1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке




Название1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке
страница1/7
Дата публикации23.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Оценка потенциала занятости представителей социально-незащищенных категорий населения

Составители: Береговая Д. А., Константинов С.А., КРУГЛОВА А. А. и др.


Введение


Предельная динамичность, высокая степень сложности, малая предсказуемость сегодняшней действительности делают задачу освоения культурного и социального пространства, встающую перед каждым человеком, особенно сложной. Наложение же общецивилизационных сдвигов на специфические российские трудности последних лет делает проблематику социально незащищенных категорий населения особенно острой. Именно эта категория граждан, обладая наименьшей социальной и психологической защищенностью, испытывает особое давление общественных проблем.

Социально-экономические и политические перемены в российском обществе по-разному повлияли на положение различных групп и категорий населения в сфере занятости. В значительной мере усугубилось неравное положение на рынке труда социально незащищенных категорий населения, к которым относятся, прежде всего, незанятые женщины, имеющие несовершеннолетних детей, инвалиды, молодежь. Скрытые, неявные формы дискриминации этих категорий, такие как: отраслевая и профессиональная сегрегация на низкооплачиваемых непрестижных работах, существование неформальных барьеров на пути проникновения на высокие должностные уровни, – дополнились явными формами дискриминации при увольнении и приеме на работу.

В силу своей пониженной конкурентоспособности именно эти группы населения в первую очередь оказываются без работы и становятся клиентами службы занятости. Вот почему оценка потенциала занятости социально незащищенных категорий населения так важна в данной ситуации. Она необходима для определения трудового потенциала всего общества, а также его использования в масштабах целого государства, отдельных регионов с целью разработки социальной политики, внедрения социальных программ. Потенциал занятости важен еще и потому, что затрагивает практически все стороны жизнедеятельности человека: экономическую, образовательную, психологическую, культурную.

С точки зрения содействия занятости специфические особенности социально незащищенных групп населения рассматриваются как индивидуальные особенности конкретной личности – ее индивидуальные ограничения. Именно индивидуальные ограничения существенно снижают конкурентоспособность данного работника на рынке труда и, следовательно, уменьшают вероятность его трудоустройства в соответствии с личными склонностями и интересами. В связи с этим важным является рассмотрение понятия трудового потенциала как отдельной личности, так и различных групп работников в целом, который характеризует качество труда и его потенциальные возможности.

^

1. Понятия «потенциал» и «занятость»

в современной науке


В энциклопедии Кирилла и Мефодия дается определение «потенциалу трудовому». «Потенциал трудовой – возможное количество и качество труда, которым располагает общество при данном уровне науки и техники. Это – часть производственного потенциала».

В статье «Потенциал маркетинга предприятия», опубликованной в журнале «Маркетинг в России и за рубежом», Е. В. Попов раскрывает понятие «потенциала маркетинга» [34]. Для разработки данной темы содержание категории потенциал маркетинга полезно в методологическом плане при описании содержания понятия потенциала занятости групп населения.

Снизить дисбаланс между теоретическими наработками маркетинга и их практическим применением возможно с помощью новой экономической категории – потенциал маркетинга. Потенциал маркетинга – это совокупность средств и возможностей предприятия в реализации маркетинговой деятельности. Необходимость введения нового понятия обусловлена насущным требованием разработки аппарата оценки применимости современных экономических подходов в практике деятельности предприятий. Оперативная численная оценка подобного потенциала позволит выявить скрытые резервы в развитии предприятий, а следовательно, увеличить отдачу от более обоснованного применения передового экономического инструментария.

Сущность потенциала маркетинга – это максимальная возможность предприятия в использовании передовых наработок в области маркетинга. Для выявления конкретного содержания потенциала маркетинга целесообразно применить проблемно-аналитический подход – представить иерархическую структуру составляющих потенциала. На различных уровнях представления данная категория должна интегрировать все большее количество средств по мере детализации анализируемых проблем. В итоге получится некая пирамида, во главе которой будет находиться собственно потенциал маркетинга, а в основании – приемы, модели, алгоритмы, методы постановки маркетинговой деятельности предприятия.

Потенциал маркетинга, характеризующий возможность применения различных маркетинговых ресурсов, по-видимому, в первую очередь должен являться интегральной характеристикой маркетингового ресурсного обеспечения предприятия.

Введение потенциала маркетинга как экономической категории позволит численно оценить полноту использования маркетинговых ресурсов предприятиями и будет способствовать более обоснованному принятию управленческих решений.

Тесным образом связано с понятием потенциала понятие занятости. Существуют многочисленные определения занятости, это:

а) социально-экономическая категория, характеризующая включенность населения в общественное производство. Все трудоспособное население распадается на две неравные группы: занятых в общественном производстве и незанятых в нем из-за отсутствия вакантных мест, загруженности домашним хозяйством, учебы, нахождения на военной службе и по другим причинам;

б) степень участия трудоспособного населения в труде. В СССР свыше 90 % трудовых ресурсов было занято в народном хозяйстве в 1979 году;

в) деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им заработок; занятое население – население, вовлеченное в производственную и непроизводственную деятельность; безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службах занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

С одной стороны, понятие занятости является экономической категорией, в ней проявляется отношение человека к средствам производства, осуществляется купля-продажа рабочей силы, существует несколько форм занятости – фрикционная, структурная, циклическая. С другой стороны, занятость является социальной категорией, в которой проявляются такие ее свойства, как средство дохода, общественно-полезный труд. Можно сказать, что занятость – это и процесс, и свойство.

В проблеме занятости можно выделить уровень занятости, вопросы оптимизации занятости, проблемы государственного регулирования занятости. Интересны и важны для общества вопросы динамики занятости и связанность ее с экономической стабильностью.

Проблема незанятости является объектом социальной защиты, социальной политики государства, так как из-за незанятого экономического положения возникает большое число следствий. Например, на современных российских предприятиях существуют проблемы неполной занятости, скрытой занятости.

Поэтому можно утверждать, что проблема занятости является междисциплинарной, комплексной. Уровень занятости связан с состоянием экономики и ее качеством. По величине занятости есть государственная статистика в динамике. Решение этой проблемы во многом зависит от объемов финансирования программ содействия занятости. В рамках содействия занятости проводятся мероприятия активной политики, то есть обучение и переобучение граждан, профессионально-ориентационные мероприятия и вообще тесное взаимодействие с людьми, ищущими работу.

Незанятость была в России и в советское время. Уровень безработицы характеризует состояние общества. Естественный уровень безработицы в развитых странах мира – это 5–7 % безработных. В США существование 10 % безработных воспринимался как кризис. Обязательно уровень занятости выше уровня безработицы!

Кроме этого, проблема занятости является региональной проблемой. Существует дихотомия: глобальная – региональная. Существуют международные законодательные акты, организации (МОТ) по регулированию межнациональной и межгосударственной миграции, связанной с занятостью.

В документах правительства РФ используется понятие содействия занятости населения, например «В целях активизации государственной политики содействия занятости населения и обеспечения социальной защиты граждан на рынке труда в Российской Федерации».

В словаре С. И. Ожегова занятость означает «наличие работ, занятий» [21, c. 184]. Простота формулировки порождает антонимизм терминов занятость и безработица, хотя более глубокий анализ показывает их соотношение как родового и видового понятий.

До недавних пор занятость рассматривалась большинством авторов как чисто экономическая категория, связанная чаще всего с проблемой оптимального распределения и перераспределения трудовых ресурсов по регионам страны. В условиях рыночной экономики занятость перестает быть чисто экономической категорией, обретая явно выраженный более широкий социальный аспект.

Одним из авторов, анализирующих понятие занятость не только с экономических, но и социальных позиций, является А. А. Никифорова. С экономической точки зрения она понимает занятость как деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального продукта, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости [20, с. 29]. Представляя социальный аспект занятости, автор книги подчеркивает, что занятость может носить не только производительный, но и непроизводительный характер, например такие ее виды, как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, работа в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) [Там же].

Соединяя в единое целое занятость в общественном производстве (экономический аспект) и все виды социально-полезной деятельности (социальный аспект), А. А. Никифорова приходит к понятию глобальной занятости, за рамками которой остаются те члены общества, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Интерпретируем занятость как одну из высших общечеловеческих ценностей. Так трактует ее Н. Г. Мурадян, считая, что посредством ее реализуется одна из важнейших личных свобод и прав граждан – право человека на труд, который является условием материального и духовного развития личности, сохранения ее физического, психического и гражданского здоровья, средством реализации физических и интеллектуальных способностей человека, обеспечения социального мира, существования здорового общества без лишних людей, тяготеющих к антиобщественному поведению [19].

С точки зрения развития самого общества, по мнению А. А. Никифоровой, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, определяющая как экономический потенциал общества, так и уровень и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а ее соотношение с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость. Виды занятости, носящие непроизводительный характер, приобретают полный смысл только тогда, когда существует занятость в общественном производстве.

Занятость в общественном производстве зависит не только от состояния общественной системы образования, но и от системы здравоохранения, от уровня развития науки и в конечном счете от нормального функционирования всех социальных институтов и социальных структур. Таким образом занятость становится своеобразным показателем состояния жизнеспособности общественного организма в целом, а включенность в категорию занятости аспектов личной свободы и прав человека делает ее социокультурным показателем состояния жизнедеятельности общественного организма, в силу чего она становится важнейшей категорией социологии.

Такой подход выводит нас за рамки понимания занятости лишь как деятельности трудоспособного населения по созданию «общественного продукта» (А. А. Никифорова), поскольку даже расширение понятия занятости до полной и эффективной не позволяет охватить весь спектр явлений, описываемых этим понятием. Согласно такому определению, занятость в самом общем виде можно определить как обеспеченность трудоспособного населения рабочими местами: если все граждане имеют рабочие места, то мы имеем дело с полной занятостью. Но полная занятость не есть по определению занятость эффективная. Более того, по логике авторов, она является противоположностью эффективной занятости, потому что последняя имеет место только при минимальных трудовых затратах, что никак не вписывается в рамки полной занятости.

Это может служить обоснованием тезиса о неизбежности безработицы, поскольку считается, что полная занятость – враг эффективной занятости. Если при минимальных трудовых затратах (то есть при меньшем количестве занятых, работающих) происходит удовлетворение потребностей общества, то, естественно, возникает вопрос: нужна ли полная занятость?

Чисто экономический подход исключает некоторые социальные, гуманистические и нравственные аспекты данной ситуации, оставляя в стороне вопросы развития личности, жизненного выбора, социокультурной мобильности. Дело в том, что минимальные трудовые затраты могут быть достигнуты за счет рациональной организации производства, использования новых технологий и достижений научно-технического прогресса, либо за счет интенсификации усилий отдельного работника, и в этом случае мы имеем дело с занятостью эффективной, хотя, возможно, неполной.

Можно согласиться с А. Э. Котляром [14, с. 10] в том, что занятость – это система отношений, что она определяется особенностями данного способа производства, и что в конечном счете занятость тесно связана с хозяйственной деятельностью. Однако такая трактовка занятости является, по нашему мнению, тоже недостаточно полной. В ней не отражены: суть системы отношений, складывающихся между людьми по поводу занятости, конкретные участники этих отношений. Из этого определения не ясно, что представляет собой занятость, если она не является деятельностью: ведь, по сути дела, любая система отношений также может воплощать в себе отношения деятельности.

Настоятелен вопрос о регулировании процесса занятости, о выработке способов управления им. Когда речь идет об управлении процессом (например, занятости), то имеется в виду достаточно жестко детерминированное действие субъекта управления по отношению к объекту управления, что может быть зафиксировано в определенных директивных указаниях. Регулирование же предполагает более мягкое, рекомендательное (целый набор методов, способов, приемов) воздействие на регулируемый процесс. Субъектом управления (или регулирования) является государство с его законами, финансами, системой стимулов. Объектом регулирования становится занятость, виды и формы которой формируются в зависимости от целей управления, выдвигаемых ходом общественного развития, и специфики самой занятости как социального явления.

Выше было отмечено, что занятость может быть полной и неполной, эффективной и неэффективной, продуктивной и непродуктивной, а соотношение занятости продуктивной с занятостью в сфере духовного производства дает рациональную занятость (А. А. Никифорова). Приведенная классификация имеет определяющее значение для осуществления политики занятости на рынке труда – определения трудового потенциала общества, участвующего в создании национального дохода, прогнозирования объема трудового потенциала и его использования в масштабах всей страны и по регионам и разработки социальной политики, социальных программ.

Социальное значение для политики занятости, проводимой государством, имеют не крайние, а промежуточные состояния занятости. В мире, очевидно, существует разнообразие ее промежуточных состояний, но есть два основных состояния, противоречащих друг другу не только в экономическом, но и в идеологическом плане. Первая из наиболее распространенных форм занятости – неполная, но эффективная занятость наиболее характерна для капиталистической экономики. Она предполагает наличие безработицы равно как и наличие резервной армии безработных.

Указанные формы состояния занятости можно сравнивать по отношению к личности, человеку. Это связано с тем, что в состоянии незанятости человек лишается возможности самореализации, что ведет к душевному дискомфорту, к утрате его психического, морального и социального здоровья, душевного благополучия.

Таким образом, не теряя своего экономического значения, категория занятости приобретает сегодня более широкое социальное звучание, поскольку она в конечном счете детерминирует качество жизни человека. Определяя занятость как социологическую категорию, мы исходим из комплексного характера общественной жизни, затрагивающей как экономические, так и другие стороны жизнедеятельности человека: образование, культуру, психологию. Поэтому занятость – своеобразный социокультурный показатель состояния жизнедеятельности общественного организма.

Зная состояние общественного производства, тенденции его развития и отношения субъектов на рынке труда, занятость можно прогнозировать, регулировать как при помощи рыночных механизмов, так и на уровне государственного регулирования, посредством принятия соответствующих превентивных мер. Одним из средств регулирования является включение безработного в систему обучения и переобучения, что способствует возвращению личности статуса занятого, повышению ее конкурентоспособности, расширению жизненных смыслов, что имеет не только позитивное социальное, но и экзистенциональное значение. Включенность безработного в систему профессионального обучения и переобучения может быть обеспечена путем создания на федеральном и муниципальном уровнях адекватной системы профессионального обучения и переобучения безработных, основанной на учете специфики процесса профессионального обучения, особенностей контингента безработных и тенденций на рынке труда.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconОсновы специальной теории относительности
Сто и опытными фактами, которые подтверждают их; дать понятие релятивистской энергии и ее связи с массой тела; развивать у студентов...

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconПриродные факторы формирования рекреационных территорий города
В специальной литературе довольно часто применяются и такие понятия, как "рекреационные ресурсы", "природно-рекреационный потенциал",...

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconШкола, которая воспитывает лидеров в современной украинской науке
Целью этого проекта является создание эффективной методики преподавания для воспитания молодых лидеров в науке людей с инновационным...

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconЛ итинская Инна Сергеевна Дизайнер, полная занятость, неполная занятость, удаленная работа
Справочно-рекламная служба «Что? Где? Почем?» (Информационные технологии и услуги)

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconПедагогический потенциал школьной библиотеки и её роль в воспитательной работе современной школы

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconЧ ешко Валентина Владимировна Маркетолог, полная занятость, неполная занятость, удаленная работа
Работа в перспективной,стабильной компании по специальности, с возможностью карьерного роста и самореализации

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconУрока: Образовательные (по географии)
Сформировать новые географические понятия «экономический потенциал», «ввп», «внп», «национальный доход»

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке icon1. модели, иx классификация и применения
Модели и моделирование довольно распространенные понятия в науке, технике и быту

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconГ ага Елена Игоровна Продавец-консультант, от 1800 грн./мес., полная...
Хмельницкий кооперативный колледж Хмельницкого кооперативного торгово-экономического институту, Товароведение и коммерческая деятельность,...

1. Понятия «потенциал» и «занятость» в современной науке iconИ временные риски современной цивилизации
Помимо этого приведена классификация смежных понятий и перспективы влияния расматриваемого понятия на прохождение кризисов современной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<