Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование




Скачать 179.62 Kb.
НазваниеЛекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование
Дата публикации24.08.2013
Размер179.62 Kb.
ТипЛекция
uchebilka.ru > Экономика > Лекция

Лекция 2



Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование.


План


  1. Задачи, тактика и стратегия налогового планирования.

  2. Закон А.Вагнера.

  3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджет.

  4. Роль налоговой концепции.


1. Задачи, тактика и стратегия налогового планирования.
Налоговое планирование и прогнозирование — особые элементы системы выработки и принятия решений. Основная задача налогового планирования и прогнозирования — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных зада­ний и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции. Выполняется данная задача как в расчете на один финансовый год (текущее налоговое планирование), так и на более отдаленную перспективу (налоговое прогнозирование). В связи с этим различают тактику налогового планирования и его стратегию.

При разработке текущих точечных бюджетных заданий по налогам, определении квартальных налоговых поступлений решаются тактические задачи. Их решение создает правовое поле для постановки и исследования стратегических целей в налогообложении. Налоговое прогнозирование в данном случае основывается на результатах научных исследований отчетных и аналитических данных, получаемых в ходе исполнения текущих налоговых обязательств. Сбор и обработка этих данных позволяет судить о позитивных и негативных проявлениях налого­обложения в текущем году, его влиянии на темпы инвестирования, струк­турных сдвигах в отраслях, соотношении доходов территорий, корпораций и граждан.

Налоговая тактика представляет собой комплекс практических дей­ствий органов власти и управления при выработке общей структуры доходных бюджетных статей в разрезе бюджетной классификации, проведении налогового регулирования и контроля. Качественное содержание тактических шагов предопределяет полноту и своевременность исполне­ния бюджетов всех уровней.

Используя методы оперативного налогового вмешательства в бюджетно-налоговые отношения, налоговая администрация предотвращает налоговые правонарушения и пополняет бюджеты за счет выявленных в ходе налоговых проверок недоплаченных налоговых сумм. В конеч­ном итоге определяется рациональность всей налоговой системы, ее налоговых групп и отдельных налогов. Все это может свидетельство­вать как об оптимальности принятой налоговой концепции, так и о необходимости выработки поправок к Налоговому кодексу, регламентирующих налогообложение в соответствии с экономическими реалиями. Аналитические исследования содержания налоговых отношений при исполнении налоговых обязательств в текущем финансовом году служат важнейшим условием для успешности стратегического налогового планирования (прогнозирования).

Стратегическое налоговое планирование (прогнозирование) зани­мает важное место в теории и практике управления. Оно используется всеми ведущими странами мира как метод экономического предвиде­ния.

Разработка налоговых прогнозов на среднесрочную перспективу

включает:

1. Оценку доходности территориальной собственности (используются коэффициенты финансовой обеспеченности регионов и бюджетной эффективности), потребностей технического обновления отрас­лей специализации региона, состояния оплаты труда, ресурсной базы региона участия территории в экспортно-импортных операциях, качества производственной и социальной инфраструктуры, обеспеченности транспортными магистралями и т. д. Эти данные составляют информационную базу методического расчета совокупного дохода региона, его экономического, финансового и налогового потенциалов.
2. Прогнозирование объемов налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона. Эти данные имеют важное значение при очередном формировании бюджетов всех уровней, поскольку в них могут быть более достоверно отражены потребности регионов в государственных ресурсах в виде субсидий, субвенций, дотаций и транс­фертного финансирования. Знание потенциала региона позволяет более точно сформировать льготный режим налогообложения. Это важно при решении вопросов совершенствования налогового законо­дательства.

3. Прогнозирование социально-экономических потребностей тер­ритории на основе всеохватывающей инвентаризации видов имуществ, и ресурсной составляющей ее экономики. Определение доли средств получаемой от использования территориальной собственности и обра­щаемой на удовлетворение внутренних потребностей. Внесение объек­тивно необходимых корректив в отношения собственности и в меха­низм согласования общегосударственных, корпоративных и личных экономических интересов.

  1. Выведение суммы бюджетного дефицита, уровня инфляции, индексов цен, рыночных индикаторов.

При налоговом планировании и прогнозировании не только реализуются фискальные задачи, но и закладываются основы оптимизации тактики и стратегии налогового регулирования и контроля.
^ 2. Закон А. Вагнера.

Налоговое планирование и прогнозирование вполне правомерно рассматривать в качестве одного из базовых элементов финансового менеджмента. Общегосударственное налоговое планирование преследует цель определить объем финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов для их централизации в общегосударственном фонде – бюджете. При планировании этих ресурсов органы власти сориентированы прежде всего на максимально высокий уровень возможного изъятия. Данный процесс базируется на учете роста общегосударственных потребностей по мере развития общества.

Закон Вагнера определяет соотношение между объемами государственных доходов и расходов и оказывает существенное воздействие на выбор государственно-властных решений в области формирования государственных доходов и направлений бюджетного финансирования и субсидирования.

А. Вагнер пришел к такому выводу, что наиболее сложным является поддержание соответствия между хозяйственными системами всех уровней, развивающимися быстрее, чем управляющие системы. Объективность растущих финансовых потребностей обоснована А. Вагнером, который сформулировал одноименный закон. Этот закон определил тенденции постоянного увеличения государственных расходов по многим причинам: рост населения, увеличение потребностей в сфере услуг непроизводственной сферы, повышение образовательного уровня населения и т. п. Эти услуги обычно предоставляются корпорациями, а если и предоставляются, то оплата их столь высока, что пользоваться этими услугами может ограниченное число граждан.

Разработка конкретных точечных заданий по налогам на соответствующий плановый период содержит целый ряд взаимосвязанных действий:

- поиск вариантов налогового режима с учетом сложившихся тенден­ции в экономике за истекший период;

-оценка вариантов оптимального налогообложения, их ранжирование в разрезе налоговых групп, типов финансово-хозяйственной деятельнос­ти, групп налогоплательщиков, отдельных территорий и др.;

-обоснование предпочтительности варианта будущих налоговых режимов;

- расчет проекта налоговых доходов с учетом результатов проведен­ных экспертиз исполнения бюджета истекшего года;

- обсуждение принятых правительством и парламентом налоговых обязательств по соответствующим статьям бюджетной классифи­кации, уточнение и принятие на основе окончательных согласовании бюджетных доходов соответствующих законов.

Ключевую роль в этих действиях играет аналитическая стадия сбора и обработки информации для выработки управленческих решений, поступающей как от налогоплательщиков, так и от официальных органов (статистики, налоговых органов, казначейства). Достоверность и полнота собранного и обработанного материала составляют исходную базу для дальнейшего совершенство­вания бюджетно-налоговых норм и правил.

В расчетах конкретных сумм налоговых поступлений в бюджеты разных уровней большое значение имеют три принципиально важные установки.

1. Детальное изучение позитивных и негативных проявлений во взаи­моотношениях налогоплательщиков с бюджетом, установление законо­мерностей развития этих взаимоотношений.

2. Проведение факторного анализа в системе бюджетно-налоговых отношений с целью выявления влияния всей системы налогообложения, его отдельных элементов и отдельных налогов на показатели финансово-хозяйственной деятельности и наоборот.

3. Предположительная оценка вероятности возникновения непредви­денных экономических, финансовых, бюджетных и налоговых ситуаций, разрывов между целями налогоплательщиков и бюджетными целями. Разработка комплекса мер по их сглаживанию или полному устранению.

^ 3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджет.

На сегодняшний день налоговая наука не создала специальных методик планирования объемов налоговых поступлений в бюджет. На практике в процессе налогового планирования применяются обще­известные и широко применяемые традиционные методы: балан­совый, экспертных оценок, корреляции, ранжирования, построения хронологических рядов, факторного анализа. Использование этих методов совершенно правомерно, ибо они являются унифицированными и не зависят от специфики исследуемых процессов. Вместе с тем в налоговом планировании следует применять и специфические подходы к выявлению налоговых закономерностей и составлению на их основе проектов перспективных налоговых концепций, учитывающих общие закономерности общественного развития. Можно выделить несколько групп количественных методов, используёмых в настоящее время при проведении статистических исследований:
1. Многомерные методы, в первую очередь факторный и кластер­ный анализ. 0ни используются для о6основания решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные, напри­мер, определение объема валового продукта в зависимости от техни­ческого уровня производства.

2. Регрессивные и корреляционные методы применяются для уста­новления взаимосвязей групп переменных, описывающих деятельность налоговых служб.

3. Имитационные методы применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию, не поддаются логике простых аналитических решений.

4. Методы, созданные теорией статистики принятия решений. К ним относятся методы теории игр, теории массового обслуживания,

Можно выделить два главных направления применения данных методов для статистических испытаний гипотез о структуре цен и предложении товаров, состоянии налоговой дисциплины. Например, это исследование степени лояльности налоговых законов к платель­щикам, прогнозирование роста и спада производства и как следствие изменение объема налоговых поступлений. Одной из составных частей раздела математики является теория игр, положения которой могут быть использованы для решения задачи типа: «что будет, если...», проигрывания ситуаций, которые возникают в результате принятия ряда управляющих решений еще до реализации их на конкретном объекте. В случае получения неудовлетворительных результатов эти решения отвергаются. Методы антагонистических игр дают возможность выявить слабые места во взаимоотношениях плательщиков с налоговой администрацией.

5. Детерминированные методы исследования операции, в первую очередь линейное и нелинейное программирование. Эти методы при­меняются тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение. Эти методы выступают как состав­ная часть некоторых методов статистического анализа либо как само­стоятельные средства анализа. Одним из возможных приложений этих методов является выбор оптимальной загрузки налоговых инспек­торов, минимизации профессиональной миграции налоговых работ­ников и т. п.

Названные выше методы исследования и планирования не исчер­пывают известные науке методы, а их более 65. Все эти методы так или иначе используют специальные программные средства. Компьютери­зация налоговых исследований позволяет ориентироваться в выборе налогооблагаемой базы, просчитать максимально возможное число налоговых ситуаций, которые могут складываться в процессе исполнения бюджетов всех уровней. Для этого в настоящее время проводится работа по унификации показателей налоговой отчетности и созданию стандартных форм отчетности налоговых инспекций — таких, как формы № 1-н, 2-н, 3-н.

Теоретически выбор метода планирования не зависит ни от вида налога или налоговой группы, ни от типа налогоплательщика. Важна цель, которая изначально ставится при разработке налоговых планов. Практически выбор того или иного метода налогового планирования зависит от уровня квалификации работников и технической оснащен­ности налоговых администраций. К 1997 г. сложилась и достаточно устойчиво функционирует система информатизации Государственной налоговой службы. Позитивные результаты достигнуты при использовании информационно-логических моделей автоматизации компонен­тов налоговых служб.

Автоматизированные информационные системы «Налог», решают следующие задачи:

- обеспечивают оперативность действий налоговых служб;

-повышают достоверность данных по учету налогоплательщиков и результативности контрольных действий;

- улучшают качество бухгалтерской и налоговой отчетности;

-позволяют провести углубленный анализ динамики налоговых поступлений и сформировать банк данных для составления прогноз­ных расчетов по налогам с учетом изменений состава плательщиков и показателей экономического роста;

-создают условия для полного и своевременного информационно­го обеспечения налоговых администраций всех уровней по всему кругу изменений налогового законодательства;

-сокращают объем бумажного документооборота и высвобождают время для проведения аналитической работы;

­­_способствуют совершенствованию оперативности и повышению качества управленческих решений с целью выработки системы налого­обложения на перспективу.

Используя автоматизированно-информационные системы (АИС), можно планировать объем налоговых поступлений в разрезе отдельного налога и родственных налоговых групп на базе налоговой классифика­ции. Специальные компьютерные программы, составленные по типу АИС, кодифицированы в разрезе структуры налогов и налоговых групп. Это позволяет оперативно составлять текущие и перспективные нало­говые планы.

Рассмотрим пример формирования плана поступления подоходно­го налога с физических лиц. В соответствующую компьютерную про­грамму закладываются следующие данные:

1. Демографические изменения состава налогоплательщиков (об­ещая численность потенциальных плательщиков, их возрастной состав, изменения миграционного характера).

2. Тенденции роста (снижения) доходов граждан.

3. Определение душевого потребления продуктов питания и других необходимых товаров и услуг.

4. Выявление тенденций в стремлении граждан к накоплению капитала.

5. Составление кривых роста и падения платежеспособного спроса.

6. Установление товарной обеспеченности региона как фактора, определяющего границы расходования средств граждан и стремление их к уходу от налогообложения.

7. Оценка социальных последствий роста (снижения) ставок по прогнозируемому налогу.

Результаты, полученные по вышеназванным направлениям иссле­дования (планирования), позволяют определить структуру налога, рациональность его элементов (плательщик, объект обложения, ставка, льготы и др.) и соответствующим образом оценить используемую в текущее время концепцию по подоходному налогу с граждан. При необходимости могут корректироваться элементы этого налога: про­грессия обложения, соотношение ставок и доходов, необлагаемый минимум, льготируемые выплаты и т. п.

Соответствующий факторный анализ проводится по каждому из налогов применяемых в планируемом периоде. Использование других методик налогового планирования, так или иначе, зависит от сложности поставленной задачи. До1996 г. практически всеми территориальными налоговыми администрациями при определении объема налоговых поступлении использовался самый простой подход — планирование от достигнутого. В 1996 г. начал осуществляться повсеместный переход к АИС «Налог». Это потребовало технического переоснащения террито­риальных налоговых администраций, распространения знаний миро­вых технологий сбора и обработки информации, приобретения навыков и умения пользоваться прогрессивными исследовательскими комплек­сами и многого другого. Переход к автоматизации налогового плани­рования — процесс дорогостоящий и трудоемкий, но объективно необходимый для страны, стремящейся к вхождению в мировую экономическую систему.

^ 4. Роль налоговой концепции в планировании налогов.
Общий вид методических шагов общегосударственного налогового планирования приведен на рис. 2. Проиллюстрированное на рисунке пошаговое движение при разработке налоговых доходов местных бюджетов сочетает единство текущих и перспективных оценок всего спектра налоговых ситуаций, их влияния на микро- и макроэкономические показатели. Налоговые тактика и стратегия представляют собой ограниченное целое. Разработка текущих налоговых планов без тщательной проработки перспектив развитая налогообложения рано или поздно приведет к разрыву между налоговыми заданиями и показателями финансово-хозяйственной деятель­ности. Последовательность шагов налогового планирования составляет единую линию управленческих действий на текущий период и пер­спективу.

При исполнении налоговых бюджетов особое значение имеет жесткое следование всем положениям принятой в законодательном порядке налоговой концепции наполняющей содержанием налоговый кодекс любой страны. Данное условие определяет полноту и равномерность текущих налоговых поступлений в бюджет.

Решению тактических и стратегических целей планирования спо­собствуют также своевременность и всеобщий охват налогового про­цесса контрольными действиями а также организация широкой мето­дической работы среди налогоплательщиков со стороны как самой налоговой администрации, так и образовательных учреждений и ака­демических исследовательских центров.

При налоговом планировании учитывается степень риска. Заранее закладываются в план отклонения в размере двух-трех пунктов факти­ческих объемов налоговых поступлений от плановых в зависимости от непредсказуемости того или иного оцениваемого фактора. Это обеспе­чивает наиболее полное выполнение плановых заданий по бюджетным расходам, которые определяются по нижнему уровню точечных зада­ний налоговых планов. Этот нижний уровень налоговых заданий и принимается в качестве финансового закона.

Большое значение для выполнения плановых налоговых обязательств имеете принятая налоговая концепция. При ее разработке важно не только учитывать сложившиеся закономерности национального налогообложения, но и опираться на международный опыт. Однако опасно при разра6отке налоговых планов ориентироваться на несвойственные национальной экономике зарубежные концепции налогообложения. Окончательная проверка адекватности налоговой концепции базис­ным реалиям должна проводиться до принятия налоговых законов с тем, чтобы были обеспечены их чистота и реальность выполнения. Налоговые планы, подготовленные для законодательного утверждения, проходят несколько стадий предварительного согласования.

Налогообложение в условиях становления рынка и демократичес­ких основ государственности по-новому ставит вопрос о принципах формирования бюджетов всех уровней. Следовательно, новыми должны быть и подходы к самому процессу общегосударственного налогового планирования, к установлению его органичной связи с корпоратив­ным менеджментом. Несмотря на противоположность их экономичес­ких интересов, общая стратегия одна — создать устойчивый эконо­мический базис в рамках страны в целом.

Первостепенными в бюджетно-налоговой политике становятся про­гнозы и оценки развития отдельных регионов и территорий. Государ­ственные и корпоративные интересы здесь пересекаются. Укрепление филиальной сети банков, финансово-промышленных групп, дочерних иностранных компаний основывается на достаточности финансовых ресурсов в регионах. С общегосударственных позиций прочность финансовой базы территорий создает возможность для оптимизации перераспределительных процессов, уменьшения трансфертных потоков денежных средств, сглаживания социально-экономических противоречий.
Стратегическое

Тактическое

Общегосударственное

налоговое планирование
Этапы осуществления действий при обработке плановых заданий по налогам

1. Определение целей и задач в области налогообложения органами власти
2. Разработка концепций налогообложения с учетом сложившихся закономерностей и стратегических общественно-политических целей, их оценка

3. Выбор и обоснование оптимальной налоговой концепции, сохраняющей общие методические подходы к налогообложению

Текущее (годовое) налоговое планирование- разработка точечных контрольных заданий в разрезе бюджетов различных уровней, определение долевого распределения налоговых ставок и льгот


Механизм реализации налоговых планов

Тактический и стратегический мониторинг окружающей среды

Тактический и стратегический контроллинг в сфере бюджетно-налоговых отношений


Контроль за исполнением налоговых бюджетов, принятие мер оперативного воздействия при установлении нарушений налогового законодательства
Учет изменений состава плательщиков

Учет изменений цен и ценовой политики


Учет отраслевых тенденций в экономике, капиталоемкости, прибыльности; корпоративной и индивидуальной финансово-хозяйственной деятельности

Экономический анализ исполнения налоговых бюджетов


Обобщение итогов функцио-

нирования налогового механизма, его элементов

Учет изменений производственной и социальной инфраструктуры

Составление отчета по реализации принятой тактики и стратегии налогообложения, выявление закономерностей по сравнению с предыдущими периодами

Учет конъюнктуры рынка

Учет изменений внешнеэконо-

мической деятельности

Отработка направлений системы налогообложения или отдельных ее секторов, фрагментов

Учет политических тенденций в обществе


Рис.2 Этапы общегосударственного налогового планирования и приемы, используемые при разработке бюджетных заданий.
^

Контрольные вопросы для самопроверки знаний


1. Почему мы сегодня говорим о необходимости интегрированного подхода к разработке бюджетных заданий по налоговым платежам?

2. Каково содержание этого интегрированного подхода и каковы основные приемы его реализации при разработке бюджетно-налоговых в заданий на очередной период?

3. Назовите известные методы планирования отдельных налоговых платежей и методы распределения их сумм между звеньями бюджетной системы.

4. Перечислите известные методы бюджетно-налогового прогнозирования. Какими должны быть условия, обеспечивающие реальность таких прогнозов?

5. Какие вам известны методики бюджетно-налогового планирования и прогнозирования, применяемые в международной практике?
Темы для самостоятельных исследований

1. Проблемы информационно-аналитического обеспечения плановых диалоговых заданий по консолидированному бюджету РФ и территориальным бюджетам.

2. Анализ бюджетно-налоговых процедур при определении концепции республиканского бюджета РФ (региональных бюджетов).


3. Оценка плановых и фактических сумм налоговых поступлений в госбюджет Украины (региональные бюджеты) за период с 2001 2002 гг.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconЛекция №3 Тема: Бюджетно-налоговое регулирование; методы, цели и...
Тема: Бюджетно-налоговое регулирование; методы, цели и критерии оптимальности принимаемых решений

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconВылкова Е. С. Налоговое планирование: Учебное пособие. П. 2004, -634с
Грабовецкий Б. А. Экономическое прогнозирование и планирование. К.: Цул. 2003, -288с

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconТемы №№7 и «Прогнозирование и планирование в национальной экономике»...
Объективная необходимость прогнозирования и планирования в современных условиях обусловлена в след

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconЛекция по теме 15. Криминологическое прогнозирование и планирование...

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconКурсовая работа по дисциплине «Планирование и прогнозирование» на...

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Криминологическое прогнозирование...

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование icon2. методы государственного регулирования экономики 1 тема система...
Тема макроэкономическое планирование и прогнозирование социально-экономического развития 7

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconЛекция №4 Тема: Бюджетно-налоговый контроль
Налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности,...

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconНалоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе

Лекция 2 Тема: Бюджетно-налоговое планирование и прогнозирование iconПланирование и прогнозирование в условиях рынка

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<