Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций




Скачать 292.84 Kb.
НазваниеИнновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций
страница1/2
Дата публикации31.03.2014
Размер292.84 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Экономика > Анализ
  1   2
УДК 330.322

Захарченко В.И.

профессор кафедри кафедры экономики и управления

Одесского национального университета имени И. Мечникова

E-mail: vizach@mail.ru
Кальчук Т.С.

аспирант кафедры менеджмента

Одесского национального политехнического университета

E-mail: nataliavakulenko@i.ua
РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению категории «инновация» и основных понятий в инновационной сфере экономики.

Ключевые слова: инновация, категория, экономика, теория.

Анализ публикаций. В экономической литературе можно встретить разнообразные определения категории «инновация». Различные ученые трактуют ее по-разному в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Однако наиболее известные определения в инноватике получили широкое распростра­нение от сравнительно небольшого числа ученых в этой области знаний. В историчес­ки-хронологической последовательности: Н. Макиавелли, Й. Шумпетер, Э. Роджерс, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Э. Мэн­сфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Р. Гути, Б. Санто, X. Решке, В. Колосов, И. Туккель, Д. Дорантес, С. Ильенкова, В. Бурков, В. Шапи­ро, В. Воропаев и др.

^ Постановка проблемы. Понятие «инновации» произошло от анг­лийского слова «innovation», перевод которо­го на русский язык дается как «нововведе­ние», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы, подразумевая под ними запуск в производ­ство нового продукта, внедрение нового про­изводственного метода или применение новой формы организации бизнеса [1, с.391].

Некоторые экономисты используют поня­тие «инновация» для обозначения абстракт­ного новшества, независимо от сферы его при­менения, имеющего определенный экономи­ческий эффект, однако, на наш взгляд, инно­вация уже содержит в себе новшество и под­разумевает его конкретное внедрение и при­менение. Сама идея, изобретение не являются инновациями до тех пор, пока они не нашли своего потребителя.

^ Постановка задачи. По нашему мнению, понятие «инновация» следует отличать от понятий «новация» и «нововведение». Под новшеством понимают­ся новый порядок, новый обычай, новый ме­тод, новое явление. А словосочетание «ново­введение» - в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

^ Результаты исследований. В экономической литературе встречаются и другие определения понятий «инновация» и «нововведение» (табл. 1). С целью научного обеспечения инноваци­онного развития объединенной Европы экс­пертами Организации экономического со­трудничества и развития (ОЭСР) в 1980 - 1990-х годах была разработана серия методо­логических руководств по оценке инноваций («Семья Фраскати»). В частности, Руковод­ство Осло «Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual» [16] является действую­щим методологическим документом, подго­товленным ОЭСР совместно с Евростатом, со­держащим разъяснения основных терминов в инновационной сфере и рекомендации в об­ласти статистики инноваций, которые во многих странах используются в качестве международных статистических стандартов.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомен­дации международных организаций в облас­ти статистики науки и инноваций, обеспечи­вающие их системное описание в условиях рыночной экономики.
Таблица 1

Теоретические подходы к определению категории «инновация»

Представители научных школ

Определение

1

2

Б.Твисс

Инновация – процесс, к котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание [2].

Ф. Ф.Никсон

Инновация – это что совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б.Санто

Инновация - это такой общественный технический-экономический процесс,который через практическое использование идей и изобретений нриводш к создании« лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может принести добавочный доход [3].

Й.Шумпетер

Инновация - новая научно-организационная комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом [4].

Ф.Котлер

Инновация - это идея, товар или технология, запущенные в массовое производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые пли обладающие некоторыми уникальными свойствами [5, с.589].

П.Ф.Друкер

Инновация - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменение как шанс для разного рода бизнеса или услуг [6].

С.Д.Ильенкова

Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Инновации свойственны как динамический, так и статический аспекты. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный круг проблем [7].

Р.Фатхутдинов


Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-техническою или другою вида эффекта [8].

А.И.Анчишкин

Выделяет три типа нововведений: «...воплощающие принципиально новые научные идеи и революционизирующие производительные силы: смена поколений техники, появление новой технологии при сохранении исходною фундаментального научною принципа; количественные улучшения отдельных параметров данною поколения техники...сущность различных типов нововведений .. материализация разных по уровню научных знаний» [9, с.289].

Л.С.Барютин

Нововведение - это «управляемый процесс, имеющий комплексный характер и заключающийся во введении различных изменений в существующие системы и структуры с целью создания, распространения и использования принципиально нового или модифицированного практического средства (новшества), удовлетворяющего конкретные общественные потребности и дающего экономический, технический или социальный эффект» [10].

Ф.Валента

Нововведения - это вменение в первоначальной структуре производственного организма, т.е. как переход внутренней структуры к новому состоянию.

Х.Барнет

Подчеркивает в инновациях аспект духовного творчества (т.е. аспект научной и умственной деятельное) и рассматривает инновацию как обобщение в новые мысли, способы поведения или предметы, которые качественно отличаются от предыдущих форм [11].

Л.Водачек

О.Водачкова

Дают характеристику инноваций исходя из их целевого изменения в функционировании предприятия как системы [12].

Э.Роджерс и Р.Агарвала-Роджерс

Инновации - «идея, метод или объект, воспринимаемые в качестве новых соответствующих субъектам освоения» [13].

И.Рапопорт

Инновации -это «практическое осуществление качественно новых решений,суть стратегии и содержание стратегии предприятий» [14].

И.Пиннингс

Инновации - это новые способы и методы работы; распределение ресурсов и фондов в организациях; процесс внедрения новых продуктов, услуг и производственных процессов [15].


В соответствии с эти­ми стандартами инновация - конечный ре­зультат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усо­вершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Все существующие подходы к определению понятия «инновация» можно разделить на две группы.

1. Процессный (воспроизводственный) подход. Сторонники классической теории Й. Шумпетера рассматривают инновацию как процесс, цель которого внедрение нового устройства или технологии (Б. Твисс, Д. Тисс, Т. Иорд); или как отдельные стадии процесса - освоение, внедрение, коммерциа­лизация, использование (Б.Санто, И. Шумпетер, К.Фримен, X. Xартманн). В русле этого подхода дано и определение инновации как измене­ния (Ф. Валента, Водачек) и как совокупнос­ти мероприятий (Ф. Никсон).

2. Объектный подход базируется на положе­ниях теории конкуренции М. Портера, где под инновациями понимаются изменения как в используемых технике и технологии, так и в выпускаемой продукции или методах управ­ления. Т.е. инновации представлены как ко нечный результат, внедренный объект (зарубежные экономисты – С. Менделл, Д. Эннис, Ф. Янсен).

Недостатком первой точки зрения являются неоправданное сужение объекта, исключе­ние из рассмотрения коренных изменений в способах организации, кадровом составе и т.п. К недостатку второго подхода можно отнести замену процесса конечным результатом.

Другими словами, ортодоксальная «инно­вационная наука» четко разделяет иннова­цию как конечный результат соответствую­щей деятельности и инновацию как процесс, обновления выпускаемой предприятием про­дукции и/или совершенствования производ­ства. В последнем случае для инновации, как правило, используется термин «инновацион­ная деятельность». Для результата инновационной деятельности также используется термин «инновационная продукция», ос­новным отличительным свойством которой является то, что она предназначена для реа­лизации. Очевидно, что в условиях рыноч­ных отношений это по существу синоним ка­нонического «объектного» понятия «иннова­ция».

На наш взгляд, экономические аспекты любого явления должны рассматриваться только в рамках организованного товарооб­мена. Вся экономическая суть инноваций формируется, выявляется как раз в процессе именно инновационной деятельности. Эконо­мика рассматривает инновации скорее как процесс, переносящий на сформированные продукты стоимость всех затраченных видов ресурсов. В этом смысле именно как эконо­мическая категория инновация выступает в качестве некоей технологии, то есть иннова­ция есть определенный вид технологии. Именно будучи упакованной в «технологи­ческие одежды» инновация и выходит на рынок, как и обычные технологии.

Итак, понятие технологии для инженерной деятельности, к разряду которых, несомнен­но, относятся инновации, является ключе­вым, и за рубежом, я теперь и у нас в стране появляются именно службы технологий. При оценке состояния экономического положения страны приоритеты в оценке ре­сурсов сейчас все чаще отдаются накоплен­ным технологиям (прежде всего инновацион­ным), а не сырьевым ресурсам. Более того, в США все чаще говорят не просто о техноло­гиях, а об отраслях технологии, а иногда оп­ределенный вид изделий, например, супер­компьютеры прямо и называют отраслью тех­нологии.

Понятие «инновация» относится сегодня не только к области технологии производства товаров и услуг, но распространяется на орга­низационные, финансовые и любые другие методы, которые содействуют функциониро­ванию предприятия. Развиваются, напри­мер, инновации в области управления кадра­ми, в области кассовых расчетов, взаимодей­ствия с контрагентами и поставщиками, тор­говой политики (маркетинга) и т.д. В эконо­мике в силу ее прямого предназначения ин­новационная деятельность ориентируется на снижение себестоимости производства (пря­мо или косвенно), а также на улучшение по­требительских свойств производимых пред­приятием товаров и/или услуг. Результатом инновационной деятельности в экономике является повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, где потре­битель отдает предпочтение той продукции, которая дешевле или лучше продукции кон­курентов. В этом смысле инновация являет­ся одним из главных двигателей, генераторов прибыли. Чаще всего инновации генерируют­ся выполненными научно-исследовательскими работами и опытно-конструкторскими разработками, а также изменением структу­ры и перспектив рынка.

По нашему мнению, инновацию как эконо­мическую категорию необходимо рассматри­вать с трёх позиций. Во-первых, инновация - это процесс обновления выпускаемой пред­приятием продукции и/или совершенствова­ния производства с целью повышения его эффективности, выраженный в практичес­ком применении новейших достижений на­уки, техники и творчества.

Во-вторых, инновация - это особый вид то­вара, который реализуется на рынке посред­ством внедрения новшеств в различные сфе­ры деятельности. Таким образом, на иннова­цию распространяются законы функциони­рования рыночной среды: существуют спрос, предложение, применимы категории эффек­тивности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и ме­новую стоимость, цену, качество и т.д. Одна­ко следует отметить, что инновация стано­вится товаром лишь при определенных усло­виях: при наличии значительных преиму­ществ по сравнению с существующими това­рами, при обосновании реальной возможнос­ти коммерциализации идеи, при наличии возможных областей применения.

В-третьих, инновация - это социальное яв­ление, которое в значительной степени опре­деляет отношения того или иного общества к

новшеству, к изменению сложившихся усто­ев, к переходу от одной стадии развития к другой. Инновация является частью культу­ры, поэтому стремление к нововведениям не­обходимо воспитывать, а не только стимули­ровать с позиции экономического роста. При­мером этого является стремительный рост экономики ряда азиатских стран (Японии, Китая, Южной Кореи, Сингапура и др.), где нововведение сложилось как составной эле­мент национальной культуры, где наблюда­ется постепенный отход от развития произ­водства за счет дешевизны рабочей силы в сторону развития высокотехнологичных от­раслей. Приоритеты в этих государствах - образование, квалифицированный труд и пе­редовые технологии. Противоположная кар­тина наблюдается в Африке и ряде стран Ла­тинской Америки, где преобладает склон­ность к традиционному хозяйствованию за счет расширения производства главным обра­зом добывающих отраслей и сельского хозяй­ства.

В научной литературе, посвященной воп­росам развития экономики, используется ог­ромное количество терминов, происходящих от слова «инновация», «innovation». Опреде­лений так много, что периодически различ­ными коллективами составляются темати­ческие словари, уточняющие и расширяю­щие глоссарий, а отдельные термины, их возникновение и развитие подробно раскры­ваются в аналитических статьях [17]. Как во всякой молодой науке, в инноватике поня­тийный аппарат еще полностью не сформи­рован. Процесс его формирования может за­нять еще долгие годы. Но в то же время рабо­та по формированию инновационных систем, разработка стратегий и программ развития стран и регионов, мониторинг инновацион­ных процессов требуют практических реко­мендаций с однозначным толкованием ис­пользуемых понятий.

Наиболее часто используемые в инноваци­онной сфере термины - «инновационная де­ятельность» и «инновационный процесс». В работах, посвященных инновационной про­блематике, под инновационной деятельнос­тью понимаются вид профессиональной дея­тельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме внедренных в различные области жизнедеятельности ново­введений, а также все связанные с этими про­цессами дополнительные трудовые затраты. Инновационная деятельность является со­вокупностью усилий, прилагаемых для осу­ществления инновационного процесса. В свою очередь, инновационный процесс пред­ставляет собой логически связанную цепь последовательных переходов от одного собы­тия к другому (от идеи возможного нововве­дения до его практической реализации), ко­нечным результатом чего является инновация [18, с.7].

С учетом особенностей существующих под­ходов к определению категорий «инноваци­онный процесс» и «инновационная деятель­ность» отметим, что они не позволяют уста­новить четких границ между этими катего­риями, выявить существенные различия и определить сферу применения.

Для устранения этих недостатков нами предлагается рассмотреть различия между понятиями «процесс» и «деятельность» сточ­ки зрения семантического подхода. В этом случае процесс - это совокупность последо­вательных действий для достижения какого- либо результата. Деятельность с позиций се­мантического подхода - понятие, характери­зующее функцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Дея­тельность побуждается потребностью инди­вида, направлена на предмет ее удовлетворе­ния и осуществляется определенной систе­мой действий, т.е. процесс - это явление обоб­щенное, а деятельность - индивидуальное. Предложенный подход к определению инно­вационного процесса и инновационной дея­тельности позволяет выделить существенные различия этих категорий (табл.2).

Таблица 2

Различия категорий «инновационный процесс» и «инновационная деятельность»




Инновационный процесс

Инновационная деятельность

1. Целевая ориентация

Общество в лице органов управления экономической системой

Субъект инновационной деятельности как индивидуальность

2. Результат осуществления

Достижение эффективного развития экономической системы

Достижение максимального эффекта на вложенные средства

3. Способ осуществления

Путем разработки инвестиций

Путем внедрения инвестиций


Рассматривая категории «инновационный процесс» и «инновационная деятельность», следует учитывать, что они находятся в тес­ной взаимосвязи, реализация которой обес­печивает развитие экономической системы. Учитывая это, необходимо рассматривать категории инновационной проблематики с позиций системного подхода.

С использованием системного подхода тер­мин «инновации» и однокоренные с ним сло­ва и словосочетания в рыночной экономичес­кой системе можно выразить с помощью трех основных параметров, характеризующих си­стему и ее реакцию на изменение внешней среды:

а) инновационность системы - это свой­ство системы, формируемое и определяемое внутренней средой системы, т.е. теми элемен­тами и взаимосвязями между ними, которые способны адекватно реагировать на измене­ние внешних условий, в первую очередь на изменение требований рынка;

б) инновационный процесс - процесс из­менений элементов системы и взаимосвязей между ними, внутрисистемный процесс фор­мирования результата, процесс реакции сис­темы в ответ на изменение внешних условий, в первую очередь на изменение требований рынка;

в) результат инновационного процесса - продукт, процесс или системное изменение, результат реакции приспособления системы к изменению внешних условий, в первую оче­редь к изменению требований рынка, т. е. результат, созданный внутри системы под воздействием внешней среды и предназначен­ный для внешней среды.

Область допустимых значений терминов «инновация » и ему подобных сужена до спо­собности к взаимодействию процесса взаи­модействия и результата взаимодействия си­стемы с внешней средой в рыночной эконо­мике. Изменения системы, происходящие по иным причинам, не рассматриваются как инновации.

Это, на первый взгляд, очень жесткое ог­раничение является естественным выходом из сложившейся ситуации, когда термин «ин­новации» применяют столь расширительно, что он теряет всякий смысл, а корректный анализ инновационных процессов в социаль­но-экономической системе становится прак­тически невозможным. Сужение области до­пустимых значений термина «инновация» и ему подобных до способности к взаимодей­ствию процесса взаимодействия и результа­та взаимодействия системы с внешней средой в рыночной экономике - это методический прием, позволяющей перейти от общих рассуждений на тему генерации новшеств (нова­ций) по всему полю человеческой деятельно­сти, мотивированных самыми разными, зача­стую противоположными причинами, к ана­лизу конкретных экономических систем, ин­новационных процессов и результатов инно­вационной деятельности.

С использованием системного подхода можно дать определения другим терминам, используемым в инновационной сфере.

Инновационное предприятие (организа­ция) - это предприятие (организация), осуще­ствляющее инновационную деятельность, разрабатывающее, производящее и реализу­ющее востребованную на рынке, конкурен­тоспособную продукцию (товары, работы, услуги), обладающее следующим набором признаков:

наличие продаж инновационной продук­ции;

наличие затрат на инновации, в том чис­ле затрат на исследования и разработки;

использование объектов интеллектуаль­ной собственности для усиления конкурент­ных преимуществ выпускаемой продукции.

Любое предприятие может обладать теми или иными признаками инновационности. Каждый признак отражает один или совокуп­ность инновационных процессов, протекаю­щих на предприятии. Сочетание этих призна­ков и процессов может быть любым. Оно за­висит от множества внешних и внутренних условий и их изменений.

Инновационная деятельность - выполне­ние работ и (или) оказание услуг, направлен­ных:

на создание, организацию производства и реализацию на рынке принципиально но­вой или с новыми потребительскими свой­ствами продукции (товаров, работ, услуг);

создание и применение новых или модер­низацию существующих способов (техноло­гий) ее производства, распространения и ис­пользования;

применение структурных, финансово- экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при разра­ботке, организации производства, выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих или экономию затрат, или рост объемов производства и продаж востре­бованной на рынке продукции.

Инновационная деятельность субъектов инновационных взаимоотношений осуще­ствляется в рамках сложившейся иннова­ционной сферы. В условиях господства в со­временной системе мирового хозяйства ры­ночных механизмов мы рассматриваем структуру инновационной сферы в виде си­стемы элементов, представленных нами на рис.1 [19, с.40-41].

Кредитно-финансовая система


Условия штандорта

Внешняя экономическая среда










Н
Государственно-правовая среда

Международные отношения
аука

Производство

Система образования

-благоприятная -относительно благоприятная -неблагоприятная

Рис.1 Структурные составляющие инновационной сферы

В соответствии с таким подходом основны­ми компонентами инновационной сферы яв­ляются следующие:

1) рынок создания новшеств, изобретений существует на стыке научной и инновацион­ной деятельности. Формируют указанную область рынка отдельные крупные ученые, вузы, временные научные коллективы, объе­динения научных работников, а также част­ные исследовательские лаборатории. Основ­ным товаром на данном этапе является науч­ный результат - открытие, изобретение или другой продукт интеллектуальной деятельности;

2) рынок капитала и инвестиций са­мым тесным образом связан с кредитно- финансовым сектором экономики. Дан­ную область формируют инвесторы раз­личного уровня и ранга;

3) рынок научно-технического персо­нала самым тесным образом связан с си­стемой образования и подготовки кад­ров. Для организации инновационной деятельности и проведения НИОКР не­обходим определенный штат научно- исследовательских сотрудников и ин­женеров, подготовка которых ведется как в вузах, так и в специальных науч­но-технических образовательных уч­реждениях;

4) инновационная инфраструктура. Этот компонент сферы представляет со­бой связующее звено между предыдущими элементами и рынком конкуренции инно­ваций. Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимодопол­няющих организаций различной направлен­ности и различных организационно-право­вых форм, а также порядок их взаимодей­ствия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной на­учной разработки.

Конечной целью формирования инноваци­онной инфраструктуры является создание системы хозяйствующих субъектов, способ­ной обеспечить эффективное осуществление инновационной деятельности в интересах всего общества. Задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются: преодоление спада производства путем структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции, увеличение конкурентоспособно­сти отечественной продукции и привлека­тельности национальной экономики, сохра­нение и развитие научно-технического потен­циала. Функции у субъектов инновационной инфраструктуры различны, они зависят от направления деятельности, свойств конкрет­ной инновации, стадии инновационного про­цесса, целей государственной инновационной политики;

5) рынок конкуренции инноваций высту­пает с двойственных позиций. С одной сторо­ны, инноваторы в конкурентной борьбе вы­нуждены повышать технический уровень инноваций, улучшать их качество, снижать издержки производства, сокращать эксплу­атационные расходы, совершенствовать сис­тему технического обслуживания. С другой стороны, рыночный механизм безжалостно отвергает инновации, даже имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают коммерческим интересам рынка.

Помимо рассмотренных элементов, огром­ное влияние на инновационные процессы оказывают следующие факторы: технологи­ческая политика, условия штандорта на научно-технические связи и уровень экономи­ческого развития тех или иных субъектов ми­рового хозяйства. Все эти компоненты взаи­мосвязаны и образуют своеобразный «инно­вационный узел», концы которого уходят глубоко в различные отрасли экономики.

Инновационная инфраструктура являет­ся одним из основных элементов националь­ной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, фи­нансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инноваци­онных процессов.

Интенсивность инновационной деятельно­сти характеризует уровень инновационной активности. В экономических публикациях термин «активность» используется сравни­тельно недавно, его смысл варьируется в за­висимости от целей исследования. Так, при оценке хозяйственной деятельности рассмат­ривается хозяйственная (или экономическая) активность, выражающаяся «в уровне и ди­намике производства конкретных видов про­дукции, работ и услуг, измеряемых в соответ­ствующих натуральных показателях»[20]. При выявлении и прогнозировании возмож­ных последствий регулирования денежно- кредитной массы и операций на открытом рынке с учетом временных лагов и их воздей­ствия на ситуацию в реальном секторе эконо­мики анализируется финансовая активность, выражающаяся в интенсивности операций на открытом рынке. Для анализа и оценки дея­тельности по установлению партнерских свя­зей и отношений между экономическими агентами используется категория «деловая активность». Она измеряется характеристи­ками совершенных сделок купли-продажи (для краткосрочных связей) или параметра­ми заключаемых договоров и контрактов (для анализа долгосрочных связей). В рамках ин­новационного процесса при характеристике и оценке инновационной деятельности, осу­ществлении рейтинговых сопоставлений, сравнительном анализе инновационных ре­шений применительно к различным уровням хозяйственной иерархии и этапам экономи­ческого развития рассматривается и исследу­ется инновационная активность.

Учитывая вышеизложенное, под иннова­ционной активностью будем понимать ин­тенсивность инноваций, которая определяет­ся как отношение текущего объема внедрен­ных инноваций к предыдущему объему.

Неразрывно с категорией «инновационная активность» связана категория «инновацион­ная привлекательность». В экономических публикациях термин «привлекательность» появился совсем недавно и используется пре­имущественно в следующих сочетаниях:

- как «деловая привлекательность» - при анализе, оценке и выборе партнерских свя­зей и отношений между агентами, которая характеризуется качеством совершенных сделок, соблюдением норм и обязательств, поддержанием определенного имиджа;

- как «инфраструктурная привлекательность» - при анализе, оценке и выборе места или сферы размещения бизнеса;

- как «инвестиционная привлекатель­ность» при характеристике и оценке объек­тов инвестирования, осуществлении рей­тинговых сопоставлений, сравнительном анализе инвестиционных процессов приме­нительно к различным уровням хозяй­ственной иерархии и этапам экономическо­го развития.

Инфраструктурная и деловая привлека­тельность - составные элементы инвести­ционной привлекательности, поэтому их выделение правомерно в рамках анализа и оценки инвестиционной привлекательнос­ти.

Термин «инновационная привлекатель­ность» впервые появился в широкой печати примерно лет шесть тому назад. На тот мо­мент уточняющей информации по данному термину не было. Определенные разрознен­ные составляющие данного понятия встреча­лись в печати, но полноценное исчерпываю­щее определение отсутствовало. Причем по­нятие инновационной привлекательности на тот момент было запараллелено с понятием инвестиционной привлекательности, т.е. од­ним подменялось другое и особая разница не выделялась.

В настоящий момент встречается трактов­ка инновационной привлекательности как составляющей инвестиционной привлека­тельности [21], что на наш взгляд абсолютно неправомерно.

Обратимся к толковому словарю живого ве­ликорусского языка Даля В. [22]. Привлекать - притягивать нравственно, чувством, силой убеждений и прочее; склонять на что-то, ма­нить, влечь, увлекать. В нашем случае бу­дем подразумевать «привлекать силой убеждения». Привлекательность - заман­чивость, очаровательность. Словарь сино­нимов Александровой З. [23] дает нам следующую трактовку данного слова: при­влекательный, завлекательный, заманчи­вый, манящий, соблазнительный, притяга­тельный, пикантный; аппетитный (разг.); медом намазанный (прост.); приманчивый, прельстительный, искусительный, магнети­ческий (устар.).

Анализируя существующие на сегодняш­ний день определения инноваций, можно зак­лючить, что, говоря «инновационный», под­разумеваем такие категории, как новизна, полезность и (или) социальная значимость, превосходство над уже имеющимся, наукоемкость (использование современных технологий), конкурентоспособность.

С позиции логического рассуждения «ин­новационная привлекательность» какого- либо объекта - это не что иное, как заманчи­вость, формируемая силой явного (сознатель­ного, целенаправленного) убеждения за счет новизны, наукоемкости, полезности, соци­альной значимости, конкурентоспособности и превосходства в сравнении с альтернатив­ным объектами.

В данном исследовании принято определе­ние термина «инновационная привлекатель­ность» как системного показателя конкурен­тоспособности субъекта на инновационном рынке, формируемого руководством субъек­та силой целенаправленного убеждения по­тенциальных инвесторов для ускорения дос­тижения целей субъекта при получении мак­симального эффекта [24].

Инновационный потенциал - это способ­ность системы (возможности системы, ее эле­ментов ресурсные и функциональные) орга­низовать и осуществлять процессы (наличие или возможность организации взаимосвязей между элементами и процессов в системе), направленные на достижение результатов, наиболее полно соответствующих изменени­ям внешних условий, в первую очередь изме­нениям требований рынка (конечные и про­межуточные результаты процессов). Он отра­жает способность системы к перспективному развитию преимущественно за счет внутрен­них возможностей.

Основными видами инновационного по­тенциала являются: функциональный (функции, выполняемые элементами сис­темы), ресурсный (ресурсы, имеющиеся у элементов системы), системный (характе­ристика качества элементов системы) и проектно-организационный (характерис­тика качества элементов системы и процес­сов).

Инновационный потенциал экономичес­кой системы является интегральной систем­ной характеристикой и может быть измерен путем оценки инновационной восприимчиво­сти, инновационной активности и конкурен­тоспособности.

Инновационная восприимчивость - харак­теристика системы и ее элементов. Иннова­ционная активность - взаимодействие эле­ментов системы между собой и внешней сре­дой. Конкурентоспособность - сравнение с другими системами и оценка тенденций раз­вития.

Основу структуры инновационного по­тенциала составляет инновационная инф­раструктура системы совместно с иннова­ционными возможностями, которые создаются за счет других компонентов потенци­ала.

Инновационные возможности - это разни­ца между максимально возможным иннова­ционным потенциалом системы и фактичес­ким на настоящий момент. Другими словами, это верхняя «граница» инновационного по­тенциала системы или максимальная степень его реализации.

Инновационная цепочка - набор элементов системы и/или подсистем, последовательно взаимодействующих в процессе создания но­вого продукта или технологии и обеспечива­ющих получение результата, адекватного из­менениям внешних условий, прежде всего изменениям требований рынка (система - процесс - результат).

Инновационный цикл - процесс генерации результатов, адекватных требованиям рын­ка, обеспечивающий воспроизводство резуль­татов и развитие элементов системы, участву­ющих в этом процессе (процесс - результат - система).

Назначение же инновационной деятельно­сти своей конечной целью имеет достижение стратегических целей субъекта. А так как стратегические цели ориентированы на дол­госрочную перспективу, то в настоящее вре­мя в условиях украинской действительнос­ти необходимо процесс инновационной дея­тельности связывать с процессом вступле­ния Украины в ЕС. Последнее событие дол­жно способствовать притоку иностранных инвестиций в Украину и росту экспорта, но только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, кото­рая последовала после вступления в ВТО, стала началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования украинской эко­номической системы с экономиками зару­бежных стран. Активный процесс реструк­туризации украинской экономики как на от­раслевом, так и на региональном уровне сви­детельствует о том, что украинский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубеж­ной конкуренции, не дожидаясь масштабно­го открытия украинских рынков после вступления Украины в ВТО. Вывод один: в жесткой конкурентной борьбе за право «выжить» на рынке выстоит тот субъект, ру­ководство которого возьмет курс на иннова­ционное развитие, способное обеспечить не­прерывное обновление технической и техно­логической базы производства, освоение и выпуск новой конкурентоспособной продук­ции, проникновение на мировые рынки то­варов и услуг и, вследствие этого, усилить конкурентные преимущества.

Вывод. Рассмотренные категории позволяют полнее раскрыть сущность инновационного про­цесса, выявить его особенности, определить закономерности развития и возможности уп­равления.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций icon1. Доступ к специализированным знаниям (ниокр, инновация, управление,...
Доступ к специализированным знаниям (ниокр, инновация, управление, маркетинг, анализ рынка, и т д.)

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций icon«Значение и влияние организации маркетинга на эффективность деятельности предприятия»
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика» Специальность 060600 (080102) Мировая экономика

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconСамотаев И. Джон Дж. Мэрфи Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика
Технический анализ фьючерсных рынков: теория и практика. М.: Сокол, 1996. 592с

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconМенеджмент туризма в странах СНГ на практике существует уже давно,...
Мно­жество публикаций, разнообразие подходов в описании различ­ных аспектов менеджмента туризма, эмпирическая и исследова­тельская...

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconФедеральное агентство по образованию
Анализ сложных систем по частям (диакоптика), теория чувствительности систем к изменениям параметров, теория диагностики электротехнических...

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconПресс-релиз Инновация на рынке – мегаустойчивая варочная поверхность iXelium
Инновация на рынке – мегаустойчивая варочная поверхность iXelium™ akt 780 от Whirlpool

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconАнализ последних исследований и публикаций. Вопросы представления...

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconНаукометрическИй анализ публикаций международной конференции «crimico»...
Тел.: 057-702-1488, e-mail

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconСовременный системный анализ является прикладной наукой, нацеленной...
Изучение системного анализа базируется на знаниях, получаемых при изучении таких курсов, как экономическая теория, высшая математика,...

Инновация, категория, экономика, теория. Анализ публикаций iconТема 1: Экономическая теория,предмет и методология
Экономика как специфическая сфера человеческой деятельности и объект научного анализа

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<