Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика»




НазваниеКонспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика»
страница1/18
Дата публикации12.06.2014
Размер2.3 Mb.
ТипКонспект
uchebilka.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ЛОГИСТИКЕ

Л. А. Мишина

В предлагаемом издании представлены ответы на экзамена_

ционные ответы по логистике.

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой

курса по дисциплине «Логистика». Основные концепции предме_

та изложены в доступной форме. Все вопросы систематизированы

и структурированы, что способствует легкому усвоению материа_

ла. Предназначено для студентов экономических специальностей

ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика

1. Понятие и сущность логистики

Логистика — искусство рассуждать, вычислять. В экономике ло_

гистика — это научная и практическая деятельность, связанная с ор_

ганизацией, управлением и оптимизацией движения материальных,

информационных и финансовых потоков от источника до конечно_

го потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербург_

ского института путей сообщения издали труд «Транспортная логис_

тика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые

получили практическое применение при проведении и планирова_

нии военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй ми_

ровой войны логистика имела широкое применение в материально_

техническом снабжении армии. Активное применение логистики

в экономике относится к 60—70 годам прошлого века. До середины

прошлого века не придавалось большого значения созданию схем

поставки товара. Этот период характеризуется развитием производ_

ства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость по_

иска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе де_

нежные вложения в систему распределения влияют на положение

поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере про_

изводства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и ко_

нечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привы_

чных схемах управления материальными потоками. В логистически

организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте

оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии

логистического подхода. Этот мониторинг показывает явный эко_

номический выигрыш от применения логистики в экономике.

Именно поэтому логистику стали применять для более эффективно_

го управления материальными потоками. Активному применению

логистики помог научно_технический прогресс, который сделал

компьютерные технологии и моментальную связь более доступны_

ми. Это позволило следить за материальными и информационными

потоками, управляя ими на всех этапах перемещения.

3

2. Функции и задачи логистики

Различают два вида функций логистики: оперативные и коор_

динационные. Оперативные функции связаны с управлением

движением материальных ценностей в области снабжения произ_

водства и распределения.

В сфере снабжения — это управление движением сырья, мате_

риалов, запасов готовой продукции от поставщика до производ_

ственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика — это управление, включа_

ющее контроль движения полуфабриката через все стадии произ_

водства, а также движения товара на склады и рынки сбыта.

Управление распределением охватывает организацию потоков

конечной продукции от производителя к потребителю. К функциям

логистической координации относятся: выявление и анализ мате_

риальных потребностей различных частей производства, анализ

области рынков, на которых действует организация, прогнозирова_

ние развития потенциальных рынков, обработка данных потребно_

стей клиентуры. Сущность перечисленных функций заключается

в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствую_

щей информации, логистика занимается состыковыванием предъя_

вляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организа_

цией предложения. Из координационной функции логистики

сформировалось еще одно ее направление — оперативное планиро_

вание. На основании прогноза спроса разрабатывается график пере_

возок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге

определяется планирование производства, разработка программ

снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основопола_

гающих позиций выделяют следующие функции логистики: системо_

образующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

Системообразующая логистика — это система эффективных

технологий обеспечения управления ресурсами.

Интегрирующая функция — это обеспечение логистикой син_

хронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой

к рынку средств производства и оказание посреднических услуг

потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации

управления материальными, информационными и финансовыми

потоками для сокращения затрат.

Результирующая функция подразумевает деятельность по до_

ставке товара в нужном количестве в определенное время и место

4

с необходимым качеством при минимально возможных издерж_

ках. Критерием для определения эффективности реализации ло_

гических функций является достижение конечной цели логисти_

ческой деятельности.

Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на об_

щие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта

с минимальными затратами — это главная глобальная задача ло_

гистики. Моделирование логистических систем и факторов их

функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и инфор_

мационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, пере_

возок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и воз_

можностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигае_

мый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслу_

живания.

На основании решений общих задач создается сеть складских

систем для организации обслуживания заказчиков и оптимально_

го прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой про_

дукции;

3) сокращение времени перевозок.

Основные правила логистики можно сформулировать так:

нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставля_

ется в определенное время и место с минимальными затратами.

Основным объектом исследования в логистике является мате_

риальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия

называются логистическими операциями, или логистическими

функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии

движения, незавершенное производство, выпущенная продук_

ция, к которым применяются логистические операции или функ_

ции, определяют материальный поток.

Логистическая операция — это движение, согласованное

с возникновением, поглощением и преобразованием материаль_

5

ного и сопутствующего ему информационного, финансового

и сервисного потока.

Логистическая функция — это автономная составляющая ло_

гистических операций, нацеленных на решение выдвинутых пе_

ред логистической системой и звеньями задач. От вида логисти_

ческой системы зависит объединение логистических операций

и функций.

3. Основные понятия логистики

Понятие логистической системы является главным в логисти_

ке. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов

звеньев, объединенных в одном процессе управления материаль_

ными и сопутствующими процессами, является логистической.

Задачи функционирования звеньев системы объединены внут_

ренними задачами структуры бизнеса или внешними целями.

Между элементами_звеньями логистической системы установле_

ны определенные функционные связи и отношения. Некоторый

экономический и функциально обособленный объект называется

логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль,

определенную логистическими операциями и функциями. Сущест_

вует несколько типов звеньев логистической системы: генери_

рующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются

смешанные звенья логистической системы, в которых представ_

лены сразу три основных типа, скомбинированные в различных

сочетаниях.

Материальные потоки в звеньях логистической системы могут

сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание,

параметры и интенсивность. Предприятия_поставщики мате_

риальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические органи_

зации разного уровня, предприятия информационно_торгового

сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической

системы.

Еще одним понятием логистики является логистическая цепь.

Большое количество звеньев логистической системы представ_

ляют логистическую цепь.

Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по мате_

риальному, информационному, денежному потоку с задачей про_

ведения анализа или проектирования определенного набора ло_

гистических функций или издержек.

6

Следующее понятие в логистике — логистическая сеть. Логи_

стическая сеть — это большое количество звеньев логистической

системы, находящихся во взаимосвязи между собой по мате_

риальным или сопутствующим им информационным и денеж_

ным потокам в границах логистической системы.

Логистическая сеть является более узким понятием в отличие

от логистической системы, которая характеризуется наличием

высшего логистического менеджмента, реализующего целевую

функцию системы.

Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним

понятием в логистике — логистическим каналом. Логистическим

каналом считается упорядоченное множество звеньев логистиче_

ской системы, включающее в себя полный объем логистических

цепей или их участников, проводящее материальные потоки от

поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления

конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

Под понятие логистического канала подпадают внешние, внут_

рипроизводственные и макрологистические группы в пределах

определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому

принципиально важным является понятие об общих логистиче_

ских издержках.

4. Факторы и тенденции развития логистики

В промышленно развитых странах интерес к проблемам разви_

тия логистики связан с причинами экономического характера. Раз_

витие логистики предопределили следующие факторы: повыше_

ние требований к качественным характеристикам процесса,

переход от рынка продавца к рынку покупателей. Этот переход со_

провождался существенными изменениями в системах товародви_

жения и в стратегиях производства. Если раньше система сбыта

подстраивалась под производство, то в условиях перенасыщенно_

сти рынка производственные программы формируются в зависи_

мости от объемов и подразделений рыночного спроса. В условиях

острой конкуренции приспособление к интересам клиентуры тре_

бует от фирм_изготовителей продукции реакции на эти запросы,

что вызывает улучшение качества обслуживания, минимизацию

времени исполнения заказов и строгое соблюдение согласованно_

го графика поставок. Факторы времени вместе с ценой и качест_

вом продукции стали определяющими для успешного функцио_

7

нирования предприятия. Необходимо отметить усложнение проб_

лемы реализации при параллельном интересе к качеству сферы

распределения. Аналогичная реакция возникла у фирм_произво_

дителей к своим поставщикам ресурсов и материалов, в итоге

сформировалась сложная система связей между различными

представителями рынка, потребовавшая модификации уже имею_

щихся моделей организации в сфере снабжения и сбыта. К значи_

тельной экономии живого труда привела замена традиционных

конвейеров роботами. Изготовление небольших партий продук_

ции сделало рентабельным создание гибких производственных

систем. Крупные предприятия получили возможность перестро_

ить свою деятельность с массового производства на мелкосерий_

ное с минимальными издержками. Повысить свою гибкость

и конкурентоспособность смогли небольшие фирмы. Работа по

принципу «малыми партиями» в системе организации обеспече_

ния материальными ресурсами и реализации готовой продукции

повлекла соответствующие изменения. Зачастую поставки боль_

шими партиями стали не только не экономичными, но и в отдель_

ных случаях оказались просто не нужны. Возникла потребность

в перемещении грузов маленькими партиями в более жесткие сро_

ки, но отпала необходимость в больших складских емкостях на

предприятиях. При этом издержки на транспортировку перекры_

вались освободившимися средствами от сокращения складских

помещений. Как непосредственно определившие развитие логи_

стики, кроме вышеизложенных, необходимо отметить следующие

факторы использование теории систем и компромиссов для реше_

ния экономических задач, внедрение и использование в сфере то_

вародвижения и хозяйственной практики фирм персональных

компьютеров последних поколений, а также ускорение научно_

технического прогресса; в странах, которые осуществляют интен_

сивные связи между собой, стандартизация технических средств

путей сообщения, движущегося состава и погрузочно_разгрузоч_

ных средств, устранение различных импортных и экспортных

ограничений. Восхождение от низшей ступени развития логисти_

ки к более высоким, как правило, бывает постепенным или при

появлении благоприятных условий — зигзагообразным. Такими

условиями могут считаться объединение предприятий, изменение

режима управления, политические инициативы. Анализ уровней

развития логистики показал, что улучшают показатели своей дея_

тельности те компании, где используется разносторонний подход

8

к управлению логистикой. Развитие логистики в странах с разви_

той экономикой в последние годы характеризуется передачей

функции слежения за процессом распределения готового мате_

риала от производственных предприятий к специализированным

фирмам. В результате сформировался вид логистики по контрак_

ту, которая подразумевает привлечение третьего участника в виде

фирмы, занимающейся оптовой торговлей, для выполнения ею

всех или части функций компании по распределению продукции

вместе с транспортировкой, хранением, управлением запасами,

обслуживанием заказчика и созданием информационных систем

логистики.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод»
Конспект лекций по дисциплине «Автоматизированный электропривод» (для студентов 4 курса всех форм обучения специальности 090603 –...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине «Общая биология»
Конспект лекций по дисциплине «Общая биология» для студентов 1 курса дневной и заочной форм обучения спец. 070800 «Экология и охрана...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций в схемах по дисциплине «организация труда менеджера»
Конспект лекций в схемах по дисциплине «Организация труда менеджера» (для студентов (для студентов 4 курса дневной и 3 курса заочной...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине «Организация производства и маркетинг»
Конспект лекций по дисциплине «Организация производства и маркетинг» для студентов 3 курса специальностей 090600 – «Электротехнические...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций в схемах по дисциплине «управление персоналом»
Конспект лекций в схемах по дисциплине «Управление персоналом» (для студентов 5 курса направления подготовки 0502 “Менеджмент” специальности...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconУчебник подготовлен в соответствии с новой программой курса "Судебная медицина"
Iii. Возможности судебной медицины при изучении последствий воздействия различных внешних факторов на человека

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКурс лекций составлен в соответствии с программой одноименного курса,...
Курс лекций составлен в соответствии с программой одноименного курса, читаемого в течение ряда лет на факультете защиты информации...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине “Статистика в машиностроении ” для студентов специальности
Конспект лекций предназначен для самостоятельного изучения студентами теоретической части курса “ Статистика в машиностроении ” (для...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине «Микроэкономика»
И. А., Тимофеева С. Б. Конспект лекций по дисциплине «Микроэкономика» (для студентов всех форм обучения направлений подготовки: 030504...

Конспект лекций подготовлен в соответствии с программой курса по дисциплине «Логистика» iconКонспект лекций по дисциплине «Математические методы и модели энергетического...
Основы работы в системе компас: конспект лекций составитель: Э. В. Колисниченко. – Сумы: Изд-во СумГУ, 2010. – 249 с

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<