Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения»




Скачать 379.87 Kb.
НазваниеКурсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения»
Дата публикации16.04.2014
Размер379.87 Kb.
ТипКурсовая
uchebilka.ru > Экономика > Курсовая
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

Министерство Образования Российской Федерации Государственный Университет Управления Институт Управления и Предпринимательства в Социальной Сфере Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения»Выполнила студент МСС – III, 1Воркуева М. Н.Руководитель: Якушев Л. П. Москва 2002 Содержание Введение 3 Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5 Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6 Система социального страхования в странах Запада 7 Страхование как форма социальной защиты 7 Виды социального страхования 9 Исторические аспекты развития социального страхования в России 11 Первый этап - 11 Второй этап - 12 Третий этап - 14 Кризис экономики — кризис социальной политики 16 Развитие системы социального страхования 19 Принципы построения системы социального страхования 19 Финансирование социального страхования 22 Заключение 28 Список используемой литературы 30 Введение В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики иполитической структуры российского общества предметом пристального вниманияученых и практиков стала система государственного социального страхования.Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, онастановилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемымпереходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикойсоветской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствованияэто объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальнойстабильности общества. “Тупиковость нынешней системы социальной защиты обусловленапротиворечивостью и непоследовательностью практики в данной сферерадикально-либеральных реформаторов. С одной стороны, опасаясь в условияхрезкого спада материального благополучия большинства населения, ростасоциальной напряженности, они боялись затронуть социально-иждивенческуюсоставную сложившейся в советские времена системы социальной защиты,являющуюся основой относительного благополучия подавляющей части нынешнегороссийского общества. С другой, эти же реформаторы пытались спешно встроитьв данную систему, в том числе в систему госсоцстраха отдельные, как правилозаимствованные из западного опыта, звенья рыночного характера.” [6] Приэтом каждое правительство внедряло разные звенья. В результате практикасоциального реформаторства характеризовалась и поныне характеризуетсяконцептуальной эклектикой, что обрекает ее на малоэффективность. Эти и ряд других обстоятельств и порождают актуальность исследованияконцептуальных моделей государственного социального страхования как формысоциальной защиты населения и обеспечения социальной стабильности общества,выработки концепции ее наиболее адекватной потребностям современногопериода. Несмотря на то, что в мировом сообществе действительно существуютвесьма интересные и эффективные модели социального страхования,социологические исследования и практика уже неоднократно показывалинесостоятельность прямого перенесения чужого социального опыта нароссийскую почву. Причина тому - большие различия в национальных иисторических корнях разных обществ. Вместе с тем некоторые заложенные взарубежной практике идеи имеют общечеловеческий характер и потому могутбыть учтены при разработке собственной концептуальной модели. Настоящая работа нацелена на определение теоретико-методологическихоснований системы государственного социального страхования как основнойформы организации социальной защиты населения в пореформенной России, сучетом особого динамизма и направлений экономического и политическогореформирования нашего общества. Проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп ивсего населения имеют общегосударственное значение и характеризуютсястатусом национальной безопасности. От решения их зависит социальноевоспроизводство населения, социально-психологическое состояние людей,стабильность функционирования общества, трансформация его в гражданскоесостояние. Государственная система социальной защиты строится в двух формах:социальное обеспечение и социальное страхование. Социальное страхованиеявляется одной из форм общей системы социальной защиты, характеризуетсясвоей спецификой. Оно должно иметь форму взаимной ответственности (вшироком смысле) для всех ее основных субъектов, а именно: застрахованного,предприятия и государства. Социальное страхование - это системаполноправного участия каждого из субъектов в социальной защите, а такжевзаимного страхования. Национальная безопасность общества и социальная защита личности В течение длительного времени безопасность в нашей стране понималасьузко, исключительно как защита государства от угрозы извне. Более того, онарассматривалась преимущественно в политическом или военном аспектах.Вопросы безопасности входили в компетенцию Комитета государственнойбезопасности и военных ведомств. В настоящее время происходит переосмысление понятия национальнойбезопасности с учетом мирового опыта, сложных процессов, протекающих внутрироссийского общества, и тенденций в развитии мирового сообщества. Очевидно,что угрозу общественной стабильности могут таить не только внешние факторы,но и деструктивные явления внутреннего характера, проявляющиеся врезультате проведения государственных реформ. Окружающая человека действительность - это огромный мир опасностей,которые необходимо систематически отслеживать, осмысливать иклассифицировать. Всвязи с этим безопасность представляет собойопределенную совокупность мер, систему гарантий, обеспечивающую защитуобъекта (личности, общества, государства) от потенциально возможных иреально существующих внутренних и внешних опасностей, могущих нанести ущербего жизненно важным интересам. Проблема обеспечения национальной безопасности сегодня весьмаактуальна. Однако и по сей день отсутствует ее четко разработаннаяконцепция, включающая систему принципов и форм деятельности по еедостижению, единый документ долговременного действия, обеспечивающийполноценную и взаимообусловленную жизнедеятельность личности, общества игосударства в интересах всего общественного развития. Роль закона "О безопасности" сегодня в период общественныхпреобразований весьма велика. По своему значению он может быть приравнен кКонституции. На современном этапе общественного развития он может выполнятьдаже функцию некоторого "фильтра" по отношению не только к вытекающим изнего нормативным актам, но и к системе законодательства в целом. При создании системы национальной безопасности важно задействовать ужесложившуюся в обществе организационную структуру по обеспечениюбезопасности, дополнив ее деятельность выполнением новых функций, а такжесоздать сеть новых организаций, включая научно-исследовательскиеколлективы. Решение вопросов национальной безопасности должно пронизыватьвсю человеческую деятельность, в определенной мере служить критерием ееэффективности во благо человека, общества и государства. Таким образом,безопасность каждого объекта защиты - государства, общества, человекадолжна обеспечиваться в экономической, политической, социальной и духовно-культурной сферах общества с учетом внешних и внутренних угроз и среды ихвозникновения. Социальная безопасность этих субъектов, решающая вопросывоспроизводства их социальной жизнедеятельности, неизбежно будет включатьэкономические, политические и духовно-культурные компоненты. Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности Проблема безопасности России еще никогда в ее истории не стояла такостро, как в конце ХХ в. Поэтому при разработке ее концепции должны бытьнаиболее полно учтены все складывающиеся реалии и внутри страны, и за еепределами. Необходимо четко осознать, что сегодня для России означаетобеспечение национальной безопасности, и определить, какие ее аспектыследует выделить в качестве приоритетных. Современный мир настолько сложен, что в нем постоянно возникаютпротиворечия, а мировое сообщество сотрясают все новые национально-этнические, религиозные, территориальные и иные конфликты. На местожесткого противостояния двух держав приходят многочисленные локальные очагинапряженности, могущие перерасти в глобальные конфликты и даже войны. Однако Россия, несмотря на утрату былого могущества, продолжаетоставаться крупнейшим государством мирового сообщества и оказывать влияниена его развитие, поэтому для нее сохраняются опасности глобальногомасштаба. Концепция национальной безопасности России прежде всего должнастроиться с учетом существующих и потенциально возможных угроз глобальногомасштаба, своего положения в международном сообществе. От того, насколькоадекватными будут эти оценки в первую очередь зависит обеспечение жизненноважных интересов не только государства, но и общества, и личности. Сегодня уже очевидно, что нельзя недооценивать и такие видыбезопасности как социокультурная и информационная. Специалисты в этихобластях прогнозируют постепенное перемещение внешних угроз из военной идаже материальной сфер в интеллектуальную и духовную. Социальные проблемы российского общества во многом обусловливаютсяэкономическими и политическими реформами, поэтому внутренняя безопасностьРоссии в социальной сфере связана прежде всего с решением проблем в этихсферах. Существенные угрозы для устойчивости развития российского обществапредставляют массовое обнищание населения, безработица и невыплаты зарплат,обесценивание российских денег, отсутствие действенной защищенности нетолько естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, но идеятельности различных социальных образований. Система социального страхования в странах Запада Страхование как форма социальной защиты И система социального обеспечения, и система социального страхованиявсе более активно используются как высокоэффективные механизмы социальнойзащиты всех граждан независимо от взносов или продолжительности ихтрудового стажа, хотя эти факторы продолжают играть заметную роль приопределении размеров отдельных пособий, превышающих основной минимум.Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов социальной защиты,основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам Западараспространять материальную поддержку на широкий круг лиц, исходя скорее изих потребностей, нужд, чем из приобретенных ими прав на пособие. Нужда при этом интерпретируется достаточно широко и связывается суровнем доходов нуждающегося в прошлом (при установлении уровня пособий постарости, инвалидности и безработице), или исходя из некоторых общепринятыхправ на социальную помощь (медицинское обслуживание, образование). Постепенно системы социального страхования и обеспечения расширилисвою деятельность, перестав ограничиваться лишь теми, кто имеет полнуюзанятость в государственном или частном секторах. Системы стали охватыватьдругие социальные группы (практически всех трудящихся и граждан) —трудящихся, работающих неполное рабочее время, а также не имеющихпостоянного места работы, работающих самостоятельно. Такой подход позволилразвитым странам обратить внимание на нужды и других категорий населения,например, безработной молодежи, не имеющей дохода, а также предоставитьматериальную помощь родителям-одиночкам; охватить медицинским обслуживаниемлиц, не пользующихся системами медицинского страхования; дать возможностьдосрочного выхода на пенсию безработным трудящимся пожилого возраста ипредоставлять медицинское обслуживание более продолжительное время посравнению с тем, которое предусмотрено в рамках системы, основывающейся навзносах. Расширение сферы применения систем социального страхования иобеспечения выходит за рамки прямой зависимости между взносами и пособиямии подводит общество к пониманию того, что оно должно нести ответственностьза своих неимущих членов, по разным причинам испытывающих нужду. Этаответственность измеряется скорее реальными нуждами, чем приобретеннымиправами. “При всех недостатках, присущих системам социального страхования взападных странах, необходимо отметить, что принципы, концепция этих системв большой мере соответствуют целям и задачам, поставленным в декларациях оправах человека. Развитые страны, в которых внедрены такие системы, сегодняприближаются к критериям, сформулированным в конвенциях и рекомендацияхМеждународной Организации Труда, Всемирной Организации Здравоохранения иМАСО. Рост расходов на социальные нужды как в форме непосредственныхденежных выплат, так и в форме социального обслуживания стал возможным врезультате бурного и устойчивого экономического роста и высокого уровнязанятости, которые были характерны для развитых стран до середины 70-хгодов. Позже рост расходов на социальные нужды замедлился, программысоциальной защиты достигли высокого уровня зрелости. Возникли и новыепроблемы, и прежде всего был предпринят поиск новых эффективных регулятороввзаимодействия между социальными программами, экономикой и рынком труда, атакже новых форм и способов функционирования социальных служб. В США,например, планы широкого распространения частных индивидуальных пенсийнекоторыми кругами открыто рассматриваются в качестве альтернативыгосударственной пенсионной системе, которую предлагается постепеннодемонтировать, передав практически все социальное страхование в рукичастного страхового бизнеса.” [4] Как показывает опыт развитых стран, наличие сбалансированных системсоциального страхования и социального обеспечения как базовых элементовсоциальной защиты трудящихся и всего населения расширяет и укрепляеттрудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономическогороста, является необходимым условием проведения реформ, а также содействуетполитической и экономической стабилизации общества. Понятие социальной защиты, ее составляющих, было дано еще в 1952 г. вКонвенции о минимальных нормах социального обеспечения, принятойМеждународной Организацией Труда (МОТ). Конвенция установила 9 видовсоциальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, попроизводственному травматизму, по инвалидности, в связи с потерейкормильца, по беременности и родам, по болезни, семейные пособия и пенсияпо старости. На базе Конвенции фактически формировались национальныезаконодательства во многих странах. Законодательство в социальной сференаиболее развито в странах Северо-Западной Европы, наименее — в США, где“центр тяжести решения социальных вопросов переносится на коллективныесоглашения, систему арбитража и т.п.” “Разница в подходах к построению системы социальной защиты несомненнообусловлена национальными особенностями общества, сложившимся менталитетом.Так, для населения США наиболее характерно стремление к личной инициативе исамореализации, к ответственности человека за свои успехи, за свою жизнь,свое будущее, поэтому государство оказывает помощь тем, кто не смог в силуобъективных причин позаботиться о себе сам. Принципиально иной подход отмечается в такой стране, как Швеция: такназываемый солидарный подход предполагает, что в интересах общества должнабыть исключена сама возможность нищеты, так как это может вызвать ростсоциальной напряженности, а также потребует больших экономических вложений.Налоговая система в этой стране построена так, чтобы свести к минимумусоциальное расслоение граждан по доходам.” [8] Здесь приведены два примера построения системы социальной защиты,основанной на диаметрально противоположных принципах. В большинстве странсистема основана на принципах, занимающих промежуточное положение междуэтими двумя крайностями. Виды социального страхования Социальное страхование включает обязательное пенсионное страхование,страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.Финансирование выплат осуществляется за счет взносов работодателей,работополучателей и государственных дотаций. Виды страхования отличаютсясуммами взносов и выплат при наступлении страховых случаев. Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируетсянекоторый верхний предел доходов работника, выше которого доходосвобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социальногострахования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся вравных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторогопредела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться,хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхованияуплачиваются только работодателем (предприятием). Размер взноса начисляетсяна фонд заработной платы предприятия. Страхование по безработице. Принципы уплаты взносов здесь такие же,как и в пенсионном страховании: разделение размера взносов поровну междуработником и работодателем и установление предела дохода, свыше которого онуже не подлежит “обложению”. Размер взносов по обязательному государственному пенсионномустрахованию составляет 17,7% от дохода, который подлежит обложениювзносами. Возраст для получения пенсии по старости, как правило, составляет65 лет, но женщины и безработные получают право на такую пенсию придостижении 60 лет. Для лиц свободных профессий, для домохозяек, самозанятыхпредусматривается добровольное пенсионное страхование. Государственнаяпенсия по старости составляет примерно 45-60% от последнего “чистого”дохода: подразумевается доход, не превышающий предела, с которогоисчисляются взносы. Такой же размер пенсий назначается понетрудоспособности, по утрате же профессиональной трудоспособности пенсия,как правило, равняется 30-45% от прежнего “чистого” дохода. Повлиять наразмер пенсии при обязательном государственном пенсионном страхованиипрактически невозможно, разве что увеличением своего дохода, и то здесьпредусмотрен некоторый предел. В добровольном же страховании размер пенсийпрямо зависит от размера уплачиваемых взносов. Другой вид обязательного государственного социального страхования —страхование на случай болезни. Функции страховщика осуществляютсябольничными кассами, подобными тем, которые существовали в дореволюционнойРоссии. Они являются “правовыми корпорациями самоуправления”. О страховании от несчастных случаев население в целом малоинформировано, так как взносы по нему уплачиваются исключительноработодателем за работающих по найму. Задачами этого вида социальногострахования являются: предотвращение несчастных случаев на производстве,восстановление трудоспособности пострадавшего, в том числе помощь вприобретении новой профессии, денежные страховые выплаты пострадавшему илиего родственникам как возмещение понесенного работником ущерба. В мировой практике чаще используются дифференцированные нормыстраховых выплат, которые исчисляются в зависимости от уровня травматизма ипрофессиональных заболеваний, полученных вследствие вредности производства,и определяются для каждого конкретного предприятия, помимо норм,разрабатываемых для отрасли в целом. Такой подход оказывает стимулирующеедействие на руководство предприятия: чтобы снизился размер страховыхвзносов, должны улучшаться условия труда, уменьшаться вредностьпроизводства и число несчастных случаев. Для получения права на выплаты по страхованию по безработицебезработный должен пройти регистрацию на бирже труда как ищущий работу. Номожно подать заявление заранее, при получении извещения предприятия обокончании вашей работы на нем по различным причинам (это, как правило,осуществляется). В результате увольняющийся получает возможностьзарегистрироваться на бирже труда и тем самым избежать перерыва в получениисредств для существования. Таким образом, наблюдается определенное сходство системы социальногострахования с той, которая существовала в начале ХХ в. в России и которуюнеобходимо возрождать сегодня. Исторические аспекты развития социального страхования в России Для того, чтобы проанализировать тему данной работы глубже, обратимсяк отечественному опыту социального страхования. По временной протяженностион занимает около столетия. Но по внутренней сути - это, пожалуй, наиболеезначительный опыт в сравнении с опытом других стран. Ибо периоды реформ,революций, реконструкций выявили как внутренние структурные особенностисистемы социального страхования в России, так и ее функциональнуюзависимость от состояния и изменения государства в целом. Вместе с тем,опыт организации отечественного социального страхования на начальном этапевполне соотносим с мировым, обращение к которому стало довольно частым впоследние десятилетия. В истории развития системы социального страхования в России условноможно выделить три основных этапа.Первый этап - - с 80-х годов прошлого века до 1917 г. В этот период социальноестрахование в России развивалось в едином русле с аналогичными системамидругих стран (Германии, Франции, Австрии). Необходимо отметить, что обязательное устройство касс страхованиявосходит еще к 1861 году, когда в России был принят закон о«вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах. В болееразвернутом виде принципы социальной защиты нашли свое воплощение взаконодательном акте or 15 мая 1901 г. «Временные правила о пенсиях рабочимказенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность назаводских и рудничных работах». В 1903 г. был принят закон о вознаграждениипотерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях,который в основание права на вознаграждение пострадавших от несчастныхслучаев на производстве положил понятие о профессиональном риске. Базовые основы социального страхования были заложены в стране в 1912 г.,когда Третьей Государственной Думой был принят пакет законов: «Обутверждении присутствий по делам страхования рабочих»; «Об утвержденииСовета по делам страхования рабочих»; «Об обеспечении рабочих на случайболезни»; «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве».Принятая в 1912 г. система социального страхования была построена на тех жепринципах и методологических подходах, которые были характерны дляаналогичных систем в Австрии, Германии, Франции. С этого периода Россиявлилась в строй цивилизованных стран с передовой для того времени,достаточно широкой системой обязательного социального страхования. Общее руководство деятельностью в этой области осуществлял Совет поделам страхования рабочих, созданный в Петербурге при Министерстве торговлии промышленности. В губерниях и крупнейших городах действовали страховыеорганы,. носившие имя Страховых Присутствий и наблюдавшие за исполнениемстраховых законов. Основными рабочими органами на местах были больничныекассы и страховые товарищества. Основную роль в управлении страховымикассами играли на паритетных началах рабочие и работодатели. Страховыетоварищества объединяли в страховых целях предпринимателей по округам,границы которых устанавливались Советом по делам страхования рабочих(несколько губерний). В дореволюционной России действовало несколько тысячстраховых касс и около десятка товариществ. “Необходимо отметить, что вопросы социального страхования (обсуждение ипринятие Думных законопроектов) было в центре общественного внимания, поним развернулась оживленная политическая дискуссия. На Шестой (Пражской)Всероссийской конференции РСДРП важнейшим вопросом было определениеотношения большевиков к думским законопроектам о социальном страховании. В.И. Ленин разработал альтернативную страховую программу, котораявпоследствии получила название ленинской страховой программы. Прежде всего,Ленин отмечал, что «наилучшей формой страхования рабочих являетсягосударственное страхование их». Использование Лениным слова «страхование»в сочетании со словом «государственное» означало применение принципиальноиного подхода к способам формирования страховых фондов для нетрудоспособныхлиц. Выдвигались серьезные задачи, в частности: «все расходы по страхованиюдолжны падать на предпринимателей и государство»; «страхование должноохватывать всех лиц наемного труда»; «повышение доли компенсаций досреднего заработка»; «перевод управления страховых организаций на началаполного самоуправления застрахованных».” [5] Провозглашенные принципы организации «государственного страхования» насамом деле не являются страховыми. Это скорее социальная помощь илисоциальное обеспечение из государственного бюджета. Реализация такихподходов при советской власти показала наряду с несомненными ихдостоинствами (широта охвата, государственная гарантированность) и ихорганические пороки.Второй этап - - 1918—1933 гг. В этот период сделана попытка претворить большевистскуюпрограмму социального страхования, разработанную Пражской конференцией(1912 г.). Первым шагом советской власти по реформированию социальногострахования стало принятие декларации Народным Комиссариатом Труда (НКТ) овведении в России полного социального страхования и Положения о социальномобеспечении трудящихся (31 октября 1918 г.) в соответствии с которымсоциальное страхование заменялось социальным обеспечением, а все органы,ведающие страхованием, ликвидировались. Это положение законодательно распространяет социальное обеспечение навсех без исключения трудящихся, источником существования которых являетсясобственный труд, независимо от того, работают они по найму илисамостоятельно. Ориентация на такую модель социальной защиты подкрепляласьидеологизированными установками «немедленно осуществить социализм в областисоциального страхования» путем .введения «бесплатного» социальногострахования для трудящихся, необходимые финансовые средства предлагалосьвзимать с предприятий и предпринимателей, а в необходимых случаях и изгосударственного бюджета. «Сущность социального обеспечения сводилась квсеобщему для всего населения, равному для всех, проводимому органамигосударства и за счет государства». Примерно через полгода после издания Положения предприятия и учреждениябыли освобождены от уплаты страховых взносов за рабочих и служащих, а сработников самостоятельного труда соответствующие взносы взимались черезналоговые органы Наркомфина. В связи с «национализацией обеспечения»подверглась изменению вся организационная система, «оставшаяся в наследствоот периода социального страхования». Проведение такой реформы подкреплялосьследующими аргументами: «Если работающие по найму обеспечиваются на равныхначалах со всеми нуждающимися, и если обеспечение проводится для всехнуждающихся Советской властью рабочих и крестьян, то ненужными делаютсяспециальные, выделенные из общей советской системы органы, осуществляющиеобеспечение работающих по найму. На место социально страховых организацийрабочего класса становится государственный аппарат социальногообеспечения». Период «социального обеспечения» длился до 1921 г., когда с переходомк НЭПу наметилась необходимость возврата к социальному страхованию, чтомотивировалось ренессансом частого предпринимательства и частичнойденационализацией промышленности. «Подобно тому, как раньше из актанационализации всего производства и последовательного проведенияпринципа всеобщей трудовой повинности логически вытекало требованиеобеспечения эсех занятых в производстве за счет государства, так теперь, спереходом к новой экономической политике, государство, перестав бытьединственным хозяином промышленности, не могло взять на себя бремяобеспечения всех работающих по найму». В соответствии с декретом Совнаркома от 15 ноября 1921 г. «О социальномстраховании лиц, занятых наемным трудом» обеспечение за счет государствабыло заменено обеспечением в порядке социального страхования, то есть изфондов социального страхования, формирующихся за счет взносов, уплачиваемыхвсеми предприятиями, хозяйствами и учреждениями, пользующимися наемнымтрудом. Причины возврата к социальному страхованию на этом этапе обусловлены«переходом государственных предприятий на хозрасчет», на что указывается в«Тезисах о социальном страховании», утвержденных ЦК РКП (б) 4 сентября 1922г. В дальнейшем (конец 20-х начало 30-х годов) вопросы социальногострахования становятся объектом политической борьбы и политическихспекуляций. Ученых, отстаивающих необходимость развития системы социальногострахования при социализме, учета и снижения социальных рисков, подвергаюткритике, остракизму и гонениям. Система социального страхования максимально упростилась, финансовыесистемы социального страхования всех видов объединились, что фактическиозначало отход от принципов страхования, а значит, «ненужность» всегомеханизма определения и учета социальных рисков.Третий этап - - 1933—1990 г.г. В 1933 г. социальное страхование в СССР передаетсяпрофсоюзам, а страховые кассы и все наработки, связанные со страховоймедициной и дифференциацией тарифов в зависимости от социальных рисков,ликвидируются. В 1937 и 1938 г.г. профсоюзы были освобождены от выплатыпенсий неработающим пенсионерам. Эти расходы взял на себя государственныйбюджет, а бюджет социального страхования консолидировался сгосударственным. Таким образом, в отличие от подавляющего большинства промышленноразвитых государств в нашей стране долгое время применялась неразвитаямодель формирования фондов на социальное страхование по принципу «единогокотла» без учета социальных рисков. “С переходом к такой модели социальное страхование утрачивает страховойхарактер. Отказ от уплаты взносов самими страхуемыми резко снижаетмотивацию работников по личному формированию своей социальной защиты.Принципы, определяющие ответственность за возмещение ущерба от утратытрудоспособности, трансформируются: со страхования на возмещение ущербапредприятием или его причинителями. Большую часть страхового бремени несутпредприятия, не имеющие никаких прав на распоряжение фондами социальногострахования, хотя размер взносов по всем видам социального страхованиядостигал 38% фонда заработной платы. Для них страховые платежи превратилисьв государственную повинность, в обязательный налог. В то же времяпредприятия, проводя соответствующую ценовую политику, могут перекладыватьбремя финансовой нагрузки по страхованию на потребителей их продукции, чтовполне достижимо, особенно если иметь в виду государство.” [5] Социальное страхование становится инструментом перераспределительнойполитики государства, утрачивает свои основные черты и трансформируется всоциальное обеспечение. Страховая защита в результате эволюции возвращаетсяк далекому от совершенства первоисточнику социального страхования - корганизованной взаимопомощи, приобретшей общегосударственный характер. Принимаемые законодательные акты каких-либо принципиальных изменений невносили. Государственная собственность на средства производства привела купрощению всей процедуры расчетов тарифов, что в свою очередь повысилодотационность бюджета государственного социального страхования. Так,согласно ст. 6 Закона о государственных пенсиях, принятого ВС СССР 14 июля1956 г. «выплата пенсий обеспечивается государством за счет средств,ежегодно ассигнуемых по государственному бюджету СССР, в том числе средствпо бюджету государственного социального страхования, образуемых из взносовпредприятий, учреждений и организаций без каких-либо "вычетов из-заработнойплаты». Значительная финансовая дотационность системы социального страхования засчет государственного бюджета закладывалась еще в первые годы советскойвласти. В послевоенное время она была «связана также и со стремлениемгосударства поддерживать неизменной систему оптовых цен. Вот почему,начиная с 1956 г., для возмещения возросших расходов на пенсионные выплатыгосударство стало направлять средства из государственного бюджета. Длительное применение низких страховых тарифов, не покрывающих расходыпо социальному страхованию, привело к занижению в себестоимости продукциисовокупных затрат труда и искажению действительного соотношения издержекпроизводства и прибыли. Предприятия утратили верные представления ореальной величине расходов на воспроизводство рабочей силы, а государствопод предлогом финансирования социального обеспечения из государственногобюджета продолжало изымать большую часть прибыли трудовых коллективов,оставляя предприятиям крайне мало возможностей как для улучшения условийтруда, создания социально-оздоровительных инфраструктур, так и для развитияавтономных (на уровне отраслей, регионов и предприятий) систем социальногострахования. Важно подчеркнуть, что в итоге из средства реализации целенаправленнойполитики дотационный метод превратился в явление, вызывающее негативныесоциальные последствия. Стратегическая установка на дотационностьсоциального страхования идеологически подкрепляет миф о благодетельной ролигосударства в обеспечении граждан всеми видами социального страхования иобеспечения. Это нашло отражение в нормах трудового законодательства. Так,ст. 237 КЗоТ РСФСР (до недавнего времени) декларировала: «Государственноесоциальное страхование рабочих и служащих осуществляется за счетгосударства». В результате в сознании не только широких масс трудящихся, нои руководителей предприятий и ведомств прочно укоренился ошибочныйстереотип относительно источников финансового обеспечения выплат посоциальному страхованию и обеспечению. Кризис экономики — кризис социальной политики Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценнойсоциальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальныегруппы получали широкую социальную поддержку. Происходящие в стране экономические преобразования, вызванныепереходом к рыночным отношениям, обусловливают соответствующие перемены вобласти социальной политики, выработку механизмов социальной защиты,основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи. Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит квыводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты.Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективнымиспользованием имеющихся средств. “Отечественная система социальной защитыустановила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг иуспешно заморозила все попытки модернизации системы социальногострахования”. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в областисоциальной защиты и вовсе осуществляются “без должного методологического инормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальнымипроцессами”. Отсутствует координация усилий между существующимиорганизационными и формами социальной защиты — социальной помощью исоциальным страхованием. Можно заключить, что реформы в области социальной защиты неподготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точекзрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояниеобщественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности исвоеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостьюадаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом можетоказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию вней широкой общественности. Однако существующая ныне система социальногострахования “остается в координатах прежней, социалистической системысоциального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”. Произошедшее в результате экономических реформ резкое сокращениегосударственных расходов на нужды социальной защиты населения, к сожалению,не сопровождалось разработкой и внедрением новых ее форм, которыесоответствовали бы характеру перемен. Реформы, идущие в области социальногострахования, характеризуются бессистемностью и крайней неэффективностьюиспользования средств, выделяемых в ничтожно малых объемах. Кроме того, предприниматели плохо обеспечивают социальную защиту своихработников. На практике социальной защитой пользуются далеко не всеработающие на предприятии: совместители и временно работающие черезотчисления от зарплаты фактически участвуют в уплате взносов в Фондсоциального страхования, но получать от него необходимое обеспечение немогут. Для развитых в социально-экономическом отношении стран давно сталоочевидным, что “цель жизни в обществе — не государство и не рынок, а самажизнь, творческая реализация личности” и именно ей “государство и рынокпризваны служить”. Из таких положений рождались концепции “качества жизни”,социальной защиты, социального страхования и др. В социальной защите выделяются два основных вида: - социальная помощь, предназначенная для избирательной и адреснойподдержки наиболее социально уязвимых групп населения в рыночных условиях; - социальное страхование, ориентированное на социально активноенаселение, занятое в сфере труда; поэтому его финансирование должноосуществляться за счет средств как работника, так и работодателя.Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучшевписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономическойсфере определенную помощь и выгоду. Деятельность системы социального страхования в первую очередьадресована группам трудозанятого населения. Трудоспособное население всвоем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — ихединственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базеотчислений от заработков строится весьма эффективная система социальнойзащиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрахрегулируется государством. Грамотно построенная социальная политика нетолько обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизмасоциального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферупроизводства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников имотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итогеспособствуют стабилизации общества. Реформирование системы социального страхования должно привести ее всоответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечитьдейственную защиту трудящихся. Реформированная система социальной защитыдолжна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальнойответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подходоткрывает широкие возможности для самореализации личности в обществе,защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствуетпроцессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защитыпрежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов,малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения болееважен принцип личной ответственности. “В настоящее время при переходе России к более совершенной системесоциальной защиты одним из важных моментов может явиться необходимостьперераспределения ресурсов для сохранения необходимого уровня и качестважизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данноговзаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни илив дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансурасходования средств на зарплату и на различные виды социальногострахования (как обязательного, так и добровольного), государство должнонайти систему оптимального распределения своих расходов между социальнымстрахованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этогонеобходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всехвидов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Такиммеханизмом и является социальное страхование.” [8] Социальная политика должна строиться в соответствии с базовымиКонвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания целей изадач социальной защиты. Она неотделима от экономической политики. Толькоих совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их несогласованность,наоборот, приведет к дальнейшему снижению уровня социальной защищенностинаселения. Таким образом, те принципиальные положения, с учетом которых ианализировалась система социального страхования, оказываются тесновзаимосвязанными между собой, и от их взаимосогласованности в итоге зависитуровень социальной защищенности трудового населения. Эти принципы широкораспространены сегодня в странах с развитой рыночной экономикой и являютсятам основой системы социальной защиты. Высокая степень социальной защиты включает меры не только финансовогохарактера, но и медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.Решать эти проблемы сегодня не просто, но необходимо. С целью повышениязащиты требуется “объединить институт возмещения ущерба, государственноесоциальное страхование и социальное обеспечение”, при чем в последнеевключаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и др., и“преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастныхслучаев на производстве”. Развитие системы социального страхования Принципы построения системы социального страхования На смену единой системе государственного социального страхованиясегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видовстрахования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного спроблемой занятости. Сюда же входит и добровольное, т.е. негосударственноесоциальное страхование. Социальное страхование существует в различных видах и зависит отпричин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случайболезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случайпотери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующиеспособы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходныхформ, которые можно определить как “условно обязательное страхование”.Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным. “Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общиепринципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человекасоциальное страхование определено как форма социальной защиты принаступлении случая социального риска и потери средств к существованию понезависящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социальногострахования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту принаступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утратевозможности заработка.” [3] К такого рода страховым случаям относятся:временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, рождение ребенка иуход за ним, смерть, и др. Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитиесистемы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданиназа сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участиемкак в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики,а значит, и для социального страхования, принцип личной ответственностиявляется основным. Согласно этому принципу каждый человек долженсамостоятельно принимать решение, каким образом он участвует вэкономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личнаясвобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений. Система социального страхования характеризуется также принципомсолидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходовстрахуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — отсостояния его здоровья и соответствующих потребностей. Важно подчеркнуть:социальное страхование финансируется за счет страховых взносов кактрудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаяхмогут привлекаться средства госбюджета. В то же время социальная помощьстроится исключительно на использовании госбюджетных средств; из нихвыплачиваются пособия нуждающимся, тогда как в страховании организуютсяспециальные страховые фонды. Тем самым трудящиеся с более высокимзаработком оказывают определенную компенсационную помощь тем, чьи заработкиниже. Социальное страхование — это по сути институт социального партнерства,солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальнойзрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства,балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социальногострахования не только производятся материальные выплаты, компенсирующиеутрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги:профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитиемстрахования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этойсистемы. Цель социального страхования — профилактика, снижение уровнясоциального риска для трудового населения и компенсация при наступлениистраховых случаев. С развитием рыночной экономики переход к системе социальногострахования на новых принципах закономерен, но при этом принципиальноменяется роль каждого субъекта. Государство перестает быть единственным собственником средствпроизводства и главным страхователем, но оно остается одним из участниковсистемы социального страхования. Его основными функциями становятся: - формирование экономических и правовых предпосылок, условий длястановления и развития социального страхования, включая содействие развитиюинфраструктуры; создание законодательной базы социального страхования,определение обязательных его видов, а также размеров страховых взносов,пособий и услуг; - гарантирование социальной защиты в области социального страхования,контроль за исполнением законов и за уровнем обеспечения социальнойзащищенности трудящихся; - посредничество в области трудовых отношений с целью согласованияинтересов субъектов этих отношений; - оказание необходимой целевой помощи наиболее социально-уязвимымкатегориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое участиев некоторых видах социального страхования, предполагающих долюответственности государства. Работодатели (или предприятия): - участвуют в социальной защите своих работников в процессе трудовойдеятельности, а также в социальном обеспечении при утрате имитрудоспособности или прекращении трудовой деятельности вследствиесокращения рабочих мест, либо при выходе на пенсию; - финансируют расходы на страховую защиту, а также на проведениепрофилактических мер по предупреждению травматизма и профессиональныхзаболеваний. Работник несет личную ответственность за свое здоровье иблагосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлениисоциальным страхованием. Право на участие в управлении он может реализоватькак непосредственно, так и через представителей, которыми выступаютпрофсоюзы или другие общественные организации, являющиеся посредниками всистеме не только социально-трудовых отношений на производстве, но исоциального страхования. Принцип личной ответственности в рамках системы социальногострахования, как мы уже говорили, с необходимостью дополняется принципомсолидарности, выражающимся в перераспределении средств между людьми сразными уровнями дохода (заработка), целью которого является обеспечениевозможности получения каждым трудящимся достойного уровня поддержки припотере трудоспособности. На основании вышеприведенного формулируются основные положенияКонцепции социального страхования. [2] Первое положение состоит в том, что социальное страхование должноразделяться на отдельные виды. Обеспечение страхуемых (страхователей) попринципу однородности и общности интересов способствует повышениюэффективности социальной защиты. Это также способствует осознанию важноститакой формы социальной защиты и росту солидарности. Второе положение заключается в том, что в основе разделениясоциального страхования на виды должны лежать конкретные социальные рискикак “функциональный признак защиты”, что повысит адресность защиты исделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения. Третье положение относится к созданию различных форм социальногострахования. Учитывая разнообразие условий труда и природно-климатическихзон в России, предлагается использование трех обязательных форм страхования— общего, профессионального и территориального. Реализация указанных и иных концептуальных принципов социальногострахования требует прежде всего разработки законодательного акта “Основысоциального страхования в РФ” как некоторого “кодекса” либо “рамочногозакона”. Он должен стать базовым для разработки и создания различных видов(систем) социального страхования, соответствующих нормативных актов. Финансирование социального страхования Как свидетельствует мировая практика, наиболее надежным является методтрехканального финансирования, в том числе: - две трети средств, идущих на компенсационные выплаты при утратедохода наемным работником, вносится работодателем; - одна треть — самими работниками, подлежащими страхованию, игосударством. Средства госбюджета могут направляться на выплаты всеобщего характераи на обеспечение минимального уровня страховых пособий при условии, еслисредств первых двух участников не хватает. Так устанавливается совместнаяответственность трех субъектов страхования за социальный риск. В наиболее общем виде можно выделить четыре модели, которыеразличаются тремя принципиальными положениями: - распределением финансового бремени между основными субъектамистрахования и финансовым обеспечением по социальному страхованию; - степенью полноты использования “инструментария социальных рисков”; - организационными формами построения системы социального страхования. Наряду с этим остается принципиальный вопрос, который сегодня вызываетширокие дебаты: “насколько оправдано... освобождение самих страхуемых отуплаты страховых взносов?”. Ответ на него дает анализ предложенных моделейсоциальной защиты и страхования. Первая модель не столь давно существовала в СССР, но используется и вряде других стран. По этой модели финансовое нагрузка никоим образом неложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов перекладывается напредприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые взносывыполняют роль некоторой “государственной повинности”, превращаются в“обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую ценовуюполитику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”. Устранение страхуемых от уплаты страховых взносов ведет к тому, чтоникакой ответственности они не несут и никакие обязательства на нихложатся. Есть некоторые права, к примеру, право на пенсию, на обеспечениепо инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др. Такова модель монопольной государственной системы социальногострахования, по которой утрачивается страховой характер системы, нечеткойстановится и ответственность за риск. Ее бюджет сливается сгосударственным, и в итоге система страхования превращается в системусоциального обеспечения. Следует отметить, что при проведении реформ “сверху” угрозавозвращения к этой модели продолжает сохраняться. Такую тенденцию могутподдержать и некоторые слои населения, что обусловлено работой модели втечение длительного периода отечественной истории. Организационные формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболееемко могут быть обозначены как система попечительства. Возврат к ней можетне только резко ухудшить положение с обеспечением социальной защищенностинаселения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к труду, атакже служить серьезным тормозом при развитии рыночных отношений. По второй модели страховые взносы платят и страхователи, и страхуемые,но инструментарий социального риска не используется в полной мере, неосуществляется строгий расчет вероятности наступления страхового случая,накопление страховых средств не увязывается с ростом обязательств. Всущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионное страхование. Ктому же взимаемые по нему взносы направляются только на погашение текущихрасходов, а будущие затраты по пенсионному обеспечению в расчет не берутся.Таким образом, организационное построение и финансирование выплат такжемало отличается от принятых в системе социального обеспечения. По третьей модели полностью используется система социальных рисков ина ее основе устанавливаются размеры взносов по социальному страхованию ивыплат при наступлении страховых случаев. Объемы и взносов, и выплат строговзаимосвязаны. Согласно теории страхования социальных рисков существующие“правила страховой техники дают возможность с достаточной точностьюопределять, какие единовременные пособия или выплаты могут бытьпроизведены”. Организационная форма такой модели обладает чрезвычайнойгибкостью. Для покрытия возможного дефицита финансовых средствпредусматривается создание специальных резервных фондов. Единствоорганизационных принципов построения позволяет также разделять и объединятьразличные виды страхования безболезненно и без серьезных техническихтрудностей. Устойчивость такой модели определяется за счет органичного сочетанияинтересов как застрахованных, так и страхователей. Модель содержит, такимобразом, внутренние резервы своего совершенствования, ибо предусматриваетпредставительство всех субъектов системы страхования в системе управления.Кроме того, использование личных счетов страхуемых повышает как ихзаинтересованность в страховании, так и ответственность за собственноездоровье и условия труда. Возможность накопления страховых средств наличных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся. Страховой принцип избавляет работающих граждан от иждивенческихнастроений, помогает им осознать, что бесплатных социальных услуг исоциальной помощи в природе не бывает, что их необходимо заработать.Накопительный принцип, позволяя инвестировать средства в развитиепроизводства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых. Бюджет социального страхования зависит от необходимого объемаобеспечения социальной защиты трудового населения, который в свою очередьопределяется численностью наемных работников и состоянием их здоровья,природно-климатическими и экологическими условиями работы и проживания,национально-культурными особенностями и др. Часть ответственности заперечисленные факторы ложится и на государство, что влечет за собойпоявление государственных финансовых обязательств. Поэтому в некоторыхслучаях возможно частичное государственное финансирование отдельных видовсоциального страхования или реализация соответствующих социальных программв рамках страхования. В основе такой модели лежит принцип, согласно которому размерыстраховых взносов зависят от доли ответственности за страховые риски. Ворганизационном построении модели учтены интересы всех участников системысоциально-трудовых отношений, соответственно представленных в системесоциального страхования. При принятии решений предусмотрены демократическиеформы согласования интересов. Функционирование системы социального страхования, независимо от того,какая модель принимается к реализации, основано на финансовом обеспеченииоказываемых по нему услуг. Для этого определяются источники финансирования,в качестве которых выступают или могут выступать: - страховые взносы страхователей — работодателей и лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью; - страховые взносы страхуемых — трудозанятых граждан; - средства, возмещаемые страхователями (штрафы, пени и т.д.); - прибыль, возникающая в результате коммерческого управления средствами социального страхования; - средства госбюджета; - инвестиции в страховую деятельность; - различного рода пожертвования от юридических и физических лиц; - другие источники, не запрещенные действующим законодательством. Формы, виды и размеры финансирования могут быть неодинаковыми. В целомпредполагаются три основных источника финансирования системы социальногострахования: бюджет, предприятие и каждый работник в отдельности. И в прошлом, и сегодня имеется только один субъект финансирования —государство. Фактически основным источником выступало предприятие и всеработающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительнуюсистему. Одним из недостатков такой системы было неучастие предприятий иработников в деятельности системы социальной защиты и социальногострахования. Бюджет предполагает финансирование всей системы социальногообеспечения (в большей доле) и части системы социального страхования (вменьшей доле). Этими средствами распоряжается специально созданный фонд, вчастности, пенсионный, занятости, страхования в экстремальных условиях,социального страхования по временной нетрудоспособности. Понятно, чтосредства бюджета составляют также деньги работающих — налогоплательщиков,но отчуждаются эти деньги в бесспорном порядке согласно закону о социальнойзащите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан, которые передали этуфункцию законодательному органу. Вторым источником финансирования,безусловно, остаются средства страхователей, составляющие основную долюпоступлений в систему социального страхования. В фонды социального страхования перечисляется определенный процентстраховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Дляобеспечения координации деятельности всей системы социального страхования,а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня,выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральныйфонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованиюмежду всеми фондами социального страхования. Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании,становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они немогут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаютсяналогами и с них не производится никаких отчислений. Средствами социального страхования управляют субъекты: фонды истраховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха всубъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляютфинансирование всего комплекса мероприятий: начиная от выплаты страховыхсумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению иреабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социальногострахования производится покрытие расходов на текущую деятельностьсубъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи. Для большей устойчивости в системе рыночных отношений фондам истраховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствамисоциального страхования, но при условии направления большей частиполучаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческимуправлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, ивложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности,приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассывправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своегопредприятия. Одним из важных является вопрос об участии средств госбюджета всистеме социального страхования. С одной стороны, отказ от бюджетногофинансирования части расходов по социальному обеспечению в системесоциального страхования будет означать либо увеличение доли взносовстрахователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либоневозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Нофактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательствагосударства в финансовую деятельность системы социального страхования. С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначепроизводит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социальногострахования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходовгосударство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодняне позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребностинашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социальногострахования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба принаступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности. Вариант 1. Утраченный заработок возмещается в размере 80% от среднегозаработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% — издохода предприятия и 7% — из накопленных средств застрахованного.Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либосоциального страхования, накопленных за счет коммерческого

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconУправление труда и социальной защиты населения осуществляет
До 12. 45 в отделе социальной защиты инвалидов и обслуживания лиц пожилого возраста Управления труда и социальной защиты населения...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconЗаседания исполкома
О работе управления труда и социальной защиты населения по выполнению делегированных органам местного самоуправления полномочий в...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconС 1 сентября отчеты по единому взносу на социальное страхование подаются в органы Миндоходов
Бязательное государственное социальное страхование к функциям органов Миндоходов, с 1 сентября 2013 года отчеты относительно сумм...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconО ходе выполнения Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»
Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» следует отметить, что работа по исполнению вышеуказанного закона...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconКурсовая работа По предмету: «Технология социальной работы» По теме:...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconУправление труда и социальной защиты населения Судакского городского...
Управление труда и социальной защиты населения Судакского городского совета представляет информацию о планируемой организации выдачи...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconПонятие системы социальной защиты населения. Роль и место подсистемы...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconУкраина управление труда и социальной защиты населения черноморской райгосадминистрации
Управление труда и социальной защиты населения Черноморской райгосадминистрации просит Вас разместить на сайте «Макет коллективного...

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconГлавного управления социальной защиты населения донецкой облгосадминистрации...
Жилищных субсидий, социального обслуживания и защиты населения и персонифицированного учета получателей льгот

Курсовая работа по теме: «Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения» iconПрограмма разработана на основе ст. 20 Закона Украины «О статусе...
Инициатор разработки Программы – Балаклавская районная организация управление труда и социальной защиты населения Балаклавской районной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<