Введение 3




НазваниеВведение 3
страница1/6
Дата публикации04.06.2013
Размер0.53 Mb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4   5   6



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

3

РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

10

1.1. Система категорий и понятий, связанных с управлением качеством бизнес-процессов на предприятии

10

1.2. Сущность и содержание управления качеством бизнес-процессов на предприятии

31

1.3. Управление качеством бизнес-процессов на основе процессно-целевого подхода

47

Выводы к разделу 1

67

^ РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ

69

2.1. Анализ состояния внедрения систем менеджмента качества на предприятиях Украины

69

2.2. Оценка уровня обеспечения качества бизнес-процессов на предприятиях машиностроительной отрасли

93

2.3. Анализ методов управления качеством бизнес-процессов на предприятии

111

Выводы к разделу 2

130

^ РАЗДЕЛ 3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

132

3.1. Методический подход к организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии

132

3.2. Модель оптимизации выбора контрольных точек бизнес-процесса

151

3.3. Дескриптивная модель развития бизнес-процесса по стадиям жизненного цикла

167

Выводы к разделу 3

181

ВЫВОДЫ

183

ПРИЛОЖЕНИЯ

186

^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

221

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертации. Включение Украины в систему международных хозяйственных связей требует повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Важной проблемой при этом становится улучшение качества воспроизведенных процессов на промышленных предприятиях. Для ее решения необходимо пересмотреть концептуальные основы отечественного менеджмента качества. Динамизм изменений, происходящих во внешней среде, и требования современной парадигмы управления качеством требуют от предприятий внедрения систем менеджмента качества, базирующихся на системно-интегрированных (процессных) основах. Это предусматривает переход от управления качеством продукции и отдельных дискретных операций на предприятии к управлению качеством бизнес-процессов, а также использования превентивных методов менеджмента качества. При этом целью управления качеством бизнес-процессов на предприятии становится повышение потребительской ценности продукции для максимального удовлетворения потребителей, а также повышение эффективности процессов закупки, производства и сбыта при условии обеспечения снижения себестоимости конечного продукта. Оптимизация качества бизнес-процессов в условиях трансформационной экономики становится главным фактором обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий.

Необходимость активизации процессов управления качеством бизнес-процессов, прежде всего в перерабатывающей отрасли промышленности Украины, обусловливается решающей ролью, которую играют предприятия этой отрасли, в частности машиностроения, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках и для развития экономики Украины в целом. Так, в 2007 г. доля перерабатывающей промышленности в общем объеме выпуска товаров и услуг Украины составляла 36,4 %, в частности, машиностроительный комплекс страны производил 14,4 % продукции от ее общего промышленного объема. Доля экспорта продукции машиностроения в 2007 году составляла 17,2 % в общем объеме экспорта. В состав машиностроительной отрасли входят свыше 11 000 предприятий, из них только 3,8% внедрили и сертифицировали системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.

Теоретические и методологические основы управления качеством рассматривались в работах многих отечественных и зарубежных ученых. Так, в роботах Деминга Э., Исикавы К., Нива Г., Ноймана Э., Фейгенбаума А., Шухарта У., Хэрри М. освещены вопросы управления качеством продукции, но они не в полной мере отвечают реалиям постсоциалистических стран вообще и Украины в частности. Исследования отечественных ученых, которые занимались проблемой управления качеством: Адлера Ю., Гличева А., Гудзя П., Лапидуса В., Мороза О., Окрепилова В., Орлова П., Толпежникова Р., Чернеги О., Швеца В., направлены на разработку организационно-экономических методов управления качеством продукции, внедрение систем менеджмента качества на предприятиях и пр. Но вопросы управления качеством бизнес-процессов остаются не достаточно изученными.

Вместе с тем различные аспекты совершенствования и управления бизнес-процессами нашли свое отражение в работах отечественных и зарубежных ученых: Андриенко В., Виноградовой О., Елиферова В., Ладыко И., Липунцова Ю., Каблашовой И., Репина В., Федюкина В., Андерсена Б., Масааки И., Робсона М., Ротера М., Шука Д., Хаммера М., Чампи Д., Харрингтона Д., Шеера А.

Отдавая должное научной и практической значимости трудов вышеназванных авторов, необходимо отметить, что определенный круг задач, связанных с теоретико-методологическим и научно-практическим обоснованием управления качеством бизнес-процессов, не достаточно сформирован и требует дальнейшего развития.

Все вышеизложенное актуализирует необходимость решения важной научно-практической задачи обоснования теоретико-методических подходов и научно-практических рекомендаций относительно управления качеством бизнес-процессов на предприятии. Это и обусловило выбор темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

^ Связь темы с научными программами, планами, темами. Диссертационная работа выполнена в соответствии с планами научно-исследовательских работ Харьковского национального экономического университета Министерства образования и науки Украины по теме: «Предоставление услуг по маркетинговым исследованиям партнерских отношений и развития мотивационного механизма предпринимательской деятельности» (номер государственной регистрации 0106U005739). Автором разработаны методические подходы относительно диагностики степени соответствия качества деятельности предприятия Модели совершенства Европейского фонда управления качеством, усовершенствовано понятие «управление качеством процессов», а также предложена соответствующая система показателей процессно-целевого управления.

^ Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является теоретическое обоснование целесообразности управления качеством бизнес-процессов на предприятии на основе процессно-целевого подхода и разработка соответствующего научно-методического обеспечения управления бизнес-процессами предприятия для обеспечения их развития и высокого качества (на примере предприятий машиностроительной отрасли). Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

проанализирована система категорий и понятий, связанных с управлением качеством бизнес-процессов на предприятии;

рассмотрена сущность и содержание управления качеством бизнес-процессов на предприятии;

обоснована необходимость использования процессно-целевого подхода как наиболее соответствующего целям управления качеством бизнес-процессов на предприятии;

проведен анализ и оценка современного состояния обеспечения качества бизнес-процессов на предприятиях машиностроительной отрасли;

предложен методический подход к организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии;

разработана модель оптимизации выбора контрольных точек для оценки качества бизнес-процесса;

предложена дескриптивная модель развития бизнес-процесса в контексте обеспечения определенного уровня его качества по стадиям жизненного цикла.

Объектом диссертационной работы являются бизнес-процессы предприятий (на примере машиностроительной отрасли).

Предметом диссертационной работы является теоретическое и методическое обеспечение управления качеством бизнес-процессов на предприятии.

^ Методы исследования. Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составляют труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области процессно-ориентированного управления и менеджмента качества, материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров.

В процессе исследования с целью обеспечения достоверности и обоснованности полученных выводов и рекомендаций, результатов проведенных расчетов, сопоставления оценок, поэтапных выводов и утверждений, использованы следующие методы научного познания: анализ и синтез (в процессе исследования научно-методической базы управления качеством бизнес-процессов на предприятии), исторический метод (при анализе развития процессно-ориентированного подхода к управлению), статистические методы (при анализе состояния внедрения систем менеджмента качества на предприятиях Украины), кластерный анализ (при классификации основных факторов, влияющих на обеспечение качества бизнес-процессов на предприятии), группирование (систематизация факторов и показателей, влияющих на обеспечение качества бизнес-процессов на предприятии), сравнения и экспертных оценок (определение весовых коэффициентов и уровня качества различных факторов при оценке обеспечения качества бизнес-процессов на предприятии; при оценке степени соответствия деятельности отечественных предприятий Модели совершенства Европейского фонда управления качеством), экономико-математическое моделирование (при количественной оценке уровня обеспечения качества бизнес-процессов предприятий машиностроительной отрасли; при оценке экономической эффективности системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии; при проверке согласованности мнений экспертов при определении весовых коэффициентов интегрального показателя обеспечения качества бизнес-процесса), теории активных систем и адаптивных механизмов функционирования (при организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии), теории вероятностей и многокритериальной векторной оптимизации (при разработке модели оптимизации точек контроля), графический метод (при расчете оптимальных значений общих расходов на качество и вероятности возникновения дефектов).

Эмпирической и фактологической базой диссертационной работы послужили законодательные акты Верховной Рады Украины, решения правительства и правительственные постановления, данные Государственного комитета статистики Украины, отчетные материалы и данные о хозяйственной деятельности промышленных предприятий машиностроительной отрасли, материалы экспертного оценивания руководителей и специалистов предприятий, а также материалы исследований автора по данной проблематике, ресурсы сети Интернет. Обработка статистической информации осуществлена с помощью пакета MS Excel. Кластерний анализ проведен с использованием пакета Statistica 6.0. Алгоритмизация модели оптимизации выбора точек контроля и проектирование программы «Менеджер качества процесса» проведено с использованием среды разработки программного обеспечения «Borland Delphi 5.0».

Научная новизна полученных результатов состоит в разработке теоретических положений и практических рекомендаций относительно управления качеством бизнес-процессов на предприятии. Основные положения диссертационной работы, определяющие ее научную новизну, состоят в следующем:

впервые:

разработана модель оптимизации выбора контрольных точек бизнес-процесса на основе метода многокритериальной векторной оптимизации, которая, в отличие от существующих, предусматривает согласование противоречий, возникающих в процессе обеспечения необходимого уровня качества бизнес-процесса, путем выбора его оптимальных значений по критериям минимизации расходов на обеспечение качества и снижения вероятности возникновения дефектов продукции;

усовершенствовано:

процессно-целевой подход к управлению качеством бизнес-процессов на предприятии, который отличается синергетическим объединением процессного и целевого подходов на этапах создания условий обеспечения необходимого уровня качества бизнес-процесса путем согласования его элементов в пространстве и во времени;

методический подход к оценке уровня обеспечения качества бизнес-процессов, который в отличие от существующих, предусматривает системный учет основных факторов, формирующих качество бизнес-процесса путем аддитивной свертки соответствующих показателей, что позволяет учитывать интегральный характер их основных составляющих элементов;

методический подход к организации системы управления качеством бизнес-процессов на предприятии, который, в отличие от существующих, комплексно синтезирует методы и подходы в сфере управления качеством, как продукции, так и бизнес-процессов на основных этапах создания потребительской ценности;

получили дальнейшее развитие:

содержание понятия «управление качеством бизнес-процессов» – за счет дополнительного учета особенностей нового объекта управления (совокупность объективно существующих свойств и характеристик последовательных взаимозависимых видов деятельности, направленных на создание потребительской ценности, путем трансформации «входов» с помощью ресурсов в результаты (продукцию, услуги), для удовлетворения внешних клиентов) на междисциплинарных началах (управление бизнес-процессами и управление качеством товаров);

перечень свойств и характеристик качества бизнес-процесса – за счет дополнения свойствами ограниченности и интегративности, а также характеристикой антиципативности бизнес-процесса с целью содержательной и функциональной адаптации понятия «качество бизнес-процесса» к потребностям теоретической и практической деятельности в сфере менеджмента качества;

дескриптивная модель развития бизнес-процесса с целью обеспечения необходимого уровня его качества по стадиям жизненного цикла, которая, в отличие от других, построена на основе кривой Гомпертца, с помощью которой определяется целесообразность осуществления мероприятий по повышению качества бизнес-процесса в зависимости от динамики его экономической эффективности.

^ Практическое значение полученных результатов определяется возможностью широкого использования теоретико-методических положений и практических рекомендаций при разработке программ управления качеством бизнес-процессов на машиностроительных предприятиях. Предложенные в диссертации выводы и рекомендации, имеющие прикладной характер, используются на машиностроительных предприятиях ОАО «Турбоатом» (справка № 1-40/09-9 от 03.06.2008), ОАО «Мотор Сич» (справка № Д-42816 от 21.05.2008), ГП «Коммунарсчетмаш» (справка № 785 от 04.06.2008), что подтверждено соответствующими актами о внедрении.

Изложенные в диссертации теоретические и методические положения используются в процессе преподавания дисциплин «Менеджмент организаций» и «Производственный менеджмент» в Харьковском национальном экономическом университете (справка № 626 от 21.05.2008).

^ Личный вклад соискателя. Диссертация является результатом самостоятельно выполненных научных исследований автора, в которой изложен авторский подход к управлению качеством бизнес-процессов на предприятии.

^ Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Пути Украины к экономической безопасности» (Харьков, 2006); Всеукраинской научно-практической конференции «Экономическое развитие Украины в актуальном пространстве и времени» (Харьков, 2006); Международной научно-практической конференции «Экономическая безопасность государства: состояние, проблемы, направления укрепления» (Харьков, 2006); Всеукраинской научно-практической конференции «Проблемы управления Единой государственной системой гражданской защиты» (Харьков, 2007); Всеукраинской научно-практической конференции молодых ученых «Управление инновационным развитием предприятий Украины в условиях мировых интеграционных процессов» (Днепропетровск, 2007); ІІ-й международной научно-практической конференции «Экономика предприятия: теория и практика» (Киев, 2008).

Публикации. По результатам диссертационной работы опубликовано 12 научных работ общим объемом 3,21 у.п.л., подготовленных автором лично, в том числе 6 статей в ведущих профессиональных изданиях общим объемом 2,37 у.п.л.

^ Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, выводов, изложенных на 174 страницах, 15 приложений на 34 страницах и списка использованных источников из 256 наименований, который представлен на 20 страницах. Общий объем диссертации – 240 страниц, включая 37 таблиц на 47 страницах и 43 рисунков на 43 страницах.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Введение 3 iconВведение введение
Актуальность темы настоящего исследования определяется следующими теоретическими положениями

Введение 3 iconВведение Введение в проблему человеко-машинного взаимодействия
Человек: информационные каналы, память, мышление и принятие решений, психология

Введение 3 iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Создание предприятия в рыночной...

Введение 3 iconСодержание введение 3 заключение 6 библиография 8 приложение 1 12 введение
Использование информационных технологий и проблемы автоматизации процессов управления ифнс россии

Введение 3 iconВведение в конфигурирование в системе «1С: предприятие 1». Основные объекты введение
Печатные формы; подчиненные справочники. Форма, содержащая списки элементов двух справочников

Введение 3 iconМ. К. Буза Введение в архитектуру
Б90        Введение в архитектуру компьютеров: Учеб пособие. – Мн.: Бгу, 1999. – 253 с

Введение 3 iconВведение 1 введение
Создание современной концепции социальной защиты населения, разработка ее принципов и форм, механизмов реализации является одной...

Введение 3 iconКонтрольная работа по дисциплине “Введение в социологию” Система...

Введение 3 iconВведение 2 заключение 2 введение
Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию....

Введение 3 iconКонтрольная работа по дисциплине "Введение в философию" Учение Платона...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<