Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия»




Скачать 111.67 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия»
Дата публикации03.10.2013
Размер111.67 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Философия > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия)

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ (Эволюция понятий «религия» и «философия»)Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности,такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя вомногом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямопротивопоставляют друг другу.Задача данной статьи – показать, что это противопоставление скорее являетсяисторически сложившимся заблуждением, чем отражает действительную сущностьвещей.Существует несколько устойчивых парадигм, по которым философию обычнопротивопоставляют религии: 1. «Религия – догматизм, философия – свободомыслие». 2. «Философия – логичное, дискурсивное мышление, религия – сознательная установка на иррационализм». 3. «Религия – слепая вера, философия – знание».По поводу первых двух парадигм следует заметить, что обе они не касаютсяпредмета религии или философии, а говорят лишь об образе религиозного илифилософского мышления.Что касается первой парадигмы, то здесь допускается та ошибка, которойгрешат едва ли не все враги религии – смешение самой религии с тойрелигиозной организацией, которая выступает в качестве носителя даннойрелигии, «монополизирует» её. Свободомыслие здесь определяется почтиисключительно «от противного», как критика учения официальной церкви.Вопрос о допустимости такой критики на самом деле имеет мало отношения ксущности религии, это вопрос почти политический. Если и в религии возможносвободомыслие, не следует тогда и противопоставлять религию и философию поэтому признаку. Приверженцам подобной парадигмы следовало бы показать, чтосам предмет религии таков, что о нём возможно лишь догматическоемышление. Но на самом деле в качестве догмата может быть принятоабсолютно любое положение, никакой связи между содержанием положения и тем,принимается ли оно как догма, не существует. В этом смысле религия ничутьне догматичней, чем любая другая сфера интеллектуальной или духовнойдеятельности.Вторая парадигма грешит тем же недостатком, что и первая – она касаетсялишь образа, но не предмета религиозного или философского мышления. Тот,кому приходилось изучать так называемую «формальную логику», обращал,должно быть, внимание, что всё, что та предлагает – лишь формулы, покоторым предписывается мыслить, которые лишены всякого содержания и могутбыть заполнены любым содержанием, совершенно подобно математическимформулам. Я не буду касаться здесь вопроса о самой возможности инеобходимости логического мышления, хотя, если уж на то пошло, слабо верю ввозможность окончательно «математизировать» человеческое мышление, ибочеловек всё-таки не робот и не компьютер. Речь пойдёт лишь о теоретическойустановке на логичность, дискурсивность мышления. Приверженцам парадигмы онелогичности религии следовало бы показать, что сам предмет религии таков,что требует нелогичного мышления о нём. Но если логичность есть лишь формабез содержания, то никакой связи между логичностью и предметом мышления несуществует, логичное, как и нелогичное мышление возможно о любом предмете.К тому же, из истории известны попытки дискурсивного мышления орелигиозных предметах – чем, например, занималась средневековая схоластика,как не подобными попытками?Следует также отметить, что достаточно часто приверженцы первой парадигмыпридерживаются также и второй, не замечая, что эти парадигмы противоречатдруг другу. Вряд ли мышление, придерживающееся законов логики, можнопризнать свободным. Нелогичное мышление как раз, во всяком случае, болеесвободно.Что касается третьей парадигмы, то для противопоставления знания и верынужно чётко уяснить сущность того и другого. Если вера, по определениюапостола Павла, есть «обличение вещей невидимых» (Евр. 11:1), то знаниеможно определить как «обличение вещей видимых». Слепа ли религиозная вера?Не есть ли признание существования «вещей невидимых», не принуждающих себяпризнать, более свободный акт, чем признание существования вещей видимых,навязывающих себя нашим чувствам? В акте веры происходит акт волевогоизбрания. Но если вас ударили палкой по голове и вы признали реальностьэтой палки, что это – вера или знание? В существовании объектовэмпирического мира может быть высказано ничуть не меньше сомнения, чем всуществовании «вещей невидимых». Любое знание может быть подвергнутосомнению, следовательно, «знание» в этом отношении ничем не отличается от«веры». Принимаю ли я то, что говорит мне какой-нибудь религиозныйавторитет, или доверяю собственным глазам – в обоих случаях я совершенноодинаково совершаю акт волевого избрания.Пафос науки – объективный пафос. Наука допускает лишь «временное»свободомыслие, необходимое для выдвижения гипотез. Окончательная цель науки– установление объективной, общеобязательной истины, то есть избавление отвсякого «свободомыслия». Всё свободомыслие противников религии – чистоотрицательное, их свободомыслия хватает лишь на отрицание религии. * * *По причинам, которые обсуждать здесь не место, за последние 200 – 100 летмир стал однополярным, и в нём «правит бал» западноевропейская (сюда женужно отнести и американскую как производную от западноевропейской)культура. В официальном, «университетском», если можно так выразиться,«философоведении» установилось представление о том, что «западная»(античная и, позднее, западноевропейская) философия – это «генеральнаялиния» философии, а философия других культур – в лучшем случае, «экзотикана любителя».Рассмотрев историю философии всех времён и народов, мы обнаруживаем, чторазделение сфер «религии» и «философии» типично лишь для следующих культур: 1. Античной (Древняя Греция, древний Рим). 2. Христианской (Европа, христианские страны Ближнего Востока и Северной Африки, Россия). 3. Мусульманской. 4. Иудейской.Для других культур противопоставление религии и философии нетипично, а,если встречается, то заимствованно из европейской традиции.Рассмотрим, какое содержание на протяжении веков вкладывалось в слово«философия».Слово это, как известно, впервые прозвучало в древней Греции. Иногдасчитают, что, мол, раз слово впервые прозвучало там, то и сама философиявозникла там же. Такой подход неверен. Если, скажем, в английском языке нетслова “stol”, то это ещё не значит, что в Англии нет столов. Столы таместь, просто стол по-английски не “stol”, а “table”.Древняя Греция была, пожалуй, наиболее развитой страной как в политическомплане (демократия – беспрецедентная по тем временам форма правления всплошь «монархическом» мире), так и в плане материальной культуры. Но –затрудняюсь назвать причину, но факт остаётся фактом, - в плане религииГреция была более отсталой, чем другие цивилизации того времени (Израиль,Индия, Китай, буддистский мир), давно уже «додумавшихся» домонотеистических или пантеистических форм религии. Примитивноедревнегреческое язычество, может быть, и удовлетворяло широкие массы, но немогло удовлетворить духовных запросов мыслящего индивида. Так возниклотакое явление, как «философы» – лица или группы лиц, искавшие «мудрость»или проповедующих то или иное учение. Замечу, что философия в древнейГреции была делом частных лиц. Возникшие в сравнительно поздний периодантичности учебные заведения, где преподавали философию (Академия Платона,Лицей Аристотеля) тоже были негосударственными.Зачастую утверждают, что в древней Греции философия впервые сформироваласькак наука. Нужно, однако, отдавать себе отчёт, что это значит. В ранней,доплатоновской философии не было, по сути дела, представления о каком-тоином, транцендентном мире и противопоставления «того» мира «нашему»,материи духу. Для языческого сознания не могло существоватьпротивопоставления науки и религии, религия для язычника была таким жезнанием, как и наука. Самая ранняя греческая философия была, по сути,космологией и отличалась от «науки» в современном понимании этого словалишь тем, что в ней по понятным причинам было больше теоретическихдомыслов, чем опытных знаний. Если в этой философии и присутствовалатеология, то лишь как часть космологии, ибо языческие боги были, по сутидела, частью космоса. В греческой философии среднего периода уже появляетсяучение о неком принципе, правящем миром (Логос, Нус). Далее, в позднейгреческой философии стали появляться и зачатки метода философствования(софистический метод у софистов, диалектический метод ведения спора уСократа – Платона). Наконец, Аристотель создаёт категориально-логическийаппарат философствования, призванный окончательно превратить философию внауку.Следующий этап – возникновение христианства. Если ранние христиане иощущали родство с какой-нибудь из предыдущих традиций, то в первую очередьс иудейской. Греческая философская традиция для христианства была«внешней». Отношение к ней доходило иногда до полного отрицания, как,например, у Тертуллиана. Для христиан того времени слово «философия» впервую очередь ассоциировалось с греческой традицией. Противопоставлениехристианства греческой философии было не противопоставлением «религиивообще» «философии вообще», а противопоставлением двух конкретных традиций.Впрочем, иногда и само христианство именовало себя «философией». Так,христианский апологет II в. Татиан Сириец называет себя «приверженцемварварской философии»1 (т. е. христианства) в отличие от философии«эллинской». (Как видно из прозвища Татиана, сам он был негреческого,сирийского происхождения.) Тертуллиан называет христианство «лучшейфилософией».2 Для христиан того времени христианство было скорее нетеорией, а образом жизни.Касаясь положения философии в Средние века в Западной Европе, обычноговорят, что философия играла подчинённую по отношению к религии роль.Упоминают обычно известное средневековое положение о философии как«служанке богословия», не сознавая, однако, что, собственно, имеется здесьв виду. Слово «философия» в Средние века по-прежнему ассоциировалось сантичной традицией. Из представителей этой традиции были известны Платон,неоплатоники, но наиболее известным и популярным автором был Аристотель,которого часто называли просто Философ. Средневековая схоластика пыталасьиспользовать аристотелевский категориально-логический аппарат для нуждбогословия. Философия была служанкой богословия в том смысле, в каком методили инструмент является «служанкой» того, что делается при помощи этогометода или инструмента.В восточнохристианском, «православном» мире картина была несколько иной.Разумеется, там также имелись последователи античной традиции, но попытокиспользования аристотелевский логически-категориальный аппарат в качестве«служанки богословия», пожалуй, не было (единственное исключение – ИоаннДамаскин). Следует отметить, что в православии слово «философия» (в русскихпереводах святоотеческой литературы иногда переводится как «любомудрие»)означало не столько отвлечённую теорию, сколько аскетическую практику,образ жизни, созерцание, в результате которого происходит непосредственноеобщение с Богом.Несколько слов следует сказать о таком явлении, как христианская мистика.Несмотря на то, что в ней довольно часто присутствовала установка наапофатику3, из которой (установки) можно вывести отрицание методичности,сознательного противопоставления мистики аристотелевскому методу, насколькомне известно, не было.В раннехристианском и средневековом христианском мире не было и не моглобыть противопоставления философии вообще религии вообще. Под философией,как уже было сказано, понималась либо античная традиция, которая могла бытьпротивопоставляема христианству лишь в плане её конкретного содержания,либо категориально-логический аппарат, который не мог противопоставлятьсярелигии по причине того, что был лишь формой без содержания. Причём,«поклонники» Платона и Аристотеля не противопоставляли их христианству –они старались «примирить» их с христианством, приспособить подхристианство. Лишь противники подобного примирения противопоставлялиантичную философию христианству. Также следует отметить, что официальнаяЦерковь могла обвинить того или иного мыслителя в ереси, но сами мыслителине ставили себе цели противопоставить себя Церкви. Так называемые «ереси»не оставили сколь-либо заметного следа в истории религиозно-философскоймысли не столько даже из-за преследований, сколько потому, что еретикибыли в основном представителями простонародья, а не книжниками-интеллигентами. Впрочем., и в этих «ересях», насколько мне представляется,не было достаточно принципиального противопоставления себя официальнойЦеркви. Придумать же какую-нибудь совершенно новую религию или философию,отличную как от христианства, так и от античной традиции, никому просто неприходило в голову.В мусульманском мире сложилась во многом сходная ситуация. СочиненияПлатона, Аристотеля, неоплатоников получили довольно широкоераспространение в мусульманских странах. «Философией» там так же называласьв основном античная, в первую очередь аристотелевская философия. Так,например, у арабского автора XI – XII вв. аль-Газали есть книга«Опровержение философов», где под «философами» понимаются в первую очередьаристотелики. Одни мусульманские мыслители пытались соединить античнуюфилософию с мусульманством (хотя столь осознанных, как в Западной Европе,попыток сделать аристотелевскую логику «служанкой» мусульманскогобогословия, пожалуй, не было), другие возражали против подобногосоединения, но противопоставления «философии вообще» «религии вообще» опятьже не было.Сходная ситуация сложилась и в иудейской философии, имевшей много точексоприкосновения с мусульманской.И, наконец, следующий этап – философия так называемого «Нового Времени».«Новое время» началось, как известно, с возникновения протестантизма.Протестантизм впервые достаточно сознательно выдвинул идею свободнойкритики Церкви (впоследствии «разросшуюся» в идею свободной критикихристианства и религии вообще). Главное, что следует здесь отметить – этото, что по причинам, которые рассматривать здесь не место, в человеческомсознании того времени произошёл кризис объективизма. До «Нового Времени»философы лишь создавали, по сути дела, объективную картину мира. Даже вмистике, где наиболее сильны были мотивы, близкие к субъективизму, главный«пафос» был всё-таки объективистским, целью мистики было соединениечеловека с высшей объективной реальностью, с Богом (хотя, может быть, и дополного уничтожения различий между субъектом и объектом). Лишь в эпохуНового Времени появляется такое явление, как субъективный идеализм,объявляющий внешний мир порождением субъекта. Следует заметить, чтосубъективный идеализм типичен для стран с протестантской культурой (Англия,Германия). Повысился интерес к античной традиции, ослаб интерес кхристианству (это, впрочем, более типично для Италии и других стран югаЕвропы), и постепенно античная традиция стала – впервые за много вековгосподства христианства – противопоставляться ему не противниками, апоклонниками этой традиции. Наконец, возникла осознанная потребностьсоздать какую-то новую философию, отличную как от античной традиции, так иот христианства. Появились такие дисциплины, как методология науки,гносеология, новые, неаристотелевские формы логики и т.п. Возникло такоеявление, как материализм. Вопреки официальному советскому«философоведению», руководствовавшемуся ленинской установкой о том, чтоистория философии всегда представляла и себя борьбу идеализма сматериализмом, и вынужденному отыскивать материализм в любой эпохе,раздувая материалистические мотивы у того или иного мыслителя или записываяв материалисты того, кто таковым не являлся, следует заметить, что говоритьо материализме в дохристианской (или, по крайней мере, в доплатоновской)философии вряд ли правомерно, так как в сознании людей того времениотсутствовало чёткое противопоставление материи и «духа», представление окаком-то другом, «неэмпирическом» мире. К тому же, в Новое Время впервыевозникла парадигма о ложности, «ненаучности» любой религии. Законноежелание освободить человека от порабощающих его форм религии привело котрицанию религии вообще. При этом не сознавалась необходимостьрелигиозного учения о человеке, религиозной антропологии, не сознавалось,что отсутствие таковой ставит человека в гораздо большее унижение, чемлюбая религия, обращает его в рабство у материального, эмпирического мира,которое ничуть не лучше, если не хуже, чем рабство у Бога. Отрицаниерелигии как «обличения вещей невидимых», непонимание сущности религиознойверы и наивная вера в реальность, единственность и окончательностьэмпирического, материального мира (и это при всей работе, проделаннойсубъективным идеализмом и критической гносеологией!) породили парадигму орелигии как о «слепой вере». * * *Эта статья была прочитана в качестве доклада на одном неформальномфилософском семинаре. Помню одно возражение, адресованное мне: религия,дескать, отличается от философии тем, что, помимо теории, в религии естьещё и практика непосредственного общения с Богом.То есть, говоря другими словами, философствовать, мол, - это, конечно,очень здо(рово, но главное всё-таки – ходить в церковь и кушать просвирки…Ах, какие же мы всё-таки ещё материалисты! Как глубоко сидит в насматериалистическая парадигма о том, что «дух» – это иллюзия, а материя –это реальность…Я не отрицаю принципиально непосредственного общения с Богом в таинствах,«подвижничестве» или различных медитативных практиках. Но почему,собственно, считается, что в мышлении о Боге не происходитнепосредственного общения с Богом? Тем более что Бог нематериален…Имяславцы, как известно, утверждали, что в имени Божием непосредственноприсутствует сам Бог. Почему бы не предположить, что в мысли о Богенепосредственно присутствует сам Бог? 1 Татиан Сириец. Речь против эллинов. / М., «Слово», 2000, стр. . 42. 2 Тертуллиан. О плаще. / Спб., «Алетейя», 2000, стр. 84. 3 Апофатическое богословие – богословие, утверждающее, что к Богу неприменимы никакие понятия из нашего мира. Согласно апофатическому богословию, на Бога не распространяются законы логики, закон исключения противоречий, законы причинно-следственной связи и т.п.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Религия и наука Религия...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconДоклад на научной конференции к 100-летию Союза Русского Народа
Церквами – являясь частями единой вселенской Церкви, они сохраняют свои национальные особенности, то иудаизм – религия одного единственного...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Политика и религия Ижгту...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Эволюция английского парламентаризма...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат По курсу: философия тема: «Даосизм как религия и философия» ©

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconБуддизм. История развития План Что такое религия?

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconОтдельные виды ценных бумаг: некоторые юридические заблуждения
Гк РФ все же включает целый ряд положений об акциях, которые играют роль фактора, сдерживающего произвол органов как законодательной,...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua История одного заблуждения (эволюция понятий религия и философия) история одного заблуждения (Эволюция понятий «религия» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Культура эпохи Раннего царства (религия, письменность, начала знаний, искусство)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<