Скачать 99.85 Kb.
|
Сочинение по поэме Н. В, Гоголя «Мертвые души». Предлагаемые темы сочинения.
Планы сочинений 3. Система образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». I. Вступление. Замысел поэмы «Мёртвые души» П. Основная часть. Система образов помещиков
III. Заключение. Что показывает Н. В. Гоголь, изображая помещиков? ^ души» — гениальная сатира на крепостническую Русь I. Гоголь о назначении писателя и его судьбе. II. Поэма «Мертвые души» — гениальная сатира на крепостническую Русь.
а) улицы города Н., вывески на домах, присутственные места, губернаторский дом, трактир, в котором остановило; Чичиков; б) портреты помещиков и чиновников.
а) Чичиков и Манилов в проявлениях взаимной вежливости; б) Чичиков у Коробочки; в) Чичиков и Ноздрев играют ] шашки; г) Чичиков перед зеркалом, когда он собирается на губернаторский бал. д) другие эпизоды
а) паразитизм существования, праздность, полная внутренняя опустошенность, безалаберное расточительство одних 1 стяжательство других — черты, свидетельствующие о моральном вырождении, отмирании души; б) Гротескное изображение Плюшкина: его внешнего вида; его мелочного стяжательства. в) взяточничество, казнокрадство, аферизм чиновников как яркое доказательство плохой работы государственной аппарата России. III. «Мертвые души» — это история болезни, написанная рукою мастера». ^
Н.В.Гоголь воспользовался сюжетом, подсказанным ему А.С.Пушкиным. 2. Смысл названия: а)Чичиков покупает у помещиков умерших крестьян, чтобы заложить "мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые", по двести рублей в опекунский совет и таким образом составить себе капитал; б)Гоголь показывает в поэме людей, чьи сердца очерствели, а души стали "мертвыми".
Сюжет хронологический. Сюжетообразующий герой - Чичиков. Сюжетообразующие элементы: 1) мотив дороги (традиции плутовского романа, построенного на похождениях героя): образ дороги - самостоятельный сквозной образ, благодаря которому происходят встречи и происшествия, - приобретает в поэме символический смысл; связан с положительным идеалом национального русского характера; связан с образом автора; связан с философским понятием жизненного пути человека, предназначенным для совершенствования личности; 2) мотив времени и пространства: движение художественного времени вместе с движением брички Чичикова; обобщение - бескрайние просторы России.
1. Поэма задумывалась как триптих по образцу построения "Божественной комедии" Данте: "Ад", "Чистилище", "Рай". 2 Воплотился только замысел первого тома. Его сюжетно-композицйонная особенность - тема изменения к худшему (каждый следующий помещик "мертвее" предыдущего).
отступления, связанные с эпической частью, - служат для раскрытия характеров и их обобщения; раскрывают идеал автора о будущем России. 6. Значение образа автора в композиции: автор как лирический герой; автор как рассказчик.
Образец темы №7 СОЧИНЕНИЕ. Анализ эпизода поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Визит Чичикова к Манилову) Все визиты в поэме «Мертвые души» выстроены по единой схеме: подъезд х имению помещика, общее впечатление, описание интерьера дома* характеристика хозяина, описание интерьера дома, знакомство с семьей или семейным положением помещика, трапеза, беседа о мертвых душах, реакция хозяина дома на предложение Чичикова, сделка, отъезд и размышления главного героя и помещика друг о друге. Схема повторяется, давая возможность автору показать как общие черты помещиков, так и индивидуальные. Отсутствие того пни иного элемента или добавление нового столь же значимо, так как является характеризующим. Рассмотрим первый визит Чичикова. «Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением». Первая же фраза, характеризующая имение, отсылает нас к традиции «говорящих» наименований. Но не только местоположение не манило, сама эклектичность открывающейся постепенно перед читателем картины вызывает недоумение. «Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только и вздумается подуть...» Данный тезис тут же комментируется Гоголем: в имении Манилова поражает соседство претензий на подражания различным культурам («разбросаны по-английски две-три клумбы», «видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»). Тут же и резюме: «что, впрочем, не в диковинку в аглкцких садах русских помещиков». Как и стили, соседствующие на маниловской территории, бабы, встреченные нашим героем, «были между собою в ссоре и за что-то перебранивались». Зыбкость, переменчивость, флюгерность пристрастий хозяина подчеркивают колористика и погодные условия: «темнел каким-то скучным синеватым цветом сосновый лес», «день был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Интересно, что и первое впечатление от хозяина имения у нас подобно рассматриванию картины, писанной маслом: «По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более». Но ведь и мы, подъезжая вместе с Чичиковым к крыльцу и вглядываясь в хозяина, видим все более и более широкую улыбку. Такое впечатление подтверждается и нижеследующей авторской характеристикой: «Он улыбался заманчиво, был белокур, с; голубыми глазами. В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» — и отойдешь подальше; если ж не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную». Давая характеристику своим персонажам, Гоголь как-то выразился по поводу порядка выведения помещиков на сцену, что они у него располагаются по принципу «от менее пошлого к более пошлому». Следовательно, Манилов, так как он стоит первым в череде помещиков, является наименее «пошлым» из всех, наименее безобидным. Его функция в тексте заключается в том, чтобы открыть галерею русских характеров, проходящих перед нашим взором на страницах романа. Да и в самом тексте поэмы есть прямое указание на типичность характера Манилова. Описание интерьера дома Манилова наводит на размышления о людях и вещах, о вещном мире, который нас окружает и характеризует. Приведем классический пример: «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Но не только вещи отражают характер человека. Столь же ярким является и ближайшее окружение человека: «Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Само собою разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно». Дети пострадали в период увлечения их отца античной культурой, получив диковатые для русского слуха имена — Фемистоклюс и Алкид. В разговоре о любом предмете в среде Маниловых всегда преобладает превосходная степень: о губернаторе — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый», полицмейстер - «приятный», жена полицмейстера — «прелюбезная». Кабинет хозяина, куда гость был препровожден для беседы о деле после трапезы, также характеризовал хозяина как человека художественного вкуса: «На окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Заведя разговор о деле, Чичиков выяснил, что без помощи приказчика хозяин не вспомнит, скольких крестьян лишился за истекший со дня последней ревизии период, но и приказчик не знал точно. Узнав же о сфере интересов гостя, Манилов удивился чрезвычайно и не сразу пришел в себя. «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает». Оценив желание гостя как фантастическое, Манилов подарил ему мертвые души и оформление купчей взял на себя. Известие же о скором отъезде Чичикова привело Манилова в уныние. Чичиков же в превосходном настроении пообещал «миленьким малюткам» хозяина привезти саблю и барабан. После долгих уговоров остаться Манилов объяснил кучеру, как проехать к Собакевичу, и сказал ему даже один раз «вы». После отъезда гостя Манилов по своему обыкновению погрузился в размышления: « мысли его перенеслись незаметно к другим предметам и наконец занеслись бог знает куда. Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах. Потом, что они вместе с Чичиковым; приехали в какое-то общество в хороших каретах, где обворожают всех приятностию обращения, и что будто бы государь, узнавши о такой их дружбе, пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Активную позицию в эпизоде занимает Чичиков, который приезжает, излагает дело, получает желаемое и уезжает. Все остальные герои эпизода никуда не спешат, они у себя дома, их быт привычен и упорядочен. О состоянии дел Манилов ничего не знает; сколько людей у него умерло, какого его материальное положение на нынешний день —- его, видимо, не волнует. Главное, чему посвящена жизнь этого помещика, — мечты. Мечты о своем ли будущем, будущем ли сына, которого он прочит в посланники, о том очень далеком будущем, когда генеральский чин дают за дружбу и приятность в обращении: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, 41а котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян. При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами». |
![]() | Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10 Души "мертвые" и живые в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Тема России в лирике А. А.... | ![]() | Дорога и путь являются синонимами: дорога – реальная и короткая, путь – часто абстрактный и длинный. Дорога соотносится с жизненным... |
![]() | ... | ![]() | Биография Н. В. Гоголя (подготовиться к проверочной работе), повесть «Шинель»(знать содержание), прочитать «Мертвые души» |
![]() | Там же]. Хаос – неотъемлемая часть Вселенной, находящаяся «на ее задворках», что подчеркивает ее оттесненность. «С остатками Хаоса... | ![]() | Редставить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там эдакая какая-нибудь Литейная; там... |
![]() | Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич,... | ![]() | Рассмотрен вопрос существования минориариев и «мертвых душ» в акционерных обществах, предложены пути решения данной проблемы |
![]() | Вся жизнь Гоголя – непрерывная цепь мучительных раздумий и принятия парадоксальных решений. Он искренне верил в дуализм своей души... | ![]() |