Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 231.89 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации29.03.2014
Размер231.89 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социально-экономический и политический строй. Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси

Р Е Ф Е Р А Т Тема: "Социально-экономический и политический строй. Внутреняя и внешняя политика Киевской Руси" I. Образование Древнерусского государства. 1. Факторы обусловившие образование государства: а) социальные; б) внешнеполитические и экономические; в) общественные; г) "союзы союзов". II. Социально-экономический строй. 1. Управление: а) князь; б) община; в) вече; г) система "старший город - пригороды". 2. Социальный строй: а) феодализм. 3. Категории населения: а) свободные общины; б) смерды; в) закупы; г) изгои (свободные и зависимые); д) челядь и холопы. 4. Вотчина. 5. Экономическое развитие. 6. Церковь. III. Политический строй. 1. Князь. 2. Община. IV. Внутренняя политика. 1. Занятие славян. 2. Князь и его дружина. Полюдье. 3. Вотчинная собственность. 4. "Правда Русская" 5. Социальная организация и система управления государством 6. Восстания и социальное волнение. V. Внешняя политика. 1. Русско-византийские отношения. 2. Разгром Хазарского каганата. 3. Борьба против кочевников.I. Образование 1. Факторы Из ряда существующих в советскойДревнерусского обусловившие исторической науке концепцийгосударства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с сере- дины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э. а) социальные; В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политичес- кая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени. б) внешнеполи- Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. тические На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о при- чинах возникновения государства было "развитие земледе- лия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подго- тавливались условия для перехода от раннеклассовых от- ношений к феодализму. Экономический прогресс у восточ- ных славян являлся движущей силой их общественного раз- вития. При условии существования индивидуальных хо- зяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собствен- ностью производителя и мог являться источником обогаще- ния. Так возникло сначала имущественное, а потом и со- циальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста. в) общественные Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще дол- гое время сохранялась первобытные демократи- ческие учреждения - народные собрания и со- вет старейшин: Но народное собрание превра- щалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преоб- разования органов общественного самоуправле- ния в государственные органы. Военная демок- ратия постепенно перестала в военноиерархи- ческое правление-княжение. Органы обществен- ного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпада- ющей непосредственно с населением, отделен- ной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распрост- раняющейся на определенную территорию. Воен- ный предводитель крупного союза племен прев- ращался в правителя - князя. 56  0Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и намест- никами. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатиру- емых масс и вела захватнические и оборони- тельные войны. 57  0Указанный процесс преобразо- вания органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единов- ременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIIIв. в условиях борьбы с кочев- никами в Среднем Приднепровье произошло объ- единение нескольких союзов племен или княже- ний в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев. г) "союзы союзов". г) "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми об- разованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полоча- не, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом госу- дарственном объединении, по своей вероят- ности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. II Социаль- 1. Управление В современной исторической но-экономичес- науке сложилось традиция, изоб- кий строй. ражающая Киевскую землю чуть ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и про- тивопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород. а) князь; В.Л.Янин и М.Х.Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное, совершенно непохожее на социально - полити- ческую организацию древнерусских княжеств, в частности Киевского княжества, где господствовала якобы монархическое начало. 58 М.П.Толочко пишет о том, что "верховным гла- вой" в Киеве являлся великий князь. Правда, известную роль играло и вече: "При сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти, при слабом - зависимость была обратной. Другими словами, в Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга, а нередко и вступая и в противоречие, орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". 59  0Фор- мирование территориальных связей, складыва- ние города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на ма- териалах, относящихся к истории Киевской земли. Под 996г. летопись сообщает о том, что старая система родовой защиты начинает давать сбои. Владимир как представитель от- живающего строя ищет пути решения этой проб- лемы. С летописью перекликается известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойни- ке. В образе Соловья следует видеть не "столько придорожного грабителя, сколько представителя косных сил родоплеменного строя." Прав Б.А.Рыбаков, отметивший, что соловей - не обычный разбойник на большой дороге, который живет за счет проезжих тор- говых караванов.Можно сказать, что образ Со- ловья порожден эпохой формирования террито- риальных связей. Родовой строй уходил в прошлое отнють не безболезненно, подчас от- чаянно сопротивлялся. Весьма характерно упо- минание летописью бедняков и нищих, живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Вла- димира. -Авт.) праздник велик... болярам и старцем градским, и убогим раздая именье много". 5  0Князь "повеле всякому нищему и убогому приходите на двор князь и взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". 5  0Эти убогие и нищие конечно, явле- ние нового времени - периода распада старого родоплеменного единства. б) община; В коллизиях гибели родоплеменного строя рождалась новая киевская община, которая властно заявляет о себе со страниц летописи. Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей. В 980г. Владимир, собрав огромную рать, по- шел на своего брата Ярополка княжившего в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и зат- ворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514 Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью" говорить князю: "Кияне слются к Владимеру, глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град." 515  0Напуганный Ярополк "побежал", а Владимир победно "вниде в Киев". 516  0Отсюда ясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в немалой мере зависело от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и история, произо- шедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву, и не прияма его кыне". 517  0Князья, правившие в конце X на- чале XIвв. считались с растущей силой го- родской общины, стремились ее как-то убла- жить. Не случайно Святополк скрывая от киев- лян смерть Владимира, 518  0а сев на стол, соз- вал "кыян" и "нача даяти им именье". 519  0После убийства Бориса и Глеба, он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим куна- ми, и раздая множество". 520  0Крепнущая го- родская община держала в поле зрения и рели- гиозный вопрос, Князь Владимир предстает на страницах летописи в окружении не только дружинном, но и народном. Вместе с "людьми" он совершает языческие жертвоприношения. 521 Особенно важно подчеркнуть причастность "лю- дей" киевской общины к учреждению христи- анство на Руси. Они присутствуют на совеща- нии по выбору религии, подают свой голос, избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью "испытания вер". 522  0В одной из скандинавских саг гово- рится о том, что по вопросу о вере русский князь созывает народное собрание. 524  0При ре- шение важнейших вопросов князья должен были считаться с мнением городской общины. Внима- тельное отношение к городской общине станет еще понятнее, если учесть, что она обладала военной организацией,в значительной степени независимой от князя. Вои, городское ополче- ние - действенная военная сила уже в этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. 525  0Любопыт- но, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом, героем выставлен не княжеский дружинник, а ..нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел вы- ручить белогвардейцев, поскольку "не бе бо вой у него, печенег же множьство много". 526 Без народного ополчения (воев) справиться с печенегами было невозможно. Вои активно участвовали и в междоусобных княжеских расп- рях. Не зря советники Бориса Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527  0Вои так- же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения яросла- вовых полков. 528 в) вече; Так начинался процесс формирования волост- ной общины в Киевской земле. Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг., в которых перед нами выступает достаточно конституированная городская община. Так пик ее самовыражение - вече, т.е. сходка всех свободных жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные, требующие оружие киевляне соби- раются на торговище. Из слов летописца явствует, что "людье", собравшиеся на вече, сами принимают решение вновь сразиться с по- ловцами и предъявляют князю требование о вы- даче коней и оружие. То есть проявляется не- зависимость веча по отношению к княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская об- щина действует как вполне самостоятельный социум, ставящий себя на одну доску с кня- жеской властью. Вместо изгнанного Изяслава киевские "людье" сажают на стол Всеслава. Что касается состава киевлян, изгнавших Изяслава, то к этому вопросу имеется несколько точек зрения. М.Н.Тихомиров и Л.В.Черепин считали, что термин "людье киев- тии" обозначает торговоремесленное население Киева. 529  0Б.Д.Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном было движением городских масс". В то же время он замечая: "Но не только в XIв, а и позднее трудно отделить городскую народ- ную массу от сельского населения. Необходимо допустить, что и в этом движении принимало участие сельское население, подобно тому, как это было в 1113г. в Киеве". 530  0Несколько иначе к решению этого вопроса подходит В.В. Мавродин: "Кто были киевляне - "людьи кы- евстии?" Это не могли быть ни киевская бо- ярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники, так как и те, и другие, и третьи не нуждались ни в оружии, ни в конях. Нельзя также предложить, что под киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать участников битвы на берегах Альты, потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней. Пеш- ком и безоружными они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней, от половецкой сабли и стрелы. Прибежали в Киев жители ок- рестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и принесли в Киев весть о том, что половцы рассыпались по всей киевской земле, жгут, убивают грабят, уводят в полон. Их-то и име- ет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев." 531 На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного пра- вителя и возводят на княжеский стол другого, договариваются о продолжении борьбы с вра- гом, правят посольства. В событиях 1068-1069г.г. вече вырисовывается как вер- ховный орган народоправства, возвышающейся над княжеской властью. г) система Что касается системы "старший "старший город город - пригороды", то первые ее - пригороды". проявления мы замечаем в начале XIв. Летописец сообщает: "Болеслав же винеде в Киев с Свя- тополком. И рече Болеслав: "Разведете дружи- ну мою по городом на покоръм", и быть та- ко." 532  0Здесь, судя по всему, упоминаются пригороды Киева. Захват главного города оз- начает распространение власти и на пригоро- ды. Из Киева Святополк отдал распоряжение: "Елико ляхов по городам, избиваибте я". И избиша ляхы." 533  0В летописном рассказе о со- бытиях 1068-1069г.г. есть еще одна любопыт- ная деталь, ярко характеризующая городскую общину. Изгнав Изяслава "киевляне "двор же княхь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью." 534  0Такого рода яв- ления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы сво- бодного населения за отправление ими общест- венных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. 535  0Все это способствова- ло выработке взгляда на княжеское добро как на общественное отчасти достояние, чем и мо- тивировано требование, предъявленное князю киевлянами: дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать народное ополчение конями и оружием. 536  0Итак, под 1068-1069г.г. летописец разворачивает выра- зительную картину деятельности киевский во- лостной общины. Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демокра- тизма социально-экономических отношений. Не- даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта. В 1096г. "Святополк и Володимер послата к олгови, глаголюща аще: "Поиде Кыеву, да поряд поло- жим о Русьстей земли пред людьми градьскими, да быхом оборонили Русьскую землю от пога- ных." 537  0Олег, "послушав злых советников", надменно отвечая: "Несть мене лепо судити епископу, ли игуменом, ли смердом". Послед- няя фраза говорит о многом. Во-первых, она намекает, что за "людьми градскими" скры- вались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее сле- дует что князь приглашался в Киев не только для выработки совместных действий против "поганых", но для разрешения межкняжеских споров, где "людям градским" наряду с епископами, игуменами и боярами предназнача- лось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне" переходят к активным действиям, указывающим на широкие полномочия киевской общины. То центральное место, которое занимало вече в социально-политическом механизме Киевской волости в середине XIIв. определяется не только его социальным составом но и тем кру- гом вопросов, который оно решало. В компе- тенции вече находились вопросы, касающиеся войны и мира, избрания князей. Более того, эта компетенция распространялась даже на назначение судебно-административных "чинов". 2. Социальный 2) Социальный строй. Процесс строй: формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источ- никах. Это одна из причин, почему вопрос о характере и кассовой основе древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценить Древнерусское государство как раннеклассо- вое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальном. Большинство ученых поддерживают мысль акаде- мика Б.Д. Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IXв. ведущей тенденцией в социально-экономическом разви- тии Древней Руси. а) феодализм. Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю, первичной формой которой является полюдье. Полюдье - институт прямого внеэкономического принуждения населения, в котором "в обнаженной форме выступают отно- шения господства и подчинения, равно как и начальная фаза превращения земли в феодаль- ную собственность." 538  0В IXв. формируется господствующий класс феодалов, в который входили киевские князья, меснык бояре. 539  0В Xв. усиливается формирование великокняжеско- го домена и доменов отдельных князей. 540  0Фео- дальные землевладения увеличились как за счет великокняжеских и княжеских пожалова- ний, так и за счет захвата пустующих земель и земель общинников. Феодализм также харак- теризуется и неполной собственностью феодала на крестьян, по отношению к которым он при- меняет различные формы экономического и вне- экономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю фео- дала, но и свой земельный участок, который он получает от феодала или феодального госу- дарства, и является собственником орудий труда, жилища и т.д. Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собствен- ников земли в первые два столетия существо- вания государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом ма- териале. Это богатые погребения бояр и дру- жинников, останки укрепленных пригородных имений (вотчин) принадлежавших старшим дру- жинникам и боярам. В основном же развитие феодализма привело к тому, что только феода- лы-князья, бояре и церковь могли обладать правом собственности на землю. Они не плати- ли дани и имели другие привилегии. Таким об- разом, в Киевской Руси наряду с классовым делением общества шел процесс формирования сословного строя, т.е. оформление юридически замкнутых групп среди населения. Кроме фео- далов, в Киевской Руси существовали свобод- ные крестьяне - общинники, свободное го- родское население, феодально-зависимое население, рабы. 3. Категории Свободные общинники. Основную населения: а) массу сельского и городского на- свободные об- селения Киевской Руси составляли щины; "люди", то есть феодально-зависимые крестьяне, эксплуатируемые государством путем сбора да- ни, размер которой теперь стал зависеть от количества и качества находящейся у крестьян земли, или феодалами путем взимания оброка или привлечения крестьян к барщине. Однако в начальной летописи термин "люди" употребля- ется для наименования широких слоев сельско- го и городского населения. Сохранения в те- чении длительного периода времени этого тер- мина в значении свободного населения указы- вает на то, что шедший процесс феодализации неодинаково затрагивал отдельные сельские крестьянские общины, жители многих из них, утрачивая сословную полноправность, сохраня- ли личную свободу. б) Смерды. Как отмечает Б.А. Рыбаков, древнерусские смерды XI-XIIв.в. обрисовываются как значительная часть полукрестьянского феодально-зависимого населения Киевской Руси. Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хо- зяйство. Князь давал смерду землю при усло- вии, что тот будет работать на него. В слу- чае смерти смерда, не имеющего сыновей, зем- ля возвращалась к князю. За свое право вла- дения самостоятельным хозяйством смерд пла- тил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа. С развитием феодализма роль смердов в Киевской Руси уменьшалась. Следует отметить, что источники очень мало сообщают сведений о смердах. Это обусловило появление самых раз- ных точек зрения на данную категорию населе- ния. Так, С.В.Юшков видел в смердах особый разряд закрепощенного сельского населения. 541 Б.Д.Греков считал, что были смерды зависимые и смерды свободные. 542  0А.А.Зимин отстаивая идею о происхождении смердов от холопов, посаженных на землю. 543  0По мнению С.А.Пок- ровского, "смерд Русской Правды, как просто- людин, рядовой гражданин, везде выставляется Русской Правдой как свободный, неограничен- ный в своей правоспособности человек". 544 М.Б.Свердлов считает наиболее плодотворным деление смердов на лично свободных и фео- дально-зависимых." 545 в) Закупы. Распространенным термином для обозначения фео- дально-зависимого крестьянства в Киевской Руси был термин "закуп". Основным источником для изучения закупничества является Прост- ранная редакция Р.П. Закуп - это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей работой в хозяйстве заимодавца вернуть полу- ченную у него "купу". Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял заку- пу земельный надел, а также сельскохо- зяйственные орудия и рабочий скот. Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от "господина". Но за- купа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения. г) Изгои. Изгой - это человек "изжитый", выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые. Значительный контингент феодаль- но-зависимых изгоев формировался за счет вы- купившихся на волю холопов. Они, как прави- ло, не разрывали связи с господином и оста- вались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, пор- вавшие со своими прежним господином, попада- ли обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои - выходцы из свобод- ных слоев древнерусского общества. Источники в качестве феодально-зависимого населения называют также отпущенников, задушных людей, пращенников и вотчиных ремесленников. д) Челядь В Киевской и холопы. Руси несвободной частью населения были рабы. В X-XIIв.в. рабов-пленников называли "че- лядь". Они были полностью бесправны. Люди, ставшие рабами по другим причинам, называ- лись холопами. Источниками холопства явля- лись: самопродажа, женитьба на рабе "без ря- ду", вступление "без ряду" в должность тиуна или ключника. В холопа автоматически превра- щался сбежавший или провинившийся закуп. За долги в рабство могли продать обанкротивше- гося должника. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи бо- ярским тиуном, он мог выступить в суде в ка- честве "видока". Широкое распространение по- лучило долговое холопство, которое прекраща- лось после уплаты долга. Холопы обычно использовались в качестве домашних слуг. В некоторых вотчинах были и так называемые па- шенные холопы, посаженные на землю и обла- давшие собственным хозяйством. 4) Вотчина. Основной ячейкой феодального хозяйства была вотчина. Она состояла из княжеской или бо- ярской усадьбы и зависимых от нее общин-вер- вей. В усадьбе находились двор и хоромы вла- дельца, закрома и амбары с запасами, жилища слуг и другие постройки. Различными отрасля- ми хозяйства ведали специальные управляющие - тиуны и ключники, во главе всей вотчиной администрации стоял огнищанин. Посадники в отличии от тысяцких и сотских, которые были вначале командирами дружины, а затем уже об- растали административными функциями, явились сразу же полномочными представителями кня- жеской власти на местах. 546  0Будучи представи- телями князей в том или ином месте, посадни- ки выполняли функции самого князя. 547  0Они су- дили, собирали дань и различные пошлины, ве- дали помещейскими делами. Посадники и во- лостели - управители сельскими волостями - имели ближайших помощников в лице тиунов. В боярской или княжеской вотчине, как правило, работали ремесленники, обслуживавшие бо- ярские хозяйства. Ремесленники могли быть холопами или находиться в какой-либо другой форме зависимости от вотчинника. Вотчинное хозяйство имело натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление са- мого феодала и его слуг. Источники не позво- ляют однозначно судить о господствующей фор- ме феодальной эксплуатации в вотчине. Воз- можно, что какая-то часть зависимых крестьян обрабатывала барщину, другая платила землев- ладельцу натуральный оброк. Городское насе- ление также попадало в зависимость от кня- жеской администрации или феодальной верхуш- ки. Вблизи городов крупные феодалы основыва- ли часто специальные поселения для ремеслен- ников. С целью привлечения населения вла- дельцы сел представляли определенные льготы, временное освобождение от налогов и т.д. Вследствие этого такие ремесленные поселения назывались свободными или слободами. Расп- ространение экономической зависимости, уси- ление эксплуатации вызывали сопротивления со стороны зависимого населения. Наиболее расп- ространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный по- бег - превращение в полного, "обельного", холопа. Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит "Русская правда". В ней говорится о нарушении границ земельных владений, поджог бартных деревьев, убийство представителей вотчиной администрации, кра- жах имущества. 5) Экономичес- Основу хозяйства составляло па- кое развитие. шенное земледелие. На юге пахали а) Сельское в основном плугом, или ралом, с хозяйство. двойной упряжкой волов. На севере - сохой с желе- зными лемехами, запряженной лошадьми. Выра- щивали, главным образом, зерновые культуры рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Расп- ространены были также просо, горох, чечеви- ца, репа. Были известны двухпольный и трех- польный севообороты. Двухпольное заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использо- валась для выращивания хлеба, вторая "отды- хала" - находилась под паром. При трехполь- ном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства. У славян сохранялся устойчивый набор домаш- них животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли про- мыслы: охота, рыболовство бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину. б) Ремесло. Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделя- ются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются при- емы домашнего ремесла: обработка льна, ко- нопли, дерева, железа. Собственно ремеслен- ное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнеч- ное, гончарное, ткацкое, и кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и ху- дожественному уровню не уступало ремеслу пе- редовых европейских стран. Особенно слави- лись ювелирные изделия, кольчуги, кленки, замки. в) Торговля. Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расши- рение внешней торговли было связано с обра- зованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пу- ти и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и в странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов, изделия ремесленников и рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие. Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардорикой - страной городов. 548  0Одна- ко жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледе- лием и скотоводством. 6. Церковь. Кроме гражданского права в Киевской Руси сущест- вовало и церковное право, регулирующие долю церкви в княжеских доходах, круг преступле- ний, подлежащих церковному суду. Это церков- ные уставы князей Владимира и Яраслава. Цер- ковному суду подлежали семейные преступле- ния, колдовство, богохульство и суд над людьми, принадлежащими к церкви. После при- нятия христианства на Руси возникает церков- ная организация. Русская церковь считалось частью вселенской Константинопольской патри- архии. Ее глава - митрополит - назначал константинопольским патриархом. В 1051г. ки- евский митрополит был впервые избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Это был митрополит Илларион, вы- дающийся писатель и церковный деятель. Одна- ко последующие киевские митрополиты по-преж- нему назначались Константинополем. В крупных городах были учреждены епископские кафедры, бывшие центрами крупных церковных округов - епархий. Во главе епархий находились еписко- пы, назначаемые киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории его епархии церкви и монастыри. Князья давали на содержание церкви десятую часть получаемых даней и оброков - десятину. Особое место в церковной организации занима- ли монастыри. Монастыри создавались как доб- ровольное сообщество людей, отказавшихся от семьи и от обычной мирской жизни и посвятив- ших себя служению Богу. Самым известным русским монастырем этого периода был осно- ванный в середине XIв. Киево-Печерский мо- настырь. Так же как и высшие церковные ие- рархи - митрополит и епископы, монастыри владели землей и селами, занимались торгов- лей. Скапливавшиеся в них богатства расходо- вались на строительство храмов, украшение их иконами, переписку книг. Монастыри играли очень важную роль в жизни средневекового об- щества. Наличие в городе или княжестве мо- настыря, по представлениям людей того време- ни, способствовало стабильности и процвета- нию, так как считалось, что "молитвами ино- ков (монахов) мир спасается". Церковь имела большое значение для Русского государства. Она способствовала укреплению государствен- ности, объединению отдельных земель в единую державу. Невозможно также переоценить влия- ние церкви на разные культуры. Через церковь Русь приобщилась к византийской культурной традиции, продолжая и развивая ее.III Политичес- 1) Князь 1) Рассуждая о политическом кий строй. строе Киевской земли в "удельно-вечевой период", М.С.Грушевский утверждал, что "земская авто- номная, суверенная община, обнимающая собой всю землю, и единоличная власть, опирающаяся на дружину, составляют два элемента, два фактора, обуславливающие этот строй. Первый из этих элементов - общинный - вступает в рассматриваемый период в состоянии ослабле- ния аторории. Хотя под влиянием внешних условий он затем возвращается к политической деятельности, но не создает для себя опреде- ленных, постоянных функций, а остается в своей практике, так сказать, органом экстра- ординарным, текущее же управление ведает элемент дружинный, причем эти два элемента иногда конкурируют и сталкиваются." 549 Представления А.С.Грушевского о политическом строе Киевской земле отрывают общинно-вече- вую власть от княжеской власти, противо- поставляя их друг другу, что неправомерно, поскольку этим разрушается единство социаль- ной структуры киевского общества, а кня- жеско-дружинная знать оказывается в изолиро- ванном от земской среды положении, превраща- ясь в некую замкнутую надклассовую социаль- ную категорию. Предполагается рассматривать вече и князя в Киеве в рамках единой соци- ально-политической целостности, где вече - верховный орган власти, а князь - олицетво- рение высшей исполнительной власти, подот- четной, подчиненной вечу. Князь, будучи гла- вой общинной администрации, в то же время сам представлял собой общинную власть, вы- полняя разнообразные функции. Вот почему князь являлся необходимым элементом социаль- но-политической структуры. В XI-начале XIIвв. шел процесс образования республики, а не монархии. Республиканские порядки сложи- лись в Киеве несколько раньше, чем даже в Новгороде, республиканский строй которого незаслуженно признан современной историогра- фией феноменальным явлением в Древней Руси. Разумеется, древний князь таил в потенции монархические качества и свойства. Но для того, чтобы они получили выхо

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<