Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление»




НазваниеУчебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление»
страница1/21
Дата публикации02.03.2013
Размер2.48 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
uchebilka.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


учебно-методическое пособие

по дисциплине

«КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»




Рассмотрено на заседании кафедры

менеджмента и хозяйственного права

протокол № 9 от 10.05.2006 г.

Утверждено учебно-издательским

Советом ДонНТУ

протокол № 2 от 24.05.2006 г.

2006

УДК 658.012.2
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Корпоративное управление» для студентов экономических специальностей дневной и заочной форм обучения. Составители: Н.А. Перевозчикова, Л.Н. Василишина – Донецк, Донецкий национальный технический университет, 2006. – 250 с.


Составители: к. э. н., доц. Перевозчикова Н.А., ас. Василишина Л.Н.


Рецензент:

д. э. н., доцент,

декан факультета

экономики и менеджмента

ДонНТУ Дементьев Вячеслав Валентинович
Ответственный за выпуск: Амоша Александр Иванович


Содержание








Стр.




Введение

4

Тема 1.

Сущность корпоративного управления

5

Тема 2.

Органы управления акционерным обществом

39

Тема 3.

Участники корпоративных отношений

68

Тема 4.

Акции акционерного общества

92

Тема 5.

Стратегическое управление корпорацией

115

Тема 6.

Стратегический потенциал корпорации ее конкурентоспособность


131

Тема 7.

Корпоративные финансы

148

Тема 8.

Проведение корпоративной диагностики

166

Тема 9.

Управление государственными корпоративными правами


199

Тема 10.

^ Корпоративная культура

210




Методические указания к выполнению контрольной работы


230




Приложение А

234




Приложение Б

243




Приложение В

245




^ Список использованной литературы

247

Введение
Цель курса «Корпоративное управление» - дать основы теоретических знаний экономико-правового характера о системе отношений между заинтересованными лицами в системе корпоративного управления при условии повышения эффективности функционирования корпораций как хозяйствующего субъекта и социально-экономического института в рыночной экономике.

Основная задача учебно-методического пособия – усвоить обобщенные в теории и практике корпоративного управления знания с учетом специфики акционерной собственности в рыночных отношениях и закрепить их на практических занятиях, выработать навыки принятия решений, касающихся управления, организации, регулирования и мотивации всех участников корпоративных отношений.

В учебно-методическое пособие по каждой теме включены: план практического занятия, вопросы для самопроверки, тематика рефератов, рекомендуемая литература, тесты, задания и ситуационные задачи. Кроме того, содержатся методические указания к выполнению контрольной работы.

Для успешного изучения курса студенты должны на основании рекомендуемой литературы усвоить программу темы, продумать ответы на вопросы практического занятия. Вместе с этим следует найти верные ответы на вопросы тестов, выполнить задания и ситуационные задачи по теме. Ситуационные задачи позволяют студентам вырабатывать новый подход к решению задач, готовность и способность выявлять проблемы и находить пути их разрешения, обосновывать принятие решения и аргументировано защищать свою позицию в процессе дискуссии. Подготовка рефератов студентами по темам курса осуществляется по поручению преподавателя.

Составители надеются, что пособие определенной мерой поможет студентам овладеть знаниями относительно данного курса, а преподавателям будет полезной в процессе подготовки и проведения практических занятий.

Тема 1. ^ Сущность корпоративного управления
Процесс рыночного формирования экономики Украины на микро- и макроуровнях привел к образованию корпоративного сектора как базового среди новых организационно-правовых форм хозяйствования. Отечественные корпорации относительно невелики (по капитализации, обороту, прибыли и численности работающих), но это обуславливает актуальность проблемы развития отечественного корпоративного управления. Создание надлежащей системы корпоративного управления стало важнейшей составляющей структурной трансформации экономики.

Корпоративное управление – это система влияния на участников корпоративных отношений с целью эффективного использования объединенного капитала. В рамках этой системы создаются экономические, социальные, правовые отношения между собственниками (акционерами), менеджерами, работниками, органами управления и другими заинтересованными сторонами по управлению корпорацией.

Отличительными признаками эффективного корпоративного управления признаются прозрачность (раскрытие) финансовой информации и информации о деятельности корпорации; осуществление контроля за деятельностью исполнительного органа; всесторонняя защита прав и законных интересов акционеров; независимость контрольного органа (Наблюдательного совет) в определении стратегии корпорации, мониторинга ее деятельности.

Различают англо-американскую, немецкую, японскую модели корпоративного управления. Существует предпринимательская модель корпоративного управления, которая присуща странам с переходной экономикой.
План темы

1. Понятие корпорации и корпоративного управления

2. Основные принципы корпоративного менеджмента

3. Модели корпоративного управления
Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит сущность корпоративного управления?

2. Назовите основные задачи корпоративного управления.

3. Какова роль и место корпораций в рыночной экономике?

4. Кто является основными участниками корпоративных отношений?

5. Какие внешние и внутренние факторы влияют на систему корпоративного управления?

6. Определите особенности формирования системы корпоративного управления в Украине.

7. Назовите элементы, которые характеризуют модели корпоративного управления.

8. В чем состоит особенность структуры владения акциями и контроля над корпорацией в англо-американской модели?

9. Какие действия требуют одобрения акционеров в немецкой модели корпоративного управления?

10. Назовите ключевых участников корпоративных отношений в японской модели. Охарактеризуйте роль финансово-промышленных сетей.

11. Какой тип контроля над корпорациями в инсайдерской и аутсайдерской системах корпоративного управления?

12. Назовите основные черты и области распространения предпринимательской модели корпоративного управления.
Темы рефератов

1. Роль принципов корпоративного управления ОЭСР и других международных организаций в развитии системы корпоративного управления на предприятиях Украины.

2. Факторы, которые обусловили необходимость развития корпоративного управления в Украине.

3. Сравнительный анализ существующих моделей корпоративного управления.

4. Основные цели создания акционерных обществ и роль корпоративного управления в их достижениях.
Рекомендуемая литература

1. Козаченко Г.В., Воронкова А.Е. Корпоративное управление: Учебник для вузов. – Киев: «Либра», 2004. – 368 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Коротков Э.М., Ольдерогге Н.Г. Корпоративный менеджмент: Учебное пособие для студентов. – Москва: Омега-Л, 2005. – 376 с.

3. Д.В. Задихайло, О.С. Кібенко, Г.В. Назарова. Корпоративне управління: навчальний посібник. – Харків: Еспада, 2003. – 688 с.

4. Міжнародні та національні стандарти корпоративного управління (збірник кодексів та принципів). – Київ: МФК, 2002. – 247 с.

5. Забелин. Основы корпоративного управления концернами. – Москва: ПРИОР, 1998. – 176 с.

6. Палига. Корпоративне управління виробництвом в умовах постприватизаційних відносин. – Львів, 2002. – 33 с.

7. Т.Б. Калинкова, О.С. Щербак, И.В. Портная, В.О. Щербак. Особенности корпоративного управления в Украине // Актуальні проблеми економіки. – 2004. - № 9. – С 162-167.
Тесты, задания, ситуационные задачи

1.1 Корпоративное управление – это:

1) целенаправленная деятельность людей по реализации определенных видов деятельности;

2) профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов;

3) управление хозяйственной деятельностью корпорации в условиях рынка;

4) управление персоналом корпорации с целью совершенствования бизнеса.
1.2 Корпорация – это:

1) юридическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность, имеющее право приобретать ресурсы, производить и продавать продукцию, предоставлять кредиты и брать в долг, выступать в суде, как истцом, так и ответчиком;

2) добровольное объединение юридических и физических лиц с целью эффективного управления коллективной собственностью в соответствии с национальным законодательством;

3) предпринимательская организация, обладающая развитой организационной структурой, развитыми хозяйственными связями, широким диапазонов видов деятельности, штатом профессиональных управляющих.
1.3 Отличительные признаки корпорации:

1) право собственности не передается;

2) способность заключать контракты и владеть собственностью;

3) отделение собственности от управления и ограниченная ответственность.
1.4 Основные составляющие корпорации:

1) цели, ресурсы, бизнес-процессы, стадии жизненного цикла;

2) цели, ресурсы, организационная структура, бизнес-процессы, стадии жизненного цикла;

3) цели, ресурсы, организационная структура, бизнес-процессы, все внутренние факторы, стадии жизненного цикла.
1.5 Основной задачей корпоративного управления является:

1) обеспечение эффективности деятельности корпорации;

2) балансирование интересов акционеров, менеджеров, работников, клиентов, партнеров и поставщиков корпорации;

3) защита интересов владельцев корпорации;

4) распределение доходов от деятельности корпорации.
1.6 Первоочередным принципом корпоративного управления является:

1) соблюдение прав акционеров;

2) обеспечение равноправия акционеров;

3) подконтрольность руководства корпорации;

4) прозрачность корпорации.
1.7 Принцип корпоративного управления – обеспечение равноправия акционеров – предполагает:

1) участие в голосовании на общих собраниях акционеров;

2) одинаковое отношение ко всем акционерам одной категории;

3) участие в выборе руководящих должностей.
1.8 Принцип корпоративного управления – прозрачность корпорации – предполагает:

1) только прозрачность производственно-хозяйственной деятельности;

2) прозрачность структуры корпорации, собственности и производственно-хозяйственной деятельности;

3) открытая информация о финансах.
1.9 Менеджеры – это:

1) все работники корпорации;

2) руководители различного уровня, наделенные полномочиями принимать решения в сфере своей компетенции;

3) низовое звено управленческих работников.
1.10 Организационная культура корпорации – это:

1) этикет и правила поведения, принятые в корпорации;

2) совокупность разделяемых персоналом ценностей, идей и норм;

3) закрепленный приказом регламент деятельности персонала.
1.11 Основная цель корпоративного управления:

1) обеспечение эффективности деятельности корпорации;

2) обеспечение прибыльности бизнеса;

3) обеспечение показателей, задаваемых организации извне, например, государственными органами и рынком.
1.12 Англо-американскую модель корпоративного управления применяют следующие страны:

1) Великобритания, Австрия, Франция, США;

2) Канада, США, Австрия, Великобритания, Украина;

3) Канада, США, Австралия, Великобритания.
1.13 Немецкую модель корпоративного управления применяют следующие страны:

1) Германия, Нидерланды, Австрия, Скандинавия, Франция, Бельгия;

2) Германия, Нидерланды, Австралия, Скандинавия, Франция, Бельгия;

3) Германии, Канада, Нидерланды, Великобритания, Бельгия, Франция.
1.14 Участниками корпоративных отношений англо-американской модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, Правление, Наблюдательный совет;

2) акционеры, менеджеры, директора;

3) акционеры, банк, менеджеры, директора.
1.15 Участниками корпоративных отношений немецкой модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, Правление, Наблюдательный совет;

2) акционеры, менеджеры, директора;

3) акционеры, банк, менеджеры, директора.
1.16 Участниками корпоративных отношений японской модели корпоративного управления являются:

1) акционеры, банки, менеджеры, директора;

2) акционеры, банк, финансово-промышленная сеть, наемный персонал, государство;

3) акционеры, финансово-промышленная сеть, государство, наемный персонал.
1.17 Особенностями англо-американской модели корпоративного управления являются:

1) наличие двухпалатного совета, наличие рабочего совета, сильное влияние банков, возможное голосование по доверенности;

2) социальная сплоченность и взаимозависимость, пожизненный найм персонала, наличие ключевого банка и финансово-промышленной сети, особая роль государства;

3) распыленность акционерного капитала, разделение функций владения и управления, обязательное создание совета директоров, в который входят инсайдеры и аутсайдеры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «Стратегическое управление»
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента и хозяйственного права протокол №6 от 22. 02. 2006 г

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов ІІІ курса...
Учебно-методическое пособие утверждено на учебно-методическом заседании кафедры патофизиологии (протокол №9 от 30. 12. 11г)

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие Краснодар
Учебно-методическое пособие "Системный подход в программировании и построении моделей приложений"

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие казань
Социальная работа : курсовое и дипломное проектирование : учебно-методическое пособие / А. В. Морозов. – Казань : Изд-во Казан гос...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие по курсу экономико-математические
Алесинская Т. В., Сербин В. Д., Катаев А. В. Учебно-методическое пособие по курсу "Экономико-математические методы и модели. Линейное...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие (для студентов дневной формы обучения...
Учебно-методическое пособие предназначено для того, чтобы помочь студентам начать использовать современное программное обеспечение...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие для студентов-иностранцев
Основы русской фонетики в таблицах, комментариях, упражнениях : учебно-методическое пособие для студентов-иностранцев / сост.: Л....

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconЗиновьева Н. Б. Документоведение. Учебно- методическое пособие
Зиновьева Н. Б. Документоведение. Учебно-методическое пособие. М.: Профиздат, 2001. – 208 с

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconУчебно-методическое пособие по патофизиологии для студентов III курса...
...

Учебно-методическое пособие по дисциплине «корпоративное управление» iconКраткий курс лекций (учебно-методическое пособие для студентов строительных...
Мазур В. А. Металлические конструкции гражданских зданий и инженерных сооружений: Учебно-методическое пособие для студентов строительных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<