Скачать 48.78 Kb.
|
Пять ответов экспромтом: Игорь Задоя, президент АКМ «Задоя и АрКоГруппа» 1. Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? Анализируя образ современной европейской архитектуры, предлагаю сразу определиться с одним ее очень важным для архитектора основополагающим фактором — месторасположением. Для крупноформатных, экономических и политических центров, столиц и мегаполисов уже существует сложившийся стереотип современной архитектуры. Для описания образа таких «магнитов экономики» я бы выделил несколько его составляющих. Первая: вертикаль, как направление развития образа европейской архитектуры (следствие плотности застройки и дороговизны квадратного метра). Вторая: стилевая структура образа — функциональный хай-тэк плюс минимализм. Последний можно рассматривать как стиль, а вот функционализм — как обязательную программу, по которой сегодня развивается европейская архитектура. И, наконец — отражение или адаптация образа в обществе с его как позитивной, так и негативной ответной реакцией. К позитиву я бы отнес техническое и функциональное совершенство европейской архитектуры. Вертикали стекла, металла и бетона говорят о реалиях высоких технологий и абсолютной власти денег. Последнее и порождает жесткие стандарты индустриального подхода к решению архитектурного образа как доминирующего, не оставляя места духовному началу и поиску. И как итог, в мегаполисах в образе современной архитектуры доминирует «золотой телец». На периферии Европы современная архитектура подчинена основополагающей программе сохранения исторической целостности городской структуры и является лишь акцентом на инкрустированной ткани многовековой культуры. И, наконец, города-спутники европейских столиц — уютные, спальные «инкубаторы» жилья, лишенные привычной для города структуры улиц и площадей, представляют собой совсем другой образ европейской архитектуры: как правило, стандартные ячейки для жизни семьи, обладающие характерными общими этническими признаками, и не более того. И тем не менее, мне бы не хотелось, чтобы после столь скептической оценки у читателей возник печальный образ Европы, которая по сути является самым ярким в мире воплощением многовековой истории развития цивилизации. Доминирующим и бесценным образом в архитектуре являются шедевры от «антики» до «модерна». ^ Ключевую роль в становлении меня как архитектора сыграло время, проведенное в мастерской О.С. Чмоны. Возможность учиться у этого человека позволила мне в будущем грамотно выстраивать работу с пространством. Я хорошо усвоил главное: важен не формат объекта, а последовательность поставленных перед собою задач и принятых решений. Когда пройден первый этап по определению границ пространства и его взаимосвязи с окружающей средой, начинается работа «от общего к частному». Если эта «железная» формула осознанно усвоена архитектором, то можно с уверенностью утверждать, что он имеет программу действий. В случае отсутствия крупноформатной идеи общего — работа над частностями преждевременна и не имеет никакого смысла. При проектировании «Мост Сити Центра» это правило было особенно необходимо. Поэтому, пока с инвесторами и технологами не была утверждена основная функциональная схема, предусматривающая мобильность дальнейших изменений проекта, о разработке, например фасадов зданий, их дизайне, речи быть не могло. Только поступательность действий в работе с пространством в состоянии обеспечить яркую реализацию проекта. Насколько это удалось, судить уже не мне. ^ Материализованная пространственная гармония позитивной энергии. ^ Я бы охарактеризовал «постмодернизм» как стиль, интерпретирующий классику и уже поэтому создающий систему кодов. Насколько они будут узнаваемы, зависит от эрудированности потребителя. В любом случае — будь это массовый зритель или элитарный, скажем, просто более информированный, — впечатление от архитектуры все равно сведется к оценке — «нравится, не нравится». И тому что накопленная за все время существования архитектуры скрытая энергия кода воспринимается человеком подсознательно. Думаю, профессия архитектора во многом сводится к изобретению кодов. Мое творчество — не исключение. Любой архитектор в своей работе использует систему элементов жизнеобеспечения объемов и пространства (проемы, лестницы и т.д.). Начиная по-своему интерпретировать первичную деталь, архитектор тем самым и пытается создать систему кодов, вызывая у потребителя ассоциации, которые раньше ему были не свойственны, и если ему это удается, то можно с уверенностью сказать, что он нашел свой «почерк», который будет понята как элитному, так и массовому потребителю. ^ Этот вопрос в какой-то степени пересекается постмодернистскими кодами чтения, в основе которых заложены метафоры, когда свойства одного предмета (явления) передаются другому, в совокупности образуя новые качества. Иными словами, один вид энергии перетекает в другой. Однако, на мой взгляд, далеко не каждый стиль в архитектуре метафоричен, и далеко не каждый стиль, используя метафору, несет в себе новые позитивные качества (особенно это касается «индустриальной» архитектуры). Архитектор-творец — это режиссер, изначально синтезирующий в своем сознании целый ряд искусств, и поэтому метафорична его работа с пространством, где поэзия вдохновляет на создание формы, точно так же как и форма — на создание поэзии. Возникающие у потребителя ассоциации и образы могут не всегда и не всеми прочитываться, потому что мы очень различны («.. .на свете потому так много разных зверей, что они по-разному видят Бога...»). Таким образом, например, строчки того же В. Хлебникова (на мой взгляд, «поэта поэтов»): «...Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза, как олень оленя ...о, их прекрасные глаза..» — легли в основу концепта ресторана «Сафари», построенного на метафоре взгляда животных саванны. Театр, как действие, как процесс демонстрации, но не спектакля, а обуви, стал основой концепт-проекта салона «Best Collection» , а стилизация модельера одежды Тиери Мюглера перетекла в дизайн салона «THIERRY». Энергия картин Иеронима Босха, Сальвадора Дали и Пикассо, а также известного деконструктивиста Даниэля Либескинда легла в основу концепт-проекта ночного клуба «Сталкер» на последнем этаже Центрального универмага (к сожалению не реализованного из-за проблем, возникших у инвесторов). Безусловно, метафоричен и «Мост Сити Центр» от его стеклянных призм, динамично выступающих из жесткого контура остова здания (как образ индивидуальных «матриц», не вмещающихся в общую структуру привычных элементов), до черных камней в бассейне, ассоциирующихся с «коконами» внеземных цивилизаций и т.д. В общем, целый спектр метафор, вызывающих различные ассоциации, лег в основу разработки этого проекта. В итоге можно с уверенностью сказать, что наличие метафор в работе архитектора с пространством является важным свидетельством всесторонне творческого подхода к поставленным задачам. И это самое важное в нашей профессии! Алина Иванова. «Парад интерьеров», 2007, №2 |
![]() | России и ближнего зарубежья, пропаганда здорового образ жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение к занятиям современной... | ![]() | Сережки могут полностью изменить ваш образ. С их помощью можно выгодно подчеркнуть свой наряд, цвет кожи или овал лица. Кроме того,... |
![]() | Существует большое кол-во модификаций полуприцепов, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся | ![]() | Украине. Очень комфортабельный, отель воплощает в себе все самые лучшие традиции современной европейской архитектуры, имеет собственную... |
![]() | ... | ![]() | Среди пластиковых карт можно выделить основные типы: дисконтные, клубные, визитные, бесконтактные. Предлагаем Вам ознакомиться с... |
![]() | Нового времени, наступившего после христианского Средневековья вследствие так называемых буржуазных революций. Среди бытующих объяснений... | ![]() | Современной лингвистической науке известно, что слово имеет сложное строение, и в нем можно выделить две основные составные части,... |
![]() | Единый Мир – Единый Организм – Единый замкнутый цикл безотходного хозяйствования 107 | ![]() | Бога, его воплощение. Но Бог это весь Мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ Мира, или макрокосма. Ось Мироздания это Мировое... |