’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра




Скачать 105.06 Kb.
Название’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра
Дата публикации20.06.2014
Размер105.06 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Старый Ростов

Реферат по географии на тему: ’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века – важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстраны, то новый этап в истории города был связан с быстрым ростом егоэкономического значения. Чиновник Новороссийского генерал-губернаторства П. Сафонов,посетивший Ростов в 1827г., писал о городе «…его одушевляет какая-тодеятельность, свойственная всем торговым городам. Причиной оной –благодетельный Дон, быстро текущий у самого Ростова. Сойди к пристани – иты удивишься, увидя берега реки, заваленные хлебом, железом, медью, лесом ипрочим. Ростов оказался в центре обширной территории на юге страны, гдепосле устранения непосредственной военной опасности и освоения южныхморских путей, связавших Россию со странами Европы, происходило интенсивноеразвитие сельского хозяйства. Постоянный рост спроса на продукцию сельскогохозяйства на внутреннем и внешнем рынках вызвал значительное развитиеторгового земледелия, которое способствовало быстрому экономическомуосвоению девственных степей. Весной и осенью на степных дорогах можно было видеть десяткиподводов с зерном, предназначенным на экспорт. Сотни барок и лодокдоставляли хлеб по Дону в Ростов и Таганрог, откуда он совершал далекоепутешествие в Италию, Францию, Англию, и другие страны Западной Европы. Быстрый экономический рост Ростова в первой половине XIX века былсвязан с его участием во внешней торговле России. До 1836 г. Ростов непроводил самостоятельных торговых операций, а был по существу огромнымперевалочным пунктом, откуда хлеб, сало, шерсть, льняное семя, металлы идругие товары доставлялись по Дону и морю к Таганрогу и через его таможнюотправлялись за границу. Это делало Таганрог крупнейшим внешнеторговымпортом на юге России, уступавшим лишь Одессе. Вместе с тем отсутствие вРостове собственной таможни отрицательно сказывалось на торговли города. В1834 г. по поручению новороссийского генерал-губернатора Воронцова Ростовпосетил известный в то время экономист Ю. А. Гагенмейстер, который вдокладе на имя губернатора указывал на необходимость учреждения в городесамостоятельной таможни. К докладу была приложена об этом же просьбаростовского купечества. С учреждением в 1836 г. таможни экспорт Ростоваприобрел самостоятельное значение, и обороты его стали быстро расти. Если в1836 г. из Ростова было вывезено товаров на 103 тыс. рублей, то через тригода на 1820 тыс. рублей, в 1844 г. на 2569 тыс. рублей, а на следующий годна 3289 тыс. рублей. Таким образом, только за 10 лет (1836-1845 гг.)обороты Ростовского порта увеличились в 30 раз. Экспорт из Ростовазначительно превзошел таганрогский. Посетивший в 1846 г. известный краеведА. Скальковский писал, что в «торговых отношениях Ростов обладаетнеотъемлемыми преимуществами перед всеми новороссийскими городами, заисключением, быть может, одной Одессы. Даже будь Ростов немного ближе кЧерному морю, он бы вскоре сделался не только соперником, но дажепобедителем этой красавицы Черноморья: так выгодно для торговли и,следственно, всякого развития его настоящее географическое положение». Неодин порт на юге России не знал столь стремительного роста экспорта, какРостов. К середине XIX века он стал крупнейшим хлебоэкспортным портомРоссии, уступавшим только Одессе. Почти целиком хлебный экспорт состоял изпшеницы, отправляемой в Англию. С 1836 по 1860 гг. вывоз хлеба из Ростовского порта увеличилсяболее чем в 100 раз, льняного семени – почти в 60 раз, и по вывозу егоРостов вышел на первое место в стране. В Ростов льняное семя доставляли изсамых различных районов страны: Восточной Украины, Воронежской губернии,Поволжья и Кавказа. Большая часть шерсти и льняного семени тожеотправлялась на английский рынок. Особое место Ростов занимал в российском экспорте железа. В 1845-1849 гг. из Ростова было вывезено его 873 тыс. пудов, т. е. Четверть всегоэкспорта железа из России. В Ростов оно доставлялось с Урала, пройдядлинный путь по рекам Чусовой, Каме, Волге и Дону. В городе была учрежденаспециальная «Железная биржа», которой принадлежали в порту лучшие складскиепомещения. Железо направляли главным образом в Турцию, откуда ввозили вдругие страны Азии, в Египет и на острова Средиземного моря. Монопольную роль во внешнеторговых операциях играли торговые домагрека Ралли и англичанина Вильяма Эмса, которые имели своих агентов вЕкатеринославской губернии, на Волге и Северном Кавказе. В 1845 г. приобщем вывозе из Ростова товаров на сумму 3289 тыс. рублей серебром на долюРалли приходилось около 2-х млн. рублей, а на долю Эмса – 800 тыс. рублей. Доставка товаров в Ростов и экспорт их за рубеж вызывализначительное развитие речного и каботажного судоходства. Почти все товары,экспортировавшиеся из Ростова, вывозили вниз по Дону на речных судах и воткрытом море перегружали на морские суда. Из Ростова в Азовское мореотправилось в 1836 г. 580 судов, а в 1846 – уже 1818 судов. В 50-х гг. надолю ростовского каботажа приходилась половина всех каботажных судовАзовского моря. Значительная часть их была построена на Ростовской верфи,которая была заложена еще в конце XVIII века. Так, в 1839 г. на ней былопостроено 56 судов. Почти все суда были примитивной конструкции и небольшой грузоподъемности. Многие из них могли плыть на море только припопутном ветре. При боковом ветре их относило в сторону, и они обычнобросали якорь. А даже небольшой шторм нередко заканчивался для некоторых изних катастрофой: гибли люди и грузы. В 40-х гг. появились и первые пароходы«Донец» и «Ростов», связавшие Ростов с Таганрогом. Первый из них былпостроен в Англии, а второй – на Луганском литейном заводе. Серьезнымпрепятствием судоходству в низовьях Дона было обмеление его гирл. Вмелководье по ним было трудно пройти не только пароходам, но и небольшимсудам. В 50-х гг. XIX века бывали периоды, когда через гирла практическибыло невозможно плавание судам, имеющим грузоподъемность свыше 1000 пудов. Еще в 1834 г. под влиянием многочисленных прошений русских ииностранных купцов новороссийский генерал-губернатор обратился кправительству с ходатайством о проведении работ по очистке донских гирл. Нопрактически работа по углублению гирл началась только в последней трети XIXвека. С развитием торговли Ростовский порт становится крупнейшим в странеречным портом. Самым оживленным местом в Ростове была его пристань,протянувшаяся от устья Темерника до т. н. Нахичеванской межи. Вся еетерритория была занята складами для хлеба, леса, железа и других товаров. Упричалов стояли многие десятки судов. Тысячи грузчиков с утра до ночизагружали и разгружали суда. Сотни подвод сновали вдоль берега.Непривычного человека буквально оглушали грохот, скрип, крики людей, ржаниелошадей. Несмотря на быстрый рост грузооборота, Ростовский порт втехническом соотношении представлял тяжелую картину. Не было набережной,специальных причалов и других необходимых гидротехнических сооружений. Из-за отсутствия их суда не могли вплотную подойти к берегу. В зависимости отуровня воды в Дону они отстояли от берега на 20 и даже 40 метров. В 1843 г. новороссийский генерал-губернатор Федоров разрешил издоходов Ростова ежегодно затрачивать 600 рублей серебром в год насооружение набережной. В Ростов для этого даже была командирована половинасостава Екатеринославской рабочей роты. Но, разумеется, такими средстваминельзя было построить такое сложное гидротехническое сооружение, какнабережная. В первой половине XIX века в Ростове значительного развитиядостигла внутренняя торговля. В городе проводились две ярмарки, одна изкоторых – Рождество-Богородицкая – была после знаменитой. Урюпинскойярмарки самой крупной на юго-востоке страны. В 1845 г. на эту ярмарку былопривезено товаров почти на 3 млн. рублей серебром. Ростовская ярмаркастягивала к себе сельскохозяйственную и промышленную продукцию из самыхразличных районов страны. На ярмарку доставлялись табуны необъезженных донских коней,тысячи лошадей из Тамбова, Козлова и других мест. Кавалерийские полкикомандировали на ярмарку своих ремонтеров для закупки лошадей. Но главноеместо в ее привозе занимала продукция отечественной промышленности: красныйтовар, т. е. Бумажные, шелковые и шерстяные изделия (ткани, платки и т.д.). Затем шли металлические предметы, кожа, обувь и другие промышленныетовары. Яркое, красочное зрелище представляла сама ярмарка. Почти месяц с21 августа по 15 сентября, каждого года на ней стоял сплошной гулмноготысячной и многоязычной толпы, одетой в самые необычные для здешнихмест национальные наряды. В середине прошлого века в Ростове только в оптовой торговлепродавалось до 15 тыс. пудов сахара, на 350 тыс. рублей металлическихизделий. Ежегодно привозилось до миллиона пудов крымской соли и на 100 тыс.рублей каменного угля. Ростов был крупнейшим рыбным рынком. Значительная часть соли, угля хлеба и других товаров,доставлявшихся в Ростов, привозились гужом. В Ростове сходились пятькрупнейших дорог того времени: Одесская, Бахмутская, Харьковская, Донская-Кавказская и Черноморская. В городе скапливались многие тысячи подвод.Сотни чумаков[1] увозили из Ростова донскую рыбу в центральные районыстраны, на Украину и даже в Польшу. В Ростов из Крыма они везли соль, сУкраины деревянные, гончарные и другие изделия. Весной и осенью, когданаступало бездорожье, на время замирал и чумацкий промысел. Но и летомнекоторые дороги на долгое время оставались непролазными. Через Ростовпроходила главная дорога, соединявшая Центральную Россию с Кавказом иимевшая большое экономическое и стратегическое значение. Когда наступалополоводье, водой заливалось огромное пространство между Ростовом и селомБатайским (ныне г. Батайск). Сообщение поддерживалось кое-как с помощьюсудов. Но когда вода сходила, даже самые мелкие суда не могли пройти помногочисленным протокам, да и гужевой транспорт не в силах был преодолетьгрязь и топи, становившиеся местом обитания миллиардов комаров, которыераспространяли в городе малярию. Не случайно А. А. Скальковский писал:«остающиеся от весеннего разлива топь и грязь заражают воздух и бываютпричиной (в Июне и Июле) тяжких горячек в Ростове». В первой половине XIX века промышленность в Ростове была развитаслабо, хотя в сравнении с другими многочисленными городами страны, имевшимив основном административное значение, он выглядел даже промышленнымгородом. Декабрист А. Е. Розен, посетивший город в 1839 году отмечает всвоих записках: «Ростов богат различными заводами имеет верфь ипримечательную ярмарку». Одним из первых предприятий, возникших в Ростове,была судостроительная верфь, на которой строились мелкие суда для речного иморского каботажного судоходства. Затем появились лодочный и пивоваренный,несколько салотопенных и несколько шерстомоек. В середине XIX в. для нуждсалотопенных отправлялись на убой до 13 тыс. голов скота. заводывырабатывали до 20 тыс. пудов сала. В 1850 г. в Ростове было 9 шерстомоек. Самые крупные из нихпринадлежали иностранным купцам. Шерстомойки, на которых было занято от 7до 10 тыс. рабочих ежегодно перемалывали до 200 тыс. пудов шерсти. Частьшерсти направлялась на экспорт, другая отправлялась на суконно-шерстяныезаводы страны. В 1846 г. купцом Яшенковым был основан первый в Ростовечугунолитейный завод (ныне завод «Красный Дон»), а в 1850 г. в городечислилось 53 завода и фабрики, которые произвели в том году продукции на276 тыс. рублей. В их числе были 9 шерстяных, 5 кожевенных, 5 овчинных, 5свечных, 3 салотопенных, 3 кирпичных, 3 табачных, 6 рыбоспетных фабрик изаводов и т. д. Большинство из этих предприятий были мелкими мастерскими,имевшими по нескольку рабочих. Только по недоразумению, а точнее -вследствие крайнего несовершенства официальной статистики они были отнесеныв разряд заводов и фабрик. Не случайно поэтому другие официальные данныесообщали о меньшем количестве промышленных предприятий в Ростове. К началу 60-х гг. в городе Нахичевани, который к этому временитерриториально уже почти слился с Ростовом, было 40 промышленныхпредприятий (2 табачных, 11 салотопенных, 5 хлопчатобумажных, 4 свечных ит. д.). Все они были небольшие, с общим объемом производства 100 тыс.рублей в год. Рабочих нещадно эксплуатировали: они работали от восхода дозахода солнца, а получали нищенскую плату. известно, что в 50-х гг. наростовских шерстомойках рабочие получали не более 20-30 копеек за длинныйлетний рабочий день. В Ростове проживало значительное количество ремесленников,обслуживавших местное население. Так, в 1853 г. их в городе 650 человек,почти две трети которых были сапожниками и портными. Большую частьремесленников составляли иногородние, т. е. Приехавшие в Ростов назаработки. Много ремесленников было и в Нахичевани. С ростом экономического значения Ростова рос и сам город,увеличивалось его население. В 1809 г. в городе было 3 тыс. жителей, в 1823-6594, в1833-8138, в 1841-9050, в 1850-10960, в 1860-17574. таким образом,за 50 предреформенных лет численность населения Ростова увеличилась в 6раз, причем в последнее десятилетие почти в двое. В действительностинаселения было значительно больше. Официальная статистика не учитывалапришлых людей, которых обычно было намного больше, чем постоянных. Так, вначале 50-х гг., когда постоянное население города немногим превышало 11тыс. человек ежегодно в город приходили на заработки до 15 тыс. постоянныхи пришлых жителей. Основную часть составляли государственные крестьянеЦентральной России, главным образом из Орловской и Курской Губерний, и однинаправлялись на шерстомойки, где работало до 10 тыс. человек, другиенаходили заработок в порту, на рыбных промыслах и различных сезонныхработах. По своему сословному составу постоянное население города являлосьмещанским. В 1850 г. из 10960 жителей Ростова мещан и цеховых было 6419человек, разночинцев – 1972 человека, крестьян 519 человек. Значительнуюгруппу жителей Ростова составляли купцы и члены их семей. Так, купеческоенаселение города увеличилось со 117 человек в 1823 г. до 1065 человек в1850 г. остальные сословные группы населения были невелики: дворян – 464,духовенство – 61 человек и т. д. Все это дает основание сделать вывод, чтоеще в середине прошлого столетия социальная структура населения Ростованосила в большой степени буржуазный характер. С 1784 г. крепость Св. Дмитрия вместе с Нахичеванью, Азовом иТаганрогом входила в состав Мариупольского уезда Екатеринославскогонаместничества, которое охватывало обширную территорию на юге страны. В1796 г. наместничество было ликвидировано и все его уезды вошли в составогромной Новороссийской губернии. В 1797 г. эта губерния получила новоеадминистративное деление: была разделена на 12 уездов, одним из которых былРостовский уезд. С этого времени Ростов становится уездным городом. Ещенесколько лет, вплоть до 1806 г. его уездные учреждения находились вТаганроге, в то время самом крупном портовом городе на Азовском побережье.В указе Александра I от 17 августа 1806 г. о переводе присутственных местиз Таганрога в Ростов впервые наш город был назван Ростовом. Пост же егостали называть Ростовом-на-Дону в отличие от Ростова Ярославского. В 1802 г. огромная Новороссийская губерния была разделена на три:Николаевскую, Таврическую и Екатеринославскую. Ростовский уезд вошел всостав Екатеринославской губернии, и только в 1887 г. Ростов был переданОбласти войска Донского. В 1811 г. город Ростов получил свой герб,отразивший былое военное значение города. «В голубом поле башня,изображающая преграду поставленную от набегов соседственных хищных народови поверхность нашу над ними, изображенную трофеем, поставленным из орудиятех народов на красном поле», - так значилось в законе. В начале XIX века Ростов был сравнительно небольшим городком, вкотором не насчитывалось и 1000 домов. В 1811 г. он получил генеральныйплан утвержденный царем. По этому плану площадь города определялась всего в246 Га. Он занимал узкую прибрежную полосу от левого берега речки Темерникдо нынешнего Ворошиловского. В то время на месте Б. Садовой улицыпростиралась степь без единой постройки. В 1823 г. в Ростове было 1015домов, из них только 25 зданий из камня. В 1845 г. царь утвердил новый генеральный план Ростова. Новый планвключил дополнительно 270 Га земли. Увеличение площади города более чем вдвое создавало благоприятные условия для роста Ростова. Наряду софициальным выделением земельных участков под постройки на окраинах городапроисходила самовольная застройка. В 50-х гг. XIX века Ростов имел 14 улиц,в том числе 6 продольных и 8 поперечных и до 60 безымянных переулков. Однойиз самых оживленных продольных улиц была Почтовая (ныне ул.Станиславского), на пересечении которой со Средним проспектом (ныне пр.Соколова) находилась почтовая станция. Здесь всегда было людно. Другойоживленной продольной улицей была Московская, ставшая затем главной улицейгорода. Садовая улица считалась окраиной города. За два с лишним столетия Ростов прошел большой исторический путь.Судьба его теснейшим образом связана со всей историей нашей страны. Список используемой литературы: . Ростов-на-Дону исторические очерки; Ростов-на-Дону; Ростовское научное издание; 1984 г. . Ленин В.И. Полное собрание сочинений. . Советский энциклопедический словарь; издательство «Советская энциклопедия»; Москва 1982 г.-----------------------[1] В XVI-XIX вв. укр. возчики соли, рыбы и т. п. гл. образом из Крыма наУкраину.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconУчебное пособие Под редакцией Бердычевского В. С. Ростов-на-Дону
Б 48 Трудовое право: Учебное пособие / Отв ред. В. С. Бердычевский. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512 с

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconВолгоградский государственный университет Волжский гуманитарный институт...
...

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconУчебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс»
М 42 Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 448 с

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconРоберт Луис Стивенсон Остров Сокровищ часть первая. Старый пират
И вот в нынешнем, 17 году я берусь за перо и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда у моего отца был трактир "Адмирал Бенбоу"...

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconЛитература: Конституция Украины. К., 1996 г. Конституция арк, К.,...
Т. А. Хван, П. А. Хван. Безопасность жианедеятельности. Учебник. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004, с. 212-237

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII первая половина XIX вв.)

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Английское завоевание и колониальный режим в Индии (XVIII – первая половина XIX вв.)

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Состояние дореформенной армии определялось социально-экономической обстановкой, сложившейся в России на рубеже XVIII-XIX вв. Первая...

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconАдминистративно-территориальные границы Северного Причерноморья (Новороссии)...
Полтавской и Харьковской губерниям, из ее состава выделилась боль­шая часть созданной в 1803 г. Херсонской губернии, а название осталось...

’’Старый Ростов’’. Ученика 9 ’’Б’’ класса Шевченко Владимира. 2002г. Старый Ростов. Первая половина XIX века важный этап в истории Ростова. Если вовторой половине XVIII в. Ростов был крупным оборонительным узлом на рубежахстра iconСписок рекомендованої літератури з дисципліни “Маркетингова політика...
Альбеков А. У. и др. Малый бизнес в сфере коммерческого посредничества. Ростов-на- дону: ринх, 1994

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<