Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения»




Скачать 256.88 Kb.
НазваниеКонтрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения»
Дата публикации01.04.2014
Размер256.88 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Экономика > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Самарская Государственная Экономическая Академия Кафедра социально-политических наук Контрольная работа По дисциплине: « Социология»Тема: « Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения». Выполнил: Неудахин Д.Б. IV курс, факультет ВВиДО Специальность: ФиКР Проверил: Бондарев С.И. Самара 2001 План 1. Предмет экономической социологии как отрасли социологии 2. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения1. Предмет экономической социологии какотрасли социологии Социология по области своих исследованийявляется одной из наиболее «общих» средиобщественных наук. В поисках общих признакови закономерностей, проявляющихся в различныхсоциальных связях, социология должнадействовать также в таких сферах и объектах,для изучения которых имеется собственнаяобласть пауки. Например, педагогикаисследует явления, связанные с воспитанием ипреподаванием; экономика изучаетхозяйственные механизмы, учение огосударстве — политические события изакономерности, психология — психологическиефеномены. Но за всем этим стоят такжесоциальные отношения, которыми и занимаетсясоциология. Социология является отнюдь неединственной наукой, область исследованиякоторой охватывает всю сферу человеческогоповедения. К таким наукам относятся такжефилософия, история и антропология.Социология имеет тесные связи с этиминауками и использует накопленные ими знанияв своих целях. Как выше уже отмечалось,социология стала самостоятельной наукой,отделившись от философии или истории, такчто она имеет и теперь естественную связь сосвоими истоками. Наиболее близкой к социологиипредставляется антропология, и в особенностиее отрасль, называемая «социальнойантропологией». Общая антропология изучаетчеловека как физическое существо, уделяяособое внимание биологическим изменениям впроцессе развития человека, а такжеразличным сторонам физическогососуществования индивидов, приближаясь вэтом аспекте к исследованиям социологии.Предмет социальной антропологии — ментальныевозможности человека, определенные аспектычеловеческой культуры; при этом человекрассматривается как член различных групп икультурных общностей. В этом социальнаяантропология и социология совпадают. В этомсовпадении нет, однако, ничегометодологически порочного, такие случаиизвестны и в других смежных науках,например, изучение психической системычеловека и в психологии и в психиатрии и др.В подобных случаях речь может идти только осовпадении, смежности, но не о дублировании,так как каждая из научных систем акцентируетв одном и том же объекте все-таки разные егостороны для разных же научных и практическихцелей. Дополняя друг друга, смежные науки иобогащают друг друга. Одним из макрообъектовсоциологии является духовная культурасовременного общества. Общее название «общественные и социальныенауки», которое употребляется по отношению кисследованию социальных общностей исоциальных отношений, применяется иногдаузко только к социологии из-за ееобширности. Однако нормально социологиясчитается лишь одной из общественных наук. Экономика изучает производство ипотребление товаров и услуг, спрос ипредложение, экономическое поведениечеловека вообще, использование денег икапитала. Социология, в свою очередь,стремится разработать модели экономическогоповедения различных групп и исследоватьэкономические силы, влияющие на жизнь людей.Таким образом, социология интересуетсяпрежде всего социальным поведением человекав различных экономических действиях. Этаспециальная отрасль социологии называетсяэкономической социологией. Связи социологии с экономикой иэкономическими основами традиционно весьматесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй,самыми известными из исследователей этихсвязей. Многие социологи, особенно в бывшихсоциалистических странах, вышли из сферыэкономики. С точки зрения марксистской социологии исогласно материалистическому пониманиюистории, важнейшим содержанием общественногобытия людей является производствоматериальных благ, благодаря которомуудовлетворяются их разнообразныематериальные и другие потребности. Вконечном счете «способ производстваматериальной жизни обусловливает социальный,политический и духовный процессы жизнивообще». Он в разной степени воздействует наразвитие указанных сфер жизни общества. Вэтом смысле способ производства выступаеткак материальная основа существования иразвития общества – системообразующееначало, связывающее в единое целое всепроявления общественной жизни. Способ производства предстает какединство двух его основных сторон:производительных сил и производственныхотношений. В сегодняшнем обществе есть и«аутсайдеры», люди «не у дел», и люди,попавшие в «ловушку бедности», и такназываемые «новые бедные», появившиеся врезультате непредвиденной потери работы,неспособности справиться с квартирнымидолгами и т. п. «Рекордная» безработица —тяжелое бремя для национальной экономики. Естественно, что такие перемены прямо иликосвенно затрагивают каждого гражданина икаждую сферу общества. Существующиеструктуры и повседневная деятельностьпретерпевают изменения, приобретая новыеформы, подчиняясь новым требованиям. Новаяситуация требует от индивида и от общества вцелом известной гибкости, пересмотраценностей и адаптации действийсоответственно новой обстановке. Такиеглобальные проблемы могут решаться только науровне общества. Экономическая реальностьтребует целенаправленных усилий хотя бы дляотдаления трудностей. Экономический рост и повышение жизненногоуровня — чрезвычайно многогранные показателикачества жизни, включающие в себя компоненты«твердой технологии» (т. е. технологии, накоторую индивид не может оказывать влияние;механизмы, станки, машины) и составляющие«мягкой технологии»: экология, сельская игородская община, местная культура,удовлетворительная работа, взаимосвязь трудаи досуга, дружеские отношения и др. Такимобразом, в условиях благополучия, когдатвердая технология стабилизируется,становятся релевантными и показатели мягкойтехнологии, как то: «направленность кокружающей среде», «центральное месточеловека» и «гражданская воля». Факторы перемен экономической жизни.Глубокие экономические изменения происходятсегодня как на национальном уровне, так и вмасштабе мировой экономики. Следующиефакторы оказывающие на это влияние: — увеличится зависимость от внешнихобстоятельств (вне страны); — станет более разнообразной промышленнаяструктура; — увеличится значение ЕС (Европейскогосообщества); — усилится разделение труда и специализаци — так называемые «мягкие» ценности и поз ции приобретут большеезначение; — усилится значение качества окружают» среды; — по мере повышения образования людей буд возрастать их социальнаяи политическая акти ность, стремление участвовать в принятии решний; формы этого участия станут более разное разными; — возрастет техническая вооруженность, а значит, люди станут ещеболее зависимыми от техн логического уровня их повседневной жизни; — усилится значение средств массовой инфо мации; — изменится структура населения и рабочей силы; — увеличится гибкость рабочего времени; — возрастут требования к качеству; — продолжится безработица и, казалось бы, взаимоисключающееявление - нехватка рабочей сил (работников высокой квалификации,дефицитных профессий);- все большее значение будут приобретать переквалификация идополнительное образование; — возрастет удельный вес энергетических решений; . еще более повысится роль научных исследований; . возрастут требования к качеству производимой продукции, и применение новых технологий поможет в достижении требуемого уровня качества; — некоторые новые отрасли вытеснят устаревшие традиционные. Изложенные выше взгляды прогнозируют многосторонние изменения какв социальной отрасли, так и в различных отраслях производства инауки. Развитие международной экономики скажется стремительнымиизменениями в различных сферах и на разнообразных уровнях общества.От людей потребуется адаптация к переменам, чему можетспособствовать образование и переквалификация. Гибкость и адаптациятребуют социальных знаний и даже социальной квалификации — это новаячерта времени. Возможно, что владение социальной квалификацией,highsos, станет в будущем даже важнее, чем владение техникой,hightech.2. Метод социометрических измерений. Сущность и областьприменения. Успешность решения проблемы измерения является одной из главныхкомпонент, составляющих понятие качества социологическогоисследования. Однако далеко не каждый социолог об этом задумывается.Более того, как показывает опыт, само выражение "проблемы измерения"часто вызывает недоумение: а существуют ли такие проблемы? В чем,собственно, они состоят? Дадим некоторые предварительные определения. Эмпирическая система (ЭС) интересующая исследователя – этосовокупность реальных (эмпирических) объектов с выделеннымисоотношениями между ними. Последние часто можно выразить в виденекоторых отношений между объектами (любое отношение естьсоотношение, но не наоборот), и тогда говорят об эмпирическойсистеме с отношениями (ЭСО). Пример ЭСО — совокупность сотрудников какого-то завода,рассматриваемых как "носителей" удовлетворенности своим трудом сзаданным бинарным (т.е. определенным на парах объектов) отношением:"респондент А больше удовлетворен работой, чем респондент Б". Дляодних пар это отношение может выполняться, для других нет. Но мыполагаем, что, каких бы респондентов мы ни взяли, разговор овыполнении этого отношения будет осмысленным (ниже мы будемподробнее обсуждать вопрос о подобной осмысленности). Подчеркнем,что ЭС отражает представление исследователя об; изучаемойреальности, процесс ее формирования по существу являетсямоделированием. С учетом этого ЭС можно считать фрагментомреальности. Математическая система (МС) – это совокупность математическихобъектов (чаще всего в качестве таковых выступают числа и тогда МСназывается числовой) с выделенными соотношениями между ними. Когдапоследние задаются в виде некоторых отношений между объектами,говорят о математической системе с отношениями или о числовойсистеме с отношениями (МСО и ЧСО). Измерение отображение некоторой ЭС в МС. Подчеркнем, что измерение - это всегда моделирование иосуществляется оно как бы в два этапа: сначала мы строим ЭС, затемматематическую модель этой системы. Цель такого моделирования —обеспечение возможности использования математики для решениясоциологических задач.Шкала – это правило, определяющее, каким образом в процессеизмерения каждому изучаемому объекту ставится в соответствиенекоторое число или другой математический конструкт. Каждый такойконструкт будем называть результатом измерения объекта, или егошкольным значением. Процесс получения шкальных значений называетсяшкалированием. Нередко понятие шкалы связывают только сиспользованием числовых МС. Подчеркнем, что в соответствии с нашим пониманием измерениясовокупность шкальных значений — это определенная модель реальности. Общим местом стало рассмотрение в качестве основной специфическойчерты социологического измерения активное использование номинальных,порядковых, интервальных шкал. Предположим, что мы приписываем респонденту число как обозначение,код его профессии. Ясно, что, анализируя полученные числа, мы можемсудить лишь об их равенстве или неравенстве: из того, что двареспондента закодированы одним числом, следует, что они имеютодинаковую профессию; разным числам отвечают разные профессии.Выражения типа 3 < 5 в таком случае становятся бессмысленными: онине отражают ничего реального. Это — номинальная шкала. Ясно, что она отвечает отображению ЭСО с заданным отношениемравенства в соответствующую ЧСО. Если же, например, каждомуреспонденту приписано число от 1 до 5 в соответствии с тем, как онответил на вопрос типа: "Удовлетворены ли Вы своей работой?" (свариантами ответов от "совершенно не удовлетворен" до "полностьюудовлетворен", закодированными цифрами от 1 до 5 соответственно), томы, кроме равенства и неравенства, можем судить также и о некоторомпорядке между полученными числами: если одному респонденту приписаночисло 3, а другому — 5, то считаем, что первый меньше удовлетворенработой, чем второй. Но соотношения типа 5—4=2— 1 остаютсябессмысленными с содержательной точки зрения. Это — порядковаяшкала. ЭСО в данном случае содержит два отношения — равенства ипорядка. Совокупность эмпирических отношений, отражаемых с помощьюинтервальной шкалы, богаче, она дает возможность отразить еще ипорядок расстояний между шкалируемыми объектами. Предположим, например, что мы измерили отношение студентов к учебеи в результате получили, что четырем респондентам у4, Бу В и/"оказались приписанными соответственно числа 1, 2, 3 и 8. Если мызнаем, что была использована порядковая шкала, то, интерпретируярезультаты измерения, можно бытьуверенными только в том, чтореспондент А хуже всех относится к учебе, респондент Б — получше ит.д. При использовании же интервальной шкалы мы можем получитьдополнительную информацию: различие по отношению к учебе междуреспондентами А и Б меньше, чем различие между респондентами В и Г .А такого рода сведения весьма полезны. Итак, если мы получаем числа, для которых "физически" осмысленыравенства типа 5—4=2— 1 или 8 —3 > 3 -* 2, то считаем, что ониотвечают интервальной шкале. Эта шкала обычно считается "хорошей" втом смысле, что соответствующие шкаль-ные значения в достаточноймере похожи на обычные числа (вопрос о смысле "похожести" часто дажене ставится; одна из наших задач — уточнить его). По интервальнымшкалам обычно считают полученными значения таких признаков, каквозраст или зарплата. ЭСО в данном случае содержит отношенияравенства и порядка как для объектов, так и для расстояний междуобъектами. Интервальные шкалы часто называют шкалами высокого типа,количественными, числовыми. Номинальные же и порядковые шкалы —шкалами низкого типа, качественными, нечисловыми. Смысл такихопределений очевиден: числа, полученные с помощью шкал высокоготипа, больше похожи на те числа, которые знакомы каждому из нас сошкольной скамьи. Переменную, значения которой нельзя получить сразу, задав, скажем,определенный вопрос в анкете и получив соответствующий ответреспондента, будем называть латентной (скрытой). В противоположномслучае будем говорить о наблюдаемой переменной. Процесс получениязначений наблюдаемой переменной называется прямым измерением. Латентные переменные измеряются косвенным путем, с помощьюопределенных преобразований некоторых наблюдаемых, поддающихсяадекватной интерпретации данных. (Представления о том, какой вид этиданные имеют и как они должны преобразовываться, должны опираться наопределенные теоретические исследовательские концепции, априорныемодельные представления социолога). Отметим, что только что введенное определение латентной переменнойнесколько расходится с тем, что под таковой часто понимаютсоциологи. Мы имеем в виду ситуацию, когда латентной называютпеременную, относительно которой заранее неизвестно не только то,как ее измерить, но и то, что она из себя представляет:исследователь догадывается, что наблюдаемое поведение респондента(чаще всего — ответы на вопросы предложенной ему анкеты) объясняетсядействием одной или нескольких скрытых переменных, но не можетаприори дать им название (подобная ситуация имеет место, например,при использовании факторного анализа). Приведенное же выше определение предполагает, что исследовательвполне может заранее знать, какая латентная переменная егоинтересует. Латентность же ее заключается в том, что ее измерениеосуществляется не в процессе сбора данных, а в процессе анализанекой первичной информации. Другими словами, мы называем латентнойпеременную, значения которой получаются в результате так называемогопроизводного измерения. В социологии между указанными двумя ситуациями нет непреодолимойпропасти. Для социолога любая переменная, находящаяся в результатепроизводного измерения, всегда в той или иной мере являетсялатентной: исследователь практически никогда не может быть уверен,что предположение о самом существовании этой переменной адекватномоделирует ситуацию, что наблюдаемое поведение отражает именно то,что интересует исследователя, и т.д. И продвинутые способы измерениявсегда дают возможность пересмотра социологом наименованияпеременной или вообще отказа от убежденности в ее существовании. Основой модельных представлений, заложенных в известных методахшкалирования, является сопоставление с каждой измеряемой переменной(в том числе латентной) некоторой протяженности, психологическогоконтинуума — прямой линии (числовой прямой, числовой оси), накоторой мы размещаем те объекты, которым в результате измерениядолжны приписать числа (термин "континуум" означает непрерывность).Это предположение является естественным, в его целесообразности несомневается ни один социолог, но в нем имеются свои "подводныекамни". Так, на практике исследователь иногда забывает о том, что,приписывая числа объектам, т.е. размещая их на указанной прямой, он,как правило, не определяет место размещения объекта однозначно, не"прибивает гвоздями" объект к оси. "Числа", используемые социологом,заданы не однозначно, а как бы "плавают" на оси. Например, какнетрудно проверить, для определенных выше типов шкал эквивалентнымиявляются совокупности шкальных значений, представленные в табл. 1.1. Таблица 1.1. Свойства шкал рассматриваемых типов|Тип шкалы |Отношения, сохраняю- |Пример эквива- || |щиеся при отображении |лентных совокупнос- || |ЭСО в ЧСО |тей шкальных значений ||Номинальная |а= Ь | 2 3 4 5 || | |10 31 2 5 118 ||Порядковая |а = Ь, а > Ь |12345 10 31 44 100 118|| | | ||Интервальная |а = Ь, а > Ь |1 2 3 4 || |а- Ь= с – d |5 || |а - Ь> с - d |10 31 52 73 || | |94 | Действительно, если интересуют только эмпирические отношенияравенства — неравенства, скажем, если мы измеряем профессию,безразлично, какими цифрами зашифровать наши объекты: с точки зрениясмысла решаемой задачи совершенно безразлично, припишем ли мы токарю— 1, пекарю — 2, лекарю — 3,либо же токарю — 10, пекарю — 31, алекарю — 2. Требуется лишь, чтобы всем токарям было приписано одно ито же число, чтобы это число не совпадало с числом, приписаннымпекарям, и т.д. А вот если мы ставим своей целью сохранить в числахнекое эмпирическое отношение порядка, то тут уже набор чисел вовторой строке не будет эквивалентен набору 1, 2, 3, 4, 5, посколькуэти наборы отражают разный порядок. Вели же мы учитываем порядокрасположения по величине неких эмпирических интервалов междурассматриваемыми объектами, то набору 1, 2, 3, 4, 5 может бытьэквивалентен только такой набор, в котором интервалы междупоследовательными числами равны. В подобных соображениях выражаетсянечисловая сущность наших шкальных значений. И это положениепринципиально. Оно вытекает из сути той роли, которую играет число всоциологии. Каждый социолог в наше время знает, что используемые им "числа",отвечающие, скажем, номинальной и порядковой шкале, на самом деле неявляются обычными числами (хотя бы потому, что с ними нельзяобращаться как с таковыми), но нечисловой характер данных обычно неассоциируется с неоднозначностью используемых шкальных значений, вто время как такая ассоциация представляется естественной. Отметим, что хотя шкальные значения, полученные по интервальнойшкале, в значительной мере можно считать похожими на обычныедействительные числа с точки зрения возможностей дальнейшей работы сними (к ним применимо значительное количество традиционных числовыхматематических методов), все же и они не являются числами впривычном школьном смысле этого слова, поскольку они тоже определеныне однозначно, а лишь с точностью до преобразований, сохраняющихструктуру интервалов между исходными числами. МЕТОДЫ СОЦИОМЕТРИИ Огромное число социологических задач связано с изучениемпроцессов, происходящих в малых группах (например бригады, небольшиеучастки, малые предприятия различных форм собственности). Далее —процессы налаживания взаимоотношения в семье или объединениинескольких семей, участвующих в общем бизнесе. В рамках социологиималых групп традиционно изучаются явления, события, характерные дляжизнедеятельности постоянных и временных учебных коллективов: классв школе, студенческая группа, слушатели курсов, лица, объединенныепо интересам в различных кружках, и т. д. Если говорить овнепроизводственных социальных образованиях, при исследованиикоторых могут успешно применяться логика, процедуры, методы познаниямеханизмов создания и функционирования малых групп, то отметимобщественные движения, неформальные группы. Правда, в отдельныхситуациях они объединяют под своими знаменами большое количестволюдей. Однако в центре или центрах подобных движений стоятотносительно небольшие группы, которые в значительной мереопределяют лицо всего объединения, разрабатывают всю стратегию егоповедения. При изучении малых групп используются различные социологическиеметоды, в частности, эффективны в этом случае методы социометрии.Термин "социометрия» образован от двух латинских корней: socius—товарищ, компаньон, соучастник и тetrum — измерение. В конце XIXвека он впервые был употреблен в связи с изучением воздействия однихгрупп людей на другие. Основная заслуга в создании определеннойметодологии социометрических исследований, совокупностиизмерительных процедур и математических методов обработки первичнойинформации принадлежит американскому социопсихологу Джекобу Морено. Технический аппарат социометрии находит применение в различныхсферах микросоциологии, позволяет повысить производительность труда,смягчить конфликты, способствует выработке, принятию групповых,коллективных решений. Методологически оправданное и грамотноеиспользование арсенала социометрических методов позволяет получитьсерьезные теоретические выводы о процессах функционирования,развития групп, достигать практических результатов в комплектованииколлективов, в повышении эффективности их деятельности. Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии вприкладных социологических исследованиях прежде всего связаны слогически верным пониманием такого сложного социального образования,как малая группа. Далее под ней будет пониматься реальносуществующее образование, в котором люди собраны вместе, объединеныкаким-то общим признаком, например, совместной деятельностью илипомещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства иопределенным образом осознают свою принадлежность к этомуобразованию. Отправным моментом для понимания законовфункционирования, жизнедеятельности такой группы является то, чтоона выступает как субъект деятельности и через нее включена во всюсистему общественных отношений. Характеристической, критериальнойчертой группы является чувство общности, которое цементируетотношения членов группы и отличает одну группу от другой, "замыкает"ее на себя. В одних случаях это чувство ~ понимание цели совместныхдействий, в других — определенное эмоциональное тяготение,притяжение людей, в третьих — временное согласие на использованиеконкретных средств, методов, инструментов деятельности. Оправданнотакже говорить о групповых интересах, потребностях, нормах и пр. К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам,группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы,происходящие в ней. Состав группы зависит от численности и основных признаков еечленов: пола, возраста, образования, профессии, национальности и т.д.; структура группы — прежде всего от функций, обязанностей каждогочлена группы в их совместной деятельности. Это так называемыепризнаки формальной структуры. Такая структура, например, трудовогоколлектива включает в себя мастера и его заместителя, двух-трехбригадиров, рабочих; студенческой группы — координатора, старосту исамих студентов. Одновременно с формальной структурой группысуществует и неформальная, базирующаяся на межличностных отношениях.Их определяют степень уважения, уровень стремления к совместномутруду, желание посоветоваться при решении трудных личных вопросовили, напротив, стремления к избежанию контактов, мера напряженностив личном отношении и т. д. Групповые процессы — это в первую очередь такие процессы, которыеорганизуют деятельность группы. С одной стороны, это совокупностьпредписаний, правил, которыми обязаны руководствоваться ее члены всфере их формальных, служебных контактов, с другой — "неписаные"нормы, отношения, добровольно принятые и разделяемые членамисообщества. Малая группа имеет одно основополагающее качество: в нейобщественные отношения выступают в форме непосредственных личныхконтактов, поскольку се численность ограничена. В настоящее времярад исследователей полагают, что "нижняя" граница "размера" малойгруппы равна трем человекам, а не двум. В диаде практически нескладывается тот тип общения, который опосредован совместнойдеятельностью. В контактах между людьми в этом случае крайне сильновыступает эмоциональный (неформальный) фактор. Взаимодействие, посути, становится дружбой, оно часто простирается за рамки службы,функциональных обязанностей. Наличие третьего человека переноситобщение из сферы личностного в межличностное "пространство"; втриаде система взаимодействия становится пронизанной"деятельностным" началом. Пожалуй, еще более острым является спор о"верхней" границе численности малой группы. Продолжительным былопредставление о "магическом" числе 7+2, отражающем некоторыеособенности оперативной памяти человека. Теперь, исходя из практикиисследований, оптимальным принято считать численный состав малойгруппы в 10—20 человек. В некоторых случаях, когда речь вдет опроизводственной бригаде, участке, учебном коллективе, этот пределувеличивается до 40 человек. При таких условиях методы социометрииеще применимы. Существует около 50 различных оснований для классификации малыхгрупп. Такие группы различаются по времени существования(долговременные и кратковременные), по степени тесноты контактов, поособенностям целей, объединяющих людей, по специфике социально-демографических признаков членов малых групп (скажем, одно- иразнополые группы, молодежь или люди пожилого возраста, рабочие илитеатральная группа) и т. д. Широко распространено разделение группна формальные и неформальные. Однако вычленить их в чистом видезатруднительно. Поэтому предпочтительнее говорить о формальной инеформальной структурах организации групп. Для анализа, интерпретации результатов социометрии принципиальноезначение имеют такие понятия, как "группа членства" и "референтнаягрунта". Первая включает в себя всех людей, формально входящих внее, это своего рода "геометрическая", пространственнаяхарактеристика сообщества. Вторая — тех, кто в совокупности создает"значимый круг общения", нашел и признал друг друга. Признакреферентное™ отношений во многих прикладных разработках становитсяведущим для объяснения процессов, протекающих в группах. Ориентацияна тот или иной "круг общения" объясняет, почему некоторые люди,формально принадлежащие к группе членства, не связывают себя с нею,проявляют отклоняющееся, конфликтное по отношению к ней поведение и,наоборот, люди, формально стоящие вне этой группы, на деле близкией, принимаются ею. По степени развития межличностных отношений, несущих в себегрупповые интересы и ценности, выделяются четыре типа групп.Диффузная группа, в которой взаимоотношения опосреду-ются преждевсего симпатиями — антипатиями, но не характером деятельности.Ассоциация, для которой "цементирующим составом" отношений выступаютпреимущественно личностные цели. Корпорация, в которой эти личностнозначимые цели антисоциальны по своей направленности. Наконец,коллектив, объединяющий людей, связанных между собой личностнозначимыми целями и общественно ценными установками. Этаклассификация распространяется и на малые группы. Изложению процедурных аспектов социометрии предпошлем рассмотрениедвух ключевых понятий, характеризующих уже не саму группу, аположение в ней индивида, являющегося членом этого сообщества.Первое понятие — "статус". Оно обозначает место индивида в системежизнедеятельности группы, в развитии групповых процессов. Статуспрежде всего определяется ведущей функцией члена группы, егообязанностями перед ней. Он интегрирует одновременно в себе черты,объективно присущие индивиду, и то, как воспринимается окружающимиисполнение им своих функций. Присутствует в статусе индивида истатус самой группы, ее место в более широком социальном контексте.Второе понятие — "социальная роль индивида". Она зависит от .функций, несомых индивидом и одновременно возлагаемых на негогруппой. В силу подвижности функций, изменения восприятия индивидаокружающими, роста и падения престижа группы эта роль — образованиемногомерное и динамичное. На изучение социальных радей внутри малыхгрупп, на измерение структуры взаимоотношений в группе в целом инаправлены социометрические методы. В техническом, узкопроцедурном отношении социометрия — этосочетание опросной методики и алгоритмов специальной математическойобработки первичных измерений. Суть ее сводится к исчислениюразнообразных персональных и групповых индексов. Все начинается (естественно, после разработки программыисследования) с выбора, создания социометрического критерия, то естьвопроса, задаваемого всем членам изучаемой группы с целью выяснениявзаимоотношений между ними. Поскольку отношения между людьми всегдасложны, зачастую противоречивы и изменчивы, постольку выбор критериястановится задачей, требующей при своем решении и знания общихзаконов функционирования малых групп, и понимания, учета конкретныхособенностей поведения, жизнедеятельности группы, и владениятехникой измерения. Критерий должен быть индикаторомвзаимоотношений. Социометрический критерий, будучи одним из вопросов анкеты илиинтервью, в своем строении, форме должен удовлетворять общимтребованиям, предъявляемым к вопросам социологических анкет.Одновременно на него распространяются и другие требования. Он должен: — не допускать ограничений на то, кто из членов группы может бытьвыбран или отвергнут в пределах группы, границы которой субъектуобязательно известны; — быть понятным всем членам группы и интересным, если не всем, тобольшинству; — содержать конкретику, особенно понятную, близкую для членовгруппы; — включать в себя предложения по выбору или отвержению,сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало ихэмоционально-психологическое отношение; — убеждать человека в практической направленности опроса, ввозможности участия в создании, реорганизации группы. Различия в слабых и сильных социометрических критериях покажем наодном примере. Критерий: "Кого бы Вы выбрали своим бригадиром?" —относится к "слабому" типу, ибо он не конкретизирован, подчеркнутопроекгивсн. В усиленной форме критерий имеет виц: "Помните, теперьмы сами являемся хозяевами вашего предприятия. Кого бы Вы в этойвовой ситуация выбрали в качестве бригадира?". Здесь каждыйреспондент начинает четче, определеннее рассматривать окружающих сточки зрения возможности возглавить бригаду, работающую в новыхэкономических условиях. Социометрические критерии разделяются на два основных класса:коммуникативные ("социо-метрические тесты") и гностические ("тестысоциальной перцепции"). Коммуникативные используются для того, чтобыописать, замерить реальные или воображаемые отношения в группе,выявить, как каждый член группы видит свое непосредственноеокружение. Гностические предназначены для отражения представленийчеловека о том, как он видит свою роль, свою позицию в группе, кто,по мнению субъекта, выберет его для совместного решения той или инойгрупповой задачи, кто — отвергнет. По гностическим критериям можноопределить и понимание человеком закономерностей функционированиягруппы, и видение процессов общения между людьми, входящими в нее. Критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Первыезамеряют мсжличностные отношения на уровне формальной структурыгруппы, производственных отношений, сугубо служебных обязанностей.Вторые приоткрывают перед исследователем "вход" в сферу неформальныхотношений. Примером коммуникативного официального критерия являетсявопрос: "Кого из членов Вашей бригады хотели бы видеть в качествебригадира?", коммуникативного неофициального — "С кем из Вашихколлег Вы поделились бы личными переживаниями во поводу разлада всемье?". Гностическими вариантами этих критериев выступают суждения:"Кто из членов Вашей бригады назвал бы Вас в качестве бригадира?"(гностический официальный критерий); "Кто из Ваших коллег поделилсябы с Вами своими переживаниями, если бы у него возникли конфликты всемье?" (гностический неофициальный критерий). В наших примерах критерии сформулированы в положительной форме, тоесть ориентированы на определение системы предпочтений, выборов.Вместе с тем существуют отрицательные критерии, фиксирующиенегативное отношение одного человека к другому, отвержение. Часто используют дихотомический критерий. Он позволяет более точноопределить взаимоотношения в малой группе. Вот образецкоммуникативного официального дихотомического критерия: "Кого изчленов Вашей бригады Вы хотели бы видеть в качестве бригадира?"(положительная часть критерия); "Кого из членов Вашей бригады ВынеХотели бы видеть в качестве бригадира?" (отрицательная частькритерия). Укажем еще одну разновидность социометрических вопросов — критерииранжирования. Они создают возможность для ранжирования субъектомсвоих отношений к членам группы. Например, "Укажите по порядку, скем бы Вы хотели совместно создать малую предпринимательскую группу?В первую очередь, во вторую очередь, в третью очередь и т. д.". Легко понять, что на основе одного социометрического критерияневозможно дать обоснованную картину межличностных отношений вгруппе. С другой стороны, большое число критериев способно утомитьотвечающего, внести различные "шумы" в первичную информацию. Поэтомусреди других аспектов важен и вопрос о числе социометрическихкритериев. Практика социометрических опросов выработала следующиерекомендации: — чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньшедолжно быть предъявлено критериев; особенно это касается изучениягрупп с серьезными межличностными конфликтами; — число применяемых критериев зависит от того, насколько давночлены группы знают друг друга, от опыта общения. Нецелесообразно увеличение критериев свыше семи-восьми: это можетвызвать раздражение у опрашиваемых. Сами критерии следуетрасполагать от простого к сложному. Социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает всоответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считаетнужным (то есть отсутствуют всяческие ограничения на выбор),называется непараметричеасой. Скажем, в бригаде из N человекотвечающий может никого не выбрать в качестве бригадира, а может,если желает, указать (К — I) человек. Другими словами, всех кромесебя. Подобный вариант социометричсской процедуры позволяет выявитьэмоциональную составляющую взаимоотношений, дать фотографиюмногообразных межличностных связей в группе. Вместе с тем такаясистема выборов, выражения своих предпочтений таит в себевозможности для проявления излишней "щедрости", действий по принципу"все хорошие" или "все плохие". Параметрическая процедура предполагает выбор с заранее заданнымиколичественными ограничениями. Например, по сформулированномукритерию предлагается выбрать из пятнадцати человек двоих или троих.Лимит выборов снижает вероятность появления спонтанных реакций,непродуманных ответов. На основании некоторых теоретическихпостроений и обобщения опыта осуществления параметрической процедурырекомендуются следующие ограничения на число выборов: Число членов группы Социометркческое огравячеоке 7. I 11. 2 16. 3 21. 4 26. 5 31. 6 32-36 7 При социометрическом опросе каждому опрашиваемому вручаетсясоциометрическая анкета (социометрическая карточка) и список членовсоциометрируемой группы. Для удобства работы, для простотыпоследующей обработки фамилии членов группы шифруются, в простейшемслучае — кодируются номером в списке группы. Социометрическаякарточка, как и любая социологическая анкета, начинается собращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл иформулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагаетсяинформация о том, как заполнять карточку, имеется или нетограничение на выбор, если да, то каково оно. Поскольку социометриюневозможно проводить анонимно, постольку следует обязательнообъяснить опрашиваемому цели опроса, гарантировать сохранение тайныего ответов. Завершается карточка благодарностью. Карточкаоформляется в следующем виде (табл. 1). Таблица 1 Социометрическая карточка для непараметрической процедуры|Критерии |Укажите номера членов || |бригады из списка ||Кого бы Вы хотели видеть в качестве | ||своего бригадира? | ||Кого бы Вы не хотели видеть в | ||качестве | ||своего бригадира? | ||Кто может предложить Вас в качестве | ||бригадира? | ||4. Кто не предложит Вас в качестве | ||бригадира? | || | || | || | | Результаты опроса прежде всего заносятся в социоматрицу, компактнопредставляющую первичную информацию и упрощающую последующуюматематическую обработку собранных данных. Матрица представляетсобой таблицу, в которую по строкам помещают ответы каждого изчленов группы. В таблице 2 приведены итоги непараметрическогосоциометричесюого опроса шести членов группы по дихотомическомукритерию: + означает предпочтение (положительный выбор), —отвержение (отрицательный выбор), 0 — фиксирует отсутствие выбора. Социоматрица| |Кто выбирает |Кого выбирают |Число || | | |выборов || | |1|2 |3|4 |5 |6|+|-|всег|| | | | | | | | | | |о ||1|Алексеев + |— |+|+ |— |- 2 |3|5 || | | | | | | | | ||2|Бондарев 0 |+ |0|+ |0 |+ 2 |0|2 || | | | | | | | | ||3|Михайлов + |- |+|+ |0 |0 2 |1|3 || | | | | | | | | ||4|Нялов 0 |0 |+|+ |0 |+ 2 |0|2 || | | | | | | | | ||5|Поляков 0 |- |0|+ |+ |0 1 |1|2 || | | | | | | | | ||6|Чюков + |+ |+|+ |0 |+ 4 |0|4 || | | | | | | | | ||Число полученных + 2 |1 |3|5 |0 |2 13| |^ || | | | | | | | ||выборов — 0 |3 |0|0 |1 |1 |5| || | | | | | | | || |Всего 2 |4 |3|5 |1 |3 | |18 || | | | | | | | | | Самовыбор не предполагался, поэтому по диагонали ставим знак +. Уже визуальный анализ социоматрицы многое говорит овзаимоотношениях в группе: как члены группы выбирают и кого, ктоболее активно выбирается, кто чаще отвергается. Удобным способомпредставления содержания социоматрицы являются сопрограммы, которыхимеется множество видов. Укажем только одну из простейших — круговуюсоциограмму. В этом случае все члены группы располагаютсясимметрично на окружности и соответствующие линии отражаютмежличностные связи между членами группы. При непараметрическом выборе даже в случае относительно небольшихгрупп возникает значительное количество различного вица связей междучленами группы, значит, и графическое представление социограммстановится усложненным. Поэтому для проведения анализа следуетвсегда изыскивать пути упрощения социометрического чертежа. Так,социоматрица, представленная в табл. 2, легко прочитывается, еслиотдельно представить "положительные" связи и "отрицательные" (см.рис.. ???????? ??????????? [pic] 1 ?. ????????????? ?????? ?? ???????? 1 ?. ????????????? ?????? ?? ???????? ??????????????? ???????????????? ??????????????????????, ??????????? ??????????? ???????????????????, ???????? ???????????????? ???????, ???????????????. ?? ?????????? ???????? ?????????,??????? ????? ????????? ?? ??? ??????. ??????????? — ??? ???????????? ???????????????? ???????.??? ???????? ?????????????? ?????????-??????????????? ???????? ????????, ????????????? ?????????? ? ?????? ??????. ????? ???? ??? ??????????? ????????, ? ??? ????? ??????????? ???????????, ?????????? ??? ????????????????????????. ?????? ????? ???????? ? ???? ????????????????, ??? ????????????? ?????? ? ?????.???????? ????????? ?? ???????? ???????????????????????????? ? ????????? ????????. ??????? — ??? ???????? ???????????????? ???????????? ???????????????? ???????. ??????????????? ??????. ?? ???????? ????????? ?????? ?????? ? ??????? ?? ?????????????. ??? ?????????? ??????? ?, ???? ??????????????????? ????????????? ????????????? ?????????????? ??????, ??? ?????, ? ???????? ? ????????????? ???? ????? ??????, ??? ????????????,???????: ??????????????????? ? ????????????????????????? (???????????? ?????????) ? ???????????????????? (????? ???? ??????? ???????? ???????, ???????? ?????????? ? ???? ???????). ???, ?? ???????2 ???????, ??? ???????? ????? ???» ??????????????:??? ?? ??? ????????????? (? ??????? ?????? NN2, 4,5), ??? — ?????? (???????????? ? N ???.??????????????????? ? N ?). ???????? ???????????????????????? ????? ????????? ?? ?? ????????????,? ?? ????????????. ? ????. 2 ????????? ????????? ???????? ????????????? ???????????? ???????????????? ???????? ????????? ???????. ?????? ? ????????? ???????????????? ????????. ??????, ???????????????? ?????????????. ??????????????? ???? ??????????? ?????? ????????????? ????????, ??????????????? ?????????????????, ?? ??? ????? ?? ?????, ????????????????. ?? ??????? ???????, ??? ?????? ????????????????????????????? ???????? ??????? ?????????????? ???????? ????????????? ???????????? ????????:????????????????? ??????? ? ???????????????????????????. ?????? ??????????

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconМетодичка по Социологии. Чеб. Кооп. Институт мупктема Социология...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconМетодичка по Социологии. Чеб. Кооп. Институт мупктема Социология...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconИстория социологии девиантного поведения
В недрах социологии зародилась как специальная отрасль социологического знания – социология отклоняющегося поведения и социального...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа По социологии Тема: «Русская и советская социология»

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Социология» На тему: «Роль и значение...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа по социологии Тема 20: «Метод наблюдения»

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа Тема: «Понятие семьи и брака» Предмет: Общая теория социологии

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconСоциология права как специфическая отрасль социологии
Прежде чем непосредственно определить сущность и специфику социологии права, необходимо выяснить, что такое право как социальный...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа №1 По дисциплине Социология Тема: «Социальные...

Контрольная работа По дисциплине: «Социология»Тема: «Предмет экономической социологии как отрасли социологии. Метод социометрических измерений. Сущность и область применения» iconКонтрольная работа по социологии Тема IX: «Семья как малая социальная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<