Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление»




НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление»
страница1/13
Дата публикации26.02.2013
Размер1.68 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


учебно-методическое пособие

по дисциплине

«СТРАТЕГИческое управление»




Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и хозяйственного права протокол № 6 от 22.02.2006 г.

Утверждено учебно-издательским Советом ДонНТУ

протокол № 1 от 15.03.2006 г.

2006

УДК 65.290.32
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. Авторы: Н.А.Перевозчикова, Л.Н.Василишина – Донецк, Донецкий национальный технический университет, 2006. – 157 с.


Авторы: к. э. н., доц. Перевозчикова Н.А., ас. Василишина Л.Н.


Рецензент:

д. э. н., доцент,

декан факультета

экономики и менеджмента

ДонНТУ Дементьев Вячеслав Валентинович
Ответственный за выпуск: Амоша Александр Иванович


Содержание








Стр.




Введение

4

Тема 1.

^ Сущность и основы стратегического управления предприятием


5

Тема 2.

Основные составляющие стратегического менеджмента

15

Тема 3.

SWOT-анализ как этап стратегического планирования

26

Тема 4.

Управленческий анализ

46

Тема 5.

Портфельный анализ

54

Тема 6.

Диверсификация

63

Тема 7.

Стратегический потенциал и конкурентоспособность предприятия


71

Тема 8.

Виды и понятие основных стратегий

88

Тема 9.

^ Выполнение и контроль стратегии

107




Методические указания к выполнению контрольной работы


117




^ Деловые игры

132




Экзаменационные вопросы

150




^ Список использованной литературы

154



Введение
Главная цель практикума предоставить методическую помощь студентам в подготовке к практическим занятиям, выполнении домашних задач, а также в самостоятельной творческой работе над курсом стратегия предприятия, оказывать содействие закреплению теоретических знаний, помочь приобрести определенное умение и навыки конкретного анализа сложных процессов управления предприятием.

В практикум по каждой теме включены: план практического занятия, вопросы для самопроверки, тематика рефератов, рекомендуемая литература, тесты, задания и ситуационные задачи. Кроме того, в практикуме содержатся методические указания к выполнению контрольной работы, деловые игры и перечень экзаменационных вопросов.

Для успешного изучения курса стратегическое управление студенты должны на основании рекомендуемой литературы усвоить программу темы, продумать ответы на вопросы практического занятия. Вместе с этим следует найти верные ответы на вопросы тестов, выполнить задания и ситуационные задачи по теме. Ситуационные задачи позволяют студентам вырабатывать новый подход к решению задач, готовность и способность выявлять проблемы и находить пути их разрешения, обосновывать принятие решения и аргументировано защищать свою позицию в процессе дискуссии. Подготовка рефератов студентами по темам курса осуществляется по поручению преподавателя.

Авторы надеются, что пособие определенной мерой поможет студентам овладеть знаниями относительно курса стратегическое управление, а преподавателям будет полезной в процессе подготовки и проведения практических занятий.
Тема 1. ^ Сущность и основы стратегического управления предприятием
Появление стратегического управления было вызвано резким усилением нестабильности мирового хозяйства. Нестабильность усиливалась нарастающим процессом интернационализации международной экономики, началом превращения ее в глобальную, результатом чего стала большая взаимная зависимость субъектов хозяйствования при одновременном обострении конкуренции между ними за ресурсы и рынки сбыта. Одновременное завершалось формирование единого мирового рынка, что позволяло быстро перебрасывать ресурсы из страны в страну. Еще одним фактом, усиливающим нестабильность, оказался НТП. Крупные открытия и изобретения, появляющиеся с нарастающей быстротой, мгновенно сокрушали целые отрасли и направления хозяйственной деятельности людей и приводили к стремительному появлению новых.

В Украине процесс стратегического управления связан с изменением форм хозяйствования, вызванным переходом к рыночной экономике.

Выделяют четыре этапа в развитии корпоративного планирования: бюджетирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование и стратегический менеджмент.

Следует уяснить, что система стратегического управления зависит от особенностей самого предприятия, его стратегического уровня, готовности адаптироваться к изменяющимся факторам окружающей среды.
План темы

  1. Причины возникновения стратегического менеджмента.

  2. Этапы развития корпоративного планирования.

  3. Сущность стратегического менеджмента.


Вопросы для самопроверки

  1. Какие причины обусловили возникновение стратегического управления?

  2. Раскройте содержание понятия «стратегический менеджмент».

  3. Назовите основные этапы развития процесса планирования в корпорациях

  4. В чем заключается специфика применения стратегического менеджмента в Украине?

  5. Какие условия и факторы, на Ваш взгляд, мешают внедрению системы стратегического менеджмента на украинских предприятиях?

  6. Каковы различия оперативного и стратегического менеджмента.

  7. Назовите основные уровни стратегического управления.

  8. Что представляет собой стратегическое мышление?


Темы рефератов

  1. Развитие стратегического менеджмента.

  2. Стратегия – генеральная программа действий предприятия.

  3. Стратегические решения предприятия и их особенности.

  4. Факторы эффективности системы стратегического менеджмента.


Рекомендуемая литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1989.—519с.

2. Ансофф И., Макдоннел Эдвард Дж. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. — СПб.: ПитерКом, 1999. — 416 с.

3. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник для студ. вузов. — М..- МГУ, 1995.—252 с.

4. Панов А.И. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 240 с.

5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ЗАО «Бизнес-школа», 1998. — 416 с.

6. Шершньова 3. Є., Оборська С. В. Стратегічне управління: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 1999.—384 с.
Тесты, задания, ситуационные задачи

1.1 Стратегически ориентированное предприятие – это предприятие, где:

1) применяется рациональный процесс стратегического планирования;

2) стратегическое мышление является основной, принципиальной установкой в деятельности персонала предприятия, прежде всего высшего руководства;

3) существует (формируется) система стратегического управления;

4) текущая, повседневная деятельность подчинена достижению стратегических ориентиров.
1.2 Стратегическое мышление – это:

1) мышление, свойственное всем руководителям организации;

2) мышление, которое ориентировано на определение целей организации и способов их достижения;

3) мышление, которое является другим определением экономического мышления.
1.3 Какие из следующих утверждений вы считаете верными:

1) существуют оптимальные для всех фирм стратегии;

2) процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален;

3) фирмы должны использовать единые методы стратегического управления;

4) при выработке стратегии фирмы учитывают некоторые обобщенные принципы.
1.4 Перенос центра внимания высшего руководства фирмы на окружение с целью своевременного реагирования на происходящие в нем изменения характерен для перехода от:

1) текущего планирования к долгосрочному;

2) стратегического планирования к стратегическому управлению;

3) долгосрочного планирования к стратегическому.

1.5 Что является характерным для менеджеров при стратегическом управлении:

1) ориентация внутрь организации;

2) поиск путей более эффективного использования ресурсов;

3) поиск новых возможностей в конкурентной борьбе;

4) отслеживание и адаптация к изменениям в окружении;

5) ориентация на внешнюю среду.
1.6 Какие из следующих положений характерны для принципов управления персоналом в рамках стратегического управления:

1) работники – это ресурс организации;

2) персонал – это исполнители отдельных работ и функций;

3) работники – основа организации;

4) работники – основная ценность организации;

5) персонал – это источник благополучия фирмы.
1.7 Эффективность деятельности и управления предприятием определяется прибыльностью и рациональностью использования производственного потенциала. Такая оценка эффективности характерна для:

1) стратегического управления;

2) оперативного управления;

3) текущего управления.
1.8 Организация, использующая стратегическое управление, планирует свою деятельность исходя из того, что:

1) окружение не будет изменяться;

2) в окружении не будет происходить качественных изменений;

3) в окружении постоянно будут происходить изменения.

1.9 При стратегическом управлении планы организации:

1) предусматривают только конкретные действия в настоящем и будущем;

2) базируются на четко известном и неизменном конечном состоянии;

3) фиксируют желаемое в будущем состоянии организации;

4) позволяют организации реагировать на изменения в окружении.
1.10 Какое из следующих утверждений вы считаете правильным:

1) стратегическое управление – новая прогрессивная форма управления, поэтому организации могут перейти к ней легко и быстро;

2) переход к стратегическому управлению требует определенных затрат времени, но не ресурсов;

3) для того чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического управления, требуются огромные усилия;

4) переход к стратегическому управлению требует больших затрат времени и ресурсов.
1.11 Может ли фирма на практике одновременно реализовывать несколько стратегий:

1) может;

2) не может;

3) может, только если это многоотраслевая компания.
1.12 Какие из следующих факторов должны быть в первую очередь учтены при выборе стратегии (являются ключевыми):

1) сильные стороны отрасли;

2) сильные стороны фирмы;

3) цели фирмы;

4) интересы высшего руководства;

5) квалификация работников;

6) степень зависимости от внешней среды;

7) все перечисленные факторы.

1.13 Какие из следующих факторов могут влиять на выбор стратегии:

1) наличие финансовых ресурсов;

2) отношение высшего руководства к риску;

3) обязательства по предыдущим стратегиям;

4) личные симпатии и антипатии руководителей;

5) все перечисленные факторы.
1.14 Ключевая роль в проведении стратегических изменений и мобилизации потенциала организации принадлежит:

1) руководству организации;

2) непосредственным исполнителям;

3) руководителям среднего звена и непосредственным исполнителям;

4) научным и инженерно-техническим сотрудникам;

5) в равной степени всем работникам организации.
1.15 На основании анализа современной научной, методической и периодической литературы по проблемам стратегического управления охарактеризуйте основные принципы и формы стратегического управления, определите особенности организационно-экономического механизма стратегического управления в Украине и за рубежом. Результаты оформить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика элементов стратегического управления

Элементы стратегического управления

Особенности использования или работы отдельных элементов на предприятиях

Украины

Германии



1

2

3

4

Анализ внешней среды










Диагностика внутреннего состояния организации










Продолжение таблицы 1.1


1

2

3

4

Определение миссии и целей










Разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по отдельным составляющим «стратегического набора»










Разработка системы плановых документов стратегического типа (планы, проекты, программы)










Обеспечение реализации стратегий (по отдельным обеспечивающим подсистемам)










Контроль, анализ, оценка достижения определенных стратегических параметров












^ 1.16 Ситуационная задача «Американская корпорация 3М»

Американская корпорация 3М известна во всем мире. В ее штате 83 тыс. человек, из которых 7 тыс. ученых. Ассортимент продукции, производимый корпорацией, составляет более 60 тыс. наименований. Корпорация 3М входит в число 100 наиболее преуспевающих компаний США.

Фундаментом деятельности корпорации является сочетание новаторских идей с техническим их воплощением, в результате чего создается высококачественный, хорошо продаваемый товар и корпорация 3М занимает лидирующее положение в области нововведений. Этому же способствует и эффективный менеджмент.

В деятельности корпорации можно выделить пять основных направлений:

·        производство новой продукции - финансовая цель. Не менее ¼ реализованной продукции должно приходиться на изделия, поступившие в производство в течение последних пяти лет. Работа менеджеров компании оценивается по этому критерию. Отсюда их стремление поддерживать на высоком уровне научные исследования и поощрять к этому своих сотрудников;

·        свободный обмен информацией между сотрудниками на разных этапах разработки проекта. Это обеспечивает, с одной стороны, возможность использования в новых областях созданных современных технологий; с другой - контроль за ходом выполнения каждой работы;

·        неудачи воспринимаются как источник инноваций. Из ошибок, от которых никто не застрахован, руководство стремится извлечь пользу. По этой причине корпорация продолжает трудиться над технологиями, первоначально не дающими прибыли;

·        предоставление сотрудникам условий и времени для того, чтобы они могли обдумать и предложить собственные идеи. Людям свойственно особенно активно работать над своими идеями. Поэтому служащим фирмы разрешается до 15% рабочего времени уделять таким разработкам;

·        создание и предоставление самостоятельности временным подразделениям корпорации. Сотрудник, который выдвинул идею о новом товаре, при одобрении ее руководством корпорации становится главным менеджером и получает необходимые финансовые средства и оборудование. Он подбирает группу специалистов и создает временное подразделение. Задача такого коллектива: разработка изделия от опытного образца до внедрения в массовое производство с последующей реализацией.
Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте стратегию деятельности корпорации 3М. Что главное в стратегии?

2. Какова роль менеджеров в успехах фирмы?

3. Какие условия требуются для использования опыта инновационной деятельности корпорации 3М на предприятиях Украины?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление»
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Корпоративное управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие казань
Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан гос...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие для студентов-иностранцев
Основы русской фонетики в таблицах, комментариях, упражнениях : учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев / сост.: Л....

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconЗиновьева Н. Б. Документоведение. Учебно- методическое пособие
Зиновьева Н. Б. Документоведение. Учебно-методическое пособие. М.: Профиздат, 2001. – 208 с

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconТема введение в стратегическое управление предпосылки развития стратегического...
Стратегическое управление и стратегическое планирование: новая парадигма и механизм взаимосвязи

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление» iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов III курса...
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<