1. Организационно-экономическая характеристика предприятия




Скачать 244.86 Kb.
Название1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Дата публикации10.04.2014
Размер244.86 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Экономика > Анализ


СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

1.Организационно-экономическая характеристика предприятия 4

2. Разделение затрат на производство продукции на постоянные и переменные по отношению к изменению объема производства 6

3. Оценка состава и структуры маржинального дохода 10

4. Оценка уровня безубыточности хозяйственной деятельности 12

5. Анализ уровня предпринимательского риска на основе оценки операционного рычага 15

Заключение 19

Список литературы 20



Введение


Анализ «издержки-объем-прибыль», или CVP-анализ, является одним из основных инструментов ценообразования и определения прогнозного объема

Цель исследования повышение эффективности хозяйственной деятельности на основе оценки зависимости между объемом произ­водства, себестоимостью и прибылью, анализа взаимосвязи объема производства, затрат и прибыли на исследуемом предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Представить организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;

  2. На основе данных о калькуляции себестоимости продукции выполнить разделение затрат на производство продукции на постоянные и переменные (логическим методом). Определить долю постоянных и переменных затрат в структуре себестоимости продукции;

  3. Оценить структуру маржинального дохода организации в разрезе видов продукции;

  4. Оценить валовой маржинальный доход и маржинальный доход по отдельным видам продукции;

  5. Рассчитать точку безубыточности в днях, в стоимостном и натуральном выражении;

  6. Рассчитать эффект операционного рычага и определить уровень покрытия постоянных затрат предприятия.



^

1.Организационно-экономическая характеристика предприятия


ОАО «Сясокомбинат «Говядина» является одним из старейших предприятий города N-ска.

Предприятие было создано на базе частной скотобойни, построенной в 1925 году. За время существования мясокомбинат прошел этапы становления и развития, постоянно ведутся реконструкция и совершенствование имеющихся производственных мощностей, а также строительство и ввод в эксплуатацию новых.

Являясь государственным предприятием, мясокомбинат «Говядина» работал стабильно, постоянно выполняя и перевыполняя плановые задания. Неоднократно награждался Красными Знаменами в соц. Соревнованиях.

  • В 1992 году в процессе приватизации предприятие преобразовано в Акционерное общество открытого типа с частной долевой собственностью.;

  • консервный цех;

  • ливерное отделение;

  • отделение производства пищевых жиров;

отделение производства сухих кормов.

Ввоз и вывоз, готовой продукции и материалов осуществляется автотранспортом.

С начала 1999 года резко изменился ассортимент вырабатываемой продукции. вырабатывается около 100 наименований колбасных изделий, из них копченостей и сырокопченых колбас - около 40.

Рентабельность производства продукции составляет 20%.

Организована торговля собственной продукцией, открыто 6 фирменных магазинов, через которые реализуется до 60% от общей выработки продукции.

Более 20% всей вырабатываемой продукции реализуется за пределы края, в том числе в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Москву, Мурманск и другие города России.

Сырье для мясокомбината поставляется в основном из N-ской области , около 40% перерабатываемого сырья завозится из-за его пределов, республик Казахстан.

хранения, что позволило делать запасы мясного сырья и тем самым устранять сезонность его поступления в производство.

Проведена реконструкция нового колбасного цеха, что позволит расширить ассортимент, увеличить объем выпускаемой продукции. По объему производства колбасных изделий в 1 полугодии 2001 года предприятие вышло на 1 место среди мясокомбинатов N-ской области. Этот результат был достигнут за счет расширения ассортимента выпускаемых колбасных изделий и высокого качества вырабатываемой продукции.

Руководят технологическими цехами и участниками опытные, много лет работающие на предприятии мастера-производственники.

Обеспечивают ритмичность работы предприятия специалисты управления и вспомогательных служб, которые имеют высшее образование и многолетний опыт работы в отрасли.

^

2. Разделение затрат на производство продукции на постоянные и переменные по отношению к изменению объема производства


Планируя деятельность предприятия, руководитель должен учитывать поведение затрат при изменении объема производства. Для этого затраты классифицируются по двум основным видам: постоянные и переменные.

Согласно этой классификации, основным признаком является зависимость изменения издержек в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используется объем проданных товаров.

^ Переменные издержки- это такие издержки, которые меняются (в целом) прямо пропорционально увеличению или уменьшению объема относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.
Рис. 2. Постоянные издержки

Некоторые из этих издержек, например заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного общих затрат предприятия, которые оно должно покрывать за счет продажи. за каждый час работы производственного оборудования, установленного на арендуемых площадях.

Подобные примеры, в которых идеально точно происходит разделение смешанных издержек, встречаются крайне редко. На практике часто трудно непосредственно и однозначно выделять переменную и постоянную компоненты затрат, анализируя результирующие издержки по их отдельным элементам, число которых может достигать нескольких десятков.

Калькуляция себестоимости некоторых видов продукции ОАО «Мясокомбинат «Говядина» представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1

№ п/п

Статья затрат

Вид продукта, руб.

Говядина 1 категории

Говядина 2 категории

1










2










3










4










5

Затраты вспомогательных производств







6

Общепроизводственные расходы







7

Общехозяйственные расходы







8

Итого








Таблица 2

N

Статья затрат

Вид готовой продукции, руб.

филей говяжий

говядина отборная

1

Стоимость полуфабриката (мясо говядина) за вычетом технологических потерь







2










3










4










5










6










7










8










9

Итого

90 000

95 400


Будем считать, что заработная плата (вместе с ЕСН), а также расходы на сырье и специи—это прямые затраты. Остальные затраты—это постоянные. Суммируем теперь затраты и найдем их долю в структуре. Это связано с тем, что все виды продукции не требуют много машинного труда, основная работа выполняется людьми.
Таблица 3

Затраты

Продукция, тыс. руб.

Структура затрат, %

Говядина 1 категории

Говядина 2 категории

филей говяжий

говядина отборная

Говядина 1 категории

Говядина 2 категории

филей говяжий

говядина отборная

Переменные



















85,8

82,6

Постоянные



















14,2

17,4

ИТОГО



















100,0

100,0

^

3. Оценка состава и структуры маржинального дохода


Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные, Как известно, величины маржинального дохода.

При.

Коэффициентом маржинального дохода называется доля маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля среднего маржинального дохода в цене товара.

  • Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. товары просто необходимо снимать с продажи издержки (отрицательный вклад):

2. Товар окупает переменные издержки и небольшую часть постоянных издержек:

  • Проанализировать структуру себестоимости, конкурентоспособность и необходимые в будущем инвестиции.

Найдем маржинальный доход по группе «Колбасы полукопченные» в таблице 4.

Таблица 4

Расчет маржинального дохода по группе «Колбасы полукопченные»

№ п/п

Наименование

Цена, кг, руб.

Переменные издержки 1 кг продукции

Маржинальный доход

1













2













3













4













5













6













7













 

ИТОГО

-

698,649

236,691



Теперь определим структуру маржинального дохода по группе «Колбасы полукопченные» в таблице 5.

Таблица 5

Структура маржинального дохода по группе «Колбасы полукопченные»

№ п/п

Наименование

Объем реализации (кг)

Валовой маржинальный доход, руб.

 Структура маржинального дохода, %

1













2













3













4













5













6













7













 

ИТОГО

3100

101584,35

100,0


Как можно заметить, среди представленных продуктов нет убыточных с точки зрения маржинального дохода. Наибольший маржинальный доход (в расчете на кг) приходится на колбасу «Краковская». Наибольший же совокупный маржинальный доход приходится на колбасу «Одесская». Это связано с тем, что ее общие продажи самые большие.
^

4. Оценка уровня безубыточности хозяйственной деятельности


Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка.

Для расчета точки безубыточности можно использовать 3 метода:

  • уравнения;

  • маржинального дохода;

Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов. Реализацию рассматривают как набор относительных долей выручки и совокупных затрат. Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше – получает прибыль.
Рис. 3. Определение точки безубыточности (порога рентабельности)

Найдем точку безубыточности в стоимостном и натуральном выражении в таблице 6.

Таблица 6

Определение точки безубыточности в стоимостном и натуральном выражении в ОАО «Мясокомбинат «Говядина»

№ п/п

Наименование

Объем выручки, руб.

Объем реализации (кг)

Цена, кг , руб.

Переменные издержки 1 кг продукции

Маржинальный доход

Всего постоянных издержек, руб.

Точка безубыточности

в натуральном выражении, кг

в стоимостном выражении, руб.

1

Краковская

























2

Украинская

























3

Охотничьи колбаски

























4

Казачья

























5

Одесская

























6

Городская

























7

Польская

























 

ИТОГО

397 877

3100

-

698,649

236,691

55202,2

1804,03

222728,60


То есть получается, чтобы производство было безубыточным надо продавать продукции на 222728,60 руб.

Или в

Польская — 210,02 кг

ИТОГО 1804,03 кг


^

5. Анализ уровня предпринимательского риска на основе оценки операционного рычага


Операционный рычаг (производственный леверидж) - это потенциальная возможность влиять на валовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции. Действие операционного рычага (левериджа) проявляется в том, что любое изменение выручки от продажи продукции всегда порождает значительное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен разной степенью влияния динамики постоянных и переменных затрат на формирование финансовых результатов при изменении предпринимательского риска.

Сила

Уровень покрытия постоянных затрат (коэффициент маржинальной прибыли) равен

С =
Характеристики операционного рычага:

- показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1 %;

- связан с уровнем предпринимательского риска: чем выше операционный рычаг, тем выше риск. Чем выше риск, тем больше возможная выгода (также как и возможные потери). Для продукта с высоким значением операционного рычага положение ниже точки безубыточности сопряжено с большими убытками; достижение уровня безубыточности вознаграждается прибылью, быстро растущей риском, но также и с меньшим вознаграждением в форме прибыли;

- повышается с приближением объема продаж к точке безубыточности, с чем и связан высокий риск.

и уровень покрытия постоянных затрат в таблице 7.

Таблица 7

Расчет операционного рычага и уровня покрытия постоянных затрат

№ п/п

Наименование

Объем выручки, руб.

Переменные издержки, руб.

Маржинальный доход

Всего постоянных издержек, руб.

Прибыль

Сила влияния операционного рычага

Уровень покрытия постоянных затрат

1

Краковская






















2

Украинская






















3

Охотничьи колбаски






















4

Казачья






















5

Одесская






















6

Городская






















7

Польская






















 

ИТОГО























Уровень операционного рычага зависит от отрасли. Высокий уровень рычага соответствует фондоемким отраслям (машиностроение, судостроение), низкий – пищевой и легкой промышленности, торговле.

Операционный рычаг связан с уровнем предпринимательского риска: чем он выше, тем выше риск. В то же время, чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение. Вблизи точки безубыточности, когда прибыль стремится к нулю, значение операционного рычага неограниченно возрастает, и даже незначительное изменение выручки, например, из-за снижения цены, может повлечь уменьшение прибыли в несколько раз. Чтобы избежать столь неустойчивой, рискованной ситуации, руководство предприятия

лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только с ростом объема продаж реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов.

  • При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми

При управлении переменными затратами основным ориентиром должна быть постоянная их экономия, так как между этими затратами и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности приведет к росту маржинального дохода и позволит быстрее преодолеть эту точку, после чего экономия переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести:

  • снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности труда;

  • сокращение запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;

  • обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и др.

Использование механизма операционного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить прибыль предприятия.

Заключение


В зарубежной и отечественной литературе CVP-анализ также получил название анализа критической точки. При этом в каче­стве критической точки берется та точка объема продаж, в кото­рой прямые и косвенные издержки равны выручке от реализации продукции. Критическая точка объема производства определяет такой объем продаж, при котором предприятие имеет нулевую прибыль или, говоря другими словами, не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку называют также точкой безубыточности, ил» «мертвой» точкой, или точкой равновесия. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить обозначение этой точки как «break-even pofnt», то есть точка безубыточности, или точка рентабельности.

Практическая ценность анализа безубыточности и целевого планирования прибыли состоит в том, что этот подход позволяет

оценить сравнительную прибыльность отдельных видов продукции, что дает он используется в основном для прогнозных расчетов цены, прибыли, выручки от реализации.
^

Список литературы


  1. Баканов М.И. Теория экономического анализа: учеб. для вузов / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2002.

  2. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. 2-е изд., доп. М.: Финансы и статистика, 2000.

  3. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет.—М.: Омега-Л, 2004.

  4. Гольдштейн Г. Я., Гуц А. Н. Экономический инструментарий принятия управленческих решений.—М., 2002.

  5. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. - М: «Аудит», 2002.

  6. Карпова Т.П. Управленческий учет.—М.: ИНФРА-М, 1997.

  7. Керимов В.Э. Учет на производственном предприятии.—М.: Дашков и К, 2001.

  8. Палий В.Ф., Вандер Вил Р. Управленческий учет.—М.:ИФРА, 2000.

  9. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий.–Минск: новое знание, 2004.

  10. Шеремет А.Д. Управленческий учет.—М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.

  11. Чечевицына Л.Н. Экономический анализ.—Ростов н/Д: Феникс, 2004.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconМетодика анализа оборотных средств 9 Технико-экономическая характеристика...
Система показателей, пути ускорения оборачиваемости и экономическая сущность улучшения использования оборотных средств 20

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconВведение 3
Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия зао «мб группа импекс» 4

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconОрганизационно-экономическая характеристика предприятия
Виды деятельности, организационная структура и структура управления предприятия

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия icon1. Бухгалтерский учет и анализ формирования и использования прибыли в ООО «сэд»
Организационно-экономическая характеристика предприятия и финансово-экономические показатели деятельности

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconОрганизационно-экономическая характеристика деятельности зао «укпп» История создания
Организационно-экономическая характеристика деятельности зао «укпп»

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconГлава
Организационно-экономическая характеристика компании, как объекта управления

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconСодержание введение
Организационно-экономическая характеристика закрытого акционерного общества “мелеузовский мясокомбинат”

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия icon1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 5
Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь....

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconКурсовая работа. Дисциплина: «Экономика турфиры» Тема: «Организационно-экономическая...

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия iconСодержание 1 введение 2
Краткая организационно-экономическая характеристика Челябинского Дорожного Центра Рабочего Снабжения 8

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<