Скачать 39.93 Kb.
|
Котов Ж.В. К проблеме «материалистического прочтения» Ильенкова. Организацией Объединенных Наций (Исполнительный совет ЮНЕСКО – 169 сессия) уделяется особое внимание проблеме стратегии международного сообщества в сфере философии и философствования. При этом философия определяется в общем виде как особая наука, а ее непосредственные и важнейшие функции усматриваются в том, что она призвана обнаруживать себя как «школа» самостоятельного мышления, как «школа» свободы, как «школа» солидарности на основе усвоения и реализации общечеловеческих ценностей. Любой непредубежденный человек, знакомый с философией Э.Ильенкова, согласиться тем, что именно его философская концепция в наибольшей мере ориентирована на то, чтобы выполнять функцию «школы» свободы и «школы» самостоятельного мышления. Однако, налицо кричащее несоответствие между громадным творческим потенциалом философии Ильенкова и ее фактическим влиянием как на общественно-политическую жизнь страны в целом, так и на проблему воспитания современной молодежи. В чем причина того, что этот потенциал не востребован как обществом в целом, так и системой философского образования в вузах? В чем заключена в данном случае «хитрость Мирового Разума», который, как я полагаю, ждет от представителей «школы Ильенкова», что они активно включаться в разрешение заключенного в данной ситуации противоречия? При активнейшем участии Андрей Майданского и его помощников решена архиважнейшая задача – философское наследие Э.Васильевича подготовлено и представлено в электронном варианте широкому общественному мнению. Это первый и важнейший шаг. Но если представители школы Ильенкова на этом остановятся, если одни будут видеть себя только в роли архивариусов, а другие в роли «истинных знатоков» философских работ Ильенкова, борющихся за «чистоту» и рьяно отлучающих от философии Ильенкова тех, кто ориентирован на поиск собственного прочтения, собственного понимания его работ, то наша молодежь не признает в Э.Ильенкове современника, и, соответственно, попадет под влияние плохой философии, где их ждет печальная участь «зомби» или «яппи». Нельзя не признать, что интерес к философии Ильенкова - это признак хорошего вкуса, признак теоретически ориентированного ума, готового развиваться и преодолевать трудности (вопреки: «умный в горы не пойдет, умный горы обойдет»). Но, с другой стороны, жаль тех представителей школы Ильенкова, которые убеждены, что их знания, их понимание Ильенкова представляют собой что-то законченное и завершенное, на манер отчеканенной монеты, которую можно положить в карман и при случае предъявлять оппонентам. Если объединиться на основе осознания тайны и глубины философии Ильенкова как важнейшего звена в развитии мировой философской мысли, на основе ощущения и признания факта непонимания и попыток его преодолеть, то тогда возможны дискуссии, создающие плацдарм для творческого ее развития. Подобного рода отношение к философии Ильенкова я и обозначаю термином «материалистическое прочтение». Таким образом, «материалистическое прочтение» - это прочтение самобытное, это прочтение с позиций творческого марксизма, сочетающего в пределе (или идеале) искусное владение как «делом логики», так и «логикой дела», применительно к специализированным областям как научного знания, так и политической деятельности. И если лучшие, творчески мыслящие представители школы Ильенкова встанут на этот путь, тогда и в мышлении отдельного философа окажется представлено современное мышление человеческого рода в его целостности, а не в его частичности. Такого рода творческая работа позволит не только вдохнуть свежую струю в осмысление современных сложнейших проблем, но и окажется чрезвычайно интересна и даже заманчива для лучших представителей молодежи. Сам Ильенков дает нам блестящие образцы материалистического прочтения не только Гегеля, но и К.Маркса, а также В.Ленина («Ленинская диалектика и «метафизика» позитивизма»). Почему само мировое сообщество оказывается так всемерно заинтересовано в философии и как в науке, и как в культуре мышления и действия? В рамках ильенковской философской концепции общие контуры ответа на этот вопрос представлены, в частности в работе: «Античная диалектика как форма мысли». В качестве стержня, в качестве несущей конструкции философии вообще как теоретической формы осознания мира Ильенков усматривает материализм и диалектику: в момент зарождения философии в античном мире - это стихийный материализм и стихийная диалектика, а в современную эпоху – это материализм диалектический. Философия и возникает, и возрождается как «Феникс из пепла», в качестве уникальнейшего инструмента самонастройки и самоорганизации общественной жизни в такие критические моменты, когда решается еще Парменидом поставленная проблема: «Быть или вовсе не быть, вот здесь разрешенье вопроса». В период своего возникновения философия, представленная стихийным материализмом и стихийной диалектикой, помогала утверждать «правду» нового мира, в его представлености цивилизацией рабов и господ» (рабовладение, феодализм, капитализм), против «правды» родоплеменной организации, представленной религиозно-мифологическим мировоззрением. Начиная со времен К. Маркса уже философия диалектического материализма обнаруживает себя как инструмент утверждения «правды» нового мира – мира становящейся цивилизации свободных людей, против «правды» старого мира, точнее мира устаревающей цивилизации господ и рабов, представленной современными вариациями религиозно-мифологического мировоззрения. Особая сложность освоение философии диалектического материализма как философии становящейся цивилизации свободных людей в нашем обществе в том, что большинство современников находятся в плену буржуазного миросозерцания и ориентированы на «иметь». Философия Ильенкова интересна и посильна для личностей с «продуктивной ориентацией характера», для тех молодых людей, которые, не забывая об ориентации на «иметь», в то же время смысл и назначение своей жизни видят в ориентации на то, чтобы «быть!» Ильенков и Гегель. Материалы 1Х Международной научной конференции (26-27 апреля 2007 г.) Ростов –на-Дону, 2007 с.75-77 |
![]() | При каких условиях последователи Э. Ильенкова смогут претендовать на то, чтобы их коллективный разум соответствовал потенциалу Э.... | ![]() | Н. Лосский, определяя характерные черты русской философии, отмечал постоянный интерес к вопросу о сущности исторического процесса,... |
![]() | А. Гора «Неудобная правда» о проблеме изменения климата. Он произвёл на ребят огромное впечатление. Ребята предложили провести какое-то... | ![]() | Оглавление введение Социологический актуализм и концепция материалистического понимания истории |
![]() | С. А. Токарев, доктор исторических наук, X. Ч. Момджян, доктор философских наук, Л. И. Анцыферова, кандидат философских наук | ![]() | За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы» |
![]() | Проверяются умения читать незнакомый текст с достаточной скоростью и понимать с одного прочтения | ![]() | Этой проблеме посвящено столько научных работ, сколько не посвящалось, пожалуй, ни одной другой проблеме. Антиоксиданты приобретают... |
![]() | Вот это-то проявление Первосмысла в мире и приводит к проблеме первоначал мира, принимающей форму вопросов о том, как, в виде чего,... | ![]() | Представляется, что философско-методологическая подоплека антропного принципа полностью сводима к гипотезе, высказанной Э. В. Ильенковым.... |