Валери Поль "Об искусстве"




Скачать 42.45 Kb.
НазваниеВалери Поль "Об искусстве"
Дата публикации27.07.2013
Размер42.45 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Философия > Документы
Валери Поль "Об искусстве", М. "Искусство", 1993

ПРОБЛЕМА МУЗЕЕВ

Я не слишком люблю музеи. Многие из них прекрасны, но нет среди них очаровывающих. Идеи классификации, сохранности и общественной пользы, точные и ясные, плохо вяжутся с очарованием. Первый же шаг к прекрасным вещам и чья-то рука отбирает у меня трость, а надпись воспрещает мне курить.

Уже охлажденный авторитарным жестом и чувством принудительности, я вхожу в какой-нибудь зал кульптуры, где царствует холодное смятение. Чей-то слепительный бюст виден сквозь ноги некоего бронзового атлета. Спокойствие и неистовства, жеманство, улыбки, ракурсы, неустойчивейшие равновесия слагают во мне нестерпимое впечатление. Я пребываю в гуще оцепенелых существ, из коих каждое требует, пусть безуспешо, небытия всех остальных. Умолчу о хаосе всех этих величин, лишенных общего мерила, о необъяснимой смеси карликов и гигантов, наконец-о той схематичности развития, какую предлагает нам подобное сборище творений, совершенных и незаконченных, изуродованных и восстановленных, чудовищных и вылощенных...

С душой, готовой ко всем мучительствам, следую дальше, к живописи. Передо мной развертывается странный, организованный беспорядок. Меня охватывает свя-щенный ужас. Поступь моя становится благочестивой. Голос мой меняется и делается чуть выше, нежели в церкви, но чуть тише, нежели обычно в жизни. Скоро я перестаю уже сознавать, что привело меня сюда, в эти навощенные пустынности, на которых лежит печать рама и салона, кладбища и школы... Пришел ли я поучаться, или искать радости глаза, или же выполнить долг и удовлетворить требование приличий? Или, может быть, я исполняю упражнение особого рода, совершая эту прогулку, причудливо очерченную творениями красоты и ежемгновенно кидающую меня вправо и влево, от шедевра к шедевру, среди которых мне надлежит вести себя, как пьянице среди стоек?

Уныние, скука, восторг, прекрасный день, стоящий снаружи, упреки совести моей, удручающее ощущение великого количества великих мастеров - сопутствуют.

Я чувствую, что становлюсь необычайно искренним. Как утомительно, говорю я себе, какое варварство! Все это нечеловечно. Все это лишено чистоты. Оно парадоксально, это приближение к совершенствам, само-цельным, но противоположным, и тем сильнее враж-дующим, чем больше собрано их вместе. Только цивилизация, лишенная чувства наслаждения и чувства разумности, могла воздвигнуть этот дом бессмыслицы. Есть какое-то безумие в подобном соседствовании мертвых видений. Они ревнуют друг к другу, дерутся за взгляд, который приносит им жизнь. Со всех сторон зовут они к себе мое неделимое внимание; они неистовствуют вокруг живой точки, которая бросает всю машину тела к тому, что ее влечет...

Ухо не могло бы слушать десять оркестров сразу. Ум не в состоянии ни воспринимать, ни вести разом несколько раздельных операций,-равно как нет единовременности для нескольких мыслей. Между тем глаз, сквозь отверстие своего подвижного угла и в единое мгновение своего созерцания, вынужден сразу вместить портрет и марину, кухню и апофеоз, явления самых различных состояний и измерений; и того пуще,-он должен воспринять одним и тем же взглядом гармонию и живописные приемы, лишенные соответствия.

Подобно тому как чувство зрения ощущает насильственность этого злоупотребления пространством, образуемым коллекцией, так и разум испытывает не меньше оскорбительности от этого тесного сборища выдающихся творений. Чем они прекраснее, чем сильнее проявляется в них исключительность стремлений чело-веческих, тем отличительнее должны они быть. Это предметы редкости, и творцы их хотели, чтобы они были единичны. Эта-картина- говорят иногда- убивает все кругом...

Я думаю о том, что ни Египет, ни Китай, ни Эллада-у коих были мудрость и утонченность-не знали этой системы сочетания произведений, пожирающих друг друга. Они не соединяли несовместимые еди-ницы наслаждения применительно к их инвентарным номерам и соответственно отвлеченным принципам .

Но мы раздавлены наследием. Современный человек изнурен обилием своих технических средств, но и столь же обеднен преизбытком своих богатств. Механики даров и завещаний-непрерывность производства и приобретений-и еще новая причина разрастания, коренящаяся в изменениях моды и вкусов, в их возврате к вещам, которыми прежде пренебрегали, соревнуются без устали в накоплении капитала, чрезмерного и, следовательно, неиспользуемого.

Музей делает устойчивым внимание к тому, что создают люди. Человек творящий, человек умирающий-питают его. Все кончается на стене или в витрине... Мысль навязчиво говорит мне о лотерее, где нет проигрышей.

Однако возможности пользования этими все воз-растающими богатствами отнюдь не означают, что и мы растем вместе с ними. Сокровища наши тяготят и угнетают нас. Необходимость сосредоточить их в одном здании приводит к ошеломляющему и горестному итогу. Как бы просторен ни был дворец, как бы ни был он вместителен и благоустроен, мы всегда чувствуем себя чуть-чуть потерянными и удрученными в этих галереях,-одни перед таким количеством художественности. Продукция несчисленных часов, потраченных столькими мастерами иа рисование и живопись, обрушивается в несколько гновений на ваши чувства и разум, но и эти часы в свой черед несут груз годов, отданных поискам, опытам, усидчивости, гению!.. Неизбежно должны мы пасть под их бременем. Что же делать? Мы становимся поверхностными.

Или же делаемся эрудитами. Но в делах искусства эрудиция есть род немощи: она освещает отнюдь не самое тонкое и углубляет вовсе не наиболее существенное. Она подменяет ощущение гипотезами и встречу с шедевром-бесчисленностью воспоминаний. Она до-бавляет к музею неограниченную библиотеку.-Венера, ставшая документом.

С разбитой головой, с трясущимися ногами выхожу я из этого храма благороднейших наслаждений. Крайнее утомление сопровождается порой болезненной возбужденностью ума. Великолепный хаос музея идет за мной следом и сочетается с движением живой улицы. Мое недомогание ищет себе объяснения. Оно подмечает или изобретает некое соответствие между этим смяте-ньем, его обступившим, и смутным состоянием искусств нашего времени.

Мы живем, мы движемся в том же водовороте смесей, за который требуем кары для искусства минувшего.

Вдруг смутный просвет возникает предо мною. Во мне зреет ответ; он мало-помалу выявляет себя сквозь мои ощущения и стремится высказаться. Живопись и Скульптура, говорит мне демон объяснения,-это брошенные дети. У них умерла мать-мать их, Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначе-ние, пределы. Свобода бродяжничества была им заказа-на. У них было свое пространство, свое точно определен-ное освещение, свои темы, свои сочетания... Пока она жила, они знали, чего хотят...2.

- Прощай,-говорит мне эта мысль,-дальше я не пойду...

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Валери Поль \"Об искусстве\" iconРатекститекс т
То, что свалилось на голову Валери, не шло ни в какое сравнение с так называемыми идеями, какие обычно его посещают. С ними-то Валери...

Валери Поль \"Об искусстве\" iconЖан-поль сартр (1905-1980)
Жан-поль сартр (1905–1980) французский философ, писатель, драматург и эссеист. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской...

Валери Поль \"Об искусстве\" iconПоль Брэгг Чудо голодания «Чудо голодания»: Невский проспект; 2006 isbn 5 94371 031 0
Автор книги – известный американский диетолог и физиотерапевт Поль Брэгг. Его жизнь явилась лучшим подтверждением эффективности советов,...

Валери Поль \"Об искусстве\" iconРеализация программы «Дистанционное образование» «Программа «Комплекс»...
Тема: XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Творчество Жана Батиста Мольера

Валери Поль \"Об искусстве\" iconБудапешт – Верона – о. Гарда – Монако – Ницца – Сен-поль-де Ванс...
Будапешт – Верона – о. Гарда – Монако – Ницца – Сен-поль-де Ванс – Генуя – Венеция

Валери Поль \"Об искусстве\" iconСовершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном...
Совершенствование реалистического метода в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Э. Дега и К. Моне

Валери Поль \"Об искусстве\" iconПоль Сезанн

Валери Поль \"Об искусстве\" iconДолина Красавиц – Будапешт – Любляна – Ницца – Канны – Антибы Сан...
Долина Красавиц – Будапешт – Любляна – Ницца – Канны – Антибы Сан Поль де Ванс Монако – Сен Тропе

Валери Поль \"Об искусстве\" iconДолина Красавиц – Будапешт – Любляна – Ницца – Канны – Антибы Сан...
Долина Красавиц – Будапешт – Любляна – Ницца – Канны – Антибы Сан Поль де Ванс Монако – Сен Тропе

Валери Поль \"Об искусстве\" iconПоль Верлен «Над кровлей небо лишь одно»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<