Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ?




Скачать 48.78 Kb.
НазваниеМожно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ?
Дата публикации15.05.2013
Размер48.78 Kb.
ТипВопрос
uchebilka.ru > Экономика > Вопрос
Пять ответов экспромтом:

Игорь Задоя, президент АКМ «Задоя и АрКоГруппа»
1. Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ?
Анализируя образ современной европейской архитектуры, предлагаю сразу определиться с одним ее очень важным для архитектора основополагающим фактором — месторасположением.

Для крупноформатных, экономических и политических центров, столиц и мегаполисов уже существует сложившийся стереотип современной архитектуры. Для описания образа таких «магнитов экономики» я бы выделил несколько его составляющих.

Первая: вертикаль, как направление развития образа европейской архитектуры (следствие плотности застройки и дороговизны квадратного метра).

Вторая: стилевая структура образа — функциональный хай-тэк плюс минимализм. Последний можно рассматривать как стиль, а вот функционализм — как обязательную программу, по которой сегодня развивается европейская архитектура.

И, наконец — отражение или адаптация образа в обществе с его как позитивной, так и негативной ответной реакцией. К позитиву я бы отнес техническое и функциональное совершенство европейской архитектуры. Вертикали стекла, металла и бетона говорят о реалиях высоких технологий и абсолютной власти денег. Последнее и порождает жесткие стандарты индустриального подхода к решению архитектурного образа как доминирующего, не оставляя места духовному началу и поиску. И как итог, в мегаполисах в образе современной архитектуры доминирует «золотой телец».

На периферии Европы современная архитектура подчинена основополагающей программе сохранения исторической целостности городской структуры и является лишь акцентом на инкрустированной ткани многовековой культуры.

И, наконец, города-спутники европейских столиц — уютные, спальные «инкубаторы» жилья, лишенные привычной для города структуры улиц и площадей, представляют собой совсем другой образ европейской архитектуры: как правило, стандартные ячейки для жизни семьи, обладающие характерными общими этническими признаками, и не более того.

И тем не менее, мне бы не хотелось, чтобы после столь скептической оценки у читателей возник печальный образ Европы, которая по сути является самым ярким в мире воплощением многовековой истории развития цивилизации. Доминирующим и бесценным образом в архитектуре являются шедевры от «антики» до «модерна».
^ 2. По какой схеме выстраивается ваша работа с пространством?
Ключевую роль в становлении меня как архитектора сыграло время, проведенное в мастерской О.С. Чмоны. Возможность учиться у этого человека позволила мне в будущем грамотно выстраивать работу с пространством. Я хорошо усвоил главное: важен не формат объекта, а последовательность поставленных перед собою задач и принятых решений. Когда пройден первый этап по определению границ пространства и его взаимосвязи с окружающей средой, начинается работа «от общего к частному». Если эта «железная» формула осознанно усвоена архитектором, то можно с уверенностью утверждать, что он имеет программу действий. В случае отсутствия крупноформатной идеи общего — работа над частностями преждевременна и не имеет никакого смысла.

При проектировании «Мост Сити Центра» это правило было особенно необходимо. Поэтому, пока с инвесторами и технологами не была утверждена основная функциональная схема, предусматривающая мобильность дальнейших изменений проекта, о разработке, например фасадов зданий, их дизайне, речи быть не могло. Только поступательность действий в работе с пространством в состоянии обеспечить яркую реализацию проекта. Насколько это удалось, судить уже не мне.
^ 3. Назовите формулу хорошей архитектуры исходя из собственного опыта и понимания эстетики.
Материализованная пространственная гармония позитивной энергии.
^ 4. Приемлем ли для вашей архитектуры постмодернистский тезис о наличии нескольких кодов чтения, рассчитанных как на массового, так и на элитного потребителя?
Я бы охарактеризовал «постмодернизм» как стиль, интерпретирующий классику и уже поэтому

создающий систему кодов. Насколько они будут узнаваемы, зависит от эрудированности потребителя. В любом случае — будь это массовый зритель или элитарный, скажем, просто более информированный, — впечатление от архитектуры все равно сведется к оценке — «нравится, не нравится». И тому что накопленная за все время существования архитектуры скрытая энергия кода воспринимается человеком подсознательно.

Думаю, профессия архитектора во многом сводится к изобретению кодов. Мое творчество — не исключение. Любой архитектор в своей работе использует систему элементов жизнеобеспечения объемов и пространства (проемы, лестницы и т.д.). Начиная по-своему интерпретировать первичную деталь, архитектор тем самым и пытается создать систему кодов, вызывая у потребителя ассоциации, которые раньше ему были не свойственны, и если ему это удается, то можно с уверенностью сказать, что он нашел свой «почерк», который будет понята как элитному, так и массовому потребителю.
^ 5. Часто ли в создаваемых архитектурных образах вы обращаетесь к метафорам?
Этот вопрос в какой-то степени пересекается постмодернистскими кодами чтения, в основе которых заложены метафоры, когда свойства одного предмета (явления) передаются другому, в совокупности образуя новые качества. Иными словами, один вид энергии перетекает в другой. Однако, на мой взгляд, далеко не каждый стиль в архитектуре метафоричен, и далеко не каждый стиль, используя метафору, несет в себе новые позитивные качества (особенно это касается «индустриальной» архитектуры).

Архитектор-творец — это режиссер, изначально синтезирующий в своем сознании целый ряд искусств, и поэтому метафорична его работа с пространством, где поэзия вдохновляет на создание формы, точно так же как и форма — на создание поэзии.
Возникающие у потребителя ассоциации и образы могут не всегда и не всеми прочитываться, потому что мы очень различны («.. .на свете потому так много разных зверей, что они по-разному видят Бога...»). Таким образом, например, строчки того же В. Хлебникова (на мой взгляд, «поэта поэтов»): «...Но я хочу, чтобы луч звезды целовал луч моего глаза, как олень оленя ...о, их прекрасные глаза..» — легли в основу концепта ресторана «Сафари», построенного на метафоре взгляда животных саванны. Театр, как действие, как процесс демонстрации, но не спектакля, а обуви, стал основой концепт-проекта салона «Best Collection» , а стилизация модельера одежды Тиери Мюглера перетекла в дизайн салона «THIERRY».

Энергия картин Иеронима Босха, Сальвадора Дали и Пикассо, а также известного деконструктивиста Даниэля Либескинда легла в основу концепт-проекта ночного клуба «Сталкер» на последнем этаже Центрального универмага (к сожалению не реализованного из-за проблем, возникших у инвесторов).

Безусловно, метафоричен и «Мост Сити Центр» от его стеклянных призм, динамично выступающих из жесткого контура остова здания (как образ индивидуальных «матриц», не вмещающихся в общую структуру привычных элементов), до черных камней в бассейне, ассоциирующихся с «коконами» внеземных цивилизаций и т.д. В общем, целый спектр метафор, вызывающих различные ассоциации, лег в основу разработки этого проекта.
В итоге можно с уверенностью сказать, что наличие метафор в работе архитектора с пространством является важным свидетельством всесторонне творческого подхода к поставленным задачам. И это самое важное в нашей профессии!
Алина Иванова.

«Парад интерьеров», 2007, №2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconЙ рейтинговый фестиваль-конкурс исполнителей современной хореографии...
России и ближнего зарубежья, пропаганда здорового образ жизни и полноценного досуга среди населения, привлечение к занятиям современной...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconКак подобрать серьги
Сережки могут полностью изменить ваш образ. С их помощью можно выгодно подчеркнуть свой наряд, цвет кожи или овал лица. Кроме того,...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconРазмеры грузовых автомобилей с прицепами
Существует большое кол-во модификаций полуприцепов, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? icon95493 ар крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 150а тел/факс +38 (0652)...
Украине. Очень комфортабельный, отель воплощает в себе все самые лучшие традиции современной европейской архитектуры, имеет собственную...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconОбраз глядачів на початку Лев Тигр Леопарди Образ звірів Образ дами...
...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconТипография «Мегаполис»
Среди пластиковых карт можно выделить основные типы: дисконтные, клубные, визитные, бесконтактные. Предлагаем Вам ознакомиться с...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconВлад Правиця
Нового времени, наступившего после христианского Средневековья вследствие так называемых буржуазных революций. Среди бытующих объяснений...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconОсновной единицей языка с полным основанием считается
Современной лингвистической науке известно, что слово имеет сложное строение, и в нем можно выделить две основные составные части,...

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconОглавлени е основы новейшего завета
Единый Мир – Единый Организм – Единый замкнутый цикл безотходного хозяйствования 107

Можно ли среди европейской современной архитектуры выделить единый доминирующий (или преобладающий) образ? iconСлавянский рунический строй
Бога, его воплощение. Но Бог это весь Мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ Мира, или макрокосма. Ось Мироздания это Мировое...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<