Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007)




Скачать 115.75 Kb.
НазваниеАдвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007)
Дата публикации22.04.2013
Размер115.75 Kb.
ТипОтчет
uchebilka.ru > Экономика > Отчет
АДВОКАЦИОННЫЙ ОТЧЕТ:

ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ О РАСХОДАХ НА ПРОГРАММЫ ПО ВИЧ/СПИДУ ИЗ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ.

(разработан в ходе рабочей встречи НПО 14-16 октября 2007)
Контекст:

Данный отчет подготовлен по результатам проекта «Мониторинг бюджетов и оценка расходов на мероприятия, направленные на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД в 9 областях Украины». Проект реализуется Коалицией ВИЧ-сервисных организаций при финансовой поддержке МБФ ”Відродження” и является важной частью оценки расходов на противодействие ВИЧ/СПИДу в Украине в рамках создания единой национальной системы мониторинга и оценки.

Цель проекта – проведение независимого общественного мониторинга расходов на программы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДу и разработка плана адвокации.

В рамках проекта был проведен анализ расходов на программы по ВИЧ/СПИДу в 9 областях Украины – Черновецкая, Ивано-Франковская, Луганская, Полтавская, Одесская, Днепропетровская, Черкасская, Ровенская и Хмельницкая.

В рамках проекта было проведено исследование по двум основным источникам расходов:

- средства областных бюджетов (субвенции из Государственного бюджета и собственные средства местных бюджетов)

- средства международных организаций (от которых НПО получают гранты или другие формы поддержки)

Основными методами сбора информации были: запросы в соответствующие органы власти, учреждения и организации, проведение индивидуальных и групповых интервью, анализ отчетов (бухгалтерские формы, статистические данные), анкетирование. Было проведено ряд рабочих встреч с представителями учреждений и организаций, которые работают в сфере противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.

Сбор информации осуществляли региональные координаторы исследования – представители НПО, которые являются членами Коалиции. Список региональных координаторов прилагается.

Сроки реализации проекта – январь – октябрь 2007 года. Сбор информации осуществлялся с февраля по июль 2007. С июля по октябрь 2007 проходил этап анализа и обобщения информации, уточнения в случае необходимости.

14-16 октября 2007 в городе Каменец-Подольский состоялась рабочая встреча участников проекта, целью которой было обсуждение результатов сбора данных, извлеченные уроки, цели адвокации и роль ВИЧ-сервисных организации в сфере бюджетного мониторинга.

Данный отчет подготовлен на основании результатов этой рабочей встречи, презентаций участников и обсуждения.


^ Анализ ситуации: процесс сбора информации о расходах на программы по ВИЧ/СПИД.

В рамках проекта региональными координаторами осуществлялся сбор данных о фактических расходах из местных бюджетов на программы по ВИЧ/СПИД. Зачастую сбор данных сопровождался трудностями, связанными с доступностью данных, их качеством. К рабочей встрече по планированию адвокационных мероприятий региональные координаторы исследования должны были подготовить презентации, которые бы описывали следующие вопросы:

  1. Насколько была доступна необходимая информация по расходам на программы по ВИЧ/СПИДу: наличие информации в открытом доступе, получение информации по запросам.

  2. Качество собранной информации: ее полнота, адекватность представления, понятность.

  3. Перечислить основные источники информации и контактных лиц.

  4. Каковы перспективы использования информации для проведения адвокации в каждом отдельном регионе.



Наличие информации в открытом доступе.

Под наличием информации в открытом доступе мы понимали размещение любых данных в печатных изданиях и на веб-сайтах. В соответствии с Бюджетным кодексом Украины должна публиковаться следующая информация – проект бюджета перед официальным утверждением, утвержденный бюджет (для областей – сводный) и отчет об исполнении бюджета. Эта информация чаще всего публикуется в официальных печатных изданиях местных советов или областных государственных администраций (существуют во всех областях), иногда на официальных веб-сайтах местных советов или облгосадминстраций. Закон соблюдается, вся официальная информация о бюджете публикуется, даже изменения к бюджету, однако информация не детализирована. Мониторинг информации нужно проводить постоянно, потому что она размещается на сайтах в формате новостей (не систематизированы по рубрикам), то есть при появлении новых сообщений переходит в архив. При внесении изменений в бюджет публикуется решение про факт внесения изменений, но в сам текст бюджета они не вносятся. Зачастую на сайтах отсутствуют приложения к решениям совета (таблицы и прочие данные).

Эта информация в открытом доступе малопригодна для анализа, потому что зачастую указана одна цифра (например, сумма финансирования на областную программу по ВИЧ/СПИДу), без детализации по статьям расхода.

Таким образом, информация, полученная из различных источников в открытом доступе (например, с веб-сайта и газет) не полная, не систематическая и трудносопоставимая. Отдельные распорядители бюджетных средств (управление здравоохранения, центр СПИДа, управление по делам семь и молодежи, центр социальных служб и т.д.) свою информацию о бюджете и расходах обнародовать не обязаны.
Официальный запрос

Для получения детальных данных о запланированных средствах на программы по ВИЧ/СПИД и фактических расходах были подготовлены официальные запросы конкретным распорядителям бюджетных средств, которые являются исполнителями местных программ по ВИЧ/СПИД. Официальные запросы необходимо делать для того, чтобы получить официальную информацию от первоисточника. Запросы были направлены в:

Областное управление здравоохранения,

Областной центр СПИДа,

управление по делам семьи и молодежи,

центр социальных служб

департамент по вопросам исполнения наказаний.

Официальный запрос является одним из методов получения информации в адвокационных кампаниях. Органы власти обязаны отвечать на запросы граждан в установленный срок (в соответствии с ЗУ «Про обращении граждан» и ЗУ «Про информацию»). Однако, участники проекта отмечали, что есть проблемы с получением ответов на официальные запросы. Зачастую ответы поступали после установленного законом срока, предоставленная информация не детализирована или даются «отписки». Некоторые должностные лица чувствуют безнаказанность и игнорируют официальные запросы.

Официальный запрос по поводу запланированного бюджета и фактических расходов у должностных лиц управлений и организаций ассоциируются с проверкой. Как ответил один из начальников региональному координатору в Черновцах: «А вы придите сначала к нам и мы посмотрим друг другу в глаза…». Начальники не хотят раскрывать статьи своих бюджетов и не понимают для чего необходима эта информация.

Еще одной проблемой с получением ответов на официальные запросы является то, что бухгалтерам и финансовым менеджерам действительно сложно (или невозможно) выделить в общем бюджете учреждения расходы на программы по ВИЧ/СПИД. «Все кормятся из одного котла».

Итак, официальные запросы являются необходимым и важным методом получения информации, однако существуют некоторые проблемы, которые можно уменьшить, если официальный запрос сопроводить неформальными контактами с должностными лицами.
Роль неформальных контактов с должностными лицами

Роль неформальных контактов очень значима. Если перед отправкой официального запроса были проведена личная встреча с руководителем, во время которой было рассказано про цели и задачи исследования, то будет значительно легче получить официальный ответ и дальнейшую поддержку от руководителя.

Государственные учреждения ведут учет и предоставляют информацию одной строкой по отдельной программе или мероприятию без детализации. Поэтому, неформальные контакты важны для детализации информации, которой нет в официальных отчетах (например, рассчитать примерную сумму на закупку тест-систем из общего объема медикаментов или сколько расходуется на коммунальные расходы ВИЧ отделения из общих расходов инфекционной больницы).

Учитывая объективные проблемы учета расходов и несовершенных кодов бюджетной классификации, получить детальную информацию по отдельным видам расходов можно только расчетным путем благодаря неформальным контактам.
^ Роль областных координационных советов по ВИЧ/СПИДу

Во всех областях Украины в соответствии с Постановлением Кабинета Министров созданы областные координационные советы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДу и туберкулезу. Областные советы созданы при облгосадминистрациях, их возглавляет заместитель председателя администрации по социальным вопросам, в состав совета входят представители профильных управлений, центра СПИДа, а также общественных организаций. Представители НПО могут предоставить ценную информацию, благодаря их членству в Координационных советах и других рабочих группах. Если НПО взаимодействуют в рамках местных сетей, это облегчает получение информации, потому что можно заручиться поддержкой координатора сети (Одесса).

Таким образом, областной координационный совет может быть платформой для межсекторального обсуждения программ по ВИЧ/СПИД, планов и бюджетов. Однако, в разных регионах координационные советы работают по-разному. Это зависит от наличия технической поддержки области в рамках проектов (например, проект НРІ или Альянса) и политической воли местных властей.

Участники рабочей встречи отметили важную роль областных координационных советов в Одесской, Луганской, Черкасской и Полтавской областях. Получение информации по данному проекту стало возможным после обсуждения на координационном совете. В некоторых областях (Одесса, Черкассы) при координационных советах созданы мультисекторальные рабочие группы и группы по мониторингу и оценке (МИО). Группы по мониторингу и оценке отвечают за сбор индикаторов для национальной системы МИО. Но пока сбор индикаторов осуществляется только в регионах, где работают специальные проекты, и есть поддержка проектов международной технической помощи (например, проект HPI). Бюджетный мониторинг может и должен быть частью сбора данных для национальной системы МИО.

Роль СМИ

Роль СМИ незначительна. Как было сказано выше, в официальных печатных изданиях публикуется общая информация о бюджете, потому что так предписано законом. Однако, в целом СМИ больше заинтересованы в предоставлении профилактической информации о ВИЧ/СПИД, эпидситуации в регионе, личные истории людей, живущих с ВИЧ, и т.д., нежели о планировании бюджета и расходах.
Качество информации

О качестве информации уже упоминалось выше. Информация о фактических расходах на программы по ВИЧ/СПИД полученная в открытом доступе и по официальным запросам не полная, не адекватная и не сопоставимая. Многие данные можно получить только расчетным путем или методом экстраполяции данных.

^ Перспективы адвокации в сфере бюджетного мониторинга расходов на программы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД.

По результатам обсуждения представителями региональных НПО, которые были вовлечены в деятельность по сбору данных и адвокации на местном уровне1, было принято такое определение бюджетного мониторинга для дальнейшего планирования адвокационных мероприятий:
^ Бюджетный мониторинг включает собственно мониторинг (постоянный сбор информации контроль) и оценку (специальные исследования, как например в рамках данного проекта). Мониторинг в основном проводят провайдеры услуг и используют данные для планирования своей деятельности в рамках региональной программы. Оценку в основном проводят организации watch dogs, которые могут предоставить внешнюю оценку происходящей ситуации.

^ Бюджетный мониторинг это мониторинг финансовых планов и их исполнения, планов государственного и местных бюджетов, а также всех бюджетов доноров.
Бюджетный мониторинг связан с адвокационной деятельностью с целью повышения прозрачности, эффективности планирования и использования всех имеющихся средств (бюджетные, донорские, местные) в связи с будущим переходом программ по ВИЧ/СПИД на финансирование из государственного и местных бюджетов.
Уникальность бюджетного мониторинга:

  1. Всегда содержит компонент адвокации

  2. Заставляет эффективно работать госучреждения, уменьшает формальный подход чиновников

  3. Обеспечивает общественный контроль планирования и расходов бюджетных средств

  4. Может быть проведен во всех регионах и учитывает специфику каждого региона

  5. Является более широким инструментом, чем сбор финансовых индикаторов

  6. Предусматривает анализ планов и анализ пробелов предоставления услуг

  7. Учитывает контекст (например, другие средства)

  8. Адвокация в сфере бюджетного мониторинга – увеличение финансирования по компонентам программы по ВИЧ/СПИДу

  9. Способствует распределению ограниченного финансирования в соответствии с приоритетами и потребностями

  10. Реализация мероприятий национальной программы за счет бюджетных средств неправительственными организациями

  11. Выявление реальной ситуации и потребностей региона

  12. Усовершенствование финансового планирования

  13. Контроль за эффективным использованием средств



Таким образом, бюджетный мониторинг сфокусирован на:

  • Анализе доходной и расходной части финансовых планов и их выполнения

  • Финансовом и программном планировании программ по ВИЧ/СПИДу

  • Необходимости заинтересовать НПО в получении данных, создать их понимание в необходимости данных


Угрозы и проблемы при проведении бюджетного мониторинга:

  • Не всем чиновникам выгодно показывать реальную ситуацию в регионе (проблемы и приоритетность их решения).

  • Возможности манипулирования статистическими данными и исследованиями для лоббирования определенной темы (преувеличение важности одного приоритета в ущерб другому)

  • Имеет место двойное финансирование одной и той же деятельности

  • Государство и доноры имеют свои приоритеты, нет гибкости и возможности изменения

  • Неадекватность и недостаточная доступность финансовых данных.

  • Недостаток денежных средств

  • Незаинтересованность организаций принимать участие в бюджетном мониторинге

  • Нехватка экспертизы и организаций, которые занимаются этим на профессиональной основе



^ Перспективы адвокации в сфере бюджетного мониторинга

Принимая во внимание опыт сбора данных в рамках данного проекта, опыт проведения адвокационных кампаний и интересы НПО, участники рабочей встречи обсудили наиболее актуальные для их регионов авдокационные задачи. Предложенные задачи можно сгруппировать следующим образом:


  1. Увеличение бюджетных средств, выделяемых на Национальную и местные программы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД


Адвокация разработки новой Национальной программы основанной на потребностях, объективных возможностях и имеющихся ресурсах. Реальное финансовое обеспечение программы (ежегодно).
Увеличение финансирования для программных пробелов путем выделения собственных (областных) ресурсов и лоббирования интересов конкретного региона на национальном уровне (включение в госбюджет и приоритеты доноров)
Разработка адекватных местных – областных и городских программ противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДы (то есть программ, учитывающих потребности и специфику региона, а также обеспеченны финансированием). Существующая ситуация – в областях разрабатываются планы мероприятий для выполнения Национальной программы. В областных бюджетах не предусматриваются дополнительные средства на эти мероприятия, поскольку они должны финансироваться из государственного бюджета (в виде субвенций местным бюджетам).



  1. Улучшение прозрачности и подотчетности распорядителей бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса

Публичные обсуждения проектов бюджетов и отчетов об использовании средств (предусмотрено Бюджетным кодексом, но выполняется очень формально).
Обеспечение доступности информации о финансах (на уровне организации, региона, страны)
Повышение уровня открытости и профессиональности в сфере открытой отчетности общественных организаций
Изменение формы предоставления информации (унификация отчетности, коды, детализация)


  1. Усиление координации и межсекторального сотрудничества на национальном и местном уровнях при планирование и реализации программ противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДу


Активизация деятельности областных координационных советов во всех регионах – наличие стратегического плана, тематических рабочих групп, финансово-экономическое обоснование запланированных мероприятий. Координационные советы должны определять приоритеты деятельности программы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД, которые адекватно финансово обеспечены.
Влияние на эффективность использования средств - проведение комплексного дополнительного анализа с учетом имеющегося финансирования, запланированных средств и фактических расходов.


  1. Разработка и внедрение программно-целевого метода и конкурсных механизмов бюджетного финансирования программ противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа


Разработка и внедрения механизма социального заказа

Адвокация включения ВИЧ-сервисные организации в планируемые бюджеты как целевых получателей бюджетных средств (таким образом включены ветеранские организации, национально-культурные общества, некоторые организации инвалидов, т.д.)

1 Было обсуждено и принято на рабочей встрече участников данного проекта по бюджетному мониторингу (14-15 октября 2007, Каменец-Подольский) и ежегодной встрече членов Коалиции по планированию адвокационных мероприятий на 2008 год (4-5 декабря 2007). Деятельность по адвокации в сфере бюджетного мониторинга включена в стратегические задачи Коалиции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconОтчет о ходе выполнения решения городского совета «Об утверждении...
Рассмотрев отчет управления культуры и туризма городского совета о ходе выполнения решения городского совета от 07. 08. 2007 №5/14-2245...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) icon1 Экономическая сущность и принципы формирования доходов местных бюджетов в Украине
Бюджетное устройство и роль местных бюджетов в реализации государственной политики

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconРегиональная целевая программа по обеспечению профилактики вич-инфекции,...
Вич-инфекции/спида приводит к уменьшению продолжительности жизни, увеличению объема медицинских услуг, обострению проблем бедности,...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconО национальном плане действий на 2013 год по реализации Программы...
Нное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство, утвержденного Указом Президента Украины от 12. 03. 13 №128/2013...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconПостановлению Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26 декабря 2012 года №1075-6/12
Код типовой ведом­ственной классифи­кации расходов местных бюджетов Код времен­ной класси­фи­кации расходов и кредитова­ния местных...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconО ходе реализации городской программы по обеспечению профилактики...
О ходе реализации городской программы по обеспечению профилактики вич-инфекции, лечения, ухода и поддержки вич-инфицированных и больных...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconУкраина ясиноватский городской совет исполнительный комитет решение
«Об организации работы по формированию проектов областного и местных бюджетов Донецкой области на 2014 год и прогнозов местных бюджетов...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconРегиональный учебно-информационный Центр по предоставлению помощи...
Тема: Развитие потенциала по внедрению арт – предварительные результаты встречи рабочей группы по уходу и лечению лиц с вич/спид,...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconО ходе выполнения Программы развития земельных отношений на 2007-2010...
Программы. Начаты и выполняются меры по разработке главных градостроительных документов, которые являются основой для развития земельных...

Адвокационный отчет: доступность и качество информации о расходах на программы по вич/спиду из местных бюджетов. (разработан в ходе рабочей встречи нпо 14-16 октября 2007) iconПредложения в мероприятия республиканской программы
Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, местных бюджетов и без финансовых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<