Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость»




Скачать 300.05 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость»
Дата публикации24.03.2014
Размер300.05 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Экономический образ мышления и альтернативная стоимость

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА Кафедра «Экономика и внешнеэкономическая деятельность». КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость». Выполнил студент гр. Проверил: к.э.н., доцент Иванина Нина Михайловна Тольятти 2003г. Содержание.Введение. 3Глава 1. Экономический образ мышления. 41.1. Экономика – зарождение. 41.2. Понятие «благо», «товар», «услуги». 51.3. Производство и потребление. 61.4. Рынок. 71.5. Понятие спроса. 81.5.1. Влияние инфляции. 101.6. Предложение. 101.7. Цена. 11Глава 2. Альтернативная стоимость. 122.1. Издержки производителя как стоимость альтернативы. 132.2. Полезность как стоимость альтернативы. 142.2.1. Закон убывающей предельной полезности. 16Заключение: 21Литература. 23Введение. Экономическая теория – одна из древнейших наук, которая всегдапривлекала внимание ученых и образованных людей. Это объясняется тем, чтоизучение экономической теории – реализация объективной необходимостипознания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законовхозяйствования во все времена – от Аристотеля, Ксенофонта до сегодняшнихдней. Еще в XIX в А.С. Пушкин, которому царь Николай I поручил продуматьпринципы воспитания молодежи, прежде всего высказался против домашнегообразования, а в числе обязательных для изучения наук назвал политическуюэкономию. Интерес к экономике все больше возрастает в наши дни, и этообъясняется теми глобальными переменами во всем мире и особенно в России. Экономические воззрения возникли в глубокой древности. Человеческийразум осознавал процессы и закономерности хозяйственной жизни, познавал ихпричины. От примитивных взглядов до подлинно научных теорий – таковтрудный путь познания сути экономических процессов, явлений, тенденций. При этом одна теория, одна школа сменяла другую, вступали впротивоборство различные концепции, внося, как правило, какие-торациональные зерна в общий кладезь экономической мудрости. Становление экономической науки как самостоятельной академическойдисциплины произошло в XVIII веке. Начиная с 30х годов этого века, началсядлительный процесс переосмысления оснований экономической науки, который,по всей видимости, не закончится с наступлением следующего столетия. Одним из главных принципов экономики можно назвать взаимодействиетеории и практики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов изакономерностей экономического развития. Она является необходимым условиемдля выработки грамотных решений, касающихся направлений использованияматериальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешнихрынках. Теория рассматривает основные черты экономических систем, даетпредставление об основных элементах хозяйственного механизма, характеризуетважнейшие направления и школы экономических теорий. Надо отметить, что без теснейшей связи с практикой теория теряетценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретическиеисследования, дает материал для научного анализа. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, облегчает путь кдостижению делового успеха, воспитывает экономическое мышление. Экономический образ мышления – это подход к рассмотрению тех или иныхпроблем и процессов в экономике. Альтернативная стоимость – это проблема выбора наилучшей возможности. Эти понятия более подробно мы рассмотрим в этой работе.Глава 1. Экономический образ мышления. Экономический образ мышления – что это? Что, собственно говоря, надопонимать под "экономическим образом мышления"? Прежде всего, то, чтоподразумевается самим термином: скорее подход, чем набор уже готовыхвыводов. Джон Мейнард Кейнс удачно сформулировал это в отрывке:"Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимыхнепосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чемучением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому,кто владеет ею, приходить к правильным заключениям". Но что такое "техникамышления"? В самых общих чертах - это некая предпосылка о том, чем человекруководствуется в своем поведении. За удивительно редкими исключениямиэкономические теории строятся, опираясь на вполне определенную предпосылку,что люди предпринимают те действия, которые, по их мнению, принесут имнаибольшую чистую пользу. (Т. е. пользу за вычетом всевозможных затрат илипотерь, связанных с этими действиями.). Предполагается, что каждыйпоступает в соответствии с этим правилом: скупец и расточитель, святой игрешник, покупатель и продавец, политический деятель и руководитель фирмы,человек осторожный, полагающийся на предварительные расчеты, и отчаянныйимпровизатор. [4.] Экономический образ мышления – это знание и понимание рыночныхотношений и течений. Это определение понятий как благо, товар и услуги,потребитель и производитель, спрос и цена связь их между собой и их влияниидруг на друга. Однако, понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. По словамГёте, историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Для более глубокого изучения экономической теории важно знать еёгенезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования истановления как науки.1.1. Экономика – зарождение. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителейдревнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировойцивилизации. [1. стр.14] Древнеиндийские «Законы Ману» (IV – III вв.дон.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношенийгосподства и подчинения. В трудах Конфуция (551-479 гг. до н.э.)проводилось различие умственного и физического труда, причем первыйобъявлялся монополией «высших», а второй уделом «простолюдинов», основнуюмассу которых составляли рабы. Китайский филосов Сюнь Цзы (III в.до н.э.)высказывал мысль, что все люди равны от рождения, что «накопленнымбогатством» должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметьправо на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников. Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции.Взгляды древнегреческих мыслителей – Ксенофонта, Платона, Аристотеля, можноохарактеризовать как теоретические исходные пункты современной науки. Онирассматривали правила ведения домашнего хозяйства и земледелия врабовладельческом хозяйстве. Аристотель первым выделил отдельные категорииэкономической теории, поставил вопросы о сравнимости всего, что«подвергается обмену», стремится найти закон образования и изменения(активная деятельность) и производство (продуктивная деятельность),высказал идеи о полезности как об основе хозяйственных благ, правильномобмене хозяйственных благ как об обмене эквивалентов. Считается, что сам термин «экономика» появился в древней Греции. Этосоединение двух слов: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), чтодословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнегохозяйства. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима, таких какВаррона, Катона Старшего, Сенеки, Лукреция, живших в III – II вв.до н.э.,являлись своего рода продолжением экономической мысли Древней Греции. Ониеще обосновывали необходимость рабства, но в этих высказываниях ужеотражается упадок и разложение рабовладельчества. Дают рекомендации понормированию труда и ставят проблему качества труда. Если же попытаться дать современное определение экономики однофразой, то экономика – это хозяйственная система, обеспечивающаяудовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использованиянеобходимых жизненных благ. [1. стр.15]1.2. Понятие «благо», «товар», «услуги». Потребности людей многообразны. Человек, имея малое всегда стремитсяк большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менеемногообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любоетакое средство называется благом. Благо – это всё то, что заключает в себе определённый положительныйсмысл, а именно предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющийопределённую человеческую потребность и отвечающий интересам, целям,устремлениям людей. По своим натуральным характеристикам блага подразделяются навещественные и информационные объекты, частные и коллективные действия.Благо, имеющее вещную форму, называют продуктом, а если оно становитсяпредметом сделки на рынке – товаром. Любое действие, направленное наудовлетворение человеческих потребностей, называют услугой. И продукты, иуслуги в целом обозначают термином «продукция». Так же, благами считаютсяресурсы, необходимые для производства потребительских благ. Товар – это продукт труда, способный удовлетворять потребности ипроизведенный для обмена.К.Менгер утверждал, что экономическое благо становится товаром независимоот его способности к передвижению, независимо от лиц, предлагающих его дляпродажи, от его материальности, от характера его как продукта труда, нообязательно предназначено для обмена.Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человекасоставляет его потребительскую стоимость, а способность товара к обмену вопределённых количественных пропорциях - меновую стоимость. История развития общества позволяет выделить две главные формулыобщественного хозяйства: натуральную и товарную. Натуральная – это такая форма хозяйствования, в которой производствоматериальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, дляпотребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Эта форма отражаеттакой уровень развития производства, который обуславливает крайнеограниченную его цель, а именно удовлетворение незначительных по объему иоднообразных по качественному составу потребностей, что в конечном счетеопределяет инертность общественного хозяйствования, низкие темпы егоразвития. Товарное (рыночное) хозяйство – это общественная форма организацииэкономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающаявзаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарная формахозяйствования зародилась как противоположность натуральной, сначала вотношениях между общинами, а затем проникая внутрь их, постепенно превращаянатуральное хозяйство в подчиненный, и отмирающий элемент экономическойжизни общества. Предпосылкой возникновения рынка стало общественноеразделение труда. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которойимеет полезный эффект, удовлетворяющие какие-либо потребности человека.Специфика услуг как товара выражается в следующем. 1.Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы. 2.Потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности,живого труда. 3.Услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в моментпроизводства.Понятие рынок мы рассмотрим в пункте 1.41.3. Производство и потребление. Существенной чертой человеческой жизни и деятельности являетсязависимость от материального мира. Одни материальные блага (воздух, вода,солнечный свет) находятся в такой форме и в таком количестве, чтопользование ими оказывается для человека доступным всюду, во все времена.Удовлетворения потребностей в них не требует никаких усилий и жертв. Этосвободные даровые блага. Другие материальные блага имеются в ограниченномколичестве. Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их вдостаточном количестве, необходимы усилия для их добывания и приспособленияк использованию. Эти блага называются хозяйственными. Хозяйственнаядеятельность человека - это сложный комплекс разнообразных явлений ипроцессов, в которых теоретическая экономика выделяет четыре стадии: Производство – это процесс создания материальных и духовных благ,необходимых для существования и развития человека. Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, вкоторой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенномпродукте. Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одногосубъекта к другому и форма общественной связи производителей ипотребителей, опосредствующая общественный обмен веществ. Потребление – это процесс использования результатов производства дляудовлетворения определенных потребностей. Все эти связи находятся во взаимодействии. Производство вообще - есть процесс воздействия человека на предметы исилы природы с целью приспособления их к удовлетворению тех или иныхпотребностей. Согласно марксистскому учению, производство – основа жизни и источникпрогресса человеческого общества, это исходный пункт хозяйственнойдеятельности. Потребление – конечный пункт. Распределение и обмен выступаюткак сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Однако,не все экономисты это теоретическое положение. Так, С.В.Брагинский,Я.А.Певзнер пишут: «Первичность производства всегда трактовалась в марксизме как началоначал научной политической экономии и всей общественной науки. Насколькотакой подход обоснован? Если иметь ввиду, что раньше, чем обменивать,распределять и потреблять, нужно произвести, то такое утверждениепредставляет собой банальность, лежащую за пределами науки. Экономическаянаука как наука начинается не с производства, а с обмена, с торговли, срынка…» [ 1. стр.34] Автор считает, что низкий уровень жизни российского народа можносвязать с политикой бывшего СССР, где производство развивалось радипроизводства, в ущерб социальной сфере, сфере услуг, производства предметовпотребления (товара) – того, что чрезвычайно необходимо человеку.1.4. Рынок. Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудноохарактеризовать его однозначно. По мере развития общественногопроизводства и обращения это понятие неоднократно менялось. Сегодня можнодать несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства иобращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок – это механизмвзаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса ипредложения. Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами,связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Как возник рынок? Важнейшим историческим условием возникновения рынкаявляются следующие: Первое условие – общественно разделение труда и специализация.История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первоеиз них – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремеслакак самостоятельной отрасли, третья – возникновение купечества. Затем сталидробится отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этотпроцесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.Развитие труда неизбежно требует обмена товара. Древние скотоводы нуждалисьв продуктах земледелия, а земледельцы в мясе и т.д. Обмен все большерасширялся и развивался, что привело к появлению денег. Именно появлениеденег расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально дляпродажи. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворенияпотребности других людей. Второе условие – экономическая обособленность производителей,полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (чтопроизводить, кому и как продавать свою продукцию). Эта обособленностьисторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем онаначала опираться и на коллективную собственность (кооперативы,товарищества, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.). Третье условие – самостоятельность производителя, свободапредпринимательства. Чем меньше скован производитель, тем больше развитрынок. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которыеукажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений ихдеятельности. Обратимся теперь к выяснению структуры рынка. Рынок как развитаясистема отношений товарного обмена представляет собой систему отдельныйвзаимосвязанных рынков, элементов большого рынка.Рис.1. Структура рынка. Таким образом, рынок охватывает, прежде всего рынки ресурсов, а так жедругие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Часто говорят, что рынок – одно из величайших достижений цивилизации.Это правильно, однако следует помнить, что возникновение рынка – это нерезультат достижения разума, а следствие очень длительного историческогоразвития. [ 2. стр. 58]1.5. Понятие спроса. При ближайшем рассмотрении "необходимости" оборачиваются простыми"потребностями". Это немаловажная разница, ибо если речь идет опотребностях, мы можем спросить: "Насколько они настоятельны?" Экономистырешают этот вопрос при помощи понятия спроса. Спрос - это понятие, котороесвязывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходитсяделать для приобретения этих количеств. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет купленопо определённой цене за определённый период. Бесполезно пытаться определитьспрос без цены, так как он изменяется в зависимости от неё. Действует закон спроса: при прочих равных условия спрос на товары вколичественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.[2, стр.118] Рис.2 График спроса. Рис2. А. Для большинства товаров.Рис2.Б. Для престижных товаров.Это происходит по двум причинам: во-первых, при снижении цены потребительхочет приобрести больше товара, во-вторых, товар при снижении цены на негодешевеет относительно других товаров и приобретать его становится выгоднее.Закон спроса не действует в трех случаях: 1. При ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; 2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег. 3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него). На изменение спроса влияют и ценовые факторы: а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходовувеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику,высококачественные продукты питания и др.) при всех возможных ценах на них; б) изменения в структуре населения, например, увеличение количествапенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание; в) изменения цен на другие товары-заменители (субституты). Так ростцен на сливочное масло вызовет повышение цен на маргарин; г) экономическая политика правительства. Денежные пособия,выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос навары, потребляемые этой группой населения; д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы,моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. былосвязано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день. Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутойлинии, как показано на рисунке 2А. Однако в случаях с престижными товарамикривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного нарисунке 2Б .1.5.1. Влияние инфляции. Неправильные представления, обусловленные инфляцией. Одна из основных причин, из-за которой сегодня многие люди считают,что закон спроса не работает, заключается в том, что они не учитываютвлияние инфляции. Быстрая инфляция последнего десятилетия в России и другихстранах сделала многие повышения цен кажущимися, а не реальными. Инфляциянастолько искажает наше понимание изменений относительных цен и затрат, чтонам следует подумать об этом. Инфляция означает повышение средних денежных цен всех благ. Но так какмы привыкли считать ценой любого блага то количество денег, котороенеобходимо отдать за него, мы с легкостью приходим к выводу, что удвоениесуммы денег означает в два раза большие затраты или жертвы. Однако этововсе не так, когда удвоенное количество рублей обладает лишь половинойпокупательной способности. Если увеличить вдвое денежные цены абсолютновсех благ, включая человеческий труд и все прочее, что люди продают илисдают в аренду для приобретения денег, то ни на одно благо реальная цена неизменится - конечно, за исключением денег, цена которых сократитсянаполовину. Поэтому удвоение цены на бензин не обязательно побудит людейсокращать потребление бензина - если в то же самое время удвоятся их доходыи цены всех прочих благ, которые они потребляют. На самом деле в результате инфляции денежные цены вовсе не изменяютсяв одинаковой пропорции - это одна из причин, превращающих инфляцию впроблему. Но они обнаруживают тенденцию двигаться вместе. Поэтому, если мыхотим рассмотреть последствия некоторого увеличения цены, то прежде должныотделить их от последствий общего увеличения цен. Предположим, например,что некий институт, который в 1999 г. брал со своих студентов 11000р. в годза образование, в 2003 г. стал брать 22000р. На сколько выросла плата заобразование за четыре года? Ответ заключается в том, что она вообще невыросла. Ибо за период с 1999 по 2003 г. покупательная способность денегсократилась вдвое, 22000р. за образование в 2003 г. эквивалентно 11000р. в1999 г.1.6. Предложение. Предложением называется количество товара или услуги, котороепроизводители готовы продать по определённой цене за определённый период.Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях,изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рис.3. График предложения. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров,придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложатрынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется оченьвысокой, то производители постараются увеличить предложение товара,попытаются сбыть даже бракованные изделия. Предложение отображается графиком (рис.3).Предложение, так же как и спрос, может меняться под влиянием неценовыхфакторов: а) изменения издержек производства в результате техническихнововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимостифакторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево,снижение – вправо; б) выхода на рынок новых фирм, что увеличит предложение внезависимости от цен; в) изменение цен на другие товары, приводящего к переливу ресурсов(уходу фирм из отрасли), что уменьшит предложение; г) природных катастроф, политических действий, войн, разрушающихэкономику, что вызовет сокращение предложения.1.7. Цена. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливаетсярыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривыеспроса D (англ. Demand) и предложения S (англ. Supply). Эта точканазывается точкой равновесия, а цена – равновесной. Только в этойединственной точке цена устраивает одновременно и покупателя, и продавца.Рис.4Рис.4. Цена.При этом действуют следующие законы: 1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе предложение увеличится – цена понизится.Глава 2. Альтернативная стоимость. Альтернатива (от лат. alter - один из двух), ситуация, в которойнадлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей В фокусе экономических исследований находится процесс выбора междуальтернативными вариантами использования редких ресурсов. Так считалось невсегда, однако сегодня это определение предмета экономической науки сталотрадиционным – оно признается ведущими учеными-экономистами. Выбор всегда персонален, это определено биологически. Люди не могут«сливаться» в процессе выбора в некое единое существо. Никакой социальныйорганизм не имеет центра принятия решений, находящегося «вне» индивидов.Логика коллективной организации может быть сведена к логике индивидуальногорасчета. Однако, различают три типа выбора: индивидуальный, двухсторонний иколлективный. (рис.5)Рис.5 Классификация видов выбора. Индивидуальный выбор имеет место, когда человек сам принимает решенияи сам их реализует, не взаимодействуя при этом с другими людьми. Наиболее распространен второй тип выбора – двухсторонний, - когдатребуется согласование предпочтений двух индивидов. Воспользуемся примеромДжеймса Бьюкенена – покупка арбуза у предорожного лотка. Прохожему нравитсяарбуз, добровольно предлагаемый ему продавцом, и он покупает его. Выборсделан и тем и другим. Они вступили в сделку и осуществили её «бездетального знания поличтических убеждений, сексуальных предпочтений илиэкономического положения своих реальных партнеров по обмену… В этомклассическом смысле рыночный обмен полностью обезличен и кажется совершенноидеальным типом взаимодействия, воплощенным в упорядоченной анархии. Втаких отношениях каждый человек приниматся именно таким, какой он есть, иочень часто таким, каким он хочет выглядеть. Торговец фруктами с лоткаможет бить свою лошадь, отстреливать собак и есть крыс. Но ни одна из чертего характера не должна влиять на мой чисто экономический обмен с ним». [3 стр. 10] Двухсторонний выбор имеет место, Когда для принятия решения и егореализации требуется согласование предпочтений двух индивидов. Коллективный выбор имеет место, когда решения принимаются иреализуются индивидами в составе группы. Индивид всегда преследует свой«интерес», хотя, конечно, каждый понимает его по-разному. Но нет никакихоснований полагать, что индивид, действуя в составе коллектива,руководствуется исключительно общественным долгом, ставя перед собойвневременные, внеситуационные нравственные задачи, которые становятся длянего внутренним обязательством. В свою очередь коллективный выбор делитсяна: «олигополистический» (в которой участники взаимозависимы, т.е.поведение одного оказывает значительное влияние на поведение остальных) и«латентный» (в которой действие одного участника не отражается на других втакой степени, чтобы у них появились какие-либо причины реагировать на этодействие). Общественный выбор имеет место, когда решения принимаются иреализуются индивидами в составе латентной группы. Но чтобы принимать решения, группа должна договорится, как делатьвыбор и как обеспечивать его реализацию. Общественный выбор правил выбора,правил «игры» был назван конституционным, общественный выбор в процессе«игры» - постконституционным. Конституционный выбор – общественный выбор правил выбора.Альтернативную стоимость можно определить как ценность наилучшей изистраченных возможностей в использовании данных ресурсов.2.1. Издержки производителя как стоимость альтернативы. В экономической науке нет существенных различий между теориейпредложения и теорией спроса. И та и другая предполагают, что лица,принимающие решения, могут выбирать, что выбор предполагает наличиеальтернатив и что выбор основывается на сопоставлении ожидаемых выгод,связанных с альтернативами. Логика экономии одинакова и у производителей, иу потребителей. Когда мы размышляем об издержках производителя - например,задаваясь вопросом, почему производство десятискоростного велосипедаобходится дороже, чем деревянного столика для пикника, то вначале мы обычновспоминаем, что используется для их производства. Мы думаем о сырье иматериалах, о затратах рабочего времени, а также, может быть, о необходимыхмашинах и инструментах. Мы выражаем ценность этих ресурсов в денежныхединицах и предполагаем, что издержки на производство велосипеда или столаравны сумме этих денежных оценок. Здесь нет ошибки, но вопрос, почемуданные ресурсы имеют именно такую денежную оценку, остается при этом безответа. Концепция альтернативной стоимости утверждает, что эти оценкиотражают ценность данных ресурсов при их наилучшем альтернативномиспользовании, или, другими словами, ценность тех альтернативныхвозможностей, которыми приходится жертвовать, когда данные ресурсыиспользуют для производства велосипедов или столиков для пикника. Для производителя велосипедов издержки равны расходам на приобретениесоответствующих ресурсов. Но т.к. существуют другие возможности ихиспользования, то он должен заплатить за ресурсы по цене "лучшейальтернативы". Таким образом, ценность нереализованных альтернативныхвозможностей превращается в издержки производства велосипеда. В этом естьглубокий смысл, т. к. затраты на получение одного дополнительноговелосипеда по самой своей сути равны ценности того, от чего приходитсяотказываться или чем приходится жертвовать, чтобы получить этот велосипед. Рассмотрим пример со столиком для пикника. Часть издержек егопроизводства составляет стоимость древесины. Предположим, что увеличитсяспрос на новые жилые дома и, соответственно, строительные фирмы станутзакупать гораздо больше древесины. Если вследствие этого повысится ценадревесины, то вырастут издержки производства столиков для пикника. Непроизошло ничего такого, что изменило бы физический объем ресурсов,используемых для производства стола, но издержки повысились. Так как жилыедома, при строительстве которых используется древесина, теперь ценятсявыше, чем раньше, то производитель столиков должен оплачивать более высокуюальтернативную стоимость древесины, из которой он хочет делать свои столикидля пикника. Концепция альтернативной стоимости объясняет также, каким образом впроизводственные издержки входит труд. Наниматели должны предложить рабочимтакую заработную плату, которая побудит их отказаться от всех другихвозможностей. Квалифицированный рабочий будет получать большенеквалифицированного лишь по той причине, что в каком-нибудь другом местеего квалификация имеет большую ценность. Но наш владелец велосипеднойфабрики не будет платить им дополнительного жалованья за эту квалификацию,если только, благодаря своему необычному таланту, они не окажутся болееценными в каком-нибудь другом месте. [ 4 ]2.2. Полезность как стоимость альтернативы. Как потребителю сориентироваться среди обилия товаров и услуг, каксделать выбор, при котором полезность была бы максимальной, а затратыминимальными? Потребители чаще всего ищут ответы на эти вопросы интуитивно,на основе опыта, методом проб и ошибок. Предприниматели расходуют наизучение спроса не мало средств, пытаясь понять особенностипотребительского выбора и воздействовать на него. Индивидуальная оценка полезности является субъективнойхарактеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той жевещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того,один и тот же потребитель оценивает полезность того же самогопродукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места,времени, моды и т.п. Австрийская школа предельной полезности дала объяснение стоимости(ценности) и цены благ и услуг с позиции экономической психологиипокупателя, потребителя полезных вещей. Люди потребляют товары и услугипотому, что они обладают свойством быть источником удовлетворения (илиудовольствия). Это свойство экономисты обозначили термином «полезность».Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами 19 века,как Уильям Стенли Джевонс, Карл Менгер, а также его последователи Ойгенфон Бем-Баверк и Фридрих фон Визер. Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода кпроблеме эффективности производства на основе оптимального значения.Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться вдругих экономически науках. Центр тяжести в экономическом анализе былперенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теориистоимости. А также экономическая теория впервые приняла в качествеисходного момента поведение производителя и потребителя. Представители новой экономической концепции – теории предельнойполезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избралиотношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезностиразличных благ. Таким образом, было создано особое направление в экономической науке,которое было названо «маржинализм» («предельность»). Основные положенияданного течения настолько отличались от представлений классической школы,что маржинализм был признан переворотом в науке. Если классическая школа (Смит, Рикардо, Маркс) считала, что стоимостьтовара определяется количеством труда, затраченного на его производство, и,значит, является объективной величиной, то маржиналистский подходпротивоположен. Его ключевое положение состоит в следующем: стоимость(ценность) товара определяется не затратами на его производство, а полезнымэффектом, который он способен принести потребителю.Таким образом, основные положения маржинализма состоят в следующем: - Стоимость товара не должна определяться затратами труда (или труда, земли и капитала); - Стоимость (или ценность) блага определяется величиной полезного эффекта, получаемого индивидуумом от его потребления, т.е. предельной полезностью блага; - Стоимость рассматривается как субъективная категория, отражающая субъективные оценки полезности благ конкретными потребителями; - Появился термин «предельная величина» и на основе этого различают совокупную (общую) и предельную полезность благ; - Стоимость труда и капитала. А значит, и издержки производства определяются как производные от стоимости (предельной полезности) потребительных товаров. Таким образом, теорию предельной полезности можно считать субъективно-психологической теорией. Основанием этого служат убеждения маржиналистов втом, что все категории экономической науки могут быть выведены только изотношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий,познаний. Так, например, представитель австрийской школы Карл Менгер считал, чтовсе блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придаетсоответствующее отношение к ним людей. Данная мысль послужила основной отправной точкой целого научногонаправления. В дальнейшем маржиналисты обратили внимание на то, чтопотребление любого блага носит «приростный характер». Другими словами,потребитель постоянно увеличивает количество потребляемого блага, пока непочувствует себя сытым.Отсюда следует 3 важных вывода: 1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которую маржиналисты назвали «предельной полезностью» данного блага. Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях). Отсюда следует, что предельная полезность – это не наименьшая и не средняя полезность, а именно наименьшая польза, ради которой эта вещь еще может рационально потребляться. 2. Чем больше количество потребленного блага, тем меньше предельная (т.е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Иначе говоря, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Здесь маржиналисты обращают внимание на обратную связь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот. Например, стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как у реки тот же стакан не имеет никакой ценности, хотя имеет полезность. Следовательно, «полезность» не то же самое, что «ценность». Всякое благо полезно, но не всякое – ценно. Ценность обладают лишь те блага, редки (ограничены) по сравнению с потребностью в них. Следовательно, ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы данного блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность. 3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных потребностей. В экономической теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилями». Если потребление первого бутерброда приносит человеку полезность, равную, предположим, 5 ютилям, второго – 4, третьего – 2, а четвертого – 1 утилю, то общая полезность этого ряда составит 12 утилей. Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда общая полезность составит 9 единиц, а предельная полезность возрастет до 4 и т.д.Общий принцип убывания предельной полезности можно изобразить на графике,рис.6.Рис.6. Кривая предельной полезности.2.2.1. Закон убывающей предельной полезности. Пусть потребитель приобретает товар А. Если потребление остальныхтоваров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре Аудовлетворение от потребления последующей единицы этого товара падает,т.е. предельная полезность каждой последующей единицы товара А снижается.Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимостьэкономических явлений получила название закона убывающей предельнойполезности. Первоначально данный закон был сформулирован как законнасыщения потребностей Г.Госсеном. Для большинства товаров этот закондействует со второй или третьей единицы товара, т.е. по мере приобретенияочередных единиц данных товаров их предельная полезность начинаетснижаться. В отдельных случаях на начальных этапах потребления какого-тотовара предельная полезность может возрастать. Например, в жаркий деньудовлетворение, получаемое от второго стакана воды, как исключение, можетпревосходить удовлетворение от первого. Максимизация общей полезности. Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будетсоизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задачапотребителя в этом случае – найти такую комбинацию продуктов, которая врамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. Поэтомуследует рассматривать не полезность от потребления отдельного товара, аполезность от всего набора потребляемых товаров.Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежногодохода потребителя, при котором последняя денежная единица, затраченная наприобретение каждого вида продуктов, приносила бы одинаковую предельнуюполезность. Правило максимизации полезности может быть представлено в видеформулы[pic]Максимизация полезности происходит путем выбора такого набора благ,удовлетворяющего бюджетному ограничению, при котором отношение предельнойполезности к цене одинаково для всех благ. Если взвешенные предельныеполезности не равны, например, [pic], следовательно, потребитель долженизменить количество данных благ в своем потреблении. Потребительский выбор может быть объяснен с помощью карты кривыхбезразличия и линии бюджетных возможностей. Карта кривых безразличиядемонстрирует предпочтения потребителя при выборе из двух товаров, а линиябюджетных возможностей – ценовые и бюджетные ограничения потребителя. Рассмотрим построение кривой безразличия и карты кривых безразличия наследующем примере. Допустим, что потребитель располагает таким доходом, при котором онможет позволить себе приобрести набор, состоящий из одежды и обуви. Причемсуществует несколько наборов этих экономических благ, которые приносят емуодинаковую суммарную полезность: одежда обувь Набор А 8 единиц 1 единица Набор Б 5 единиц 2 единицы Набор В 2 единицы 3 единицы Набор Г 1 единица 6 единицС точки зрения суммарной полезности потребителю безразлично, какой изнаборов выбрать. Если по одной оси откладывать количество одежды Qод, а подругой – количество обуви Qоб, то получатся точки, через которые можнопровести кривую, называемую кривой безразличия.Рис.7. Кривая безразличия. Любая точка на данной кривой отражает разные количества двух товаров,но в то же время каждая точка отражает одинаковую суммарную полезность этихдвух благ.Рис.8. Карта кривых безразличия. Кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большейобщей полезности потребленных благ. Выбор потребителя связан не только с предпочтениями, которые можновыразить с помощью кривых безразличия, но с уровнем дохода потребителя,ценами товаров. Бюджетная линия показывает набор товаров, которыйпотребитель способен приобрести при данном доходе и данных ценах.Рис.9. Бюджетная линия. Любая точка ниже линии означает возможный для потребителя набор благпри заданных ограничениях, но при условии, что часть дохода сохраняется,например, точка С. Любая точка выше бюджетной линии означает, что данныйнабор благ не доступен потребителя, так как выходит за границы бюджетнойлинии, например точка D. Если доход увеличивается, то бюджетная линиясдвигается параллельно вправо, и наоборот. Если при неизменном доходеменяется соотношение цен, то меняется наклон линии бюджетного ограничения. Совмещение линии бюджетного ограничения и карты кривых безразличияпозволяют определить равновесное положение потребителя. Точка Е – точкаравновесия. Она обозначает наибольший по полезности набор товаров приполном израсходовании бюджета. Если доход потребителя растет, то точкиравновесия смещаются вместе с бюджетной линией. Если потребитель замещает один товар другим, то он руководствуетсяпредельной нормой замещения, от какого количества товара У отказался быпотребитель, чтобы получить дополнительную единицу товара Х. Если замещениеосуществляется с учетом изменения цен товаров, то для покупателя возникаетэффект замещения. Эффект замещения – это та часть прироста величины спроса наподешевевший товар, которая образовалась вследствие замены болеедорогостоящих благ менее дорогостоящими. Если цена на набор товаровснизится, потребитель приобретает тот же товар, но у него остаетсянекоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению доходов, какесли бы он стал получать эту сумму дополнительно. Так возникает эффектдохода. Эффект дохода состоит в адаптации объема спроса к соответствующемуизменению реального дохода. Данную дополнительную сумму потребитель, скореевсего, потратит на покупку большего количества нормальных товаров. В заключение можно сказать, что суть теории предельной полезностизаключается в следующем. Человек живет в мире экономических благ, цена накоторые устанавливается на рынке не в зависимости от затрат труда на ихпроизводство, а в зависимости от субъективных определений потребителямиценности этих благ. Цена у представителей австрийской школы не имеетникакой объективной основы, а трудовая теория стоимости полностьюотрицается. Основные положения теории предельной полезности отражают экономическиесвязи, которые можно представить в виде формулы «потребитель – потребность– полезность блага – его ценность – цена». Несмотря на то, что теория предельной полезности неоднократноподвергалась критике, она явилась весьма плодотворной. Теория предельнойполезности послужила отправной точкой для разработки категорий «предельныхвеличин» (предельные издержки, предельный продукт, предельный доход ит.д.). При этом учитываются не только затраты, но и полезные результатыпроизводства и обращения. Учет предельных величин нацеливает на минимизациюзатрат и получение максимальных полезностей в экономике. Возникновение и развитие теории предельной полезности в 70-80-е годы19 века относится к первому этапу маржиналистской революции. Второй этапмаржиналистской революции начался в 90-е годы 19 века. На этом этапеформируется так называемая неоклассическая экономическая теория, котораяпревращает маржинализм в стройное учение. В настоящее время идеи теориипредельной полезности широко используются в микроэкономике, раскрываяпринципы рационального поведения потребителя, образования издержек фирмы ицен и т.д.Заключение: В ходе написания данной курсовой работы мы выяснили, что экономическийобраз мышления - это систематизация хорошо известных всем явлений с помощьютаких понятий, как спрос, предложение, альтернативная стоимость, предельныйэффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а вбольшинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людейдела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой.Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, болеепоследовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественныхвзаимосвязей. Экономический взгляд на вещи мало помогает нам понять взаимоотношениялюдей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знаютдруг друга и сотрудничают на личной основе. Экономисты же объясняют, каксотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее,работающие согласно и чрезвычайно эффективно. Эффективное распределение ресурсов увеличивает возможность развитияцивилизации, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошокоординированное и бесперебойно функционирующее общество дает людям большевозможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным.Экономический образ мышления, особенно в условиях демократии, - важнаяпредпосылка успешного развития. Но не более того. Так же, мы выяснили, что выбор одной из двух исключающих друг другавозможностей и есть альтернатива. А альтернативную стоимость можноопределить как ценность наилучшей из истраченных возможностей виспользовании данных ресурсов. Кривые предложения, равно как и кривые спроса, отражают то, как людиоценивают ценность альтернативных возможностей. И количество блага, котороепредлагается на продажу, и количество, на которое предъявляется спрос,зависят от выбора, который делают люди после того, как они соотнесутдоступные им возможности. Кривые предложения наклонены вправо вверх, т. к. владельцам ресурсовнеобходимо предложить более высокие цены, чтобы убедить их в возможностипожертвовать своей предыдущей деятельностью. Кривые спроса наклонены влево вверх, т. к. более высокие ценыпобуждают потребителей ресурсов отказаться от своей текущей деятельности из-за наличия лучшей альтернативы. Такое понятие как полезность играет важную роль при приобретении ивыборе определенного количества товара. Человек живет в мире экономическихблаг, цена на которые устанавливается на рынке не в зависимости от затраттруда на их производство, а в зависимости от субъективных определенийпотребителями ценности и полезности этих благ. Основные положения теориипредельной полезности отражают экономические связи, которые можнопредставить в виде формулы «потребитель – потребность – полезность блага –его ценность – цена». Предложение зависит от затрат. Но издержки поставщика - это ценностьальтернативных возможностей, которые не реализуются из-за самой поставки. Вэкономической теории эта концепция издержек формулируется таким образом,что все издержки, связанные с решениями, являются альтернативнымистоимостями - т. е. ценностью тех альтернативных возможностей, от которыхпришлось отказаться, выбирая тот, а не иной образ действий. Пока ресурсы, используемые для производства благ, можно приобреститолько через конкуренцию, предлагая за них более высокую цену,производственные издержки будут отражать ценность альтернативногоиспользования ресурсов для владельцев этих ресурсов. Отсюда следует, чтопроизводители будут стремиться избавиться от конкуренции друг с другом заиспользуемые ими ресурсы, если только найдут для этого эффективный способ. Цены повышаются до уровня стоимости альтернативы, только есливладельцы ресурсов настаивают на их оплате по цене наилучшегоальтернативного использования. Тем самым предотвращается небрежноеиспользование ресурсов, и они направляются на те цели, которым люди даютнаивысшую денежную оценку. Спрос участвует в установлении издержек. Издержки вносят свой вклад вуровень цен. Цены одних благ затрагивают спрос на другие блага, потреблениекоторых они дополняют или могут заменить. В рамках концепции альтернативнойстоимости все зависит от всего.Литература. 1. Экономическая теория: Учебник / Под общ.ред. акад. В.И. Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – 2001г 2. Экономика: Учебник / Под ред.доц. А.С. Булатова – 1997г 3. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К.Большакова – 1998г 4. Интернет издание «Экономический образ мышления». Пол Хейне.-----------------------543211 2 3 4 5 6 7 8Кол-во единиц полезностиКол-во бутербродов87654321 1 2 3 4 5 6 7 8АБВГQодQобQодQобQодQобЕДАСВ Рынок ценных бумаг Рынок недвижимости Рынок инноваций Рынок информации Денежный рынокРынок факторов производства Потребительский рынок Структура рынка0К1К2Ц1Ц2Р-ценаQ-количествоЦ30К1К2Ц1Ц2Р-ценаQ-количествоS (supply) - предложениеЦ20К1К2Ц1Р-ценаQ-количествоD (demand) - спрос0S - предложениеD - спросР - ценаQ - количествоКонституционныйПостконституционныйОбщественныйОлигополистическийИндивидуальныйДвухстороннийКоллективный Выбор

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине «экономическая теория» Тема: «Экономический...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Экономические циклы и кризисы»

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Сущность...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Место...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине «Основы экономической теории» на тему:...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» На тему: «Проблемы...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Инновационно-инвестиционный...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая теория» на тему: «Государственное...

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине Экономическая теория на тему: Теория...
Кроме этого современные экономисты сосредоточены на изучении теории стоимости и дальнейших ее перспективах

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория». На тему: «Экономический образ мышления. Альтернативная стоимость» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая теория»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<