Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель




Скачать 400.77 Kb.
НазваниеСправочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель
страница1/3
Дата публикации17.08.2013
Размер400.77 Kb.
ТипСправочные материалы
uchebilka.ru > Экономика > Справочные материалы
  1   2   3



Международное совещание экспертов по правам человека,
которые находятся в поле компетенции ЮНЕСКО

Право на образование
в странах переходного периода
[ 26–27 апреля 2006 г., Киев, Украина ]



справочные материалы

© 2006, Ю.И. Сватко, составитель

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Устав Организации Объединенных Наций

Подписан 26 июня 1945 года в  Сан-Франциско на заключительном заседании Конференции Объединенных Наций по созданию Международной Организации и вступил в силу 24 октября 1945 года. Составной частью Устава является Статут Международного Суда.

^ Глава IV. Генеральная ассамблея. функции и полномочия

Статья 13

1. Генеральная Ассамблея организует исследования и делает рекомендации в целях:

b) Содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

2. Дальнейшие обязанности, функции и полномочия Генеральной Ассамблеи в отношении вопросов, упомянутых выше в пункте 1b, изложены в Главах IX и X.

^ ГЛАВА IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  И СОЦИАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 55

С целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:

b) Разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;

c) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Статья 57

1. Различные специализированные учреждения, созданные межправительственными соглашениями и облеченные широко международной, определенной в их учредительных актах, ответственностью в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобных областях, будут поставлены в связь с Организацией в соответствии с положениями статьи 63.

2. Такие учреждения, которые будут поставлены указанным образом в связь с Организацией, именуются в последующих статьях «специализированные учреждения».

^ ГЛАВА X. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ . ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ

Статья 62

1. Экономический и Социальный Совет уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и подобным вопросам или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, Членам Организации и заинтересованным специализированным учреждениям.

  1. ^ Всеобщая декларация прав человека

Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года

Статья 26

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

  1. ^ Протокол [№ 1] к Европейской конвенции о защите
    прав человека и основных свобод 1


Протокол к Конвенции о защите прав человека и свобод в ред. Протокола N. 11
Париж, 20 марта 1952 года
(Неофициальный перевод)

^ Статья 2 – Право на образование

Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.

  1. ^ Конвенция о статусе лиц без гражданства

Конвенция о статусе апатридов.

Принята 28 сентября 1954 года Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета от 26 апреля 1954 года. Вступление в силу: 6 июня 1960 года в соответствии со статьей 39.

Статья 22. - Народное образование

1. В отношении начального образования Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам то же правовое положение, что и гражданам.

2. В отношении других видов народного образования, помимо начального, и в частности в отношении возможности учиться, признания иностранных аттестатов, дипломов и степеней, освобождения от платы за право учения и сборов, а также в отношении предоставления стипендий Договаривающиеся государства будут предоставлять апатридам возможно более благоприятное правовое положение и, во всяком случае, положение, не менее благоприятное, чем то, которым обычно пользуются иностранцы при тех же обстоятельствах.

  1. ^ Стандартные минимальные правила обращения с заключенными

Приняты на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшемся в Женеве в 1955 году, и одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюции 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 года, 2076 (XII) от 13 мая 1977 года и 1984/47 от 25 мая 1984 года.

^ Образование и отдых

77.

1) Заключенным, способным извлечь из этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, включая религиозное воспитание в странах, где таковое допускается. Обучение неграмотных и молодежи следует считать обязательным, и органы тюремного управления должны обращать на него особое внимание.

2) Обучение заключенных следует по мере возможности увязывать с действующей в стране системой образования, с тем чтобы освобождаемые заключенные могли учиться и далее без затруднений.

  1. ^ Конвенции ЮНЕСКО о противодействии дискриминации
    в сфере образования и Протокол к ней


Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии. Вступление в силу: 22 мая 1962 года в соответствии со статьей 24.

Статья 1

1. В настоящей Конвенции выражение «дискриминация» охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования, и в частности:

а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

b) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

с) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением Статьи 2 настоящей Конвенции; или

d) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц.

2. В настоящей Конвенции слово «образование» относится ко всем типам и ступеням образования и включает доступ к образованию, уровень и качество обучения, а также условия, в которых оно ведется.

Статья 2

Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения Статьи 1 настоящей Конвенции, если они допускают в отдельных государствах:

а) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам;

b) создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;

с) создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность действительно отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности, в отношении норм образования одной и той же ступени.

  1. ^ Европейская социальная хартия

Турин, 18 октября 1961 года
(Неофициальный перевод)

Часть I

Договаривающиеся стороны признают в качестве цели своей политики, которую они будут осуществлять при помощи всех надлежащих средств как национального, так и международного характера, создание условий, обеспечивающих эффективное осуществление следующих прав и принципов:

10. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной подготовки.

15. Трудящиеся-инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реадаптацию, независимо от причин и характера инвалидности.

  1. ^ Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи 2106 (XX) от 21 декабря 1965 года.
Вступила в силу 4 января 1969 года.

^ Статья 5(е)(v):

В соответствии с основными обязательствами, изложенными в статье 2 настоящей Конвенции, государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности:

v) права на образование и профессиональную подготовку;

  1. ^ Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 2

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
Вступил в силу 3 января 1976 года.

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и [создание] ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они, далее, соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство, которое ко времени своего вступления в число участников не смогло установить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, обязательного бесплатного начального образования, обязуется в течение двух лет выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет, которое должно быть указано в этом плане, — принципа обязательного бесплатного всеобщего образования.

  1. ^ Международный пакт о гражданских и политических правах

Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года.
Вступил в силу 23 марта 1976 года.

Статья 18

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

  1. ^ Американская конвенция о правах человека

Принята Межамериканской конференцией по правам человека 22 ноября 1969 г. в Сан-Хосе. Вступила в силу 18 июля 1978 г. По состоянию на 1 января 1992 г. — 22 участника.

(Неофициальный перевод с английского)

^ Статья 12. Свобода совести и религии

1. Каждый человек имеет право на свободу совести и религии. Это право включает свободу придерживаться своей религии и убеждений и менять их, а также свободу исповедовать или распространять свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком.

2. Никто не подлежит применению ограничений, которые могут умалять его свободу придерживаться своей религии или убеждений или менять их.

3. Свобода открыто исповедовать религию или убеждения может подлежать лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья или морали, равно как и прав и свобод других лиц.

4. Родители и в соответствующих случаях опекуны имеют право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей или подопечных сообразно со своими собственными убеждениями.

  1. ^ Дополнительный (Сан-Сальвадорский) протокол к Американской конвенции о правах человека в сфере экономических, социальных и культурных прав

Принят Организацией американских государств, сборник Международных договоров № 69 (1988), вступил в силу 16 ноября 1999 г., перепечатан в Основных документах по вопросам прав человека в Интерамериканской системе, OEA/Ser.L.V/II.82 doc.6 rev.1 at 67 (1992).

^ Статья 13 Право на образование

1. Каждый человек имеет право на образование.

2. Государства-стороны данного Протокола соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и человеческого достоинства и должно укреплять уважение к правам человека, идеологическому плюрализму, основным свободам, справедливости и миру. Они также соглашаются, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками демократического и плюралистического общества, достигнуть достойного существования и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе по поддержанию мира.

3. Государства-стороны данного Протокола признают, что для полного осуществления права на образование:

а. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

б. Среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

в. Высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

г. Элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

д. Следует учредить программы специального образования для лиц, имеющих физические и умственные недостатки, обеспечивающие специальную подготовку и обучение для лиц, имеющих физические и умственные недостатки.

4. Согласно национальному законодательству Государств-сторон данного Протокола, родители должны иметь право выбирать тип образования для своих детей, при условии, что оно соответствует вышеизложенным принципам.

5. Никакая часть настоящей Протокол не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с национальным законодательством Государств-сторон данного Протокола.

^ Статья 14 Право на культурные блага

1. Государства-стороны данного Протокола признают право каждого человека:

a. Принимать участие в культурной и творческой жизни сообщества;

b. Пользоваться благами научного и технологического прогресса;

c. Пользоваться защитой моральных и материальных интересов, возникающих вследствие любой научной, литературной или творческой продукции, автором которой он является.

2. Меры, предпринимаемые Государствами-сторонами данного Протокола для обеспечения полной реализации данного права, должны включать меры, необходимые для сохранения, развития и распространения науки, культуры и искусства.

3. Государства-стороны данного Протокола обязуются защищать свободу, являющуюся неотъемлемой для научных исследований и творческой деятельности.

4. Государства-стороны данного Протокола признают блага, возникающие вследствие поощрения и развития международного сотрудничества и отношений в области науки, искусств и культуры, и, соответственно, соглашаются поощрять углубление международного сотрудничества в этих сферах.

^ Статья 15 Право на создание и защиту семей

1. Семья является естественной и основополагающей составной частью общества и подлежит защите со стороны государства, которое должно обеспечивать улучшение её духовных и материальных условий.

2. Каждый человек имеет право на создание семьи, каковым он может воспользоваться согласно положениям соответствующего национального законодательства.

3. Государства, подписывая данный Протокол, берут на себя обязательство обеспечивать адекватную защиту семьям, в частности:

a. Обеспечивать особый уход и помощь матерям в течение необходимого периода до и после рождения ребёнка;

b. Гарантировать адекватное питание для детей во время периода грудного вскармливания и в течение школьных лет;

c. Принять специальные меры для защиты подростков, чтобы обеспечить полное развитие их физических, интеллектуальных и нравственных способностей;

d. Внедрить специальные программы семейной подготовки, чтобы помочь создать стабильное и положительное окружение, в котором дети будут перенимать и развивать ценности взаимопонимания, солидарности, уважения и ответственности.

^ Статья 18 Защита лиц, имеющих физические и умственные недостатки

Каждый человек, чьи физические или умственные способности дефекты, имеет право на специальное внимание, направленное на то, чтобы помочь ему достигнуть максимального развития собственной личности. Государства-стороны данного Протокола соглашаются принять меры, необходимые для данной цели, в частности:

а. Ввести программы, специально ориентированные на предоставление лицам, имеющим физические и умственные недостатки, ресурсы и окружение, необходимые для достижения этой цели, включая программы работы, соответствующие их возможностям и свободно принимаемые ими или их законными представителями, в зависимости от обстоятельств;

б. Предоставлять специальную подготовку для семей лиц, имеющих физические и умственные недостатки, чтобы помочь им решать проблемы сосуществования и помочь им принимать активное участие в физическом, умственном и эмоциональном развитии последнего;

в. Включить рассмотрение решений для конкретных требований, возникающих вследствие потребностей данной группы, в качестве приоритетного компонента в разработке градостроительных планов;

г. Поощрять формирование социальных групп, в которых лицам, имеющие физические и умственные недостатки, будет легче вести более насыщенную жизнь.

  1. ^ Декларация социального прогресса и развития

Провозглашена резолюцией 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1969 года.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconИдеологическая комиссия днепропетровского обкома компартии украины
Информационно-справочные материалы по самодеятельному общественному движению в области

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconСправочные материалы взяты в основном из книги Литвинова «По юго-западным яйлам»
Анекдот в тему: Если с заядлого туриста неожиданно снять рюкзак, то он тут же упадет лицом в землю!

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconНаука в украине
Наука в Украине: рекомендательный библиографический указатель (1990-2006) / [составитель: Боровенская Е. А.]; Научная библиотека...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconУчебное пособие, методические рекомендации и лабораторные работы...
В пособии приведены описания лабораторных работ и методические указания к их выполнению, а также приложения, содержащие справочные...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconСборник статей Составитель
Материалы данного сборника посвящены проблеме социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных из армии

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconН. Н. Рябченко
Города-герои на карте Мариуполя/ Справочник. Автор-составитель: Н. Н. Рябченко / Мариуполь: оо клуб путешественников, 2006. стр.:...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconСвод правил по проектированию и строительству сп 41-101-95 "Проектирование тепловых пунктов"
Свод правил по проектированию тепловых пунктов содержит дополнительные требования, рекомендации и справочные материалы к действующему...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconКомунальний заклад херсонської обласної ради «обласна наукова медична бібліотека»
Ультразвуковая диагностика в уронефрологии [Текст]: материалы тезисов 1-го съезда врачей ультразвуковой диагностики Уральского федерального...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconМатериалы по коhструктивhой психологии составитель В. Данченко
Именно такова обычная, житейская психология. Современная психологическая наука – это в основе своей разновидность житейской психологии,...

Справочные материалы © 2006, Ю. И. Сватко, составитель iconКнига знакомит с этикетом написания письма на английском языке, некоторыми...
С 88 Письма по-английски на все случаи жизни: Учебно-справочное пособие для изучающих английский язык / Худож. А. М. Гусаров.— Спб.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<