Скачать 3.03 Mb.
|
Материалы научно-практической конференции «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров» - Симферополь: Минэконом АРК, 2007.- стр. В сборнике опубликованы материалы научно-практических конференций «Проблемы и перспективы малого инновационного предпринимательства: создание инновационных структур» (22 декабря 2006 г., г. Симферополь) и «Проблемы формирования инновационных механизмов в современных условиях. Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров» (24 апреля 2007 г., Симферополь), в ходе которых были рассмотрены вопросы современного состояния предпринимательства, инновационные процессы в АРК и эффективность государственных инвестиций и инноваций, формы и методы государственного регулирования инновационной деятельности, социально-экономическое развитие региона на основе кластеров, современные формы инвестирования и их использование в АРК. Материалы сборника предназначены для широкого использования научными сотрудниками, преподавателями, студентами в научной и образовательной деятельности, а также специалистами соответствующих направлений. В сборник вошли статьи, которые публикуются в редакции авторов. Ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен и других сведений несут авторы. ^ Верба С.И, Баланин А.М., Торбач Л.А., Коваленко А.В., Сиротина Н.П., Худолей Б.М., Штофер Г.А. Составители: Коваленко А.В., Сиротина Н.П., Худолей Б.М. Работа выполнена по заказу и при финансовой поддержке Министерства экономики Автономной Репсублики Крым. авторы статей, 2007 Общественная организация „Крымский республиканский расчетный центр” С О Д Е Р Ж А Н И Е
^ Торбач Л.А. Нач. отдела малого предпринимательства и регуляторной политики Министерства экономики АРК О ходе выполнения Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым Хочу остановиться на итогах выполнения ^ и основных тенденциях развития малого предпринимательства, ведь именно в этом секторе экономики мы видим резерв по количеству созданных рабочих мест, объему произведенной продукции, сумме уплаченных налогов. Количество субъектов малого предпринимательства в Автономной Республике Крым по состоянию на 01.01.06 выросло на 8% и составило 109,9 тыс. единиц. Всего в сфере малого предпринимательства республики заняты ^ , темп их роста за последний год составляет 104,6 %. Количество физических лиц-предпринимателей составило 93,4 тыс. человек, что на 9% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднее количество наемных рабочих у физических лиц-предпринимателей составило 65,4 тыс. человек, темп роста - 9,2%, когда в целом по Украине этот показатель уменьшился на 3,4 процента. Сумма уплаченных налогов на одного субъекта предпринимательской деятельности составила 1028,9 гривен. ![]() Вместе с тем, как видно из представленной диаграммы, происходит перераспределение числа работающих между субъектами малого предпринимательства: если количество работников малых предприятий снизилось на 3 %, то количество физ.лиц-предпринимателей и их наемных работников увеличилось на 9% соответственно. Предпочтение организационно-правовой форме «частный предприниматель» связано с выбором упрощенной системы налогообложения, при которой уплачивается сумма фиксированного налога от 20 до 200 грн. в месяц в зависимости от вида деятельности. При этом объем реализованной продукции всеми субъектами малого предпринимательства вырос за последний год на ^ и составил 7 млрд. 287 млн. грн. В настоящее время в сфере малого предпринимательства Автономной Республики Крым функционируют 14,6 тыс. малых предприятий. Темп их роста за последний год составляет 2,6 %. На 10 тыс. имеющегося населения приходится 73 предприятия, что на 10 предприятий больше, чем в среднем по Украине. В Автономной Республике Крым осуществляют свою деятельность 2 тыс. фермерских хозяйств. Их количество на протяжении последних 3 лет остается неизменным. Вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней по итогам 2006 года составляет 333 ,4 млн. грн., или 20,1 % от суммы налогов и сборов, поступивших в сводный бюджет АРК. Министерством экономики Украины отмечены положительные тенденции в развитии предпринимательства в республике: выше среднего по Украине (54,2 %) уровень создания новых рабочих мест (59,5 %), ниже, чем средний по Украине (7,9 %), уровень безработицы (6,0%). Основная статья расходов Программы поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым это оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Без создания государственных гарантий и других форм поддержки процессов кредитования банками малого и среднего бизнеса; налаживания системы информационно – образовательного обеспечения граждан-предпринимателей в сфере кредитования; расширения возможностей доступа сельского предпринимательства к кредитным ресурсам нам не обойтись. За эти два года ^ субъекта предпринимательской деятельности получили компенсацию за полученные кредиты на сумму 1 миллион 690 тысяч гривен, из них 51 предприятие занято в сфере сельского хозяйства, 37 предприятий - в сфере торговли, 12 – в сфере производства, 5 - в сфере пассажирских перевозок, 19 предприятий в сфере услуг. Ими было создано ^ . При этом общая сумма полученных кредитов в банковских учреждениях субъектами малого предпринимательства, обратившимися за погашением процентной ставки, составила более 40 млн. гривен. Эти средства направлены на покупку технологических линий, сельхозтехники, горюче-смазочных материалов, посадочного материала, торгового оборудования. Работа Конкурсной комиссии, в которой принимали участие представители общественных организаций, контролирующих органов и силовых структур, носила объективный и прозрачный характер. По итогам ее работы приняты рекомендации: доработать существующий механизм погашения процентной ставки по кредитам, уточнить критерии отбора предпринимателей. Наряду с показателем создания новых рабочих мест учитывать эффективность работы субъекта предпринимательства, заработную плату наемных работников, сумму поступлений в бюджет. В рамках Программы нами поставлена первостепенная задача – создание условий для развития бизнеса, устранение барьеров на пути к нему. Создаваемые в этом году центры по выдаче документов разрешительного характера по принципу организационного единства призваны значительно упростить получение необходимых согласований и сделать эту процедуру максимально прозрачной. К сожалению, на сегодняшний день большинство «единых разрешительных центров» работает только в консультационном режиме, не везде администраторы приступили к своим прямым обязанностям. Без организации руководителями регионов на местах эффективной работы разрешительных центров не следует ждать кардинальных изменений в экономических показателях автономии и эту задачу предстоит решать в самое ближайшее время. Продолжена работа правительства по реализации принципов регуляторной политики: составлены и опубликованы планы по подготовке регуляторных актов, проводится отслеживание их результативности, обеспечивается тесное взаимодействие со средствами массовой информации. Считаем, что основную роль в этой работе должны взять на себя Координационные советы по вопросам развития малого предпринимательства в регионах. В рамках программы переподготовки кадров для сферы предпринимательства «Украинская инициатива» 25 человек прошли стажировку за границей, 128 человек получили дипломы о высшем экономическом образовании, еще 40 человек сели за парты в этом году. При поддержке Международного фонда социальной адаптации военнослужащих в 2006 году прошли переподготовку по специальности "Агент по организации туризма" 60 военнослужащих, Реализация указанного проекта позволила обучить с октября 2003 года 335 военнослужащих и трудоустроить более 70% выпускников курсов. В рамках программы ОБСЕ завершена переподготовка 22 военнослужащих по специальности "Менеджмент предпринимательской деятельности". К началу 2007 года по этим программам будет подготовлено еще 240 военнослужащих. Важное значение имеет предоставление информационной поддержки субъектам малого предпринимательства. За истекший период во всех регионах республики проведены расширенные совещания, форумы, "круглые столы" с участием контролирующих и правоохранительных органов городов и районов, представителей общественных организаций предпринимателей по проблемным вопросам в сфере малого и среднего бизнеса. Наиболее значимыми мероприятиями стали общеукраинская конференция "Кластеризация – путь к повышению конкурентоспособности экономики регионов", научно-практические конференции, посвященные взаимодействию науки и бизнеса, внедрению инновационных форм ведения бизнеса, семинары "Малое предпринимательство и сельский туризм: перспективы развития", "Франчайзинг и сети торговых марок", "Вступление Украины в ВТО: перспективы и вызовы для малого и среднего бизнеса" и другие. С целью формирования фонда справочной литературы для предпринимателей Министерством экономики Автономной Республики Крым подготовлены и распространены консультационные сборники "Десять шагов навстречу бизнесу" и "Десять шагов навстречу инвестору", в которых размещена информация по вопросам регистрации бизнеса, получения разрешений, привлечения инвестиций и получения международной технической помощи. Широкий спектр услуг консультативно-методической, финансово-кредитной, юридической, маркетинговой, кадровой, информационной поддержки в Автономной Республике Крым оказывают:
Высоко оценена членами международного сообщества доноров во время партнерского визита работа правительства по взаимному сотрудничеству в реализации экономических компонентов Программы развития и интеграции Крыма ПРООН, в том числе по реализации приоритетных социальных проектов на принципах совместного финансирования, по развитию инфраструктуры поддержки бизнеса. При содействии ПРИК ПРООН в Крыму за 2004-2005 годы были созданы 7 Центров содействия развитию бизнеса в сельских районах Автономной Республики Крым. МЭ Украины положительно отмечена работа правительства по созданию инфраструктуры поддержки малого бизнеса, по погашению процентной ставки, по обеспечению деятельности «горячей линии», по развитию франчайзинга в автономии. За счет средств Программы поддержки и развития малого предпринимательства создан бизнес-инкубатор в Киевском районе г. Симферополя, который объединил 18 предприятий малого бизнеса. Создано дополнительно 70 новых рабочих мест. Ведется работа по созданию двух новых бизнес-инкубаторов. Дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства остается важнейшим направлением в работе. Несмотря на позитивные тенденции в развитии малого бизнеса Автономной Республики Крым, потенциал и возможности предпринимательства в решении вопросов снижения безработицы, наполнения бюджетов, насыщения товарных рынков используются еще недостаточно. ^ в данной сфере:
Исходя из анализа существующих проблем Рабочей группой по разработке ^ созданной распоряжением Совета министров, сформирована главная цель Программы - реализация государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства в Автономной Республике Крым, направленной на повышение качества жизни граждан республики путем вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и увеличение вклада малого предпринимательства в экономику автономии. Достижение намеченных целей создаст условия для формирования активной бизнес-среды, будет содействовать росту престижности предпринимательской деятельности. Приоритетные направления ^ утвержденной постановленим Верховной Рады Автономной Республики Крым 21 февраля 2007 года:
В соответствии с приоритетными направлениями сформирована структура программы, которая определена следующими основными разделами:
Мероприятия подраздела направлены на совершенствование нормативно-правовых актов, устранение правовых, экономических и административных препятствий в реализации права на предпринимательскую деятельность, обеспечение стабильной политики и нормативно-правовой базы для развития малого предпринимательства.
Одним из главных приоритетов в деятельности правительства является углубление регуляторной реформы: соблюдение принципов регуляторной политики, пересмотр собственных регуляторных актов, проведение оценки системности и согласованности регуляторных актов в отраслях экономики, базовое отслеживание их результативности.
Малый бизнес сегодня играет важную роль при решении экономических и социальных задач общества. Активная поддержка развития малого предпринимательства в перспективе способствует созданию большого количества рабочих мест, увеличению налоговой базы, росту национального дохода. Считаю необходимым расширить практику предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, уточнить критерии поддержки, перейти от механизма частичного погашения кредитных ставок к льготному кредитованию бизнес-проектов в приоритетных отраслях экономики.
Большинство малых предприятий имеют недостаточный уровень экономических, юридических и управленческих знаний, ограниченные собственные ресурсы, испытывают острый дефицит в производственных площадях, служебных помещениях, в земельных участках для обустройства бизнеса. Поэтому главной задачей Программы в этом направлении является предоставление субъектам малого предпринимательства соответствующей помощи со стороны местных органов власти.
Наряду с формированием благоприятной для малого бизнеса информационной и инвестиционно-кредитной среды необходимо и развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Важным элементом такой инфраструктуры являются: бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства, бизнес-центры, технопарки, инновационные и инвестиционные фонды и компании.
С целью эффективного использования научного и научно-технического потенциала республики будет продолжена практика организационной поддержки создания и финансовой поддержки деятельности инновационных бизнес-инкубаторов, консультационных пунктов по вопросам развития инновационной деятельности, методического обеспечения по вопросам создания региональных инновационных структур поддержки малого предпринимательства.
Основными задачами Программы в агропромышленном комплексе являются: развитие крестьянских и фермерских хозяйств; закрепление на селе кадров и сокращение миграции сельского населения, в том числе путем развития сельского и этнографического туризма; повышение правового и образовательного уровня субъектов предпринимательской деятельности; финансово-кредитная и информационная поддержка сельскохозяйственных производителей.
Развитие предпринимательства на региональном уровне является одним из важнейших факторов решения социально-экономических проблем территорий. Но их решение возможно только на основе объединения интересов субъектов предпринимательской деятельности с интересами соответствующих территориальных громад на принципах социального партнерства.
Министерство экономики Автономной Республики Крым ежеквартально проводит анализ выполнения Программы и мониторинг использования средств, которые направляются на выполнение мероприятий Программы, и информирует Верховную Раду Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, Министерство экономики Украины, Государственный комитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Украины. Результаты выполнения мероприятий Программы освещаются в средствах массовой информации. Работа Министерства экономики и в дальнейшем будет направлена на дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, создание сети региональных фондов поддержки предпринимательства, поиск новых форм финансовой, материально-технической, информационной поддержки предпринимательства, взаимодействие органов исполнительной власти с общественными организациями предприятий. ^ Заместитель министра промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса Автономной Республики Крым ^ Для Крыма внедрение механизмов активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства во всех сферах хозяйствования рассматривается как важнейшее условие структурной перестройки экономики, создания привлекательного инвестиционного имиджа, решения социальных вопросов автономии. Осознавая приоритетность развития курортно-рекреационной сферы, следует отметить, что базовую основу экономики составляют предприятия промышленности, транспорта, связи и ТЭК, обеспечивая порядка 40% поступлений в бюджеты всех уровней. Республика имеет достаточно развитую инфраструктуру промышленного производства – это 275 предприятий добывающей отрасли, машиностроения, судостроения и судоремонта, пищевой и химической промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа, тепла и воды. Анализ инновационной деятельности в сфере промышленности за период пяти лет (2001год – девять месяцев 2006 года) показал, что в производство внедрено порядка 400 новых прогрессивных технологических процесса, из них третья часть – ресурсосберегающие (117). Объем реализованной инновационной продукции за данный период составил около 2,5 млрд.грн. Наибольшее число инновационно-активных предприятий составляют предприятия машиностроения. "Завод "Фиолент", ОАО «Симферопольский завод пластмасс», ОАО «Пневматика», Феодосийский казенный оптический завод, ООО «Керченский стрелочный завод», ОАО «Машиностроительный завод «СЭЛМА», УПП УТОС «Крым Пак». При этом следует отметить, что основным источником финансирования для 77% предприятий, осуществляющих нововведения, являются собственные средства, однако возрастает доля вложения кредитных средств. На данном этапе развития государства рассматривается вопрос вступления Украины в ВТО. В этой связи проблема внедрения достижений науки и техники в производство, освоения новой наукоемкой продукции является не просто важной, а первостепенной. Производственникам нужны не просто идеи и научные разработки, а конкретные технологии, конструкторская документация и опытные образцы с показателями, способными обеспечить мировую конкурентоспособность товаров. О прорыве в высокотехнологической сфере можно будет говорить только тогда, когда научные учреждения и вузы будут считать эту работу одной из главных задач, когда предприятия займутся выпуском новой продукции на основе новых знаний, когда полноценным связующим звеном на всех этапах производства инновационного продукта станет организованная инновационная инфраструктура. Нужна система отбора и экспертная оценка предложений ученых и специалистов. Это позволит организовать разработку инновационных проектов и бизнес-планов, понятных и привлекательных для инвесторов. Создание благоприятных условий для вложения инвестиций в промышленное производство рассматривается как приоритетное направление промышленной политики Крыма. Впервые в 2006 году в сфере промышленного производства сформирован портфель инвестиционных и инновационных проектов с суммой инвестиций 95 млн.грн., которые направлены на коренную реконструкцию и модернизацию производств, внедрения новых технологических процессов и энергосберегающего оборудования. Основу данной работы составил тот факт, что с целью привлечения инвестиций в промышленную сферу Совет министров Автономной Республики Крым выступил с инициативой стимулирования промышленных предприятий через механизм удешевления кредитов из республиканского бюджета в размере 100% ставки НБУ. В рамках принятых нормативно-правовых актов Верховной Радой и Советом министров Автономной Республики Крым финансовая поддержка порядка трех миллионов гривен выделена 15 предприятиям: ОАО "Завод "Фиолент", РП "Международный аэропорт "Симферополь", ОАО "Сантехпром", ОАО "Симферопольский завод пластмасс", ОАО "Бром", ООО "Симферопольский завод газобаллонного оборудования", ОАО "Пивобезалкогольный комбинат "Крым", ЧП "Крымбумага", ОАО "Симферопольсельмаш", ООО "Симферопольская кондитерская фабрика", ОАО "Симферопольский моторный завод", ОАО "Крым-Хлеб", УПП УТОС "Крым-Пак", ОАО «Крыммолоко», ОАО «Поливтор». Срок реализации проектов 2006-2010 годы. Выполнение мероприятий осуществляется поэтапно, 2006 год рассматривается как первый этап, когда имеют место наиболее крупные финансовые затраты на заказ и приобретение оборудования. Мониторинг хода реализации проектов показал, что наблюдается увеличение инвестиционно-инновационной составляющей экономики Крыма, внедрение энергосберегающих технологий, структурная и энергетическая модернизация производственного потенциала промышленных предприятий. В результате за 11 месяцев текущего года объем реализованной продукции по проектам составил более 700 млн.грн., что имеет рост на 59 млн. грн. (108%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; создано 336 новых рабочих мест. Наличие положительных тенденций в развитии инновационной деятельности промышленных предприятий, необходимость внедрения эффективных механизмов стимулирования производства конкурентоспособной продукции были взяты за основу при принятии решения о создании в регионе новой инновационной структуры – промышленного парка.
в АР Крым:
2. В августе 2006 года Распоряжением Кабинета Министров Украины (от 01.08.06 №447-р) «Об одобрении Концепции создания индустриальных (промышленных) парков» проект автономии включен в перечень пяти пилотных проектов по созданию промышленных парков в Украине. 3.Индустриально-промышленный парк в Крыму рассматривается, как инженерно-подготовленный земельный участок где расположены производственные, складские и офисные помещения, которые будут предназначены для осуществления производственной и научно-исследовательской деятельности ряда компаний. 3. Характерными чертами создаваемого индустриального парка могут стать:
4. Примерная площадь участка будет определена в ходе разработки концептуальных направлений ПП в АР Крым и входе предполагаемых объемов и видов деятельности предприятий на территории индустриально-промышленного парка. Согласно распоряжению КМУ промышленный парк может создаваться на территории площадью до 700 гектаров. 5. Организацию работы ПП осуществляет созданная управляющая компания в виде хозяйственного общества, учредителями которого могут быть местные органы исполнительной власти в виде фондов коммунального имущества, крупные иностранные, либо отечественные инвесторы, международные общественные организации и компании, инвестиционные фонды и т.д. 6. Управляющая компания должна брать на себя обязательства по управлению промышленным парком, организацией его работы, обеспечению арендаторов всей необходимой инфраструктурой (общественное питание, гаражный комплекс и открытая стоянка для автотранспорта, охранная и сервисные службы, инженерные коммуникации: электроэнергия, газ, вода, теплоснабжение, канализация, воздух – компрессорная станция), кроме того, она обеспечивает должное состояние основных сооружений (котельные, трансформаторы, насосные станции, коллекторы и др.), а также дорог и подъездных путей. 7. Внутри промышленного парка размещаются предприятия на условиях долгосрочной аренды земельного участка. Возможны два подхода :
8. Учитывая с каким проблемами в АР Крым сталкиваются компании в процессе получения разрешения на отвод и оформление земельного участка, получения разрешения на строительство, а также при сооружении коммуникаций, необходимых мощностей, предлагаемый вариант участия в промышленном парке возможно рассматривать, как рациональную альтернативу. 9. Приоритетность создания производственной деятельности ПП будет определяться в рамках действующего законодательства Украины в сфере инвестиционной и инновационной деятельности. Для Крыма актуальны следующие направления:
10. Для решения вопросов по реализации проекта «Разработка концептуальных направлений создания пилотного проекта промышленного парка в Автономной Республике Крым, подготовка технико-экономического обоснования». Данной работой предполагается: – разработка концептуальных направлений создания пилотного проекта; – формирование необходимой нормативно-правовой базы создания и функционирования пилотного проекта промышленного парка в Автономной Республике Крым; (освобождение платы по налогу на землю на 3 года, уплаты таможенных платежей при ввозе оборудования и технологий, отсрочка по оплате НДС при ввозе оборудования и технологий до начала производства продукции) – подготовка технико-экономического обоснования реализации проекта с определением его финансово-экономического механизма на основе комплексной оценки имеющегося ресурсного потенциала отдельных регионов и проведения отбора наиболее перспективного варианта размещения парка (Бахчисарайский или Симферопольский р-ны,г.Щелкино); ^ . На сегодняшний день сформированы основные этапы реализации проекта по годам:
Соколенко С.И. член президидиума Союза экономистов Украины,Президент Международной фундации содействия рынку ^ |
![]() | Материалы научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие Крыма на основе кластеров» Симферополь: Минэконом арк,... | ![]() | Международной научно-практической интернет-конференции «Институциональное развитие социально-экономических систем: национальная экономка... |
![]() | Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 20 мая 2014 года принять участие в XI международной научно-практической... | ![]() | Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию профессора Л. Т. Гиляровской : в 2-х частях / Воронежский государственный... |
![]() | Ю. Б. Слободяник // Актуальные проблемы учета, экономического анализа и финансово-хозяйственного контроля деятельности организаций... | ![]() | Вас принять участие в VІ региональной молодежной научно-практической конференции «Экологические проблемы региона» (ІІ всеукраинской... |
![]() | Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» Симферополь:... | ![]() | Ассоциация поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма «Гурзуф-97» организовали и провели 12-16 сентября 2012 года... |
![]() | Материалы научно-практической конференции «Наука и бизнес. Проблемы развития малого инновационного предпринимательства» Симферополь:... | ![]() | ... |