Государственное регулирование экономики




Скачать 368.5 Kb.
НазваниеГосударственное регулирование экономики
Дата публикации16.04.2014
Размер368.5 Kb.
ТипКурсовая работа
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Государственное регулирование экономики

КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра: экономики и менеджмента Дисциплина: макроэкономика Курсовая работа На тему: «Государственное регулирование экономики»Студента факультета экономики и менеджмента 2 курса, 2 группы Веденьёва В.О. Руководитель: доцент кафедры экономики и менеджмента Кузнецова Марина ВладимировнаОценка__________________Дата_____________________ Курск-2002 Содержание ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7 1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование. 7 1.2 Генеральная цель и дерево целей 11 Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12 2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 12 2.2 Антимонопольное регулирование 14 2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16 2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17 Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20 3.1 Фискальная политика 22 3.2 Налоги их функции 24 3.3 Государственный бюджет 35 Заключение 41 Приложения 46 Приложение 1. Дерево целей 46 Приложение 2.Схема государственного регулирования экономики 47 Приложение 3.Федеральный бюджет России и США 48 Приложение 4.Основные параметры проекта федерального бюджета на 2003 год 49 Приложение 5.Макроэкономические параметры бюджетов 2001-2003 годов 50 Список использованной литературы 51 "Мы никогда не должны говорить о том, что государство должно напрямую вмешиваться в экономику. Государство должно выполнять другую функцию. Оно должно создавать внятные и понятные эффективные правила и, самое главное, создать систему исполнения этих правил, гарантии этих правил". В.В.Путин ВВЕДЕНИЕ Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формироватьусловия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. Взависимости от того, как организована экономика, на каких принципах этаорганизация строится, можно определить, какие задачи она в состояниирешить, какие интересы общества, различных социальных групп она можетудовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современнойэкономической системы важная роль принадлежит государству. Государство напротяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержанияпорядка, законности, организации национальной обороны, выполнялоопределенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой,представляющая собой влияние, воздействие государственных органов наэкономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управлениянепосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-тогосударственному органу. Целью моей работы является рассмотрение и анализ такого важногомеханизма, как регулирование экономики. Более подробно я хотел быостановиться на финансовой политике государства, так как данная проблемаочень насущна и актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, болеекачественный уровень своего развития в таких сферах как: . Экономика . Политика . Социальное развитие . образование, и др. Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела какбы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условийдля всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный навоенно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).Социально-политическая организация общества позволяла это делать, т.е.выделять на непосредственные нужды общества очень ограниченный объемресурсов, что наряду с другими факторами вело к незаинтересованностизначительной части общества в эффективном труде. Наше государствоформировалось и функционировало как унитарное. Этому соответствовали иэкономические отношения – господство общественной собственности(юридически), которая фактически была государственной. За государством былозакреплено право распоряжения производственными ресурсами. Противоречие между объявленными целями и реальностью, неэффективноеиспользование труда и ресурсов породили необходимость переориентации вразвитии общества на цели удовлетворения непосредственных интересов людей,на децентрализацию управления, на изменение форм собственности, переход крыночным отношениям. Первоначально эта трансформация замышлялась в целяхобновления производства, структурных изменений технического перевооружения,использования НТП обеспечения более высокого уровня ресурсосбережений,поиска новых форм и методов управления. В конечном итоге цельпреобразований заключалась в повышении эффективности народного хозяйства. На практике поставленные задачи решались путем разгосударствления иприватизации, резкого ограничения роли государства в непосредственномуправлении и возложения всех этих задач на товаропроизводителей. Такиекардинальные изменения могут быть осуществлены без существенного ущерба дляосновной части населения только при условии наличия детальнойвзаимоувязанной программы трансформации, тщательно продуманного механизмаее реализации, поэтапной передачи функций управления от одного собственникадругому без временного разрыва в обеспечении функционирования производства.При этом экономическая политика в переходный период значительно отличаетсяот экономической политики в стартовом и финальном положении всего периодатрансформации. Мировой опыт показал, что принципы и методы косвенного,непрямого воздействия на развитую экономику эффективны именно тогда, когдаона сформирована уже как рыночная, а не как переходная экономика. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снималс национальных правительств ответственности за экономическое положениестраны. Таким образом, как мне кажется, государственное регулированиеэкономики имеет важное значение для экономического и социального развитиястраны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государствоиспользует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, такихкак бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическоезаконодательство и т.д. Приведенные выше положения, по моему мнению, подчеркивают необходимостьвзвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования,государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включаетв себя не только преобразования политической структуры, но и весь комплекспроблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкойхозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизниобщества. Снижение социальных и иных издержек переходного периода связано сглубоким осознанием всеми членами общества характера изменений, целей изадач трансформации. Кроме этого, необходима огромная организационнаяработа по согласованности всех элементов преобразования общества,обеспечения гарантий по всем аспектам его безопасности. Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной ролигосударства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительномпроцессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребностьв его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем ибудущем возрастает. Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование. Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапахеё становления было различным. а) Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концусредневековья. В то время основной экономической школой была школамеркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства вэкономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатствастраны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорти сдерживать импорт. б) Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государствастала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатстванародов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство. В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечиватьбезопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, инымисловами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнитьсамостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системырыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремлениепредпринимателя к достижению своих частных интересов является главнойдвижущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итогеблагосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главноезаключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельностидолжны быть гарантированы основные экономические свободы, а именносвобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли[10, c.51]. в) Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж.Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков нароль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так какон рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории,государство должно активно вмешиваться в экономику по причинеотсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящемуобеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, чтогосударство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса,так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансоваяполитика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнутьчерез один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Этодостигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении.При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будетстимулировать нвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговыеставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальнуюнапряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая черезгосбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства наоснове образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовыхрегуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживанияциклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровнязанятости. Модель государственного регулирования, предложеннаяКейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чемдвух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. сталопроявляться несоответствие между возможностями государственногорегулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модельмогла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокиетемпы роста национального дохода создавали возможность перераспределениябез ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условиявоспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса,согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно.Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционнуюспираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальнаяперестройка системы государственного регулирования и сложилась новая,неоконсервативная модель регулирования. г) Неоклассическая теория. Теоретической основой неоконсервативной модели послужиликонцепции неоклассического направления экономической мысли.Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказеот воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого -использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонникиэкономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизмнакопления и возродить свободу частного предпринимательства.Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала,которое осуществляется из двух источников: за счет собственныхсредств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств(кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должнообеспечить условия для процесса накопления капитала и повышенияпроизводительности производства. Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция.Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожаеткредит и тем самым затрудняет, использование заемных средств, длянакопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществлениеантиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов ипредоставление налоговых льгот предпринимателям. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, иувеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно,следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ отиспользования бюджета для поддержания спроса и осуществленияширокомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политикуприватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство можетлишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализацииэкономического развития страны отводится рыночным силам [10, с.51].1.2 Генеральная цель и дерево целей Генеральной целью государственного регулирования экономики являетсяэкономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строявнутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. От этой генеральной цели распространяется дерево так называемыхопосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цельне может быть достигнута. Эти конкретные цели неразрывно связаны собъектами государственного регулирования экономики. Цель - выравниваниеэкономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл;улучшение окружающей среды - на окружающую среду и.т.п (см. приложение 1). Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и,во-вторых, находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не можетбыть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например,невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятныхусловий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры,совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежногообращения. Перечисленные цели, я считаю, частично перекрывают друг друга, однаможет оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимостиот реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этойситуации субъектами государственного регулирования экономики и отустановленной правительственными органами на данный отрезок времени системыприоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить,содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные целивнутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д.Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса вузком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные целиподчиняются ей. Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законови правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль над ихисполнением. Создание законодательной базы - это установление правилповедения экономических агентов, юридических принципов экономическогообщения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономическиеагенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правилможно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частнойсобственности и определяющие формы предпринимательской деятельности,условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой игосударством. Правовые нормы распространяются на проблемы качествапродукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов иадминистрации и др. Правительство берет на себя задачу обеспечения правовой базы инекоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективногофункционирования экономики. Необходимая правовая база предполагает такиемеры, как представление законного статуса частным предприятиям, определениеправ частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов.Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующиеотношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.На основе законодательства, нетрудно заметить, что правительство получаетвозможность выполнять функции арбитра в области экономических связей,выявлять случаи нечестной практики экономических агентов и применятьвласть для наложения соответствующих наказаний. Основные услуги,обеспечиваемые правительством, включают применение полицейских сил дляподдержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса икачества продуктов, создание денежной системы, облегчающей обмен товаров иуслуг. Принятый в 1906 г. Закон о чистых пищевых продуктах и лекарствах имногие поправки к нему являют собой великолепный пример того, какправительство подкрепляет функционирование рыночной системы.Правительство вводит правила поведения, которыми должны руководствоватьсяпроизводители в своих отношениях с потребителями. Оно запрещает продажуфальсифицированных или с поддельной маркой пищевых продуктов и лекарств,требует обозначения на упаковке чистого веса и ингредиентов продукта,устанавливает стандарты качества, которые обязательно указывать наэтикетках консервированных пищевых продуктов, и воспрещает помещать ложныесведения на этикетках патентованных лекарств. Все эти меры преследуютцель предотвратить обманные действия производителей и одновременно укрепитьверу публики в совершенство рыночной системы. Аналогичноезаконодательство относится и к отношениям между рабочими и менеджерами, котношениям между самими фирмами. Имеется в виду, что такого рода деятельность улучшаетраспределение ресурсов. Обеспечение рынка средством обращения,гарантирование качества продуктов, определение прав собственности иответственность за соблюдение условий контрактов - все эти мерыобусловливают увеличение объема торговли. Они расширяют рынки и позволяютосуществлять все более глубокую специализацию в использовании как иматериальных, так и людских ресурсов. А такая специализация означаетболее эффективное распределение ресурсов. Однако некоторые считают, чтоправительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий,потребителей и рабочих, тем самым подавляя экономические стимулы и подрываяэффективность производства [6, с.301].2.2 Антимонопольное регулирование Антимонопольная деятельность государства, как мне кажется, являетсяодной из важнейших областей приложения государственного вмешательства.Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, гдеусловия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции,то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаютсяобщественные регулирующие органы, для контроля за их экономическимповедением. На большинстве других рынков, где монополия не сталанеобходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольногозаконодательства. Далее я попытаюсь рассмотреть особенности регулирования деятельностиестественных монополий. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма можетобеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции,достигаемые за счет эффекта масштаба. Это характерно для предприятийобщественного пользования, где для достижения низкой цены необходимакрупномасштабная деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могутиспользоваться два варианта: государственная собственность игосударственное регулирование. Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход,т. е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечёт за собойотсутствие стимула предприятия к снижению издержек. Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобызащитить общество от рыночной власти естественных монополий путёмрегулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использоватьпрямое регулирование только там, где это не приводит к снижениюэффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях,когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией. Другим видом контроля являются антимонопольные законы. Эта формаконтроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый законШермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако формулировка была довольно размыта, что не позволялочётко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г. В принципе он был продолжением закона Шермана и, лишь, уточнял некоторыеего пункты. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В еёкомпетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а такжерасследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральнойторговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставилнезависимому антимонопольному органу полномочия для проведениярасследований. Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к нимдоказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно,бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убыткиобществу применением нечестной конкуренции, что вызовет банкротства мелкихпроизводителей, недовольства потребителей высокими ценами, а нередко иплохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и многодругих негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные законыне должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методовконкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то упредпринимателей значительно сократятся стимулы делать своё предприятиеболее сильным и выпускать больше продукции. Таким образом, как мне кажется, государство выступает в роли арбитра,который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение междумонополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории дляразличных стран это соотношение было различным, корректируемым подособенности развития экономики, государство должно умело и эффективноиспользовать этот механизм [5, с.207].2.3 Политика макроэкономической стабилизации Другое, не менее важное направление деятельности государства вусловиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можноопределить как деятельность правительства, направленную на обеспечениеэкономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен. Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основерыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнембезработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненноинфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, тополитику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определитькак деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292]. Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежнаяполитика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомненияв возможности государства вывести экономику на более оптимальныйравновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию,однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальнуюполитику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансированиебюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действияправительства [3, с.268-293]. Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизациинеобходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги длястимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы илисоответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем,чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество большевсего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иныедействия правительства, приходится судить по последствиям.2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственноговоздействия государства является и микроэкономика. Общепризнаннымдостоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективнораспределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешниеэффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникаетпроблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательствогосударства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного исельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используютсяопределенные разновидности государственного воздействия. В качествеинструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственноегосударственное регулирование и т.д. Так, через систему налогов и субсидий государство можетвоздействовать на производство общественных благ и услуг. В качествепримера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферыискусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя,полностью или частично, производство общественных благ. В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, виздержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха,земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую дажене являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в ценеданной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства.Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количестворесурсов, не регулируемых рынком [7, с.261-292]. Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения,установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых нормконцентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нестидополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства дооптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потреблениересурсов данным производством. Переложить на производителей издержки,связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающиеущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоитпроблема достоверной информации, бывает сложно установить источникзагрязнения, характер ущерба. Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества,но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантахвозникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется оначаще всего с помощью субсидий. Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов внашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер ипрограмм. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособияостронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия побезработице. Все эти программы осуществляют передачу доходовправительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бынезначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительствоизменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, тоесть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставкахзаработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует ценыс целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в историиСША налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов убогатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение доходасвоеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотрыличного подоходного налога существенно уменьшили егоперераспределительное воздействие. Правда, считается, что вдействительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние нараспределение доходов. Таким образом, основными направлениями экономической деятельностигосударства являются: 1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, чтопредполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционнуюпрофилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержаниебездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших напуть восстановления рыночного хозяйства, государству также приходитсяформировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономическихрегуляторов и много другое. 2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми имаксимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. Врешении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает своюнесостоятельность или неэффективность. 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственногозаконодательства, т.е. правовой основы предпринимательства,налогообложения, банковской системы и др [7, с.261-292]. Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, ихраспределению и использованию на основе финансового законодательства страныназываются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят отэкономического состояния страны. Кризисное положение экономикипредопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны напрекращение спада производства и на стимулирование производства (например,в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовыхресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, ас другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов наоборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояниеменяются направления финансовой политики. Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит откритической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, отсоблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработкепрогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой,какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем болееважно, поскольку общей тенденцией развития является усиление ролиправительства в регулировании национальной экономики через финансовуюсистему, а именно - расходы государства на программы по социальномуобеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение,образование и т.д. Между возникновением опасности, принятием решений, проведениемсоответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е.промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговойсфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапнымпрохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки припринятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, ещеболее расшатывают, а не стабилизируют ситуацию. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направленийдеятельности государства: в области налогообложения и регулированияструктуры государственных расходов с целью воздействия на экономику(фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетнаяполитика) [1, с.689-714].3.1 Фискальная политика Фискальная политика предполагает использование возможностейправительства взимать налоги и расходовать средства государственногобюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различныхсоциальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменениеналоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведениефискальной политики - прерогатива законодательных органов власти страны,поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этихсредств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционнойфискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальнойполитикой понимается сознательное регулирование государствомналогообложения и государственных расходов с целью воздействовать нареальный объем национального производства, занятость, инфляцию иэкономический рост. Рассмотрим дискреционную фискальную политику. В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политикаскладывается из: . увеличения государственных расходов; . снижения налогов; . сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитномуфинансированию, но обеспечивает сокращение падения производства. В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционныйрост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из: . уменьшения государственных расходов; . увеличения налогов; . сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдобюджета. В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическаяфискальная политика, или политика автоматических (встроенных)стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизаторомпонимается экономический механизм, который автоматически реагирует наизменение экономического положения без необходимости принятия каких-либошагов со стороны правительства. К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых, изменениеналоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому впериод экономического подъема налоговые поступления возрастают, и,наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются. Иными словами,прогрессивная налоговая система в период инфляционного роста приводит кпотере потенциальной покупательной способности, а в период замедленияэкономического роста она обеспечивает минимальную потерю покупательнойспособности. К встроенным стабилизаторам относится и система пособий побезработице и различных социальных выплат, программы по поддержаниюмалоимущих слоев населения, препятствующие резкому сокращению совокупногоспроса даже в период экономического спада. В период подъема и сокращениябезработицы выплата различных пособий или прекращается, или уменьшается,что сдерживает совокупный спрос [1, с.689-714].3.2 Налоги их функции Другим важным инструментом государственной бюджетной политики, которыйя хотел бы рассмотреть, является налогообложение. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно суверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговойсистемы, отвечающей условиям развития общественного производства,эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какиефункции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы,обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль вформировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно,так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственныйбюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономическихнормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей странеряд лет. На первое место, по моему мнению, следует поставить функцию, безкоторой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзяобойтись. Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны.Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику всовременном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, какговорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы,центральное место, несомненно, в самой системе регулирования принадлежитналогам. Государственное регулирование осуществляется в двух основныхнаправлениях: > регулирование рыночных; > регулирование товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то естьразработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношениядействующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей инаемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкциигосударственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, атакже бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведенияаукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направлениегосударственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано; Регулирование развития народного хозяйства, общественного производствав условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующимв обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом офинансово-экономических методах воздействия государства на интересылюдей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном,выгодном обществу направлении. В условиях рынка сводятся к минимуму методы административногоподчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящейорганизации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощьюраспоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельностьпредпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, неотпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно? Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия напредпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - системаэкономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью,возможностью заработать практически любую сумму денег. В рыночнойэкономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не получают, азарабатывают, (исключение составляют безработные), да и то свое пособиеони, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде. Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственныхзакупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральноеместо в этом комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301]. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условияналогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаетусловия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящеевремя нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъем сельскогохозяйства, решение продовольственной проблемы. В связи с этим, вРоссийской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы (включаярыболовецкие), совхозы, другие производители сельскохозяйственнойпродукции. Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности вколхозе или совхозе менее 25%, то и они освобождаются от налогов, еслиболее 25%, то прибыль, полученная от такой деятельности, облагаетсяналогом в общем порядке. Приведенные положения могут служить примером использованиягосударством возможностей налоговой системы для воздействия на развитиеэкономики в необходимом обществу направлении. Можно рассмотреть и другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономикуневозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудносоздать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношенийэкономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия,"мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же"мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, необладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерноподдерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальныхфондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование ихдеятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу- особые льготные условия налогообложения. Другая функция налогов, которую необходимо рассмотреть врамках моей работы – с т и м у л и р у ю щ а я. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулируеттехнический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальныевложения в расширение производства и др.. Стимулирование техническогопрогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что суммаприбыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию,расширение производства товаров народного потребления, оборудование дляпроизводства продуктов питания и ряда других освобождается отналогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогахэтой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, нонепоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются отналогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанныезатраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматическиосвобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью иличастично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма былапредусмотрена и у нас, в прежнем законодательстве: облагаемая прибыльуменьшалась на сумму, составлявшую 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было бы целесообразно исейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь -включать эти расходы в затраты на производство. Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства, стремлениеспособствовать возрождению российской деревни пронизывает все нашеналоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении доходовбанков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка составляет 30%. Вто же время установлено, что коммерческим банкам, имеющим удельный вескредитных вложений в сельскохозяйственную деятельность не менее 50% всехвложений, ставка налога на доходы устанавливается на треть ниже общей -20%. Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,например, 18% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям ифермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряетчасть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения. Следующая функция налогов – р а с п р е д е л и т е л ь н а я, или,если быть более точным, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, какпроизводственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых,комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов, государство перераспределяет часть прибылипредприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитиепроизводственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции вкапиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемостизатрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции идр. В современных условиях, значительные средства из бюджета должны бытьнаправлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставаниекоторого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики ижизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженныйсоциальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая системапозволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как этосделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путемустановления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительнойчасти средств бюджета на социальные нужды населения, полного иличастичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите[1, с.689-714]. Наконец, последняя функция налогов – ф и с к а л ь н а я. Это изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственнойсферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждениякультуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечениядолжного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многиеучебные заведения и т.п. Указанное разграничение функций налоговой системы всё-таки носитусловный характер, так как все они переплетаются и осуществляютсяодновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чемстабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себяпредприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каковбудет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения,проведенной сделки, финансовой операции и т.п. Неопределенность - врагпредпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана сриском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если кнеустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивостьналоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения,а в условиях перестройки - и самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения впредстоящем периоде, я думаю, что невозможно рассчитать, какая же частьожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов,ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда."Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая системаналогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономикистраны, устойчивость социально-политической ситуации, степень довериянаселения к правительству - и все это на момент ее введения в действие.По мере изменения указанных и иных условий, налоговая система перестаетотвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие собъективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим вналоговую систему в целом или в отдельные ее элементы (ставки, льготы ит.п.) вносятся необходимые изменения. Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системыдостигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключениемустранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы(перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение несколькихлет. В условиях нашей страны с ее прежней приверженностью к пятилетнимпланам (хотя с позиции хозяйственной целесообразности трудно определитьпреимущества наших пятилеток перед французскими, например,четырехлетками) период относительной стабильности целесообразно принятьравным 5 годам. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно,благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаютсянеизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы,наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставкиналогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно,чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы замесяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета наочередной год, наличие бюджетного дефицита и его ожидаемые размеры могутопределить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимостьповышения на 2-3 пункта ставок налога на прибыль или доход. Такиечастные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, авместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности. Стабильность налогов означает относительную неизменность в течениеряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболеезначимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей ипредприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налогена прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системыналогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономическойситуации в стране и в общественном производстве. Например, налог на перепродажу вычислительной техники и персональныхкомпьютеров носит конъюнктурный характер: уляжется "бум" в областиреализации указанных товаров, отечественные цены на них приблизятся кмировым, и налог этот потеряет смысл. Сейчас в России действует почти три десятка налогов и сборов, несчитая различных пошлин. Мне кажется, что не все из них выдержат испытаниевременем, но в целом нынешняя система налогообложения наиболее близка кпринятой на Западе, учитывая, что и там имеются существенные различия постранам, и налоговая система Швеции отличается от действующей в Германии, аналоги в Англии заметно отличаются от принятых в Дании и т.п. Правда, встранах ЕЭС налоговая система унифицируется, и останутся лишьнесущественные различия [8, с.6-8]. Но стабильность системы налогообложения - не догма и не самоцель.Ради нее нельзя жертвовать ни одной из присущих этой системе и выполняемыхею функций - регулирующей, стимулирующей и др. Опыт США и других развитых стран совершенно однозначно свидетельствует о том, что налоговая системав основном является функцией двух аргументов - экономической политикигосударства и состояния народного хозяйства в данный период. Еслиэкономическое положение страны и, решаемые в данном периоде задачи,требуют внесения определенных изменений в налоговую систему, то они,естественно, должны быть внесены, но по возможности – с новогохозяйственного года. Нормально функционирующая система налогов является одним из средствборьбы с теневой экономикой: ведь уплата налога с того или иного доходаозначает признание его легальности, законности, в то время как наличиедохода, укрываемого от налогообложения, ввиду его незаконности,преследуется государством. Повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основнойспособ изъятия части доходов физических и юридических лиц, вгосударственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовойкультуры общества. При достижении определенного уровня грамотностинаселения, налоги будут восприниматься ими с пониманием, как форма участиясвоими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего -социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать балансинтересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствуют о преимуществахналоговой системы перед любой другой формой изъятия части доходов граждан ипредприятий в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовойхарактер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются неминистерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятымипарламентами Законами. Переход от нормативов отчислений от прибыли в бюджет к налогамозначает также демократизацию экономической жизни страны. Перед налогомвсе равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот,можно и нужно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным,региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическимлицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, ккоторой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относитсягражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но онане зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именнонепосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильностьспособствует развитию предпринимательской деятельности, так как облегчаютпрогнозирование ее результатов. Налоги органически вписываются в формируемую в нашей стране системуэкономических отношений, основанную на действии, прежде всего законастоимости. При разумных ставках, налоги являются средством сочетанияинтересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом. Однако одна из основных проблем – справедливость распределенияналогового бремени. Существуют три основные системы, основанные на понятии прогрессивностиналогообложения – отношения суммы, взимаемой в виде налога с доходаконкретного работника к величине этого дохода. . пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника); . регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника); . прогрессивный налог (в процентном отношении, чем выше доход, тем выше налог). Как мне представляется, наиболее справедливым является прогрессивныйналог, однако, процентное повышение налога не должно быть значительным,чтобы не ослаблять стимулы к труду, а, следовательно, к большим заработкам.Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однаконалоги с продаж и акцизные налоги являются, фактически, регрессивными, таккак они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходекоторых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства – собрать налоги таким образом, чтобы обеспечитьпотребности бюджета и одновременно не вызвать недовольстваналогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинаетсямассовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в Россиипроисходит именно такая ситуация. Государству не хватает средств, оноповышает налоги, предприниматели всё чаще уклоняются от их уплаты,следовательно, в бюджет идёт всё меньше средств. Государство опять повышаетналоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации резоннопонизить налоги. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает частноепредпринимательство более прибыльным, приведёт к большим доходамгосударства и снизит уровень криминализации бизнеса [1, с.261-292].3.3 Государственный бюджет Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению частьнационального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходовза отчетный период. Ведущую роль во всех странах играет, конечно,общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуютобластные и местные бюджеты. Ряд статей государственных бюджетов имеет общепринятый характер и ихможно встретить практически повсеместно. К ним относятся в расходной части- социальная поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельнымотраслям, штатам или регионам, расходы по управлению и обслуживаниюгосударственного долга. В доходной части непременно присутствуют налоги нанаселение и корпорации, акцизы, всякого рода другие сборы и государственныезаймы (см. приложение 3). Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшиепоказатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционноуделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую вданном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различаютактивный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышениябюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочихпоступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин). Причин бюджетного дефицита может быть много: . спад общественного производства; . рост предельных издержек общественного производства; . массовый выпуск “пустых” денег; . неоправданно “раздутые” социальные программы; . возросшие затраты на финансирование ВПК; . крупномасштабный оборот “теневого” капитала; . огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету. Бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательнымэкономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства,которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы.Более того, без них экономическая система утрачивает способность ксамодвижению и поступательному развитию. Бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” экономики и, ясчитаю, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самойфинансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражаютдефицит бюджета. В своей работе я хотел бы рассмотреть бюджет на следующий год, чтоявляется очень актуальным, так как наша страна выходит на новый витоксвоего экономического и политического развития. Правительство России одобрило базовые параметры проекта бюджета-2003(см. приложение 4). Из данной таблицы мы видим, что доходы превышаютрасходы, что подчёркивает рост экономики страны в целом, а также инфляциясоставляет 10-12%, что очень сильно отличается от показателейпредшествующих периодов. Основная проблема вокруг главного финансового документа страны, какизвестно, была связана с приходящимся на 2003 год пиком платежей повнешнему долгу из-за погашения двух выпусков еврооблигаций, размещенныхнакануне дефолта 1998 года, и четвертого, самого крупного, выпуска ОВВЗ. В итоге общая нагрузка по погашению внешнего долга увеличивается посравнению с текущим годом на 4 миллиарда долларов, до 10,8 миллиарда, аобщая долговая нагрузка с учетом процентов оценивается в 17 миллиардовдолларов. Для сравнения, я считаю нужным, отметить, что в нынешнем и в двапредыдущих года платежи по внешнему долгу составляли от 14 до 14,8 (безучета погашения обязательств ЦБ РФ перед МВФ), а в 1999-м - и вовсе 8,4миллиарда (из-за дефолта по советским долгам). Реальной проблемой 2003-го, а особенно следующего, 2004 года, когдадолговая нагрузка ощутимо снизится, может стать не недостаток ресурсов длявыплат по долгу, а скорее, наоборот, их излишек и избыточный профицитбюджета. Политика сохранения крайне низких, сложившихся в постдефолтныйпериод, расходов бюджета может прийти в противоречие с новой ситуацией сплатежным балансом, с курсовой политикой. В результате укрепления рублявалютные резервы Банка России в 2003-2004 годах, вероятно, уже не будутрасти прежними темпами. И профицитный бюджет, который до этого помогалсдерживать связанное с накоплением резервов инфляционное давление, можетпревратиться в фактор, подавляющий поступление денег в экономику итормозящий экономический рост. Таким образом, можно проследить динамику бюджетов последних лет исвести эти данные в таблицу (см. приложение 5). Проанализировав этисведения можно сделать такое заключение, что в общем макроэкономическиепоказатели бюджетов изменяются в лучшую сторону, например, доходыгосударства в 2001 году составляли 1193, а в 2003 планируется позаконопроекту 2020, что гораздо существеннее, чем за предыдущие периоды.Всё это показывает насколько правильно и грамотно ведётся управлениегосударством со стороны правительства. Существует несколько концепций бюджетной политики. Первая концепциябазируется на том, что бюджет должен быть еже

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное регулирование экономики iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Государственное регулирование экономики iconПрограмма семинарских занятий по курсу Государственное регулирование...
Государственное регулирование и планирование российской экономики для балакалавров. 7 семестр. 19 недель

Государственное регулирование экономики icon“Государственное регулирование экономики
Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных...

Государственное регулирование экономики iconВопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики»
Сущность государственного регулирования экономики и государственной экономической политики. «Провалы» государства

Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики iconГосударственное регулирование экономики в странах Восточной Европы

Государственное регулирование экономики iconКурсовая работа по дисциплине: «Государственное регулирование экономики»

Государственное регулирование экономики iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Государственное регулирование...

Государственное регулирование экономики iconРасписание занятий
Государственное регулирование экономики консультация доц. Боровский В. аудитория

Государственное регулирование экономики iconНациональная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики
Согласно Закону Украины "Об электроэнергетике", Указа Президента Украины от 23. 11. 2011 №1059 "о национальной комиссии, осуществляющей...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<