Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия




НазваниеУчебное пособие Издательство нуа народная украинская академия
страница1/17
Дата публикации11.09.2013
Размер2.65 Mb.
ТипУчебное пособие
uchebilka.ru > Экономика > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17





НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ И ОЦЕНКА РИСКОВ


Учебное пособие



Издательство НУА

НАРОДНАЯ УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


ОБОСНОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ И ОЦЕНКА РИСКОВ

Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
6.030504 – Экономика предприятия





Харьков
Издательство НУА
2010

УДК 658(075.8)

ББК 65.9(4УКР)290-21я73-1

О-22

Утверждено на заседании кафедры

экономики предприятия

Народной украинской академии.

Протокол № 3 от 05.10.2009

А в т о р ы Н. И. Данько, Г. В. Довгаль

Р е ц е н з е н т д-р. экон. наук, проф. Т. С. Клебанова

Навчальний посібник містить теоретичні та методичні основи обґрунтування господарських рішень та оцінювання ризиків. Особливу увагу приділено питанням економічного обґрунтування господарських рішень, аналізу та запобігання ризиків.

Матеріал посібника може бути використаний студентами, які навчаються за спеціальністю 6.030504 «Економіка підприємства».

О-22




Обоснование хозяйственных решений и оценивание рисков : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности 6.030504 – Экономика предприятия / Нар. укр. акад., [каф. экономики предприятия ; авт.-сост. Н. И. Данько, Г. В. Довгаль]. – Х. : Изд-во НУА, 2010. – 192 с.
Учебное пособие содержит теоретические и методичес-кие основы обоснования хозяйственных решений и оценивания рисков. Особое внимание уделяется вопросам экономического обоснования хозяйственных решений, анализа и предотвраще-ния рисков.

Материал пособия может быть использован студентами, обучающимися по специальности 6.030504 «Экономика предприятия».

УДК 658(075.8)

ББК 65.9(4УКР)290-21я73-1

 Народная украинская академия, 2010

Содержание

4.2. Принципы экономического обоснования хозяйственных решений 37

Принципы экономического обоснования хозяйственных решений 38


ВВЕДЕНИЕ
Сущность управленческой деятельности заключается в принятии решений, в большей или меньшей степени связанных с риском. Для успешного существования в условиях рыночной экономики предпринимателю необходимо решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, нетривиальные действия, а это усиливает риск. Поэтому необходимо правильно оценивать степень риска и уметь управлять риском, чтобы добиваться более эффективных результатов на рынке. Курс «Обоснование хозяйственных решений и оценка риска» является составляющей комплекса профессионально ориентированных дисциплин, изучение которых позволяет сформировать специалистов
по экономике предприятия.

Целью изучения данного курса является формирование знаний и умений обоснования хозяйственных решений с различной степенью неопределенности и риска. Задачами курса являются: усвоение основных принципов обоснования различных видов хозяйственных решений, методических подходов к анализу рисков и управления ими; овладение навыками самостоятельного анализа, определение и оценивание рисков, используя компьютерную технику
и программно-математические комплексы.

После овладения курсом студенты должны знать:

  • принципы и основные подходы к обоснованию хозяйственных решений и оцениванию их экономической эффективности;

  • методические подходы к разработке хозяйственных решений;

  • методы прогнозирования и анализа хозяйственных решений;

  • понятия и разновидности экономических рисков;

  • методы анализа и оценки рисков;

  • направления и методы количественного и качественного оценивания хозяйственных решений;

  • понятие и основы риск-менеджмента;

  • основные направления и методы регулирования и снижения степени риска.

По окончании изучения курса студенты должны уметь:

  • разрабатывать и обосновывать хозяйственные решения;

  • прогнозировать последствия и анализировать эффективность хозяйственных решений;

  • определять и рассчитывать уровень предпринимательских рисков;

  • обосновывать хозяйственные решения с учетом рисков;

  • разрабатывать мероприятия по регулированию и снижению степени риска.


Глава 1.

Сущностная характеристика хозяйственных решений_______________________________________________■




^ 1.1. Понятие хозяйственного решения. Классификация хозяйственных решений



Важнейшей задачей руководства предприятия является принятие решений по различным вопросам политики предприятия. Возникновение ситуации принятия решения, т.е. ситуации, которая требует разработки новых решений, объясняется тем, что постоянно возникают новые, существенно касающиеся предприятия обстоятельства, изменяются условия внутренней и внешней среды предприятия.

Решение (decision, model solution) –

1) Выбор одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.

2) Процесс (алгоритм) осуществления такого выбора.

Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы
из множества вариантов достижения конкретной цели.


Центральной фигурой и субъектом управления и принятия решений выступает ЛПР (decision maker) Лицо, Принимающее Решение. Оно может представлять собой одно лицо («индивидуальное» ЛПР), либо несколько лиц («групповое» ЛПР). Считается, что ЛПР – это руководитель или руководящий орган, который формулирует проблему, играет решающую роль при разработке решения и несет ответственность за выбранное решение. Эксперты и консультанты ответственны за обоснованность рекомендаций, которые они готовят для ЛПР. Однако они не подменяют ЛПР в выборе решения. Окончательное решение всегда выбирает ЛПР в соответствие с собственной системой предпочтений. ЛПР несет полную ответственность за свой выбор и его последствия.

Выбор основывается на оценке и сопоставлении ожидаемых результатов тех или иных альтернатив с точки зрения целей (или цели), поставленных в решаемой задаче. Таким образом, для принятия решений необходимы:

  • четко сформулированная цель;

  • список альтернативных возможностей (стратегий, вариантов распределения сил и средств);

  • правила выбора альтернативы (критерии качества решения);

  • знание факторов, которые могут повлиять на результат при принятии того или иного решения.



Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности);

  • как делать (по какой технологии);

  • в каком количестве;

  • где (место, производственное помещение, персонал);

  • кому поставлять и по какой цене;

  • что это даст инвестору и обществу в целом.

Комплексные проблемы следует формализовывать, то есть количественно определять разницу между фактическим и желаемым состояниями объекта
по его параметрам, а также выполнить структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерева целей.

Поскольку ресурсы для решения проблемы ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

  • стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

  • сфера действия (технические, организационные и др.);

  • цель (коммерческие и некоммерческие решения);

  • масштабность (комплексные и частные решения);

  • продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения).

Основными факторами, оказывающими влияние на качество хозяйственных решений, являются:

  • применение научных подходов и принципов;

  • методов моделирования, автоматизация управления.

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения люди основываются
на собственном ощущении того, что их выбор правилен («шестое чувство»).


Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, но все же в их основе лежат знания и осмысленный, в отличие от предыдущего случая, опыт прошлого.

Рациональные решения применяются для стратегического и тактического управления любой подсистемой. Эти решения основаны
на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.


Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности ЛПР (лицо, принимающее решения). В связи с этим различают:

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно надежными и обоснованными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут идти на определенный риск и опасность.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки ЛПР всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они еще в меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Также различают:

  • организационные решения,

  • запрограммированные решения,

  • незапрограммированные решения.

На практике проблема решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, ненадежностью методов, склонностью менеджеров к рутине, разногласиями между лицами, принимающими решение (ЛПР). Все виды решений, принимаемых в процессе управления, можно классифицировать по многочисленным признакам:

  • по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

  • по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

  • по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

  • по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

  • по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

  • по производственному охвату (для всей фирмы, узко-специализированные);

  • по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно- и многоступенчатые);

  • по ЛПР (единоличные, групповые, со стороны менеджеров, со стороны исполнителей);

  • по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

  • по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

  • по сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые менеджерами фирм, можно классифицировать по степени сложности следующим образом (исследования в Германии в 1983г.):

  • ситуационные, рутинные, ведомственные решения;

  • решения средней сложности (текущие уточнения области деятельности, решения при стрессе и под давлением сроков, решения в исключительных случаях);

  • инновационные и определяющие решения.


С
^ 1.2. Параметры хозяйственных решений, их виды

оставными частями ситуации принятия решения являются параметры решения, альтернативы решения и целевая установка.

Параметры решения – это рамочные условия, которые должны учитываться при нахождении (поиске) решения. Параметры принятия решения подразделяются
на эндогенные и экзогенные.


Экзогенные параметры принятия решения – это данные, которые характеризуют свойства окружающей предприятие предпринимательской среды, которые предприятие практически не может изменить (правовой и социальный порядок, уровень технических знаний, структура потребностей населения, цены на факторы производства, цены и качество продукции конкурентов).

Эндогенные параметры принятия решения – это данные о состоянии характеристик самого предприятия (производственная мощность, автоматизированное оборудование, квалификация работников).

По другой классификации параметры принятия решений разделяются
на детерминированные и стохастические.

Детерминированные параметры принятия решений имеют всегда конкретное значение, которое может изменяться с течением времени (налоговые ставки, сроки поставки).

Стохастические параметры принятия решений имеют только оценочные, примерные значения, например, объем сбыта продукции может быть определен в размере 100000 штук ± 15%.


Параметры принятия решения

Детерминированные

Стохастические

Экзогенные

Налоговые ставки

Объем сбыта

Эндогенные

Производственная мощность

Количество брака


^ 1.3. Альтернатива принятия решений

Альтернатива – необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями (варианта-ми решений).

Параметры решений ограничивают «поле альтернатив».

Одним из условий повышения качества и эффективности хозяйственных решений является обеспечение многовариантности решений, т.е. следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели.

Например: два металлических листа можно соединить следующими технологическими способами: сваркой, пайкой, склеиванием, заклепками, болтами и т.д., необходимо выбрать такое соединение, которое бы выполняло требуемые функции качественно и одновременно с минимальными затратами на разработку проблемы, изготовление и эксплуатацию конструкции.

Однако, практически невозможно разные технические решения реализовать с абсолютно одинаковым уровнем качества. Поэтому при сравнении эффективности вариантов решения проблемы следует приводить их в сопоставимый вид по уровню качества.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

  • фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);

  • фактор качества объекта;

  • фактор масштаба (объема) производства объекта;

  • уровень освоенности объекта в производстве;

  • метод получения информации для принятия хозяйственного решения;

  • условия применения (эксплуатации) объекта;

  • фактор инфляции;

  • фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным факторам обеспечивается при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты хозяйственного решения могут отличаться не по всем факторам. Необходимо проведение комплексного анализа конкретных ситуаций для того, чтобы добиться сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективных инвестиций.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения:

  • количество альтернативных вариантов должно быть не менее 3;

  • в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант решения. Остальные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

  • формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе условий обеспечения высокого качества и эффективности хозяйственного решения.


^ 1.4. Конкуренция, дополнение и дифференциация целей

Цели – взаимно согласованные характеристики желаемых и потенциально осуществимых результатов функционирования экономической системы, объекта.

Различные варианты формулировок целей управления. В простейшем случае цель полностью описана. Например, необходимо попасть в определенное место за минимальное время. Или – построить дом по заранее выбранному проекту, руководствуясь утвержденной сметой. Этот вариант целеполагания назовем «Попасть в точку».

Двойственным к нему является вариант «Продвинуться дальше». Например, за заданное время изготовить как можно больше деталей.
При заданном рекламном бюджете организовать наиболее эффективную рекламную кампанию.


Здесь есть критерии, по которым надо оптимизировать системы.
В первом случае – число деталей. Во втором – эффективность рекламной кампании, которую можно измерить по увеличению числа покупателей и объема продаж. Критерии – часть переменных, описывающих выход системы, т.е. те результаты ее работы, которые представляют интерес для менеджера.

Частный случай варианта «Продвинуться дальше» – как можно ближе подойти к заранее определенному идеальному состоянию. Например, сконструировать двигатель, коэффициент полезного действия которого возможно ближе к идеалу 100%. Назовем этот вариант целеполагания «Приблизиться к идеалу». Для его реального использования необходимо уметь измерять степень близости к идеалу.

От варианта «Попасть в точку» естественно перейти к варианту «Попасть в область». Например, человек может определить для себя желательный уровень заработной платы и считать цель достигнутой, как только его заработная плата превысит заданный порог. Менеджеру, отвечающему за отопительную систему, необходимо обеспечить температуру в помещениях
в заданных пределах – от и до. Руководителям предприятия необходимо обеспечить попадание показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в заданные интервалы.


Одна из наиболее важных целей, как для отдельного человека, так и для организации, – самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность – этот вариант целеполагания назовем «Приказано выжить». Именно самосохранение, а не максимизация прибыли является основной целью предприятия.

Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.

Для подразделения внутри организации обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Например, центральное руководство имеет целью получить от цеха возможно больше продукции при возможно меньшей оплате труда. В то время как руководство цеха желает прямо противоположного – несколько сократить выпуск продукции, но увеличить фонд оплаты труда. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда,
а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены.

Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до групп стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов – одна из основных задач менеджера.

Дерево целей (relevance tree) – схема (граф), показывающая разбиение общих (генеральных) целей плана, предприятия на подцели следующего уровня, далее – на подцели следующего уровня и т.д.

Дерево – это связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов (целей).

Представление целей начинается с верхнего яруса, дальше они последовательно разукрупняются. Причем основным правилом разукрупнения целей является полнота: каждая цель должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня исчерпывающим образом, т.е. так, чтобы объединение понятий подцелей полностью определяло понятие исходной цели. Фрагмент дерева целей:



Рис. 1.1 Фрагмент дерева целей.
0 – генеральная цель: Ускорение развития промышленного региона;

1 – развитие производительных сил;

2 – экологическое оздоровление;

3 – развитие социальной сферы;

4 – повышение благосостояния населения;

4.1 – Социальная защищенность;

4.1.1 – Улучшение природно-биологической среды жизни;

4.1.2 – Жилье;

4.1.3 – Медицинское обслуживание;

4.1.3.1 – Профилактика детских заболеваний…

Между отдельными целевыми компонентами может существовать конкуренция, дополнение или дифференциация целей.

Конкуренция целей – реализация одной цели возможна только за счет другой («Максимально возможная прибыль» – «Максимально возможная гарантия вложения денег»).


Рис. 1.2 Конкуренция целей
Дополнение целей – реализация одной цели способствует реализации другой («Максимально высокая прибыль» – «Максимально возможная экономичность»).



Рис. 1.3 Дополнение целей
Дифференциация целей – реализация одной цели не влияет на реализацию другой, следовательно, обе цели могут осуществляться в желаемом объеме независимо друг от друга. («Снижение загрязнения воздуха» – «Улучшение питания сотрудников»).



Рис. 1.4 Дифференциация целей

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих пси­хологию. Оно может быть полезно и специалистам в области практи­ческой...

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconЕ. В. Астахова доктор исторических наук, профессор Харьковского гуманитарного...
Е. В. Астахова – доктор исторических наук, профессор Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия»

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconУчебное пособие Издательство Института Психотерапии Москва
Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconИ. В. Лопаткина >ст преподаватель, Государственное высшее учебное...
Студентка, Государственное высшее учебное заведение «Украинская академия банковского дела нбу»

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconУральская государственная медицинская академия дополнительного образования...
Учебное пособие предназначено для врачей-интернов, клинических ординаторов, аспирантов и врачей акушеров-гинекологов

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconЭкономическая эффективность инноваций
Рекомендовано к изданию Ученым советом Харьковского гуманитарного университета "Народная украинская академия"

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconУчебное пособие «Современные концепции экономической мысли» Год издания:...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconИ. В. Лопаткина >ст преподаватель, Государственное высшее учебное...
Государственное высшее учебное заведение «Украинская академия банковского дела нбу»

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconФормирование интеллигентности интеллигенции как социально-политическая проблема
Харьковского гуманитарного института “Народная украинская академия”, профессор кафедры социологии

Учебное пособие Издательство нуа народная украинская академия iconУчебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<