Скачать 154.28 Kb.
|
Курс лекций по дисциплине: Налоговый менеджмент Лекция №1Тема: Теоретические и организационные основы государственного налогового менеджмента. План
При централизованной системе управления народным хозяйством такие важные сферы управленческих действий , как налоговое планирование, прогнозирование, информационный анализ, контроль, были жестко регламентированы. Это обеспечивало цель любой ценой выполнить директивно устанавливаемый план. Информационно-аналитические действия сводились к составлению статистических отчетов и сводок о ходе выполнения директивных заданий по платежам в бюджет. Отчеты зачастую содержали искажения и приписки. Переход от административно командной экономики к рынку придает управлению налогообложением глубокий экономический смысл и предъявляет к нему совершенно иные требования. Постепенно управление выходит из статистического состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. Недопоступление налогов может сигнализировать о том, что:
Такого рода сигналы обуславливают необходимость пересмотра методов управления налоговым производством. Анализ управленческих действий налоговых администраций может выявить надостатки тактического свойства, устранить которые возможно в оперативном порядке, т. е. Без изменения экономико-правовых основ налогообложения. Управление налогообложением- это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей таории и практики управления. Это савокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке. Таким образом, понятие «управление налогообложением» раскрывается с двух сторон. Во-первых, это система органов управления (Законодательные и административные налоговые органы).Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкурентную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства. Управление налогообложением - наиболее выраженная сфера управленческих действий. Между налоговым производством. Системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением. Права и обязанности налоговых ведомств закреплены в Законе «О Государственной налоговой службе в Украине от 04. 12. 90 №509-12 с изменениями и дополнениями, «О погашении обязательств налогоплательщиков перед бюджетними и государственными целевыми фондами» от 21. 12. 00 №2181-3. Однако в этих законах не уделяется достаточное внимание защите налогоплательщиков от неправомерных посягательств налоговых администратов. С введением ЗУ 2181 штрафные санкции за нарушение налогового законодательства ужесточились. В управлении налоговыми процессами учавствуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти. На налоговые взаимоотношения непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность- также часть процесса управления налогообложением.
![]()
![]()
![]()
![]()
ГНАУ ГНА Республики Крым Новые инспекции в городах и районах Налоговая милиция Контролирую-щие органы (пенс. Фонд, фонд соц страхования и таможенные органы) Департаменты Контрольно-ревизионной налоговых реформ, политики, главный бюджетный, банковской деятельности, валютно-финансовый, методологии бух. учета. Другие департаменты отраслевого финансирования. Система органов государственного казначейства Рис.1 Структура государственно-валютных органов, регламентирующих бюджетно- налоговый процесс. Становление в Украине рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйственные субъекты, включая и государственный сектор экономики, некоммерческие и бюджетные организации менеджерской практики управления финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от предприятия в корзину государства, поэтому данная сфера денежного хозяйства выступает существенным объектом экономического анализа и контроля. В круг обязанностей менеджера предприятия входит предоставление внешней налоговой отчетности внешним пользователям. Информация о поступлениях налоговых платежей, объемах недоимки, пеней и штрафов сосредотачивается в соответствующих инстанциях налоговых администраций. Выполнение налоговыми администрациями аналитико-информационных функций позволит им значительно усилить регулирующую способность налогообложения. Следовательно, к системе государственного управления налогообложением, занимающихся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «государственный налоговый менеджмент».
В украинской экономической науке и в системе государственного управления финансово-хозяйственными процессами такое понятие, как «налоговый менеджмент. не распространено. Широко используется понятие «финансовый менеджмент» , но в основном в сфере корпоративных финансов. Методологии налогообложения и используемые в налоговом производстве приемы и методы управления системой налоговых правоотношений свидетельствует в пользу распространения понятия «налоговый менеджмент» в украинской налоговой среде. Налоговый менеджмент как система управления процессами движения денежных средств от субъектов сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет» в полной мере может быть легитимным элементом украинского налогового права. Обоснованием такой возможности служат следующие положения: 1. Во-первых, налог есть неотъемлемый элемент финансового организма госуддарства, существо которого раскрывается в процессе кругооборота капитала и движения различных денежных потоков. Для управления этими потоками используются различные методы финансового менеджмента, объединяемые в комплексные системные блоки: планирование и прогнозирование, регулирование, контроль. Налоговая сфера управленческих действий также представляет собой целенаправленное движение денежного потока, с тем различием, что это есть целеориентированное движение обобществленных ресурсов собственников. Следовательно, налоговая система как комплекс правоотношений субъектов сфер «бизнес» и «бюджет» - это управляющая и управляемая система одновременно. Объединяет эти субъекты одна цель – оптимизировать параметры движения денежных средств. Используемые методы оптимизации берутся в основном из арсенала методов финансового менеджмента. 2. Во-вторых, включение механизма управления налоговой сферой в систему широко используемых в международном и отечественном менеджменте методов и частных приемов (разумеется, с известной модификацией) обеспечивает большую управляемость потоками налоговых платежей. 3. В-третьих, постепенное формирование партнерских отношений, достаточно четких и экономически предопределенных (не конфискационного характера) между субъектами сфер «бизнес» и «бюджет» по поводу оптимизации налоговых изъятий создаст в обозримом будущем необходимые предпосылки для их обоюдной заинтересованности в четком прохождении всей начисленной суммы налоговых платежей от «кассы» налогоплательщика до «бюджетных касс». 4. В-четвертых, результаты фискального мониторинга, как при оценке достигнутых результатов сбора налогов, так и в процессе поиска вариантов аппроксимации элементов структуры налогового потенциала в будущих финансовых периодах позволят вести контроль за общим налоговым режимом в векторно-горизонтальной фискальной иерархии, формировать продуктивный механизм налоговых льгот, налоговых кредитов и пользоваться другими методами налогового менеджмента. 5. В-пятых, в конечном итоге налоговый менеджмент сформирует документальную информационную базу для разработки сводного финансового баланса государства – бюджета. Система налогового менеджмента основывается на формировании банка информационных данных, и этот процесс приводит к появлению специализированной сферы – института фискального мониторинга. Фискальный мониторинг – это всестороннее и глубокое исследование последствий введения налогов, изменения налоговых режимов, их уплаты, с одной стороны, и расходование налоговых доходов – с другой. Исследование таких ситуаций сопровождается соответствующими научно-техническими описаниями, выработкой рекомендаций для законодательных и исполнительных органов и публикациями в открытой печати для обсуждения. Фискальный мониторинг могут проводить действующие представители налоговых администраций, а также независимые ассоциации налогоплательщиков, объединения аудиторских служб. Недостатки украинской практики фискального мониторинга 90-х годов являлось отсутствие для широкого изучения данных о налоговых и бюджетных планах государства, их корректировках и исполнении. Налогоплательщик не бал осведомлен о том, куда направляются уплаченные им налоги. Государственный налоговый менеджмент – это особая сфера деятельности государства, перед которой стоят следующие задачи:
В условиях все еще неустойчивой структуры налогового потенциала, постоянных корректировок расчетной базы бюджета по налоговым доходам и ослабленного контроля за исполнением бюджетных назначений, дистанцированности друг от друга экономико-финансовых интересов субъектов сфер «бизнес» и «бюджет» повышается потребность в создании системы управления налогообложением нового типа. Стратегическая цель финансового мониторинга – осмысление и постепенное изменение действительности, медленное, но неотвратимое движение к равенству перед законом всех и каждого. Государственный налоговый менеджмент должен прийти на смену трудиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим элементом управления государством в целом. Трудности реформы системы государственного управления обусловлены тем, что данная сфера организационно-экономической деятельности в целом крайне консервативна. Поэтому формирование системы налогообложения в Украине, приближение ее к мировым стандартам до настоящего времени не дают ожидаемых результатов. Налоги жестко увязаны с отношениями собственности, а это – область конфронтации экономических интересов. До тех пор, пока не будут решены многие базисные проблемы (созданы рынки земли, труда, капиталов, устранены негативные тенденции приватизации криминализации экономики т. п.) Предмет государственного налогового менеджмента определяют высшие цели налоговедения – классические постулаты налогообложения, а также принципы налоговой политики (совокупность стратегических и технических действий налоговых администраций) и принципы оперативного управления налоговым производством. В основе государственной налоговой политики лежат принципы стратегического ведения тенденций и закономерностей формирования структуры элементов налогового потенциала и методы обеспечения их продуктивного воздействия на факторы экономического роста. Объектом государственного налогового менеджмента являются легитимные потоки финансовых ресурсов из сферы «бизнес» в сферу «бюджет» при выполнении налоговых обязательств, а также следующие управляемые комплексы: - договорные отношения по предоставлению инвестиционных и других налоговых кредитов, разных видов льгот; - легитимные контрольные действия, обусловлены необходимостью применения налоговых санкций при нарушении налогового законодательства. Постулаты Экономико-функциональные принципы налогообложения Организационно-правовые принципы налогообложения К субъектам государственного налогового менеджмента относится налоговая служба всех уровней фискальной иерархии. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Стабильность Единство системы ![]() ![]() Устойчивость Децентрализация ![]() ![]() Прозрачность Действующая налоговая система государства – это: ![]() ![]() Эластичность Запрет обратной силы действия налоговых законов ![]() ![]() Нерепрессив-ность Дискретность ![]() ![]() Адаптивность ![]() Паритет функциональ-ного действия Равные права субъектов налоговых действий ![]() ![]() ![]() ![]() Аполитичность Дешевизна Свод прав и обязанностей участников налоговых действий. Совокупность конкретных видов налогов, платежей, сборов. Алгоритмы формирования их налогооблагаемых баз и сумм налоговых расходов. Государственные и региональные налоговые администрации. Научно-исследовательские институты, ассоциации ученых и практиков, добровольные объединения налогоплательщиков, занятые поиском более совершенных концепций налогообложения. Различные органы судебной власти, прокуратуры, арбитражные органы. Рис. 2 Методологические и организационно-правовые основы функциональной «конструкции» системы налоговых правоотношений в правовом государстве. К существенным факторам препятствующим созданию целостной концепции государственного налогового менеджмента, ориентированной на нивелирование (сглаживание) и в конечном счете на обеспечение «мирного сосуществования двух конфликтующих сфер («бизнес» и «бюджет») относятся: 1. прочные традиции административно командного управления, покоящиеся на советском постулате общегосударственной собственности. 2. Экономическая политика, проводимая государством в переходной период, когда были заключены основы действующей налоговой системы в Украине, которые основывались на принципах внедрения монетаризма в условиях стагнации (застоя) экономики, в результате чего была сформирована внутренне не сбалансированная система налогообложения, нацеленная на реализацию фискальной налоговой функции. Государственный налоговый менеджмент – это особый научно-практический процесс, который емок по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам. Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Он занимает ведущее место в системе управления экономикой. Иерархия этих управленческих структур представлена на рис. 1. В настоящее время налоговые администрации применяют прогрессивные методы планирования и прогнозирования структуры налогового потенциала, а также способы расчета и разложения совокупной налоговой нагрузки по индивидуальным плательщикам, предприятиям, отраслям и территориям. Вся проводимая ими работа по формированию сводных налоговых бюджетов территорий и последующему их включению как законодательной инициативы в проект бюджета государства на очередной финансовый год пронизана традициями. Смысл менеджерской деятельности субъектов сферы «бюджет», как и десятилетия назад, сведен к управленческим решениям: обеспечить, повысить, устранить, привлечь к ответственности, и другим, аналогичным требованиям. Применение современных методов менеджмента ряд таких проблем снимает, разумеется, при условии продуктивного реформирования налоговой системы Украины. При разработке основ общеукраинской концепции налогового менеджмента за исходное положение принимается то, что налоги являются прежде всего выражением отношений собственности, а экономические интересы сферы «бюджет» не идентичны интересам субъектов сферы «бизнес». Следовательно, используемые экономические методы государственного управления налогообложением отличаются от методов управления движения капитала на уровне корпораций. Вновь мы имеем дело с феноменом «дуализм явления или категории». К налоговому менеджменту как и к сфере управления вообще применима двуединая содержательная концепция менеджмента, его принципы цели и задачи. Эта концепция базируется на органичном единении двух противодействующих сфер: государственного и корпоративного налогового менеджмента. Воплощение в налоговое производство этой концепции базируется на ряде допущений.
Три метода:
В настоящее время в Украине при планировании и прогнозировании и регулировании налоговых платежей используются различные экономико-математические методы, а при контроле за налоговыми платежами разработаны и используются информационные методы АСУ «налог» и др. Контрольные вопросы для самопроверки знаний.
Темы для самостоятельных исследований.
|
![]() | Подсистема налогового планирования и прогнозирования в составе элементов налогового менеджмента | ![]() | Особенности налогообложения прибыли при осуществлении деятельности, подлежащей и не подлежащей патентованию |
![]() | Тема Объективная необходимость и теоретические основы государственного регулирования экономики | ![]() | Основные методы, силы и средства, используемые для организации защиты информации |
![]() | Менеджмент обширная область науки, практики и искусства. Наука менеджмента достаточно молодая, ей не многим более 100 лет; многие... | ![]() | |
![]() | ![]() | Тема Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля | |
![]() | Текущий контроль: система обратной связи, организационные системы с обратной связью | ![]() | Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1994 |