Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт.




Скачать 141.7 Kb.
НазваниеКонфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт.
Дата публикации13.06.2014
Размер141.7 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Конфликт

Тема: Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. |8 ||Движущие силы и мотивация конфликта. |11 ||Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? |15 ||Заключение. |19 ||Литература. |20 |Введение. Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается сконфликтами разного рода. Например, вы и ваш коллега претендуете на определенное благо, но этоблаго может принадлежать лишь одному человеку. Такая ситуация называетсяситуацией конкуренции, соревнования, соперничества. На основе еескладываются весьма естественно и просто конфликтные отношения. Кто будет ввыигрыше? Будет ли компенсация тому, кто окажется в проигрыше? Как будутразвиваться отношения между людьми в момент состязания или конкурса, икаков будет характер этих отношений впоследствии? На эти вопросы можно ответить лишь тогда, когда знаешь кое-что оконфликтах, о том, что такое конфликт. Другой пример приведем из отношений между большими группами людей.Открыто крупное месторождение газа. Освоение его даст существенныйэкономический выигрыш и вместе с тем нанесет огромный ущерб окружающейместности, экологическому равновесию, приведет к разрушению традиционногообраза жизни местного населения. Как правило, в такого рода ситуацияхмнения людей разделяются. Одни стоят за первый вариант и апеллируют кпрогрессу и экономическим интересам, другие - к экологическому равновесию ик необходимости защищать обычаи и культуру малочисленных народов.Расхождение во мнениях легко превращается в групповой и личностныйконфликт, который, в конце концов, получает какое-то разрешение. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать не только знаниемэкономических расчетов, но и знанием того, как развиваются такого родаконфликты. Ведь такого рода ситуации возникают повсеместно. Столкновениеточек зрения, мнений, позиций - очень частое явление производственной иобщественной жизни. Можно сказать, что такого рода конфликты существуютвсюду - в семье, на работе, в школе. Чтобы выработать верную линиюповедения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такоеконфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышаеткультуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но иболее устойчивой в психологическом отношении. Изучать конфликты нужно еще для того, чтобы научиться пониматьполитическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политическихиграх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений иучаствовать в политической жизни, даже если это участие ограничиваетсявыборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет втом, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые илиназначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества иполитические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себяв политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются вконфликтных ситуациях. Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Каждый извлекаетиз этого изучения пользу для себя. Предприниматель получает сведения о том,как развивается конкуренция в условиях рынка, профсоюзный деятель узнает ометодах защиты интересов своей профессиональной группы. Политическийдеятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для представителейэтих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретическиезнания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовомуровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и междугосударствами. А «простому человеку» изучение конфликтов нужно для того, чтобыизбавиться от своей «простоты» и получить те сведения, без которыхневозможно быть гражданином своей страны, своего отечества и действоватьсообразно принципам гражданственности в различных, подчас весьма сложныхобщественно-политических ситуациях.Природа конфликта. Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе,своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений междупотенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивациякоторых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами ипотребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том,что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей,которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействиемконфликта. Каждая сторона воспринимает конфликтную ситуацию в виде некоторойпроблемы, в разрешении которой преобладающее значение имеют три главныхмомента: во-первых, степень значимости более широкой системы связей,преимущества и потери, вытекающие из предшествующего состояния и егодестабилизации - все это может быть обозначено как оценка доконфликтнойситуации; во-вторых, степень осознания собственных интересов и готовность пойтина риск ради их осуществления; в-третьих, восприятие противостоящими сторонами друг друга, способностьучитывать интересы оппонента. Таким образом, основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначеныследующим образом: 1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте;степень их взаимопонимания. 2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий. 3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу;возможность нормального развития и разрешения конфликта - измененияисходного положения дел. 4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположнойстороны. 5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов. 6. Использование силы или угрозы силой (демонстрация силы) в ходеотстаивания своих интересов; жертвы насилия. 7. Мобилизация контрресурсов; идеологизация конфликта с помощью идейсправедливости и создания образа врага; проникновение конфликта во всеструктуры и отношения; доминирование конфликта в сознании сторон над всемииными отношениями. 8. Тупиковая ситуация, ее саморазрушающее воздействие. 9. Осознание тупиковой ситуации; поиск новых подходов; смена лидеровконфликтующих сторон; 10. Переосмысление, переформулировка собственных интересов с учетомопыта тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны. 11. Новый этап социального взаимодействия.Происхождение конфликтов. Источником обострения конфликтов между большими группами являетсянакопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастаниемпритязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия.Как правило сначала процесс накопления неудовлетворенности идет медленно иподспудно, пока не происходит некоторое событие, которое играет роль своегорода спускового механизма выводящего наружу это чувствонеудовлетворенности. Неудовлетворенность, приобретающая открытую форму,стимулирует возникновение социального движения, в ходе которого выдвигаютсялидеры, отрабатываются программы и лозунги, формируется идеология защитыинтересов. На этом этапе конфликт становится открытым и необратимым. Онлибо превращается в самостоятельный и постоянный компонент общественнойжизни, либо завершается победой инициирующей стороны, либо решается наоснове взаимных уступок сторон. Адекватный анализ конфликтной ситуации предполагает тщательноевыделение обстоятельств созревания конфликта. Здесь могут действоватьисторические, социально-экономические и культурные факторы, завершающиеся вдействиях политических структур и институтов.Природа человека и социальный конфликт. Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд оченьясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколькоиных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, оих роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, овозможностях регулирования конфликтов. Во многом ответы на эти вопросы зависят от более общихмировоззренческих установок, которые принимаются в качестве исходной базы врамках соответствующих социологических теорий. Прежде всего, пониманиеконфликта связано с пониманием природы самого человека. Человек? Что этотакое? И в чем состоит его собственная природа? С древних времен до наших дней сталкиваются между собой, по меньшеймере, две точки зрения при ответе на этот вопрос. Первая точка зрения восходит к Аристотелю (384-322 до н.э.), к егознаменитому трактату «Политика», в котором этот основоположник европейскойнауки систематизировал сложившиеся к его времени взгляды на общественноеустройство и дал свой ответ на вопрос о лучших и худших видах организациисовместной жизни людей. Аристотель утверждал: «государство - продукт естественноговозникновения... Государство принадлежит тому, что существует по природе,человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто ... живетвне государства, - либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либосверхчеловек". «Очевидно, - утверждает Аристотель, - государство существует по природеи по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшисьв изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то егоотношение к государству такое же, как отношение любой части к своемуцелому». Как видно из приведенных высказываний. Аристотель в решении главноговопроса социологии о соотношении общества и индивида недвусмысленно отдаетприоритет обществу. Общество, государство для него есть первичное начало,это целостность, а отдельный человек - часть более широкого целого.Государство, право, справедливость, по Аристотелю, - разные стороныгосударственного общения, стремление к которому заложено во всех людях отприроды. Деление же людей на тех, кто властвует, и тех, кто подчиняется.Аристотель относит к естественным законам природы. Аналогичным образомрешает обозначенную проблему и Платон (427-347 до н.э которого иногданазывают первым социалистическим мыслителем. К решению вопроса о соотношении общества и личности в пользу человекакак отдельного самоценного существа общественная мысль приходит гораздопозже. Это связано с зарождением и становлением либеральных экономических исоциальных теорий. Одним из первых социальных мыслителей, вставших напозиции общественного договора, был английский социальный мыслитель ТомасГоббс (1588-1679), опубликовавший в 1651 г. знаменитый трактат «Левиафан,или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Если Аристотель считал, что государство существует от природы и чточеловек по природе своей - существо общественное, политическое, то Гоббсполагает, что естественное состояние общества это «война всех против всех». Он считает, что «природа создала людей равными в отношении физических иумственных способностей», но это равенство людей от природы само по себе неесть благо.Движущие силы и мотивация конфликта. Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования иразвертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам,которые в известной степени определяют способ их действия, и наконец, помотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамикуконфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом. Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могутслужить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности,способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороныдействующих сил также не может привести к успеху на этом поприще. Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия. Это реализация намерений и вместе с тем преодоление сопротивления,которое неизбежно встречается в ходе этой реализации. Это исключительносложное совместное действие, по меньшей мере, двух сторон, объединенныхпротивостоянием. В более специфической литературе по анализу конфликтов мыможем встретить преимущественно две точки зрения на природу конфликта.Первая может быть названа ресурсной точкой зрения, вторая - ценностной. Втеориях первого типа доминирует материалистическое объяснение конфликта. Онвсегда развертывается за существенно значимые средства жизнедеятельности,будь то территория, сырьевые и энергетические ресурсы, сферы политическогодоминирования. Теории второго типа можно назвать ценностными. На первыйплан здесь выступают системы верований и убеждений, несовместимые принципыорганизации общественного устройства, взаимоисключающие культурныестереотипы. Любое социальное напряжение может превратиться в социальный конфликтпри соответствующих условиях. Однако ход этого превращения, способосмысления этого процесса, характер его представления в сознаниидействующего субъекта будет вместе с тем развиваться по определеннымправилам. При этом будет сохраняться определенная последовательность варгументации, в выдвижении притязаний и в обосновании своих требований. В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция ктому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, чтопредставляют собой вариации средств удовлетворения соответствующихжизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точкизрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации,выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляциик потребностям, интересам и ценностям. Суть дела в том, что в конфликте одна совокупность потребностей,интересов и ценностей противостоит другой, выдвигаемой противоположнойстороной. При этом обозначенные линии причинного развертывания конфликтамогут действовать не только совместно, но и каждая в отдельности. Конфликтбудет полным и развернутым, когда он основывается на одновременномвключении в мотивацию всех трех способов причинных обоснований или всехтрех уровней мотивации: и потребностей, и ценностей, и интересов. Но напрактике дело может обстоять таким образом, что в конфликт может бытьвключен лишь один уровень мотивации: только потребности или толькоценности. При этом интересы трудно выделить в качестве самостоятельнойлинии мотивации, так как они развертываются на пересечении потребностей иценностей. Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, вкакой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт.Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первойиз них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социальногодействия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта.Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являтьсявласть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установокобщества как некоего социального целого. Выделим следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь отпростых к все более сложным субъектам действия: 1. Межиндивидуальныеконфликты. 2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить: а) группы интересов, б) группы этно-национального характера, в) группы, объединенные общностью положения. 3. Конфликты между ассоциациями (партиями). 4. Внутри и межинституциональные конфликты. 5. Конфликты между секторами общественного разделения труда. 6. Конфликты между государственными образованиями. 7. Конфликт между культурами или типами культур. Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия можетвыступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъектуконфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и совсей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущихсил.Надо-ли изучать конфликты и как это следует делать? Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взглядздесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно,что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласиилучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чемвраждебность людей друг к другу. Русская пословица гласит: «худой мир лучше доброй ссоры», а нашпрактический разум и обыденное сознание говорят о том, что конфликтныхситуаций лучше избегать, тогда твой жизненный путь будет болееблагоприятным. Однако дело в том, что при всеобщем понимании высказанных выше истинлюди не могут жить без конфликтов. Исторический опыт свидетельствует, чтомногие народы прошли через разрушительные войны. Жизнь в мире была скорееисключением, чем правилом. При этом сами войны были результатом конфликтов между народами,странами и государствами. Особенный ущерб народам приносили гражданскиевойны, когда «брат шел на брата, а сын на отца». И эти войны возникали врезультате конфликтов. Накануне военных столкновений и в ходе их всегданаходились люди, призывавшие к миру, к тому, чтобы не прибегать к насилию.Но голос этих людей не был услышан правителями, революционерами,полководцами. Конфликты не угасали, а разрастались, сами примирителипопадали в такую ситуацию, когда их примиренческие высказываниярассматривались как пособничество врагу, измена государственным инациональным интересам. Факты свидетельствуют о том, что конфликты играют в жизни людей,народов и стран гораздо большую роль, чем хотелось бы самим людям: всехотят мира, но каждый стремится к нему по-своему и в результате этого «по-своему» возникает война. Эта ситуация была замечена еще древними историками и мыслителями.Каждый крупный конфликт не оставался бесследным. Войны описывались ианализировались в исторической литературе и многие историки выделяли вкачестве причин военных столкновений несовпадение интересов враждующихсторон, стремление одних захватить территорию и покорить население истремление других защититься, отстоять свое право на жизнь и независимость. Но не только историки описывали и изучали причины конфликтов ивооруженных столкновений. В Х1Х и ХХвв. проблема конфликтов стала предметомизучения социологов. По сути дела в рамках социологии сложилось специальноенаправление, которое ныне обозначается как «социология конфликта». Изучениеконфликтов означает в первую очередь ознакомление с весьма богатой имногообразной литературой по этой проблематике, усвоение теоретических ипрактических знаний, накопленных в рамках данного направлениясоциологической мысли. Разумеется, и в других областях обществоведениянакапливались знания о конфликтах. Речь идет о психологии, политическойнауке, истории, об экономических теориях, об этнологии. Но в первую очередьнадо обратить внимание на социологию конфликта, в рамках которойразрабатываются, с одной стороны, общетеоретические проблемы конфликта, а сдругой - практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода. Практические методы социологического анализа конфликтов заключаютсяпрежде всего в том, чтобы выяснить, как сами конфликтующие сторонывоспринимают конфликт и как они его оценивают. В этих целях используетсяметод экспертного интервью как с теми людьми, которые хорошо знают историювопроса, так и с лидерами и рядовыми участниками конфликтующих направлений.Это очень трудоемкая и деликатная работа, так как далеко не всегда мотивыконфликта лежат на поверхности и адекватно осознаются участниками конфликтас той и другой стороны. Сбор материала на месте конфликта предполагаетопрос свидетелей столкновений, ознакомление с масштабом ущерба, нанесенногосторонами друг другу. Необходимо также выяснить, были ли попытки примиренияв конфликте и чем они закончились, на какой стадии находится переговорныйпроцесс, кто в нем участвует, каков статус посредников и лиц, участвующих введении и организации переговоров: могут ли они обеспечить выполнение техрешений, к которым придут конфликтующие стороны? Практически социолог,исследуя конфликтную ситуацию на месте, может пользоваться всейсовокупностью традиционных и не традиционных методов. Надо при этомзаметить, что именно в разработке проблематики конфликта особенно важныгибкие методы. Опросы статистического характера здесь не дадут большихрезультатов, другое дело - изучение менталитета противостоящих сторон спомощью интервью, включая подчас и повторные обращения к респонденту. Поповоду обнаружения пристрастий со стороны исследователя среди социологов,изучающих конфликты, нет единой точки зрения. Одни считают, что он не должен их обнаруживать, так как это отразитсяна достоверности информации и на возможности получения материалов от обеихсторон конфликта. Другие - опирающиеся на так называемую активистскуюсоциологию, разрабатываемую французским социологом Аланом Турэном и егошколой, полагают, что социолог должен непосредственно участвовать настороне той силы, которую он считает прогрессивной, и содействовать тому,чтобы участники конфликта постоянно рефлексировали по поводу своих действийи высказываний, отдавали себе отчет в том, как они формулируют цели своегодвижения и какими средствами они собираются пользоваться и пользуются насамом деле. Среди российских социологов к направлению Турэна принадлежитгруппа, возглавляемая Л.А. Гордоном, подготовившая целый ряд публикаций посовременному демократическому и рабочему движению в России. Что касаетсясбора первичного материала по национальным конфликтам, то наилучшиерезультаты дает метод участия в переговорных процессах. Применительно кконфликтам производственного характера следует обратить внимание на методыинновационных и деловых игр. Успешная разработка таких методовосуществляется В.С. Дудченко и Л.А. Дудченко.Заключение. Большая часть проблематики конфликта разрабатывается на макроуровне вконтексте крупномасштабных теоретических построений, связанных с задачамиобъяснения социокультурных изменений в современном обществе. Вместе с тем, проблематика конфликта носит сугубо прикладной характер.Она пользуется широким спросом при решении вполне конкретных ситуаций, вкоторых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон.По сути дела в практике организации современного менеджмента, в дипломатии,в юриспруденции, коммерческой деятельности и иных областях жизни, гденаблюдается непосредственное столкновение интересов противостоящих сторон,сложилось прикладное направление, которое получило название конфликтология.Конфликтолог - это специальная профессия, представители которой участвуютво многих переговорных процессах, выезжают в "горячие точки", где работаютв качестве консультантов и участвуют в переговорном процессе на разныхуровнях и в разных ситуациях.Литература.1. Брушлинский А.В. "Общая психология" Москва, Просвещение, 19862. Веренко И.С. "Конфликтология" Москва, концерн Swiss,19903. Готтсданкер Р. " Основы психологического эксперимента" Издательство Московского Университета,19824. Добрович А.Б. "Воспитателю о психологии общения" Москва, Просвещение, 19875. Здравомыслов А.Г. "Социология конфликта" Москва, АО Аспект пресс 1994

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconРеферата: “Управление конфликтами, как метод менеджмента”План Введение...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconЗадачи урока  Объяснить, что такое конфликт.  Определить, какие эмоции...
Обсуждение с классом предложенных определений и сравнение с определением конфликта в словаре

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconПлан. I. Природа конфликта в организации. 1 Что такое конфликт
Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconВ. И. Курбатов Чернобровкин И. П
...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconЧто такое конфликт? Природа, типы и функции

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconЛ. А. Козер функции социального конфликта
Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера вопросов, составляющих предмет спора, а также от типа...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconОднако в чем состоит природа, суть конфликта от мировых войн до внутреннего диалога человека?
Однако в чем состоит природа, суть конфликта – от мировых войн до внутреннего диалога человека? Какое место занимают в нашей жизни...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconЗадачи: Определить понятия «конфликт» и«конфликтная ситуация». Рассмотреть...
Цель: формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. icon14 Конфликт в коллективе
Конфликт сопряжен с острыми эмоциональными переживаниями. Избежать их невозможно, значит нужно ими управлять. Трудовым кодексом определен...

Конфликт. Содержание|Введение. |2 ||Природа конфликта. |5 ||Происхождение конфликтов. |7 ||Природа человека и социальный конфликт. iconВозникновения великого государства представляет чрезвычайный интерес
По времени конституционный конфликт продолжался всего 6 лет – с 1860по 1866г., но наиболее остро конфликт чувствовался в тот период,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<