Скачать 2.38 Mb.
|
С.А. Бартенев ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ в вопросах и ответах ![]() ПредисловиеПредлагаемое учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс истории экономических учений. Пособие представляет собой своеобразный краткий конспект курса. Его цель – помочь студентам прежде всего систематизировать учебный материал, лучше подготовиться к семинарским занятиям и экзаменам. Благодаря форме построения (вопросы и ответы) он дает общую канву изучаемого курса, помогает вычленить узловые положения и проблемы, проследить их внутреннюю связь, уяснить логическую последовательность экономических концепций, теорий, школ. Особого внимания заслуживают Приложения: синхронистические таблицы, схемы, сведения об известных экономистах, библиография. Они помогут составить относительно цельное представление о предмете и укажут источники дополнительных сведений. При работе с учебным пособием следует иметь в виду, что конспект, даже самый лучший, ни в коем случае не заменяет творческую, самостоятельную работу, штудирование учебников, изучение первоисточников. Его задача – гораздо скромнее: это лишь вспомогательный инструмент для неленивого и любознательного студента, который приступил к освоению сокровищницы мировой экономической мысли. Курс истории экономических учений – один из первых, которые изучают будущие экономисты, финансисты, менеджеры. Он закладывает основы экономического образования, профессионального взгляда на явления и процессы, протекающие в реальной жизни. Особенность курса – огромный фактический материал. Конечно, очень важно твердо знать ключевые имена, теории, концепции. Но еще важнее понять логику их возникновения и развития, их взаимосвязь. Программа курса «История экономических учений»^Предмет истории экономических учений. Чем обусловлен интерес к истории экономической мысли? Цель и задачи курса; его практическое значение. Основные этапы развития экономической теории. Чем обусловливается наличие различных школ и концепций? Преемственность взглядов и теорий. Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками. Развитие отечественной экономической мысли. ^Экономическая мысль как одна из форм представлений о процессах общественного развития. Возникновение термина «экономика». Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Экономические взгляды Аристотеля. Учение о богатстве в натуральной форме и в денежной форме – «хрематистике». Древнеримские мыслители о рациональном ведении хозяйства. Экономическая мысль средневековья. Фома Аквинский о богатстве и «справедливой цене». Взгляды на ссудный процент; оценка ростовщичества. Экономические вопросы в Русской Правде. ^МЕРКАНТИЛИЗМ, ФИЗИОКРАТЫМеркантилизм – первая школа экономической теории. Две стадии развития меркантилизма. Доктрина торгового баланса. Особенности меркантилизма в отдельных странах. Обоснование протекционизма. Т. Мэн. А. Монкретьен. Меркантилистские взгляды российских авторов. И.Т. Посошков: «Книга о скудости и богатстве». Экономическая школа физиократов. П. Буагильбер о определяющей роли сельского хозяйства. Учение о чистом продукте. Ф. Кенэ: анализ воспроизводства в «Экономической таблице». Физиократы против государственного вмешательства в экономику. ^Возникновение классической школы. Ее основные особенности. «Политическая арифметика» У. Петти; его экономические взгляды. Книга А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит об источниках роста богатства, экономических законах, роли государства. Учение о разделении труда, обмене, деньгах. Различные трактовки стоимости. А. Смит о капитале и его структуре. Формирование экономической науки как системы. Д. Рикардо и его экономические взгляды. Книга Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Развитие трудовой теории стоимости. Проблема распределения доходов. Теория ренты. Динамика заработной платы и прибыли. Теории внешней торговли А. Смита и Д. Рикардо. Дж. С. Милль, его вклад в экономическую науку. Вопросы методологии. Система законов. Последователи и оппоненты классической школы. Ж.-Б. Сэй: теория трех факторов производства. Т. Мальтус: «Закон народонаселения». Значение идей классической школы для современности. |
![]() | Предмет истории экономических учений, как исторический процесс возникновения, развития экономических идей, концепций и парадигм.... | ![]() | Таким образом, развитие, как отдельных экономических систем, так и экономики в целом должно базироваться на условиях оптимизации... |
![]() | История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных... | ![]() | История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов научных... |
![]() | Этот праздник введен в связи с большой ролью предпринимательства в осуществлении экономических реформ в Украине, в решении социально-экономических... | ![]() | Митрофанова инна Васильевна кандидат экономических наук, доцент кафедры истории и теории экономических систем Волгоградского госуниверситета.... |
![]() | Косалс леонид Янович – доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения... | ![]() | История экономических учений является составной частью духовной культуры общества. В ней сконцентрирован познавательный опыт прошлых... |
![]() | Формализованные расчёты экономических процессов или, что одно и то же, использование расчётных, численных показателей для описания... | ![]() | Анализ показателей эффективности использования экономических ресурсов на ООО «Новоаннинский хлеб» 46 |