Рабочая программа по курсу «Управление персоналом»




Скачать 136.24 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Управление персоналом»
Дата публикации31.03.2014
Размер136.24 Kb.
ТипРабочая программа
uchebilka.ru > Экономика > Рабочая программа
Министерство образования и науки Украины

Крымский экономический институт

Киевского национального экономического университета

Факультет международной экономики и права

Кафедра международной экономики


Рабочая программа


по курсу

«Управление персоналом»

(для подготовки бакалавров по «Менеджменту организаций»)

Курс – третий


Семестр – шестой

Лекции – 38 часов

Практических занятий – 16 часов

Самостоятельной работы – 40 часов

Индивидуальная работа – 14 часов

Всего: 108 часов

Форма контроля: зачет


^

Симферополь - 2004



УДК 67.307
Рабочая программа составлена профессором кафедры международной экономики Зиновьевым Ф.В. и предназначена для студентов, обучающихся специальности «Менеджмент организаций».

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры международной экономики 10 ноября 2004 г., протокол № 5

Зав. кафедрой

профессор, д.э.н. Ф.В. Зиновьев

Одобрена Советом Крымского экономического института КНЭУ 15 ноября 2004 г., протокол № 3

Председатель Совета

профессор, д.э.н. А.И. Руденко
^ Цель дисциплины: помочь студентам овладеть теоретическими основами, практическими умениями и навыками руководства персонала различных предприятий, организаций, учреждений в условиях различных сфер экономики.

^ Основные задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов знания теоретических основ управления персоналом (развитие теории, концепции, основы формирования кадровой политики и системы работы с кадрами);

  • помочь овладеть навыками самостоятельной разработки прогноза и плана развития персонала с учетом человеческого капитала и конъюнктуры рынка;

  • приобрести навыки мотивации и стимулирования управленческого персонала, практической работы с кадрами в ходе общественной и производственной практики.

В результате изучения курса студент должен: Знать:

  • теоретические и практические основы организации труда менеджера;

  • содержание труда менеджера и его функции;

  • составляющие потенциала менеджера и механизмы его реализации;

  • управленческие процедуры;

  • критерии оценки и правовые основы деятельности менеджера.

Уметь:

  • разрабатывать, обосновывать и реализовывать управленческие решения;

  • использовать потенциал подчиненных с наибольшей эффективностью;

  • формулировать используемые механизмы мотивации и стимулирования;

  • анализировать системы и подсистемы менеджмента организации.

Владеть навыками:

  • управленческого общения и этики распорядительной деятельности;

  • комплектования и владения составляющими АРМ менеджера;

  • планирования, реализации и контроля исполнения эффективных управленческих решений;

  • формирования имиджа менеджера;

  • реализации управленческих процедур.



^

Программа дисциплины

Тема 1. Введение в курс управление персоналом

Цели и задачи курса. Общая характеристика деятельности по управлению человеческими ресурсами. Основные направления в области управления персоналом. Система наук о труде и персонале.
Тема 2. Требования к управленческим кадрам

Требования к специалистам и разработка методик и процедур оценки персонала. Взаимодействие службы управления персоналом предприятия со специализированными фирмами, организациями и центрами занятости по определению направлений производственной адаптации.
Тема 3. Теоретические основы кадрового менеджмента

Понятие, сущность, цели и задачи кадрового менеджмента. Эволюция и тенденции развития теории кадрового менеджмента. Технология кадрового менеджмента. Концептуальная революция кадрового менеджмента. Понятие человеческого капитала и потенциала, их структура. Модель учета вложений в человеческий капитал, модель учета затрат на замещение работника. Методика определения величины человеческого капитала. Место человеческого капитала в национальной экономике Украины. Развитие систем мотивации. Современные теории мотивации. Содержательные и процессуальные теории. Экономическая и социальная эффективность мотивации. Комплекс стимулов, имеющихся в руках руководителей в современных условиях.

^ Тема 4. Прогнозирование и планирование развития персонала

Маркетинг персонала, источники информации о развитии персонала. Определение текущей и перспективной потребности организации в персонале. Специфика планирования кадровой политики. Расчет профессонально-квалифицированной структуры работников. Балансовый расчет дополнительной потребности в работниках и специалистах. Источники обеспечения потребности в специалистах.
^ Тема 5. Мотивы и стимулы в труде менеджера

Циклы механизма мотивации и его составляющие. Экономические и социальные цели. Мотиваторы и демотиваторы в труде менеджера. Классификация мотивации по форме удовлетворения потребностей. Взаимное влияние системы мотивации и стимулирование персонала и мотивации труда менеджера. Зависимость от внешнего окружения и формирование структуры различных мотивов. Легальная и латентная составляющие мотивации менеджера. Методы, формы и способы мотивации и стимулирования эффективной деятельности менеджера. Взаимосвязь результатов работы предприятия и стимулирования менеджера.

^ Тема 6. Рынок интеллектуального труда

Классификационные признаки рынка интеллектуального труда. Содержание и специфика рынка интеллектуального труда. Критерии рынка интеллектуального труда. Механизмы функционирования рынка интеллектуального труда. Тенденции развития рынка интеллектуального труда.

^ Тема 7. Формирование и движение персонала

Объективные и субъективные факторы изменения потребности организации в персонале. Анализ наличного состава персонала с целью дальнейшей оптимизации структуры и качественного состава.

Внутренний и внешний рынок труда как источник пополнения и обновления персонала организаций.

Методы профессионального подбора кадров. Производственная и социальная адаптация вновь принятых работников. Инвестирование в человека и его эффективность.

Подготовка резерва на замещение вакантных должностей. Планирование карьеры. Ротация кадров как форма движения и повышения его квалификации. Абсентеизм (причины, экономические последствия и методы регулирования).

^ Тема 8. Аттестация персонала

Аттестация как метод оценки персонала. Официальная и латентная функции аттестации специалистов и руководителей. Причины субъективизма в аттестации персонала. Современные формы аттестации персонала.

Процедура проведения аттестации персонала на предприятии. Зарубежный опыт проведения аттестации. Традиционные и нетрадиционные методы аттестации персонала.

Использование психологических тестов и подходов в ходе аттестации. Правовые последствия аттестации. Правовые последствия аттестации.
^

Тема 9. Регламентация служебных обязанностей


Функциональные положения работников. Сущность и содержание квалифицированных карт, карт компетентности. Использование профессиограм, психограм для определения направлений профессионального развития специалистов и руководителей.
^

Тема 10. Имидж руководителя


Субъективные и объективные ограничители личности менеджера. Понятие и характеристика имиджа. Зеркальный, текущий, желательный и корпоративный типы имиджа. Технология и процессы формирования имиджа. Внешность менеджера, манера поведения, умение говорить и слушать. Умение мыслить и реализовывать задуманное. Лидерство и авторитет руководителя. Понятие харизмы. Жизненные принципы и моральные ценности. Виды социальной ответственности менеджера.

^ Тема 11. Управленческая этика и основы делового этикета

Профессиональная этика. Проблемы макро-, мезо- и микроэтики бизнеса в новых условиях хозяйствования. Моральные характеристики. Элементы организационной культуры. Служебная этика. Правила делегирования и распорядительской деятельности. Распределение управленческих полномочий. Национальные и страноведческие особенности делового этикета. Основы гражданского этикета. Виды и формы протокольных контактов. Торжества, подарки, цветы, сувениры. Культура поведения в правилах международного этикета. Правила поведения на транспорте, в гостинице, ресторане.
^

Тема 12. Стиль работы руководителя


Понятие стиля руководства. Функции и принципы социального партнерства и социальной ответственности в труде менеджера. Виды направленности деятельности руководителя и подчиненных. Две основные «стилевые шкалы» («шкала власти», «шкала предпочтения»). Непрерывная цепь типов поведения менеджера в зависимости от модели руководства. Взаимосвязь личностных особенностей менеджера и его стиля управления. Классификация стилей руководства по Старобинскому Э.Е. и Блейку-Мутону. Комбинированные стили руководства по классификации университета Огайо и их специфика в зависимости от национальной модели менеджмента. Коллективное и ситуационное управление. Критерии оценки зависимости эффективности стиля руководства от ситуации (по модели Фидлера).
^

Тема 13. Управленческое общение


Понятие и содержание управленческого общения. Коммуникация и коммуникационные потоки. Перспективная и интерактивная стороны управленческого общения. Психологические приемы в управленческом общении. Вербальные и невербальные основы управленческого общения. Мимика жесты. Речевые и профессиональные штампы в оформлении деловой документации. Развитие навыков управленческого общения (мнемотехника, активное слушание, умение переубедить собеседника, нейтрализация конфликтов и др.)
^
Тема 14. Оценка деятельности управленческого персонала

Методы изучения общественного мнения о деятельности специалистов. Процедура оценки. Критерии оценки управленческого персонала: при подборе на должность, в период работы и по результатам деятельности. Оценка потенциала личности, культуры труда, выполнения функциональных обязанностей, результатов и эффективности деятельности.

^ Тема 15. Эффективность управления персоналом

Экономические и социальные аспекты эффективной работы с персоналом. Система экономических показателей эффективности управления персоналом. Затраты на персонал, методы их нормирования, планирования и анализа. Потери и непроизводительные расходы в кадровом менеджменте. Окупаемость вложения в человеческий капитал.
Тематический план лекционного курса (38 часов)

Лекция 1. Предмет и содержание курса 2 ч.

  1. Сущность управления персоналом

  2. Терминологический аппарат, используемый в курсе

  3. Формирование кадровой политики

Лекция 2. Требования к управленческим кадрам 2 ч.

  1. Описательный потенциал личности

  2. Возрастные требования к кадрам

  3. Деловые, профессиональные и личные качества управленческого персонала

Лекция 3. Теоретические основы кадровой работы 6 ч.

  1. Классические, содержательные и процессуальные теории мотивации

  2. Инвестиции в человеческий потенциал

  3. Формирование и реализация принципов кадровой политики

Лекция 4. Методология менеджмента персонала 2 ч.

  1. Задачи и функции менеджмента персонала

  2. Система в менеджменте персонала

  3. Методы кадровой работы

Лекция 5. Формирование и движение персонала 4 ч.

  1. Методы подбора кадров

  2. Ротация кадров. Планирование карьеры

  3. Оптимизация структуры и качественного состава кадров


Лекция 7. Регламентация функций и полномочий 2 ч.

1. Регламентация функций кадровых работников

  1. Адаптация и развития управленческого персонала

  2. Полномочия управленческого персонала и их реализация

Лекция 8. Управленческая этика и основы делового этикета 2 ч.

  1. Профессиональная этика

  2. Виды и формы протокольных контрактов

  3. Международный этикет

Лекция 9. Стиль работы руководителя 4 ч.

  1. Взаимосвязь личных особенностей менеджера и его стиля управления

  2. Классификация стилей руководства

  3. Критерии оценки в зависимости от эффективности стиля руководства от ситуации

Лекция 10. Управленческое общение 2 ч.

  1. Понятие и содержание управленческого общения

  2. Приемы в управленческом общении

  3. Развитие навыков управленческого общения

Лекция 11. Аттестация персонала 2 ч.

1. Современные формы аттестации персонала

  1. Процедура проведения аттестации

  2. Правовые последствия аттестации

Лекция 12. Прогнозирование и планирование развития персонала

2 ч.

  1. Информация о развитии персонала

  2. Специфика планирования кадровой работы

  3. Планирование потребности в кадрах. Обеспечение потребности в кадрах

Лекция 13. Имидж менеджера 2 ч.

  1. Зеркальный, текущий, желательный и корпоративный типы имиджа

  2. Технология и процессы формирования имиджа

  3. Жизненные принципы и моральные ценности

Лекция 14. Мотивы и стимулы в труде менеджера 2 ч.

  1. Мотиваторы и демотиваторы в труде менеджера

  2. Легальная и латентная составляющие мотивации

  3. Стимулирование эффективной деятельности менеджера

Лекция 15. Эффективность управления персоналом 4 ч.

  1. Затраты на персонал, их планирование, нормирование и анализ

  2. Система экономических показателей результата и эффективности управления персоналом

  3. Социальная эффективность управления персоналом. Индекс человеческого развития.


Практические занятия (16 часов)

  1. Практическое занятие: «Подбор на должность»

  2. Практическое занятие: «Изучение микроклимата в коллективе»

  3. Практическое занятие: «Расчет эффективности инвестиций в человеческий капитал»

  4. Практическое занятие: «Функциональное положение экономиста»

  5. Практическое занятие: «План кадрового менеджмента»

  6. Коллоквиум по терминологии

  7. Практическое занятие: «Составление контракта по приему на работу специалиста»

  8. Практическое занятие: «Критерии оценки деятельности персонала»

Индивидуальная работа со студентами
1. Овладеть терминологией курса «Управление персоналом», используя материал учебного пособия Зиновьева Ф.В., Калиниченко И.Л. Труд руководителя. Власть. Мотивы. Стимулы. – Симферополь: Таврия, 2000. – 35 с. (200 терминов) 6 часов

2. Рассчитать величину человеческого капитала специалиста и определить эффективность данных инвестиций, используя методическое пособие Черемисиной С.Г., Педченко А.П. Методика исследования состояния интеллектуального потенциала. – Симферополь: Таврия, 2000. – 108 с. (Задание № 3, задание № 4) 2 часа

3. Изучить теории кадрового менеджмента и мотивации, используя монографию Калиниченко И.Л. Мотивы и стимулы в труде руководителей сельскохозяйственного предприятия. – Симферополь: Таврия, 2001. – 142 с. 2 часа

4. Познакомиться с управленческими процедурами, используя учебное пособие Зиновьева Ф.В., Зиновьева И.Ф., Додонова С.В., Черемисиной С.Г. и др. Управление персоналом. – Симферополь: Таврия, 1998. – с. 168-223 2 часа

5. Подготовиться к контрольной работе по пройденному материалу, используя практикум Зиновьева Ф.В., Зиновьева И.Ф. Управление персоналом. – Симферополь: Таврия, 2003. – 204 с. 2 часа
^
Рекомендуемая литература




№ п/п

Наименование

Автор

1

2

3

Основная

1

Менеджмент персонала. – С.: Таврия, 2003. – 373 с.

Бузни А.Н.

Черемисина С.Г.

2

Управление персоналом (практическое пособие). – К.: Знання, 2003. – 170 с.

Зиновьев Ф.В.

Зиновьев И.Ф.

3

Управление персоналом. – С.: Таврия, 2004. – 132 с.

Под ред. Чере-мисиной С.Г.

4

Рынок интеллектуального труда. – С.: Таврия, 1998. – 163 с.

Зиновьев И.Ф.

5

Управление персоналом. – С., 1998. – 236 с.

Зиновьев И.Ф.

Панова Н.Н. и др.

6

Управление персоналом организации. Практикум: Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 296 с.

Под. Ред. д.э.н. А.Я. Кибанова

Дополнительная

1

Правовые основы деятельности менеджера. – С.: Таврия, 2000. – 140 с.

Зиновьев Ф.В.

Калиниченко И.Л.

Додонов С.В.

2

Менеджмент организации

Под ред. З.П. Ру-мянцевой, Н.А. Са-ломатина

3

Менеджмент персоналу: Навч.-практ. посібник. – К.: Т-во “Знання”, КОО, 2002. – 311 с.

Мурашко М.І.

4

Трудовое право Украины. – Х.: Одиссей, 2001. – 512 с.

Чанышева Г.И., Бо-лотина Н.Б., Доди-на Т.М.

5

Управление персоналом. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.

Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина

6

Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. – М.: Изд-во МГУ,1997. – 468 с.

Под ред. Р.Марра и Г.Шмидта

7

Управление персоналом: Учебник. – М.: Банки, 1998. – 423 с.

Под ред. Т.Ю. База-рова и Б.Л.Еремина

8

Основы мотивационного менеджмента. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. – 352 с.

Уткин Э.А.

9

Методика исследования состояния интеллектуального потенциала. – С.: Таврия, 2000. – 108 с.

Черемисина С.Г.

Педченко А.П.

10

Человек и персонал в управлении. – СПб: Энергоатомиздат, 1997. – 568 с.

Чернышев В.Н.

Двинин А.П.

11

Экономика труда и социально-трудовые отношения. – М.: Изд-во Черо, 1996. – 623 с.

Под ред. Г.Г.

Меликьяна, Р.П.Ко-лосовой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «управление качеством»
К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом,...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconКонспект лекций по курсу «управление качеством»
К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом,...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconРабочая программа по курсу «Обществознание» (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconУправление персоналом в системе менеджмента международной корпорации...
Понятие «управление персоналом», основные теоретические подходы, элементы системы управления персоналом

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconРабочая программа и методические указания к выполнению контрольной работы по курсу “
Рабочая программа и методические указания к выполнению контрольной работы по курсу “Тепловые процессы в технологических системах”...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconПрограмма института сертифицированных финансовых менеджеров курса «управление персоналом»
В данном курсе слушателям будет предоставлен анализ современных проблем управления персоналом

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconЛекция 1
К таким специализированным видам управленческой деятельности относятся: управление качеством, управление финансами, управление персоналом,...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconКурсовая работа по курсу «Управление персоналом» Тема: «Формы и методы оценки персонала»

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconУправление персоналом организации практикум
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,...

Рабочая программа по курсу «Управление персоналом» iconВопросы к экзамену по курсу «Управление персоналом»
Методы отбора наилучших претендентов на вакантные места из числа подавших заявления

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<