Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год




НазваниеПрограмма социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год
страница1/5
Дата публикации04.04.2013
Размер0.57 Mb.
ТипПрограмма
uchebilka.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4   5

УТВЕРЖДЕНА


Постановлением Верховной Рады

Автономной Республики Крым

от 16 апреля 2003 г. № 519-3/03

Программа

социально-экономического развития

Автономной Республики Крым на 2003 год

1. Общие положения



Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год (далее – Программа) разработана в соответствии с пунктом 5 статьи 138 Конституции Украины, подпунктом 12 пункта 1 статьи 18 Конституции Автономной Республики Крым, Законом Украины "О Верховной Раде Автономной Республики Крым", Законом Украины "О государственном прогнозировании и разработке программ экономического и социального развития Украины".

В основу Программы включены главные положения посланий Президента Украины к Верховной Раде Украины: "Украина: шаг в XXI столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы", "Европейский выбор. Концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 годы".
1.1. Оценка тенденций социально-экономического развития Автономной Республики Крым в 2002 году.

За 2002 год объем производства промышленной продукции составил 2505,4 млн грн, что на 6,5 процента ниже уровня 2001 года.

Прирост объемов производства по сравнению с 2001 годом достигнут в добывающей группе отраслей промышленности (+14,5 процента).

В обрабатывающей группе отраслей допущено снижение объемов производства на 8,6 процента по сравнению с 2001 годом, в том числе в машиностроении (-1,1 процента), пищевой промышленности (-11,7 процента), химии и нефтехимии (-13,5 процента).

В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды падение объемов производства по сравнению с 2001 годом составило 10,5 процента.

За 2002 год выпуск товаров народного потребления республики по сравнению с 2001 годом сократился на 5,3 процента и составил 865,2 млн грн (34,5 процента объема производства промышленной продукции). Снижение произошло по выпуску продовольственных товаров на 7,2 процента, алкогольных напитков – на 14,2 процента. В то же время, по группе непродовольственных товаров прирост составил 27,9 процента.

В агропромышленном комплексе производство зерновых культур в 2002 году составило 1106,0 тыс. тонн в весе после доработки, что на 21,9 процента ниже уровня 2001 года. Во всех категориях хозяйств собрано 34,5 тыс. тонн фруктов, винограда – 60,6 тыс. тонн.

За 2002 год увеличилось производство мяса (в живом весе) на 19,8 процента, молока – на 2,3 процента, яиц – на 17,7 процента по сравнению с 2001 годом, что объясняется как стабилизацией поголовья животных, так и ростом продуктивности. Возросло поголовье свиней (+7,6 процента), птицы (+19 процентов).

^ Вылов рыбы составил около 54,3 тыс. тонн, что меньше уровня 2001 года на 39 процентов, производство прудовой рыбы остается на уровне 2001 года – 700 тонн.
На базе реформированных 220 коллективных сельхозпредприятий создано 611 новых агроформирований. Осуществлена передача более 1,1 млн гектаров земель в собственность граждан. Право на земельную долю (пай) получили 214,7 тыс. граждан, из них 210,7 тыс. (98,1 процента) выданы сертификаты на право на земельную долю (пай).

В республике оформлено 62874 (33 процента) государственных акта на право частной собственности на землю, из них выдано – 45006 (21,5 процента).

В Крыму действуют 3 аккредитованные биржи, 13 агроторговых домов, 4 аукциона по продаже скота и птицы, 23 оптово-продовольственных рынка, 28 оптово-плодоовощных рынков, 2 кредитных союза.

В 2002 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрос по сравнению с предыдущим годом на 20 процентов и составил 1500,0 млн грн.

За счет Государственного бюджета Украины освоено 5 процентов от общего объема инвестиций, или 68,6 млн грн, что соответствует уровню 2001 года. За счет средств бюджета Автономной Республики Крым освоено 45,3 млн грн.

На курортах Крыма отдохнуло и пролечилось около 4,6 млн человек, из которых 1,1 млн чел. – организованные отдыхающие. Объем реализации всех видов услуг курортно-рекреационного комплекса возрос по сравнению с 2001 годом на 4,9 процента и составил 703,8 млн грн. Заполняемость здравниц составила 51,2 процента, что на 6,1 процента выше, чем в 2001 году. Рост налоговых поступлений составил 102,0 процента.

В 2002 году объем розничного товарооборота составил 1524,2 млн грн, что на 28,8 процента больше по сравнению с 2001 годом. Доля непродовольственных товаров в республике в общем объеме товарооборота – 57,5 процента.

^ Объем внешнеторгового оборота товаров и услуг за 2002 год составил 431,5 млн. долл. США. При этом наряду с увеличением экспорта внешнеторгового оборота товаров и услуг с 293,6 млн долл. в 2001 году до 310,7 млн долл. США в 2002 году сократился импорт внешнеторгового оборота товаров и услуг с 131,0 млн долл. США в 2001 году до 120,8 млн долл. США в 2002 году.

В рамках специального режима инвестиционной деятельности утверждено 46 инвестиционных проектов на общую сумму 244,2 млн долл. США. Объем фактически привлеченных инвестиций на 1 января 2003 года составил 65,0 млн долл. США, из которых 36,3 млн долл. США – иностранные инвестиции.

В республике насчитывается 11313 малых предприятий и 77000 частных предпринимателей. Количество малых предприятий по сравнению  с  2001  годом  возросло  на  3,0  процента, частных предпринимателей – на 10,8 процента. В расчете на 10 тыс. наличного населения Крыма приходится 54 малых предприятия.

Поступления в местные бюджеты и бюджет Автономной Республики Крым от деятельности малых предприятий возросли до 18,0 процентов (1999 год – 9,8 процента, 2000 год – 12,0 процентов, 2001 год – 15,5 процента).

За 2002 год в сводный бюджет Автономной Республики Крым поступило 1241,1 млн грн (налогов и сборов – 977,3 млн грн, субвенции и дотации из утвержденного Государственного бюджета Украины – 263,8 млн грн), что на 9,0 процентов больше, чем за 2001 год. В бюджет Автономной Республики Крым зачислено 563,9 млн грн, или 97,4 процента по отношению к контрольным показателям Министерства финансов Украины.

За 2002 год фиксированный рынок труда составил 105,8 тыс. человек, что выше показателя 2001 года на 17,2 процента.

На 1 января 2003 года число безработных, зарегистрированных в службе занятости, составило 42,1 тыс. человек, что на 51,4 процента больше показателя предыдущего года. Число незанятых граждан, претендующих на одно свободное рабочее место, возросло с 11 до 14 человек. Уровень безработицы на 1 января 2003 года составил 3,5 процента (на 1 января 2002 года – 2,3 процента).

^ Задолженность по выплате заработной платы по состоянию на 1 января 2003 года увеличилась по сравнению с 1 января 2002 года на 10,3 млн грн (на 14,8 процента) и составила 79,6 млн грн. Заработная плата работникам бюджетной сферы выплачивалась своевременно и в полном объеме. Своевременно осуществлялась и выплата пенсий.

1.2. Главные проблемы.

^ В сфере социальной защиты:

недостаток государственной помощи социально незащищенным слоям населения для обеспечения им прожиточного минимума;

наличие задолженности по социальным выплатам;

наличие льгот, компенсаций и гарантий, которые предоставляются без учета уровня доходов получателей.

^ В сфере здравоохранения:

недостаточные размеры бюджетных ассигнований на охрану здоровья населения;

слабая материально-техническая база, оснащенность лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

^ В сфере образования:

несогласованность сети учебных учреждений, в первую очередь дошкольного образования, с реальными потребностями населенных пунктов и реальными бюджетными возможностями;

низкие темпы передачи ведомственных дошкольных учебных учреждений в коммунальную собственность;

отсутствие автотранспорта в республиканских интернатных учреждениях;

недостаточное выделение средств на оздоровление детей-сирот.

^ В сфере культуры:

недостаточные объемы финансирования культурной сферы;

не на должном уровне осуществляется сохранение историко-культурных ценностей, фондов музеев, заповедников и библиотек;

устаревшая материально-техническая база учреждений культуры;

несогласованность бюджетных назначений с сетью учреждений культурной сферы.

^ В топливно-энергетическом комплексе:

недостаточное обеспечение топливно-энергетическими ресурсами.

В промышленности:

неудовлетворительное финансовое состояние большинства предприятий;

значительная экспортная зависимость наиболее крупных предприятий республики;

низкая эффективность использования основных фондов, особенно ее активной части – оборудования;

отсутствие эффективного собственника и квалифицированного менеджмента для работы в новых экономических условиях;

потеря внешних рынков.

^ В агропромышленном комплексе:

неразвитость рыночной и финансовой инфраструктуры отрасли;

снижение плодородия почв вследствие недостаточных природоохранных мелиоративных и агротехнических мероприятий в землепользовании;

деформированное развитие социальной сферы села;

сезонное падение цен на сельскохозяйственную продукцию.

^ В инвестиционном комплексе:

рост объемов незавершенного строительства;

низкая платежеспособность заказчиков, и, как следствие, непогашение задолженности подрядчикам за ранее выполненные строительно-монтажные работы;

низкие объемы жилищного строительства, неосуществление реконструкции жилых домов первых массовых серий;

ликвидация и реструктуризация нерентабельных строительных предприятий и организаций;

отсутствие механизма государственной поддержки приоритетных отраслей экономики.

^ В жилищно-коммунальном хозяйстве:

проблема неплатежей из-за низкой платежеспособности населения;

убыточность предприятий отрасли;

несоответствие действующих тарифов фактической стоимости услуг;

физическое старение основных фондов, отсутствие достаточных капиталовложений на их развитие;

снижение качества услуг из-за высокого уровня аварийности сетей;

неэффективное управление.

^ В курортно-туристической сфере:

сезонность большинства здравниц, что отрицательно сказывается на их финансовом состоянии;

правовая нестабильность;

сложность процедуры подтверждения собственности на санаторно-курортные учреждения иностранных государств, что также приводит к потерям бюджетов всех уровней;

наличие 98 объектов незавершенного строительства курортно-туристической сферы, строительство которых не ведется;

значительные потери местных бюджетов от предоставляемых льгот;

несовершенство взаимоотношений между учреждениями санаторно-курортного комплекса и агропромышленного комплекса.
2. Цели и задачи Программы
Стратегическими целями социально-экономического развития автономии в текущем году являются:

преодоление спада в промышленности и агропромышленном комплексе;

приведение структуры экономики в соответствие с ресурсным потенциалом Крыма;

дальнейшее поэтапное повышение уровня жизни населения Автономной Республики Крым.

Основным механизмом решения социально-экономических проблем является поддержка реального сектора экономики как источника наполнения доходной части бюджетов всех уровней и повышения уровня жизни населения.

Приоритетными отраслями экономики Автономной Республики Крым на 2003 год являются:

курортно-рекреационная сфера;

топливно-энергетический комплекс;

в промышленности: пищевая и химическая подотрасли, судостроение;

в агропромышленном комплексе: виноградарство, зерновое и рыбное хозяйство.

Для реализации стратегических целей предусматривается следующее.

^ В области повышения социальных стандартов:

уменьшение напряженности на рынке труда, обеспечение продуктивной занятости населения;

погашение задолженности по выплатам всех видов социальной помощи и по выплате заработной платы;

совершенствование механизма предоставления адресной помощи социально незащищенным слоям населения.

^ В направлении развития человеческого потенциала:

расширение доступности получения качественного образования, в том числе на государственном языке;

увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования;

обеспечение в полном объеме гарантированной медицинской помощи населению;

развитие сети учреждений культуры;

приближение уровня предоставления отечественных курортно-туристических услуг к международным стандартам.

^ В направлении создания благоприятных условий для дальнейшего социально-экономического роста:

развитие инфрастуктуры поддержки предпринимательства, совершенствование финансово-кредитной системы для поддержки малого предпринимательства;

эффективное использование механизмов государственного регулирования экономики;

создание инфраструктуры фондового рынка;

целевая поддержка приоритетных отраслей экономики.
^ В направлении эффективного функционирования реального сектора:

освоение и выпуск импортозаменяющей продукции;

уменьшение количества убыточных предприятий;

совершенствование земельных отношений;

увеличение удельного веса продукции с высокой степенью переработки сельскохозяйственного сырья;

внедрение ресурсосберегающих технологий в промышленности и агропромышленном комплексе;

стимулирование процесса самоорганизации сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.
3. Экспериментальная экономическая модель

Автономной Республики Крым
В 2003 году предусматривается начать разработку экспериментальной экономической модели путем подготовки и обоснования предложений о внесении изменений в действующие нормативно- правовые акты Украины по следующим направлениям:
3.1. Вопросы налоговой и бюджетной политики.

Основная цель предлагаемых изменений в налоговой и бюджетной политике – достижение сбалансированности и самодостаточности местных бюджетов по доходам для покрытия своих расходных обязательств.

^ Оптимизация налоговой системы.

С целью оптимизации налоговых полномочий предполагается наделить Верховную Раду Автономной Республики Крым правом устанавливать налоги и льготы по их уплате, регулировать соответствующие полномочия местных органов.

Внедрение в Автономной Республике Крым дополнительных видов налогов, за исключением импортных и экспортных пошлин, открывает возможности для автономии получить значительную часть своих доходов путем основательного изменения налогообложения курортной сферы, введения налога на недвижимость и других налогов и сборов.

Для составления реестра мини-пансионатов, мини-гостиниц и регистрации их в качестве объектов курортно-рекреационного комплекса устанавливаются в качестве эксперимента единые фиксированные ставки налогов на имущество субъектов независимо от формы собственности и вида хозяйственной деятельности.

Предоставление на государственном уровне льгот по налогообложению юридических и физических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Крыма, согласовывается с органами власти и органами местного самоуправления Автономной Республики Крым.

Любые предприятия, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие хозяйственную деятельность на территории республики, являются плательщиками налогов и сборов соответственно в бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты.

^ Совершенствование бюджетного процесса.

В процессе формирования проекта бюджета Автономной Республики Крым на предстоящий бюджетный период непосредственно Совет министров Автономной Республики Крым взаимодействует с Кабинетом Министров Украины по вопросам формирования положений и показателей межбюджетных отношений государства и республики (объемов межбюджетных трансфертов для бюджета республики и местных бюджетов и др.).

Бюджетный процесс в республике организуется Министерством финансов Автономной Республики Крым. Министерство финансов несет ответственность за составление расчетов к проектам бюджетов всех уровней и защищает по поручению Совета министров Автономной Республики Крым консолидированный бюджет республики в Министерстве финансов Украины.

В бюджетные полномочия Совета министров Автономной Республики Крым включается внедрение методики расчета расходов местных бюджетов, которая будет основываться на применении единого республиканского финансового норматива бюджетной обеспеченности.

При формировании объема трансфертов бюджету Автономной Республики Крым учитывается необходимость в финансовых ресурсах на осуществление залоговых закупок сельскохозяйственной продукции, а также создание фонда для интервентных закупок на рынке химической продукции.

При распределении капитальных вложений, предусмотренных в бюджете развития Автономной Республики Крым, до 30 процентов средств направляется на инновационные проекты выпуска конкурентоспособной продукции в приоритетных отраслях промышленности.
3.2. Урегулирование вопросов собственности.

С целью обеспечения эффективного управления объектами государственной собственности, расположенными на территории автономии, все решения по реструктуризации, приватизации, ликвидации и отчуждению таких объектов согласовываются с Советом министров Автономной Республики Крым.

Принимается нормативно-правовой акт Украины, определяющий статус имущества, принадлежащего Автономной Республики Крым, и регулирующий вопросы владения, управления и распоряжения этим имуществом.

С целью завершения периода неопределенности в отношении имущества, которое можно отнести к собственности бывших союзных республик, Верховной Радой Украины рассматривается вопрос о внесении дополнений к соглашениям между Российской Федерацией и Украиной, Республикой Беларусь и Украиной в части указания срока, после наступления которого прекращается процедура представления и рассмотрения документов, подтверждающих право собственности.

Полномочия по созданию субъектов предпринимательской деятельности на базе имущества предприятий бывшего союзного подчинения, находящегося на территории Крыма, право собственности на которое до сих пор не подтверждено, передаются в установленном порядке Фонду имущества Автономной Республики Крым.
3.3. Создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.

Предусматривается следующее.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconИнформация об итогах социально-экономического развития Автономной...
Разработана Концепция развития региональных и локальных кластеров в Автономной Республике Крым. В рамках Программы экономического...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconПрограммы экономического и социального развития Автономной Республики...
Автономной Республики Крым Вербы С. И. об итогах социально-экономического развития Автономной Республики Крым и выполнении Программы...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconРаздольненская районная государственная администрация автономной республики крым распоряжение
О Программе социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2008–2012 годы, распоряжением Верховного Совета Автономной...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconПрограмма «Забота»
Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 18 декабря 2008 года №1081-5/08 «о программе социально-экономического...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconПрограмма экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2007 год
Крым "О внесении изменений в Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым "о программе экономического и социального развития...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconПервый заместитель Председателя Совета министров Автономной Республики Крым П. Бурлаков
Стратегии экономического и социального развития Автономной Республики Крым на 2011-2020 годы, устойчивого социально-экономического...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconИнформация об итогах социально-экономического развития Автономной...
Советом министров Автономной Республики Крым ведется активная работа по повышению эффективности функционирования приоритетных отраслей...

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconПриложение 1 к Программе экономического и социального развития Автономной...
Валовая продукция сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в ценах 2000 г. – всего

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconЦель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2004 год 1
Основные тенденции социально-экономического развития региона и развития рынка труда Автономной Республики Крым на 2004 год

Программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым на 2003 год iconЦель Программы занятости населения Автономной Республики Крым на 2005 год 1
Основные тенденции социально-экономического развития Автономной Республики Крым и развития рынка труда на 2005 год

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<