Скачать 157.41 Kb.
|
Зб. наук. пр. «Проблеми і перспективи розвитку банківської системи України», Суми, 2009. Шулаева Ю.Е. ИНСТРУМЕНТАРИЙ МЕХАНИЗМОВ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ ОТХОДАМИ Введение Электронные отходы высокими темпами увеличивают общий поток бытовых отходов и имеют значительный уровень фракции [1, 1]. Результаты многих исследований обосновывают экономическую и экологическую целесообразность создания механизмов эффективного управления электронными отходами. Как доказано китайскими и швейцарскими учеными [2, 56], это приведет к сохранению природных ресурсов, сокращению земельных площадей, отведенных под отвалы отходов, снижению выбросов SO2 и NOх в атмосферу и ядовитых кислот в водоемы. Также механизм предполагает использование ряда инструментов, позволяющих с помощью экономических, административных и информационных рычагов снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Формирование системы эффективных инструментов регулирования экономико-экологических систем и раскрытие их особенностей стало объектом исследования Александрова И.А. [3; 4], Веклич О. О. [5-7], Синякевича И.М. [8], Петрова В.Н. [9], Пахомовой Н.В. [10], Масленниковой И.С. [11] и др. Электронные отходы отличаются от бытовых своим составом, в котором содержатся токсичные вещества, создающие опасность для реципиентов, и ценные материалы, которые могут повторно использоваться в производстве. Этим обосновывается необходимость установления специфики механизма управления бытовыми электронными отходами. Исходя из этого, целью данной статьи является анализ существующего инструментария механизмов управления муниципальными отходами и его адаптация к управлению электронными отходами, а также изучение специальных инструментов, разработанных для управления непосредственно электронными отходами. ^ В мире существуют три типа механизмов управления отходами [12, 22]: 1) мягкий; 2) стимулирующий; 3) жесткий. Их характеристика и применяемые инструменты приведены в таблице 3. Стимулирующий и жесткий механизмы управления отходами реализуются посредством использования экономических (рыночных) и законодательно-нормативных (административно-командных) инструментов. Для осуществления мягкого механизма в основном применяются информационные инструменты. ^ Подходы к выбору перечня экономических инструментов могут быть различны. При этом сущность любого подхода состоит в применении распределительных, карательных и поощрительных инструментов, используемых в отношении отдельных производителей отходов. В [9, 176] приведена следующая структура экономических инструментов охраны окружающей среды (рис. 1). ![]() Рис. 1. Структура экономических инструментов охраны окружающей среды В [10, 114] экономические инструменты подразделяются на рыночно-ориентированные и финансово-кредитные (рис. 2). ![]() Рис. 2. Экономические инструменты управления природопользованием и экологической безопасностью В [3, 215] авторами установлен перечень экономических инструментов, которые направлены на обеспечение экологической безопасности (табл. 1). В качестве ключевого экономического инструмента выделен сбор за загрязнение окружающей среды. Таблица 1 Экологизация экономических инструментов
Это позволяет утверждать, что для установления конкретного набора экономических инструментов для рационального управления электронными отходами необходимо руководствоваться следующими критериями: − эффективность – социально-экономическая целесообразность переработки электронных отходов; − справедливость, т. е. обоснованное применение карательных и стимулирующих мер; − реализуемость, означает наличие средств и необходимого объема данных для обоснования и расчета, с одной стороны, и для контроля над соблюдением – с другой; − гибкость, характеризуется способностью изменяться в зависимости от экономических условий; − стимулирование, ориентирует производителей электронной техники на поиск наилучших природоохранных решений, таких как применение новых технологий и материалов, инвестирование в научные разработки; − социально-политическая приемлемость означает степень поддержки и согласия со стороны различных слоев общества на применение инструментов [11, 237]. Экономические инструменты применяются на разных стадиях жизненного цикла электронного изделия с тем, чтобы оказывать влияние при выборе:
Таким образом, к основным видам экономических инструментов, используемых при управлении электронными отходами, можно отнести: - налоги на применение опасных веществ при производстве электронного оборудования; - платежи за сбор и размещение отходов; - штрафы и компенсация ущерба; - экологические фонды; - экономические стимулы для природоохранного инвестирования в сферу обращения с электронными отходами; - страхование ответственности лиц, занятых в сфере обращения с электронными отходами. ^ К законодательно-нормативным (административно-командным) инструментам относят [11, 77]: 1) экологическое и природно-ресурсное законодательство. Нормативно-правовая база по отходам представлена следующими законами: Закон Украины «Об отходах» [13], «Об охране окружающей природной среды» [14], «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», «Об обращении с радиоактивными отходами» [15] и др. Анализ правовой базы позволил установить, что в украинском законодательстве нет специальных нормативных актов, регулирующих управление электронными отходами. Для юридических лиц предусмотрены определенные правила и инструкции по списанию отработавшей техники, делающие этот процесс сложным и затратным. При этом, обращение физических лиц с электронными отходами институционально не регулируется. Это усложняет процесс управления электронными отходами и существенно снижает эффективность деятельности по сокращению негативного воздействия электронных отходов на состояние окружающей среды. Поэтому необходимо создание нового нормативного акта, регулирующего управление непосредственно электронными отходами, например, взяв за основу Директиву Европейского союза 2002/96/EC [16]. 2) экологический мониторинг и экологический аудит. Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении актуальной и достоверной информацией соответствующих органов по управлению отходами. В отношении электронных отходов такая информация включает данные о числе действующих предприятий-производителей электронного оборудования, соответствии их деятельности установленным нормам, объемах импортируемой электронной техники, объемах накопления и утилизации электронных отходов. Экологический аудит в сфере обращения с электронными отходами призван проводить анализ, оценку электронных отходов, разрабатывать соответствующие рекомендации и предложения в зависимости от результатов анализа с целью достижения соответствия полученной информации установленным критериям, нормативам и требованиям [17, 112]. 3) лицензирование. Утилизацией электронных отходов могут заниматься субъекты хозяйствования, у которых есть лицензия, разрешающая этот вид деятельности. 4) экологическая сертификация и экологическая экспертиза. С помощью этих инструментов осуществляется контроль соответствия деятельности юридических лиц, участников любой стадии жизненного цикла электрического или электронного оборудования, природоохранным требованиям, нормам и правилам, установленным законодательством страны, а также международным стандартам [18, 28]. 5) экологические стандарты и нормативы. Целью установления стандартов и нормативов является регулирование состояния экологии с целью его улучшения или поддержания на определенном уровне. Все экологические стандарты и лимиты, применяемые при организации работы предприятий-производителей электрического и электронного оборудования и предприятий, утилизирующих электронные отходы, изображены в виде схемы (рис. 3). ![]() Рис. 3. Схема соподчинения стандартов, нормативов и лимитов, используемых в рамках действия механизма управления электронными отходами [11, 181] ^ Одной из наиболее распространенных стратегий эффективного управления электронными отходами в развитых странах Европы является расширенная ответственность производителей. В [19, 2] она определяется как стратегия защиты окружающей среды, которая возлагает на производителя ответственность за весь жизненный цикл производимого товара, в том числе обязывает принимать отработавшее электрическое или электронное оборудование для рециклирования или конечного захоронения. Основными целями стратегии являются:
Стратегия расширенной ответственности производителя реализуется посредством административных, экономических и информационных инструментов, основные из которых приведены в табл. 2. Таблица 2 Инструменты стратегии расширенной ответственности производителей [20, 15]
Инструментарий механизмов эффективного управления электронными отходами представлен в виде схемы (рис. 4). ![]() - инструменты жесткого механизма - инструменты стимулирующего механизма ![]() ![]() - инструменты мягкого механизма ![]() Рис.4. Инструментарий механизмов эффективного управления электронными отходами Среди инструментов управления электронными отходами преобладают инструменты жесткого механизма. Но только комплексное использование инструментов всех механизмов даст возможность эффективно разрешить проблему утилизации электронных отходов. Вывод Основой эффективности механизма управления электронными отходами является выбор действенного инструментария. Набор экономических (рыночных), законодательно-нормативных и информационных инструментов, используемый при управлении муниципальными отходами, частично применим для создания эффективного механизма управления электронными отходами. Он должен быть адаптирован и дополнен новыми специальными инструментами, разработанными для управления непосредственно электронными отходами. Таблица 3 Механизмы управления отходами
Литература
Сведения об авторе: Шулаева Юлия Евгеньевна Место работы: Донецкий национальный технический университет Адрес: служебный: 83000, г. Донецк, ул. Артема, 58, ДонНТУ дом: бул. Шевченко, 55, 26., г. Донецк, 83017 Должность: аспирант кафедры менеджмента и хозйственного права Контактный телефон: 8(062)3010341 (раб.) Телефон моб.: 8 050 326 97 22 e-mail: primula@telenet.dn.ua ![]() |
![]() | Шулаева Ю. Е. Экономико-экологический механизм повышения эффективности управления обращением с электронными отходами | ![]() | Поэтому целью данной статьи является анализ существующих концепций управления электронными отходами и обоснование применения концепции... |
![]() | Секция Эколого-экономические аспекты управления отходами. Развитие рыночных механизмов | ![]() | Организационный инструментарий управления проектами (сетевые матрицы, матрица разделения административных задач управления, информационно-технологическая... |
![]() | С целью снижения экологических рисков в сфере обращения с отходами потребления предлагается использование экологического страхования,... | ![]() | Министров Украины от 04. 03. 2004 n 265 "Об утверждении программы обращения с твердыми бытовыми отходами" и в соответствии с рекомендациями... |
![]() | Вопрос о критериях эффективного управления начнем с рассмотрения некоторых традиционных, ставших уже классическими, психологических... | ![]() | Это возможно лишь в условиях эффективного управления производством, использующего проектно-ориентированные организационные структуры... |
![]() | ... | ![]() | Организация эффективного управления персоналом предприятий туристического бизнеса |