система действует вдинамической окружающей среде, она должна иметь такую стабильность, чтобыизменения в этой среде не были причиной "катастроф" в системе. Цель анализастабильности (пятый шаг) - исследовать поведение системы в необычныхобстоятельствах, чтобы была уверенность, что система как целое не являетсянестабильной, определить области, в которых проектные параметры являютсянестабильными, определить риск и последствия изменений окружающей среды,которые могли бы быть причиной "катастроф" в системе. До шестого шага всеглавные параметры не фиксировались на определенном и едином значении. Настадии оптимизации проектного решения это необходимо сделать. Такимобразом, на шестом шаге осуществляется окончательный выбор наилучшегорешения среди нескольких альтернатив. Седьмой шаг предварительногопроектирования называется "проекция в будущее". Действительно, некоторыекомпоненты системы устаревают прежде, чем ее проектирование будетзавершено. Поэтому проектировщик должен знать общее направление и тенденциитехнического развития. В проекте необходимо учитывать возможноститехнического прогресса, например, новые компоненты и подсистемы, которыемогут быть добавлены к системе в будущем. Могут измениться также вкусыпотребителей или предложения конкурентов, т.е. социально-экономическиеусловия. На восьмом шаге предполагается изучить, как сама система будетвести себя в будущем (предсказание поведения системы). Девятый шагосуществляется в испытательной лаборатории, где производитсяэкспериментальная проверка идеи. Испытания не ограничиваются толькодоказательством удовлетворительности работы системы или ее компонентов. Онимогут также ответить на вопрос о физической реализуемости системы, если этоневозможно сделать на основе анализа или прошлого опыта. Наконец, врезультате ряда шагов проект становится очень сложным, поэтому десятый шагзаключается в устранении ненужной сложности, в упрощении проекта. Третья фаза. Цель детального проектирования - довести предварительнуюидею системы до физической реализации и разработать окончательнуюконструкцию системы. Общая идея системы зафиксирована, подсистемы точноопределены, и имеется предварительное решение выполнить полный проект. Дляэтого необходимы специалисты, время и деньги. Поэтому на первом шаге(подготовка к проектированию) обосновывается бюджет и осуществляетсяорганизация проектирования. Второй шаг заключается в общем проектированииподсистем по тем же этапам, что и предварительное проектирование системы вцелом. Однако требования совместимости и совместного действия подсистемнакладывают на них большие ограничения, чем факторы окружающей среды насистему в целом. В соответствии с предварительными планами подсистемразрабатываются проекты компонент (третий шаг), что является фактическиповторением проектирования подсистем. Однако проектирование на более низкихуровнях становится менее абстрактным. Результаты проектирования компонентовфиксируются в предварительных планах, которые являются основой длядетального проектирования частей , являющихся элементарными составляющимикомпонентов (четвертый шаг). Наконец, возникает вопрос о физическойреализации, который при проектировании подсистем и компонентов былотносительно второстепенным. Необходимо решить, каковы должны быть форма,материал и набор инструкций (например, способы обработки материала) дляпроизводства частей. Все это фиксируется в детальных чертежах и вспецификациях к ним. Предварительный план компонента должен быть заменентеперь точным и окончательным сборочным чертежом. Далее должны бытьвычерчены соответствующие сборочные чертежи для подсистем и, наконец, длясистемы в целом. Этот процесс, составляющий содержание пятого шага,является итерационным. При подготовке сборочных чертежей происходиткорректировка чертежей подсистем, компонентов и частей. Имея полныесборочные чертежи, экспериментальная мастерская может построить первыематериализованные прототипы - экспериментальную конструкцию системы (шестойшаг). (Иногда первый прототип и является конечным продуктом). На седьмомшаге, после того, как экспериментальная конструкция изготовлена,составляется программа проверки продукта. Центральным становится вопрос,хорошо ли работает система с точки зрения потребителя. На основе анализапроверочных данных (восьмой шаг) производится обнаружение дефектов, которыеслужат основой для перепроектирования и усовершенствования системы (девятыйшаг) до тех пор, пока окончательное инженерное описание проекта не будетвыполнено. Фаза детального проектирования системы заканчивается, но ею незавершается системотехнический цикл. Он включает в себя еще планированиепроизводства, распределения потребления и снятия с эксплуатации. Однако насв данном случае интересует только пример описания системотехническойдеятельности в виде фаз, шагов и задач, поэтому ограничимся ужерассмотренными фазами. Каждый шаг системотехнической деятельностипредставлен автором как процесс, состоящий из последовательности задач. Этапоследовательность является специализированным процессом решения проблемы,включающим в себя анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценку ивыбор из альтернатив, оптимизацию, пересмотр и осуществление. На каждомшаге проектирования от анализа потребностей фазы изучения осуществимости доперепроектирования (фаза детального проектирования) иногда полностью,иногда частично, решается одна и та же последовательность задач. Кооперация работ и специалистов в системотехнике Системотехническая деятельность представляет собой комплексный виддеятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью ееявляется создание больших технических систем и в связи с этим - организациявсех работ и специалистов, привлеченных к этой разработке. Можно выделить"горизонтальную" и "вертикальную" структуры системотехническойдеятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связьработ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектовсистемы (создание машинных блоков, проектирование "плоскостисоприкосновения" человека и машины, разработка экономических,организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствуетобщей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерноеисследование, изобретательство, проектирование, конструирование,изготовление и внедрение, эксплуатация). В качестве важнейших компонентовсистемотехнической деятельности выделяются также методическая деятельностьи научно-техническая координация. Возможно описание системотехнической деятельности с точки зрения связиработ и специалистов; пример такого описания можно найти в книге Г. Х. Гудаи Р. Э. Макола "Системотехника". Каждую научную дисциплину, участвующую всоздании сложной технической системы, фактически представляет тот или инойспециалист. Например, исследователь операций рассматривается именно какчлен бригады проектировщиков, что накладывает на него некоторыеобязательства (знакомство с аппаратурой и помощь в принятии решений попроекту). Каждая фаза также связывается с определенным составом бригадысистемотехников. Большинство или все члены такой бригады должны быть"учеными-универсалистами". Кроме того, каждый член бригады должен быть ещеи специалистом в какой-нибудь узкой области (электронике, математике, тойобласти, к которой относится решаемая задача и т.п.). Система, конечно, неможет быть продуктом одних "универсалистов". Задача инженера-системотехникасостоит в организации различных специалистов при проектировании системы.Авторы рассматривают соотношение между исследованием и разработкой,возможность и необходимость дублирования работ над проектом, а такжеспособы организации работы по проектированию системы. Системотехническаягруппа может быть организована: (1) как штабная группа при руководителепроекта (обеспечивает планы и ведение пограммы); (2) как линейная группа воглаве с начальником проекта, который является ее непосредственнымруководителем (функционирует по всем частям проектной организации); (3) какрасчлененная группа, состоящая из руководителей групп оборудования, которыевстречаются для выполнения задач проектирования системы в целом; (4) какотдельная линейная организация на равных правах с группами оборудования,быстро переключающаяся с одного оборудования на другое; (5) как отдельноепроектное бюро. При небольшом количестве крупных проектов наилучшейявляется организация (1), при большом количестве - организация (4). Авторыпредставляют также подробное описание научных средств и дисциплин,используемых в системотехнической деятельности, из которого видно, что ихарсенал не ограничивается лишь естественными, техническими науками иматематикой, но включает в себя также инженерно-экономические исследования,индустриальную социологию и инженерную психологию, необходимую, например,для проектирования деятельности человека-оператора в сложной техническойсистеме. Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться только натехнические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлениюпроектирования в самостоятельную область деятельности и трансформации его всистемное проектирование, направленное на проектирование (реорганизацию)человеческой (например, управленческой) деятельности, а не только наразработку машинных компонентов. Это приводит к тому, что инженернаядеятельность и проектирование меняются местами. Если традиционноеинженерное проектирование входит составной частью в инженернуюдеятельность, то системное проектирование, напротив, может включать (еслиречь идет о создании новых машинных компонентов) или не включать в себяинженерную деятельность. Сфера приложения системного проектированиярасширяется, оно включает в себя все сферы социальной практики(обслуживание, потребление, обучение, управление и т.д.), а не толькопромышленное производство. Формируется социотехническое проектирование,задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур. Социотехническое проектирование Техническое изделие в социальном контексте "Расслоение" инженерной деятельности приводит к тому, что отдельныйинженер, во-первых, концентрирует свое внимание лишь на части сложнойтехнической системы, а не на целом и, во-вторых, все более и болееудаляется от непосредственного потребителя его изделия, конструируяартефакт (техническую систему) отделенным от конкретного человека, служитькоторому прежде всего и призван инженер. Непосредственная связьизготовителя и потребителя, характерная для ремесленной техническойдеятельности, нарушается. Создается иллюзия, что задача инженера - это лишьконструирование артефакта, а его внедрение в жизненную канву общества ифункционирование в социальном контексте должно реализовыватьсяавтоматически. Однако сегодня создание автомобиля - это не просто техническая разработкамашины, но и создание эффективной системы обслуживания, развитие сетиавтомобильных дорог, скажем, скоростных трасс с особым покрытием,производство запасных частей и т.д. и т.п. Строительство электростанций,химических заводов и подобных технических систем требует не просто учета"внешней" экологической обстановки, а формулировки экологических требованийкак исходных для проектирования. Все это выдвигает новые требования как кинженеру и проектировщику, так и к представителям технической науки. Ихвлияние на природу и общество столь велико, что социальная ответственностьих перед обществом неизмеримо возрастает, особенно в последнее время. Современный инженер - это не просто технический специалист, решающийузкие профессиональные задачи. Его деятельность связана с природной средой,основой жизни общества, и самим человеком. Поэтому ориентация современногоинженера только на естествознание, технические науки и математику, котораяизначально формируется еще в вузе, не отвечает его подлинному месту внаучно-техническом развитии современного общества. Решая свои, казалось бы,узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека,природу и не всегда наилучшим образом. Это очень хорошо понимал еще вначале ХХ столетия русский инженер-механик и философ-техники П. К.Энгельмейер: "Прошло то время, когда вся деятельность инженера протекалавнутри мастерских и требовала от него одних только чистых техническихпознаний. Начать с того, что уже сами предприятия, расширяясь, требуют отруководителя и организатора, чтобы он был не только техником, но и юристом,и экономистом, и социологом". Эта социально-экономическая направленностьработы инженера становится совершенно очевидной в рамках рыночной экономики- когда инженер вынужден приспосабливать свои изделия к рынку ипотребителю. Задача современного инженерного корпуса - это не просто созданиетехнического устройства, механизма, машины и т.п. В его функции входит иобеспечение их нормального функционирования в обществе (не только втехническом смысле), удобство обслуживания, бережное отношение к окружающейсреде, наконец, благоприятное эстетическое воздействие и т.п. Мало создатьтехническую систему, необходимо организовать социальные условия еевнедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой длячеловека. Отрицательный опыт разработки автоматизированных систем управления (АСУ),например, очень хорошо показывает недостаточность узкотехнического подходак созданию сложных человеко-машинных систем. В эту сферу, по сути дела,социотехнических разработок первоначально пришли специалисты из самыхразных областей науки и техники и вполне естественно привнесли с собойсоответствующее видение объекта исследования и проектирования. Скажем,специалисты в области теории автоматического регулирования видели в АСУлишь совокупность передаточных функций и определенных структурных блоков,которые надо связать. Тот факт, что АСУ - это прежде всего социально-экономическая система, в которую внедряются средства вычислительнойтехники, осознавался очень и очень долго. В сознании инженера витала идея отом, что хотя бы в предельном случае автоматизированная система управлениядолжна стать автоматической. Иными словами, она должна стать полностьюавтоматизированной, технической системой, исключающей человека. С этимфактом, как нам кажется, связаны многие неудачи в истории разработки ивнедрения АСУ. В соответствии с этой программой, все отрасли, объединения,предприятия кинулись срочно закупать вычислительную технику, еще точно незная, как ее использовать. При этом не учитывалось, что социальныйорганизм, в который встраивается данная техника, должен быть перестроен,иначе АСУ, вместо сокращения управленческого персонала, ради чего они ивнедрялись, приводят к его увеличению. Для внедрения АСУ была необходимаперестройка всей хозяйственной деятельности цеха, предприятия, отрасли, ане автоматизация рутинных процедур человеческой деятельности путем заменычеловека машинными компонентами. Машинные компоненты выступают в этомслучае уже как подчиненные более общей и глобальной социально-экономическойзадаче. Новые виды и новые проблемы проектирования Таким образом, новое состояние в системном проектировании представляетсобой проектирование систем деятельности. Здесь речь идет осоциотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, гдеглавное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческойдеятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однакопроектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватнымимодельными представлениями. В чем же заключается специфика современногосоциотехнического проектирования и что все же позволяет называть егопроектированием? Прежде всего социотехническое проектирование характеризуетсягуманитаризацией. Проектирование само становится источником формированияпроектной тематики и вступает тем самым в сферу культурно-историческойдеятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает исама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования").Поэтому в нем формируется особый методический слой, направленный навыработку норм и предписаний для проектных процедур, и теоретический слой,обеспечивающий методистов знаниями об этих процедурах. Социотехническое проектирование - это проектирование без прототипов, ипоэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся втеоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можноохарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлеченыразличные типы деятельности: производственная, социальногофункционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования и т.п. Вроли проектировщиков стали выступать и ученые (кибернетики, психологи,социологи). Проектирование тесно переплетается с планированием,управлением, программированием, прогнозированием и организационнойдеятельностью. Вовлеченные в проектное движение, они не толькотрансформируются сами, но и существенно модифицируют проектирование вообще.Что же в таком случае позволяет называть все это проектированием? Сферапроектирования, хотя и включает в себя в настоящее время деятельностьмногих видов, оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя имвсе остальные. Рассмотрим основные проблемы социотехнического проектирования на примереградостроительного, эргономического проектирования, дизайна систем(художественного конструирования) и оргпроектирования. В градостроительном проектировании особенно остро стоит задача внедрения,с которой тесно связана разработка идей "перманентного проектирования",когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опытафункционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемойсистемы. В связи с этим возникает сложная проблема организации иреорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла)проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования(поскольку социотехническая деятельность вынуждена ориентироваться на целыйкомплекс наук, а не на какую-либо одну социальную и тем более техническуюдисциплину). Методология проектирования практически обеспечивает связьпроектирования с другими сферами (например, производством и потреблением),учитывая динамику каждой из этих сфер. Проникновение конкретно-методологических рекомендаций в канву проектировочной деятельности вообщехарактерно для всех видов социотехнического проектирования. Продуктсоциотехнической деятельности - сложную систему - нельзя пощупать какобъект исследования классической технической науки или как штучное изделие,бывшее продуктом традиционной инженерной деятельности. В градостроительномпроектировании жизненное пространство района или квартала, людские потоки иразмещение элементов бытового обслуживания остаются вне поля зрениязаказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию. Перед ним предстает лишьсовокупность зданий, асфальтированных дорог и зеленых насаждений, и весьэтот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим иэстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние требованиясуществуют в реальности, а первые - нет. Напротив, недочеты авторов проектасамым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют на ихработоспособность и самочувствие. Но здесь вступают в силу социальные ипсихологические реалии, не регистрируемые с точки зрения традиционнойинженерной позиции, которая была основана лишь на естественнонаучныхзнаниях и представлениях. Именно поэтому представители современных научно-технических дисциплин ищут опору в общей методологии, прежде всего всистемном подходе, из которого они черпают основные понятия ипредставления. Однако чаще всего инженерно-технические специалисты ненаходят готовых интеллектуальных средств в достаточно разработанном (длярешения стоящих перед ним конкретных научно-технических задач) виде и самивынуждены становиться методологами определенного (конкретно-научного)уровня, достраивая недостающие теоретические схемы своей дисциплины. В настоящее время в так называемом художественном конструированииопределилось четкое противопоставление "штучного дизайна" (проектированияединичных промышленных изделий) и дизайна систем. Дизайн не должен лишьдополнять инженерное конструирование. Он является более развитой формойпроектирования. Особенностью дизайна систем является четкое осознание егосвязи с предшествующей художественной культурой. Дизайнер часто обращаетсяза поиском образов, нужных образцов, концептуальных схем к культурномунаследию человечества. Например, в контексте дизайна систем исследуетсягенезис типологических форм культурной программы, переосмыслениеклассицизма и романтизма не столько как исторических явлений, сколько какфундаментальных типов и моделей художественного сознания, которыепрограммируют подходы и творческие методы в дизайне систем. Дизайн, самявляясь органической частью современной культуры, особенно рельефноподчеркивает ее проектность, которая проявляется прежде всего в том, чтоналичие нереализованных проектов не менее важно для социума, чем ужереализованных. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных ролей. Он, во-первых,выступает как исследователь и тогда действует в соответствии с нормаминаучно-теоретической деятельности. Во-вторых, ему приходится выполнятьфункции инженера-проектировщика и методиста, рассматривать продукт своейдеятельности как особого рода проект. В-третьих, он - художник, наследующийи эстетически преобразующий все достижения предшествующей художественнойкультуры в целях создания нового произведения искусства. Однако он вынуждентакже, не отождествляя себя полностью со всеми перечисленными ролями,осознать себя как дизайнера в рамках вполне определенного профессиональногосообщества. Он должен представлять объект и процесс собственнойдеятельности как единое целое - единую систему и целостную деятельность,как дизайн систем. Эта многоликость, и в то же время единство,профессиональных ролей приучает его мышление к внутренней диалогичности ирефлексии, к необходимости постоянно мысленно заимствовать у участниковкооперации их позиции и восстанавливать их логику, разрушает традиционнуюдля классической естественной и технической науки монологичность имонотеоретичность, стирает грани между исследованием и проектированием,собственно получением знаний и их использованием, между знанием идеятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь вспомогательныефункции оформителя в группе проектировщиков, в других он играет ведущуюроль, контролируя все параметры проектируемой вещи, но нередко он выполняетнечто среднее между этими двумя типами деятельности, координируяспециалистов-проектировщиков. Кроме того, в сферу проектирования попадает иорганизация процесса проектирования. Главное своеобразие дизайна систем посравнению с дизайном вещей состоит в том, что сама организационная ситуациястановится предметом осмысления, моделирования и программирования,неотъемлемой частью объекта проектирования. На примере эргономического и инженерно-психологического проектированиянаиболее отчетливо видно, что здесь осуществляется проектирование именночеловеческой деятельности (в человеко-машинных системах). Это - комплексныйвид деятельности, методологической основой которой является системныйподход. Задачей эргономики является разработка методов учета человеческихфакторов при модернизации действующей техники и создании новой технологии,а также соответствующих условий деятельности. Весьма близким кэргономическому проектированию и по генезису, и по объекту, и по структуре,и по методам является инженерно-психологическое проектирование (ониразличаются лишь в дисциплинарном плане: последнее более жесткоориентировано на психологию как на базовую дисциплину). В инженерно-психологическом проектировании первоначально человеческие факторырассматривались лишь наряду с машинными компонентами и даже как подчиненныеим. В этом плане оно было вначале лишь частью системотехническогопроектирования. На современном этапе развития речь идет о проектированиичеловеческой деятельности, в которую включены машинные средства. Внастоящее время в инженерно-психологическом проектировании можно выделитьтри основные установки: системотехническую, инженерно-психологическую исоциотехническую. В первом случае сугубо технический подход превалирует надгуманитарным. Согласно системотехнической точке зрения, машинноефункционирование, индивидуальная деятельность человека и деятельностьколлектива людей могут быть адекватно описаны с помощью одних и тех же схеми методов, которые создавались для описания функционирования машины.Сторонники этой точки зрения мыслят инженерно-психологическоепроектирование как составную часть системотехнического проектирования, апроект деятельности оператора для них, как правило, полностью исчерпываетсяалгоритмом его работы, лишь с указанием на специфику человеческогокомпонента. В социотехническом проектировании объектом проектированиястановится коллективная человеческа

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератпо курсу: "Политология"на тему: "Политика, наука и утопия"

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератПо курсу: «История отечества»На тему: «Проблема образования Древнерусского государства»

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератПо курсу: "Римское право"на тему: "Деятельность юристов в Древнем Риме"

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератпо курсу: Материально-техническая базана тему: «Инженерно-технические службы в гостинице»

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератпо курсу «Финансовая статистика»на тему: «Международные статистические...

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconДнепропетровский государственный университет факультет прикладной...

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератПо курсу: "Уголовный Процесс"На тему: Дознание. Его виды....

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconРефератпо курсу «Мировая экономика» на тему «Экономика сша»

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» icon§ 3 Современный этап развития кооперации Глава Общие вопросы деятельности...
Общие вопросы деятельности производственных кооперативов по действующему законодательству РФ

Рефератпо курсу «Эргономика»на тему: «Современный этап развития инженерной деятельности ипроектирования» iconСоциальная ответственность как фактор устойчивого развития предприятия
Современный этап социально-экономического развития реализуется в концепции устойчивого развития, главным тезисом которой является...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<