Реферат скачан с сайта allreferat wow ua




Скачать 300.39 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Дата публикации17.04.2014
Размер300.39 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Закон рынка Сэя. Концепция непотребления Т.Мальтуса. И влияние на них налоговой системы.

Астраханский Государственный Технический Университет Юридический факультет Кафедра Экономической Теории Учебная дисциплина - Экономическая Теория Закон рынка Сэя. Концепция непотребления Т.Мальтуса. И влияние на них налоговой системы. (реферат) Выполнил: студент II курса группы ЮФ-21 Резаков Максим Равильевич. Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук ИВЛЕВ А.Ф. Астрахань 2000ПЛАНВведениеI. Экономические концепции Томаса Мальтуса и Ж-Б Сэя.1.1. Закон рынка Сэя. 1.2. Теория непотребления Мальтуса.1.3. Влияние налоговой системы на экономические теории. II.Анализ теорий Мальтуса и Сэя. Взаимоотношение с действительностьюи другими экономическими теориями. 2.1.Демография как продолжение политики: от Шан Яна до Мальтуса. 2.2.Ирландская катострофа XIX века-одна из подтвержденийтеориии Мальтуса. 2.3.Разногласие теорий Лодерделя-Мальтуса и Сэя-Рикардо. 2.4.Сэй и Смит. Роль труда и обмена. III. Итоги эпохи индустриального развития в свете концепции естественных пределов Т.Мальтуса. 3.1 Реколонизация: окончательный закат Европы. Заключение Библиография.ВведениеВ современных условиях функционирования и развития экономики все болееактуальной становится проблема изучения истории развития экономическихконцепций. Общеизвестно, что без знания того, как развивались экономическиетеории в прошлом, невозможно научное решение вопросов экономики сегодня,’’изучение прошлого помогает лучше понять настоящее и разглядеть будущее’’.Таким образом, изучение исторических фактов позволит учесть уроки прошлогов сегодняшних условиях. История убедительно показывает, что практическаяэкономика развивалось совместно с экономической теорией. Проблемы изучения экономической теории отражены в работах многихавторов, таких как Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю, Самуэльсон,Нордхаус и многих других. Объект нашего исследования — Концепция непотребления Т.Мальтуса. Законрынка Сэя. И влияние на них налоговой системы- максимально приближен ксовременной экономике и рассматривается через призму истории , историиобщественной мысли, экономической теории, более того, органически включен впроцесс их исторического развития. Несмотря на то, что исследование является историко-экономическим, в ходенего использованы методы и приемы чисто исторического исследования.Методологическим принципом изучения истории становления и развитияэкономических концепций Мальтуса и Сэя является принцип системного подхода.Это прежде всего признание того, что явления общественной жизнирассматриваются не изолированно, а во взаимной связи, как некаяцелостность. Предметом исследования явились экономические учения Мальтусаи Сэя. Поскольку невозможно охватить все частности и детали вих концепциях, то речь в исследовании пойдет о наиболее важныхмоментах. Во-первых, о самих концепциях Мальтуса и Сэя. Во-вторых, о влиянии на них налоговой системы. В-третьих,осоответствии этих концепций действительности. В-четвертых, овзаимоотношениях теорий Мальтуса и Сэя между собой и с другимитеоретиками экономики. В-пятых, об итогах эпохииндустриального развития в свете концепции естественныхпределов Т.Мальтуса.I. Экономические концепции Томаса Мальтуса и Ж-Б Сэя. 1. Закон рынка Сэя. Жан-Батист Сэй (1767 – 1832) – французский экономист. Ему принадлежаттеория стоимости, учение о трёх факторах производства и теория реализации. Учение Сэя о трёх факторах производства. Сэй считал, что трём факторампроизводства – труду, капиталу и природе (земле) соответствуют три основныхдохода: труд создаёт заработную плату, капитал – процент, земля – ренту.Сумма этих трёх доходов определяет величину стоимости продукта, каждый извладельцев того или иного фактора производства получает вознаграждение илидоход, созданный соответствующим фактором производства, как определённуюдолю стоимости продукта. Теория стоимости Сэя. Сэй утверждал, что “производить предметы, имеющиекакую – нибудь полезность, значит производить богатство, так как полезностьпредметов составляет первое основание их ценности, а ценность естьбогатство.” Таким образом, Сэй считал полезность основанием стоимости. Сэйтакже полагал, что “цена предмета есть мерило его ценности, а ценность естьмерило его полезности”; что “меновая ценность, или цена предмета, служиттолько верным указателем полезности, которую люди признают в предмете". Сэйопределял стоимость товара “издержками производства” – капиталом, землёй итрудом. А эти издержки он определял спросом и предложением. Сэй отвергалвнутреннюю присущую товарам стоимость и считал, что стоимость товаравозникает в процессе приравнивания двух товаров. Теория реализации Сэя. Сэй утверждал, что, сообщая ценность своимпродуктам, производитель надеется, что его товар будет оценен и продан темлюдям, которые обладают средствами для его купли. Эти средства состоят издругих ценностей, из других продуктов, плодов промышленности, из ихкапиталов, земель. А из этого следует, полагает Сэй, что “сбыт дляпродуктов создаётся самим производством”. Тезису “нельзя продать, потому что мало денег”, Сэй противопоставляетдругой тезис; “нельзя продать, потому что мало других продуктов”. Сэйутверждал, что “денег всегда довольно, чтобы служить обращению и взаимномуобмену других ценностей, если только эти ценности действительносуществуют”. Сэй считал, что продавцы стремятся лишь “получить ценностьсвоего товара такими продуктами, которые нужны им для потребления”, чтопродавцы совсем не ищут денег и не имеют в них надобности, а если и желаютиметь их то лишь для того, чтобы превратить их в предметы своегопотребления. Из утверждения о том, что покупка всякого продукта не можетсовершиться иначе как на ценность другого продукта, Сэй сделал нескольковыводов:“Чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленнеепроизводства, тем легче, разнообразнее и обширнее сбыт продуктов”. Наличиеиногда большого количества товаров, которые загромождают обращение, потомучто не находят себе покупателей, Сэй объясняет тем, что эти товары“превышают сумму потребностей в них”, а также “потому, что другиепроизводства дали товаров меньше, чем нужно”.“Каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отраслипромышленности всегда благоприятно процветанию всех прочих”.“Ввоз иностранных товаров благоприятен продаже внутренних продуктов, потомучто мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукты нашейпромышленности, наших земель и наших капиталов, которым, следовательно,торговля доставляет сбыт”. Итоговый вывод Сэя – покупаются ли иностранныетовары на собственные товары или деньги, “эти покупки доставляют сбытнациональной промышленности”. Представители классической теории полагали, что рыночная системаспособна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Даже привозникновении кризисных обстоятельств (война, политические перевороты,засуха и т. д.) автоматическое саморегулирование вскоре восстановит вэкономике уровень производства при полной занятости автоматически. Одним изосновных понятий классической теории занятости является то, что даже еслибы уровень общих расходов оказался недостаточным для закупки продукции, товключились бы такие рычаги регулирования, как цена, заработная плата иставка процента, в результате чего снижение общих расходов не повлекло быза собой сокращения реального обьёма производства, занятости и реальныхдоходов. Отрицание классической теорией возможности недостаточного уровнярасходов частично основывается на законе Сэя. Закон Сэя – это идея о том,что сам процесс производства товаров создаёт доход, в точности равныйстоимости произведённых товаров. Это значит, что производство любого объёмапродукции автоматически обеспечивает доход, необходимый для закупки всейпродукции на рынке. Предложение порождает свой собственный спрос. Сутьзакона Сэя можно представить на примере меновой торговли. Например, обувщик производит или предлагает обувь как объект покупки илиспроса на рубашки или чулки, произведённые другими ремесленниками.Предложение обуви обувщиком есть его спрос на другие товары. И так для всейэкономики в целом: спрос должен быть таким же, как и предложение. Этамодель подходит для экономики с замкнутым потоком. Доход, полученный отпроизводства любого общего объёма продукции, будучи израсходованным, долженбыть вполне достаточным для обеспечения адекватного общего спроса. Присоответствии структуры рынка запросам потребителя все рынки очищаются отподукции. Может показаться, что всё, что требуется делать производителямдля продажи продукции, - это производить данную продукцию; закон Сэягарантирует, что расходы на потребление будут достаточными для успешнойреализации данной продукции. Но при этом появляется усложняющий фактор – сбережения, так как нетгарантии, что получатели дохода израсходуют его полностью. Сбереженияпредставляют собой изятие средств из потока расходов, что приводит к тому,что расходы на потребление оказываются недостаточными для закупки всейпроизводственной продукции. Если домохозяйства сберегают какую-то частьсвоих доходов, то предложение не создаёт своего собственного спроса.Сбережения вызывают недостаточность потребления. В результате – непроданныетовары, сокращение производства, безработица и снижение доходов. Но экономисты - классики утверждают, что на самом деле сбережения неприводят к недостаточности спроса, так как каждый сбережённый рубль будетинвестирован предпринимателями. Инвестиционные расходы предпринимателейявляются дополнением к потоку доходы - расходы, что может заполнить любой“пробел” в потреблении, вызванный сбережением. Итак, если предпринимателиинвестируют столько же, сколько домохозяйства сберегают, то закон Сэя будетдействовать и уровень производства и занятости останутся постоянными.Сможет или нет экономика достичь и сохранить уровень расходов, необходимыйдля обеспечения производства продукции и дохода при полной занятости, будетзависеть от того, намерены ли предприниматели произвести достаточноеинвестирование, чтобы компенсировать сбережения домохозяйств. Экономисты-классики утверждали, что существует денежный рынок, которыйгарантирует равенство сбережений и инвестиций. При этом равновесиедостигается за счёт гибкости процентной ставки, которая отражается насбережениях домохозяйств и величине инвестиций со стороны предпринимателей. Потребители будут сберегать только в том случае, если кто-то будетплатить им ставку процента в качестве вознагражления за их бережливость.Чем выше ставка процента, тем больше будет сберегать домохозяйство и криваясбережений будет восходящей. А кто будет платить за использованиесбережений? Не кто иной, как инвесторы – собственники предприятий, которыестремятся найти денежный капитал, чтобы обновить или расширить своёпредприятие. Так как ставка процента оказывает влияние на издержкипредпринимателей - заёмщиков, то последние более охотно будут инвестироватьпри более низкой ставке процента. Следовательно, кривая инвестиций II будетнисходящей. Денежный рынок устанавливает равновесную цену на использованиеденег – равновесную ставку процента, при которой сумма сбережений равнасумме инвестиций. Сбережения практически не вызывают нарушений в потокерасходы - доходы, так как ставка процента способствует тому, чтобы каждыйсбережённый рубль попал в руки инвесторов. При сокращении спроса на товары и увеличении сбережений Q1 ( Q2 приданной процентной ставке появляются нереализованные товары, происходитсокращение производства. Излишки сбережений приведут к понижению ставкипроцента; что в свою очередь приведёт к увеличению расходов на инвестициидо тех пор, пока они не будут равны сбережениям в точке Q2. Изменение ставки процента обеспачивает действие закона Сэя даже вэкономике со значительными сбережениями. Как представлялось экономистам-классикам, экономика подобна гигантской ванне, в которой объём водысоответствует выпуску продукции и занятости. Любая утечка через сливнуютрубу сбережений возвращается в ванну через кран инвестиций. Таким долженбыть процесс, так как ставка процента соединяет сливную трубу и кран.1.2. Теория непотребления МальтусаТомас Мальтус(1766-1834)Английский экономист известный прежде всего небезуспешной попыткой впервыесоздать имеющую экономический смысл теорию народонаселения. Создание этойтеории отчасти стимулировалось тем, что в Англии конца XVIII вдействительно имел место значительный рост населения , вызванный в первуюочередь уменьшением смертности . Основным сочинением Мальтуса является егоработа "Опыт о законе народонаселения" главную цель которой онсформулировал следующим образом: наметить пути к улучшению положения низшихклассов общества .В своей работе Мальтус исходил из 4 принципов: 1)общество находится всостоянии равновесия, когда количество прдуктов потребления соответствуетчиссленности населения 2) при отклонении от этого равновесия в обществевозникают силы возвращающие его к равновесию 3) цены всех товаровопределяются соотношением спроса и предложения 4) существует законнародонаселения, согласно которому и население и производство предметовпотребления при отсутсвии препятсвий неограниченно растут, но скоростьроста населения больше чем скорость роста предметов потребления. Вчастности при отсутствии препятствий население растет в геометрической, апроизводство предметов потребления - вм арифметической прогрессии. Всякнига Мальтуса следствие из этих положений.В своем "Сочинении о законе народонаселения" 1798 года Томас РобертМальтус, как английский священник, представил предшественника всехсовременных аргументов на тему пределов росту. Он заметил, что свободнорастущее население имеет тенденцию удваиваться периодически, таким образом,увеличиваясь экспоненциально. В этом есть смысл: поскольку все организмыпроисходят от удачных репликаторов, они имеют тенденцию размножаться, когдау них есть возможность. В целях доказательства Мальтус предположил, чторесурсы - обеспечение пищей - могли бы увеличиваться как фиксированноеколичество за год (процесс, называемый линейным ростом, так как его точкивыстроены в линию на графике). Поскольку математика показывает, что любаяфиксированная скорость экспоненциального роста, в конце концов обгонитлюбую фиксированную скорость линейного роста, Мальтус утверждал, что ростнаселения, если не контролируется, в конце концов обогнал бы производствопищи.С тех пор авторы повторяли не раз вариации этой идеи, в книге, такой как"Бомба народонаселения и голод", 1975(!) год, однако производство пищи шлов ногу с населением. Вне Африки оно даже вырвалось вперед. Ошибался лиМальтус?По сути - нет: он был не прав главным образом насчет времени и деталей.Рост на Земле встречает пределы, так как Земля имеет ограниченное место,будь то для возделывания, или чего-то еще. Мальтус не мог предсказать,когда пределы схватят нас за горло главным образом потому, что он не могожидать прорывов в сельскохозяйственном оборудовании, сельскохозяйственнойгенетике и удобрениях.Некоторые люди сейчас замечают, что экспоненциальный рост обгонитфиксированные запасы ресурсов Земли, т.е. более простой аргумент, чемпредлагал Мальтус. Хотя космическая технология эту границу перейдет, она неперейдет все границы. Даже если вселенная была бы бесконечно большой, мы бывсе равно не могли бы передвигаться бесконечно быстро. Закон природыограничит скорость роста: земная жизнь будет распространяться не быстрее,чем свет.Устойчивое расширение будет открывать новые ресурсы со скоростью, котораябудет увеличиваться по мере того, как границы уходят в глубь и ширькосмоса. Результатом этого будет не линейный рост, а кубический. Однако, посути Мальтус был прав: экспоненциальный рост обгонит кубический рост такжелегко как линейный. Вычисления показывают, что неконтролируемый ростнаселения, будь то с долгой жизнь или без, обогнал бы доступные ресурсыпримерно за одну или две тысячи лет максимум. Неограниченныйэкспоненциальный рост остается фантазией, даже в космосе.Томас Мальтус против нищих и социальных девиантовЕсли Дарвин был Христом новой религии, то Иоанном Предтечей социальногодарвинизма был Томас Роберт Мальтус, 1766-1834.В результате огораживаний, большая часть англичан превратились в нищих, безимущества и перспектив к существованию. Мальтус объяснил, почему так должнобыть. Дело в том, что человек - размножается беспрерывно, пока ему хватаетпищи, и будет размножаться, пока пища не кончится - а посему, голоднеизбежен.Основная работа Мальтуса - книга "An Essay on the Principle ofPopulation"(1798). Весьма показательно, что текст величайшего мракобесаXVIII века начинается с витиеватого гимна книгопечатанию, Просвещению иФранцузской Революции.Впрочем, с первой же главы, Мальтус с жаром опровергает мифы Просвещения обизначально благой (или способной воспринимать благо) природе человека, исводит все человеческие интеракции к константам - еде и сексу, с которымипредполагается бороться во избежание голода. Голод и войны, таким образом,выступают в роли спасителей человечества, а размножение оказывается чуть лине преступлением.Мальтус отвечал социальному заказу - пытался объяснить, почему в Англиипоявилось так много нищих, почему в этом нет ничего плохого и как с нимибороться. По его рекомендациям для бедных были организованы работные дома,куда их заключали как в тюрьму без суда. Мужчины и женщины в работных домахсодержались сугубо раздельно, чтобы не занимались сексом.Через примерно 200 лет, теорию Мальтуса развили американские ученые ЛарриНивен и Джерри Поурнелл в одной из наиболее культовых книг этого столетия -романе "The Mote in God's Eye".30 лет, прошедших после Мальтуса, англичане провели, тщетно пытаясь создатьдля нищих условия, в которых их существование прекратится с минимумомнеудобств для хозяев. Работные дома были предварительной репетициейОсвенцима. Но спустя какое-то время, оказалось, что бедные - это не опасныепаразиты, нуждающиеся в уничтожении (как думали Мальтус и английскиевласти), а наоборот, полезные и даже необходимые члены общества.Экономическая ситуация изменилась: для дальнейшего процветания, Англиянуждалась в миллионах человекочасов дешевого, неквалифицированного(желательно детского) труда. Действие типичного романа Диккенса происходитпосреди трущобы, жизни персонажей (в основном, детей) состоят избесконечных унижений, но обездоленные персонажи полны нечеловеческогоблагородства, любви и христианского смирения. Нельзя думать, что у англичаннеожиданно взыграла совесть. На самом деле Диккенс отвечал на конкретныйсоциальный заказ, аналогичный заказу, полученному Мальтусом. Эксплуатацияизгоев заменила их уничтожение -- при условии, разумеется, сохраненияизгоями христианского смирения и любви к ближнему.Это проливает определенный свет и на историю либерализма - про-военные имизантропские убеждения Мальтуса оказываются на проверку ничуть не менеелюдоедскими, чем гуманизм либералов.1.3. Влияние налоговой системы на экономические теории. Влияние налоговой системы на теории Мальтуса и Сэя достаточно велико, нов основном налоги играют для них такую же роль, как и для других теорий.Поскольку в исследовании мы не ставили себе цель изучить общиезакономерности налоговой системы то речь в этой главе будет идти онекоторых наиболее важных моментах взаимодействия концепций Мальтуса и Сэя. Налоги выполняют три важнейшие функции: 1)финансированиегосударственных расходов 2)поддержание социального равновесия путемизменения соотношения между доходами отдельных социальных групп.3)государственного регулирования экономики.Теперь на основе перечисленных выше функций рассмотрим теорию Сэя.Концепция Сэя гласит, что перепроизводство невозможно по самой своейприроде т.е предложение рождает спрос. Суть закона изображена награфике.Здесь мы имеем дело с экономикой в которой цены и зарплатаустанавливаются на конкурентных рынках свободно повышаясь и понижаясь привозникновении избыточного спроса или предложения. В терминах модели AS-ADданную ситуацию можно описать с помощью стандартной кривой совокупногоспроса имеющей отрицательный наклон и вертикальной кривой совокупногопредложения.Предположим, что из-за сокращения денежной массы или действия других силсовокупный спрос падает. В результате кривая AD смещается влево В положениеAD* . В начале при исходной цене P общие расходы уменьшаются до точки B иможет наступить непродолжительный период снижения выпуска. Однако засдвигом спроса следует быстрая корректировка зарплаты и цен, в результатекоторых общий уровень цен падает с P до P*. По мере понижения общего уровняцен факктический выпуск возвращается к своему потенциальному значению, и вточке С восстанавливается полная занятость. P ASAD*AD B а P E C P* Q=Q*=QpПолитика управления совокупным спросом не может повлиять на уровеньбезработицы и обьем реального выпуска. Кредитно-денежная и налоговополитика может оказать воздействие только на уровень цен и на структуруреального ВВП.Рассмотрим экономику находящуюся в равновесии в точке А на пересечениекривых AD и AS. Допустим государство, принимает решение сократитьпредложение денег, чтобы понизить инфляцию. Тогда на короткое время покацены будут оставаться на исходнем уровне P возникнет избыток предложения.Однако так как вскоре под давлением избыточного предложения начнетсяпонижение цен и зарплаты,экономика сместится в новое равновесное положениев точке C. Чистый эффект сдерживающей экономической политики заключается впадении общего уровня цен. Но издержки в виде потерь выпуска былинезначительными, а безработица не возросла, поскольку благодаря гибкостицен и зарплаты переход из прежнего состояния равновесия в новое прошелгладко.II.Анализ теорий Мальтуса и Сэя. Взаимоотношение с действительностью идругими экономическими теориями. 2.1.Демография как продолжение политики: от Шан Яна до Мальтуса. Исторически практика сознательного управления демографическими процессами возникла одновременно с возникновением централизованных государств нефеодального типа со сравнительно развитой системой разделения труда и широким использованием статистики (Египет, Междуречье и, в особенности, древнекитайские царства). Если феодальная традиция рассматривала население как неотъемлемую принадлежность земельного надела, даваемого феодалу в "кормление", то древнекитайская практика государственного строительства и управления широко и осознанно использовала методы социального управления в повседневной практике, надолго опередив европейскую мысль. Так, классический древнекитайский трактат "Шан цзюнь шу" (Книга правителя области Шан), датируемый 4-м в. до н.э., оказавший заметное влияние на китайскую государственную традицию, основное внимание обращает на рост населения с опережающим развитием продовольственной базы путем "обработки пустующих земель" и создания продовольственных резервов. Автор трактата рекомендует весьма сложную систему государственной статистики: "Могущественное государство знает тринадцать видов подсчета: числа едоков в стране, числа взрослых мужчин и женщин, старых и слабых, чиновников и воинских начальников, тех, кто добывает себе пропитание речами, богатых, поголовья лошадей и быков, количества сена и соломы. Если тот, кто хочет сделать свою страну сильной, не знает ничего об этих тринадцати видах подсчета, то его государство, несмотря на благоприятные природные условия и многочисленность населения, будет все слабее и слабее и в конце концов будет расчленено". Определенное внимание обращалось на оптимальное соотношение площади сельскохозяйственных земель и численность населения, то есть именно на ту проблему, которая сегодня многократно обострилась и в Китае, и на планете в целом. Определенное внимание в трактате уделено устойчивости государственного управления в течение длительных промежутков времени (несколько поколений). Можно сказать, что это была одна из первых формулировок проблемы устойчивого развития, значительно опередившая свое время. ...Говоря о становлении и развитии европейской научной традиции в сфере демографии и смежных дисциплин, следует начать с классического труда Т.Мальтуса "Опыт о законе народонаселения". Впервые изданный в 1798 году, в разгар промышленной революции и связанного с ней демографического бума в Европе XIX века, "Опыт..." вскрыл одно из глубинных противоречий развития любого общества: явление компенсации абсолютного экономического роста быстрым ростом народонаселения, в результате чего среднедушевое потребление стабилизируется на уровне, близком к физиологическому минимуму. "...Исходя из современного состояния заселенных земель, мы вправе сказать, что средства существования при наиболее благоприятных условиях применения человеческого труда никогда не могут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии". При этом, "если возрастание населения не задерживается какими-либо препятствиями, то это население удваивается примерно через каждые 25 лет и, следовательно, возрастает в каждый последующий двадцатипятилетний период в геометрической прогрессии". Условия, в которых темпы роста сельскохозяйственного производства соответствовали бы темпам "естественного" роста населения (с периодом удвоения около 25 лет), встречались достаточно редко, в основном при сельскохозяйственном освоении малозаселенных территорий (Северная Америка XVIII-XIX в.), освоении новых сельскохозяйственных культур, значительно превосходящих традиционные по урожайности (картофель, кукуруза), либо резкое улучшение агротехники и ирригации ("зеленая революция 1960-70-х годов в "третьем мире"). Но, как справедливо отметил Мальтус, такие благоприятные условия носят временный характер, после чего рост пищевой базы достигает естественных пределов (исчерпание пустых земель и др.), после чего рост населения ограничивается ростом смертности от голода и сопутствующих социальных факторов. Таким образом, Мальтус подошел к обоснованному выводу, который навлек на него несправедливые обвинения в антигуманности: он сделал совершенно обоснованный вывод, что при естественно-биологическом темпе размножения населения голод, бедность и другие факторы преждевременной смертности выполняют роль естественного регулятора численности населения и не могут быть устранены перераспределением продуктов труда внутри социума (благотворительность, пособия для бедных и др.). Мальтусу были совершенно необоснованно приписаны призывы к массовому уничтожению "избыточного" населения с помощью сознательного устройства голода, войн и эпидемий, в то время, как он только перечислил их в числе факторов преждевременной смертности! "К категории разрушительных препятствий к размножению населения... необходимо отнести вредные для здоровья занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающийся влиянию непогоды труд, крайнюю бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов - болезни, эпидемии, войну, чуму, голод." Легко показать, что при равновесии смертей и рождений (стабильная численность населения) избыточная (неестественная) смертность от перечисленных "разрушительных препятствий" за период естественного удвоения населения будет равна численности населения. Поэтому Мальтус сделал очевидный вывод о том, что снижение смертности и социальных бедствий, связанных с перенаселенностью, может быть ограничено снижением рождаемости до уровня, при котором темпы роста населения, по меньшей мере, не превышали бы темпов экономического роста. При этом единственным морально приемлемым средством ограничения рождаемости Мальтус считал регулирование брачно-семейных отношений.2.2.Ирландская катострофа XIX века-одна из подтвержденийтеориии Мальтуса. Объективность основных положений работы Т.Мальтуса разительным образом подтвердилась полвека спустя после выхода "Опыта..." в свет, причем, именно на примере Ирландии. Неустойчивость натурального и мелкотоварного хозяйства Ирландии, основанного на картофельной монокультуре, предсказанная Мальтусом теоретически, в полной мере проявилась в 1845-46 годах во время "картофельного голода", связанного с эпидемией картофельного фитофтороза, вызвавшей голод, значительно сокративший население. Единственным спасением для многих миллионов ирландцев от голодной смерти была эмиграция в Северную Америку, располагавшую в то время почти неограниченными земельными ресурсами (политика бесплатного выделения "хомстэдов" неосвоенных земельных участков под фермерские хозяйства продолжалась в США до первой четверти XX в.). Что касается собственно Ирландии, т.е. даже в 1880 году ее население, опустошенное голодом, эпидемиями (холера 1849 г.) и массовой эмиграцией, находилось на уровне 1801 года, уменьшившись с 1841 года вчетверо! Пример продовольственно-демографической катастрофы в Ирландии XIX в., предсказанный Мальтусом, важен для нас еще в двух отношениях. Прежде всего, демографическая катастрофа в Ирландии - весьма и весьма адекватная локальная модель глобального кризиса, прогнозируемого на начало - середину XXI века, тем более, что по своим экологическим и демографическим показателям Ирландия середины прошлого века аналогична типичной развивающейся стране сегодняшнего времени. Усредненная модель мирового развития, описанная в работах "Римского клуба", не учитывает таких факторов, как неодновременность возникновения и распространения глобального кризиса и непредсказуемость начала его острой фазы, которая инициируется случайными природными явлениями (неурожай). Естественным следствием неравномерности развития глобального кризиса будет, как и в случае с Ирландией, распространение миграционных волн, вызывающих вторичные кризисные явления в других регионах ("принцип домино"). Но если в прошлом веке волна ирландской эмиграции была поглощена малонаселенными Соединенными Штатами, то сегодня "малонаселенной территорией", отведенной сопредельными странами и "мировым сообществом" для сброса миграционных потоков, будет Россия. Как показано выше, эта угроза уже реализуется. Поэтому, на ближайшие десятилетия Россия будет "естественным заложником" социально- экономической стабильности Китая, проводя политику особых экономических льгот в обмен на отказ от миграции. Второй крайне важный для России вывод из "картофельного голода" в Ирландии - крайняя неустойчивость обеспечения продовольственной безопасности России за счет натурального картофельного хозяйства. ... Сегодня, когда население индустриальных стран стабилизировалось ("второй демографический переход") вследствие массового использования медицинских средств ограничения рождаемости, урбанизации и разрушения традиционной модели семьи, явление "первого демографического перехода" переместилось в бывшие колонии, а ныне "развивающиеся страны", во многом повторяя историю "старых индустриальных" стран Европы. Буквальную реализацию прогнозов Мальтуса представляет собой широко известная "зеленая революция" в развивающихся странах, задуманная "антимальтузианцами" в качестве средства преодоления голода и нищеты. И действительно, первые результаты широкого освоения в "третьем мире" передовых агротехнологий, культур и систем ирригации дали весьма положительные результаты: за период с 1950 по 1984 гг. мировое производство зерна выросло в 2,6 раза, (т.е. на 160%), что значительно превысило рост народонаселения, в результате чего сбор зерна на одного человека увеличился на 40%, что качественно увеличило продовольственную безопасность данных стран в мировом масштабе и дало дополнительные ресурсы для несельскохозяйственного развития. Но на эти цифры можно взглянуть и с другой стороны: на каждый процент среднемирового прироста подушевого производства зерна потребовался четырехкратный прирост производства зерна. Иными словами три четверти прироста продовольственной базы были "съедены" бесконтрольным ростом населения. Однако в последнее время обстановка изменилась, сделав печальную победу пророчеств Мальтуса уже не относительной, а абсолютной. Ежегодный среднемировой прирост производства зерна в "условных объемах" к середине 80-х годов сократился в среднем до 1% в год. В результате в период с 1984 по 1993 гг. производство зерна на душу населения сократилось на 12% и продолжает сокращаться: мировое хозяйство вплотную приблизилось к физически и биологически обусловленным пределам роста. С рыбными запасами дело обстоит еще хуже. Своего пика мировой улов рыбы, включая и внутренние водоемы, достиг в 1968 году (100 млн. тонн). С тех пор улов колебался в пределах 96-98 млн. тонн, так что к 1993 году потребление рыбопродуктов на душу населения сократилось на 9%. По данным ФАО, 17 океанских рыбопромысловых зон используются с предельной интенсивностью, а 9 находятся в состоянии упадка. Очевидно, и здесь достигнуты естественные пределы роста производства. Стоит ли удивляться, если сегодня все сколько-нибудь адекватные модели глобального развития, используемые для реальных прогнозов, и, прежде всего, - модели развития "Римского клуба", официально признанные ООН, являются непосредственным развитием "Опыта о законе народонаселения" Т.Мальтуса?2.3.Разногласие теорий Лодерделя-Мальтуса и Сэя-Рикардо.Правда, в политической экономии возникает разноголосица. Одна сторона(Лодердель, Мальтус и др.) рекомендует роскошь и проклинает бережливость;другая (Сэй, Рикардо и др.) рекомендует бережливость и проклинает роскошь.Но первая признает, что она хочет роскоши, чтобы производить труд (т. е.абсолютную бережливость); а вторая признает, что она рекомендуетбережливость, чтобы производить богатство, т. е. роскошь. Первая сторонапредается романтическим фантазиям, требуя, чтобы не одна только жажданаживы определяла потребление богачей, и она противоречит выдвинутым еюсамою законам, выдавая расточительность непосредственно за средствообогащения. Поэтому противная сторона весьма серьезно и обстоятельнодоказывает ей, что расточительностью я свое имущество уменьшаю, а неумножаю. Эта другая сторона лицемерно отказывается признать, что именноприхоти и капризы определяют производство; она забывает об “утонченныхпотребностях”, забывает, что без потребления не было бы и производства;забывает, что вследствие конкуренции производство неизбежно становится лишьболее всесторонним, более роскошным; она забывает, что, согласно ее жетеории, стоимость вещи определяется потреблением и что мода определяетпотребление; она желает, чтобы производилось только “полезное”, забывая,что производство слишком большого количества полезных вещей производитслишком много бесполезного населения. Обе стороны забывают, чторасточительность и бережливость, роскошь и лишения, богатство и бедностьравны друг другу.И экономить ты должен не только на твоих непосредственных чувственныхпотребностях, на еде и прочем, по и на участии в общих интересах, насострадании, доверии и т. д.; во всем этом ты должен проявлять максимальнуюбережливость, если ты хочешь поступать согласно политической экономии и нехочешь погибнуть от своих иллюзий.2.4.Сэй и Смит. Роль труда и обмена.Так говорит Ж. Б. Сэй.“Присущие человеку от природы силы, это — его разум и его физическаяспособность к труду. Силы же, проистекающие из общественного состояния,заключаются в способности разделять труд и распределять среди различныхлюдей различные работы... и в способности обмениваться взаимными услугами ипродуктами, образующими средства существования. Мотив, по которому одинчеловек оказывает услуги другому, — эгоистического порядка: человек требуетвознаграждения за услуги, оказанные другому. — Право исключительной частнойсобственности является необходимым условием для того, чтобы среди людей могустановиться обмен”. “Обмен и разделение труда взаимно обусловливают другдруга”.Рассуждения. Адама Смита можно резюмировать следующим образом:Разделение труда сообщает труду бесконечную производительность. Онокоренится в склонности к обмену и торговле, специфически человеческойсклонности, которая, вероятно, не случайна, а обусловлена применениемразума и языка. Мотив, которым руководствуются обменивающиеся между собойлюди, это — не человеколюбие, а эгоизм. Разнообразие человеческих дарований— скорее следствие, чем причина разделения труда, т. е. обмена. Толькообмен и делает полезным это разнообразие. Особые свойства разных породживотных одного вида различаются между собой от природы больше, чемразличаются между собой у разных людей те или другие способности идеятельности. Но так как животные неспособны к обмену, то ни одномуживотному индивиду не приносят никакой пользы отличающиеся от его породысвойства животного того же вида, но другой породы. Животные не могутскладывать имеете различные свойства своего вида; они не могут ничегосделать для общей пользы и для общих удобств своего вида. Иное делочеловек. Здесь самые разнообразные дарования и виды деятельностиоказываются полезными друг другу, потому что люди умеют собирать своиразличные продукты в одну общую массу, откуда каждый может покупать себето, что ему нужно. Так как разделение труда возникает из склонности кобмену, то оно растет и удерживается в определенных границах в зависимостиот размеров обмена, рынка. В цивилизованном состоянии каждый человекявляется торговцем, а общество является торговым обществом.Сэй считает обмен чем-то случайным, не основным. Общество могло бысуществовать и без него. Обмен становится необходимым в цивилизованномсостоянии общества. Тем не менее производство не может иметь места безобмена. Разделение труда есть удобное, полезное средство, умелое применениечеловеческих сил для создания общественного богатства, но оно уменьшаетспособности каждого человека, взятого в отдельности. Это последнеезамечание является шагом вперед со стороны Сэя.Скарбек отличает индивидуальные, от природы присущие человеку силы — разуми физическую способность к труду, от сил, проистекающих из общества, —обмена и разделения труда, которые взаимно обусловливают друг друга. Анеобходимой предпосылкой обмена является, по Скарбеку, частнаясобственность. Скарбек выражает здесь в объективной форме то, что говорятСмит, Сэй, Рикардо и др., когда они указывают на эгоизм, частный интерес,как на основу обмена, или когда они называют торговлю существенной иадекватной формой обмена.Рассмотрение разделения труда и обмена представляет величайший интерес,потому что это — наглядно отчужденные выражения человеческой деятельности,как родовой деятельности, и человеческой сущностной силы, как родовойсущностной силы.Сказать, что разделение труда и обмен покоятся на частной собственности,равносильно утверждению, что труд является сущностью частной собственности,— утверждению, которое политэконом не может доказать и которое мы намереныдоказать за него. Именно то обстоятельство, что разделение труда и обменсуть формы частной собственности, как раз и служит доказательством кактого, что человеческая жизнь нуждалась для своего осуществления в частнойсобственности, так, с другой стороны, и того, что теперь она нуждается вупразднении частной собственности.Разделение труда и обмен, это — те два явления, при рассмотрении которыхполитэконом кичится общественным характером своей науки и тут же, непереводя дыхания, бессознательно высказывает заключающееся в нейпротиворечие, а именно обоснование общества при помощи необщественных,частных интересов.Нам надлежит рассмотреть следующие моменты:Во-первых, склонность к обмену, основу которой политэкономы находят вэгоизме, рассматривается как причина или взаимодействующий факторразделения труда. Сэй считает обмен чем-то не основным для сущностиобщества. Богатство, производство объясняются разделением труда и обменом.Признается, что разделение труда вызывает обеднение и деградациюиндивидуальной деятельности. Обмен и разделение труда признаются причинамивеликого разнообразия человеческих дарований, разнообразия, котороестановится полезным опять-таки благодаря обмену. Скарбек делитпроизводственные или производительные сущностные силы человека на двечасти: 1) на индивидуальные, от природы присущие человеку силы — его разуми специальная склонность или способность к определенному труду, и 2) напроистекающие из общества, а не из реального индивида, силы — разделениетруда и обмен. — Далее: разделение труда ограничено рынком. — Человеческийтруд есть простое механическое движение; самое главное выполняютматериальные свойства предметов. — Каждому отдельному индивиду следуетпоручать возможно меньше операций. — Раздробление труда и концентрациякапитала, неэффективность индивидуального производства и массовоепроизводство богатства. — Значение свободной частной собственности дляразделения труда.III. Итоги эпохи индустриального развития в свете концепцииестественных пределов Т.Мальтуса 3.1 Реколонизация: окончательный закат Европы Подводя итоги эпохи индустриального развития в свете концепции естественных пределов Т.Мальтуса, следует заново рассмотреть динамику колониального передела мира и его постколониальной трансформации. При оценке экономической природы колониального освоения мира, начиная с эпохи Великих географических открытий, обычно преувеличивается непосредственно- экономический эффект приобретения колоний и явно недооценивается демографическая подоплека колониализма, во многом раскрывающая суть постколониального развития. За исключением легендарного американского золота, вывоз которого из колоний Испании и Португалии за несколько десятков лет удвоил количество драгоценного металла в Старом Свете, заморские колонии никогда не давали непосредственной прибыли, соизмеримой с внутренним производством самих метрополий. Торговля пряностями, табаком, кофе, чаем и другими колониальными товарами была солью колониальной эпохи, катализатором промышленного развития, - солью, но не пищей. Большую часть продовольствия и промышленного сырья метрополии получали из внутренних источников. Максимального физического, стоимостного и относительного объема товарооборот с колониями (например, Британии и Индии) достиг не в расцвете, а на закате колониальных империй в начале XX века. Таким образом, чисто экономические причины, в отрыве от демографических и миграционных процессов, не объясняют ни расцвета, ни заката колониальной эпохи. Между тем, именно учет демографического фактора ставит все на свои места. Одним из безусловно верных наблюдений Мальтуса было отрицательное влияние на экономику беднейших слоев населения, которые, фактически, не участвуя в производстве, находились на иждивении общества, принимая на себя "обязанность" компенсировать повышенной смертностью избыточную рождаемость, не обеспеченную пищевой базой. Поэтому, одним из главных стимулов освоения колоний было расселение избыточного населения метрополий. Именно расселение, а не торговля было основным стимулом образования колоний. Пик колониальной активности европейских государств, приходящийся на вторую половину XIX века, совпадает с пиком миграционной активности европейских народов и, соответственно, с максимальными темпами прироста европейского населения. В демографическом разделе своего итогового экономического сочинения "Заветные мысли" Д.И.Менделеев характеризовал современную ему ситуацию следующим образом: "Если считать, что прирост сохранится и впредь близким к 1%, т.е. число жителей всей Земли будет удваиваться примерно в 60-70 лет, то через 100 лет, т.е. к 2000 году получится жителей на земле более 4 миллиардов и тогда теснота будет такая же почти повсюду, как теперь в Германии. Этим желанным образом совершенно просто и наглядно, т.е. реально, объясняется причина того, что все передовые страны с густым населением, даже маленькая Бельгия, в наши дни озабочены приобретением колоний. Англия, Франция и Германия и тут стоят впереди других народов, а Россия заблаговременно и дальновидно заняла соседние с ней пустыни". Именно постоянный приток избыточного населения из метрополий был необходимым условием функционирования колониальных институтов: администрации, судебной системы, армии, полиции, а самое главное условным ростом белой переселенческой общины. Закат колониальной эпохи наступил когда индустриализация Европы вследствие ряда причин привела к снижению темпов роста населения (начало второго демографического перехода). Помимо сокращения свободных людских ресурсов, снизились экономические стимулы миграции в колонии в связи с отставанием роста населения от роста производства. По иронии судьбы, решающим фактором демографического перелома в метрополиях стала громадная убыль (свыше 17 млн. военных потерь) активного мужского населения Европы во время Первой мировой войны, одной из целей которой был передел колоний. Европейская демографическая катастрофа 1914-1918 годов стала началом конца традиционной колониальной системы. Несостоявшиеся жители колоний пали на полях Европы. В дальнейшем смена вектора демографического развития усилилась: в то время, как в Европе продолжился спад рождаемости, в колониальных странах наметился отчетливый прирост населения, обусловленный снижением смертности. Вторая мировая война, породив как прямую убыль населения, так и спад рождаемости в Европе, стала толчком для лавинообразного обрушения колониальной системы, который в основных чертах завершился в течение всего двух десятилетий. Парадоксальным фактором ускорения этого процесса стал быстрый послевоенный рост европейской экономики (темп удвоения уровня жизни в 1950-1960-х годах составлял 10-15 лет), что вызвало волну ремиграции белого населения колоний на историческую родину, опережающую предоставление независимости соответствующим странам. Кстати, все экономические функции "старой" колониальной системы по перераспределению доходов через международное разделение труда были успешно сохранены в новых формах (неоколониализм) и получили развитие в концепциях "нового мирового порядка" и "золотого миллиарда". Однако, экономическое доминирование "старых индустриальных" стран отнюдь не исключает действия реальных демографических факторов, делающих это доминирование проблематичным. В последние десятилетия отчетливо проявилась новая глобальная тенденция, которую можно назвать "реколонизацией" или "возвратной колонизацией" бывших метрополий. Перенаселенность развивающихся стран вследствие демографического бума последних десятилетий и стабильный спад рождаемости в "старых индустриальных" странах при высоком уровне жизни и социальных гарантий создали ситуацию, когда вслед за волной обратной миграции белых колонистов (пик - 50-60-е годы) в Европу хлынула волна переселенцев из коренного населения бывших колоний. Характерно, что исторические и экономические связи сохранились - но процесс переселения по тем же путям, что в прошлом веке, но в обратном направлении, во многом облегчается культурно-языковым наследием колониальной эпохи. Так, если численность мусульманского населения Франции вследствие миграции к 2020 году вырастет с 20 до 30%, то с учетом демографической экспансии эта цифра превысит 50%, то есть французы станут этническим меньшинством на своей же исторической территории! (Миграционные процессы, идущие на территории СНГ, имеют аналогичную природу.) Таким образом, продолжение демографического спада и внешняя миграционно- демографическая экспансия грозят коренному населению Европы, включая народы России, повторением судьбы коренного населения Америки: превращением в национальные меньшинства и затем в лучшем случае, вытеснением на социальную периферию. Косово и Чечня - это только первые предупреждения. Если процесс реколонизации Европы и колонизации СНГ не будет взят под контроль в ближайшие годы, коренные народы Европы не доживут до исхода мирового кризиса: самое позднее в 2050 году они станут национально- религиозными меньшинствами и исчезнут с исторической арены, оставив после себя новое поколение мертвых языков.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Экономические теории Мальтуса и Сэя продолжают изучаться не только какконцепции представляющие собой прошедшую эпоху, но и как концепции чьиположения остались верными по сегодняшний день. Несмотря на противоречия сдругими теориями классиков экономики. Многообразие экономических теорий, их взаимообогащение - закономерностьустойчивого развития экономики. На современном этапе экономика в нашейстране имеет массу нерешенных задач, трудностей и противоречий в своемразвитии.. Одним из первых шагов в решении этих проблем являетсяисследование экономических теорий , выявлением тенденций их развития,анализ различных экономических систем и разработка на их основе современныхэкономических технологий. А концепции Мальтуса и Сэя содержат довольно поучительные положения ктому же многие из которых получили подтверждение в ходе мировой истории. БИБЛИОГРАФИЯ. 1. Булатов А.С. Экономика (Учебник). Издательство БЕК. Москва,1997. 2. Костюк В.Н. "История экономических учений".-М.Центр,1998. 3. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. "Экономика". -М.Бином. Лаборатория Базовых Знаний.1997. 4. Вербицкий М. "Дарвин и ученые". Сетевой журнал полярная звезда. 5. Романчук Я."НЭГ". Аналитический центр Стратегия. 6. Куликова О."Что век грядущий нам готовит".Эхо планеты.-М.1999. 7. Сиротин А."Актуальный комментарий". Вестник 5(212) 2 марта 1999. 8. Malthus Thomas " An Essay on the Principle of Population " formats by Ed Stephan.1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политология. (реферат)

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<