Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов




Скачать 139.57 Kb.
НазваниеЛекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов
Дата публикации11.04.2013
Размер139.57 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Экономика > Лекция



Лекция №5



Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов.

План


  1. Прогнозирование доходов местных бюджетов.

  2. Понятие налогового потенциала и этапы его формирования.

  3. Методика расчета налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов.


Налоговая нагрузка- это не что иное, как часть дохода плательщиков, кото­рая перераспределяется через государственный бюджет. Такое перераспределение не может не влиять на поведение налогоплательщиков, стремящихся, во-первых, переложить налоговое бремя на других, а во-вторых, избежать налогов.

Перекладывание налогов происходит путем увеличения цен на величину налога, в результате чего реальным налогоплательщиком становится покупатель товара. Перевести налог в цену удается не всегда. Чаще всего это происходит, ес­ли товар монопольный или же спрос на него неэластичен по цене. Когда же спрос на товар эластичен, то незначительное увеличение цены вызывает значительное уменьшение объема продаж. В такой ситуации перекладывание налогов на поку­пателей невозможно. Финансовой науке и практике известны и другие примеры влияния налогов на принятие экономических решений .

В условиях формирования новой системы управления рыночной экономи­кой особое значение имеет создание рычагов и стимулов для повышения эффек­тивности управления бюджетами на государственном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с точностью прогнозов его доходной части. Как показывает практика формирования местных бюджетов, применяемые методы и подходы не гарантируют в достаточной мере объективное прогнозирование пред­стоящих поступлений в местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопре­деленности, что приводит к принятию неверных управленческих и финансовых решений.

В нашей стране, как в теории, так и в практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего элемента финансового управле­ния, незаслуженно мало уделяется внимания.

Подтверждением этого может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей бюджетов. В настоящее время финансовые ре­сурсы местных бюджетов прогнозируются на основе данных о налоговых поступ­лениях, собранных государственной налоговой службой Украины за базовый пе­риод, с корректировкой на индексы, произвольно устанавливаемые и ежегодно меняющиеся индивидуальные нормативы, т.е. без учета доходных возможностей регионов.

Налоговые органы регионов считают будущие доходы самостоятельно и по своей «уникальной» методике, составленной на основе рекомендаций Государст­венной налоговой администрации Украины, с корректировкой на местные усло­вия.

В рамках такого подхода местные органы власти заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов, сколько в сокрытии налогооблагаемой базы. Поэтому подобная практика не способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджета и нагрузка по бюджетному регулированию в боль­шей степени возлагается на трансферты из вышестоящего бюджета.

Показатели собираемости налогов и налогового потенциала, на основе ко­торых определяются задания по поступлению доходов бюджета, до сих пор не стали официальными показателями, они играют в бюджетном процессе лишь расчетно-справочную роль. Неопределенный статус этих показателей снижает легитимность бюджетного планирования, в то время как падение среднего показателя собираемости налога на несколько пунктов влечет за собой увеличение бюджет­ного дефицита.

Поэтому прогнозирование доходов региональных и местных бюджетов тре­бует совершенствования как методологии, так и методики, а показатели налогово­го потенциала и собираемости налогов, должны стать основополагающими инст­рументами бюджетно-налогового планирования.

Единство бюджетной системы заключается в том, что должен быть общий порядок расчета прогнозных показателей по всей стране, обеспечивающий еди­ный механизм к определению доходных возможностей государственного бюдже­та и местных бюджетов. Такой подход к реформированию межбюджетных отно­шений позволит перейти к формализованным правилам распределения финансо­вой помощи между бюджетами с учетом использования индекса налогового по­тенциала.

В настоящее время в Украине не существует единой общепринятой методи­ки оценки налогового потенциала государственного бюджета и местных бюдже­тов (городов, районов), в т.ч. Автономной Республики Крым. Применение выше­названного подхода на региональном уровне невозможно из-за отсутствия мето­дологии и инструментария, измеряющего валовой внутренний продукт. Между тем, по нашему мнению, доходы местных бюджетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью оценки налогового потенциала предприятий (отрас­лей).

К критериям повышения эффективности налогового планирования и совер­шенствования межбюджетных отношений между государством и регионами мож­но отнести:

• единый подход к системе показателей при планировании доходов местных бюджетов;

• распределение средств финансовой помощи между местными бюджетами на основе налогового потенциала предприятий (отраслей);

• создание стимулирующих мотивов для развития налоговой базы местных бюджетов.

Логика реализации идеи о выравнивании возможностей и стимулирование регионов к саморазвитию в процессе бюджетного регулирования должна строится не на нынешних, а на принципиально иных схемах оценки доходов регионов и оказания финансовой поддержки .

Исходя из этого, нами предлагается усовершенствованная методика плани­рования доходов местных бюджетов на основе показателя налогового потенциала предприятия, учитывающего уровень и структуру экономического развития ре­гиона (отрасли).

Совершенствование предлагаемой методики опирается на использование показателей, измеряющих доходные возможности бюджетов на основании налогооблагаемых баз предприятий. Причем, доходы определяются не по фактиче­ским поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налогооблагаемых баз.



^ 2. Понятие налогового потенциала и этапы его формирования.

Под налоговым потенциалом местного бюджета понимается оценка ожидаемого объема доходов, который может быть реально собран на его территории при среднем по области коэффициенте собираемости налогов.

Процесс формирования налогового потенциала состоит из следующих эта­пов (рис.3.2):
Этапы формирования налогового потенциала местных бюджетов.
Бюджетный

Законодательно-

нормативный

Экономический

Формирование налогооблагаемой базы в соответствии

с нормами закона

Формирование налогооблагаемой базы в соответствии с параметрами экономического развития региона, отражающими показатели налоговой нагрузки.

Объединение показателей зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы в соответствии с нормативами распределения налогов по уровням бюджетов.

Рис.3.2. Процесс формирования налогового потенциала местных бюджетов

1) законодательно-нормативный - набор основных параметров налогового за­конодательства, отражающих формирование налогооблагаемой базы и на­логовые ставки;

2) экономический - аккумулирует параметры экономического развития регио­на, формирующие налоговую базу, отражающие показатели налоговой на­грузки;

3) бюджетный - объединяет показатели зачисления налогов в разные уровни бюджетной системы. Составляющими является нормативы распределения налогов по уровням бюджетов.

Расчет по рассматриваемой методике исходит из того, что налоговый по­тенциал регионов (отраслей) равен сумме потенциалов отдельных налогов. Основу расчета составляют:

• показатели налогооблагаемых баз и ставок налогов в соответствии с дейст­вующим законодательством или проектами по его изменению;

• показатели прогноза социально-экономического развития соответствующе­го региона;

• индекс потребительских цен;

• показатели уровня собираемости налоговых платежей;

• показатели объема недоимок налоговых платежей.

  1. ^ Методика расчета налогового потенциала и налогового ресурса.

Источниками информации служат законодательно-нормативные акты по

налогообложению (Законы Верховной Рады, Постановления МФУ, КМУ, Указы Президента, письма ГНАУ и т.д.). Оценка налогового потенциала осуществляется в следующей последовательности: определяется перечень основных налогов и других налоговых платежей, по которым будет производится расчет налогового потенциала (форма налоговой отчетности о базе налогообложения Ф1-П5). К ос­новным налогам относятся налог на прибыль предприятий, НДС, акцизный сбор, налог на доходы физических лиц (подоходный налог с граждан). Остальные нало­ги и сборы согласно законодательства Украины относятся к категории «другие обязательные платежи». По основным видам налогов расчет налогового потен­циала производится с помощью метода репрезентативной системы налогов. По другим налоговым платежам налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических и ожидаемых налоговых сборов в базовом (текущем) году и прогно­зируемого индекса роста потребительских цен.

Расчет налогооблагаемой базы налогов на планируемый год планируется по каждому виду основных налогов в соответствии с налоговым законодательством Украины. По налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц налогообла-гаемая база рассчитывается путем умножения соответствующих прогнозных по­казателей прибыли предприятий, совокупного дохода физических лиц на их обла­гаемую долю с учетом изменений в налогооблагаемой базе.

Налогооблагаемой базой по акцизам является величина произведенного по­дакцизного товара в товарном исчислении (литр, кг, тонна и т.д.), по НДС - вало­вой доход.

Исходными данными для расчета налогооблагаемой базы за отчетный и те­кущий периоды являются данные отчета налоговых органов по форме 1-П5.

Прогнозирование налогооблагаемой базы по тому или иному налогу осуще­ствляется исходя из прогноза макроэкономических параметров: валового дохода, валовой прибыли, валовых расходов, в т.ч. фонда оплаты труда.

Налоговый потенциал местного бюджета по основным видам налогов на пла­нируемый год можно рассчитать по формуле:

НПо=НБпр.о.*Ао*Кс.о.(3.21) где НПо- налоговый потенциал местных бюджетов по основным видам налогов;

НБ пр.о - прогнозируемая налогооблагаемая база по основным налогам;

А о - средняя ставка по основным налогам;

К с.о - средний коэффициент собираемости основных налогов. Средняя налоговая ставка по основным налогам рассчитывается по каждому

виду налога отдельно по формуле:

НСо

Ао=

ИБо
ао - средняя налоговая ставка по основному налогу;

НСо- нечисленные налоговые суммы по основным налогам в местном бюд­жете;

НБо- налогооблагаемая база основного налога в местном бюджете. По акцизам применяются установленные ставки акцизов на подакцизный то­вар.

4. Коэффициент собираемости налогов местного бюджета в планируемом финансовом году принимается на уровне среднего по области.

Коэффициент собираемости по каждому из основных видов налогов рассчи­тывается на основе фактических показателей базового года, с учетом ситуации текущего периода (квартала, полугодия) по формуле:

ФПо

Ксо=

ИНо

К с.о- средний коэффициент собираемости основных налогов;

ФПо- фактические поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде;

ИНо- нечисленные налоговые поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде.

5. Налоговый потенциал по другим налоговым платежам исчисляется по формуле:

НП др.п. ~ -НС др.п. 1 ц.

где

НП др.п- налоговый потенциал по другим налоговым платежам;

НС др.п- ожидаемые налоговые сборы по другим видам налогов в текущем году в местный бюджет;

I ц. - индекс роста потребительских цен.

5. Совокупный налоговый потенциал местных бюджетов равен сумме нало­говых потенциалов основных и других видов налогов и исчисляется по формуле:

СНП = НПо + НП др.п.

где

СНП- прогнозный совокупный налоговый потенциал местных бюджетов;

НПо- налоговый потенциал местных бюджетов (городов и районов в области) по основным видам налогов;

НП др.п.- налоговый потенциал местных бюджетов (городов и районов в об­ласти) по другим видам налоговых платежей.

Итак, налоговый потенциал характеризует доходные возможности того или иного региона и является базовой основой при расчетах налоговых доходов, кото­рые относятся к категории налогового ресурса местных бюджетов.

Налоговый ресурс региона в отличие от налогового потенциала учитывает погашение части недоимки прошлых лет и размер предоставляемых налоговых льгот в планируемом году государством.

Налоговый ресурс местных бюджетов рассчитывается по каждому из основ­ных налогов по формуле:

НРо = НПо+НДо-Ло

где

НРо- плановый налоговый ресурс местных бюджетов по основным налогам;

НПо- налоговый потенциал местных бюджетов по основным налогам;

НДо- прирост недоимки по основным налогам в текущем периоде;

Ло - сумма льгот по основным налогам в планируемом году в соответствии с законодательными актами Украины.

Прирост недоимки рассчитывается исходя из фактического размера за по­следний отчетный период и начало года текущего периода (Ф 1-П6).
Данная методика позволяет органам местной власти Украины обес­печить согласованность бюджетного планирования, осуществляемого финансо­выми, налоговыми и экономическими службами, в части определения налоговых доходов местных бюджетов в соответствии с особенностями и приоритетами эко­номической политики региона.

Измерение налоговых доходов с помощью показателей налогового потенциа­ла дает следующие преимущества:

• повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сокра­щении налоговых недоимок, т.к. снижение собираемости налогов не будет компенсироваться увеличением объемов финансовой помощи из вышестоя­щего бюджета;

• повышается заинтересованность использования налоговой базы, что предпо­лагает отказ от предоставления налоговых льгот, выявления незарегистриро­ванных налогоплательщиков.

С помощью приведенной методики оцениваются и прогнозируются налого­вые доходы местных бюджетов в процессе бюджетного прогнозирования и под­готовки проектов законов о бюджете на очередной финансовый год, а также более объективно распределяются государством средства финансовой помощи среди местных бюджетов.

^ 3.3 Алгоритм оценки эффективности экономико-организационного процесса налогообложения предприятий на основе налогового планирования.

Финансовое состояние предприятия характеризуется составом и размещени­ем средств, структурой их источников, скоростью оборота капитала, способно­стью предприятия погашать свои обязательства в срок и в полном объеме, а также другими факторами. Оценка финансового состояния с учетом планирования нало­гов - операция неоднозначная .

Алгоритм оценки налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов.

Показатель и его услов­ное обозначение

Формула расчета (по данным годовой отчетности предприятия)

Нормативное значение

Налоговый потенциал местных бюджетов по основным видам налогов (НПо)

НПо= НБпр.о.*Ао*Кс.о., где НБ пр.о - прогнозируемая налогооблагаемая база по основным налогам; ао - средняя ставка по основным налогам;

Кс.о - средний коэффициент собираемости ос­новных налогов.

увеличение

Средняя налоговая став­ка по основным налогам

(Ао)

Ао=НСо/НБо,где

НСо - исчисленные налоговые суммы от основ­ных налогов в местном бюджете;

НБо - налогооблагаемая база основного налог ч местном бюджете.

оптимальная

Коэффициент собирае­мости основных налогов местного бюджета (Кс.о.)

Кс.о. =ФПо/ИНо, где ФПо - фактические поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде;

ИНо - исчисленные налоговые поступления по основным налогам в базовом (текущем) периоде.

увеличение

Налоговый потенциал местных бюджетов по другим налоговым пла­тежам (НПдр.п.)

НПдр.п. = НСдр.п* 1ц, где

НСдр п- ожидаемые налоговые сборы по другим видам налогов в текущем году в местный бюд­жет;

1ц,- индекс роста потребительских цен.

увеличение

Совокупный прогнозный налоговый потенциал местных бюджетов (СНП)

СНП= НПо +НПдр.п, где

НПО - налоговый потенциал местных бюджетов региона по основным видам налогов;

НПдр п - налоговый потенциал местных бюдже­тов региона по другим видам налоговых плате­жей.

увеличение

Плановый налоговый ре­сурс по основным нало­гам (НРо)

НРо =НПо+НДо-Ло, где НПо - налоговый потенциал местных бюджетов по основным видам налогов;

НДо - прирост недоимки в текущем периоде по основным налогам;

Ло - сумма льгот по основным налогам в плани­руемом году в соответствии с законодательными актами Украины.

увеличение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconЛекция №6 Тема : Корпоративный налоговый менеджмент
Подсистема налогового планирования и прогнозирования в составе элементов налогового менеджмента

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconПорядок представления налогового расчета по ф. №1ДФ
Такой расчет подается в орган Миндоходов по месту расположения налогового агента в сроки, установленные для налогового квартала (пп....

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconУменьшение налогового долга в 1 квартале по Торезcкой огни
Отделом погашения налогового долга Торезской огни за 1 квартал 2013 года в результате проведенных мероприятий по погашению налогового...

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconРаздаточный материал для лекции: «Налог на добавленную стоимость»
Особенности налогового учета ндс. (Дата отражения но и нк, что является базой для расчета но и нк, документы для налогового учета,...

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconЛекция №1 Тема: Теоретические и организационные основы государственного налогового менеджмента
Тема: Теоретические и организационные основы государственного налогового менеджмента

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconПлан эффективность налогового контроля в РФ совершенствование налогового контроля в РФ
Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения...

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconПлан эффективность налогового контроля в РФ совершенствование налогового контроля в РФ
Для оценки эффективности налогового контроля применяются количественные и качественные показатели. Источником информации для их получения...

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconПлан курсовой работы введение 3 Глава I. Налоговый контроль: понятие,...
Целью работы является рассмотрение и анализ налогового контроля в нашей стране. Для более подробного достижения цели необходимо обозначить...

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов icon1 Экономическая сущность и принципы формирования доходов местных бюджетов в Украине
Бюджетное устройство и роль местных бюджетов в реализации государственной политики

Лекция №5 Тема: Методика определения налогового потенциала и налогового ресурса местных бюджетов iconДокладчик по делу
Истец: Государственное учреждение “Налоговое управление по Алматинскому району Налогового департамента по городу Астана Налогового...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<