Скачать 139.57 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Лекция №5Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов. План
Налоговая нагрузка- это не что иное, как часть дохода плательщиков, которая перераспределяется через государственный бюджет. Такое перераспределение не может не влиять на поведение налогоплательщиков, стремящихся, во-первых, переложить налоговое бремя на других, а во-вторых, избежать налогов. Перекладывание налогов происходит путем увеличения цен на величину налога, в результате чего реальным налогоплательщиком становится покупатель товара. Перевести налог в цену удается не всегда. Чаще всего это происходит, если товар монопольный или же спрос на него неэластичен по цене. Когда же спрос на товар эластичен, то незначительное увеличение цены вызывает значительное уменьшение объема продаж. В такой ситуации перекладывание налогов на покупателей невозможно. Финансовой науке и практике известны и другие примеры влияния налогов на принятие экономических решений . В условиях формирования новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на государственном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части. Как показывает практика формирования местных бюджетов, применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений. В нашей стране, как в теории, так и в практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управления, незаслуженно мало уделяется внимания. Подтверждением этого может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей бюджетов. В настоящее время финансовые ресурсы местных бюджетов прогнозируются на основе данных о налоговых поступлениях, собранных государственной налоговой службой Украины за базовый период, с корректировкой на индексы, произвольно устанавливаемые и ежегодно меняющиеся индивидуальные нормативы, т.е. без учета доходных возможностей регионов. Налоговые органы регионов считают будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Государственной налоговой администрации Украины, с корректировкой на местные условия. В рамках такого подхода местные органы власти заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налогооблагаемой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджета и нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается на трансферты из вышестоящего бюджета. Показатели собираемости налогов и налогового потенциала, на основе которых определяются задания по поступлению доходов бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налога на несколько пунктов влечет за собой увеличение бюджетного дефицита. Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов требует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов, должны стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования. Единство бюджетной системы заключается в том, что должен быть общий порядок расчета прогнозных показателей по всей стране, обеспечивающий единый механизм к определению доходных возможностей государственного бюджета и местных бюджетов. Такой подход к реформированию межбюджетных отношений позволит перейти к формализованным правилам распределения финансовой помощи между бюджетами с учетом использования индекса налогового потенциала. В настоящее время в Украине не существует единой общепринятой методики оценки налогового потенциала государственного бюджета и местных бюджетов (городов, районов), в т.ч. Автономной Республики Крым. Применение вышеназванного подхода на региональном уровне невозможно из-за отсутствия методологии и инструментария, измеряющего валовой внутренний продукт. Между тем, по нашему мнению, доходы местных бюджетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью оценки налогового потенциала предприятий (отраслей). К критериям повышения эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных отношений между государством и регионами можно отнести: • единый подход к системе показателей при планировании доходов местных бюджетов; • распределение средств финансовой помощи между местными бюджетами на основе налогового потенциала предприятий (отраслей); • создание стимулирующих мотивов для развития налоговой базы местных бюджетов. Логика реализации идеи о выравнивании возможностей и стимулирование регионов к саморазвитию в процессе бюджетного регулирования должна строится не на нынешних, а на принципиально иных схемах оценки доходов регионов и оказания финансовой поддержки . Исходя из этого, нами предлагается усовершенствованная методика планирования доходов местных бюджетов на основе показателя налогового потенциала предприятия, учитывающего уровень и структуру экономического развития региона (отрасли). Совершенствование предлагаемой методики опирается на использование показателей, измеряющих доходные возможности бюджетов на основании налогооблагаемых баз предприятий. Причем, доходы определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налогооблагаемых баз. ![]() ^ . Под налоговым потенциалом местного бюджета понимается оценка ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на его территории при среднем по области коэффициенте собираемости налогов. Процесс формирования налогового потенциала состоит из следующих этапов (рис.3.2): Этапы формирования налогового потенциала местных бюджетов. Бюджетный Законодательно- нормативный Экономический Формирование налогооблагаемой базы в соответствии с нормами закона Формирование налогооблагаемой базы в соответствии с параметрами экономического развития региона, отражающими показатели налоговой нагрузки. Объединение показателей зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы в соответствии с нормативами распределения налогов по уровням бюджетов. Рис.3.2. Процесс формирования налогового потенциала местных бюджетов 1) законодательно-нормативный - набор основных параметров налогового законодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и налоговые ставки; 2) экономический - аккумулирует параметры экономического развития региона, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой нагрузки; 3) бюджетный - объединяет показатели зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы. Составляющими является нормативы распределения налогов по уровням бюджетов. Расчет по рассматриваемой методике исходит из того, что налоговый потенциал регионов (отраслей) равен сумме потенциалов отдельных налогов. Основу расчета составляют: • показатели налогооблагаемых баз и ставок налогов в соответствии с действующим законодательством или проектами по его изменению; • показатели прогноза социально-экономического развития соответствующего региона; • индекс потребительских цен; • показатели уровня собираемости налоговых платежей; • показатели объема недоимок налоговых платежей.
Источниками информации служат законодательно-нормативные акты по налогообложению (Законы Верховной Рады, Постановления МФУ, КМУ, Указы Президента, письма ГНАУ и т.д.). Оценка налогового потенциала осуществляется в следующей последовательности: определяется перечень основных налогов и других налоговых платежей, по которым будет производится расчет налогового потенциала (форма налоговой отчетности о базе налогообложения Ф1-П5). К основным налогам относятся налог на прибыль предприятий, НДС, акцизный сбор, налог на доходы физических лиц (подоходный налог с граждан). Остальные налоги и сборы согласно законодательства Украины относятся к категории «другие обязательные платежи». По основным видам налогов расчет налогового потенциала производится с помощью метода репрезентативной системы налогов. По другим налоговым платежам налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогнозируемого индекса роста потребительских цен. Расчет налогооблагаемой базы налогов на планируемый год планируется по каждому виду основных налогов в соответствии с налоговым законодательством Украины. По налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц налогообла-гаемая база рассчитывается путем умножения соответствующих прогнозных показателей прибыли предприятий, совокупного дохода физических лиц на их облагаемую долю с учетом изменений в налогооблагаемой базе. Налогооблагаемой базой по акцизам является величина произведенного подакцизного товара в товарном исчислении (литр, кг, тонна и т.д.), по НДС - валовой доход. Исходными данными для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и текущий периоды являются данные отчета налоговых органов по форме 1-П5. Прогнозирование налогооблагаемой базы по тому или иному налогу осуществляется исходя из прогноза макроэкономических параметров: валового дохода, валовой прибыли, валовых расходов, в т.ч. фонда оплаты труда. Налоговый потенциал местного бюджета по основным видам налогов на планируемый год можно рассчитать по формуле: НПо=НБпр.о.*Ао*Кс.о.(3.21) где НПо- налоговый потенциал местных бюджетов по основным видам налогов; НБ пр.о - прогнозируемая налогооблагаемая база по основным налогам; А о - средняя ставка по основным налогам; К с.о - средний коэффициент собираемости основных налогов. Средняя налоговая ставка по основным налогам рассчитывается по каждому виду налога отдельно по формуле: НСо Ао= ИБо ао - средняя налоговая ставка по основному налогу; НСо- нечисленные налоговые суммы по основным налогам в местном бюджете; НБо- налогооблагаемая база основного налога в местном бюджете. По акцизам применяются установленные ставки акцизов на подакцизный товар. 4. Коэффициент собираемости налогов местного бюджета в планируемом финансовом году принимается на уровне среднего по области. Коэффициент собираемости по каждому из основных видов налогов рассчитывается на основе фактических показателей базового года, с учетом ситуации текущего периода (квартала, полугодия) по формуле: ФПо Ксо= ИНо К с.о- средний коэффициент собираемости основных налогов; ФПо- фактические поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде; ИНо- нечисленные налоговые поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде. 5. Налоговый потенциал по другим налоговым платежам исчисляется по формуле: НП др.п. ~ -НС др.п. 1 ц. где НП др.п- налоговый потенциал по другим налоговым платежам; НС др.п- ожидаемые налоговые сборы по другим видам налогов в текущем году в местный бюджет; I ц. - индекс роста потребительских цен. 5. Совокупный налоговый потенциал местных бюджетов равен сумме налоговых потенциалов основных и других видов налогов и исчисляется по формуле: СНП = НПо + НП др.п. где СНП- прогнозный совокупный налоговый потенциал местных бюджетов; НПо- налоговый потенциал местных бюджетов (городов и районов в области) по основным видам налогов; НП др.п.- налоговый потенциал местных бюджетов (городов и районов в области) по другим видам налоговых платежей. Итак, налоговый потенциал характеризует доходные возможности того или иного региона и является базовой основой при расчетах налоговых доходов, которые относятся к категории налогового ресурса местных бюджетов. Налоговый ресурс региона в отличие от налогового потенциала учитывает погашение части недоимки прошлых лет и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году государством. Налоговый ресурс местных бюджетов рассчитывается по каждому из основных налогов по формуле: НРо = НПо+НДо-Ло где НРо- плановый налоговый ресурс местных бюджетов по основным налогам; НПо- налоговый потенциал местных бюджетов по основным налогам; НДо- прирост недоимки по основным налогам в текущем периоде; Ло - сумма льгот по основным налогам в планируемом году в соответствии с законодательными актами Украины. Прирост недоимки рассчитывается исходя из фактического размера за последний отчетный период и начало года текущего периода (Ф 1-П6). Данная методика позволяет органам местной власти Украины обеспечить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансовыми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов местных бюджетов в соответствии с особенностями и приоритетами экономической политики региона. Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциала дает следующие преимущества: • повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокращении налоговых недоимок, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоящего бюджета; • повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предполагает отказ от предоставления налоговых льгот, выявления незарегистрированных налогоплательщиков. С помощью приведенной методики оцениваются и прогнозируются налоговые доходы местных бюджетов в процессе бюджетного прогнозирования и подготовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, а также более объективно распределяются государством средства финансовой помощи среди местных бюджетов. ^ Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещением средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способностью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами. Оценка финансового состояния с учетом планирования налогов - операция неоднозначная . Алгоритм оценки налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов.
|
![]() | Подсистема налогового планирования и прогнозирования в составе элементов налогового менеджмента | ![]() | Такой расчет подается в орган Миндоходов по месту расположения налогового агента в сроки, установленные для налогового квартала (пп.... |
![]() | Отделом погашения налогового долга Торезской огни за 1 квартал 2013 года в результате проведенных мероприятий по погашению налогового... | ![]() | Особенности налогового учета ндс. (Дата отражения но и нк, что является базой для расчета но и нк, документы для налогового учета,... |
![]() | Тема: Теоретические и организационные основы государственного налогового менеджмента | ![]() | Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения... |
![]() | Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения... | ![]() | Целью работы является рассмотрение и анализ налогового контроля в нашей стране. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить... |
![]() | Бюджетное устройство и роль местных бюджетов в реализации государственной политики | ![]() | Истец: Государственное учреждение “Налоговое управление по Алматинскому району Налогового департамента по городу Астана Налогового... |