Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны




Скачать 229.2 Kb.
НазваниеПособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны
Дата публикации08.04.2014
Размер229.2 Kb.
ТипМетодическое пособие
uchebilka.ru > Экономика > Методическое пособие
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ. Понятие МЕНЕДЖМЕНТ применяется к управлению социально –экономическими процессами на уровне фирмы,действующей в рыночных условиях.МЕНЕДЖМЕНТ –тип управления, отвечающий потребностям рыночнойэкономики, управление в условиях рынка.Содержание менеджмента состоит в достижении фирмой определенныхрезультатов в ход предпринимательской деятельности.ФИРМА – любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющаяпредпринимательскую деятельность и преследующая коммерческие цели.МЕНЕДЖМЕНТ относится к тем категориям фирм, которые осуществляютсвою деятельность в целях получения прибыли, независимо отхарактера деятельности.Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, нои банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиничных итранспортных компаний, и других хозяйственныхединиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономическиесубъекты.Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков:Внутрифирменное управлениеУправление производствомУправление персоналом. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРУД.Управление – специфический вид человеческой деятельности,появившийся в ходе разделения и кооперации общественного труда. Сущность управления, его специфика определяются задачами, котороеоно решает, а также предметом, средством, продуктомуправленческого труда.Основная цель управления – создание необходимых условий(организационных, технических, социально-психологических) длявыполнения задач, поставленных перед коллективом фирмы, координацияи согласование совместной деятельности работников для достижениязапланированных результатов. Предмет управленческого труда – информация, т.е. управленческийтруд, имеет информационную природу. ПРОДУКТ управленческого труда – УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ(воздействие).УПРАВЛЕНИЕ – МНОГОГРАННЫЙ ПРОЦЕСС, требующий от человекатворческого подхода. Решения, принимаемые управленцами, зависят нетолько от их знаний науки управления и квалификации, но и отличностных качеств, практического опыта, интуиции. Использованиеэтого – уже ИСКУССТВО управления. КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. силу многообразия и сложности управленческого труда возникаетнеобходимость разделения его между различными группамиуправленческих работников.В зависимости от их роли в процессе управления выделяют три группыработников: 1. РУКОВОДИТЕЛЬ - возглавляющий определенный коллектив работник, наделенный правом принятия решений и несущий всю полноту ответственности за результаты работы данного коллектива, (синоним слово «менеджер») 2. СПЕЦИАЛИСТ – работник, выполняющий определенную функцию управления. Они анализируют собранную информацию, готовят варианты решений для руководителя. К ним относятся: экономисты, бухгалтеры, юристы, маркетологи, инженеры, технологи и др. Главная особенность их деятельности: они жестко ограничены в своей деятельности приказами, инструкциями, квалификационными требованиями. В их работе преобладают логические операции, но не исключено и творчество. 3. СЛУЖАЩИЕ – технические исполнители – работники, обслуживающие труд руководителей и специалистов, выполняют информационно-технические операции. К ним относятся: секретари, референты, работники архива, канцелярии. Особенность их труда: используются стандартные процедуры, преобладают технические операции.Итак, главную роль в управлении играет руководитель (менеджер). Взависимости от отношения к собственности фирмы выделяют:1. «Классических менеджеров» - руководителей, управляющих государственными или частными организациями на условиях найма.2. «Менеджеры – совладельцы» - руководители акционерных обществ, работающие по найму и одновременно имеющие акции своей фирмы.3. «Менеджеры – предприниматели» - частные собственники, преимущественно мелких фирм, лично управляющие ими. ТРЕБОВАНИЯ К МЕНЕДЖЕРАМ: Специфика управленческого труда и многообразие выполняемыхфункций обуславливают особые требования, предъявляемые к менеджерам. К ним относятся: Профессиональная компетентность, Общая подготовка по менеджменту, Знания техники и технологии производства, Знание экономики, права, психологии, педагогики, Владение навыками администрирования, Умение самостоятельно принимать решения, Чувство нового, умение предвидеть, Умение обработки и оценки информации, использование ее вуправлении, Умение работать в стрессовых ситуациях. И ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО – УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯВсем организациям – фирмам, компаниям, корпорациям – необходимменеджмент.Можно говорить о том, что объектом управления для менеджеровявляются не просто люди, а организации. Существуют спортивные,военные, творческие, производственные и другие организации. Но всеони имеют общие черты:1. Объединение людей.2. Общая цель.3. Совместная деятельность.4. Определенные границы.5. Разделение труда.6. Зависимость от внешней среды КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.1. По виду деятельности: ХОЗЯЙСТВЕННЫЕОБЩЕСТВЕННЫЕпроизводственные,политические партии, союзы,посреднические ассоциации, блоки, фонды,обслуживающие: церковь, организации науки,банки, туристические,культуры, спортивные,транспортные, экологические организации.Аудиторские и др.2. По источникам финансирования: БЮДЖЕТНЫЕ НЕБЮДЖЕТНЫЕ (предпринимательские)3.По признаку собственности: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (почта, телеграф, добывающая промышленность) МУНИЦИПАЛЬНЫЕ (транспорт, здравоохранение, культура и др.) ЧАСТНЫЕ СМЕШАННЫЕ (АО).4. По правовому положению:АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВАОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯКООПЕРАТИВЫУНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ5. По размерам: МАЛЫЕ СРЕДНИЕ КРУПНЫЕ ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ Любая организация – сложная открытая система, состоящая измножества взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимовлияемыхэлементов. Внутренняя среда - это совокупность ситуационных факторов(организационных, технических, экономических, социальных) внутриорганизации.Можно выделить основные факторы внутренней среды организации,которые оказывают наибольшее воздействие на ее деятельность итребуют особого внимания менеджеров.Это ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛ.Так как организация – это группа людей, объединенная общей целью,цель – это главное, что связывает людей ворганизацию.ЦЕЛЬ – конкретный желаемый результат, то к чему стремитсяорганизация.ЦЕЛЕПОСТАНОВКА – первый этап любой управленческой деятельности.Цели бывают стратегические и тактические, глобальные и локальные,Общественные и личные. Существует и главная цель для любойорганизации –МИССИЯ – смысл ее существования.Для каждого подразделения организации существуют собственные цели.Цели подразделений должны входить в цели организации как частьцелого, а не вступать в противоречие сцелями других подразделений. Задачи менеджмента – координировать деятельность подразделений, устраняя противоречие целей. Все подразделения, а также отдельные работники, и служащие, испециалисты,И руководители взаимосвязаны в единую структуру.СТРУКТУРА – каркас организационной системы, «скелет» организации,ее внутреннее устройство. Структура отражает распределение внутриорганизации прав, ответственности, взаимодействия междууровнями управления и подразделениями.ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ – являются: 1. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, 2. ОРГАНЫАППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ, 3. ОТДЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ (руководители,специалисты).Отношения между элементами структуры создаются горизонтальными ивертикальными связями.ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ являются одноуровневыми и носят характерСОГЛАСОВАНИЯ.ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ создают отношения подчинения (ИЕРАРХИЮ).При передаче управленческих полномочий сверху вниз возникают УРОВНИУПРАВЛЕНИЯ.Важным аспектом организационной структуры является СФЕРА КОНТРОЛЯ( норма управляемости) – количество лиц, находящихся внепосредственномподчинении у одного руководителя.ШИРОКАЯ сфера контроля уменьшает количество уровней управления,Структура становится более плоской, происходит централизациявласти.УЗКАЯ сфера контроля приводит к созданию многоуровневой структуры,и как следствие, к увеличению расходов науправление, создает дополнительные сложности в работе. КАК ПРАВИЛО, чем выше уровень управления, –тем меньше сфераконтроля.Между элементами структуры существуют сложные отношениявзаимозависимости.Изменяя один элемент структуры, порой необходимо всю еепересматривать.Чем больше элементов и уровней управления в структуре, тем сложнееуправление.При создании структуры необходимо увязывать ее с целямиорганизации,Оптимально распределять работу между подразделениями и работниками,учитывая специализацию. КАК определить объем работы? Для этого дляподразделений и работников руководство устанавливает ЗАДАЧИ.ЗАДАЧА – это работа, серия работ, часть работ, которая должна бытьвыполнена определенным образом и в определенный срок. Задачиопределяются для конкретной должности, подразделения. Задачи могутбыть описаны в ПОЛОЖЕНИЯХ (для подразделений), В ДОЛЖНОСТНЫХИНСТРУКЦИЯХ.В современном производстве характер задач тесно связан соспециализацией.Определяя для должности задачи, необходимо учитыватьиндивидуальные особенности исполнителя. Выполнение задачи предполагает использование конкретнойтехнологии. ТЕХНОЛОГИЯ – средство ( способ) преобразования сырья(материалы, люди, информация) в готовыйпродукт (услугу). КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ.1. ЕДИНИЧНОЕ, МЕЛКОСЕРИЙНОЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.2. МАССОВОЕ, КРУПНОСЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.3. НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО.Выбор конкретной технологии зависит от целей фирмы, видадеятельности, выпускаемого продукта, услуги. Пригодность даннойтехнологии определяет потребитель, делая свой выбор.И последний, наиболее важный фактор внутренней среды – персоналорганизации.Так как любая организация – это, прежде всего люди, руководствозанимаетсяВопросами поведения людей как личностей, поведением людей вгруппах, влиянием лидеров на группу.Какие аспекты поведения людей важны: ОЖИДАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБНОСТИ ЦЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТАЛАНТ ЦЕННОСТИОТНОШЕНИЯ.Также важны: РАБОЧАЯ СРЕДА ЛИДЕРЫ НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ.РЕЗЮМЕ: Все факторы внутренней среды взаимосвязаны. Изменениеодной из нихВ определенной степени влияет на другие. Так, например,совершенствование технологии не обязательно ведет к повышениюпроизводительности, если эти изменения отрицательносказываются на людях.Определение стратегии фирмы требует от менеджера проведенияСИТУАЦИОННОГОАНАЛИЗА. Цель внутреннего ситуационного анализа –оценка ресурсов фирмы по отношению к внешней среде.Во внутренней среде оцениваем: производственные мощности, сбытовойпотенциал,Материальные и финансовые возможности, кадровый потенциал и др. ВНЕШНЯЯ СРЕДА БИЗНЕСА «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА»ВНЕШНЯЯ СРЕДА – совокупность всех факторов внешнего окруженияфирмы, которые прямо или косвенно оказывают влияние на еедеятельность. ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:1. СЛОЖНОСТЬ – множество факторов, которые составляют внешнюю среду фирмы.2. ИЗМЕНЧИВОСТЬ (ПОДВИЖНОСТЬ) – скорость, с которой происходят изменения.3. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ внешней среды – недостаточное количество информации о среде, недостоверность данной информации.4. ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ всех факторов внешней среды. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ:ФАКТОРЫ ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:1. РЫНОЧНЫЕ; 2. ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ.ФАКТОРЫ КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ: 1. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКИЕ; 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ 3 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ.Анализ рынка предполагает изучение таких рыночных факторов, какПОСТАВЩИКИ, ПОТРЕБИТЕЛИ, КОНКУРЕНТЫ.АНАЛИЗ РЫНКА предполагает, а проведение анализа потребительскогоспроса, покупательной способности, емкости рынка, позволяетопределить длительность стадии спроса и сделать прогноз жизненногоцикла товара.АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ ВКЛЮЧАЕТ:Позиции конкурентов на рынке, объемы продаж, характер выпускаемойпродукции, цена, марка, упаковка, услуги, маркетинговая стратегия,ценовые методы, финансовое положение фирмы, наличие патентов,ноу-хау и пр.АНАЛИЗ ПОСТАВЩИКОВ предполагает:Для поставщиков сырья: надежность, цена, условия поставок,качество, сроки.АНАЛИЗ ПОСТАВЩИКА ФИНАНСОВ предполагает анализ отношений сфинансовыми институтами. Изучается потребность в кредитах, займах,условия погашения и пр.Анализируя ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, учитываем: экономическоеположение страны – валютная система, денежная система, налоговыеставки, инфляция, уровень жизни, индекс стоимости жизни,покупательная способность граждан.Анализируя СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, исследуем демографическиехарактеристики – численность населения, состав населения, возраст,географическое распределение, а также уровень культурного развития,особенности, ценности в обществе. АНАЛИЗ РЫНКА заканчивается составлением прогноза развития рынкаили по товару или по отрасли. На основании прогноза планируетсяпроизводственная и сбытовая деятельность фирмы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯУправление – это сложный процесс, предполагающий определеннуюпоследовательность действий менеджера во времени и пространстве. Вчем же содержание управленческой деятельности?Управлению присущи определенные функции, отражающие его содержание.Структурно-содержательный аспект управления, или состав видовдеятельности, характеризующих содержание управления, можнопредставить следующим образом: КООРДИНАЦИЯРЕГУЛИРОВАНИЕПЛАНИРОВАНИЕПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯКОНТРОЛЬ (УЧЕТ) ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВИЗАЦИЯ(МОТИВАЦИЯ)1. ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) - определение перспектив, стратегии, темпов развития, разработка планов.2. ОРГАНИЗАЦИЯ – создание эффективно действующей системы (структуры), объединяющей всех работников для достижения целей фирмы.3. КОНТРОЛЬ - ежедневная деятельность менеджера по: УЧЕТУ (сбору и обработке данных), АНАЛИЗУ (изучению данных и составление аналитической информации), ОЦЕНКЕ результатов (сравнение с планом).4. КООРДИНАЦИЯ – обеспечение согласованной деятельности всех работников согласно Плана.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ – поддержание функционирования управляемой системы в заданном режиме работы.6. АКТИВИЗАЦИЯ – мотивация, стимулирование, воодушевление работников для успешного выполнения поставленных перед ними задач.7. ИССЛЕДОВАНИЕ – изучение фактов, определение проблем постановка и решение задач для поиска лучших вариантов управленческих решений.Эти семь функций названы основными функциями управления, потомучто они отражают содержание управления как такового, независимо отконкретных условий или сфер управления. Для того чтобы управлять,ВСЕГДА НЕОБХОДИМО планировать, организовывать работу людей,контролировать ее, координировать и регулировать деятельностьлюдей, исследовать все процессы их деятельности.Но основные функции не отражают процесса деятельности. Как строитсяв управлении последовательность действий? Существуют процессуальносодержательные функции управления:ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИТУАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ,ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (перевод управляемой системы в новоесостояние). ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ.Процесс менеджмента можно представить как серию взаимосвязанныхнепрерывных действий – функций управления. При выполнении всехуправленческих функций менеджеру приходится принимать огромноеколичество решений.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – продукт деятельности менеджера.УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ – это выбор, который делает руководитель дляобеспечения достижения поставленных перед организацией целей.УПР. РЕШЕНИЕ должно отвечать главным требованиям:1. ВЫПОЛНЯЕМОСТЬ2. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ3. ОПТИМАЛЬНОСТЬ4. СПРАВЕДЛИВОСТЬ5. ЭКОНОМИЧНОСТЬ6. ЭФФЕКТИВНОСТЬ7. СОГЛАСОВАННОСТЬ С ДРУГИМИ РЕШЕНИЯМИ. КЛАССИФИКАЦИЯ УПР. РЕШЕНИЙ КРИТЕРИЙ КЛАССЫ РЕШЕНИЙСтепеньСтруктурированности Запрограммированные,незапрограммированныеСодержание Экономические,социальные, технологическиеДлительность стратегические,тактические, оперативныеУровень принятия вся организация. Подразделение,конкрет. работникМногоуровневые, одноуровневыеНаправлениеВоздействия Внутренние и внешние.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ:1.ЭВРИСТИЧЕСКИЙ (ИНТУИТИВНЫЙ) МЕТОД – для принятия решенияиспользуются прошлый опыт, знания, интуиция субъекта управления.2.МЕТОД, требующий структурирования и моделирования, когда процесспринятия решений состоит из последовательных и взаимосвязанныхпараллельных этапов. ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПР.РЕШЕНИЙ:ЭТАПЫ ПРОЦЕДУРЫ1.Постановка задачи 1. Появление проблемной ситуации, 2.Сбор необходимой решения проблемы информации, 3. Описание проблемы. 2. Разработка 4. Формулировка требований-ограничений к решениям вариантов решений 5. Сбор необходимой информации 6. Разработкавозможных вариантов решений проблемы 3. Выбор решения 7. Определение критериев выбора 8. Отбор решений,отвечающих критериям выбора 9. Оценкавозможных последствий 10. Окончательныйвыбор 4. Организация 11. Планирование реализациивыбранного решения выполнения 12. Контроль за реализациейрешения решения и оценка. 13. Оценка решения и возникновениеновой ситуации. МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЙМЕТОД ГРУППОВОЙ ТЕХНИКИ.Содержит основные этапы: 1. Сбор группы, знакомство с проблемой 2.Каждыйписьменно излагает свои предложения 3.Заслушиваютвсех (без критики) 4.каждыйписьменно ранжирует все проекты 5.выбираютпроект с лучшей оценкой (наименьшей).МЕТОД ДЕЛЬФЫ.Условие: встречи участников и обмен мнениями запрещены.Основные этапы:1. знакомство с проблемой2. каждый участник письменно индивидуально отвечает на предложенные вопросы.3. Ответы обрабатываются в центре.4. Готовится обобщающий документ с различными вариантами решений.5. Каждый получает копию документа и предлагает свои идеи или решения6. Этапы 4 и 5 повторяются до выработки согласованного решения.Основной недостаток метода – затраты времени.МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМАУсловия: работает творческая группа специалистов и неспециалистовне более 10 чел.Основные этапы:1.знакомство с проблемой2.генерация идей без критики3.отбор идей4.углубленное развитие отобранных идей, их детальная разработка.5.окончательный выбор.Для выбора оптимального решения необходимо сформулировать критериивыбора.В качестве критерия выбираем целевую функцию, которую нужномаксимизировать или минимизировать (прибыль - убытки,произодительность-затраты и пр.) Самым лучшим считается решение, котороеобеспечивает наиболее желаемое значение целевого критерия,применяется там, где используются экономико-математические методыуправления. Для неструктурированных решений применяют СИСТЕМУ ВЗВЕШЕННЫХКРИТЕРИЕВ.Суть метода: Отбираем несколько оптимальных вариантоврешений Для их оценки выбираем критерии Каждый критерии по своей значимости получаетопределенный вес (в баллах) Все варианты решений оцениваются по даннымкритериям Оценка (в баллах) умножается на вес критерия(в баллах) Результат суммируется Выбираем решение с максимальной суммойбаллов. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ 1. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ является одной из главных функцийуправления.Планирование предполагает: а) постановку целей Б)Разработку планов – стратегических, тактических оперативных в) определение механизма их реализации исходя из г) оценки потенциальных возможностей фирмы.Управление корпорациями, а также любыми крупными организацияминевозможно без стратегического планирования - комплексамероприятий по разработке и реализации стратегических планов.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ включает следующие этапы:1. Формируются стратегические цели фирмы.2. Анализируются сильные и слабые стороны фирмы.3. Анализируется внешнее окружение фирмы и его влияние .4. Определяются альтернативные направления деятельности.5. Выбирается стратегия6. Составляется бюджет фирмы в целом и ее подразделений.В системе планирования стратегические цели претворяются впрограммы, тактические планы и бюджеты, планы прибылей поподразделениям. Их выполнение контролируется оперативно, иопределяются отклонения от плана, вызывая срабатывание механизмарегулирования. ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВИДЫ ПЛАНОВ:СТРАТЕГИЧЕСКИЕ (до 20 лет) – в долгосрочных планах определены лишьобщие цели (ориентиры) Иглавные стратегии по основным направлениям деятельности.ТАКТИЧЕСКИЕ (1-5лет) – скользящие планы – конкретные мероприятиядля реализации стратегий. Содержатколичественные показатели (плановые задания) по ресурсам, Продукту,источникам финансирования, капиталовложениям. Эти планыразрабатываются по подразделениям фирмы.ОПЕРАТИВНЫЕ (до года) – детально разработанные мероприятия в рамкахстратегии и тактики.ТЕКУЩИЕ – на месяц, неделю, смену. Составляются руководителемподразделения на основе заказов, Их сроков, степени загрузки, мощностей. Выполнение планов реализуется через систему бюджетов поподразделениям, которые суммируется в общий бюджет( финансовыйплан фирмы).Бюджет формируется на основе прогноза сбыта (объема продаж) иплановых издержек.Через бюджет осуществляется увязка между перспективным, текущим иоперативным планированием.СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ:А) конкретизация целей развития всей фирмы и каждого ееподразделения на конкретный период.Б) определение задач, средства для их выполнения, сроки ипоследовательность реализацииВ) выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов,необходимых для решения Поставленных задач. ФУНКЦИЯОРГАНИЗАЦИИЧтобы успешно реализовать планы фирмы руководство осуществляеторганизационную деятельность. В ходе ее менеджеру необходимораспределить задачи между работниками, определить взаимоотношениямежду ними, установить подчиненность должностей. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ реализуется двумя путями:1. АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Заключается в определении структуры фирмы, т.е. установление связей и распределение задач между подразделениями, предоставление прав и определение взаимоотношений между работниками аппарата управления.2. ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Заключается в обеспечении работы фирмы в соответствии с планом. Включает оперативный контроль и корректировку (координацию).Как же распределяется работа внутри организации, как создаетсяструктура?Главным инструментом, средством, при помощи которого руководительраспределяет работу между собой и подчиненными, являетсяДЕЛЕГИРОВАНИЕ.ДЕЛЕГИРОВАНИЕ – передача задач и полномочий лицу, которое принимаетна себя ответственность за их выполнение.ПОЛНОМОЧИЯ – ограниченное право использовать ресурсы организации инаправлять усилия ее работников. Полномочия определяют, ЧТОработник имеет ПРАВО делать в рамках своей должности.Полномочия даются должности, а не личности. Полномочия всегдаограничены уставом фирмы, должностными инструкциями, внутреннимиправилами. ВИДЫ ПОЛНОМОЧИЙ: ЛИНЕЙНЫЕ АППАРАТНЫЕЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ осуществляют ЛИНЕЙНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ –лица,отвечающие за ЛИНЕЙНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ организации или ее структурныхподразделений. ЛИНЕЙНАЯ деятельность связана финансированием,производством и сбытом товаров и услуг.ЛИНЕЙНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ – это право решать все вопросы в рамкахзанимаемой руководителем должности, отдавать распоряжения,обязательные для выполнения подчиненным лицам, действовать безсогласования с другими руководителями.Делегирование линейных полномочий из уровня в уровень называетсяСКАЛЯРНЫМ ПРОЦЕССОМ и влечет за собой возникновение СКАЛЯРНОЙЦЕИ или ЦЕПИ КОМАНД и играет ключевую роль в координациидеятельности фирмы.Но линейные полномочия не обеспечивают все потребности фирмы вуправлении, особенно при подвижной внешней среде. Нужны специалистыс правом планировать, исследовать, рекомендовать, советовать,помогать – т.е. нужны работники с АППАРАТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ.Все это выполняют работники аппарата (штаба). ВИДЫ АППАРАТА:1. КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ2. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ3. ЛИЧНЫЙ ПОЛНОМОЧИЯ АППАРАТА:1.РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ2.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСОВАНИЯ3.ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ4.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫОРГАНИЗАЦИИ1. ПРИНЦИП ЕДИНОНАЧАЛИЯ – работник должен получать задачи и полномочия только от одного руководителя и отвечать только перед ним же.2. ОГРАНИЧЕНИЕ СФЕРЫ КОНТРОЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ – т.е. введение НОРМЫ УПРАВЛЯЕМОСТИ – рекомендуемое число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю.3. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ –необходимо соблюдать соответствие между объемом задач, полномочий и ответственностью работника, («сколько задач – столько и прав»). ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ:1. Осуществить деление организации на широкие блоки, соответствующие основным направлениям деятельности (производство, снабжение, кадры, финансы, маркетинг). Решить, какие виды деятельности должны выполнятся линейнымиподразделениями, какие - аппаратными.2. Установить взаимоотношения полномочий различных должностей: определить количество уровней управления, установить цепь команд, произвести деление на более мелкие подразделения, установить горизонтальные связи.3. Определить должностные инструкции. ТИПЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.1.БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП. Характеризуется глубокой специализацией,иерархичностью управления, духом формальной обезличенности.Распределение работы по занимаемой должности, найм – поквалификационным требованиям. Принятие решений на основе авторитетаруководителя, традиций и правил. ДОСТОИНСТВО – обеспечиваетслаженную работу в больших коллективах, в крупных проектах,массовом производстве. НЕДОСТАТКИ – не способствует личностномуросту сотрудников, не готовы к быстрым изменениям. Медленнаяпередача информации из-за множества согласований замедляет процесспринятия управленческих решений.2.ОРГАНИЧЕСКИЙ ТИП. Характеризуются высокой гибкостью,адаптивностью, высоким уровнем творчества. Использование групповойорганизации труда ведет к росту ответственности каждого за общийуспех. Интегрирующим фактором служит миссия и стратегия развитияорганизации. Распределение работы происходит не по должности, а похарактеру решаемых проблем. Процесс принятия решений имеетдемократический характер. ПРИЗНАКИСТРУКТУРИЗАЦИИ:1.ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОМУ НАЗНАЧЕНИЮ.2.ПО ВЫПУСКАЕМОМУ ПРОДУКТУ.3.ПО ОБСЛУЖИВАЕМОЙ ГРУППЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.4.ПО ОБСЛУЖИВАЕМОМУ РЕГИОНУ ВИДЫСТРУКТУР.1. ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. Основа - скалярная цепь. Специализация управленческого персонала – по функциональным подсистемам. Контроль и поощрение - также. Оптимальна для фирм с ограниченной номенклатурой продукции, действующих в стабильных условиях. За счет жестких связей обеспечивается четкая работа всех элементов структуры. Основной недостаток – низкая адаптивность, закостенелость, бюрократизм.2. ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. ДЕЛЕНИЕ организации на элементы и блоки происходит по видам товаров и услуг(продукту), По региону, по группам потребителей. А) ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА. Применяется при росте объема продаж отдельного вида продукции, диверсификации производства, когда полномочия по производству, маркетингу, НИОКР какого-либо продукта передаются одному структурному подразделению. Основной недостаток – увеличение затрат на дублирование функций, сложность структуры. Б) РЕГИОНАЛЬНАЯ ИЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. Специализация происходит по географическому принципу. Такие структуры обеспечивают более тесную связь с потребителем, с рынком сбыта, ускоряя реакцию на изменения внешней среды. Оптимальна для ТНК. В) СТРУКТУРА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ. Основным принципом структуризации служит обслуживаемая группа потребителей. ДОСТОИНСТВА ДИВИЗИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР: . Уменьшается нагрузка на верхний эшелон управления . Руководство занимается стратегическим менеджментом . Отделения, получив большую самостоятельность, начинают работать как центры прибыли. НЕДОСТАТКИ ДИВИЗИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР: -большая сложность . затраты на управление . увеличение потоков информации . подразделения нацелены на текущую деятельность . нет ориентира на долгосрочные цели . научно-технические цели отодвигаются на второй план.К ОРГАНИЧЕСКОМУ ТИПУ ОТНОСЯТСЯ СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ –ПРОЕКТНЫЕ, МАТРИЧНЫЕ И БРИГАДНЫЕ СТРУКТУРЫ.Проектные структуры характеризуются созданием специальныхподразделений – проектных групп.Группа работает временно, пока не выполнен проект, состоит изспециалистов из разных сфер, в том числеруководителя. Руководитель проекта наделяется специальными –проектными полномочиями, несет ответственность за планирование,составление графика выполняемых работ, расходованием средств ,стимулирование работников. Задачи руководителя проекта –распределить работу между членами группы, определить приоритеты,решать конфликты. По завершении работы над проектом группараспадается, сотрудники возвращаются на свои постоянныедолжности.ДОСТОИНСТВА: гибкие, простые, экономичные.НЕДОСТАТКИ: двойное подчинение исполнителей.ВАЖНЫЙ АСПЕКТ: роль руководителя как лидера. БРИГАДНЫЕ СТРУКТУРЫ - одна из форм органических структур.Характеризуются созданием небольших мобильных бригад (команд),специализирующихся на удовлетворении той или иной потребности иполностью ответственной за результаты своей производственнойдеятельности.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БРИГАДНЫХ СТРУКТУР: взаимопомощь,взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация назапросы потребителя, активное сотрудничество,Оплата труда в зависимости от общего результата бригады.ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ: нужны люди с универсальными знаниями, ане«узкие специалисты». Руководитель играет роль консультанта, лидерав бригаде.В последние десятилетия разрабатываются и вводятся новые структурыуправления, гдеИспользуются разнообразные комбинации видов и типов структур,адаптированные к конкретным организациям.При этом современные организационные структуры должны иметьследующие основные черты:--небольшие подразделения с высококвалифицированным персоналом,--небольшое число уровней управления,--групповая организация труда,--ориентация на запросы потребителя,--быстрая реакция на изменения,а также структура должна обеспечить:-высокое качество продукции, - минимизацию запасов, - гибко переналаживаемое оборудование, - высокую производительность - низкие затраты.В ближайшем будущем появятся новые, разнообразные структуры, каждаяиз которых будет удовлетворять потребности конкретной организации. ФУНКЦИЯМОТИВАЦИИ.МОТИВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ – тип управления, в котором отдаетсяприоритет мотивации поведения, деятельности отношения нададминистрированием и жестким контролем.Что заставляет человека работать хорошо, отдавать максимум усилий,вкладывать душу в работу? Можно ли сделать так, чтобы все работникифирмы работали с полной отдачей, без понукания и принуждения? Какаяработа приносит человеку удовлетворение? Вот круг проблеммотивационного менеджмента. Современные концепции мотивациивключают два варианта:СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ, согласно которой внутренниепобуждения человека заставляют его действовать определеннымобразом, и ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ МОТИВАЦИИ, которая основываетсяна поведении человека в группе согласноЕго восприятию и образованию, опыту и внешнему окружению.Содержательная концепция мотивации основана на пониманиипотребностей человека, которые служат мотивом его действий.Создавая для работника условия для реализации его потребностей,менеджер тем самым, мотивирует его. Также менеджер должен опираться на интересы человека и его ценности. Степень удовлетворенияпотребности влияет на поведение человека в будущем, т.е. существуетЗАКОН РЕЗУЛЬТАТА: человек стремиться повторить действие, котороесвязаноС удовлетворением потребности и избегать поведения, которое непринесло желаемого результата.Процессуальная концепция мотивации построена на идее иерархиипотребностей.А.МАСЛОУ представил всю совокупность потребностей человека вследующей иерархической последовательности: ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: -ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ - БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИЩЕННОСТИ ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: -СОЦИАЛЬНЫЕ -ПОТРЕБНОСТИ УВАЖЕНИЯ -ПОТРЕБНОСТИ САМОВЫРАЖЕНИЯ.СУТЬ ТЕОРИИ А.МАСЛОУ: строгая иерархия потребностей – только тогда,когдаУдовлетворены первичные потребности, возникают и требуютудовлетворения потребности, стоящие выше в иерархическом ряду.Процесс мотивации через потребности бесконечен, как бесконечны самипотребности.Но в действительности эта иерархия не столь жесткая, иногдапотребности высшего порядка преобладают над первичными.Следуя принципам мотивационного менеджмента, надо давать человекутакую работу и так формулировать требования, чтобы он получалудовлетворение от совместной деятельности, ощущал атмосферукоманды, общей целеустремленности. Надо не разрушать и не боятсянеформальных отношений, а строить их по принципам мотивационногоменеджмента.Существует еще одна модель мотивации, которая предполагает главнойопорой иметьПотребности высшего порядка. Это концепция ДЭВИДА МАК-КЛЕЛЛАНДА. Он выделил три ведущие, по егомнению, потребности в деятельности человека – ВЛАСТИ, УСПЕХА,ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.ПОТРЕБНОСТЬ ВЛАСТИ рождает стремление к лидерству, желаниевоздействовать на людей.Эти потребности хорошо удовлетворяются при делегировании полномочийили учете лидерства в процессах управления. На этипотребности можно опираться в управлении.ПОТРЕБНОСТЬ УСПЕХА – это необходимость видеть результатыдеятельности, завершения какой-либо работы, признание ценности этойработы и ее результатов. При мотивировании людей, ориентированныхна успех, необходимо ставить перед ними проблемы с умереннойстепень риска, поощрять их инициативу, отмечать достигнутыерезультаты.ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЧАСТНОСТИ – это потребность быть не толькоисполнителем, но и инициатором. Такаяпотребность предполагает общение и контакты.Процессуальная концепция мотивации построена на учете того, какчеловек распределяет усилия в процессе деятельности и каквыбирает конкретный вид деятельности, вид поведения,Отношения. При этом поведение рассматривается как функция еговосприятия и ожиданий, связанных с конкретной ситуацией ивозможным ее развитием.Существует три модели мотивации в рамках данной концепции: МОДЕЛЬОЖИДАНИЯ,МОДЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ, МОДЕЛЬ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА.МОДЕЛЬ ОЖИДАНИЯ, разработанная Виктором Врумом, заключается вутверждении, что наличие потребности не является необходимымединственным условием мотивации человека для достижения цели.Человек обычно надеется (ожидает), что выбранный им тип поведенияприведет к удовлетворению его потребности. Под ожиданиемпонимается в данном случае оценка личностью вероятностиопределенного событияМодель ожидания опирается на связи следующих факторов:ЗАТРАТЫ ТРУДА – РЕЗУЛЬТАТЫРЕЗУЛЬТАТЫ – ВОЗНАГРАЖДЕНИЕВАЛЕНТНОСТЬ (ценность вознаграждения) – ПЕРСПЕКТИВЫ.Модель ожиданий дает менеджеру множество возможностей длямотивации.Однако разные люди имеют разные потребности, поэтому менеджерунеобходимо сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностямисотрудников и привести их в соответствие.Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердоесоотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением,давать вознаграждение только заэффективную работу.МОДЕЛЬ СПРАВЕДЛИВОСТИ.Это тоже процессуальная модель, основанная на том, что человексубъективно определяет отношение полученного вознаграждения кзатраченным усилиям и затем соотносит его с вознаграждением другихлюдей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показываетдисбаланс и несправедливость, т.е. человек считает что его коллегаза такую же работу получил большее вознаграждение, у него возникаетпсихологическое напряжение. Для снятия напряжения необходимоиндивидуально мотивировать данного сотрудника и исправитьдисбаланс.До тех пор, пока человек не начнет считать, что он получаетсправедливое вознаграждение, он будетстремиться уменьшать производительность труда.МОДЕЛЬ МОТИВАЦИИ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА совмещает в себе модели ожидания исправедливости. Здесь фигурируют пять переменных: ЗАТРАЧЕННЫЕ УСИЛИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от приложенныхусилий, способностей и характерных особенностей сотрудника, а такжеот осознания им своей роли.Уровень приложенных усилий будет определяться ценностьювознаграждения и степень уверенности в том, что данный уровеньусилий действительно повлечет за собой ожидаемое вознаграждение.Достижение требуемого уровня результативности может повлечьвнутренние вознаграждения, такие как чувство удовлетворения отвыполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а такжевнешние вознаграждения – похвала, премия, служебный рост и т.д.Заключение. Данные концепции мотивации отражают американскиесистемы ценностей – индивидуализм, рационализм, межличностнаяконкуренция. В России иные ценности, и, следовательно, иные ключимотивации. Необходимо учитывать внутриличностную культуру, семейноеположение, социальную обстановку, политические факторы, российскийменталитет.Выполнил Евсеев Дмитрий(Благовещенск)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconВ ысшее образование в европе для студентов, абитуриентов и родителей
Автобусный экскурсионно-образовательный тур в польшу для будущих абитуриентов и их родителей!!!Стоимость 230 евро!!! Осталось 5 мест!!!Наш...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconПрограммы дисциплин вступительных испытаний справочное пособие для...
Программа для подготовки к вступительному испытанию по дисциплине «Русский язык» (направления «Экономика», «Менеджмент», «Управление...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconУчебное пособие для подготовки
Учебное пособие предназначено для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по специальности 080507 менеджмент...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconI : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной
...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconЯзыку для поступающих в вузы Москва «оникс 21 век»
Настоящее пособие содержит следующие разделы: 1 орфография, 2 пунктуация, 3 лексика и стилистика, 4 грамматический разбор

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconПрограмма вступительного экзамена для специальности «начальное обучение»...
Для абитуриентов, поступающих на базе диплома образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconУчебное пособие Меерзон Б. Я
...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconК онференция европейской ассоциации университетов
Европейской ассоциации университетов (еау) и 4-й международной конференции еау "Роль университетов в Европейском исследовательском...

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconУчебное пособие по курсу “Распределенные вычисления” для студентов математических специальностей
Учебное пособие по курсу “Распределенные вычисления” для студентов математических специальностей. /Составители Д. П. Бувайло, В....

Пособие для поступаюших в вузы и абитуриентов по полному курсу Менеджмента лучших университетов страны iconУчебное пособие по курсу «Основы права»
В современных условиях реформирования всей системы жизнедеятельности страны знание основ права приобретает особо важное значение

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<