Тезисы к проекту «эпоха великих реформ»




Скачать 70.57 Kb.
НазваниеТезисы к проекту «эпоха великих реформ»
Дата публикации31.03.2013
Размер70.57 Kb.
ТипТезисы
uchebilka.ru > Экономика > Тезисы
ТЕЗИСЫ К ПРОЕКТУ

«ЭПОХА ВЕЛИКИХ РЕФОРМ»
Конкурс: МАН – Юниор

Секция: Историк - Юниор

Автор: Жигальцева Дарья,

ученица 6(10) А класса

Акимовской гимназии

Акимовского районного совета

Запорожской области

Руководитель:

Кононенко Валентина Сергеевна,

учитель истории Акимовской гимназии

Акимовского районного совета

Запорожской области
Цель работы: проанализировать и сравнить причины, содержание и итоги двух реформ ХІХ века: освобождение крепостных крестьян в России 1861 года и освобождение рабов в США в 1863 года.

Проблема: были ли задачи освобождения рабов и крепостных крестьян главными целями реформ 60-х годов ХІХ века в США и России?
^ Экономическое развитие США и России в начале ХІХ века


США

РОССИЯ

Развитие капиталистических отношений в Северных штатах:

-промышленный переворот проходил в 10 – 50-е годы ХІХ века;

- Рост фабричной промышленности;

- Развитие капиталистического фермерского хозяйства

Тесное переплетение в экономике старых феодальных отношений и новых капиталистических;

- Начало промышленного переворота в 30 – 40-е годы ХІХ века

Рост плантационного рабовладельческого хозяйства в Южных штатах:

- США – аграрный придаток Западноевропейской промышленности;

  • Рост спроса на хлопок у владельцев текстильных фабрик Англии, Франции, Севера США;

  • Захваты новых «свободных» земель плантаторами на Юге и Западе страны (экстенсивный путь развития с/х);

- Хищническое использование земель под плантации;

- Использование труда рабов (в 1860 г. – 4 млн. чел)

Сельское хозяйство остается главной отраслью экономики:

  • Около 90% населения страны составляли крестьяне;

  • Рост спроса на сельскохозяйственную продукцию у промышленных регионов России, Европы ;

  • Расширение посевных площадей, в основном, за счет крестьянских наделов (экстенсивный путь развития с/х);

  • Истощение земель в результате низкой производительности труда крепостных;

- Широкое использование труда крепостных крестьян (в 1857 г. – 23млн.)

^ США И РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА – В ЦЕЛОМ ОСТАВАЛИСЬ АГРАРНЫМИ СТРАНАМИ С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РАБОВЛАДЕНИЕ / КРЕПОСТНОЕ ПРАВО СТАЛО ГЛАВНОЙ ПОМЕХОЙ НА ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ КАПИТАЛИЗМА


^ Причины отмены рабства в США и крепостного права в России:

США

РОССИЯ

1. Незаинтересованность рабов в своём труде и хищнического использования плантаторами земли. Обычно плантации возделывались мотыгой, даже плуг редко применялся. Земли были истощены

1. Низкая производительность труда крепостного крестьянина, использование примитивных орудий труда. Стремление помещиков поднять свои доходы путем увеличения барщины, оброка, урочных заданий, натуральных повинностей. 

2. Рабовладельческий Юг мало потреблял промышленных товаров. Таким образом, сохранение рабства мешало расширению внутреннего рынка и росту фабричного производства. Большая часть промышленной буржуазии Севера выступила, поэтому против рабства, хотя текстильные фабриканты не хотели гражданской войны и разрыва с Югом, боясь, что прекращение подвоза хлопка из южных штатов приведёт к остановке их фабрик и сокращению доходов.

2. Крепостные крестьяне, большинство помещичьих хозяйств не имели средств для приобретения новой сельскохозяйственной техники и других промышленных товаров.

Следовательно, сохранение крепостного права мешало расширению внутреннего рынка и росту фабричного производства, медленно шло накопление капитала.

Росла угроза потери экономической и политической независимости России.

3. Народные массы боролись против рабства, опасаясь, что плантаторы могут распространить его и на Запад, захватывая там новые земли. Они добивались свободной раздачи земельных участков на Западе, а рабовладельцы этому противились.

3. Рост антикрепостнической борьбы. Происходило обезземеливание крестьян –превращение их в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине. Помещики увеличили собственные запашки и отняли у крестьян половину земель, бывших в их пользовании. Крестьяне, являвшиеся «крещеной собственностью» помещиков (А.И. Герцен), были главной протестующей силой в стране. Над страной нависла угроза новой «пугачевщины».


4. Рабочие и фермеры выступали против рабовладения ещё и потому, что даровой рабский труд понижал оплату свободной рабочей силы в стране.

4. Поражение России в Крымской войне (1853 – 1856 гг.) – показало катастрофическую военно-техническую и экономическую отсталость России от стран Западной Европы.

5. Народные массы и передовая буржуазия считали, что рабство позорит страну и противоречит буржуазно-демократическим принципам.

5. Передовые представители всех слоев российского общества всё более осуждали крепостничество, как форму рабства, осознавали его безнравственность

^ Условия отмены рабства в США и крепостного права в России

США

РОССИЯ

  1. Отмена рабства без всякого выкупа

  2. Предусматривалось предоставление чернокожему населению равных гражданских и экономических прав




  1. Крестьяне становились лично свободными.

  2. Крестьяне получали гражданские права.

  3. Крестьяне получали землю за выкуп.

  4. Крестьяне могли выбирать место жительства.

  5. Крестьяне могли владеть собственностью и распоряжаться ею.

НО:

  1. Принятие «Черных кодексов» - закон, который запрещал чернокожим американцам владеть землей или арендовать ее в Южных штатах.

  2. Создание и деятельность террористической расистской организации на Юге – Ку-Клукс-Клан

  1. Выкупная стоимость земли в среднем в 2,2 раза превышала ее рыночную стоимость, в нее фактически была включена и стоимость личной свободы крестьянина.

  2. 20% стоимости земли выплачивали крестьяне, 80% - государство. В течение 49 лет крестьяне должны были вернуть свой долг государству.

  3. До уплаты 20% выкупа за землю крестьянин считался временнообязанными и должен был выполнять прежние повинности.

  4. Земля наделялась не на крестьянскую семью, а на общину.

  5. Крестьянин приписан к своей общине. Выкупные платежи и все подати осуществляли всем миром – общиной.

  6. Земельные «отрезки» в пользу помещика составляли 20 – 40% крестьянского надела

^ РЕФОРМЫ 60-Х ГОДОВ ХІХ ВЕКА В США И РОССИИ ПРОВОДИЛИСЬ «СВЕРХУ» И ЭТО ОПРЕДЕЛИЛО ИХ ПОЛОВИНЧАТЫЙ ХАРАКТЕР

Итоги отмены рабства в США и крепостного права в России:

США

РОССИЯ

^ Сохранение национального единства США и политической власти промышленной буржуазии Севера

Сохранение самодержавия и помещичьего землевладения

Отмена рабства / крепостного создали условия для развития капиталистических отношений, для быстрого завершения промышленного переворота

Создан рынок свободной рабочей силы и рынок сбыта промышленных товаров

Реформы проводились правительствами США и России «сверху», что определило их половинчатый характер

«Моей высшей целью в этой борьбе является сохранение союза, а не сохранение или уничтожение рабства» А. Линкольн

«…Все, что можно сделать для ограждения выгод помещиков, было сделано»

Александр ІІ

Сохранение имущественных и гражданских ограничений прав негров в США и крестьян в России

Выводы:

  1. В результате реформ произошло юридическое освобождение крепостных крестьян / рабов, но не фактическое.

  2. «Великие реформы» 60-х годов ХІХ века Александра ІІ и Авраама Линкольна имели огромное значение для развития капиталистических отношений и создания рынка свободной рабочей силы в России и США.

  3. Реформы создали условия для развития промышленного производства в России и для проведения Реконструкции Южных штатов США.

  4. Но положение освобожденных крестьян в России и негров – рабов в США оставалось крайне тяжелым.

  5. Реформы проводились «сверху» и носили половинчатый характер, т.к. проводились с учетом интересов помещиков России и буржуазии США



^ Основной вывод:

«Великие реформы» 60-х годов XIX века преследовали главную цель – сохранить существующий в России режим в условиях развития капитализма и политическую власть буржуазии Севера США. Отмена крепостного права и рабства было средством для достижения главной цели властей, а не сама цель реформ.
Используемые источники:

  1. Новая история. Ч.І. (1640 - 1870). Учебник для пед. ин-тов. Под ред. А.Л.Нарочницкого. – М.: Просвещение, 1978. – 712 с.

  2. История СССР. Учебник для студентов ист. фак. пед. ин-тов. Ч. 2. 1861 – 1917. Под ред. П.И. Кабанова и проф. Н.Д.Кузнецова. – М.: Просвещение, 1978. – 527 с.

  3. Всемирная история. Новое время. Часть вторая. (Конец XVIII – начало ХХ в.) – Запорожье: Просвіта, К.: Генеза, 2001. – 304 с.

  4. Захарова Л. Г. — Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856—1861. М.: Просвещение, 1984.

  5.  Сэндберг К. Линкольн / Карл Сэндберг; сокр. пер. с англ. Б. Грибанова и Л. Шеффера. — М.: Молодая гвардия, 1961. — 700 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconДоклад по теме: «Эпоха великих изобретений»

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconТезисы к выступлению на заседании областного комитета реформ
За предыдущий год сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Сегодня я хочу подвести итоги выполнения Программы экономических...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconПлан урока Тема: Эпоха великих географических открытий
Оборудование урока: географическая карта мира, глобус, географические атласы, документальный фильм о Ф. Магеллане, компьютерная презентация...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием “перестройка”....

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconО. в. Ананьев владимир соловьев – петр струве: от всеединства через...
«великих реформ» и острым предчувствием их краха; второй – бездну и многоликость революционного разрыва общества в героической попытке...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconТезисы к проекту по теме «Созвездие Ориона»
В наши дни проходит много дискуссий, посвященных проблеме сближения и объединения точных и гуманитарных наук

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconТезисы к презентации Программы
Автономная Республика Крым, следуя заданному курсу на модернизацию страны, последовательно обеспечивает реализацию Программы экономических...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Европы и нуждалась в проведении глубоких реформ во всех сферах. Больше всех это понимал молодой Российский царь Петр I. Эпоха требовала...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Эпоха 1789— 1871 гг. — это эпоха массовых национальных движений, борьбы с абсолютизмом и феодализмом, свержения национального гнета...

Тезисы к проекту «эпоха великих реформ» iconКнига «100 великих психологов» вполне могла бы называться иначе....
Но тем не менее они существуют и тоже являются частью Вселенной. Так же и психология, в истории которой есть множество забытых, полузабытых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<