Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький




Скачать 108.86 Kb.
НазваниеСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький
Дата публикации29.06.2013
Размер108.86 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы

Духовність особистості: методологія, теорія і практика

6 (53)-2012



В статье анализируется опыт воспитания патриотизма у американских школьников во внешкольной деятельности.


Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, внешкольная деятельность, патриотическое сознание, национальная символика, национальные ценности, воспитание сознательных граждан-патриотов, американские школьники.
^

The article deals with the experience in upbringing of patriotism of American high schools students in extra-curricular activities.


Key words: patriotism, patriotic education, extra-curricular activities, patriotic awareness, national symbols, national values, upbringing of conscious citizens-patriots, American high schools students.
Барилко Є. О. – кандидат педогогічних наук, старший викладач кафедри практики іноземних мов Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ).

Барилко С. М. – доцент, кандидат педагогічних наук, доцент кафедри теорії і практики перекладу германських та романських мов Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ).

Рецензент – доктор педагогічних наук, професор В.В. Червонецький.

УДК 378.032:1
^ КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТЬ КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
А. С. Белых
В статье автор рассматривает основные показатели и условия формирования мировоззрения. Существенными детерминантами этого процесса является педагогический процесс, осуществляемый вузом, создание образовательного пространства в вузе, творческий и свободный характер конструирования мировоззрения.

Ключевые слова: мировоззрение, диалог, смысловой обмен, творчество, человеческое измерение, культура.
В современных условиях преподавание философии в вузе разворачивается в поле противоречия между фундаментализацией, направленной на решение основных гуманитарных проблем современности, и конкретно-прикладным значением философии, направленным, прежде всего, на формально-логическое усвоение этого курса.

Преподавание философии в высшей школе должно соответствовать теоретическому осмыслению процессов, происходящих в нашей стране и в мире, во-первых, и, во-вторых, удовлетворять культурные и интеллектуальные запросы студентов. Необходимость теоретического осмысления глобальных проблем современности, последствий и перспектив научно-технического прогресса, мобилизация творческих потенций человека повышает роль философских знаний в принимаемых решениях. Указанные задачи имеют обобщенный характер. Их можно дополнить проблемами гармонизации отношений человека и природы, гуманизации последствий общественного и технического прогресса, сохранения цивилизации. Уровень философской культуры личности, сформированности её мировоззрения становятся главным условием осознания всех этих задач.

В работах А. Бганцева, В. Бондарчука, Е. Быстрицкого рассмотрены проблемы формирования мировоззрения как смысловой обмен между культурой Запада и Востока, как личностного интегративного образования, определяющими в котором является осмысление своего бытия, определение духовных основ формирования мировоззрения, конструирование научной картины мира, как процесса выделения в ней человеческого измерения.

Большое внимание исследователей привлекают такие проблемы, как влияние духовно-практической и духовно-теоретической деятельности на формирование мировоззрения, разработка основных характеристик мировоззренческой деятельности и критериев готовности к ней. Целью данной статьи является показать на примере преподавания философии в вузе, что изучение любого курса не должно замыкаться только формированием профессиональных знаний, навыков и умений, а способствовать конструированию личности будущего специалиста, обладающей мировоззренческим, научным и культурным кругозором, реализующим разнообразные интеллектуальные и культурные потребности студентов.

Потребность в философствовании сегодня чрезвычайно велика. Философствование становится формой, в которой происходит конструирование мировоззрения. Этот сложный процесс имеет свои качественные и количественные характеристики: его течение определяется не только академическими, но и социальными факторами и, в конечном счете, способствует преодолению кризиса ценностей, навязываемых массовой культурой, а значит, формирование мировоззрения в студенческой среде во многом влияет на духовное развитие общества.

Одной из существенных характеристик современной культуры является её диалогичность, то есть функционирование и создание культурного пространства в ходе обмена смыслами (В. Библер). И с этой точки зрения философия развивает интеллектуальные возможности студентов. Философия – это такое знание, которое направлено не на само бытие, не на явление, а на мысленную концепцию бытия или явления. Так философская рефлексия способствует обогащению индивидуального смысла, организуя его взаимодействия с иными мыслимыми концепциями влияний и событий.

Еще одна специфическая черта философии связана с тем, что она проявляется только в духовно-культурном пространстве. Философствование всегда глубоко личностное обращение к духовным силам человека. Из этого следует, что способ философствования – проявление собственной жизнедеятельности и частное выражение отношения человека к миру, то есть мировоззрение. Это позволяет взглянуть на аппарат философии несколько иначе. Поскольку философские категории являются научными категориями, они представляют соответствующим образом организованную мысль, однако, являясь ответом на основные вопросы бытия, поиском смысла, философские категории выполняют гносеологические функции и являются нравственными ориентирами.

Здесь мы имеем дело с определенным противоречием: усвоение философского знания как усвоение любой другой науки вообще сводится к усвоению категорий, концепций, способов теоретической и практической деятельности. Это происходит в противоречие с тем, что человек живет в культуре, действует в определенном культурном пространстве, его деятельность мотивирована не только получением положительной отметки, но и продуцируемыми культурными и духовными ценностями. Разрешение этого противоречия лежит в совершенствовании деятельности студентов, протекающей в определенном культурном пространстве. Она определяется не заданными программами, а в постоянном пересмотре оснований, их совершенствовании, постоянном расширении духовно-культурного пространства, стимулировании самомотивации, так чтобы в духовно-практически и интеллектуально освоенное культурное пространство вводились все новые проблемы. Иными словами, самоконструирующееся мировоззрение вступает в субъект-объектный и субъект-субъектный диалоги. С этой точки зрения наиболее полная содержательная характеристика философствования заключается в характеристике интересующих человека проблем. Именно потому изучение философии не наставление, а постановка проблем и определение ориентиров их решения.

И все-таки, если попытаться выделить ведущий формальный признак изучения философии, то, на наш взгляд, студент усвоит курс философии только в том случае, если освоенный им массив знаний будет иметь целостный характер.

Здесь мы подошли к роли и месту философии в системе профессионального образования. Она сводится к двум полярным точкам зрения: 1) связь философии с профилем вуза, 2) установка на расширение общекультурного кругозора студентов, забота об их научном мировоззрении. Сегодня педагогическая практика не поставила точку в окончательном решении этого вопроса.

Невозможно себе представить изучение какого-либо курса в вузе без знания научных дефиниций, концепций, гипотез, без усвоения студентами большого массива фактической информации. Трудно себе представить такую информацию, которая не работает на профессиональную подготовку студентов и не способствует их профессиональному становлению, нейтральную к их будущей профессии. Это придает курсу философии практическую направленность, не снижая его воспитательного воздействия, так как духовность не может не быть практичной [3, 10].

С другой стороны, философия не должна замыкаться в себе, в своих собственных проблемах, по крайней мере, курс философии, читаемый в вузе [3,10]. Категории философии – не только способы организации мыслительных процессов, но и являются ценностными ориентирами, сама же философия функционирует в духовно-культурном пространстве, философствование направлено внутрь, вглубь человека.

Конструирование философских систем, трансформация, преобразование философских категорий являются формой конструирования мировоззрения. В итоге формирование современного мировоззрения без изучения философии становится невозможным. В этом качестве изучение философии влияет на поступки через конструирование системы духовно-культурных ориентаций.

Конструирование собственного мировоззрения должно быть свободным процессом, оно должно быть деидеологизировано. Это отвечает специфике философии, на которую обращали внимание разные философы от экзистенциалистов до Н. Бердяева и M. Мамардашвили. Важен здесь ничем не ограниченный поиск истины. Философия тем и привлекательна для молодых людей, что она всегда свободна. Свободна более чем естественнонаучная мысль, свободна более чем стереотипное бытовое сознание.

Личностная ориентация высшего образования рассматривается сегодня как одно из направлений государственной политики в области высшего образования. Преподавание философии в этих условиях не может не носить личностного характера. Если формирование мировоззрения – сплав познавательного, ориентационного и отношенческого компонентов, то преподавание философии должно удовлетворять познавательным, культурным и поведенческим потребностям студентов. Иными словами, преподавание философии способствует всестороннему личностному развитию студентов. В современных условиях изучение философии представляет личностную траекторию со своими темпами, проблемами, заданиями, отвечающими запросам и потребностям обучающихся. Нам представляется, что такая стратегия преподавания соответствует формированию свободной личности и развитию её теоретических способностей.

Понятно, что процесс обучения в вузе выполняет мировоззренческую функцию. Однако, без воспитательной системы вуза сколь-нибудь полное решение этой задачи невозможно, а значит, и социальные ожидания не будут выполнены. Само такое образование свидетельствует о гибкости и полифункциональности мировоззрения. Вместе с тем философия обладает целым рядом возможностей, формируя гибкое, рефлексивное, творческое, самостоятельное мышление, без которого невозможно конструирование современного мировоззрения и функционирование специалиста в современном производстве.

Последнее положение базируется на понимании мировоззрения как духовного ядра личности, как совокупности основных общих убеждений относительно природы общественной и личной жизни. Такие убеждения играют интегрирующую роль в поведении человека, в совместной практической деятельности людей, они формируют программу действий индивида, обосновывают данную программу, объясняя, почему именно эти цели важны и достойны. Процесс формирования мировоззрения ставит перед учебным процессом вуза новую задачу. Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что формирование личности является показателем эффективности педагогического процесса высшей школы. Формирование личности в вузе будет тем более эффективным, чем более будут согласованы ценностно-смысловые основания будущей профессиональной деятельности с целями и задачами процесса формирования личности специалиста. Иными словами, процесс формирования мировоззрения в вузе изначально должен рассматриваться как процесс формирования мировоззрения специалиста.

Философия, как научная дисциплина, обладает рядом возможностей в аспекте формирования мировоззрения. Философия знакомит студентов с основными направлениями философской мысли, совокупностью базисных философских проблем, существующих подходов к их решениям и готовит студентов к осознанному мировоззренческому выбору. На основании фундаментализации образования демонстрируется единство научного знания. Научный и жизненный опыт студентов может стать предметом философского анализа. Все это направлено на активизацию сознательного целеполагания, раскрывая возможности и демонстрируя варианты аксиологического выбора [2, 9].

Задача философии состоит в том, чтобы подчеркнуть и продемонстрировать свободу человека в выборе ценностей, в конструировании их системы, только в этом случае они могут выполнить функцию связи общественного сознания с духовным миром личности.

Таким образом, формируемое в ходе и для конструирования мировоззрения мышление не является ни простой, ни линейной категорией. Оно дополняется системой образов, интуиций, предчувствий.

Формирование мировоззрения – это устойчивая, непрерывная творческая деятельность личности. По своему характеру она не догматична, а для неё характерно постижение нового и сохранение старого в новом качестве. Именно поэтому формирование мировоззрения наиболее успешно происходит в вузе: из всех социальных институтов именно вуз может обеспечить интенсивную рефлексию, необходимую для формирования мировоззрения. Мировоззрение предоставляет ответ на вопрос об универсальных связях предметов и явлений действительности. С этой точки зрения личность является самым важным системообразующим фактором мировоззрения. Основой мировоззрения является гуманитарная картина мира, которая представляет единство картины природы, социума и личности [1, 15]. Отыскивая ответы на интересующие студентов вопросы о своем месте в мире, формируя ценностные ориентации и идеалы, жизненные планы, они должны обращаться к философии, которая гарантирует качество ответов. С этой точки зрения курс философии не должен быть схоластическим, затеоретизированным, а приближенным к человеку, тем реальным проблемам, которые стоят перед студентами.

Однако, гуманизированный курс философии должен дать положительные образцы интеллектуальной деятельности и продемонстрировать место эмоций, образов, интуиций, предчувствий в ответах на них. Такое понимание гуманизации соответствует стратегическому пониманию современного учебного процесса. Такое преподавание философии способствует воспроизводству и конструированию человеческого бытия с опорой на социокультурный фундамент, выработке модели будущего, формированию человека будущего, приобщению молодых людей к культуротворческой деятельности. Необходимо заметить, что они живут в поликультурном пространстве, принадлежа нескольким культурам: этнической, профессиональной, возрастной. Это значительно расширяет их культурный горизонт и перспективу. Задача философии в конструировании таких моделей, которые помогут им самореализоваться в собственных интересах и интересах общества в целом.
Литература

  1. Бганцев А., Горячев А.П. Гуманитарная картина мира, мировоззрение личности и типологические основания культур запада и востока /

Сб. науч. ст. М 641 Вып. 7, 8 / ВГПУ; Науч. ред. А. П. Горячев. Волгоград: Перемена, 2000. — 128 с. (Сер. Философские беседы.)

  1. Бондарчук Е.В. Формирование мировоззрения личности специалиста в техническом вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Калининград, 2006.

  2. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. – К., 1991. – С. 10.

  3. Мамардашвили М.Ш. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – 365 с.

  4. Ясперс К. Философская вера// Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – С. 500.


У статті автор розглядає основні покажчики і умови формування світогляду. Суттєвими детермінантами цього процесу є педагогічний процес, що здійснюється вищим навчальним закладом, створення освітнього простору у внз, творчий і вільний характер конструювання світогляду.

Ключові слова: світогляд, діалог, смисловий обмін, творчість, людський вимір, культура.
The author of the article touches upon the problem of culture creating value of the University course of Philosophy, formation of methodological reflection and philosophical culture of a specialist’s personality.

Key words: world view, dialogue, semantic exchange, work, human measuring, culture.
Бєлих О. С. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)
Рецензент – член-кореспондент НАПН України, доктор педагогічних наук професор Г.П. Шевченко


УДК 373.2 + 373.3
РЕАЛІЗАЦІЯ НАСТУПНОСТІ МІЖ ДОШКІЛЬНОЮ ТА ПОЧАТКОВОЮ ЛАНКАМИ ОСВІТИ
Н. Б. Бондаренко, Н. М. Ляшова
У статті мова йде про змістовну сутність реалізації проблеми наступності дошкільного закладу, школи та сім'ї в період підготовки дитини до навчання у школі.

Ключові слова: наступність, адаптація до школи, дошкільний заклад, школа, педагогічна культура батьків, форми роботи.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Вакуленко Валентина Миколаївна – доктор педагогічних наук, професор кафедри адміністрування Східноукраїнського національного університету...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраінського національного університету імені Володимира Даля...
Ключові слова: мультилінгвальна особистость, соціокультурний простір, освітній простір

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Шевердін К. М. старший науковий співробітник, заступник директора науково-дослідного інституту духовного розвитку людини Східноукраїнського...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconРецензент доктор педагогічних наук, професор С. Ф. Рашидов
Сищик А. С. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ, Україна)...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Дворцева Г. В. – кандидат педагогічних наук, доцент кафедри англійської мови Східноукраїнського національного університету імені...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
Ключевые слова: студенческая молодежь, семья, культура отдыха и досуга, духовно-моральные основы

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconМ. І. аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного...
Данилевська М. І. – аспірантка кафедри педагогіки Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ,...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
В статье представлены результаты исследования отношения студенческой молодежи к проблеме коммуникации посредством социальных сетей....

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconСхідноукраїнського національного університету імені Володимира Даля...
«университетская автономия» и «академическая свобода» как ценностей гражданского общества. Данная статья является попыткой определить...

Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля (м. Луганськ). Рецензент доктор педагогічних наук, професор В. В. Червонецький iconОльга Євгенівна аспірант кафедри педагогіки Луганського національного...
Хуторской А. В. Общепредметное содержание образовательніх стандартов. Проект “Стандарт общего образования”. – М., 2002

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<