Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой




Скачать 294.65 Kb.
НазваниеТемы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой
страница1/2
Дата публикации27.04.2013
Размер294.65 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Экономика > Документы
  1   2
Темы №№ 7 и 8.

«Прогнозирование и планирование в национальной экономике»


А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой
1. Сущность и значение прогнозирования и планирования.

2. Направление разработки прогнозов и планов.

3. Организация прогнозной и плановой работы.
1. Объективная необходимость прогнозирования и планирования в современных условиях обусловлена в след.:

- усложнением деятельности фирм;

- подвижность внешней среды;

- совершенствование форм и структур управления;

- необходимость поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;

- неспособность саморегулирования рыночной экономики особенно в условиях кризиса.

Факторы ограничивающие использование прогнозирования и планирования в условиях рынка:

- чрезмерно высокая степень неопределенности;

- низкий уровень накопления капитала;

- отсутствие эффективных юридических и этических норм, регулирующих поведение;

- приоритет краткосрочных показателей.
2. Являясь функциями управления прогнозирование и планирование осуществляются на макро- и микроуровне. На макроуровне разработку прогнозов и планов осуществляют органы государственного управления и местного самоуправления. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хоз-вания. Гос-е планирование – вид управленческой деят-ти, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижения целей макроэкономического развития. Задачи прогнозирования и план-я на макроуровне:

1. Анализ текущей эк-кой ситуации;

2. Прогн-е темпов и важнейших пропорций развития экономики;

3. Обоснование приоритетов соц.-эк-кого развития;

4. Формирование структуры экономики и обеспечение ее материальной и финансовой сбалансированности.

Прогнозы макроуровня выражают количественные и качественные изменения, связанные с величиной D, объемов S, показателями трудовых отношений, структуры и динамики доходов и расходов, направлениями НТР, показателями внешнеэкономической деят-ти, характером преобразований в с-ме образования, экономич-и проблемами и показателями. Планы макроуровня форм-ся в виде обоснованных, утвержденных показателей соц.-эк-кого и НТР, а также в виде целевых комплексных программ и проектов.

На микроуровне в этом случае субъектами прогнозирования и план-я выступают плановые органы, функц-ые службы и отделы субъектов хоз-вания. Прогн-е и план-е микроуровня связано с разработкой прогнозов и внедрения плановых расчетов, технико-экономических и финансовых показателей деят-ти, определением форм и направлений ведения бизнеса обоснования стратегии и тактики действий субъекта хоз-вания.
3. Состав органов прогнозирования и план-я определяется в соответствии с принципами, подходами и особенностями управления экономикой на макро- и микроуровне. В настоящее время в РБ процессы прогнозирования и план-я осуществляют:

1. Центральные эк-кие органы (министерство эк-ки, финансов, статистики и анализа труда). Основными задачами явл-ся:

- разработка гос-ой эк-кой политики;

- форм-е инвестиц-ой политики;

- мобилизация денежных ср-в и план-е их эфф-го использования (мф);

- обоснование правил ведения учета и определение порядка отчетности (мс и а);

- разработка тарифной с-мы, обеспечения эфф-й занятости и совершенствование организации труда;

- прогн-е и регулирование ЗП, рынка труда и других социально-трудовых отношений (мт);

- разработка торгового баланса и прогн-е экспортно-импортной деят-ти;

- квотирование, лицензирование и валютное регулирование;

- совершенствование научно-технических связей.

2. Отраслевых органов поргн-я и план-я (отраслевые министерства и ведомства: пром-ти, с/х и др.). В функции этих органов входят:

- разработка прогнозов и планов развития отраслей;

- форм-е целевых программ и методических рекомендаций;

- регулирование пр-ва;

- комплексное исследование рынка;

- реализация инвестиционной и нт политики, направленной на повышение качества продукции и к/сп-ти отрасли;

- разработка мер по реализации политики отрасли.

3. Региональных органов и управлений. Задачи:

- наилучшее исп-е внутреннего потенциала региона;

- форм-е межотраслевых региональных комплексов;

- содействие развитию рыночной инфрастр-ры в регионах;

- решение социальных проблем.

4. Плановых и других органов субъектов хоз-вания.
Б. Методология прогнозирования
1. Основные понятия, принципы и этапы прогнозирования.

2. Классификация методов прогнозирования.

3. Сущность и виды прогнозов и моделей прогнозирования.
1. Прогнозирование – процесс разработки прогнозов. Прогностика – научная дисциплина, изучающая принципы построения и использования методов и моделей прогнозирования, а также закономерности процесса разработки прогноза. Объект прогнозирования – любой предмет, процесс, явление реального мира, их св-ва и отношения, относимые к познавательной деят-ти субъекта. Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, являющихся существенными для решения прогнозной задачи. Период упреждения – период времени, на кот. разрабатывается прогноз. Горизонт проспекции – самая дальняя точка в будущем, для кот. разрабатывается прогноз. Глубина ретроспекции – период времени в прошлом, по кот. имеется необходимая и достаточная инф-ция об объекте прогнозирования. Горизонт ретроспекции – самая дальняя точка в прошлом, по кот. имеется инф-ция об объекте прогнозирования.

Принципы прогнозирования:

- принцип системности;

- согласованности, предполагает согласование различных видов прогнозов, объектов различной природы;

- принцип вариантности, предполагает разработку вариантов прогнозов, исходя из особенностей объектов прогнозирования, поставленных целей и вариантов прогнозного фонда;

- непрерывности – прогнозные расчеты должны быть корректированы;

- эффективности (рентабельности) – предполагает обязательное наличие эконо-го эффекта от использованных результатов прогнозирования;

- оптимальности, предполагает разработку достоверных и точных прогнозов при выборе наилучшего аппарата прогнозирования;

- принцип аналогичности и специфичности;

Этапы прогнозирования:

- предпрогнозная ориентация - совокупность работ, предшествующих разработке задания на прогноз и включающая обоснования объекта прогнозирования, задач прогнозирования, период упреждения прогноза.

- разработка задания на прогноз – определение цели прогнозирования, конкретизация задач, определение порядка;

- ретроспекция прогнозная – этап, на кот. анализируется история развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизар-го описания;

- прогнозный диагноз – на кот. исследуют систематизир-е описание объекта и прогнозного фона, с целью выявления их изменения и разработки моделей и методов прогнозирования;

- прогнозная проспекция – этап, на кот. разрабатываются прогнозные оценки;

- верификация прогноза, на кот. осущ-ся оценка достоверности и точности прогноза;

- корректировка прогноза (вновь прогнозная ориентация) – это этап, на кот. осущ-ся уточнение прогнозных оценок и его корректировка с учетом дополнительных данных.
2. Метод прогнозирования – это конкретный способ разработки прогноза. Классификация методов представлена на схеме.

Методы прогнозирования:

1. Экспертные:

1.1 с прямой связью:

а) опрос;

б) анализ;

1.2 с обратной связью:

а) опрос;

б) анализ;

в) генерация идей;

2. Комбинированные.

3. Фактографические:

3.1 статистические:

а) экстраполяции;

б) корреляционно-регрессионный анализ;

в) моделирование.

3.2 аналогии:

а) исторический;

б) математический.

3.3 опережающие:

а) основывающиеся на анализе научно-технической инф-ции (НТИ);

б) основывающиеся на исследовании уровня развития техники и технологий.

Экспертные методы предполагают разработку прогноза на основе анализа мнений и суждений специалистов-экспертов. Фактографические методы предполагают разработку прогнозов на основе анализа фактич-й инф-ции об объекте прогнозирования и прогнозном фоне. Статистические методы связаны со статистич-й обработкой фактич-х данных об объекте прогнозирования и прогнозном фоне, предполагают разработку и анализ матем-х зависимостей исследуемых показателей или явлений. Методы аналогии основываются на разработке прогноза в результате анализа его сходства с известными объектами, известным матем-м описанием объектов. Опережающие методы связаны с разработкой прогнозов в сфере науки и техники на основе анализа фундаментальных и прикладных разработок.

Выбор метода прогнозирования опред-я => факторами:

  • существом практической проблемы требующей решения;

  • динамическими характерами объекта прогнозирования;

  • видом и характером располагаемой инф-ции;

  • требованиями, предъявляемыми к рез-там прогнозирования;

  • периодом упреждения и его отношением с предполагаемой продолжительностью цикла разработки v жизненного цикла T.

  • Используемыми типами менеджмента.


3. Прогноз – научно обоснованное представление о вероятных состояниях объекта в будущем v сп-ах их достижения. Периоды класс-тся след. образом:

  1. В соответствии с проблемно-целевым хар-ром выделяют:

а) поисковый прогноз – это прогноз, содержанием кот. является выявление возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;

б) нормативный прогноз – прогноз, содержанием кот. явл-ся прогн-е путей и сроков достижения возможного, принимаемого в качестве задуманного состояния объекта прогнозирования в будущем.

  1. По природе объекта прогнозирования:

  • экономически;

  • политические;

  • технические;

  • социальные;

  • естественнонаучные;

  • демографические;

  1. По целям:

  • подтверждающие;

  • оценочные;

  • ориентированные;

  • плановые;

  • непосредственно управленческие;

  1. По назначению:

  • общие;

  • специальные;

  1. По степени обоснованности:

  • интуитивные;

  • логические;

  1. По форме выражения результатов:

  • количественные;

  • описательные;

  1. По времени упреждения:

  • долгосрочные;

  • среднесрочные;

  • краткосрочные;

  1. По степени локализации периода:

  • точечные;

  • интервальные;

  1. По характеру изменения объекта прогнозирования:

  • непрерывные;

  • дискретные.

Особенности экономических прогнозов:

  • представляет его аргументированное заключение о будущих изменениях;

  • позволяет оценить состояние и осущ-ть поиск возможных управленческих решений;

  • позволяют моделировать варианты свершения событий при учете различных факторов;

  • выявляет проблемы слабо выраженные в настоящем, но возможные в будущем.

Функции экономических прогнозов:

  • анализ социально-экономических тенденций и процессов;

  • оценка условий и эк-их проблем для принятия решений;

  • выявление альтернатив развития объекта в перспективе;

  • накопление эк-ой инф-ции.

Модель прогнозирования – это модель объекта, исслед-я кот. позволяет получить инф-цию о состоянии объекта прогнозирования в будущем способах их достижения.

Виды моделей прогнозирования:

  • словесное описание;

  • графическое представление;

  • блок-схемы;

  • таблицы и матрицы решений;

  • математическое описание, в виде формул;


В. Экспертные методы прогнозирования


  1. Сущность, область применения и виды экспертных оценок.

  2. Способы формирования экспертных групп.

  3. Содержание коллективных экспертных методов прогнозирования.


1. Сущность методов экспертных оценок состоит в проведении специалистами интуитивно-логического анализа проблемы с колич-й оценки суждений, обработкой результатов и представление их в виде наиболее удобном для формирования прогноза. Особенностями экспертных методов как научного подхода к решению задач являются:

  • научно-обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы.

  • Применение количественных методов оценки суждений и фор-ция группового мнения.

Экспертные методы исп-ся:

  • при отсутствии статистической инф-ции;

  • в условиях большой неопред-ти среды функционирования объекта прогнозирования;

  • при дефиците времени для принятия решений;

  • в сочетании с другими методами прогнозирования в случае решения качественных и колич-х задач.

Типовые задачи решаемые с использованием экспертных оценок:

  1. Опред-ием наиболее вероятного времени свершения события;

  2. Составление перечня возможных событий;

  3. Упорядочение целей и задач по степени важности;

  4. Опред-ие альтернативных вариантов решения проблемы;

  5. Выявления предпочтительности способов распределения ресурсов.

Различают след. способы проведения экспетизы:

  • индивидуальные и коллективные;

  • реализация опроса с использованием прямой и обратной связи.

Индивидуальный экспертный опрос - получение оценок от специалиста путем анкетирования и интервьюирования эксперта организатором экспертизы. Преимущество: в max использовании опыта, знаний и интуиции специалиста и возможности корректировки программы исследования с учетом инф-ции, полученной в процессе ведения опроса. Коллективные экспертные оценки предполагают совместную деят-ть нескольких экспертов. Экспертные оценки с прямой связью проводятся без постоянного контакта специалистов с организаторами экспертизы. Экспертные оценки с обратной связью предполагают постоянное взаимодействие экспертов с организаторами экспертизы.

Этапы проведения экспертизы:

  • формулировка целей и разработка процедуры опроса;

  • форм-е группы спец-тов организаторов экспертизы;

  • отбор экспертов и форм-е экспертной группы;

  • проведения опроса;

  • анализ и обработка инф-ции.


2. Общим требованием при форм-ии экспертных групп явл. эффективное решение проблемы, т.е. проведение достоверной экспертизы при ограниченных затратах на нее. При форм-ии экспертных групп должны быть учтены след. характеристики специалистов:

  • компетентность;

  • креативность (сп-ть решать творческие задачи);

  • конформизм (подверженность влиянию авторитета);

  • конструктивность (решения д.б. практичными);

  • аналитичность и широта мышления (м. знать много, но д.б. широта высказывания, мышления);

  • коллективизм;

  • самокритичность;

  • отношение к экспертизе.

Компетентность экспертов рассчитывается след. способами:

I в. на основе анализа деловых и профессиональных качеств специалиста методом анкетирования, в этом случае коэф-т компетентности i-го эксперта рассчитывается по формуле:
Akj= ∑γij/γimax
γij – весовой коэф-т соотв-щий ответу j-го эксперта на i-й вопрос

γimax – max весовой коэф-т для i-й хар-ки.

II в. на основе самооценки, при этом рассчитывается коэф-т компетентности по след. формуле:
Akj=∑λij/nimax
λij – оценка в баллах, хар-ая степень знакомства специалиста с i-й проблемой;

nmax – max возможная самооценка в баллах по i-й проблеме

III в. совместное использование метода анкетирования и метода самооценки.

IV в. расчет коэф-та компетентности на основе анализа степени пригодности специалиста по методике госкомитета по науке и технике:
A=Ки+Ка/2
Ки – степень информированности по проблеме (опред-ся на основе самооценки по 10 балльной шкале с умножением результата на 0,1)

Ка – коэф-т аргументации, полученный в результате суммирования баллов по разным хар-кам в соответствии с разработкой эталонов таблицей.

V в. на основе расчета относительных коэф-тов компетентности по высказанным суждениям других специалистов о возм-ти включения эксперта в экспертную группу.
А=∑ Xij/∑∑Xij
Оценки Xij=1 в случае если j-й назвал i-го эксперта , Xij=0 если j-й эксперт не считает нужным включать i-го эксперта в экспертную группу. m- кол-во экспертов.

VI в. на основе расчета обобщенной хар-ки специалиста и его вклада в достоверность прогноза группы, в качестве обобщенной хар-ки выступает достоверность суждений эксперта:
Di=Nпр/N
Nпр – число случаев, когда i-ый эксперт дал решение, приемлемость кот. была подтверждена практикой.

N – общее число случаев участия i-го специалиста в решении проблемы.

Вклад эксперта в достоверность прогноза группы опред-ся след. образом:
Bi=Di/1/m∑Di
m- кол-во экспертов в группе.
3. Сущность метода коллективной экспертной оценки состоит в разработке прогноза на основе анализа мнений специалистов экспертной группы. Среди коллективных экспертных методов наибольшее распространение получили след.:

  1. Метод мозговой атаки, он же метод мозгового штурма

  2. Метод деструктивной отнесенной оценки ДОО

  3. Метод «Дельфи»

Преимущества коллективных методов опроса состоит в след.:

  • генерируется большое кол-во разнообразных идей;

  • имеет место возможность по-новому подойти к исследованию проблемы;

  • развивается привычка творческого подхода к проблеме.

Сущность метода мозговой атаки основывается на получении новых идей и решений в результате коллективного группового опроса проводимого в течении определенного времени по принятым правилам. Правила проведения мозговой атаки:

  • критические замечания не допустимы;

  • высказывание нескольких идей, но не подряд;

  • высказывание разнообразных необычных идей;

  • точная запись идей.

Этапы «м. а.»:

  • форм-ие групп участников мозговой атаки;

  • составление и описание проблемной ситуации;

  • генерация идей;

  • систематизация идей;

  • колич-ая оценка результатов опроса.

Сущность метода деструктивной отнесенной оценки состоит в начале в реализации принципов коллективной генерации идей, а затем в критике этих высказываний, т.е. рассмотрении их только с т. зр. препятствий на пути их осущ-я. Прогноз формируется только на основе идей подвергшихся критике в наименьшей степени.

Метод «Дельфи» состоит в последовательном анкетировании специалистов по различным проблемам, формировании массива инф-ции отражающего индивидуальные оценки специалистов, основанные как на строгом логич-м анализе, так и на интуитивном опыте и статистической оценки группового ответа. Хар-ся след. особенностями:

  1. Анонимность экспертов;

  2. Наличие регулируемой постоянной обратной связи;

  3. Статистической характеристики результатов опроса.

Методы включают 4 тура опроса специалистов.

  1. Специалисты отвечают на вопрос в любой допустимой форме. Полученные ответы обобщаются организаторами экспертизы с целью составления определенного перечня событий.

  2. Экспертам направляется перечень событий с целью еще раз оценить результаты своих высказываний.

  3. Эксперты знакомятся с оценками других специалистов, формулируют или пересматривают свои ответы, приводя при этом аргументацию высказываний.

  4. Еще раз обобщаются оценки экспертов, определяются причины несовпадения ответов и пересмотра мнений, формируется окончательный вариант групповых оценок организаторами экспертизы.

Статистическая обработка результатов опросов экспертов заключается в расчете след. показателей: медианы, нижнего и верхнего квартелей. Медиана – это значение признака, соответствующее среднему члену ряда построенного в порядке возрастания или убывания некоторого общего признака. Медиана характеризует обобщенное мнение группы специалистов. Нижний квартель соответствует уровню ряда, отстоящему от начала последовательности на 1 четверть. Верхний квартель соот-ет на 3 четверти; м/у нижним и верхним квартелями находится доверительная зона прогноз, кот. характеризует интервал наиболее вероятных прогнозных оценок. Расчет статистических характеристик возможен поскольку сформулированные в анкетах вопросы должны обеспечивать возможность выражения ответа в виде числа.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconЛекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование
Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу...

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconКурсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на...

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconВылкова Е. С. Налоговое планирование: Учебное пособие. П. 2004, -634с
Грабовецкий Б. А. Экономическое прогнозирование и планирование. К.: Цул. 2003, -288с

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Криминологическое прогнозирование...

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconВопросы к зачету
Прогнозирование, планирование и программирование в системе государственного регулирования экономики

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconПланирование и прогнозирование в условиях рынка

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconСовременные технологии управления для руководителя по финансам
Современные технологии финансирования и управления: бюджетирование, планирование, прогнозирование и моделирование

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой icon3. Прогнозирование как основной этап управления экономикой
Функции государственного регулирования в прогнозировании социально-экономической системы страны

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconПрограмма осенней студенческой международной школы нау
«Kyiv international school of analytics» по проблеме «Анализ и прогнозирование развития национальных экономик в 2012 – 2022 годах»...

Темы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике» А. Прогнозирование и планирование в системе управления национальной экономикой iconОптовая и розничная торговля, производство, услуги
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<